Эссе труд души. Сочинение-эссе на тему «Труд души

“Не позволяй душе лениться”. Эти слова русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Но что такое труд души? С телом человека все понятно: оно ходит, бегает, переносит грузы, работает руками. А как может трудиться душа?

На самом деле душа отвечает за очень

Важную черту человека. Это его духовное развитие, его самосовершенствование. Человеческий дух и воля должны закаляться, укрепляться и становиться сильнее день ото дня. А душевные качества человека должны становиться с каждым днем лучше.

Чего человеку недостает, то и надо развивать в душе. Если человек боязлив, то нужно развивать храбрость. Если невнимателен к окружающим, то нужно развивать отзывчивость. Если жаден, то широту души, и так далее. Еще не стоит забывать и про свои лучшие качества и развивать их еще больше.

Для этого каждый день человеку нужно делать что-то такое, что поможет ему двигаться вперед как личности.

Например, преодолевать свои страхи. Или развивать свой ум, узнавать новую полезную информацию. Или учиться находить общий язык с людьми, с которыми не так легко общаться.

Если отсиживаться в уютной норке, где все комфортно, где не надо учиться ничему новому, то это приятно. Но тогда ни тело, ни душа трудиться не будут. “А ты хватай ее за плечи, учи и мучай дотемна! Чтоб жить с тобой по-человечьи училась заново она!” – советует нам поэт Николай Заболоцкий.

Да, свою личность надо с самых юных лет строить, прилагая к этому усилия. Тогда она получится достойной. В построении и развитии неповторимой личности человека и заключается труд его души.

Сочинения по темам:

  1. Давайте поразмышляем, зачем Чичиков скупал мертвые души? Понятно, что этот вопрос очень интересует школьников при выполнении домашнего задания по литературе....
  2. Николай Васильевич Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой, так как хотел связать голос автора с голосом самого лирического повествователя. Произведение не...
  3. В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его...

“Не позволяй душе лениться”. Эти слова русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Но что такое труд души? С телом человека все понятно: оно ходит, бегает, переносит грузы, работает руками. А как может трудиться душа?

На самом деле душа отвечает за очень важную черту человека. Это его духовное развитие, его самосовершенствование. Человеческий дух и воля должны закаляться, укрепляться и становиться сильнее день ото дня. А душевные качества человека должны становиться с каждым днем лучше.

Чего человеку недостает, то

и надо развивать в душе. Если человек боязлив, то нужно развивать храбрость. Если невнимателен к окружающим, то нужно развивать отзывчивость. Если жаден, то широту души, и так далее. Еще не стоит забывать и про свои лучшие качества и развивать их еще больше.

Для этого каждый день человеку нужно делать что-то такое, что поможет ему двигаться вперед как личности. Например, преодолевать свои страхи. Или развивать свой ум, узнавать новую полезную информацию. Или учиться находить общий язык с людьми, с которыми не так легко общаться.

Если отсиживаться в уютной норке, где все комфортно, где не надо учиться ничему новому, то это приятно. Но тогда ни тело, ни душа трудиться не будут. “А ты хватай ее за плечи, учи и мучай дотемна! Чтоб жить с тобой по-человечьи училась заново она!” – советует нам поэт Николай Заболоцкий.

Да, свою личность надо с самых юных лет строить, прилагая к этому усилия. Тогда она получится достойной. В построении и развитии неповторимой личности человека и заключается труд его души.

Это всего лишь буквы. Что вам видится за каждой из этих букв ?

О чем вы думаете , когда произносите каждую из этих букв?

Д – дом, доброта…

У – утро, ум, урок…

Ш – школа…

А – аист…

Составьте из них слово (Душа)

(Презентация)

2) Работа со словом

Мы живем в эпоху научно-технического прогресса. Хорошо ли это? Безусловно. Век компьютеров, электронной почты, мобильных телефонов.… В Японии одинокие люди даже покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо: человек не одинок.… Но с другой, робот не может заменить общение с живым человеком.

А что же отличает живого человека от робота? (Душа)

Душа.…А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову «душа» и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета…

О чем вы думаете, когда произносите слово «душа»?

(О доме, в котором царит уют; о доброте, о тепле, о сердечности, о чем-то светлом; о внимании; об отношении к окружающим, о желании прийти на помощь….)

3)Выстраивание ассоциативного ряда. Индивидуальная работа

Какие ассоциации приходят на ум или западают в вашу душу, когда вы произносите слово «душа»?

(На фоне звучащей музыки : Моцарт-Вивальди «Душа»)

4)Проверка результатов. Запись ассоциаций на доску

5)Работа со значением слова. Работа в группах

А) Подбор антонимов:

бездушие (без сочувствия ко всему живому), бессердечие (без мягкости и сердечности в отношениях) - могут перейти в жестокость.

Б) Подбор эпитетов (чтобы они начинались составляющими слово «душа» буквами):

Д – доброжелательная, добропорядочная, деликатная

У – умиротворенная, умная, увлекающаяся

Ш - широкая

А – артистичная, активная

Как вам видится, а что же такое душа?

Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово?

(Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.)

Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю .

1.Душа - внутренний психический мир человека, его сознание.

2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.

4.В старину: крепостной крестьянин.

5.О человеке (в устойчивых словосочетаниях).

Как же дети понимают, что такое душа, представлено ниже на рисунке :

Чтение работ. Группа предлагает свое определение

А) « Душа – поле борьбы добра и зла.» (Л.Н. Толстой)

Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

В) Душа – это человек. (Христианство)

Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова и словосочетания, которые вам удалось записать в ходе работы в своей группе и по ходу выступлений товарищей.

Составляется одно общее определение .

(Примерно получилось такое:

Душа – это внутренний, психологический (психо – душа) мир человека, его сознание, мышление, это то, что может помочь, вдохновить человека, то, что руководит поступками.)

Что можно говорить о душе

  1. на уроках этики и морали (какой должна быть душа)

И какой же она должна быть?

(доброй, отзывчивой, чуткой…)

  1. на уроках русского языка (форма слова, его происхождение, лексическое толкование, морфологические признаки)

Об этом мы обязательно продолжим разговор на уроке русского языка.

  1. на уроках литературы (образ души в произведении, какая она, душа, какой должна быть)?

А об этом мы с вами поговорим и сегодня, и непременно продолжим беседу в ходе работы над проектом «Душа».

Подбор глаголов

Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души.

Для работы предлагается заполнить два столбика:

Веселится Гневается

Успокаивает Завидует

Помогает Подталкивает, провоцирует

Защищает Губит

Возрождает Убивает

Мирит Ссорит, обижает

Радуется Злится

Ликует Тешится

Умиротворяет Не заботится

Трудится Ленится

Последние два слова может добавить учитель, если у детей их не появится.

С лово «трудится» помогает нам самосовершенствоваться, а слово «ленится» приближает нас к бездушным роботам.

Сегодня мы поговорим с вами об этих состояниях души.

Работа в группах

Обсудите в своей группе и приведите в качестве примера ситуации, когда, по вашему мнению, «душа трудится» и когда «ленится» (от каждой группы - по одной ситуации).

Презентация выступлений от групп

2. Коммуникативная фаза

Работа с текстом стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

1)Слово учителя

Оказывается, проблемы, связанные с темой «Душа», весьма злободневны, и не только нас с вами одних они волнуют. Поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и мы, над словом «душа». Сегодня мы познакомимся в нашей мастерской с его стихотворением «Не позволяй душе лениться».

Почему, на ваш взгляд, «нельзя позволять душе лениться»? (до чтения стихотворения) А так ли это важно, чтобы душа наша не ленилась? Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения.

2)Чтение стихотворения

3)Свободный микрофон. Первичная беседа

Что это, как вы думаете? Совет? Наказ? Нравоучение для нас с вами? Обращение к читателю, к себе? (можно порассуждать)

Вы представляете, эти строки писал поэт, будучи смертельно больным. Стало быть, это обращение к нам с вами.

Можно выслушать детей : о чем стихотворение, чем интересно с точки зрения языка, что необычно, какое настроение вызвало, каким видим автора, о чем оно заставило задуматься…

Можно задать вопросы:

- О чем вы подумали, когда услышали строки? (рассуждаем)

О чём оно? Какие проблемы решает в нем автор?

А) проблема жизненной цели

Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться, нельзя поддаваться лени. Поддавшись один раз лени, ты становишься её заложником («она последнюю рубашку…»)

Б) проблема освоения новых жизненных рубежей : только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение вперед. Если ты остановишься на достигнутом и смиришься с тем, что у тебя есть – ты окажешься в двух шагах от деградации.

4)Исследовательская работа в группах

Приступаем к работе в группах. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Ваша душа сейчас тоже должна потрудится, чтобы получить результат.

Задания для групп:

Группа № 1) Мастера художественного слова

Задание :

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, пользуясь памяткой..

Группа №2) Мастера слова

Задание:

1) Объясните значение слов и выражений.

«чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», « пустырь», «бурелом», «ухаб», «держи лентяйку в черном теле», «узды», «дать поблажку», сорвать «последнюю рубашку», «хватать за плечи», «жить по-человечьи».

2)Выпишите глаголы, определите, в какой форме они употреблены и почему. Почему такое обилие глаголов?

3) Какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Какова их роль в тексте? Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные интонации и повтор?

Группа №3) Мастера кисти

Задание :

Вы художники. Вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие эскизы появятся у вас?

5)Выступления групп

6)Коллективный анализ текста, осмысление его. Работа над проблемой урока

А)Работа с таблицей. Деление на микротемы

- Попробуем разделить стихотворение на микротемы.

№п\п

Текст

Микротемы

Не позволяй Душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды !

Что же для этого необходимо? Как заставить ее это делать?

Коль дать ей вздумаешь поблажку ,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт .

Что произойдет, если она обленится?

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна ,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Что делать, если она испытала на себе прелести лени?

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь !

Образы, в которые душа перевоплощается. И вновь лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

Какова основная мысль стихотворного текста?

«душа обязана трудиться»

Зачем она должна трудиться?

«Чтоб воду в ступе не толочь»- бесполезное дело, оно безрезультатно, бесцельно, это значит, зря тратить время.

(«гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды».

(«Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.)

Что произойдет, если душе «дать поблажку»?

Если позволить расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.)

Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи трудолюбивой или ленивой?

(строг к своей душе)

Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам.

Стихотворение не имеет названия. Какой заголовок вы придумали бы для него?

«Душа - рабыня и царица», «Воспитание души», «Труд души»)

Какими словами из текста можно назвать это стихотворение? Что отражено в этом названии?

(«Не позволяй душе лениться» - в названии отражена основная мысль стихотворения.)

Обратите внимание, что композиция кольцевая, и это также неслучайно .

Умеет ли ваша душа трудиться? В чем это проявляется?

(выслушать ответы детей)

6)Формулирование проблемы урока

Какова идея стихотворения? В каких строчках она заключается?

Помните, перед знакомством со стихотворением Заболоцкого я задала вам вопрос: почему «нельзя позволять душе лениться»? Как бы вы сейчас ответили на него?

Над какой темой мы сегодня с вами трудились? Как бы вы ее сформулировали?

(Воспитание души, труд души)

- Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»? Что такое труд души?

Выражением жизненной установки и поэтическим завещание поэта звучат его строки. Это и наказ нам, и совет, и завет…

Свободный микрофон. Выводы

Мы начинаем убеждаться в справедливости наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет - это зависит от каждого человека. Можем ли мы заставить душу трудиться? Конечно, можем. «По пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб» ее провести или даже протащить, если будет сопротивляться – вот так закалится душа, так мы достигнем жизненной цели.

Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни. Поэтому каждому из нас также необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой и каждый смог бы командовать. у человека только тогда будет свое лицо, когда сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много дано, с того много и спросится»

И не только поэт Н.Заболоцкий решает проблемы истинных духовных ценностей. Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих писателей и поэтов. О том, какой должна быть душа, мы еще будем с вами рассуждать.

Написание миниатюры:

1.Воспитание души.

2.Труд души

3.Что такое душа?

Чтение сочинений (по желанию)

Рефлексия

Чья душа сегодня на уроке потрудилась? А у кого ленилась? Выводы сделайте, пожалуйста, сами, как вы будете воспитывать свою душу.

Домашнее задание :

Задание №1

Составьте синквейн «Душа»

Задание №2

Напишите сочинения- миниатюры (по выбору):

1.Что такое истинные человеческие ценности?

2.Что делать, если душа сопротивляется?

3.Душа – это…

4.Какой должна быть душа?

5.Моя душа.

Задание №3

(на 3 недели)

Соберите кейсы к проекту «Душа»:

Пословицы, стихи, миниатюры, высказывания из Библии, иллюстрации…

Задание №3

Прочитайте ст. Н.Рубцова «Пусть душа останется чиста…»

Задание №4

Задание №6 (для урока русского языка)

Определите фигуры и тропы, приведите примеры из текста

Сочинение-эссе на тему «Труд души»

«Не позволяй душе лениться». Эти слова русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Но что такое труд души? С телом человека все понятно: оно ходит, бегает, переносит грузы, работает руками. А как может трудиться душа?

На самом деле душа отвечает за очень важную черту человека. Это его духовное развитие, его самосовершенствование. Человеческий дух и воля должны закаляться, укрепляться и становиться сильнее день ото дня. А душевные качества человека должны становиться с каждым днем лучше.

Чего человеку недостает, то и надо развивать в душе. Если человек боязлив, то нужно развивать храбрость. Если невнимателен к окружающим, то нужно развивать отзывчивость. Если жаден, то широту души, и так далее. Еще не стоит забывать и про свои лучшие качества и развивать их еще больше.

Для этого каждый день человеку нужно делать что-то такое, что поможет ему двигаться вперед как личности. Например, преодолевать свои страхи. Или развивать свой ум, узнавать новую полезную информацию. Или учиться находить общий язык с людьми, с которыми не так легко общаться.

Если отсиживаться в уютной норке, где все комфортно, где не надо учиться ничему новому, то это приятно. Но тогда ни тело, ни душа трудиться не будут. «А ты хватай ее за плечи, учи и мучай дотемна! Чтоб жить с тобой по-человечьи училась заново она!» — советует нам поэт Николай Заболоцкий.

Да, свою личность надо с самых юных лет строить, прилагая к этому усилия. Тогда она получится достойной. В построении и развитии неповторимой личности человека и заключается труд его души.

«ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ»

(ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИРИКЕ)

Прежде чем говорить о философском направлении в современной поэзии, зададим себе вопросы: «А разве поэт - непременно философ? Разве не сказал Пушкин, что поэзия «должна быть немного глуповата»? Не лучше ли, если будет просто поэзия - без всякой философии?»

Но все дело в том, что просто поэзии не существует. У настоящего поэта чувство и мысль предстают в единстве. Более того, «чем глубже чувство, тем глубже мысль, и наоборот» - такова формула В. Г. Белинского.

Конечно, есть поэзия, в которой философская идея прячется в эмоцию, выражается скрыто, и есть такая, где она выступает на первый план, подчиняя себе художественный образ. Тогда и говорят о поэте-философе, поэте-мыслителе по преимуществу.

К философскому направлению в современной поэзии можно отнести творчество Леонида Мартынова, Евгения Винокурова, Владимира Корнилова, Арсения Тарковского, Александра Кушнера, Юрия Кузнецова и, конечно, Николая Заболоцкого, оказавшего огромное воздействие на всю русскую лирику второй половины XX века.

Большое место в художественном мире Н. Заболоцкого занимают тема и образы природы, начиная от автобиографического стихотворения «Я воспитан природой суровой...» и кончая такими шедеврами, как «Вечер на Оке», «На закате», «Чертополох», «Одинокий дуб», «Ласточка». Это не просто образцы традиционной пейзажной лирики, как может показаться на первый взгляд. Под пером Заболоцкого описание явлений природы переходит в лирические рассуждения о месте человека во Вселенной, о сущности человеческой жизни. Роль «живой воды» играют у Заболоцкого сравнения. Сравнивая один предмет с другими, поэт тем самым выражает философскую мысль о всеобщей взаимосвязи всех вещей и явлений в мире.

Вот, например, букет чертополоха, растения, казалось бы, совсем не поэтического, способного оттолкнуть одним своим названием. Однако поэт сумел увидеть в малопривлекательных колючих ветках «огней багровых хоровод», «битвы неоконченной пыланье, полыханье поднятых мечей». Более того - чертополох становится «образом мирозданья, организмом, сплетенным из лучей». Для того, чтобы обычный предмет наполнился таким огромным внутренним смыслом, необходима не только упорная работа мысли, но и напряжение всех душевных сил.

И Заболоцкий действительно много пишет о душе. Выражением жизненной установки и поэтическим завещание поэта звучат его знаменитые строки:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Первенство духовной красоты над телесной - также одна из главных мыслей Заболоцкого. В стихотворении «Некрасивая девочка» она вытекает из описания обычного «житейского случая» «дворовой» сценки.

Двум мальчикам отцы купили по велосипеду, и те, забывши обо всем, гоняют их по двору. Девочка же, их сверстница, похожая на лягушонка, бегает за ними «по следу», радуясь «чужой радостью»; она «ликует и смеется, охваченная счастьем бытия». Рисуя некрасивые черты своей маленькой героини, поэт задает вопрос:

Что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

«Чистый пламень» бескорыстного сердца, способного разделить счастье других, может, по мнению Заболоцкого, перетопить «самый тяжкий камень». «Грация души» превращает физическую некрасивость в красоту, и эта красота подлинна.

Заболоцкий вообще много рассуждал о красоте - и о красоте природы, и о «красоте человеческих лиц» (так названо одно из стихотворений). Красота и добро для него нерасторжимы. Но поэт задумывался и о силе зла, которое таится как в невежестве, так и в разрушительном уме.

В стихотворении «Противостояние Марса» создается образ особого, античеловеческого разума, лишенного «сердца и души». Его олицетворением является звезда, «кровавый Марс». «Как будто дух звероподобный», он смотрит на землю с высоты, чертя в небесах «знаки страданья, крови и войны».

Но речь в стихотворении идет не только о далекой и мрачной звезде. Носителями звероподобного духа, полного разума и воли, но лишенного сердца и души, могут стать люди, а тому, «кто о чужой не страждет боли», «все средства хороши». Как не вспомнить здесь зловещие страницы истории XX века, наполненные глухой злобой и человеконенавистничеством!

Любовная игра Заболотского также включается в общее философское русло его поэзии. Любовь в изображении поэта - не просто всепоглощающее чувство, но прежде всего труд души, мучительный и вместе с тем радостный, несущий «животворный свет». Цикл «Последняя любовь», куда входят такие лирические шедевры, как «Чертополох», «Морская прогулка», «Признание», «Можжевеловый куст», «Старость» и другие, погружает читателя в «целый мир ликованья и горя», в котором есть все: и неожиданность встреч, и страстность признаний, и боль размолвки. Заключительным аккордом звучат строки о судьбе двух немолодых людей, переживших эти катаклизмы и познавших высшую гармонию бытия:

Теперь все страшное ушло,

И только души их, как свечи,

Струят последнее тепло.

Такое же тепло исходит и от поэзии Заболоцкого, поэзии мысли, согретой сердечностью и добротой.

Однако центральное место в лирике Заболоцкого занимают, конечно, вопросы жизни и смерти, идея вечного круговорота в природе, переходящие в тему бессмертия.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя я в этом мире обнаружу...-

пишет он в стихотворении «Завещание». Мысль о неуничтожимое™ живого, о переходах от одних форм бытия к другим - одна из основных и любимых мыслей поэта, позволившая сказать о себе точно

и весомо:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: