Дары жизни поэзия 19 века краткое содержание. Поэты середины и второй половины XIX века
Образовавшиеся в процессе обмена веществ конечные продукты распада, являющиеся ядовитыми для организма, удаляются из него через почки, потовые железы, легкие, кишечник.
Основная роль в их выделении принадлежит специализированным органам выделения - почкам, выводящим, из организма 75% различных веществ: мочевину, мочевую кислоту, избыток воды, солей и чужеродные вещества, попавшие в кровь (лекарства и др.). В результате работы почек кровь очищается и сохраняет свой постоянный состав и физико-химические свойства .
Почки - парные органы, расположенные в брюшной полости с обеих сторон позвоночника. Правая почка лежит несколько ниже левой. Они имеют бобовидную форму, вогнутый край их обращен к позвоночнику и имеет выемку - ворота почек, где проходят кровеносные и лимфатические сосуды, нервы и мочеточник. Почки покрыты капсулой из соединительной ткани. На разрезе почки выделяют два слоя: наружный темно-красный - корковый , - в котором расположены почечные тельца, и внутренний более светлый - мозговой , - в котором проходят почечные канальцы. Канальцы образуют пирамиды, разделенные прослойками коркового вещества.
Расширенной частью пирамиды прилегают к корковому веществу, вершиной - к центру почки, где располагается почечная лоханка , представляющая из себя небольшую полость, из которой отходит тонкая трубочка длиной около 30 см - мочеточник . По ней моча, непрерывно образующаяся в почках, стекает в мочевой пузырь. Мочевой пузырь представляет собой вместилище емкостью около 500 мл для накопления мочи. Он лежит в полости малого таза. При сокращении его мышц моча выводится наружу через мочеиспускательный канал .
Под микроскопом в корковом слое хорошо различимы нефроны - структурные и функциональные единицы почек. В состав нефрона входят капсулы (в виде рюмочек), каждая из которых образована двумя слоями эпителиальных клеток. Между ними находится узкая полость, переходящая в извитой каналец. Стенки его образованы из одного слоя эпителиальных клеток. Сделав несколько изгибов и образовав петлю, каналец впадает в одну из трубочек, проходящих внутри пирамиды. Длина одного нефрона 35–50 мм. В каждой почке их насчитывается около 1 млн. Общая длина всех канальцев 70–100 км, а их поверхность составляет 6 м 2 .
Почки очень богато снабжены кровеносными сосудами. Мелкие веточки почечной артерии (приносящие сосуды) входят в капсулу и образуют клубочек артериальных капилляров. Из каждого клубочка выходят артериальные сосуды меньшего диаметра (по сравнению с приходящими). Каждый из них ветвится и образует капиллярную сеть вокруг канальцев. Из капилляров этой сети формируются почечные вены, впадающие в нижнюю полую вену.
Таким образом, кровеносные сосуды, ветвящиеся в почках, образуют капилляры дважды: сначала клубочки, лежащие в капсулах, а затем - сети, оплетающие петли почечных канальцев. Это имеет очень важное значение при образовании мочи.
Выделительная система является крайне важной для организма человека. Продукты обмена веществ необходимо выводить быстро, иначе они могут привести к отравлению организма.
Основным органом выделения человека являются почки. Также выделительную функцию осуществляют легкие, кожа и печень (рис. 21.1).
Рис. 21.1. Органы человека, выполняющие выделительные функции
Почки являются частью мочевыделительной системы, в состав которой входят также мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал (рис. 21.2). Главная задача мочевыделительной системы - выведение из организма водорастворимых продуктов обмена веществ.
Рис. 21.2. Строение мочевыделительной системы
Почки
Почки - это парные органы бобовидной формы (рис. 21.3). Они состоят из двух слоев - наружного коркового и внутреннего мозгового. Артерии, вены, лимфатические сосуды, нервы и мочеиспускательный канал входят в почку с ее внутренней стороны, а место их входа называют воротами почки. Полость внутри почки называется почечной лоханкой.
Рис. 21.3. Строение почки
Основной функциональной единицей почки является нефрон. Нефроны отвечают за образование мочи.
Мочеточники
Мочеточники - это трубки длиной 30–35 см, соединяющие почки с мочевым пузырем. По ним моча из почечной лоханки попадает в мочевой пузырь.
Мочевой пузырь
Из нефронов моча по собирательным трубочкам попадает в почечную лоханку, а оттуда по мочеточнику - в мочевой пузырь. Мочевой пузырь - это мышечный мешок, который состоит из гладкой мускулатуры и изнутри покрыт эпителием. В мочевом пузыре собирается моча. Чтобы она не вытекала наружу самопроизвольно, у этого органа есть два сфинктера (мышцы-замыкатели). Из мочевого пузыря моча выводится из организма через мочеиспускательный канал.
Мочеиспускательный канал
Мочеиспускательный канал - это трубка, которая выводит мочу, накопившуюся в мочевом пузыре, из организма. У мужчин мочеиспускательный канал значительно длиннее, чем у женщин. Если у женщин его длина составляет всего 3–4 см, то у мужчин - 18 см.
Нефрон
Нефрон (рис. 21.4) состоит из капсулы, двух извитых канальцев и длинной петли между ними. Внутри капсулы размещается сосудистый клубочек, образованный капиллярами.
Рис. 21.4. Схема строения нефрона
От капсулы отходит извитой каналец, образующий длинную петлю, которая, в свою очередь, переходит в следующий извитой каналец. Тот впадает в собирательную трубочку, по которой моча, образовавшаяся в нефроне, транспортируется дальше.
Кожа
Через протоки потовых желез из организма выводятся вода, мочевина и некоторые соли. Благодаря большой площади поверхности кожи через нее могут очень быстро выводиться различные токсины и продукты обмена. Испарение воды, выводимой через потовые железы, приводит к потере тепла, что тоже очень важно, поскольку тепло является одним из продуктов обмена веществ и его избыток в организме нежелателен.
Тепло может выводиться через кожу не только при испарении пота. У кожи температура обычно выше, чем температура окружающей среды, поэтому тепло выделяется всей ее поверхностью. Чем больше разница температур кожи и окружающей среды, тем быстрее тепло выводится из организма.
Печень
В печени из гемоглобина разрушенных эритроцитов образуются желчные пигменты, которые в составе желчи выводятся в кишечник, откуда удаляются вместе с калом. Кроме того, одна из наиболее важных функций печени - переработка продуктов обмена белков и нуклеиновых кислот, в результате чего образуются азотистые продукты, которые выводятся почками.
Легкие
С помощью легких из организма выводятся газообразные продукты обмена. Прежде всего это углекислый газ, который является продуктом окисления органических веществ в процессе выработки энергии. Через влажную поверхность легочных альвеол из организма также выводится вода.
Роль почек в осуществлении водно-солевого обмена
Для нормального обмена веществ концентрация солей в организме человека должна быть относительно постоянной. В результате она может колебаться в довольно узких пределах благодаря наличию у че ловека почек, которые являются чрезвычайно важным регулятором водно-солевого баланса организма.
Если воды в организме слишком много и концентрация солей уменьшается, почки ограничивают поглощение воды из первичной мочи, которая образуется в капсуле нефрона, и ускоряют ее выведение из организма. Если воды, наоборот, мало, то интенсивность ее поглощения из первичной мочи возрастает.
- Здоровые почки фильтруют около 1200 мл крови в минуту.
- Из всех органов почки людям пересаживают чаще всего.
- Всего в почке насчитывается около 1 млн нефронов.
Проверьте свои знания
- Зачем нужна выделительная система?
- Какие органы выполняют выделительные функции?
- Каково строение почек?
- Что является функциональной единицей почки?
- Какие продукты выделяются через легкие?
- Почему продукты обмена быстро выводятся из организма именно через кожу?
- Предложите свое объяснение того факта, что существует несколько путей вывода продуктов обмена веществ из организма человека.
Русская поэзия 19 века.
В русской поэзии 19 века было несколько периодов. В начале века продолжала развиваться поэзия элегическая. До середины 10-х годов она находилась на первом плане литературного развития. Родоначальниками элегической поэзии являются – В.А. Жуковский (1783-1852) и К.Н. Батюшков (1787-1855).В 20-е годы их традиции продолжили – А. А. Дельвиг (1798-1831), Н. М. Языков (1803-1846), Е. А. Баратынский (1800-1844).
Поэзия элегиков содержит неудовлетворение существующим миром., в котором невозможно быть счастливым. Поэты этого направления выдвигают идею внутренней свободы личности. Сама же эта идея свободы привлекает их, как условие личного счастья. Элегики обращаются к наследию сентиментализма. Жуковский представляет этот мир, как духовное переживание идеального порядка. Для Батюшкова и его последователей – мир «земных» радостей, любви и дружбы. Но жизнь диктует свои законы – гармония, признная сделать человека счастливым, оказывается невозможной и в поэзии элегиков начинают проступать романтические тенденции. У Жуковского это проявляется к тяготении к чуду – он строит фантастический образ идеального мира. У Баратынского, Языкова, Батюшкова стихия романтических настроений тяготеет к переживаниям, сулящим абсолютное блаженство. Появляется тяга к фольклорным формам – баллады Жуковского, антологический жанр у Батюшкова, русские песни Дельвига.
В.А.Жуковский
Желание
Романс Озарися, дол туманный;
Расступися, мрак густой;
Где найду исход желанный?
Где воскресну я душой?
Испещренные цветами,
Красны холмы вижу там... Ах!
зачем я не с крылами?
Полетел бы я к холмам.
Там поют согласны лиры;
Там обитель тишины;
Мчат ко мне оттоль зефиры
Благовония весны;
Там блестят плоды златые
На сенистых деревах;
Там не слышны вихри злые
На пригорках, на лугах.
О предел очарованья!
Как прелестна там весна!
Как от юных роз дыханья
Там душа оживлена!
Полечу туда... напрасно!
Нет путей к сим берегам;
Предо мной поток ужасный
Грозно мчится по скалам.
Лодку вижу... где ж вожатый?
Едем!.. будь, что суждено...
Паруса ее крылаты, И весло оживлено.
Верь тому, что сердце скажет;
Нет залогов от небес;
Нам лишь чудо путь укажет
В сей волшебный край чудес.
К.Н.Батюшков
ЭЛЕГИЯ
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив - одну минуту,
Зато, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!
Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастьи сердцу внятен!
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную... но нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
На свете всё я потерял,
Цвет юности моей увял:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
А.А.Дельвиг
4. ГЕНИЙ-ХРАНИТЕЛЬ
(Сновидение)
Грустный душою и сердцем больной, я на одр мой недавно
Кинулся, плакать хотел - не мог и роптал на бессмертных.
Все испытанья, все муки, меня повстречавшие в жизни,
Снова, казалось, и вместе на душу, тяжелые, пали.
Я утомился, и сон в меня усыпление пролил:
Вижу - лежу я на камне, покрытый весь ранами, цепи
Руки мои бременят, надо мною стоит и рыдает
Юноша светлый, крылатый, созданье творящего Зевса.
"Бедный товарищ, терпенье!" - он молвил мне.
(Сладость внезапно
В грудь мою полилась - и я жадно стал дивного слушать.)
"Я твой гений-хранитель! Вижу улыбку укора,
Вижу болезненный взгляд твой, страдалец невинный, и плачу.
Боги позволили мне в сновиденьи предутреннем ныне
Горе с тобой разделить и их оправдать пред тобою.
Любят смертных они; и уж радость по воле их ждет вас
С мрачной ладьи принять и вести в обитель награды.
Но, доколе вы здесь, вы игралище мощного Рока;
Властный, законы ужасные пишет он паркам суровым.
Эрмий со мною (тебя еще не было) послан был Зевсом
Миг возвестить, когда им выпрясть нить твоей жизни.
Вняли веленью они и к делу руки простерли.
Я подошел к ним, каждую собственным именем назвал,
Низко главу наклонил и молил, всех вместе и розно,
Ровно нить сию прясть иль в начале ее перерезать.
Нет! и просьбы, и слезы были напрасны! Дико
Песню запели они, и в перстах вретено закружилось".
1820 или 1821
Н.М.Языков
К ХАЛАТУ
Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных наслаждений
И поэтических отрад!
Пускай служителям Арея
Мила их тесная ливрея;
Я волен телом, как душой.
От века нашего заразы,
От жизни бранной и пустой
Я исцелен - и мир со мной:
Царей проказы и приказы
Не портят юности моей -
И дни мои, как я в халате,
Стократ пленительнее дней
Царя, живущего не к стате.
Ночного неба президент,
Луна сияет золотая;
Уснула суетность мирская -
Не дремлет мыслящий студент:
Окутан авторским халатом,
Презрев слепого света шум,
Смеется он, в восторге дум,
Над современным Геростратом.
Ему не видятся в мечтах
Кинжалы Занда иль Лувеля,
И наша слава-пустомеля
Душе возвышенной - не страх.
Простой чубук в его устах,
Пред ним, уныло догорая,
Стоит свеча невосковая;
Небрежно, гордо он сидит
С мечтами гения живого -
И терпеливого портного
За свой халат благодарит!
Е.А.Баратынский
МузаНе ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.
Другое течение образует поэзия гражданская. Она наиболее ярко представлена творчеством поэтов-декабристов – В. Ф. Раевским (1795-1873), В. К. Кюхельбекером (1797-1846), К. Ф. Рылеевым (1795-1826) и др. Декабристы видели в литературе средство пропаганды и борьбы. А также у них была предромантичная идея национальной самобытности литературы, которая принесла в декабристскую поэзию чуждые классицизму тенденции, появление движения в сторону историзма.
Особую роль литературного развития образует в начале 19 в. творчество И. А. Крылова, А. С Грибоедова, которые связаны с разработкой эпических и драматических жанров. Сатирическая направленность их творчества связывает их с реальностью. У Крылова основой басенного стиля становится стилистика разговорного народного просторечия. Ориентация на здравый практический смысл народа приводит к конкретизации всей поэтической системы басенного жанра.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» (1823) решающее значение приобретают бытовая и психологическая конкретность, характеристичность языка, житейская колоритность сюжетных эпизодов. Основу комедии составляет – составляет столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках.
Огромную роль для поэзии 19 в. играет творчество А. С. Пушкина (1799-1837). Его лицейская, послелицейская и «южная» лирика вбираю в себя эстетические завоевания всех современных поэтических школ. Вначале Пушкин продвигается по пути к романтизму, но на этом пути он не задержался. В начале 20-х годов вольнолюбивый пафос Пушкина сближается с бунтарством Байрона. Но вскоре Пушкин начинает поиски предпосылок общественной справедливости в ходе исторического процесса. В «Борисе Годунове» (1825) он исследует народную судьбу. В его творчестве соединяется действительность с идеалом. В романе «Евгений Онегин» (1831) пушкинский реализм ближе подходит к действительности. В течении 30-х годов это соединение утверждается в пушкинской лирике, драматургии. Вместе с тем реалистическая позиция Пушкина включает сознание внутренней свободы творчества и его духовной власти над жизнью.
В период 1826-41 гг. влиятельной силой становится романтическая поэзия, развитие которой идет по иному пути. Сознание русских лириков уже не способно мириться с компромиссными решениями, на которых были основаны концепции элегиков. В поздней лирике Баратынского обнаруживается понимание ложности идеала устройства душевной жизни. Свобода и счастье отвергаются как иллюзорные. Так оформляется предпосылка романтической концепции личности – поэт пытается осмыслить всю глубину противоречий бытия и духа. Это хорошо видно в творчестве Ф. И. Тютчева (1803-1873). В 30-40 –е гг. его поэзия проникнута сознанием обособленности и раздвоения личности. Брама раздвоения личности получает у него вселенский смысл. Личность у поэта возвышается до божественного уровня. При этом индивидуальное видение мира не получает у Тютчева основного выражения.
Другим направлением развития романтизма становится эстетическое переосмысление традиций гражданской поэзии. Это видно в лирике А. И Одоевского (1802-39), где соединились пафос бунтарства и безысходного трагического мироощущения. К этому направлению относится и лирика М. Ю. Лермонтова (1814-41). В ранней лирике поэта личность видится самоценной, а окружающий мир понятный молодому человеку. У Лермонтова формируется внежанровая структура лирического стихотворения и единый поэтический язык – экспрессивный и метафоричный. В зрелом возрасте (1836-37) у поэта реалистические тенденции начинают преобладать над юношеским романтизмом.
Лирика А. В. Кольцова (1809-42) отвечает двум направлениям того времени – романтизму и реализму. Продолжая линию к «русским идиллиям» Дельвига, Кольцов идеализирует крестьянина в его труде и быту.
В 1842-66 гг. русская литература развивалась в атмосфере борьбы между славянофилами и западниками, которые постепенно переходили к революционной борьбе. Все эти всплески в литературной жизни затронули и поэзию. С одной стороны ее вели поэты-демократы – Н. А. Некрасов, Д Д. Минаев, И. С. Никитин и др., с другой – сторонники «чистого искусства»: А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др. Поэты-демократы создавали социальную поэзию, показывая прозу жизни. Эстетика и философия поэтов «чистого искусства» отражала некоторый пессимизм, обращение к вечным темам – любви и радостям интимной жизни. Лучшие произведения этих поэтов – образцы чистейшей лирики. Мелодичность, задушевность, интимность этих стихотворений, было насыщено часто бытовой, обыденной лексикой, это способствовало тому, что многие из этих стихотворений были положены на музыку различными композиторами и стали истинно народными песнями.
В.Ф.Раевский
Идиллия (Как можно свободу...)
Как можно свободу на цепи менять?
Утехи Амура холодным Гименом Навеки сковать?
Восторги и радость, нам данные небом,
Друг милый, Шарлота, потщимся продлить.
Здесь всё ненадежно: и прелесть и радость Как миг улетят.
Доколе лелеет огнистая младость,
Доколе несытый Сатурн чередой
Не сгубит улыбку, румянец весенний,
Доколе с тобой Присутствует добрый невидимый гений
И юноша страстный любовию полн,- Дотоле,
Шарлота, ликуй безмятежно
И на море челн Средь тихой погоды на вал ненадежный
С неверным желаньем стремись удержать.
Холодных, коварных людей осужденье
Как можно внимать?
Их радость - порочить любовь, наслажденье.
В.К. Кюхельбекер
ОСЕНЬ
Ветер протек по вершинам дерев; дерева зашатались -
Лист под ногою шумит; по синему озеру лебедь
Уединенный плывет; на холмах и в гулкой долине
Смолкнули птицы.
Солнце, чуть выглянув, скроется тотчас: луч его хладен.
Все запустело вокруг. Уже отголосок не вторит
Песней жнецов; по дороге звенит колокольчик унылый;
Дым в отдаленья.
Путник, закутанный в плащ, спешит к молчаливой деревне.
Я одинокий брожу. К тебе прибегаю, Природа!
Матерь, в объятья твои! согрей, о согрей мое сердце,
Нежная матерь.
Рано для юноши осень настала. - Слезу сожаленья,
Други! я умер душою: нет уже прежних восторгов,
Нет и сладостных прежних страданий - всюду безмолвье,
Холод могилы!
К.Ф. Рылеев
Палей
<Отрывок из поэмы
Не тучи солнце обступали,
Не ветры в поле бушевали -
Палея с горстью Козаков
Толпы несметные врагов
В пустынном поле окружали...
Куда укрыться молодцу?
Как избежать неравной драки?
И там и здесь - везде поляки...
По смуглому его лицу
Давно уж градом пот катится;
От меткого свинца валится
С коня козак за козаком...
Уже обхвачен он кругом...
Уж плен ему грозит позорный...
Но вдруг, один, с копьем в руке,
Сквозь густоту толпы упорной
Несется он, как ветр нагорный.
Вот вправо, влево - и к реке.
Коню проворною рукою
Набросил на глаза башлык,
Сам головой к луке приник,
Ударил плетью - и стрелою
Слетел с брегов, отваги поли;
И вот - средь брызгов и средь волн
Исчез в клубящейся пучине...
Бушует ветр, река ревет...
Уж он спокойно на средине
Днепра шумящего плывет.
Враги напрасно мещут стрелы,
Свинец напрасно тратят свой;
Разит лишь воздух он пустой -
И невредимо витязь смелый
Выходит на берег крутой.
Конь оцененный встрепенулся,
Прочхнулся, радостно заржал;
Палей с насмешкой оглянулся,
Врагам проклятие послал
И в степь глухую ускакал...
1825
А.А.Крылов
К KЛЕНУ.
(Подражаніе Парни.)
Слова любви, мой кленъ пустынный,
Я на кор; твоей писалъ;
Но вижу съ грустъю, другь старинный,
Что мн; и ты нев;ренъ сталъ.
Зач;мъ ты память сохраняешь
О счастьи двухъ сердецъ младыхъ?
Ты ихъ еще соединяешь,
A время разлучило их.
А.С.Грибоедов
Отрывок из «Горе от ума»
(Монолог Чацкого, после 6-го стиха: "Другие будто сострадают")
О, праздный! жалкий! мелкий свет!
Не надо пищи, сказку, бред
Им лжец отпустит в угожденье,
Глупец поверит, передаст,
Старухи - кто во что горазд -
Тревогу бьют.... и вот общественное мненье!
И вот Москва! - Я был в краях,
(Где с гор верхов ком снега ветер скатит,
Вдруг глыба этот снег, в паденьи всё охватит,
С собой влечет, дробит, стирает камни в" прах,
(Гул, рокот, гром, вся в ужасе окрестность.
И что оно в сравненьи с быстротой,
С которой, чуть возник, уж приобрел известность
Московской фабрики слух вредный и пустой,
А Софья? знает ли? Конечно рассказали...
А.С.Пушкин
ПТИЧКА
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Ф.И.Тютчев
Котора споборала
Религии святой;
Чтоб ваши чувства и дела
Взаимно счастье составляли
Разлука угнетает вас,
И в излиянии сердец
Вы узрите ее конец
М.Ю.Лермонтов
В сей день, блаженный день, одна из вас прияла
И добродетели и имя девы той,
Котора споборала
Религии святой;
Другой же бытие Природа даровала.
Она обеих вас на то произвела,
Чтоб ваши чувства и дела
Взаимно счастье составляли
И полу нежному пример бы подавали.
Разлука угнетает вас,
О верные друзьяМ Настанет вскоре час-
Приятный, сладостный, блаженный час свиданья:
И в излиянии сердец
Вы узрите ее конец
И позабудете минувшие страданья! ..
А.В.Кольцов
ПЕСНЯ
Если встречусь с тобой
Иль увижу тебя, -
Что за трепет, за огонь
Разольется во груди.
Если взглянешь, душа, -
Я горю и дрожу,
И бесчуствен и нем
Пред тобою стою!
Если молвишь мне что,
Я на речи твои,
На приветы твои,
Что сказать, не сыщу.
А лобзаньям твоим,
А восторгам живым
На земле, у людей,
Выражения нет!
Дева-радость души,
Это жизнь - мы живем!
Не хочу я другой
Жизни в жизни моей!
Н.А.Некрасов
6. Современная ода
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
Уважаю тебя глубоко...
Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
У сирот беззащитных и вдов.
В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.
Не гнушаешься темной породою:
"Братья нам по Христу мужички!"
И родню свою длиннобородую
Не гоняешь с порога в толчки.
Не спрошу я, откуда явилося
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба тебе всё свалилося
За твою добродетель и честь!...
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И - беру небеса во свидетели -
Уважаю тебя глубоко...
Д.Д.Минаев
ПЛОСКИЙ БЕРЕГ...
Плоский берег. В час купанья
Всюду видны, здесь и там,
Разноцветные костюмыВ море плавающих дам.
Тут и дети, как амуры,С криком плещутся, шалят;
Вот с горы, в покрове белом
С головы до самых пят,
Сходит к морю молодаяМусульманка, словно тень
В белом саване. На небеТихо гаснет алый день
И румянит профиль горных,
Светом залитых, вершин.Чу!
К молитве правоверных
Призывает муэдзин;
А вдали, в волнах, дельфины,
Эти клоуны морей,Кувыркаются, играют
В дикой резвости своей.
А.А.Фет
Только станет смеркаться немножко,
Буду ждать, не дрогнет ли звонок,
Приходи, моя милая крошка,
Приходи посидеть вечерок.
Потушу перед зеркалом свечи, -
От камина светло и тепло;
Стану слушать веселые речи,
Чтобы вновь на душе отлегло.
Стану слушать те детские грезы,
Для которых - всё блеск впереди;
Каждый раз благодатные слезы
У меня закипают в груди.
До зари осторожной рукою
Вновь платок твой узлом завяжу,
И вдоль стен, озаренных луною,
Я тебя до ворот провожу.
Я.П.Полонский
ДОРОГА
Глухая степь - дорога далека,
Вокруг меня волнует ветер поле,
Вдали туман - мне грустно поневоле,
И тайная берет меня тоска.
Как кони ни бегут - мне кажется, лениво
Они бегут. В глазах одно и то ж -
Все степь да степь, за нивой снова нива.
- Зачем, ямщик, ты песни не поешь?
И мне в ответ ямщик мой бородатый:
- Про черный день мы песню бережем.
- Чему ж ты рад? - Недалеко до хаты -
Знакомый шест мелькает за бугром.
И вижу я: навстречу деревушка,
Соломой крыт стоит крестьянский двор,
Стоят скирды. - Знакомая лачужка,
Жива ль она, здорова ли с тех пор?
Вот крытый двор. Покой, привет и ужин
Найдет ямщик под кровлею своей.
А я устал - покой давно мне нужен;
Но нет его... Меняют лошадей.
Ну-ну, живей! Долга моя дорога -
Сырая ночь - ни хаты, ни огня -
Ямщик поет - в душе опять тревога -
Про черный день нет песни у меня.
А.К.Толстой
Исполнен вечным идеалом,
Я не служить рожден, а петь!
Не дай мне, Феб, быть генералом,
Не дай безвинно поглупеть!
О Феб всесильный! на параде
Услышь мой голос свысока:
Не дай постичь мне, бога ради,
Святой поэзии носка!
5 октября 1856
А.Н.Майков
На Воле
Весна
"Весна! Выставляется первая рама..."
"Боже мой! Вчера - ненастье..."
"Поле зыблется цветами..."
Под дождем
Звуки ночи
Утро (Предание о виллисах)
В лесу
"Маститые, ветвистые дубы..."
Голос в лесу.
"Всё вокруг меня, как прежде..."
"Вот бедная чья-то могила..."
Журавли
Облачка
Болото
Пан
Пейзаж
Ласточки
"Осенние листья по ветру кружат..."
Осень ("Кроет уж лист золотой...")
"И город вот опять! Опять сияет бал..."
Мечтания
В начале 20 в. А. Блок, принимавший самое непосредственное участие в созидании новой культуры составлял список русских писателей 18-19 вв. Он писал тогда: Все наше прошлое представляется на суд поколениям следующим за нами, людям, очень отличающимся от нас». Блок полагал обязательно печатать и изучать не только спорно великих поэтов, но и тех, кто создал «несколько замечательных вещей и массу произведений, потерявших всякое значение». Это было верным решение, при котором была сохранена разнообразность отечественной культуры.
Литература
1. Библиотека всемирной литературы. М. 1971.
То усиление романтического нача-ла, которое мы уже отмечали в прозе, проявилось и в поэзии. Не случайно в поэтическом наследии этого периода ве-дущим оставалось гражданское направление, опирающееся на традиции вольнолюбивой лирики. Наи-большие художественные достижения в русле этого направления связаны с именами А. Н. Плещеева, А. М. Жемчужникова, Л. Н. Трефолева, С. Д. Дрожжина.
Широкой известностью в среде демократически на-строенной молодежи пользовались стихи С. Я. Надсона (1862—1887), детство которого прошло в Киеве. Многие из них овеяны романтической надеждой на грядущее торжество идеалов добра и справедли-вости:
Пусть разбит и поруган святой идеал И струится невинная кровь, — Верь: настанет пора — и погибнет Ваал, И вернется на землю любовь!
Что касается драматургии, то она в своем раз-витии всегда соотносится с состоянием прозы (в меньшей степени — поэзии), то обгоняя ее, то отста-вая. Этот процесс характерен для всего XIX в. и объясняется он, в частности, тем, что наши круп-нейшие прозаики часто были одновременно и драма-тургами (достаточно назвать имена Тургенева, Лес-кова, Льва Толстого, Чехова). Только один Островс-кий посвятил себя, как вы знаете, исключительно драматургии, зато именно он и оказал наибольшее воздействие на русское театральное искусство.
После смерти Островского (1886) положение в русском театре ухудшилось. Правда, у драматурга были многочисленные подражатели, которые стреми-лись по-прежнему разрабатывать образы и мотивы, завещанные их великим предшественником. Неко-торые пьесы могли даже пользоваться временным успехом, но эта так называемая массовая драма-тургия не могла создать ничего, что открывало бы новую страницу в истории русского театра.
Новое слово было сказано Чеховым. Учитывая, разумеется, существующие традиции, связанные пре-имущественно с именами Тургенева и Островского, Чехов создает свой театр, руководствуясь новыми принципами драматического искусства. Мы будем еще специально говорить о творчестве Чехова в посвященном ему разделе, здесь же только отметим, что дальнейшее развитие не только русской, но и мировой драматургии будет идти под знаком худо-жественных открытий Чехова. Материал с сайта
Русская литература последней трети XIX в. стремилась художественно запечатлеть и воссоздать все многообразие явлений жизни в их индивидуаль-ном своеобразии, общественно-исторической и психо-логической сложности. В романах Тургенева, Л. Тол-стого, Достоевского, сатирах Салтыкова-Щедрина, очерках Успенского, драмах Островского, повестях и рассказах Лескова, Гаршина, Чехова, Короленко с исключительной глубиной и художественным совер-шенством отразились основные вопросы эпохи, но-вые конфликты, типы и характеры, важнейшие идейные, нравственные, эстетические проблемы, по-ставленные временем. Этим объясняется и рост ми-рового признания русской литературы, особенно от-четливо проявившийся в последней трети XIX в.