Биография шарль монтескье. Французский писатель Шарль Монтескье: краткая биография

Монтескье Шарль Луи де Секонда, барон де ла Бред — французский мыслитель, философ эпохи Просвещения, правовед.

Родился в замке Лабред, близ Бордо, в аристократической семье 18 января 1689 г. В 10 лет стал сиротой и его определили в ораторианский колледж Жюйи в Бордо, где он учился с 1700 по 1705 г.

Планировалось, что он станет наследником бездетного дядюшки, от которого ему достанется место в Бордоском парламенте, поэтому Монтескье изучал право. В 1714 г. он занимал должность советника в городском суде, спустя два года был уже вице-президентом этого учреждения. В 1716 г., после смерти дяди, ему достался пост президента парламента, а также его имя и баронский титул. Произошли большие изменения и в его личной жизни: он женился на Жанне де Латирг, невесте, которую ему выбрал дядя.

В 1721 г. он выпустил в свет роман «Персидские письма», завоевав симпатии читающей публики живой сатирой на французское общество. В романе персидский путешественник описывает разнообразные глупости и недостатки, критикуя под видом персидского общества французское, - преисполненное спеси, суеверий, находящееся под гнетом королевской власти и духовенства. В 1725 г. Монтескье написал прозаическую поэму, выдержанную в гедонистическом духе «Книдский храм».

В 1726 г. Монтескье покидает пост президента парламента и перебирается в Париж и выпускает вторую поэму в прозе «Путешествие в Париж».

В 1728 г. он отправляется путешествовать по Европе для изучения политико-правовых институтов разных стран. Монтескье посетил Италию, Пруссию, Нидерланды, а в Англии прожил около полутора лет, где штудировал английское право и изучал конституционную практику парламента. Встречи с юристами, философами и политиками Англии оказали сильное влияние на формирование его государственно-правовых идеалов, которые он воплотил затем в главном своем труде «О духе законов» (1748).

В центре внимания книги Монтескье лежала теория форм власти. Монтескье считал, что могут существовать демократическая, аристократическая и монархическая формы правления, но не имеют права на существование тирания и деспотизм. Главное значение труда «О духе закона» заключается в провозглашении гражданских и личных свобод, идее постепенности государственных преобразований любого рода, принципов мирной политики, в осуждении любых форм деспотизма.

В 1734 г. были написаны «Размышления о причинах величия и падения римлян». В ней Монтескье отрицал богословские причины исторического процесса, утверждая объективные.

Последние годы Монтескье посвятил переработке трудов, главным образом, «О духе закона» и «Персидских писем». Последним сочинением стал «Опыт о вкусе», который был опубликован уже посмертно (1757) в одном из томов «Энциклопедии».

В 1754 году Монтескье поехал в Париж, чтобы оказать правовую помощь своему другу, профессору Ла-Бомелю. Там он заболел пневмонией и скончался 10 февраля 1755 года .

Шарль Луи Монтескье

Шарль Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (Монтескье ); фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu

французский писатель, правовед и философ, сторонник натуралистического подхода в изучении общества; разработал доктрину о разделении властей

Краткая биография

Монтескье Шарль Луи де Секонда , барон де ла Бред - французский мыслитель, философ эпохи Просвещения, правовед. Выдвинутая им теория «разделения властей» в значительной мере повлияла на конституционную мысль последующих столетий; наряду с Ж.-Ж. Руссо и Джоном Локком является основоположником современных форм представительной демократии.

Монтескье родился неподалеку от Бордо в фамильном замке Ландбред 18 января 1689 г. Он являлся продолжателем знатного аристократического рода, но образ жизни семьи был достаточно простым, мальчик много общался со сверстниками-крестьянами. В детстве в нем сформировалась привычка одеваться и вести себя просто, любовь к деревенской жизни и острому народному словцу.

Монтескье рано стал сиротой, в 10-летнем возрасте его определили в ораторианский колледж Жюйи в Бордо, где он учился с 1700 по 1705 г. получая образование, по большей части, светское.

Участь Шарля Луи была заранее предопределена. Планировалось, что он станет наследником бездетного дядюшки, от которого ему достанется место в Бордоском парламенте, поэтому Монтескье активно штудировал право. В 1714 г. он занимал должность советника в городском суде, спустя два года был уже вице-президентом этого учреждения. В 1716 г., после смерти дяди, ему достался пост президента парламента, а также его имя и баронский титул. Кроме того, Монтескье на правах старшего сына стал владельцем родового замка Ла-Бред, т.к. к этому времени его отец скончался. Произошли большие изменения и в его личной жизни: он женился на Жанне де Латирг, невесте, которую ему в свое время выбрал дядя.

В 1726 г. Монтескье покидает пост президента парламента и перебирается в Париж, периодически навещая семью. Причиной этого стало желание литературной славы. В 1721 г. увидел свет его роман «Персидские письма». Он выпустил его под вымышленной фамилией, но настоящее имя автора стало секретом полишинеля. Книгу отнесли к запрещенным, тем не менее, за границей ее регулярно переиздавали, а автор стал популярен и преисполнился честолюбивых надежд, связанных с литературой.

Спустя немного времени после его переезда появляется поэма в прозе «Путешествие в Париж», по содержанию и форме напоминающая «Персидские письма». Приложив некоторые усилия, Монтескье становится членом Французской академии. Он продолжает писать на тему политики и права, сочиняет в духе изящной словесности, но среди его замыслов - серьезный труд, посвященный праву.

На протяжении 1728-1731 гг. Монтескье путешествует по Европе для того, чтобы исследовать политико-правовые институты других государств. Он нанес визиты в Пруссию, Италию, Нидерланды, полтора года прожил в Англии, проникшись огромным уважением к этой стране. Общение с местными философами, политиками, юристами в огромной степени определило его идеалы в сфере государства и права.

Позиция по этим вопросам нашла отражение в главном труде Монтескье – «О духе закона» (1748). Читатель вслед за автором совершал путешествия по государствам и разным историческим периодам, узнавал о местных событиях и правилах устройства социума. В своих воззрениях Монтескье был сторонником т.н. географической школы, представители которой считали географическую и биологическую среду существования того или иного народа определяющим фактором его исторического пути.

В центре внимания книги Монтескье лежала теория форм власти. Исследователь отказывал в праве на существование деспотизму и тирании как формам правления. Многие положения конституционной теории Монтескье в значительной степени повлияли на становление современной политической культуры, однако главное значение труда «О духе закона» заключается в провозглашении гражданских и личных свобод, идее постепенности государственных преобразований любого рода, принципов мирной политики, в осуждении любых форм деспотизма.

В 1734 г. были написаны «Размышления о причинах величия и падения римлян». В ней Монтескье отрицал богословские причины исторического процесса, утверждая объективные.

Заключительные годы биографии Шарля Луи Монтескье были посвящены переработке трудов, главным образом, «О духе закона» и «Персидских писем». Самым последним сочинением его стал «Опыт о вкусе», который был опубликован уже посмертно (1757) в одном из томов «Энциклопедии». Многие деятели государственного масштаба были хорошо знакомы с трудами этого исследователя. Исключением, в частности, не стала и Екатерина Великая: труд «О духе законов» лег в основу ее знаменитого «Наказа».

Скончался Шарль Монтескье 10 февраля 1755 г. в Париже; причиной смерти стала пневмония. Похоронили его в соборе св. Сюльпиция. За гробом его шествовал лишь Дидро, похоронная церемония была очень скромной.

Биография из Википедии

Шарль Луи́ де Секонда́, барон Ля Брэд и де Монтескьё (Монтескье́ ) (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu; 18 января 1689 - 10 февраля 1755) - французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Вы­хо­дец из ари­сто­кра­тического гас­кон­ско­го ро­да. В 1705 окон­чил кол­ле­ж ора­то­ри­ан­цев. Изу­чал пра­во в Бор­до и Па­ри­же.

В 1714 году стал советником парламента Бордо. В 1715 году женился на Жанне де Лартиг протестантского вероисповедания, которая родила ему троих детей. В 1716 по­сле смер­ти дя­ди унас­ле­довал долж­ность ви­це-пре­зи­ден­та пар­ла­мен­та Бор­до и ти­тул ба­ро­на. Государственная служ­ба вскоре стала его тяготить. В 1726 году, оставив должность президента парламента Бордо, по­свя­тил се­бя за­ня­ти­ям наукой.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Как владелец замка Ла-Бред, сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1729 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня - 16 мая того же года. В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами, среди которых был французский исследователь спорных вопросов международного права Габриэль Мабли.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Значение

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Джон Локк и Жан-Жак Руссо считаются основоположниками современных теорий представительной демократии. Монтескьё сформулировал идею разделения властей, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Политическое учение

  • Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
  • Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).
  • Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни - различие законов».
  • Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии - честь, а для деспотии - страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов». Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Краткий обзор произведения «О духе законов»

Законы

Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону.Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли).

О войне

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу - отсюдасостояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу - отсюда война между отдельными лицами. Цель войны - победа; цель победы - завоевание; цель завоевания - сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.

О духе народа

Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаемсвободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

О трёх различных образах правления

Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомлённые люди. «Республиканское правление - это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, - при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом всё вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

  • Республика - добродетель,
  • Монархия - честь,
  • Деспотия - страх.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть». Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Об индивидуальной свободе и свободе политической

Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, - отделение государства от гражданского общества и разделение властей.

«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах. В первом случае они равны, потому что они - всё, во втором - потому, что они ничто. Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное - это безопасность гражданина».

Политический либерализм - убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм - общественное движение:

Провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества;

Поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции;

Поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.

Работы

  • «Персидские письма», 1721. Текст романа на русском и французском языках
  • «Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
  • «Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
  • «О Духе законов», 1748
  • «Опыт о вкусе», 1753

Издания и переводчики на русский язык

Lettres familieres a divers amis d"Italie , 1767

  • Алексей Поленов
  • Антиох Кантемир (перевод не сохр.)
  • Фёдор Поспелов
  • Ефим Рознотовский
  • Всеволод Гаршин
  • Василий Крамаренков
  • Е. Корнеев
  • П. Николаев
  • С. Башилов
  • Николай Страхов
  • Егор Чиляев
  • А. Воейкова
  • Языков, Дмитрий Иванович
  • Горнфельд, Аркадий Георгиевич


Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689 - умер 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы.

Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.

Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня - 16 мая того же года.

В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали , Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста .

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Монтескьё считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни - различие законов».

Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии - честь, а для деспотии - страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Работы Монтескье:

«Персидские письма», 1721
«Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
«Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
«О Духе законов», 1748
«Опыт о вкусе», 1753.

(барон де Секонда, граф de Montesquieu, 1689-1755) - один из писателей XVIII в., наиболее повлиявших на политическую и культурную жизнь Франции и Европы. Он замечателен как политический теоретик, как критик и реформатор современных ему общества и государства, как поборник гуманных и просветительных принципов, как родоначальник европейского либерализма и как исследователь в области философско-исторических вопросов; как стилист, он причисляется французами к числу их классических писателей. Он принадлежал к одному из древнейших родов гасконского дворянства. Предки Монтескье как по мужской, так и в особенности по женской линии долго держались кальвинизма. Рано потеряв мать, Монтескье воспитывался до 22 лет у ораторианцев, но из этой школы вынес более классических, чем монашеских преданий; 20-и лет он написал рассуждение на тему, что языческие философы не заслуживают вечных мучений. По семейному обычаю, Монтескье тотчас после школы поступил советником в бордоский парламент, а потом от одного из дядей получил в наследство - вместе с титулом графа де Монтескье - звание президента. Монтескье, впрочем, мало интересовался судебными и административными делами своей должности: семья в его жизни также не играла большой роли; он вел светский образ жизни по тогдашней моде, много путешествовал для своего образования - в особенности важно его 2-летнее пребывание в Англии - и усердно занимался науками: сначала естественными - анатомией, ботаникой и физикой, приучившими его к наблюдательности, а потом - историей и правом. Светский образ жизни не остался без влияния на литературную деятельность Монтескье. Он ему внушил поэму в прозе - "Le temple de Gnide", написанную, как говорили, в угоду принцессе Марии-Анне Бурбон, знаменитой светской красавиц. Салонная жизнь отразилась также на форме и на некоторых особенностях его более серьезных сочинений. По меткому выражению самого Монтескье, "общество женщин портит нравы и образует вкус". Над светскими увлечениями, однако, все более берет верх у Монтескье серьезный политический интерес. Он ярко выступает уже в первом из его политических сочинений - "Lettres persanes" (Амстердам, 1721 и чаще; рус. перевод СПб., 1892) - несмотря на их игривую форму. Это едкая сатира над тем обществом, в котором вращался Монтескье: над светскими женщинами, за которыми он ухаживал, над салонными говорунами, которые ему надоедали, над чванными вельможами, которые его оскорбляли своей надменностью, в особенности над придворными интриганами, которых он презирал. "Честолюбие в праздности, низость в надменности, желание обогатиться без труда, отвращение к правде, лесть, измена, коварство, пренебрежение ко всем своим обязательствам, презрение ко всем обязанностям гражданина, опасение добродетелей государя, расчет на его слабости и всего более вечное осмеяние добродетели" - вот что, по словам Монтескье, составляет свойство большей части куртизанов. Сатира была замаскирована; Монтескье вложил ее в уста двух иноземцев, персиян, которые в своей переписке дивятся европейским нравам и глумятся над европейскими пороками, со своей стороны поднимая завесу над таинственным и интересовавшим салонное общество восточным гаремом. Монтескье заимствовал восточную рамку своей сатиры у современных ему, весьма популярных путешественников по Персии Тавернье и Шардена. Не довольствуясь персидской маской, Монтескье издал свои письма анонимно. Поводом ко всем этим предосторожностям было опасение раздражить власть, так как сатире подвергался самый государственный порядок, которым держалось придворное общество. Рассуждения подданных персидского шаха - перчатка, смело брошенная французскому абсолютизму. Протест против него тянется красной нитью через все сочинения Монтескье, несмотря на все несходство их по содержанию и форме. "Персидские письма" знаменуют собой момент разочарования высшего французского общества в королевском абсолютизме, начало рефлексии и саморазложения аристократического слоя. Молодой, скептичный советник бордоского парламента является голосом дворянской "фронды" против "старого порядка". Но наряду с этой фрондой, процветавшей в салонах, развивалась другая, воспитывавшаяся в школах и преклонявшаяся перед античными идеалами, "гражданскими" и "республиканскими". Уже в "Персидских письмах " Монтескье влагает в уста персиянину слова, звучащие в таких устах резким и странным диссонансом: "монархия, говорит Узбек, есть полное насилия состояние, всегда извращающееся в деспотизм... Святилище чести, доброго имени и добродетели, по-видимому, нужно искать в республиках и в странах, где дозволено произносить имя отечества". Эта идеализация республиканского строя и нравов дает главную окраску следующему сочинению Монтескье - "Considérations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur décadence" (1734), где Монтескье проводит мысль, что величие Рима обусловливалось гражданским духом и любовью римлян к свободе. Рассуждение Монтескье не есть, однако, лишь прославление античной доблести: это первый опыт научной обработки истории, попытка объяснить судьбу римского народа его собственной историей, т. е. с помощью народного характера, внешних условий и в особенности политических учреждений. "Не счастье, - возражает Монтескье Плутарху, - управляет миром; об этом можно спросить римлян, которые одерживали непрерывный ряд успехов, когда следовали в управлении своем известной системе, и претерпели непрерывный ряд неудач, когда стали руководиться другой. Есть общие причины, нравственные и физические, которые действуют в каждом государстве, возвышают, поддерживают или разрушают его. Все события находятся в зависимости от этих причин, и если случайный исход сражения, т. е. частная причина, погубил какое-нибудь государство, то за этим скрывалась общая причина, в силу которой государство должно было погибнуть вследствие одной только битвы. Одним словом, главное течение (l"allure principale) истории народа влечет за собой все частные случаи (accidents)". Вот краткая, ясно формулированная программа философского изучения истории. Она сделалась точкой отправления для главного жизненного труда Монтескье, оконченного им 14 лет спустя и названного "L"esprit des lois" (Женева, 1748 г. и чаще; русский перевод Коренева, СПб., 1862). Наблюдения над жизнью римлян составляют эпизод этого монументального сочинения: принципы, выведенные из римской истории, прилагаются здесь к судьбе всего человечества. "Я стал исследовать людей, - говорит Монтескье, - и убедился, что в этом бесконечном разнообразии законов и нравов они руководились не одной только своей фантазией". Чтобы обосновать эту руководящую мысль, Монтескье в продолжение многих лет собирал обширный материал из истории, законодательства древних и новых народов, путешествий, а также из собственных наблюдений. Два года спустя после выхода книги Монтескье ему пришлось написать "Défense de l"Esprit des lois" против мелких недоброжелателей и против крупных врагов - Сорбонны и святейшей коллегии в Риме. В законах Монтескье видит не произвольное создание людей, а результат данных условий. Таким образом, законы в смысле человеческих установлений возвышаются на степень тех величественных явлений, носящих на себе отражение мирового разума и управляющих миром, которые мы также именуем законами. Закон, по формуле Монтескье, заимствованной у английского философа Кларка, есть постоянное отношение между известными явлениями, вытекающее из природы этих явлений. Так, существуют божеские законы, указывающие постоянные отношения между Богом и людьми; существуют мировые законы, определяющие постоянные отношения мировых явлений; существуют, наконец, людские законы, устанавливающие постоянные взаимные отношения людей согласно с природой этих людей. Эти постоянные отношения видоизменяются сообразно с условиями, в которых живут люди, - физическими свойствами страны, ее климатом, качествами почвы, положением и величиной страны, образом жизни населения, степенью свободы, допускаемой государственными учреждениями, религией населения, его богатством, его торговлей, его нравами и привычками. Наконец, законы находятся в известном отношении между собой, с своим возникновением, с целью законодателя, с порядком вещей, на котором они основаны. Их следует рассматривать во всех этих отношениях. Этим и задался Монтескье в своем сочинении. Он исполнил свою задачу в 31 книге, перечень которых указывает на разнообразие и интерес содержания Духа Законов. Первая книга посвящена общему рассуждению о законах, вторая и третья заключаютвсебе оригинальное учение Монтескье об образах правления и жизненных принципах каждогоиз них. Следующие 4 книги рассматривают различные категории законов - гражданские и уголовные, касающиеся воспитания, роскоши и положения женщин, - по отношению к образу правления в различных государствах. Восьмая книга трактует об извращении различных образов правления. Следующие две книги рассматривают законы с точки зрения оборонительных и наступательных сил государства. Одиннадцатая книга - сердцевина Духа Законов: она заключает в себе учение Монтескье о государственных учреждениях, обеспечивающих политическую свободу. Следующие две книги касаются политической свободы и отношения к ней финансовой политики и государственных доходов. Четыре книги посвящены вопросу о климате и в особенности связи гражданского и политического рабства с климатом. Затем идет ряд книг (18-23), рассматривающих законы по отношению к почве, к нравам населения, к торговле, к монетной системе и к численности обитателей. Две книги - 24 и 25 - посвящены весьма важному вопросу об отношении законодательства к религии; 26-я трактует об отношении законов к тому порядку вещей, которого они касаются; 27-я - о римских законах о наследстве, а последние 4 касаются феодального законодательства во Франции, которое во времена Монтескье имело практическое значение, так как служило основанием тогдашнего государственного и общественного порядка. Под эти-то категории Монтескье подводил бесчисленные собранные им факты, и здесь обнаружилась характерная черта его таланта и метода - искусство обобщения. Эти обобщения дают смысл и жизнь сырому материалу и представляют собой, так сказать, обширный музей, в котором историки впервые научились понимать факты своей науки, подводя их под законы. Метод был еще нов, поле не возделано, и ум Монтескье был склонен к "поразительным" обобщениям; он проявлял в них даже своего рода кокетство. Отсюда целый ряд натяжек и парадоксов, напр. обобщение, что "единодержавие чаще всего встречается в странах плодородных, авласть разделена между многими в странах, плодородием не отличающихся", или: "естественным последствием торговли бывает наклонность к миролюбию" - положение только отчасти справедливое, так как соперничество в торговле не менее часто бывало поводом к войнам, чем любовь к военной славе. Метод Монтескье в "Духе Законов" в другом еще отношении содействовал успехам истории: он положил систематическое начало историческому методу. В XVIII в. господствовал рационализм - рассмотрение действительности с точки зрения отвлеченного разума; факты не только подводились под требования общего разума, но и выводились из теорий, созданных чистым отвлечением. Не чуждый рационализму, как сын своего века и своей нации, Монтескье вносит в него наблюдение, наклонность выслеживать конкретное происхождение факта и относительную оценку его. Так, напр., в XVIII в. выводили государство из естественного состояния людей; предшественник Монтескье, Локк, характеризует естественное состояние господством свободы и равенства, подчиненных естественному, разумному закону. У Монтескье естественное состояние изображается как низшая ступень культуры; приметами его являются чисто реальные свойства первобытного человека - страх за себя как за существо слабое, чувство голода, половое влечение и потребность жить в обществе себе подобных. Рационалисты до Монтескье и после него прилагали к действительности мерку общего разумного закона, вытекающего из природы человека как одаренного разумом существа. У Монтескье общий закон разума преломляется в действительности под влиянием местных условий и вызванных ими свойств народов; законы отдельных народов не только крайне разнообразны, но и не везде приложимы. Вследствие этого для Монтескье не существует вопроса о лучшем, идеальном образе правления. "Я часто, - говорит он, - еще в Персидских письмах изыскивал, какое правительство наиболее соответствует разуму. Мне казалось, что наиболее совершенно то, которое достигает цели с наименьшими тратами и ведет людей способом, наиболее соответствующим их свойствам и наклонностям". Такими выведенными из исторического метода взглядами Монтескье не только опережал свой век, но и шел вразрез с господствующим настроением. Гораздо более соответствовали этому настроению и потому имели сильное, непосредственное влияние другие взгляды Монтескье, также выведенные из наблюдений над историей человечества и заключавшие в себе призыв к гуманности. В этой области Монтескье является могучим просветителем своего времени. Центральным пунктом проповеди гуманности можно признать главу Монтескье о смягчении уголовных наказаний, внушившую Беккарии его знаменитую книгу. Суровость наказаний, по Монтескье, бесплодная жестокость; в руководительстве людьми не следует прибегать к крайним средствам; не умеренность в наказаниях опасна, а безнаказанность преступления. Требуя смягчения наказаний, Монтескье восстает против двух главных зол тогдашней криминалистики, продержавшихся, несмотря на просветителей XVIII в., вплоть до Революции - против пытки и конфискации. С другой стороны, Монтескье суживает область преступлений. Выставляя принцип, что законы должны наказывать лишь "наружные действия", Монтескье отстаивает великий принцип свободы мысли. Ограничивая страшное понятие об "оскорблении величества", под которое со времен римлян подводили и политические интриги, и подделку монеты, и неосторожные слова, Монтескье различает сферу гражданских и государственных правонарушений, сферу преступлений и проступков. Еще более мужества нужно было в то время, чтобы вооружиться против злоупотребления именем и понятием Божества. Вследствие господства церкви над государством понятие святотатства было беспредельно и стало поводом к самым жестоким и несправедливым наказаниям. "Зло, - утверждает Монтескье, - коренилось в идее, что человек обязан мстить за Божество". Анализируя это представление, Монтескье разграничивает проступки религиозного характера, подлежащие чисто религиозным карам (исключение из религиозной общины), от проступков, имеющих лишь гражданский характер и подлежащих наказанию только как таковые. На светскую точку зрения Монтескье становится и в коренном религиозном вопросе - о терпимости. Монтескье здесь очень осторожен в форме; на его глазах парламенты безжалостно ссылали на галеры женщин и стариков за то, что они приобщались у пасторов. Не касаясь своего отечества, он обращается к инквизиторам Испании и доказывает им бесцельность их фанатизма: "люди, ожидающие в загробной жизни верной награды, ускользают из рук законодателя; они слишком презирают смерть". Монтескье бичует фанатическую Францию в образе Японии, выставляя на вид неразумность правительства, жестоко каравшего за принятие христианства как за неповиновение власти и оскорбление государя. Монтескье смотрит на религию с точки зрения политика и скептика XVIII в.; он боится всякой религиозной пропаганды и всякой новой религии и советует не допускать их в государстве, но в то же время как историк стоит в религиозном вопросе неизмеримо выше рационалистов XVIII века. Он замечает по поводу Бейля, что "выставлять длинный перечень зол, произведенных религией, без указания ее благодеяний - лишь плохое разглагольствование против религии". В области международных отношений Монтескье всецело поддается гуманному духу и космополитизму XVIII в. "Если бы, - говорит Монтескье, - я знал что-либо выгодное для моей семьи и невыгодное для отечества, я постарался бы забыть о нем, а если бы я знал что-либо выгодное для моего отечества и вредное для Европы и для рода человеческого, я бы считал это преступным". Наиболее возражений и оговорок вызывают книги о влиянии климата. Монтескье имеет в этой области предшественников в Бодене и Шардене, но он далеко превзошел их систематичностью своих изысканий, приводящей к слишком обширным и категорическим обобщениям. Он объясняет расслабляющим влиянием жаркого климата неподвижность в религиозных верованиях, в обычаях и политических учреждениях, которой отличаются восточные народы; он утверждает, что по климатическим причинам Азии более свойственно многоженство, а Европе - моногамия. Он выводит рабство из расслабляющего влияния знойного климата, настолько располагающего людей к лени, что только жестокое обращение с ними может принудить их к работе. Монтескье, впрочем, сам оговаривается и восклицает: "может быть, однако, нет такого климата, в котором нельзя было бы склонить к труду людей свободных". Натяжки и противоречия происходили здесь у Монтескье от недостаточно полного и точно обследованного материала. При всем том его основное положение совершенно верно: "различные потребности в различных климатах вызвали различные способы жизни, которые вызвали различного рода законы". Монтескье придавал этой части своей книги практическое значение. Законы, по его мнению, должны служить преградой тем порокам, которые обусловливаются климатом. Исходя из этой мысли, он дает целый ряд указаний законодателю. Едва ли он при этом вполне сознавал теоретическое значение своих наблюдений над влиянием климата и почвы. Они вытекали, однако, из верного чутья, что исторические явления могут и должны быть объяснены причинами. В первой истории цивилизации - в современном Монтескье "Опыте" Вольтера "о нравах и духе народов" - история человечества представляет хаос, над которым господствует случайность. Монтескье, разыскивая везде причины исторических явлений, открывал законы и подготовлял здание исторической науки. Всего значительнее было влияние политической теории Монтескье. Она заключается, прежде всего, в его классификации государств по образу правления. Его всего более поразили три типа государства: античная община, с которой его сроднила классическая школа; феодальная монархия, которую он видел во Франции, и восточная деспотия, столь наглядно изображенная его любимым Шарденом. Всего глубже его при этом захватывал и тревожил совершавшийся в его отечестве процесс постепенного перерождения старинной феодальной монархии в абсолютизм. Ввиду этого Монтескье вместо обычного со времени Аристотеля деления форм правления на монархию, аристократию и демократию различает республику (представляющую два вида - демократический и аристократический), монархию и деспотию. По той же причине он признает отличительным признаком монархии существование посредствующих властей (pouvoirs intermédiaires) между монархом и народом в виде привилегированных сословий и самостоятельных корпораций (французские парламенты). Лишь пока невредимы и полны жизни эти посредствующие власти, монархия не изменяет своему характеру и не превращается в деспотию. Смысл классификации Монтескье становится вполне понятным лишь с помощью его учения о жизненных принципах , присущих каждому типу государства, обеспечивающих его существование и препятствующих его извращению в другой тип. Жизненным принципом, на котором зиждется деспотия, Монтескье считает страх , принципом демократии - гражданскую добродетель (vertu), аристократии - умеренность, а монархии - честь , т. е. чувство собственного достоинства сословий и корпораций. В основании этой теории Монтескье лежит совершенно верное и глубокое наблюдение, а именно что всякий образ правления тесно связан с известным нравственным мировоззрением в народе, руководящим стремлениями и поступками граждан. Самое определение нравственных принципов, которые Монтескье приурочивает к разным образам правления, также может быть признано верным, если иметь в виду те государства, которые разумел Монтескье. Когда он говорил о республике, ему представлялись Рим и Афины; из их истории выведено положение, что жизненно условие республики - добродетель, т. е. "любовь к республике", "привязанность к законам и к отечеству", "любовь к отечеству, т. е. любовь к равенству"; из их истории выведено и нравоучение, что республика погибает не только, когда в ней исчезает дух равенства, но и когда в ней "развивается дух крайнего равенства и когда всякий хочет быть равен тем, кого он сам избрал вождями государства". Точно так же нельзя не признать верным определение "жизненного принципа" монархии у Монтескье, если иметь в виду современную ему Францию: "старый порядок" был основан на сословных и корпоративных привилегиях и должен был пасть с исчезновением тех начал, которые создали и упрочивали эти привилегии. Но теория Монтескье, верная в приложении к избранным им типам - Рим, Венеция, Франция "старого порядка", Персия, - является произвольной и парадоксальной, если выйти из узкого кругозора франц. публициста. Когда писал Монтескье, уже был провозглашен Фридрихом Великим принцип новой монархии, в силу которого "государь - первый служитель своего государства", - а для этого представителя просвещенного абсолютизма не было места в теории Монтескье между Людовиком XV и Надир-шахом. Как бы то ни было, теория Монтескье имела роковое влияние на судьбу монархии во Франции. Идеализируя республику, отождествляя ее с господством патриотизма и гражданской доблести, она связывала монархию во Франции с существованием сословных и корпоративных привилегий, загубивших королевскую власть. Монтескье нанес старому порядку еще более роковой удар своей XI-й книгой, изображавшей английскую конституцию. Монтескье был не только поклонником свободы, но и отличался глубоким пониманием ее сущности. В особенности заслуживает внимания разграничение, которое он проводил между народовластием и свободой народа, а также положение, что демократия сама по себе не служит обеспечением свободы, встречающейся только в государствах, где власть умеренна. Теоретическим основанием английской конституции служит у Монтескье учение о разделении властей. Заимствовав это учение у Локка, Монтескье видоизменил его, подразделив государственную власть на законодательную , исполнительную и судебную. "Если, - говорит Монтескье, - законодательная власть соединена с исполнительной в одном лице или в одной магистратуре, свободы нет, ибо можно опасаться, что монарх или сенат станут издавать тиранические законы и осуществлять их тираническим способом". И далее: "нет свободы, если власть судебная не отделена от законодательной и исполнительной. Если бы она была соединена с законодательной, власть над жизнью и свободой граждан стала бы произволом, ибо законодатель был бы и судьей. Если бы она была соединена с властью исполнительной, судья мог бы сделаться тираном". Но не в одном только разделении властей видел Монтескье обеспечение свободы; для этого необходима гарантия против злоупотребления властью, т. е. такой порядок вещей, при котором "одна власть может остановить другую" (le pouvoir arrête le pouvoir). Все эти гарантии Монтескье находит в английской конституции, которую он изображает не как историческую , а как типическую организацию. Законодательная власть принадлежит представителям народа, избираемым "всеми гражданами", за исключением тех, которые "стоят так низко, что не могут иметь собственной воли". Законодательную власть с палатой представителей разделяет - за исключением законов, касающихся налогов, - верхняя палата; в ней наследственно заседают граждане, которые родовитостью, богатством и заслугами настолько выдаются над другими, что равная со всеми доля влияния была бы для них рабством. Исполнительная власть принадлежит монарху, так как она требует единства воли и осуществляется посредством назначаемых им министров. Судебная власть принадлежит судьям, взятым из народа (присяжные), а в политических процессах - верхней палате. Для осуществления принципа, требующего, чтобы власть могла остановить власть, монарху предоставляется veto в законодательных делах и право созывать и распускать палаты, а представителям народа - право устанавливать налоги, обеспечивающие содержание армии, и привлекать к ответственности перед верхней палатой министров короля; сам же он пользуется неприкосновенностью. Схема, начертанная Монтескье, несколькими существенными чертами отличается от действительного строя Англии. Он дал в своей схеме органу законодательной власти гораздо более демократическую основу, чем та, которую имел тогдашний парламент; всего же важнее то, что уже во времена Монтескье король хотя и назначал министров, но брал их из числа вождей господствовавшей партии. Таким образом, в Англии вовсе не было того разделения властей, о котором говорит Монтескье; парламент начинал соединять в своих руках с властью законодательной и исполнительную. Желал ли Монтескье применения англ. конституции к Франции - этого он прямо не высказывает, может быть из предосторожности, из желания, чтобы его книга с именем автора беспрепятственно обращалась во Франции; ради этого он часто выражался обиняками и опустил целую главу, посвященную lettres de cachet (см.). Но, может быть, у него были и другие соображения. Еще в "Персидских письмах" он высказал основное положение своей политики: "иногда необходимо изменять известные законы, но случаи эти редки, и когда они бывают, то следует касаться существующего лишь трепетной рукой". Вся теория Монтескье о том, что законы выражают собой действительные отношения вещей, что лучшие законы - те, которые соответствуют наклонностям и привычкам народа, должны были отклонять его от пропаганды английских порядков. Наконец, можно думать, что Монтескье желал не ниспровержения старого порядка , а исправления многих вкравшихся в него злоупотреблений, между которыми он главным считал деспотизм. Как бы то ни было, конституционная схема в Духе Законов сделалась главным наследством, которое оставил после себя Монтескье. Он открыл этим глаза самим англичанам, которые до него весьма мало интересовались теоретической стороной своих учреждений, - и схема Монтескье была усвоена без критики английским публицистом Блекстоном. Учение Монтескье о разделении властей практически повлияло на организацию правительственных властей в Северо-Американских Штатах. Во Франции Монтескье создал конституционную доктрину, приверженцы которой получили через 50 лет возможность осуществить его теорию. Всего сильнее повлиял Монтескье на французскую революцию теми сторонами своего учения, которые были согласны с господствующими демократическим настроением: своим отождествлением монархии с исполнительной властью, что отводило ей подчиненное положение в государстве; своей теорией о разделении властей и о назначении министров королем из лиц, стоящих вне палаты, что сделалось в 1789 г. главным препятствием к установлению либерального и популярного министерства под руководством Мирабо и к примирению Национального собрания с королем; наконец, своей теорией, что республиканский дух тождествен с любовью к отечеству и к гражданской добродетели - теорией, которой воспользовались Робеспьер и якобинцы в непредусмотренном Монтескье духе. Те стороны учения Монтескье, которые шли вразрез с потоком, как, напр., учение о необходимости для свободы аристократической палаты и королевского veto, не оказали влияния на ход событий. Когда после революции во Франции водворился конституционный порядок, теория Монтескье снова стала привлекать к себе всеобщий интерес и учение о "равновесии властей" подверглось обстоятельному обсуждению. Долгое время во Франции, как и в остальной Европе, английская конституция отождествлялась с схемой Монтескье, и лишь во 2-й половине века к ее изучению стали прилагать тот исторический метод, смена которого посеяны самим Монтескье в "Духе Законов". См. Vian, "Histoire de M."; Albert Sorel, "Montesquieu" (в коллекции "Grands écrivains français"); Чичерин, "История политических учений" (III); влияние Монтескье на революцию - у Герье, "Понятие о власти и о народе в наказах 1789 г.".

В . Герье.

Полные собрания соч. Монтескье изд. L. S. Auger (П., 1816), Parelle (1826-27), Dalibon (1827), Hachette (1865), Laboulaye (1875-79; лучшее издание). После Монтескье осталось много бумаг, к изданию которых потомки его приступили лишь в последние годы. Прежде всего появились "Deux opuscules de Montesquieu" (Бордо, 1891), в которых, между прочим, содержится этюд о всемирной монархии. "В Азии, - пишет Монтескье, - обширные империи всегда были возможны, в Европе они не могли продержаться долго". Причину этого различия он видит как в физических условиях Азии - обширности восточных степей, отсутствии естественных границ, - так и в господстве там деспотической власти, без которой неминуемо сказалась бы центробежная сила разноплеменных частей государства. Свои мысли Монтескье иллюстрировал грандиозной неудачей императора Карла V и его сына Филиппа II. Невозможность в Европе деспотии Монтескье старается связать с экономическими причинами и считает отлив золота и серебра из Испании в страны земледельческие и промышленные доказательством того, что ни одному государству невозможно обеспечить себе на долгое время преимущество над другими: все нуждаются во взаимном общении, и строящие свое благоденствие на погибели соседа обыкновенно первые от того терпят. В последовавших затем "Mélanges inédits de Montesquieu" (Бордо, 1892) содержатся 12 этюдов, из которых лишь немногие представляют значительный интерес; в "Essai sur les causes, qui peuvent affecter les esprits et le caractères" можно найти дальнейшее развитие некоторых положений "Духа Законов". В 1894 г. появился 1-й том "Voyages de Montesquieu" - описание путешествий его в Венгрию, Италию и Германию, в котором обращено особое внимание на управление и законодательство. Наконец, имеют быть изданы три сборника "Pensées" Монтескье и его переписка. О влиянии идей Монтескье в России см. Наказ Екатерины II . Ср. Dangean, " Montesquieu, bibliographie de ses oeuvres" (П., 1874).

Шарль Монтескье - французский писатель, мыслитель и юрист, чьё имя глубоко укоренилось в истории формирования государственно-правовых учений. Он получил известность благодаря которая своим существованием обязан именно французскому философу. Однако история его жизни выходит далеко за пределы одного этого понятия.

Детство

Чем только ни занимался на своём пути Шарль-Луи де Секонда, более известный как Шарль Монтескье. Биография его начинается в фамильном замке Лабред, неподалёку от Бордо, в 1689 году. Его отец Жак был довольно суровым, и маленький Шарль воспитывался в патриархальных условиях. О матери известно мало, помимо того, что в её приданое входил вышеупомянутый замок Ла-Бред, а сама она отличалась особой религиозностью и склонностью к мистицизму. Она умерла, когда мальчику было 7 лет, а спустя 3 года отец отправил его в колледж при монастыре Жюльи, основанный ораторианцами. что это было духовное училище, образование он получил светское. Именно там он изучил античную литературу и увлёкся философией, с которой была связана вся его дальнейшая жизнь.

Изучение права

Монтескье повезло родиться в когда повсюду утвердилось господство мысли и разума. В 1705 году он вернулся из колледжа в родной дом, где всё свободное время стал уделять освоению юриспруденции. Это была скорее вынужденная необходимость, чем истинная страсть, да и право в те времена считалось крайне сложным для понимания. Необходимость изучения законов была продиктована тем, что Шарль Монтескье в будущем должен был занять парламентский пост, который перейдёт к нему по наследству. В 1713 году погибает отец Шарля, а сам он остаётся на попечении дяди.

Наследство барона де Секонда

Ещё при жизни дядя приложил большие усилия, дабы женить своего племянника. Его достопочтенной избранницей стала Жанне Лартиг. Выбор этот основывался отнюдь не на любви и даже не на внешних данных девушки, а исключительно на размере её приданого. Заключение брака сулило несколько трудностей, связанных с религиозными вопросами, однако их удалось обойти благодаря юридическому образованию Шарля. В 1715 году состоялось венчание. Спустя год умирает дядя, и после его кончины юноше в наследство достаётся титул барона. Отныне он - Монтескье Шарль Луи де Секонда. Помимо этого, к нему в собственность переходят большое состояние и пост председателя Парламента Бордо. По большей части он выполнял там функции судьи, в чём у него уже был опыт, так как ранее он работал советником и был вице-президентом в городском суде.

Карьера

Шарль Монтескье никогда по-настоящему не увлекался правом, однако в течение десяти лет ответственно подходил к выполнению своих обязанностей в парламенте. В 1726 году он продаёт свою должность, как в те времена было широко распространено, и перебирается в Париж. Несмотря на то что эта работа не была жизненным призванием Монтескье, он получил неоценимый опыт, который пригодится ему в написании будущих произведений. Таким образом, после переезда начинается его активная писательская деятельность. Он публикует множество работ и сочинений на различные темы. Помимо этого он становится членом политического клуба «Антресоль», где активно обсуждались мировые новости, ежедневные события и работы участников. Примерно в это же время он посещает Французскую академию, и параллельно с тем продолжает писать.

Основные произведения

Ещё при жизни в родном Бордо Шарль Монтеске написал множество эссе и сочинений на тему естественных наук. Среди них можно выделить такие как «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах». Помогло ему в этом членство в Бордоской академии, где он проводил множество экспериментов. Естествознание - это ещё одна область, которая вызывала интерес писателя, однако главные его произведения всё же касались государства, права и политики. В 1721 году в свет выходит его роман под названием «Персидские письма», который тут же вызывает бурю обсуждений. К сожалению, он был запрещён, но это лишь благотворно отразилось на его успехе, потому что автор весьма удачно вывел образы общества того времени.

Но ключевым произведением в его библиографии, о котором, наверное, наслышан каждый, стал трактат «О духе законов». Работа над ним заняла много лет, на протяжении которых Шарль объездил практически всю Европу, изучая политическое устройство, нравы, обычаи и право Германии, Англии, Италии и Голландии. В каждой из стран он собрал много полезной информации, которая пригодилась ему в написании главной книги жизни. В 1731 году его путешествия заканчиваются, и Монтескье возвращается на родину, где все последующие годы проводит в кропотливой работе и размышлениях над двумя томами «О духе законов», которые печатают в 1748 году.

Философия и основные идеи

Идеи, изложенные в книге «О духе законов», стали крайне значимыми в развитии государственности не только Франции, но и всего мира. Он говорит о на 3 ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Он также отмечает, что их слияние может привести к беспределу, и такая модель должна существовать во всех государствах, невзирая на их формы правления. Термин «теория разделения властей» впервые упомянул и истолковал в своём труде Шарль Монтескье. Философ и мыслитель Джон Локк также причастен к разработке основных положений этой теории, однако доработал и усовершенствовал её именно французский писатель.

Одной из важнейших тем в его творчестве является соотнесение законов и жизни каждого отдельного общества. Он много говорит о взаимосвязи обычаев, нравов и религии с законодательством, которая характерна для отдельных форм правления. В этом ему очень помогли те знания, которые он приобрёл за годы путешествий. Впоследствии многие идеи, заложенные в произведении «О духе законов», стали основополагающими для Конституции США и других значимых нормативно-правовых актов.

Личная жизнь и смерть

Сложно ответить на вопрос о том, каким человеком был Шарль Монтескье. Краткая биография, скорее, раскрывает его вклад в историю политической и правовой мысли, но о чертах характера умалчивает. Известно, что он не был верным супругом, но к жене относился с уважением. Она стала матерью двух прекрасных девочек и мальчика, которых Шарль, безусловно, любил. Практически всю свою жизнь он посвятил науке, чтению и размышлениям. Работал по большей части в библиотеке, где рождались его великие произведения.

Говорят, что он был замкнутым человеком, почти всё свободное время проводил в одиночестве, и открывался исключительно близким друзьям. В свет он выходил редко, чаще всего в салоны, где ни с кем не общался, а лишь наблюдал за обществом, собравшимся там. В 1754 году Монтескье поехал в Париж, чтобы оказать правовую помощь своему другу, профессору Ла-Бомелю. Там он заболел пневмонией и скончался 10 февраля 1755 года. Однако его произведения до сих пор считаются культовыми и обрели вечную жизнь.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: