Игровая познавательная программа «Знатоки природы. Сценарий конкурсно-игровой программы «Счастливый случай» из цикла «Природа и мы

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННО – ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«СКОРАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»

Выходит Маша, в руках клочок бумаги

Маша: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мне приснился необыкновенный сон:
Будто облачко влетело в моё окно
И с него на подоконник слетел лист бумаги.
На нём было написано,
В чём секрет здоровья.
Только я начала читать –
Прилетели гуси-лебеди,
Выхватили у меня этот листок и улетели,
А у меня только один клочок остался.
Проснулась я и вижу:
В руках у меня этот клочок.
Написано: «Секрет здоровья прост» и всё,
А гуси-лебеди эти прилетели из сказки,
И живут они у Бабы-Яги.
Я должна прямо сейчас
Отправиться на поиски избушки Бабы-Яги для того,
Чтобы забрать листок бумаги,
Который унесли эти птицы.

Маша уходит. Появляется Леший, поёт песню на мотив «Собака бывает кусачей». Выходит Маша.

Маша: А вот, кажется и лес, в котором Баба-Яга живет.
Здравствуйте, уважаемая Баба-Яга!

Леший: Какая я тебе Баба-Яга?!

Маша: Извините, а вы кто?
И где Баба-Яга?

Леший: Моя подруга Бабуся-Ягуся сейчас отсутствует,
Она в салоне красоты марафет наводит.
А кто ты, чего хотела-то?
Маша: Я Маша.
Гуси-Лебеди унесли секрет здоровья,
Наверно, они его Бабе-Яге отдали.

Леший: Принесли Гуси какую-то бумажку.
Читать я, правда, не умею,
Да отпускать тебя жалко,
Больно ты аппетитная, хорошенькая, чистенькая.

Маша: Я умываюсь, чищу зубы, руки с мылом мою,
Иначе от микробов не спасёшься.

Леший: Это кто же такие?
И меня одолеть могут?

Маша: Они могут погубить каждого,
У кого грязные руки, уши, ногти, одежда!

Леший осматривает себя, плачет

Маша: Не плачьте, я вам помогу.
Всё начинается с личной гигиены.
Вот держите эту расческу.

Леший: Знаю, у Яги такая была,
Бросишь её – и встанет лес густой.

Маша: Нет. Просто, когда вымоете волосы,
Аккуратно расчешитесь.
Ещё подарю вам зеркальце.

Леший: Это я знаю! Бросишь зеркальце –
И появится озеро серебристое.

Маша: Нет, это другое зеркальце.
Если в него посмотришь,
То сразу видно, чистый ли ты,
И ещё я подарю вам мыло.

Леший: Что же будет, если бросишь мыло?

Маша: Зачем же мыло бросать?
Им нужно мыться и стирать.

/ Игра «Стирка» /

/ показывает бумагу /

Маша: А вот здесь есть все инструкции!

/ Леший хочет взять лист, но Маша не даёт /

Маша: Только в обмен на нашу бумагу!
Леший: Ты уйдёшь, а мне будет скучно.

Маша: А вы займитесь каким-нибудь полезным делом.

Леший: Каким ещё делом?

Маша: Возьмите у Бабы-Яги экологически-чистый транспорт – метлу.
Значит, вы можете стать экологом.
Займитесь очисткой реки,
Ведь реки – это артерии земли.
Засорились реки, и стало плохо земле.

Леший: Ой, как интересно! Согласен.
/ отдает листочек, где написано «гигиена» /
Давай свои инструкции - вот бумага.
Но я совсем забыл!
Я оторвал кусочек, чтобы сделать подарок Царевне Несмеяне.
Я сделал ей смешную рыбку,
Но она так и не рассмеялась.

Маша: Скорее проводите нас к ней!

Леший: Хорошо, пойдёмте!
Леший и Маша уходят

Появляется Царевна Несмеяна, поёт песню на мотив «Розовый слон»

Я Несмеяной с детства зовусь,
Я улыбнуться даже боюсь.
Скучно, тоскливо, грустно всегда,
Я не смеюсь нигде, никогда.
Кто-то сказал мне: ты не грусти,
Смейся и пой, танцуй и шути.
Кто-то хотел меня рассмешить,
Но продолжаю слезы я лить.
Входит Маша

Маша: Отчего здесь так сыро?

Царевна Несмеяна: Это потому, что я всё время плачу!

Маша: Но ведь это вредно для здоровья!
Хорошее настроение излечивает многие болезни.

Царевна Несмеяна: Никто не может вылечить меня!
Никто меня не рассмешит!

Маша: А если это мне удастся,
Ты подаришь свою рыбку?

Царевна Несмеяна: Ладно, всё равно мне некуда выпустить её,
Вода везде грязная, поэтому я и плачу.

Маша: Я знаю, как тебе помочь!
Надо очистить родник, углубить.
Ведь многие болезни – именно от грязной воды.
А пока
· рыбок из грязного водоема
Нужно переселить в чистый.
Мы с ребятами тебе поможем.

Игра «Перелови рыбу»

Царевна Несмеяна: Спасибо, Маша!
Возьми мою рыбку
/ на листочке, из которого сделана рыбка, написано «чистый воздух и вода» /

Маша: Но тут опять не всё!

Царевна Несмеяна: Я совсем забыла,
Что Кощей Бессмертный оторвал кусочек
И спрятал его у себя.

Маша: Отправляемся на поиски Кощея.

Уходят
Выходит Кощей. Поет песню на мотив «Песенки про жирафа»

Путь людей по жизни быстротечен,
Я ж один такой на целый свет.
Я неуязвим, бессмертен, вечен,
Потому что знаю я секрет.
До чего же, до чего же
Обожаю секреты,
Не хочу. Чтоб люди жили,
Не болея при этом.
Обмануть меня невозможно,
Ведь секрет запрятал я надёжно.
Выходит Маша

Маша: Здравствуйте, Кощеюшка!

Кощей: Какой я вам Кощеюшка,
Я новый русский Кощан!
А вам кранты, раз меня потревожили / хватается за зубы /
Ой-ой-ой!

Маша: Что случилось?

Кощей: Зубы болят! И чистил, и жвачку жевал

Маша: Жвачку тоже надо в меру
А вот питаться можно лучше.
А то вон – одни кости остались. / трогает/
Худенький, щупленький!
Вам обязательно нужны витамины,
Поэтому ешьте больше фруктов и овощей.

Кощей: Всё куплю! / говорит по телефону /
Подъезжайте
Как не можете подъехать?
Какая ещё мусорная свалка?
А в объезд? Овраг обвалился?
А на вертолёте? Из-за пыли ничего не видно?
Всё! Это конец!

Маша: Это можно всё исправить, пока не поздно.
Возле оврага надо посадить деревья и кустарники,
Они и почву закрепят и воздух очистят.

Кощей: Спасибо, что подсказала, а со свалкой что делать?

Маша: А на ваши деньги постройте завод по уничтожению мусора.
У меня и инструкции естьв обмен на ваш секрет.

Кощей: Да какие проблемы? Меняемся! / хватается за поясницу /
Ой, что-то меня прихватило.

Маша: Это всё потому, что ты зарядку по утрам не делаешь.

Кощей: Да я и не умею вашу зарядку делать.

Маша: А мы тебя научим.
Музыкальная игра «Зарядка»
Кощей: Ничего я вам не отдам!
Разве можно верить Кощану?
Давайте, делайте ноги отсюда, пока я добрый!
Маша: Придётся привести последний аргумент.
Как вы посмотрите на это? / показывает яйцо /
В этом яйце – игла, на конце иглы

Кощей: Хватит, хватит, молчи, услышат.
Да я пошутил, что и пошутить нельзя?!
/ отдаёт бумагу, где написано «витамины» и уходит /

Маша: Вот теперь я могу прочитать рецепт здоровья,
Все кусочки на месте.
«Секрет здоровья прост: гигиена, чистый воздух и вода, зарядка, витамины»
Появляются все герои
Царевна Несмеяна: Спасибо, Маша и ребята!
Вы научили меня ухаживать за родниками,
Теперь вода в них чистая
И всем рыбкам там живётся хорошо.

Кощей: А я создал «Скорую экологическую помощь»:
Сажаю деревья и занимаюсь уничтожением отходов.

Маша: Очень важно чтобы наша планета была чистой,
Ведь от этого зависит и наше с вами здоровье.
Берегите планету и будьте здоровы!
Все поют песню на мотив «Чунга – чанга»
Чудо – средство для здоровья есть,
Всё по пальцам можно перечесть:
Гигиена – это будет раз,
Настроенье – как сейчас у нас!
Это два, а три – зарядка.
Чтобы было всё в порядке,
Надо спортом заниматься, закаляться.
А четыре – витамины,
Для болезней нет причины,
Надо только очень, очень постараться.
Сможем мы здоровье накопить,
Чтоб нам стало радостнее жить,
Чтоб заботу мы могли с тобой
Подарить планете голубой.
Чтобы реки не мелели,
Родники чтоб звонко пели,
Чтобы всех зверей согрели мы любовью.
Чтоб здоровы были дети
На счастливой на планете,
Мы желаем всем и каждому здоровья!
Всем здоровья!

Заголовок 1Заголовок 215

ЭКОПОЛИС

Возраст участников: 13-15 лет.

Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий.
    Первое задание - разминка.
    (см. приложение, страница 3)

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    ЭКОПОЛИС

    Интеллектуально-познавательная игровая программа по ЭКОЛОГИИ

    Возраст участников: 13-15 лет.

    Реквизит:

  • 3 стола, стулья;
  • 4 ручки - 2 синих, 2 красных;
  • 2 фломастера,
  • 3 листа ватмана,
  • карточки с заданиями.

    В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. Каждая команда готовит название, эмблему, девиз-слоган. Игровые задания и методические приемы игр, конкурсов могут использовать в поурочной работе учителя биологии, ботаники, географии. В состав жюри входят 2 педагога-предметника (география, ботаника, химия).

    ХОД ИГРЫ

    Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Одно из основных правил экологии гласит: «В природе все связано со всем». Человек как природное существо также связан со всем. Все живые организмы живут в тесном соседстве, но человек в ходе своей хозяйственной деятельности нарушает сообщество растений и животных. Поэтому необходимо тщательнейшим образом учитывать все возможные последствия каждого случая вмешательства человека в жизнь природы.
    Первое задание - разминка.
    Вам предлагается расшифровать текст телеграммы (см. приложение, страница 3) , написанной на листе ватмана разноцветными кружочками. На каждый кружочек дается загадка, отгадав которую и записав начальные буквы ответа можно прочесть телеграмму.

    Загадки

    Перепончатые лапки,

    То ли лапки, то ли тапки.

    Сам он - крупный, белый

    Рыболов умелый.

    Он ныряет, как матрос,

    Бойкий, шумный... (альбатрос) .

    Ведущий объясняет правила выполнения задания.

    • Команда выбирает из разложенных на столе карточек с буквами одну. По сигналу ведущего команда пишет список животных и птиц на данную букву. Засекается время - 1 минута. По истечении срока ведущий заменяет цвет ручки. Команда выбирает другую букву и пишет список растений и деревьев, название которых начинаются с этой буквы.
    • На листе ватмана каждая команда изображает биоценоз из тех элементов, которые есть среди перечисленных ею в обоих списках. Если команда затрудняется, то ведущий предлагает внести в модель дополнительные элементы, но за это команда получает минус 1 балл.
    • Из карточек антропогенного воздействия: загрязнение площади нефтью, обезвоживание и засоление окружающих территорий, радиационный выброс по соседству, загрязнение окружающей среды минеральными удобрениями, физическое истребление некоторых элементов - команда выбирает любую. Обсуждает 3 минуты и дает свои объяснения относительно вреда данного вида воздействия на биоценоз, предлагает мероприятия, которые могли бы исправить нанесенный ущерб.

    Конкурс оценивается по 5-балльной системе: полнота, правдоподобность биоценоза; объяснение влияния антропогенного воздействия; мероприятия по исправлению ущерба.

    Ведущий. Жители города часто осознают, что их окружает неблагоприятная экологическая среда из-за наличия в городе промышленных предприятий. Но если закрыть заводы, то будут недовольны рабочие и те люди, которые пользовались продукцией завода. Что можно сделать для улучшения ситуации? Следующий конкурс называется «Экополис».

    Командам дается карта местности, на которой предлагается построить город. 3000 бонов выделяется на строительство города. Надо создать оптимальные условия жизни для 30 000 человек, из которых 45% - трудоспособное население; 30% - дети и обучающаяся молодежь; 25% - пенсионеры.

    Команде необходимо расставить объекты на карте, создать хорошие социальные условия жизни для населения города, получить за год 1000 бонов дохода при минимальном количестве ущерба, произвести подсчет бюджетных поступлений и экологического ущерба за год.

    Команды получают карточки с символами объектов (см. приложение, страница 3) . Время работы - 15 минут.

    Ведущий. Послушайте рассказ, назовите ошибки, совершенные школьниками.
    «...Громкой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
    Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Мишка повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. В лесу много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
    С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Весело прошел день».

    Команды составляют список ошибок.

    Ошибки

    1. Громкая музыка в лесу распугает птиц и зверей.
    2. Вырывать грибы и сбивать несъедобные нельзя - разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, исчезает сообщество «грибы - деревья».
    3. Для костра собирают сухие ветки, а не ломают. В жару костры разводить запрещено.
    4. Полиэтилен разрушается плохо, в течение 220 лет, банки - 100 лет.
    5. Костер следует забросать землей или залить водой.
    6. Трогать яйца птиц нельзя - птица может не сесть на яйца.
    7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес.
    8. Не следует что-то проталкивать в муравейник, нарушаются взаимоотношения в сложном сообществе.
    9. Прятаться во время грозы под деревом опасно.
    10. Цветы рвать не надо, их сорванная жизнь недолговечна.

    Проводится подведение итогов игры, награждение победителей.

    Ведущий.

    Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей:
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей;
    В вокзальной сутолоке века
    Ты оценить ее спеши:
    Она - твой давний добрый лекарь,
    Она - союзница души.
    Не жги ее напропалую
    И не исчерпывай до дна.
    И помни истину простую:
    Нас много, а она - одна.
    В. Шефнер

    Таблицы для конкурсного задания «Экополис»:

    Производственная сфера

    Объект Стоимость объекта Доход от объекта Сумма экологического ущерба в год Количество работающих
    Нефтехимический комбинат 1000
    350
    300
    4000
    Целлюлозно-бумажный комбинат 800
    180
    800
    6000
    Металлургический завод 1000
    200
    180
    6000
    Кирпичный завод 500
    250
    30
    1600
    Пищекомбинат 700
    150
    80
    1400
    Часовой завод
    500
    150
    5
    1500
    Тепличное хозяйство
    300
    70
    5
    300
    Завод по переработке урана
    1500
    1000
    700
    4000
    Механический завод
    800
    220
    30
    5500
    Швейная фабрика
    270
    100
    2
    1500
    Строительная фирма
    500
    250
    15
    1000

    Социальная сфера и сфера бытового обслуживания

    Объект Стоимость объекта
    Доход от объекта
    Сумма экологического ущерба
    в год
    Количество работающих
    Школа
    50
    -
    -
    70
    Детский сад
    50
    -
    -
    50
    Сквер
    20
    -
    -
    1
    Дом культуры
    50
    10
    -
    50
    Магазин
    30
    40
    2
    20
    Автопарк
    200
    100
    50
    80
    Дом быта
    140
    70
    5
    90
    Стадион
    30
    5
    -
    20
    Парк
    20
    5
    -
    10
    Бассейн
    50
    15
    1
    15
    Ателье
    75
    20
    -
    45
    Санаторий
    200
    30
    -
    80
    Театр
    80
    5
    -
    28
    Кабельное телевидение
    150
    70
    -
    20
    Салон красоты
    80
    20
    2

    Дополнительные условия

    Зашифрованный текст конкурсного задания «Телеграмма».

    Пример карты для конкурса "Экополис"

    7

    Сценарий познавательно-игровой программы по экологии

    «За природу в ответе и взрослые и дети»

    Перед началом мероприятия ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору) Звучит песня «Чистые пруды» Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня мы приглашаем вас праздник – праздник нашей Матушки Земли! И на этот праздник пришли все: и ребята, и взрослые; и гости, и участники! И мы рады приветствовать всех на нашем празднике!Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете!ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору) Слайдовая программа «Сохраним нашу планету!!!» Приложение 5. Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, каждый год мы устраиваем этот замечательный праздник!Слайд Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу.Слайды «Природа» после каждой строчки Природа – это дом, в котором мы живем,И в нем шумят леса, текут и плещут реки.Под небом голубым, под солнцем золотым,Хотим мы в доме том жить вовеки.Природа – это дом, украшенный трудом,Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?Что будет, если в нём крыша под огнем,Что будет, если в нем сломаем стены?Природа – это дом, в котором день за днёмРастут цветы и хлеб, кругом смеются дети.И этот дом и смех – один, один на всех,Другого дома нет на целом свете.
    Слайд
      Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви. В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать. Наша игра будет проходить в шесть этапов. На первом этапе каждой команде будет задано 5 вопросов. Какой номер вопроса, и из какого сектора достанется – будет зависеть от того, что достанут команды из наших мешочков. За каждый правильный ответ команда получает 30 кипарисов.
      Начинаем 1 этап нашей игры.
    Слайд «Кот в мешке» Слайд «Сектора»

    30 кипарисов

      ВОПРОСЫ ЗЕЛЕНОГО СЕКТОРА

      ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ………. (посади). КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/ ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/ КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/ НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/ КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./ САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/ КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/ НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/ КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? /Колокольчик/

      ВОПРОСЫ СИНЕГО СЕКТОРА

        ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/ ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/ КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/ ЗИМУЮТ ЛИ ПТИЦЫ В СКВОРЕЧНИКАХ? /Нет/ ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/ ГДЕ ЗИМОЙ И ОСЕНЬЮ СПЯТ ВОРОНЫ? /В садах, в рощах/ С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/ КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/ САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/ КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/

      ВОПРОСЫ КРАСНОГО СЕКТОРА

          КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/ ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/ ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/ КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/ КАКИХ ЗАЙЦЕВ НАЗЫВАЮТ ЛИСТОПАДНИЧКАМИ? /Которые родятся осенью, в листопад/ КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? /Медведь, ёж/ КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/ КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? /Крокодил/ САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? /Гепард/ САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/
    • ВОПРОСЫ ЖЕЛТОГО СЕКТОРА

        КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/ КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют/ ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫХ ТАК НАЗЫВАЮТ? /От слова «насекать» - у них на брюшке насечки/ КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/ КТОТ ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/ НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС САДИТСЯ? /Муха/ У КОГО УШИ НА НОГАХ? /Кузнечика/ ВОЛОСАТА, ЗЕЛЕНА
    В ЛИСТЬЯХ ПРЯЧЕТСЯ ОНА. ХОТЬ И МНОГО НОЖЕК, БЕГАТЬ ВСЕ РАВНО НЕ МОЖЕТ. /Гусеница/ 9. НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК, КАК СПИЦА. ЛЕТИТ – МОЛЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. /Комар/ 10. ДВА РОГА, А НЕ БЫК, ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ. ЛЕТИТ – ТАК ВОЕТ, СЯДЕТ – ЗЕМЛЮ РОЕТ. /Жук/
    • ВОПРОСЫ ЧЕРНОГО СЕКТОРА

        ЕСЛИ ВЫ ЧИТАЛИ КНИГУ ИЛИ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», ТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ КАК ЗВАЛИ ПРОДАВЦА ЛЕЧЕБНЫХ ПИЯВОК? /Дуремар/ КТО ДАЛ БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК? /Черепаха Тортилла/ КТО ИЗ ГЕРОЕВ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» НОСИЛ СЕРЕБРЯННЫЕ ЧАСЫ? /Пудель Артемон/ К СТВОЛУ КАКОГО ДЕРЕВА ПРИКЛЕИЛАСЬ БОРОДА КАРАБАСА-БАРАБАСА? /Итальянская сосна/ ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? /Зверобой/ КТО МОЖЕТ ПИТЬ НОГОЙ? /Лягушка/ ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/ КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/ КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/ РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/
      Закончился 1 этап экологического турнира. Прежде чем мы перейдем ко 2 этапу нашего турнира. Я хочу вам напомнить, что наш турнир посвящен злободневной, отвечающей духу времени теме: «Берегите свою планету!» Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что всё богатство природы принадлежит народу, а значит, и вам, детям.
      Все богатства русского пейзажа
    В полное владенье нам даны: Вьюжны зим серебряная пряжа, Кружева зелёные весны. Летний полдень в поволоке зноя, Вечер, заглядевшийся в ручей. Узорочье луговин цветное, Теплый воск желтеющих полей, Расписные листья листопада Над бездонной синевой озер – Все это твоё, и сердце радо Целый мир влюбить в родной простор.
      Начинаем 2 этап нашего турнира.
    Слайд «Турнир цветочный»
      - Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. 2 этап турнира мы посвятим цветам. /45 кипарисов/
    Слайды на все 9 вопросов 1. Я поэт, зовусь я Цветик,
    От меня вам всем приветик. - Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей” ).2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”. - Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” )3. Продолжите стихотворение:Колокольчики мои,
    Цветики степные!(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой ) 4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена. - О каком цветке идёт речь? (Одуванчик ) 5. О ней поют поэты всех веков,
    Нет в мире ничего нежней и краше,
    Чем этот свиток алых лепестков,
    Раскрывшийся благоуханной чашей - О каком цветке идёт речь? (О розе ) 6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов ) 7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка ) 8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек ) 9. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак )
    - 3 этап нашего турнира называется «ЗНАК» ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ» /100, 90, 80 кипарисов/ - Ваша задача придумать знак и нарисовать его.- Начинаем 4 этап нашего турнира. «Заморочки из бочки» - В нашу бочку залезли разные животные и птицы и их не полностью видно. Ваша задача отгадать кто это. /20 кипарисов/
    Слайды /9 шт./ Слайд-заставка - Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.Родина нас окружила
    Дивной своей красотой,
    Родина нам подарила
    Воздух степной и лесной,
    Берег крутой с быстрой рекой,
    Синее небо над головой.- Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета Земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!- Часто писатели, поэты, художники, музыканты в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.- Мы предлагаем вам посмотреть «Танец дождя» и услышать как музыка и природа сливаются воедино.ВИДЕОСЮЖЕТ «Танец дождя» Слайд «Составь слова» Приложение 1,2,3. 5 этап нашего турнира называется «СОСТАВЬ СЛОВА»Слайд Слова для команд 1 команда 2 команда 3 командаРОЗАЛИПААИСТТИГР /25 кипарисов каждое слово + за быстроту 50, 45, 40/
    Слайд-заставка
    6 этап нашего турнира называется “Знатоки природы”. /50 кипарисов/ - Чтобы любить природу, нужно её знать.Слайд 1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка )Слайд 2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик )Слайд 3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец )Слайд 4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка )Слайд 5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода )Слайд 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи )
    - Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!

    Наш завершающий этап «КОНКУРС КАПИТАНОВ» /100 кипарисов/ Выберите карточку на которой может быть название животного, птицы, насекомого и т.д.Нужно без слов, без звуков, только жестами, мимикой и телодвижениями показать своей команде, а они должны отгадать.
    Приложение 4 . Заяц, Лягушка, Олень, Носорог, Павлин
    СИТУАЦИИ ДЛЯ КАПИТАНОВ / 10 кипарисов за каждый дельный совет/
    На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла с ним. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»
    Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя, а мусор лучше забрать с собой и выбросить в специально отведенное для него место.
    Телеграмма: «Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?
    Слайд
    - Закончился наш турнир. Счетная комиссия подсчитывает результаты.
    Я хочу вновь вернуться к теме нашей программы и еще раз обраться к вам и ко всем жителям нашей планеты со словами: «Охраняйте природу».

      Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых обитателей.
      Услышу ль у сосен в полдневный час
    Журчанье струй средь камушков и брода. –О, люди, мыслю я, у всех у насЕсть мать одна, по имени Природа!У ней для нас хватает доброты,И мы живем, запечатлев в душе навекиЕё прекрасные черты – поля, луга, моря и реки.Но если…Впрочем, в наш жестокий век понятно всемЧто это «если» значит?О, человек!Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,Ни росных трав, ни голубых озер…Цени её доверие, Природы!Не обмани его!И в темный лес входи, как в храм, под мраморные своды!
      Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Ты, дружок, смотри не подкачай!
    Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачки. Люби цветы, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!Награждение победителей конкурса ЭМБЛЕМ. Объявление результатов и награждение команд дипломами.
      Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что мы сегодня смогли убедить вас, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.
    В конце показ небольшого фильма о природе. (10-15 мин) и раздача буклетов.
    Список использованной литературы: Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем.2003.№ 11. Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. - № 8. Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников. 2001. № 1. Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5 Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе. 2003. № 5 Экологические сценарии. Педсовет. 2000. № 6; 2001. № 6; 2003. № 6; 2004. № 11.
    Видеоматериал используемый в программе: фильмы предоставленные государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Югория» г. Ханты-Мансийск. Фильмы с международной акции «Спасти и сохранить». 218-563-937 Седов Роман Геннадьевич – педагог-организатор, руководитель студии театральных экстравагантных постановок « STEP», победитель городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2010» в номинации «Сердце отдаю детям» город Нижневартовск

    Валентина Нефёдова
    «Загадки природы». Экологическая игровая программа

    Загадки природы (экологическая игровая программа )

    Цели : Развитие познавательного интереса к природе , выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства восхищения и удивления; Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе ;

    Оборудование : иллюстрации, картинки, шаблоны грибов съедобных и мухоморов, корзинки, зонт, шаблоны осенних листьев, аудиозаписи для игр, танцев, песен

    Предварительная работа : На роль «лесовиков» и «лисицы» приглашаются дети из старшей подготовительной группы. Играющие должны быть в сказочных костюмах.

    Ход занятия:

    Игровая ситуация «Загадки лесовиков »

    Появляются лесовики.

    1- лесовик : Вас, прекрасные друзья,

    Приглашаю в гости я,

    В мир загадочной природы ,

    В мир животных и погоды!

    2 - лесовик : Только в мире этом надо

    Отгадать чуть – чуть загадок ,

    На вопросы отвечать,

    В игры весело играть.

    1- лесовик : Лесовик я не простой,

    С умной шибко головой.

    Расскажу вам о природе ,

    О зверях и о погоде. 2 – лесовик : Все готовы с нами в путь?

    Только знанье не забудь.

    Будь внимателен и смел,

    Чтоб везде со мной поспел.

    1 – лесовик : Догадались, ребята, о чем мы сегодня с вами хотим поговорить? (Ответы детей)

    Правильно но чтобы пройти по нашей стране природы и погоды , мы проверим вашу готовность. Внимательно слушайте наши загадки и дружно отвечайте .

    Воспитатель :

    Осень, осень,

    В гости просим :

    С обильными хлебами,

    С высокими снопами,

    С листопадом и дождем,

    С перелетным журавлем.

    Лесовик :

    Белая вата

    Плывет куда – то. (Облако)

    Летит орлица

    По синему небу,

    Крылья распластала,

    Солнышко застлала. (Туча)

    Шел долговяз,

    В сыру землю увяз. (Дождь)

    Лесовики : Молодцы. Ребята посмотрите как красиво в лесу. Какого цвета листья на деревьях? (Ответы детей)

    Ребята а кто то к нам спешит в гости. Послушайте внимательно стихотворение оком идет речь.

    Воспитатель :

    Если деревья меняют наряд :

    Золотом листья на ветках горят.

    Осень приходит, а, может, лиса

    Рыжим хвостом поджигает леса.

    Лесовик : Кто это ребята?

    Дети : Лисица.

    В зал входит лисичка с сумкой, в которой письма.

    Воспитатель :

    Прошла лисица под кустом

    И обожгла листву хвостом.

    Огонь по веточкам полез,

    И запылал осенний лес.

    Лисица : Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в осеннем лесу. Посмотрите какой он красивый, яркий, нарядный. А пришла я к вам, чтобы вместе с лесовиками, провести игры, загадать загадки и от вас услышать стихи и песни.

    Лесовики : Ребята а теперь мы с вами поиграем в

    игру «Веселые грибники»

    (Дети делятся на две группы «грибы» и «грибники» . «Грибники» по парам рассаживаются на стульях в центре зала. «Грибы» расходятся по всему залу и присаживаются на корточки. Во главе с лесовиком дети – «Грибы» исполняют считалочку :

    Меж еловых мягких лап,

    Дождик кап, кап, кап.

    («Грибы» - ребята хлопают в ладоши.)

    Где сучок давно засох,

    Серый мох, мох, мох.

    (потирают ладошки)

    Где листок к листку прилип,

    Вырос гриб, гриб, гриб.

    (Ребята поднимаются)

    Лесовик : Кто нашел его, друзья?

    Грибники : Это я, я, я!

    (Дети сидящие на стульях ловят «грибы» парами, взявшись за руки, как бы помещая их в свою корзину). Игру можно повторить несколько раз.

    Лисица и лесовики : Молодцы ребята, а теперь помогите нам разобраться в народных приметах о погоде.

    Лисица показывает изображение улья.

    Лесовик : Посмотрите, чей это домик?

    Дети : Да, в этом чудо – домике живут пчелы.

    Воспитатель : Пчелы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

    Лесовик показывает картинку бабочки.

    Лисица : Узнаете это насекомое?

    Воспитатель : Это бабочка – крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

    Лесовик : Ребята, а вы наблюдали за муравьями? (Ответы детей)

    Воспитатель : Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики – пирамидки.

    Лисица и лесовики : Ребята что то мы устали а теперь хотим вас послушать.

    1 ребенок :

    Осень! Славная пора!

    Любит осень детвора :

    Сливы, груши, виноград –

    Все поспело для ребят.

    2 ребенок :

    И арбуз увидев важный,

    Оживится детвора –

    И радушно скажет каждый….

    Здравствуй, осени пора!

    3 ребенок :

    Дождь осенний льет и льет,

    Погулять нам не дает.

    Нам совсем не страшно

    Бегать под дождем.

    Если дождик сильный,

    Зонтики возьмем.

    4 ребенок :

    Когда светит солнышко,

    Можно погулять :

    Хлопать, топать весело,

    В садике играть.

    5 ребенок :

    Если туча хмурится

    И грозит дождем –

    Спрячемся под зонтиком,

    Дождик переждем.

    Игра «Солнышко и дождик»

    Танец с осенними листьями.

    Лисица :

    Как вы весело плясали!

    Просто молодцы!

    А под листочками, смотрите,

    Спрятались грибы.

    1 ребенок :

    Я пойду поутру,

    В травяных низинках

    Сыроежек наберу

    Полную корзинку.

    Воспитатель : А теперь поиграем с вами в игру «Собери съедобные грибы»

    Танец «Мухоморчики» .

    Воспитатель : Спасибо вам лесовики, лисичка! Благодаря вам, мы сегодня узнали много удивительного, много нового.

    Лесовики и лисица :

    В лес пора нам возвращаться,

    Перед тем как попрощаться,

    Приготовили игру,

    Проведем её в кругу.

    Игра «Собери листья»

    Конкурс пытливых и любознательных «ЛЕС – НАШ ДРУГ».

    На доске: “Эту истину знаю отроду
    И ее никогда не таю –
    Кто не любит родную природу,
    Тот не любит Отчизну свою”.
    (И.Романова)

    1 конкурс «Лесная викторина» (проводится заранее).
    За несколько дней до конкурса командам раздаются листочки с вопросами. Дети должны найти ответы на вопросы и предоставить в жюри. По количеству правильных ответов начисляются баллы. Количество набранных командами баллов объявляются в начале конкурсной программы.
    1. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топкому болоту, в котором другие животные такого же веса завязли бы?
    2. Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения?
    3. Какие птицы выводят птенцов зимой?
    4. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?
    5. Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?
    6. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет?
    7. Почему, особенно весной или в начале лета, нельзя шуметь в
    лесу?
    8. На муравейник сел дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел
    так несколько минут. Почему?
    9. Какие животные спят с открытыми глазами?
    10. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
    Ведущий: Лес – это источник энергии, это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на Земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным ни его охрана, ни воспроизводство его богатства. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только его хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса, сажать деревья!
    Сегодня мы собрались для конкурса пытливых и любознательных. Тема нашего состязания “Наш лес”. В игре участвует три команды: Комета, НЛО, Звездочка. Мы начинаем КПЛ.
    Первым был конкурс «Лесная викторина», можете ознакомиться с ее результатами.

    Ведущий зачитывает набранное количество баллов.

    2 конкурс – “Ода лесу”.
    За несколько минут дети должны придумать стихотворение о лесе. В этом могут им помочь зарифмованные слова:
    лесной
    душой
    веселой
    гурьбой

    3 конкурс капитанов – «Лесные загадки». (в виде брейн-ринга).
    На кусточки, под листочки
    Кто-то бусы бросил.
    Вся поляна – в черных точках
    У зеленых сосен.
    Под листом на каждой ветке
    Сидят маленькие детки.
    Тот, кто деток соберет,
    Руки вымажет и рот (черника).
    Не сосна я и не елка.
    Только осень на порог –
    Скину с веток все иголки,
    До единой, точно в срок.
    Есть у родственницы елки
    Неколючие иголки,
    Но в отличие от елки
    Опадают те иголки (лиственница).
    Стоит столб до небес,
    А на нем – шатер-навес.
    Красной меди столб точеный,
    А навес сквозной, зеленый (сосна).
    То ли с крыши, то ли с неба
    Или вата, или пух,
    Или, может, хлопья снега
    Появились летом вдруг?
    Кто же их исподтишка
    Сыплет, будто из мешка (тополиный пух).

    4 конкурс – домашнее задание «Эта удивительная природа».
    За несколько недель до начала конкурса команды путем жеребьевки получают темы заданий. Необходимо подобрать интересный материал, проиллюстрировать его в виде агитационных плакатов, рисунков и подготовить научное выступление одного из членов команды. В выступлении избранного от команды должны быть использованы подготовленные иллюстративные материалы. Темы:
    – о муравьях,
    – об одуванчиках,
    – о грибах.

    5 конкурс «Юные следопыты».
    Учитель на доске вывешивает таблички с изображением следов животных. Командам раздаются карточки, в которые дети должны вписать названия животных, чьи следы изображены.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.

    Ответы: 1.лиса, 2. заяц, 3.белка, 4. олень, 5. собака, 6. мышь, 7. ёж, 8.медведь.

    6 конкурс – “Дальше в лес, больше дров”.
    Каждой команде предлагаются определения слов, которые дети должны отгадать за 1 минуту. В случае если ответ неизвестен, дети говорят «Дальше». Кто за 1минуту отгадает больше слов, тот победил.

    1.
    1) Инструмент, которым рубят. (Топор).
    2) Густой лес. (Чаща).
    3) Самый короткий месяц. (Февраль)
    4) Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест)
    5) Скошенная, высушенная трава. (Сено)
    6) Зимнее логово медведя. (Берлога)
    7) Что это за птица: вертится, стрекочет, весь день хлопочет? (Сорока)
    8) Из какого дерева делают спички? (Осина)
    9) Кошка с кисточками на ушах (Рысь).
    10) Корова в детстве (Теленок).

    2.
    1) Дубовый лес (Дубрава).
    2) Самая маленькая птичка нашего леса? (Королек)
    3) Плод дуба (Желудь).
    4) Пушной зверек, который живет в дупле (Белка).
    5) Какие птицы едят грибы? (Глухари)
    6) У него длинные уши, короткий хвост (Заяц).
    ?) Животное, которое любит добывать мед диких пчел (Медведь).
    8) Ребенок козы (Козленок).
    9) Мама ягненка (Овца).
    10) Какой город летает (Орел).

    3.
    1) Каких животных называют листопадничками? (Зайчат)
    2) Какую ягоду не едят? (Волчью)
    3) Заяц спит с закрытыми или открытыми глазами? (С открытыми)
    4) Птица, у которой голова, шея, крылья, хвост – черные, а туловище серое (Ворона)
    5) Дом скворца (Скворечник)
    6) Сама серая, ест зеленое, дает белое (Корова)
    7) Вестник весны (Грач)
    8) Городское заведение для зверей (Зоопарк)
    9) Кто полгода сидит без обеда? (Медведь)
    10) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

    4.
    1)Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (Орехи).
    2) Изменение густоты и окраски шерсти у животных (Линька)
    3) Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери (Зайчата)
    4) Животное, которое строит дом на реке (Бобр)
    5) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (Сова)
    6) Чем больше колец, тем старше жилец (Дерево)
    7) Братцы зайцев (Кролики)
    8) Сосновый лес (Бор)
    9) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
    10) Зимой и летом одним цветом (Заяц)

    7 конкурс – экологических проектов «Защитники леса».
    Существует множество проблем экологического характера. Как их решить? Какой вк�