Использование эфу в образовательном процессе сельской школы. Возможности ЭФУ для достижения метапредметных результатов консультация (1 класс) на тему Что мешает активно использовать эфу на уроке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ФОРМ УЧЕБНИКОВ (ЭФУ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Кузнецова Е. В.

Заместитель директора по УВР МОУ

Кузнецова Т. В.

учитель физики и технологии МОУ

«Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н. В. Котлова»

Залогом эффективной образовательной деятельности в информационном обществе является наличие у педагога профессиональных компетенций, позволяющих непрерывно осваивать инновационные образовательные и технологии, а также способствовать формированию у обучающихся способностей управлять своими действиями. Учитель всегда первым реагирует на происходящие в сфере образования преобразования, проявляя творческий подход в условиях непрерывно расширяющегося списка образовательных технологий, применение которых в образовательном процессе, несомненно, требует формирования новых профессиональных компетенций.

В 2015-2016 учебном году наша школа принимает участие в апробации электронных форм учебника технологии (Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технология ведения дома» 7 класс - М.: Вентана-Граф, 2015). Это серьезная работа, требующая от педагога понимания реалий современного образования и умения соответствующим образом выстраивать свою педагогическую деятельность. В ходе апробации учителю необходимо сделать выводы и рекомендации по совершенствованию ЭФУ в «дневнике апробации». Необходимо фиксировать наблюдения, накапливать замечания, комментарии и предложения к каждому параграфу, главе, разделу, сделать анализ его достоинств и недостатков.

Для работы с ЭФУ достаточно обладать умениями обычного пользователя настольного или мобильного компьютера (установка программ, работа с основными повседневно используемыми приложениями, работа в сети Интернет).

Система «Азбука» позволяет школе выбрать наиболее удобные варианты использования электронного образовательного контента . Существует несколько вариантов его использования:

Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Но в нашей школе есть компьютерный класс, мультимедийный проектор и часть детей имеют и могут принести на урок свои мобильные устройства. Поэтому в наших условиях мы можем в полной мере использовать вариант демонстрационного режима и частично варианты «компьютерный класс» и «Модель BYOD».

В демонстрационном режиме учителю работать удобно, а детям труднее. Кто-то быстрее читает, пишет, выполнят задания и не имеет возможности перейти на другую страницу. Не все дети могут принести на урок планшеты. Да и сами родители пока недоверчиво, а некоторые и пассивно, относятся к ЭФУ. Планшеты и ноутбуки могут выйти из строя по множеству причин (уронили, кончилась зарядка и т.д.), что является дополнительной проблемой для учителя. Стоит еще заметить, что длительная работа с экранами планшетов не лучшим образом влияет на зрение детей.

Была проблема в получении доступа к ЭФУ. Регистрация учеников в системе трудоемкая. При передачи ученикам ЭФУ только 5 из 17 получили лицензию и доступ к учебнику, хотя все были зарегистрированы, зачислены в группу.

Но пользоваться ЭФУ по технологии достаточно просто, здесь не требуются специальные навыки. Материалы параграфов точно соответствуют печатному учебнику. Меньше тратится время на подготовку к уроку, придумывание новых интересных приемов подачи материала. В ЭФУ предоставлено широкое поле возможностей быстро и без особых усилий привнести в урок разнообразие, наглядность, повысить интерес к предмету. Хочется отметить наличие дополнительных возможностей, которых нет в печатном издании: информационные файлы; быстрый переход от одной главы к другой, от урока к уроку, возможность оставлять закладки, регулировать размер шрифта, увеличивать все рисунки и схемы. Для лучшего усвоения учащимися материала учебника в каждом параграфе есть мультимедийные практические и контрольно-измерительные задания, в которых ученик может произвольно манипулировать представленными фрагментами информации для достижения правильного результата (сопоставлять их, соединяя линиями; выстраивать в правильном порядке и т. п.). В них после получения информации об ошибке допускается возможность повторного выполнения задания с повторной проверкой достигнутого результата. Такие работы вызывают большой интерес у учащихся, дают возможность осуществлять самоконтроль. В конце учебника размещены и небольшие итоговые проверочные задания, что тоже очень удобно.

Информационного материала в ЭФУ технологии пока очень мало – есть несколько интерактивных иллюстративных материалов (коллекция монет, вышивки, кулинарные блюда и др.) и всего два видеофрагмента по теме «Вышивка». А для повышения наглядности учебного материала, развития познавательного интереса учащихся, особенно сельских школ, видео- аудиоматериалы, интерактивные иллюстративные материалы, дополнительный материал из истории, рубрика «Это интересно» должны быть почти на каждом уроке. Надеемся, что в скором времени это все будет включено в ЭФУ по технологии.

Учитель печатный учебник не использует в течение всего урока. Так же и применение ЭФУ не предполагает непрерывной работы с ним: ученики могут обращаться к электронному учебнику на отдельных этапах урока для решения учебных задач, поставленных учителем, не нарушая требований СанПина.

Нами был проведен опрос учащихся, участвующих в апробации и их родителей по вопросу внедрения ЭФУ в образовательный процесс. По результатам опроса 93% учащихся имеют постоянный доступ к хотя бы одному устройству (компьютер, ноутбук, нетбук, планшет, ридер), 80% имеют постоянный доступ к Интернет, большинство хотят использовать ЭФУ в учебном процессе, но только 40% считают, что учиться станет интересней.

Родители более настороженно относятся к ЭФУ. По их мнению, только 20% положительно относятся к использованию ЭФУ в образовательном процессе, 40% - отрицательно и 40% не определились ещё. 20% родителей готовы приобрести дополнительное оборудование, которое могут дети брать с собой на уроки, но у 33% детей оно уже есть.

Можно отметить, что в целом и учащиеся, и родители, и педагоги положительно относятся к внедрению в образовательный процесс электронных форм учебников. На следующий учебный год планируем обеспечить ЭФУ по литературе, физике, биологии, географии до 40% учащихся.

Список литературы

    «Использование интерактивного оборудования при работе с ЭФУ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

Пышминцева Евгения Сергеевна
Педагог-библиотекарь
МБОУ «Средняя образовательная школа №7»
г. Каменск-Уральский
Свердловская область

Использование электронных форм учебников: проблемы и перспективы

Альтернативные методики обучения вызывают громкие споры между педагогами и родителями. Как подготовить школьника к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ? Как учителю будет удобнее подать информацию, а ученикам - усвоить знания? Специалисты из Министерства Образования ежегодно совершенствуют школьную программу и разрабатывают новые методики.
Отдельного внимания достойны электронные формы учебников - опрос среди представителей наиболее заинтересованных участников педагогической практики показал все преимущества и недостатки электронных учебников. Непосредственно 85% опрошенных являются действующими работниками школьных заведений, более половины из них (81%) - школьные учителя, еще 8% - директора и завучи, 1% - библиотекари, остальные участники проекта занимаются сопутствующей деятельностью. 75% наших участников - опытные педагоги в возрасте от 35 до 55 лет, также в опросе приняли участие молодые педагоги возрастом до 35 лет (9%) и пенсионеры (16%).
Треть статистов указала среднюю информированность в вопросе внедрения и использования электронных учебников, мнение остальных разделилось - одна часть опрошенных владеет информацией лишь частично, другая показывает высокий уровень информированности.
Примечательно, что все участники в той или иной мере ознакомлены со спецификой электронной формы учебников, 5% регулярно используют данную методику либо консультируют новичков проекта.
К сожалению, на практике электронные формы учебников (ЭФУ) используются нечасто: лишь 8 человек из 77 подтвердили, что в их школе повсеместно используется новая форма обучения. 26 человек пояснили, что электронные учебники применяются лишь частично, и 43 человека отметили, что в их конкретной школе ЭФУ не используются вовсе. Лишь 30% признали, что используют
электронные учебники в личной практике.

Основным преимуществом электронных учебников педагоги отметили их универсальность - книги можно использовать как в классах, так и за пределами школы: доступность знаний стала во главу угла. Немаловажными факторами признаны улучшение ИКТ навыков учителя и ученика, повышение мотивации учеников и эффективности обучения, создание развивающей образовательной среды и обеспечение персонального подхода к каждому ученику. Все факторы вместе и по отдельности способствуют лучшему восприятию и повышению успеваемости школьников.
Удобная навигация, интуитивно простое управление и практичное структурирование мультимедиа объектов привлекают педагогов в первую очередь. Качество художественного оформления и специальные функции «закладка» и «заметка» отошли на второй план. В целом отношение к ЭФУ вполне позитивное: 47% опрошенных высказали скорее благоприятное впечатление об электронных учебниках, 35% всецело поддерживают идею внедрения ЭФУ, и лишь 3% высказались категорически против.
Однако вопрос внедрения электронных учебников остается открытым - именно он вызывает наибольшие опасения у педагогов. 47% опрошенных предполагают, что справятся с новой формой обучения, 34% сомневаются в своих силах, и лишь 16% уверены, что справятся с инновациями. Уровень подготовки педагогов к использованию ЭФУ колеблется от откровенно слабого до вполне уверенного - конкретного перевеса в ту или иную сторону нет, а это значит, что почти половина преподавателей не готова к внедрению электронных учебников по причине банального отсутствия навыков.
И все же в целом отношение к электронным учебникам благожелательное. Среди участников опроса удалось выяснить даже предпочтительную форму работы с ЭФУ - 60% высказались за организацию фронтальной модели с использованием автоматического рабочего места педагога (классическая форма диалога «учитель - класс»).
Преимущества и недостатки инноваций может показать только практика, однако уже сегодня электронные учебники сулят массу перспектив как для педагогов, так и для самих школьников.

Источники:

, Урок с использованием электронного учебника , Конкурс «Электронный учебник на уроке» , Видеоурок

Русский язык. 1 класс (Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. Русский язык. 2015 год, стр. 4-5), фрагмент урока с использованием электронного учебника.

Место и роль урока в изучаемой теме “Речь устная и письменная”. 1 урок в этом разделе.

Тип урока: “Открытие нового знания”.

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений об устной и письменной речи, о языке как средстве общения. Используя электронную форму

Задачи урока:

  • на практическом уровне различать случаи использования устной и письменной речи;
  • познакомить учащихся со способами сохранения и передачи устной и письменной речи;
  • узнать о происхождении слов из электронного этимологического словарика;
  • провести самостоятельную работу с самопроверкой (мини-тестирование понятий: устная и письменная речь по электронному учебнику ).

Примечание . В видеосюжете сделан акцент на применение ЭФУ в образовательном процессе. Во фрагменте не представлены виды письменной работы на уроке, однако, рамках целостного урока эта работа была проведена. В рамках системно-деятельностного подхода при проведении электронного мини- тестирования была организована работа в парах и группах. Ребята распределяли роли внутри группы, осуществляли самоконтроль и взаимоконтроль в группах, направляли друг друга. Во фрагменте урока эта форма работы сокращена.

Готовясь к этому уроку, задала себе следующие вопросы: Как эффективно использовать на уроке это средство обучения и для чего оно нужно?

  • Место использования ЭФУ на уроке.
  • Считаю, что на этапе постановки задачи и подтверждения темы урока уместно использовать ЭФУ.

    На этапе закрепления и контроля в ходе мини- тестирования.

    Какое количество времени оптимально для работы с ним? На каком уровне?

    Мы не должны забывать, что в соответствии с изменёнными на 24 ноября 2015 года (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81) нормами СанПиН и вводом новых требований со 2.01.16 г. необходимо строго чередовать во время урока различные виды учебной деятельности, а непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать5 минут . Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут. Поэтому работа с ЭФУ на уроке велась фрагментарно.

    Понимаю, что это не должно быть только украшением урока, а реально облегчить мою работу, сократить время объяснения нового материала, ускорив процесс восприятия, осмысления и закрепления. А в первом классе мотивироват ь и подавать его дозированно.

    Изучив предметное содержание электронного учебника, убедилась в том, что полезно некоторые задания выводить на большой экран и проводить коллективное обсуждение хода решения. С появлением в классе интерактивной доски работа на уроке приобрела другой аспект. Учащиеся с не поддельным интересом стремятся выйти к доске попробовать свои силы и показать свои знания. Ряд заданий являются проблемными, некоторые вызывают трудности, и роль доски выполняет большой экран, диалог строится сначала у доски. При выполнении заданий ребята могут допускать ошибки, поэтому корректирующая работа на большом экране просто необходима в начальной школе.

    Благодаря внедрению ЭФУ у учителя появилась возможность экономно тратить время на подготовку к уроку, в частности, на его оформление: иллюстративный материал. Немаловажен эстетический аспект такого оформления урока. Но, конечно же, нельзя забывать, такая фронтальная модель работы с использованием ЭФУ, только как презентацией- это односторонний подход.

    В 2015–-2016 учебном году использую в практике работы электронные формы учебников. Дети моего класса обеспечены печатными учебными изданиями и пожеланию родителей имеют ЭФУ. Т.к. мобильного класса нет, используем пока ноутбуки.

    На старте внедрения проекта я провела анкетирование среди родителей обучающихся. На родительском собрании мы обсудили вопросы применения современных информационных технологий в образовательной деятельности.

    Проблемы.

    Однако, на сегодняшний день проблемы есть, технические вопросы присутствуют: нет мобильного класса, на сегодняшний день пользуем СD-диски по предметам, т.к. были определённые сложности со входом в систему, не все планшеты загружают диски, загрузили ноутбуки. Есть определённые требования.

    Устройство должно быть с экраном не меньше 10 дюйм (иначе показывает нечётко или слишком мелко)

    Хотя проблемы имеются, но не использовать это современное преимущество во благо образования наших детей уже нельзя. Плюсы ЭФУ неоспоримы: современность, многофункциональность, удобство, методическое оформление и технически грамотные интерактивные разработки и т.д.

    К новому учебному году «Просвещение» предлагает 408 учебников в электронной и печатной форме, включенных в федеральный перечень (приказ МОН РФ №576 от 08 июня 2015 года).

    Только в 2015 году, в юбилейный для Издательства 85-ый год, на электронные формы учебников установлена единая цена 85 рублей (с НДС) за лицензию на учебник или одну часть учебника (если он состоит из двух или трех частей) сроком использования один год. Данная цена действительна только при заказе учебников через издательство.

    Физические лица могут приобрести электронные учебники через нашего партнера – группу компаний «Альком» . При приобретении электронных учебников у компаний-партнеров цена на электронные ученики может отличаться.

    Контакты для связи

    По всем вопросам обращайтесь по адресу [email protected] .

    • Электронные учебники работают на ПК, ноутбуках и планшетных компьютерах под управлением операционных систем Windows 8.1, Android 4.4 и выше, iOS 7 и выше.
    • Наличие подключения к сети Интернет для первоначальной установки учебников.
    • Диагональ экрана устройства от 10.1” (1280x800 точек) и больше.
    • Не менее одного гигабайта свободной памяти на устройстве для установки полного комплекта учебников на одного ученика.

    Функциональные возможности ЭФУ:

    • тестовые задания к каждой теме или разделу учебника для подготовки к контролю знаний, ОГЭ и ЕГЭ;
    • обширная база мультимедиа контента и интерактивных объектов в каждом учебнике;
    • добавление собственных материалов, созданных учителем;
    • удобная навигация;
    • инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок.

    Демоверсии электронных форм учебников

    Ознакомиться с возможностями электронной формы учебника издательства «Просвещения» можно, установив демоверсии. Для этого необходимо скачать на устройство приложение «Учебник цифрового века».

    Приложения уже доступны для скачивания в:

    • Apple Store (для ОС iOS 7 и выше);
    • Windows Market (для ОС Windows 8.1);
    • Google Play (для ОС Android 4.4 и выше).

    Подробная инструкция по установке и работе с приложением «Учебник цифрового века» размещена

    Психология и педагогика

    Главное об ЭФУ: что нужно знать об электронной форме учебника

    Шаг за шагом в образовательный процесс включаются новые элементы - интерактивные тесты и тренажеры, новые формы подачи информации, мультимедийные презентации. Учителю все сложнее провести современный урок без использования электронных образовательных ресурсов, в том числе электронной формы учебника.

    ЭФУ - это электронное издание, своеобразный «спутник» печатного учебника, призванный расширить и дополнить его содержание. ЭФУ соответствует печатному учебнику по структуре, содержанию и художественному оформлению, однако содержит дополнительный материал - различные мультимедийные элементы и интерактивные ссылки.

    Грамотное использование ЭФУ - одно из ключевых требований к современному педагогу. С 2016 года каждый из бумажных учебников, включенных в федеральный перечень, обязательно должен быть представлен и в электронной форме. Это требование закреплено приказом Министерства образования и науки РФ № 870. Но чтобы использовать ЭФУ на полную мощность, нужно хорошо понимать, что это за ресурс, каковы его особенности и преимущества перед бумажным учебником.

    Чаще всего педагоги не пользуются всеми преимуществами ЭФУ, так как, по их мнению, у электронной формы учебника есть равноценные альтернативы - цифровые копии и интерактивные приложения к учебным пособиям. Строго говоря, это не совсем верно.

    ЭФУ - это не приложение к учебнику , так как необязательно в приложении присутствует четкая структура и не все элементы привязаны к конкретным темам. Чтобы воспользоваться материалами приложения, отобрать и скомпоновать их, учителю придется потратить немало времени. К тому же, даже очень качественное приложение может разнообразить учебный процесс, но никак не заменить учебник.

    ЭФУ - это не цифровая копия учебника . В ней нет удобного поиска, нет мультимедийных и интерактивных элементов.

    ЭФУ - это не замена бумажному учебнику , а обязательное его дополнение, с которым гораздо удобнее заниматься по выбранному УМК и обучать детей в полном соответствии с требованиями ФГОС.

    Настоящее издание вместе с рабочими тетрадями, тетрадью для лабораторных работ и методическим пособием для учителей входит в учебно-методический комплект по физике для 7 класса общеобразовательных организаций. В учебнике представлен раздел «Механические явления» (кинематика, динамика, статика, гидро- и аэростатика), а также вводная тема курса основной школы «Физические методы изучения природы». Комплект является частью системы «Алгоритм успеха». Электронная форма учебника (ЭФУ) Физика. 7 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Физика 7 класса Хижнякова Л. С. Синявина А. А. Физика. 7 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Основные преимущества ЭФУ перед традиционным учебником:

      Современный подход к подаче информации . Материал в ЭФУ подается широко и наглядно: обилие иллюстраций, аудио, видео, слайд-шоу позволяют легко достичь всех целей и задач обучения.

      Интерактивные формы подачи информации . Ученик имеет возможность проходить тесты, выполнять задания и мгновенно получать обратную связь. Освоение знаний и закрепление результатов при помощи интерактивных элементов проходит в увлекательной игровой форме - с минимальными временными затратами со стороны учителя.

      Удобная навигация . Интерактивное оглавление обеспечивает быстрый и технологичный поиск по всему контенту - как в электронной книге. В тексте учебника можно искать нужный фрагмент по ключевым словам. Есть возможность быстро переходить от одного раздела учебника к другому.

      Компактность . Весь материал всех ЭФУ помещается на одном электронном носителе: минимум места в портфеле ученика и максимум полезной информации, которая всегда с тобой.

      Свободное обращение с информацией . Работая с ЭФУ, учитель может дополнять материалы к урокам собственными разработками, мультимедийными объектами, а ученик - самостоятельно подбирать и изучать информацию из достоверного, проверенного источника.

    Что дает педагогу использование ЭФУ?

      Комфорт в работе . ЭФУ позволяет быстро и легко организовать подготовку к уроку, сэкономить время и подобрать весь необходимый контент.

      Обучение по ФГОС. Использование ЭФУ дает возможность легко сформировать современную информационно-образовательную среду, которая является одним из базовых требований ФГОС.

      Налаженная система контроля . При помощи ЭФУ гораздо проще получать обратную связь после изучения каждой темы.

      Возможность совмещать разные формы обучения. С ЭФУ педагог может легко наладить процесс дистанционного и смешанного обучения.

    Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников. В учебнике реализованы следующие цели обучения русскому языку на базовом уровне: приобщение учащихся через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; углубление и обобщение знаний о языке как многофункциональной развивающейся системе; совершенствование умений анализировать языковые факты, творчески перерабатывать информацию; развитие устной и письменной речи с точки зрения эффективного достижения поставленных коммуникативных задач. Электронная форма учебника (ЭФУ) Русский язык. 11 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Русский язык 11 класса Пахнова Т. М. Русский язык. 11 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.


    Еще один важный нюанс: работа учеников и педагогов с ЭФУ строго регламентирована. После приобретения электронной формы учебника, всем ученикам выдается лицензия со сроком действия 500 дней с момента загрузки на электронное устройство. Чтобы активировать лицензии, ученики должны всего лишь зайти в любой веб-браузер и открыть учебник.

    Вопросом технической поддержки ЭФУ, как правило, занимается компания, у которой вы приобрели ЭФУ. Например, компания lecta предоставляет своим клиентам бесплатную техническую поддержку - как по телефону (звонок из любого региона России бесплатный), так и по электронной почте. Еще одно удобство: с ЭФУ можно работать и онлайн, и офлайн, то есть как с подключением к сети Интернет, так и без него.

    Технические требования к использованию ЭФУ на образовательной платформе LECTA:

    Операционная система - Windows (не старше версии Windows 7), Android (не старше версии 4.1), iOS (не старше версии iOS 8);

    Разрешение экрана 1024×768 и больше;

    Процессор не менее 1 ГГц;

    Оперативная память от 1Гб;

    Также для загрузки учебников потребуется около 16 Гб свободного места на диске.

    В целом, ЭФУ не стоит воспринимать как очередное необязательное дополнение к учебному изданию. Это отдельный цифровой продукт, в котором материал учебника подан в разнообразных интерактивных формах. Он дает ученику возможность быстро найти нужную информацию, выполнить интересные, необычные задания и получить объективную оценку своей работе. Педагогу, в свою очередь, ЭФУ позволяет быстро и легко готовиться к урокам, подбирать задания для каждого учащегося и следить за его личными успехами.

    Учебник продолжает авторскую линию по курсу «Обществознание» для 5–9 классов. Его материал посвящён вопросам, связанным с социальными нормами, правовым статусом и правами детей, а также с функциями правоохранительных органов. Учебник содержит иллюстрации, схемы, таблицы. Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, темы для проектной деятельности, высказывания учёных, писателей и извлечения из документов для чтения, анализа и обсуждения, словарь урока. В учебник вошли также пять практикумов для закрепления пройденного материала. Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, включён в Федеральный перечень. Электронная форма учебника (ЭФУ) Обществознание. 7 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Обществознание 7 класса Никитин А. Ф. Никитина Т. И. Обществознание. 7 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

    С 1 сентября электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации “Российский учебник” по адресу Обновите ссылку в своих закладках!

    LECTA в личном кабинете каждого пользователя сайт

    Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам доступны в Вашем (my.сайт).
    Еще не пользуетесь продуктами и сервисами ? Зайдите в : там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: