Право как регулятор общественных отношений. Право – регулятор общественной жизни Как регулятор социальных отношений

Понятие права.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы, пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», во-вторых, - это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в модернизированном виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как собственность, наследование, купля-продажа, и многих других.

Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики, особенно для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, касающиеся естественного права.

Что такое «истинный закон»? - вопрошал Цицерон. И отвечал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но и с самой природой, с естественным бытием человека: это «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению Долга». Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запрещая, от преступления отпугивает». Однако оно «ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им, и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».

Идеи и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции Российской Федерации предусмотрено, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17). Это означает, что они не даруются и не устанавливаются «свыше», каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих причин.

Влияние идеи естественного права просматривается и в конституции Японии, провозглашающей, что «народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека» и что эти права, «гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав» (ст. 11).

Несмотря на то что многие положения естественного права признаются и закрепляются в конституциях ряда стран, попытки определения общего понятия права с опорой и ссылкой на естественное право в его сочетании с позитивным правом в отечественной и зарубежной литературе воспринимаются неоднозначно.

Так, одни авторы считают, что разделяемое ими «широкое видение» права, его понимание «в значении признаваемой в данном обществе, его практической жизни обоснованности, оправданности свободы (возможности) определенного поведения людей» и понятие естественного права являются по своей сути и содержанию «двумя вещами совпадающими, в принципе однозначными». (Алексеев С.С. Философия права. 1997г.) При этом позитивное право воспринимается как «реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные, императивно-властные решения» (Алексеев С.С. Философия права. 1997г.) .

В то же время другие авторы исходят из того, что «широкое» правопонимание, «вводящее в правовую теорию уже изжитый ранее дуализм естественного и позитивного права», является неправомерным, а сами попытки «совмещения» в общем понятии права позитивного и права естественного несостоятельны (Поляков А.В. Правоведение. 2000г.).

Проблема соотношения позитивного и естественного права, а вместе с тем попытки их «совмещения» друг с другом и определения на их основе общего, «синтезированного» понятия права являются далеко не новыми. Они занимали умы исследователей в течение ряда столетий. Однако удов­летворительного ответа на вопросы, что такое право и возможно ли вооб­ще определение его общего понятия путем сочетания основных признаков позитивного и естественного права, так и не было найдено.

Право - это сложное социальное явление, так как оно отражает разнообразные экономические, политические и социальные отношения.

Понятие "право" может быть использовано в нескольких значениях. В юридическом смысле можно выделить:

Объективное право;

Субъективное право

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.

Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.

Право понимается в объективном и субъективном смысле

v Объективное право – это совокупность норм, которые регулируют важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство.

Как объективное явление объективное право обладает качествами:

1 .Всеобщности, т.е оно устанавливает общий для всех порядок;

2 .Общеобязательности, т.е распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства;

3 .Способностью определять рамки юридической свободы участников общественных отношений и в первую очередь свободы выбора варианта действий в пределах, установленных законом;

4 .Стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.

v Субъективное право –это конкретное право определенного лица (физического или юридического),то есть закрепленная законом возможность действовать определенным образом и требовать определенных действий (или воздержания от действий)от других лиц.
По способу защиты различают абсолютные и относительные субъективные права.

При абсолютном праве, владелец может требовать конкретных действий от неопределенного широкого круга лиц (например, автор произведения);

При относительном, требования обладателя субъективного права могут быть обращены только к конкретному лицу (например, права кредитора по отношению к должнику).

Для субъективного права характерны:

1. Совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;

2. Определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;

3. Возникновение в результате правоотношения как его содержания;

4. Защита и охрана Государством

Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для субъективного права,а субъективное право есть результат реализации объективного права. Объективное право предшествует появлению субъективного права и служит критерием оценки поведения или действий человека.

™ Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и значение в обществе.

™ Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло-нарушением этой нормы.

Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении. "

Существует несколько подходов к изучению сущности права:

Классовый;

Общесоциальный;

Религиозный;

Национальный и др.

При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в законе государственную волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

С термином «право» сталкивается в своей повседневной жизнедеятельности любой человек и может употреблять его в самых разнообразных смысловых оттенках и значениях.

В юридической литературе существуют различные определения понятия «право». Можно привести одно из них.

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни. (Марченко М.Н.)

Право – это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. (Малько А.В.)

Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и обеспечиваемых силой государственного принуждения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Признаки права:

Нормативность. Основой права служат нормы, которые регулируют поведение людей. Общеобязательность. Исполнение права обязательного для всех субъектов права.

Исполнение права обеспечивается силой государственного принуждения. Право всегда исходит от государства непосредственно в виде законов, издаваемых государственными органами, или в виде санкционированных государством правовых обычаев.

Неперсонофицированность адресата.

Формальная определенность. Право письменно изложено в официальных актах государственной власти.

Системность. Право обладает взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью. Это позволяет праву регулировать сложную систему общественных отношений.

Властно-волевой характер права. Основой права выступает государственная воля, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы или всего общества. В идеале государственная воля, выраженная в праве, должна быть результатом правотворческого компромисса между различными слоями общества.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Второй подход. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.



Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

35. Сущность и содержание права.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение – древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.



Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была государственная принудительность, а не классовость.

Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер – духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах.

Во-первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым", т. е. естественное право.

Во-вторых, право - это то, что "полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право".

Право - общественное явление, оно есть сторона, "часть" общества, или, как любил говорить Гегель, его "момент".

В отечественной правовой истории наблюдается сложная эволюция права. С течением времени менялись представления о праве, теории и концепции. В конце XIX - начале ХХ в. ученые-юристы связывали с правом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание зависимости от власти и т.п. В 20-х годах XX в. формируется понимание права как общественного отношения, как фактического правового порядка, что отражало создание нового социалистического права. В 30-40-х годах вырабатывается нормативное определение права, которое оказалось весьма устойчивым. Но в 50-е годы вновь развиваются более широкие представления о праве, в котором выделялись помимо норм также правоотношения и правосознание.

Коренное изменение общественного строя в нашей стране в 90-х годах приводит к изменению взглядов на право. С одной стороны, расширяются научные разработки в области философии права, когда наряду с позитивным правом более резко выделяются начала естественного права и проводится различение права и закона. С другой стороны, сохраняется и обогащается прежнее нормативистское представление о праве. Сошлемся на типичное определение права как системы общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих государственную волю общества и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в соответствии с социально-экономическими, политическими и духовными устоями общества .

Обогащение правопонимания позволяет предложить определение права, которое учитывает названные подходы и новую общественную и международную практику. Право - это правовые взгляды и позиции, выражающие социальные интересы, и закрепляемые в системе общеобязательных принципов и правил поведения, установленных государством и международными структурами и регулирующих общественные отношения, обеспеченных государством и институтами гражданского общества и мирового сообщества.

Но право - не абстрактное понятие, существующее лишь в теоретических представлениях ученых-юристов. Оно находит двойственное выражение. Право выступает прежде всего как общее (типичное) правосознание и как юридическая наука.

Право - не застывший формализованный свод правил. Оно изменяется по мере развития общества и государства. Меняется и отношение к нему. Наша страна переживает один из самых драматических и противоречивых периодов в своей истории. Новая идеология вступила в острый поединок с концепциями, политической и экономической системами предыдущего этапа развития. Страна стоит перед мучительным выбором. Сохранять ли прежний уклад коллективистской жизни или формировать личностно-индивидуалистический строй и рыночные отношения в экономике? Каким путем идти государству? Получат ли общественную поддержку осуществляемые реформы и дадут ли они желаемые результаты?

В юридической литературе, и отечественной и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления.

Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других подходов является или категорическое признание, или столь же решительное отрицание классового характера права. Первые - строятся на строго классовых постулатах, на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Вторые же, - молчаливо отвергая классовость, апеллируют к общечеловеческим ценностям и интересам или же к "общим и индивидуальным интересам населения страны".

В качестве примера сугубо классового подхода к определению понятия права можно сослаться на довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как "совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса". Или на определение права как на систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, "поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме - волю народа)".

Примером внеклассового или надклассового подхода к определению понятия права может служить дефиниция, в соответствии с которой оно рассматривается как "система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений".

Разумеется в сфере права, равно как и в других сферах государственной или общественной жизни, никто не может претендовать на истину в последний инстанции при установлении критериев правильности подходов к изучению и определению понятия тех или иных явлений, не исключая и самого права.

Возможно ли успешное преодоление негативных сторон множественности, а точнее, известной разрозненности или даже противоречивости определений понятия о праве?

В отечественной и зарубежной юридической литературе попытки подобного характера предпринимались, и неоднократно. Отмечалось, в частности, что общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту несомненную теоретическую и практическую ценность, что оно ориентирует на главные и решающие признаки, характерные для права вообще и отличающие право от других, смежных, неправовых общественных явлений. Однако тут же, и не без оснований, оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться "одним лишь общим определением понятия права", поскольку в нем не могут получить "свое непосредственное отражение" весьма важные для глубокого понимания права и практики его применения "специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права". Специфические особенности, например, рабовладельческого или феодального права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое "вбирало" бы в себя также хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.

Специфические особенности характеризуют лишь частные определения понятия права, отражающие соответственно специфические признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного права. Что же касается общего определения понятия права, то оно может складываться, исходя из своего названия и назначения, лишь из самых общих особенностей. В силу этого оно неизбежно будет носить слишком общий, чрезмерно абстрактный, малопригодный для успешного решения теоретических задач и достижения практических целей характер.

Поэтому, наиболее эффективным, а следовательно, и наиболее приемлемым средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определения права и подходов к нему является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков. Что же касается наиболее приемлемого в теоретическом и практическом плане определения права, то им, по мнению автора, могло бы служить определение, согласно которому право понимается как "система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни".

1. Право прежде всего есть совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Таковыми являются нормы права, или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее структурными элементами - нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Чтобы стать действенным и эффективным, право должно сложиться как целостная, органическая система. Это одно из непременных требований и одновременно один из признаков реального, действующего права.

2. Право - это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются негосударственными - общественными, партийными и иными органами и организациями.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. В последнем случае говорят о "санкционировании", то есть о даче разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этим негосударственным органам и организациям.

3. Право всегда выражает государственную волю как его основу, которая в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

4. Право представляет собой систему норм, или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней, развивается, изменяется и прекращается. Г. Кельзен вполне резонно считал, что "норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет".

Общеобязательность как признак права распространяется не только на "рядовых" граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.

5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к нормам, издаваемым или санкционируемым им.

Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами.

В последние годы произошло много перемен во всех сферах нашей жизни, которые подвергли испытаниям государственные институты и правовую систему.

Современное право не просто меняется, оно становится обширнее, покрывает ранее неизвестные отношения. Современные правовые системы и нормативно-правовые массивы устроены довольно сложно. Неизбежны поэтому как внутренние юридические противоречия в рамках каждой из правовых систем, так и внешние противоречия между ними. Соприкосновение, взаимодействие правовых систем, их взаимовлияние охватывает все слои каждой из них. Общим является то, что юридические противоречия выражаются в разном правопонимании, в столкновении правовых актов, в неправомерных действиях государственных, межгосударственных и общественных структур, в притязаниях и действиях по изменению существующего правопорядка.

Поэтому, одна из задач современного права, как регулятора общественных отношений – это формирование коллизионного права.

См.: В.С. Нерсесянц. Философия права. Учебник для вузов. - М., Ин-фра-М-Норма, 1997, с. 7-28.

1. Право как особый регулятор общественных отношений

С момента возникновения человеческого общества возникла потребность в регулировании поведения отдельно взятых индивидов и отношений между ними. Первыми формами такого регулирования выступали религиозные нормы, обычаи, мораль.

Мораль представляет собой систему принципов интимного отношения человека к миру с точки зрения должного. Мораль формируется в сознании человека, определяет только внутреннюю сферу его действий. Природа морали и основанных на ней взаимоотношений не предполагает возможности требовать соответствующих действий от другого субъекта, то есть моральное отношение носит односторонний характер: реализующий моральную норму индивид исполняет свою личную моральную обязанность.

Религиозные нормы, нормы этикета, обычаи, как и нормы морали, также никому не предоставляют полномочий, а устанавливают лишь позитивные и негативные обязанности (делать или не делать что-либо). Они требуют только внешнего формального соответствия поведения нормам, но не предполагают действий, направленных на их обеспечение.

В дальнейшем, с развитием и человека и общества в целом появились отношения, которые потребовали наличия права конкретного лица, общества, а потом и государства принуждать конкретных личностей и всё общество к исполнению обязанностей. Так возник специфический регулятор общественных отношений – право.

Право проявляется как специфический порядок общественных отношений, участники которых имеют определённую социальную свободу действовать тем или иным образом, закреплённую в обязанностях других лиц. Мера этой свободы определяется социально признанными и обязательными для всех правилами должного поведения членов общества6. В.М. Корельский роль права оценивает следующим образом: «С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия. Словом, право служит своеобразным обручем, удерживающим общество от саморазрушения»7.

Специфика права заключается в том, что оно, с одной стороны, является регулятором общественных отношений, а с другой - выступает как особая форма этих отношений. Правовые нормы как социально признанные общие правила упорядочивают поведение субъектов путём наделения их соответствующими правомочиями и обязанностями. Каждый в пределах своих прав осуществляет саморегуляцию своего поведения, поскольку волен поступать, как ему хочется и, кроме того, может требовать соответствующего поведения от других субъектов. Также каждому субъекту предоставлена возможность защищать свои права и требовать их восстановления в случае нарушения. Такую защиту может осуществлять как сам управомоченный, так и специальный государственный орган, в том числе и путём наложения на правонарушителя принудительных санкций. В этом и состоит основное отличие правового регулирования общественных отношений от остальных видов регулирования поведения членов общества.

В современных условиях нормы морали, права, религии представляют собой единую систему социального нормативного регулирования и находятся в постоянном взаимодействии. Они имеют свою, чётко определённую «компетенцию», регулируют различные по природе своей человеческие взаимоотношения. Эту связь профессор В.М. Корельский отражает следующим образом: «Право как искусство добра и справедливости, воплощение достижений мировой культуры и цивилизации несёт в общество информацию о добром и справедливом и постоянно подпитывает его гуманистическими идеалами и ценностями. В то же время оно вытесняет из общества чуждые ему отношения и привычки»8.

Хотя право и мораль тесно связаны, различия между ними весьма существенны. Правовые нормы возникают в процессе законодательной и судебной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, а мораль формируется в духовной сфере жизни. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности, и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.

Эти различия были проанализированы Н.Н. Тарасовым и изложены в составленной им таблице9.

Различия права и морали

Право Мораль
Способ формирования Закрепляется (издаётся) государством Возникает стихийно
Форма существования В письменных источниках В сознании людей
Способ обеспечения Обеспечивается государством Поддерживается силой общественного воздействия
Характер регулятивного воздействия Через механизм регулирования Непосредственно через сознание
Сфера действия Отношения, подконтрольные государству Отношения, неподконтрольные государству

Из вышеизложенного можно сделать несколько выводов:

Понятие «общественное отношение» первично по отношению к понятию «право»;

Право является особым регулятором общественных отношений;

Не все общественные отношения могут и должны подлежать правовому регулированию.


Единообразие судебной практики, а также гарантированность прав и законных интересов субъектов гражданского права Республики Беларусь. В рамках настоящей главы основное внимание сосредоточено на проблемах реализации принципов гражданского права в нормотворческой и правоприменительной деятельности. Под реализацией принципов гражданского права автор понимает осуществление содержащихся в них...

В англосаксонской. Здесь судья ликвидирует пробел в праве в процессе решения конкретного дела путем создания судебного прецедента. 3.2 Обычаи делового оборота. Еще одним способом устранения пробелов в праве являются обычаи делового оборота. Гражданские отношения, кроме законов, указов Президента РФ, постановлений правительства, актов Министерств, договоров, регулируются обычаями делового...

Не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения. 2. Система источников гражданского права 2.1 Гражданский кодекс и дополняющие его законы Основным законом гражданского права в большинстве современных государств традиционно является гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, ...

55. 42. Стучка П.И. Курс советского гражданского права. М., 1926. Т. 1. 178 с. 43. Стучка П.Н. Народный суд в вопросах и ответах. М. – Пг., 1918. 60 с. 44. Суханов Е.П. Общие тенденции развития гражданского права зарубежных европейских стран – членов СЭВ. Автореф. докт. юрид. наук. М., 1986. С. 34 – 37. 45. Чистяков О.И. Правовое закрепление экономических завоеваний Октябрьской...

(См. схему 5 на стр. 575)

1. Необходимость нормативного регулирования в обществе

Человеческое общество является особой ступенью в развитии при­роды и животного мира. Человек качественно изменил свое отноше­ние к природе, став разумным. Если все животные могли только при­спосабливаться к окружающей их природной среде, то человек с по­мощью создаваемых орудий стал преобразовывать природу, приспосабливать ее для своего существования. Разумная деятельность человека имела своим результатом не только преобразованную при­роду, но и принципиально иные способы взаимодействия, взаимосвязи людей между собой - человеческое общество. Последнее предстает сложным социальным образованием, совокупностью многочислен­ных и многообразных связей, в которые вступают люди в процессе их жизни, производственной, политической или духовной деятель­ности.

Основными элементами общества выступают отдельные индиви­дуумы и их коллективные объединения. Современное общество включает в себя такие коллективные объединения, как:

1) семья, представляющая собой форму объединения, основан­
ного на супружеском союзе и родственных связях между мужем и
женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими род­
ственниками;

2) юридическое лицо. В этом качестве выступают прежде всего
предприятия и организации, создаваемые и действующие в сфере
производства, распределения, обмена и потребления с целью обес­
печения людей промышленными и продовольственными товара­
ми, благоустроенным жильем, орудиями труда, транспортом и дру­
гими материальными благами. Юридическими лицами выступают

также учреждения, организации, действующие в сфере образова­ния, здравоохранения, спорта и отдыха, культуры: школы, коллед­жи, институты, музеи, библиотеки, поликлиники, санатории, дома отдыха и др.;

3) государство и его органы, осуществляющие управление дела­
ми общества. В их число входят представительные законодательные
органы, глава государства, правительство и иные органы исполни­
тельной власти, суды, прокуратура, милиция, армия, тюрьмы;



4) органы местного самоуправления, образуемые населением для
управления городами, селами, иными населенными пунктами для
решения каких-либо задач местного значения;

5) общественные объединения и политические партии, создавае­
мые гражданами на добровольных началах для участия в политичес­
кой деятельности, охране трудовых прав работников, оказания ма­
териальной помощи малообеспеченным и нуждающимся в матери­
альной помощи членам общества, охране окружающей природной
среды, решения иных социально значимых проблем.

Индивидуумы и их объединения находятся между собой в самых разнообразных связях, которые называются общественными отно­шениями. Так, жители городов продают для сельскохозяйственных объединений, фермеров трактора, комбайны, сенокосилки, иную технику. В свою очередь горожане покупают сельскохозяйственную продукцию. Многообразны общественные связи граждан и в сфере политики. Например, большая часть населения участвует в выборах депутатов законодательного органа страны. Мужское население боль­шинства государств несет обязанность по защите Родины от внешних агрессоров. Общественные отношения существуют и между члена­ми одной семьи: мужем, женой и их детьми.

Наличие связей между различными компонентами общества явля­ется необходимым способом существования как людей, так и их объеди­нений и общества в целом. Ибо производственная, политическая, об­разовательная деятельность человека, его объединений возможна лишь в общении с другими людьми и иными компонентами общества.

Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Так, горожане хотели бы как можно дороже продавать произведенную ими технику, удоб­рения и как можно дешевле покупать сельскохозяйственные продук­ты. Жители села, наоборот, готовы высоко ценить произведенные ими продукты и заинтересованы в низких ценах на все городские товары. В сложной ситуации оказывается общество, когда число желающих

работать в высшем законодательном органе намного превышает чис­ло имеющихся в нем мест. Далеко не все современные родители же­лают участвовать в воспитании и материальном содержании своих детей.

Каким же образом можно согласовать противоречивые интересы горожан и жителей села, обеспечить отбор достойных кандидатур в законодательный орган, и в то же время не обидеть никого из пре­тендентов? Как обеспечить безусловное выполнение обязанностей по отношению к детям, престарелым родителям, разрешить иные социальные противоречия?

Одним из основных способов согласования противоречивых ин­тересов людей и их объединений является нормативное регулирова­ние. Общество, государство, отдельные социальные слои, группы разрабатывают правила, которые предписывают, как следует посту­пать в том или ином случае, ситуации, чтобы достичь поставленной цели и в то же время не нарушить прав и интересов других людей, их объединений. В идеале в качестве общеобязательного правила изби­рается такой вариант поведения, который бы не нарушал интересов участников отношения и общества в целом. Этот ведущий принцип нормативного регулирования был четко выражен еще христианской заповедью - не делай другому того, чего не желаешь себе.

Нормативное регулирование зародилось на заре человеческого общества и свелось к созданию двух типов норм, правил - соци­альных и технических. Социальные нормы возникли как способ уп­равления делами общества и обеспечения согласованных действий между членами первобытно-общинного строя. Как верно отмечал Ф. Энгельс, «на известной, весьма ранней ступени развития обще­ства возникает потребность охватить общим правилом повторяющи­еся изо дня в день акты производства, распределения и обмена про­дуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 272).

С развитием производящей экономики, пастушества, ремесла, земледелия в жизни человека важное значение приобретают разного рода правила производственной деятельности, следование которым обеспечивает достижение поставленной цели. Что нужно делать зем­ледельцу, чтобы обеспечить высокий урожай зерна, овощей, иных сельскохозяйственных культур? Каким образом можно из руды по­лучить металл, как следует его обрабатывать, чтобы получить нож, топор, вазу?

Правила производственной деятельности вырабатывались посте­пенно, путем проб и ошибок. По мере их накопления образовыва­лись своды общеобязательных правил, следование которым значи­тельно увеличивало возможности людей по преобразованию приро­ды и удовлетворению своих потребностей в орудиях труда, пище, жилье. Например, развитию земледелия в странах Ближнего Восто­ка способствовало создание агрокалендарей, основанных на движе­нии небесных светил и циклических изменениях природы, чередо­вании времен года. Агрокалендари буквально по дням расписывали жизнь членов земледельческой общины, содержали четкие указания, какие сельскохозяйственные работы необходимо делать в соответ­ствующий период, а какие работы производить нельзя.

Нормы, которые определяют отношение человека к природе, по­рядок его деятельности по созданию материальных благ, пользова­ния орудиями труда, называются техническими нормами. В отличие от них социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями в процессе материального производства, в политичес­кой или социально-культурной сфере.

Как технические, так и социальные нормы являются важнейшим и необходимым атрибутом современного общества. С их помощью современный человек регламентирует все социально значимые спо­собы человеческой деятельности.

Современную систему технических норм составляют технологи­ческие правила, правила техники безопасности, пользования совре­менными приборами и машинами, правила санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответству­ющие технические правила. Не составляет исключения и професси­ональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приема­ми риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

И наоборот, при несоблюдении технических норм человек упо­добляется героине басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Даже располагая современной техникой, он скорее всего не сможет полу­чить ожидаемых результатов. В то же время с большой долей вероят­ности можно предположить, что такой человек испортит сложный прибор, иные орудия труда. Несоблюдение правил техники безо­пасности может обернуться производственной травмой или иными

тяжкими последствиями как для самого нарушителя, так и для окру­жающих.

Столь же важное значение в современном мире имеет и соблюде­ние социальных норм, которые регулируют отношения, возникаю­щие в процессе осуществления экономических, политических, со­циально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью.

Социальное нормативное регулирование осуществляется двумя способами: 1) установлением запретов на действия, которые призна­ются опасными для общества или его отдельных членов. В частно­сти, запрещается посягать на жизнь и здоровье других людей, их соб­ственность, мешать им распоряжаться своим имуществом, призывать к насильственному свержению конституционного государственного строя, разжигать национальную, религиозную и иную рознь; 2) закрепле­нием в общеобязательном правиле - социальной норме - прав и обя­занностей участников соответствующего отношения. В таком прави­ле обязательно указываются те права, которыми обладают участни­ки отношения, и их обязанности по отношению друг к другу и иным членам общества.

Благодаря социальным нормам в обществе создается стабильность и порядок в отношениях между людьми и их объединениями. Выби­рая тот или иной вариант поведения, человек заранее знает круг сво­их прав и обязанностей, как ему нужно действовать, чтобы стать уча­стником конкретного отношения. Например, вступить в трудовые отношения с предприятием, поступить в образовательное учрежде­ние, осуществить поездку в городском транспорте, познакомиться с другим человеком.

Способы регулятивного воздействия социальных норм на пове­дение человека, деятельность его объединений зависят от того, к ка­кому виду социальных норм относится конкретная норма, как она была установлена и кто конкретно осуществляет охрану этой нормы от нарушения. Поэтому для более детального ознакомления с дей­ствием социальных нормативных регуляторов, их влиянием на по­ведение людей необходимо рассмотреть виды социальных норм, дей­ствующих в современном обществе.

2. Виды социальных норм

Нормативное регулирование общественных отношений в со­временный период осуществляется с помощью достаточно слож-

ной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мо­раль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нор­мы или нормы общественных объединений, 4) религиозные нор­мы, 5) правовые нормы. Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих норматив­ное регулирование общественных отношений. Нормы права уста­навливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.

Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведе­ния, основанные на представлениях общества или отдельных соци­альных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и неспра­ведливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требова­ниях и принципах.

Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддер­живается обществом в целом или же большинством его членов. На­пример, современное общество всемерно защищает и охраняет так называемые общечеловеческие ценности: жизнь человека, его лич­ную свободу, неприкосновенность его собственности. Они близки к христианским заповедям - не убий, не укради, почитай родителей своих и т.п.

Однако значительная часть норм вырабатывается не всем обще­ством, а той или иной его частью. Дело в том, что современное обще­ство распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных харак­теристик. Так, выделяют рабочих, фермеров и капиталистов, муж­чин и женщин, подростков и взрослых, трудоспособное население и пенсионеров.

Нравственные воззрения одной социальной группы могут порой значительно отличаться от нравственности других социальных групп. Шалость, озорство оправдываются и даже одобряются подростками, но резко осуждаются взрослыми. Капиталист морально оправдывает эксплуатацию других людей. Рабочий класс, наоборот, считает эксп­луатацию формой закабаления, угнетения человека человеком. Нрав­ственные воззрения каждой социальной группы лежат в основе со­здаваемых ею моральных норм.

Таким образом, неоднородность и даже противоречивость мораль­ных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных


норм. Для морали характерны еще два следующих специфических признака.

Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное пове­дение человека, иных лиц. Под соответствием поведения моральной норме подразумевается не простое признание моральных норм, а постоянное следование этим нормам, осуществление их требований на деле, совершение каких-либо реальных действий в пользу другого лица, государства или общества. Действительный гуманизм и мило­сердие проявляются не столько в призывах к ним, сколько в оказа­нии конкретной и действенной помощи нуждающимся лицам.

Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом со­циальных норм. Изменение конкретно-исторической обстановки в стране либо политического, экономического положения отдельного социального слоя влечет за собой изменение его социальных оценок и, соответственно, появление новых моральных норм.

Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо об­щество в целом, либо отдельный социальный слой. К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуж­дение, общественное презрение, изгнание нарушителя из коллек­тива и др.

Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид со­циальных норм имеет и свои особенности.

Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в да­леком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу при­вычки. Для обычая характерны следующие три признака.

Норма действовала в далеком прошлом, несколько столетий назад.

Сохранение нормы в современном обществе обеспечивается си­лой привычки и иногда для регулирования совсем иных отношений. Так, современный человек не обходится без рукопожатий со знако­мыми. Обычай же этот сложился в Средневековье при заключении рыцарями мира, как демонстрация отсутствия оружия в открыто про­тягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохра­нилась и поныне.

образом: «Норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздей­ствие в силу ее эмоционального восприятия членами общества, при­выкшими к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала по­требностью». По нашему мнению, такое объяснение причин отсут­ствия прямой связи между обычаями и оценочными принципами не является всеобщим. Можно найти ряд примеров, когда реализа­ция моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего об­щества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными норма­ми, а не обычаями.

Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют дол­жное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранив­шиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процеду­ру, порядок реализации моральных норм.

К примеру, мораль требует уважительного отношения людей друг к другу. Одной из форм проявления таких отношений людей являет­ся рукопожатие, а по русскому обычаю также поклон либо объятие и троекратный поцелуй.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются пра­вила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведе­ния каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжествен­ными или знаменательными, значительными событиями в жизни че­ловека, предприятий, организаций, государства и общества. Таковы традиции устраивать свадьбу по случаю заключения брака, отме­чать банкетами юбилейные даты, устраивать в трудовом коллек­тиве торжественные проводы сотрудника на пенсию. Большую роль традиции играют в международных отношениях, при дипло­матическом протоколе.

В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением и признаваемого им в качестве образца поведения в конкретной ситуации. Лица, не соблюдающие традиций, осуждаются общественным мнением.

Применяемые в деловых кругах традиции называются деловыми обыкновениями, или согласно ст. 5 ГК РФ обычаями делового обо­рота. В этом качестве понимаются сложившиеся и широко приме­няемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством.

В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм, как нормы общественных объединений, политичес­ких партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литера­туре эти нормы называются корпоративными.

Конституции современных демократических государств предостав­ляют гражданам право на создание общественных объединений по интересам и политических партий. Вступление в такие объединения и партии и деятельность внутри их основываются на принципах добро­вольности, равноправия и самодеятельности. Никто не может быть принужден к вступлению в общественное объединение и пребывание в нем. Каждое общественное объединение строит свою работу само­стоятельно и без какого-либо вмешательства государственных орга­нов и должностных лиц. Законодательно определяется лишь перечень запрещенных, опасных для государства и общества деяний, соверше­ние которых влечет применение мер государственного принуждения. Чтобы обеспечить деятельность общественных объединений и политических партий в установленных законом пределах, не допус­тить нарушения ими прав граждан, а также интересов общества и государства, государство осуществляет регистрацию общественных объединений и политических партий. Одним из обязательных доку­ментов, представляемых на регистрацию, является устав обществен­ного объединения, политической партии. Этот документ утверждается общим собранием либо конференцией, съездом или иным органом общественного объединения, политической партии.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются все важней­шие стороны деятельности общественного объединения, политичес­кой партии, в том числе: 1) цели их организации и деятельности; 2) ус­ловия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, политической партии, права и обязанности их членов; 3) компетенция и порядок формирования руководящих органов, сро­ки их полномочий; 4) источники формирования денежных средств и иного имущества; 5) порядок реорганизации и ликвидации обще­ственного объединения, политической партии.

Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения - формально закрепляются письменным источником - уставом, принимаемым в ус­тановленном порядке. Рассматриваемые нами выше нормы морали, обычаи и традиции существуют по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и четкого документального закрепления не имеют.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпора­тивные нормы имеют существенное отличие от последних. Если не­соблюдение норм права влечет применение мер государственного принуждения, то охрана корпоративных норм от нарушения осуще­ствляется исключительно самими общественными объединениями, политическими партиями. Всякие конфликты, которые могут воз­никать между общественным объединением, политической партией и их членами по поводу членства, работы в организации, примене­ния взысканий, государство не только не рассматривает, но даже и не принимает к рассмотрению. Все это должны решать сами объеди­нения и их члены в соответствии с действующими корпоративными нормами.

Корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойства­ми права, поскольку регулируют отношения общественных образо­ваний, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-пра­вовому регулированию. Эту особенность корпоративных норм не учитывают авторы, которые относят к ним положения, содержащи­еся в уставах предприятий, коммерческих и иных хозяйственных орга­низаций.

Уставы предприятий, коммерческих и иных организаций пред­ставляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязаннос­ти и защищаемых от нарушений органами государства. Любые нару­шения этих уставов, закрепленных ими прав и обязанностей заинте­ресованные лица могут обжаловать в судебном порядке и все такие жалобы будут рассмотрены судебными органами по существу.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религи­озных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании веру­ющих, исповедующих языческие, многобожеские культы.

Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объе­динений, общин, монастырей, братств, другие регламентируют от­ношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет по рядок отправления религиозных обрядов.

В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в раде государств, исповедующих ислам. С их помощью регу­лируются государственные, гражданские, брачно-семейные отноше­ния, рассматриваются и разрешаются уголовные дела. Однако в со­временных демократических государствах религиозные нормы со ставляют особый вид социальных норм и регулируют отношения только между верующими.

Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществ­ляется самими верующими. При этом свобода вероисповеданий не должна нарушать права и свободы других лиц, общественную безо­пасность, жизнь и здоровье людей. Деяния религиозных организа­ций, связанные с причинением вреда здоровью граждан, иным по­сягательством на личность и права граждан, признаются преступле­нием, а виновные лица подлежат привлечению к юридической ответственности. Во всех иных случаях государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений и действие устанавливае­мых ими норм, а религиозные объединения не претендуют на регу­лирование общественных отношений вместо государства или парал­лельно с ним.

Таким образом, мораль, обычаи, традиции, обыкновения, нормы общественных объединений, политических партий и религиозных организаций играют важную роль в регулировании общественных отношений. Усвоение этих норм и пользование ими составляет не­обходимое условие успешной социально активной деятельности че­ловека, его признания в качестве равноправного члена соответству­ющего коллектива, иного социального образования. И тем не менее наиболее значимые действия и поступки в сфере производства, об­мена и потребления материальных и духовных благ, участие в делах государства, получение образования, воспитание, пользование дос­тижениями науки и культуры человек, иные лица могут осуществ­лять только на основе и в соответствии с действующими нормами права.

3. Понятие и признаки права

Право, как и другие социальные нормы, представляет собой со­вокупность, систему правил поведения. На протяжении многих сто­летий оно бессменно удерживает лидирующую роль в егулировании общественных отношений. Явный приоритет права над други­ми социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуще­ствлять управление делами общества.

Право представляет собой систему правил, установленных государ­ством либо принятых в установленном им порядке населением либо не­государственными органами и организациями. В этом видится прин­ципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Со ответственно государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять пра­вовые нормы. В системе государственных органов имеется прежде всего специальный законодательный (представительный) орган, ос­новная деятельность которого сводится к подготовке и принятию законов и иных нормативно-правовых актов, осуществлению нор­мативно-правового регулирования общественных отношений. Их реальное исполнение обеспечивается правительством, министерства­ми, иными государственными органами исполнительной власти. В процессе своей деятельности органы исполнительной власти также принимают нормативно-правовые акты, которые не могут противо­речить Конституции и законам страны.

В отдельных случаях государство делегирует свое право прини­мать нормативно-правовые акты негосударственным организациям. Так, в бывшем СССР этим правом наделялись профсоюзы, другие общественные организации, выполнявшие отдельные функции го­сударства. В настоящее время в Российской Федерации правом осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений наделяются органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государства, а также предприятия, орга­низации, профсоюзы и трудовые коллективы. (См. об этом следую­щий параграф).

Право негосударственных организаций принимать нормы права не отменяет общего правила, согласно которому источником права является только государство. Во-первых, правотворческая деятель­ность негосударственных организаций всегда осуществляется с со­гласия, с санкции государства. Оно добровольно передает часть сво­их нормотворческих правомочий негосударственным организациям, тогда как последние не могут предоставить сами себе этого права. Во-вторых, нормотворческая деятельность негосударственных орга­низаций осуществляется под контролем государства и все норматив­но-правовые акты, противоречащие законам, иным правовым актам, государство отменяет, признает их недействующими. В-третьих, нор­мативно-правовые акты, принятые негосударственными организа­циями с санкции государства, охраняются и защищаются органами государства наравне с нормативно-правовыми актами и в том же порядке.

2. Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.

Мораль, обычаи, традиции, некоторые религиозные и иные со­циальные нормы существуют только в сознании людей, по-разному понимаются и применяются ими. Более того, социальные нормы отдельных социальных групп могут существенно отличаться друг от друга. В отличие от них право характеризуется особыми формами его выражения, существования и особыми способами согласования норм права между собой.

Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулиро­вание общественных отношений. В идеале они должны содержать предписания по всем вопросам, которые могут возникнуть и возни­кают в процессе реализации норм права: какими правами и обязан­ностями наделяются конкретные лица, при каких условиях и в ка­ком порядке можно использовать эти права, каким образом их мож­но защитить от правонарушений и др. Решение этих вопросов дается лишь совокупностью взаимосвязанных и не противоречащих друг другу норм права.

Логическая непротиворечивость и согласованность норм права обеспечиваются неукоснительным исполнением принципа иерархи­ческой соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта соподчи-ненность выражается в том, что акты правотворческого органа не могут противоречить актам, принятым вышестоящим органом, а так­же конституции страны. Акты и нормы права, нарушающие этот принцип, подлежат незамедлительной отмене.

Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах - нормативно-правовых актах и иных источниках. Устные распоряжения, предписания правотворческих органов или должностных лиц не являются правом.

Правовые нормы предполагают не только их обязательное зак­репление в письменных источниках, но и опубликование для широ­кого круга лиц. В современном демократическом государстве действует принцип, согласно которому нормативно-правовые акты не вступают в действие до тех пор, пока не будут опубликованы в прессе или доведены до сведения населения, иных заинтересованных лиц каким-либо иным способом.

Формальная определенность норм права является их необходи­мым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается другое свой­ство права - его общеобязательность.

3. Общеобязательность права означает, что все лица, кого касают­
ся нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или испол­
нять. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной
власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­
дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и зако­
ны. Аналогичное требование предъявляется и в отношении указов
Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзакон­
ных актов. Неисполнение норм права, содержащихся в этих актах,
признается таким же правонарушением, как и нарушение Консти­
туции РФ и законов.

При этом никто не может оправдывать неисполнение норм права тем, что не знал их или не считал нужным применять в данной ситу­ации. Государство публикует свои нормативно-правовые акты в пе­чати, осуществляет их пропаганду с помощью средств массовой ин­формации, и каждый гражданин имеет реальную возможность озна­комиться с действующими в обществе нормами и знать свои права и обязанности.

Общеобязательность права распространяется и на государство. Один из основных принципов правового государства требует осуще­ствления его деятельности в строгом соответствии с Конституцией страны и другими законами. Особенно важно подчинение государ­ства праву на стадии правотворчества, подготовки и принятия зако­нов и иных нормативно-правовых актов. Государство должно: 1) осу­ществлять правотворческую деятельность в порядке, установленном Конституцией и иными актами; 2) не нарушать прав и свобод граж­дан, не возводить в закон произвол и насилие; 3) обеспечивать за­конность в деятельности органов государства.

3. Общеобязательность норм права является их неотъемлемым
реальным признаком, проявляющимся в конкретных отношени­
ях, действиях и поступках. Принимая нормы права, государство
проводит серию многообразных действенных мер по их реализации,
в том числе: 1) осуществляет правовое воспитание населения,
разъясняет существо и направленность действующих в обществе

норм права, порядок их реализации и защиты; 2) обязывает ком­петентные государственные органы и должностных лиц осуществ­лять правоприменительную деятельность с целью наделения уча­стников конкретных правоотношений правами и обязанностями, разрешения конфликтов и решения иных юридически значимых действий; 3) повышает правовую культуру государственных слу­жащих, обеспечивает их нормативно-правовыми актами, создает материальные и иные условия для их успешной работы; 4) приме­няет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Неукоснительное исполнение и соблюдение ном права обеспе­чивается принудительной силой государства в лице его органов внут­ренних дел (милиции, полиции), прокуратуры и суда. Это означает что в случае нарушения нормы права потерпевший может обратить­ся за защитой в эти органы, которые обязаны принять меры к реаль­ному исполнению нарушенной нормы. Например, рабочий не полу­чил за работу квартальную премию, тогда как все остальные ее полу­чили. В этом случае рабочий имеет право обратиться с иском в суд, и если суд признает, что претензия рабочего на премию правомерна, то орган управления предприятием обязан выплатить ее рабочему. Суд может также отказать рабочему в иске и признать действия орга­на управления правомерными.

Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответственность, предусмотрен­ную санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предуп­реждение, штраф, административный арест или лишение свободы. При этом государство берет на себя обязанность самостоятельно и за свой счет выявлять и привлекать к ответственности всех лиц, совер­шивших преступления или административные проступки. Государ­ство также оказывает содействие в разрешении гражданско-право­вых споров и споров, возникающих при применении дисциплинар­ных взысканий.

Обеспечение реального действия права государством, его орга­нами также отличает право от иных социальных норм. В отличие от права нарушение норм морали, обычаев, корпоративных и иных со­циальных неюридических норм не влечет каких-либо правовых по­следствий. Потерпевший не может требовать исполнения этих со­циальных норм с помощью органов государства. Право принуждать к исполнению таких норм целиком и полностью лежит на субъекте, который их сформулировал и поддерживает силой общественного мнения. За несоблюдение социальных неюридических норм не при­меняются и меры государственного принуждения.

Таким образом, право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраня­ются им от нарушений.

Право действует и осуществляет нормативно-правовое регулиро­вание не изолированно, а во взаимосвязи с остальными социальны­ми нормами. Хотя эта связь является достаточно сложной и проти­воречивой и проявляется далеко не со всеми социальными нормами.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: