Кем разрабатывается проект планировки территории. Обращение в местную администрацию

Компания Форт Девелопмент организует процесс разработки и согласования проектов планировки "под ключ". Компания работает в Москве и Московской области.

Проект планировки территории, это градостроительный документ, стоящий уровнем ниже, чем территориальные схемы, генеральный план поселения, правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Согласно законодательству, проект планировки разрабатывается на территорию (квартал, район, микрорайон), и призван определить застроенность территории объектами капитального строительства, улично-дорожной сетью, местами общего пользования, линейными объектами и другими элементами планировки.

Проект планировки территории обязательно должен соответствовать параметрам градостроительной документации верхнего уровня (соответствовать зональности генерального плана, не превышать разрешенных регламентов ПЗЗ, размещать объекты и другие элементы планировочной структуры с учетом санитарно-защитных зон, охранных зон памятников, природных территорий и других ограничений, обозначенных в генеральном плане и ПЗЗ).

В случае, если параметры разрабатываемого ППТ превышают или отклоняются от параметров Генерального плана или ПЗЗ, обязательно потребуется разрешение на отклонение от предельно-разрешенных параметров или внесение изменений в ПЗЗ или Генеральный план.

Необходимость разработки проекта планировки территории обычно определяется региональными властями в лице уполномоченных архитектурных ведомств (Москомархитектура, Главархитектура).

Процесс согласования проектов планировки территории регламентируется Градостроительным Кодексом РФ и уточняется региональным законодательством.

Основные этапы разработки и согласования ППТ:

1. Подача предложения о застройке территории Заказчиком (Архитектурно-функциональная концепция, градостроительная концепция, презентация инвестиционного проекта);

2. Получение разрешения на разработку проекта планировки территории (включая получения границ проектирования, технического задания на проектирование);

3. Сбор исходных данных для проектирования;

4. Разработка проекта планировки территории;

5. Утверждение ППТ;

6. Общественные слушания;

7. Выпуск распорядительного документа, утверждающего ППТ (Постановление правительства или иной документ).

В составе проекта планировки территории возможна разработка и включение в ППТ следующих градостроительных документов:

Проект межевания территории (ПМТ);

- градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) .

Таким образом, проект планировки территории позволяет Заказчику получить всю необходимую градостроительную исходно-разрешительную документацию, чтобы перейти на дальнейшие стадии проекта - разработку архитектурно-градостроительных решений (архитектурного облика) и на стадию разработки проектных материалов стадии "П".

В некоторых случаях, разработка проекта планировки является единственным способом для получения ГПЗУ с положительными технико-экономическими параметрами при новом строительстве или при реконструкции объектов.

Сроки разработки и согласования проектов планировки территорий зависят от сложности и объемности территорий и объектов. Для типичного проекта, в Москве и Новой Москве весь проект может занять 12-18 месяцев. В Московской области проект ожидаемо займет около 12 месяцев. При этом само проектирование может занять всего 2-4 месяца. Остальные сроки связаны с согласованиями, сбором исходных данных, проведением общественных слушаний и др. работами по проекту.

Типовой состав документации в проекте планировки территории:

Утверждаемая часть

Чертеж планировки территории

Положения

Обосновывающая часть

Пояснительная записка

Схема расположения элемента планировочной структуры

Схема организации улично-дорожной сети

Схема границ зон с особыми условиями в М 1:2000

Схема благоустройства в М 1:2000

Схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории

Схема размещения инженерных сетей и сооружений в М 1:2000

Разбивочный чертеж красных линий

Чертеж архитектурно – градостроительной концепции

Первым этапом вхождения в проект наша компания настоятельного рекомендует Заказчику заказать услугу технического аудита земельного участка . Для уменьшения затрат Заказчика, возможно проведение градостроительного аудита земельного участка, когда изучаются только градостроительные возможности и ограничения застройки, разрабатывается карта проекта. Вовремя сделанный градостроительный аудит позволяет сэкономить десятки миллионов, а то и миллиарды ненужных затрат по проекту в будущем. При этом стоимость градостроительного аудита обычно составляет 250-500 тыс. рублей.

Не знаете, с чего начать? Начните со звонка в Форт Девелопмент. Мы делаем процесс согласований легким и понятным, а ваш проект успешно-реализуемым.

Успешность функционирования будущего объекта недвижимости, будь то жилой дом, офис или торгово-развлекательный центр, во многом определяется на самой ранней стадии – при согласовании и утверждении проекта планировки территории (ППТ). Его состав, разработка, процедуры согласования и утверждения регламентируются многочисленными законодательными актами, однако авторитетная «теория» во многих аспектах расходится с практикой. Москва, обладающая, особым статусом города федерального значения, играет в этом вопросе по своим правилам.

Градостроительный кодекс РФ (ст. 42) разъясняет: «Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения». Фактически ППТ представляет собой чертеж проекта с обозначением объекта стройки, а также красных линий, рек, дорог, улиц, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Разработка ППТ, в частности, необходима при реализация объектов капитальной застройки; при внесении изменений в расположение красных линий, обозначающих границы мест общего пользования на городском плане; при приватизации земельного участка; при изменении вида разрешённого использования территории и т. д.

ППТ служит основой для разработки проекта межевания территории и градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), после утверждения которого столичному застройщику и выдается разрешение на строительство.

Чем руководствоваться?

Порядок действий столичных застройщиков по разработке и согласованию ППТ, кроме уже упомянутого ГрК РФ, определяется Градостроительным кодексом города Москвы и Постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. N 270-ПП «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве». Согласно этим документам, ППТ подготавливается в соответствии с Генеральным планом города Москвы, Правилами землепользования и застройки города Москвы (ППЗ), требованиями региональных нормативов градостроительного проектирования в городе Москве, техническими регламентами и иными законами, а также территориальными, отраслевыми схемами.

Начнем с генплана, судьбе которого можно только посочувствовать. Последний генплан развития столицы до 2025 года, принятый Мосгордумой в мае 2010 года еще при прежнем мэре Москвы Юрии Лужкове, был раскритикован в пух и прах как рядовыми жителями, так и экспертами вкупе с застройщиками. Заменивший Лужкова в кресле градоначальника в 2010 году Сергей Собянин немедленно выступил с предложением «оптимизировать» раскритикованный генплан, «состыковав» его с территориальной схемой развития Московской области.

Мечта Собянина о новом фронте работ сбылась: летом 2012 года столица «выросла» почти в 2,5 раза за счет официального присоединения так называемой Новой Москвы. Ввод в границы города большого куска Подмосковья избавил нового мэра от необходимости «разруливать» последствия старого скандала и позволил начать работу, что называется, с чистого листа теперь уже над новым генпланом Московской агломерации сроком действия до 2035 года.
Чиновники при этом говорят и о смене градостроительных ориентиров – «переходе на полицентричное развитие», «соответствии принципам постиндустриального общества», «создании разнообразной и комфортной среды проживания». В профессиональной среде эти заявления воспринимают с осторожностью – прежний, скандально известный генплан тоже сопровождался красивыми лозунгами, но не способствовал решению ни одной назревшей в мегаполисе градостроительной проблемы... Принять новый документ предполагается в 2015 году (первоначально назывался 2014-й).

Отсутствуют в столице (единственном из городов-миллионников России) и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), в которых, согласно ГрК РФ, должна содержаться информация о разрешенном использовании соответствующего земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на нем объекта строительства.Принятый в 2008 году Градостроительный кодекс Москвы предписал выдавать ГПЗУ исключительно на основании Правил землепользования и застройки. Соответствующий законопроект о ПЗЗ был внесен в Московскую городскую думу в 2009 году, прошел первое чтение и «завис» без движения. Нынешние столичные власти, называют разные сроки предполагаемого принятия ПЗЗ, но они постоянно переносятся.

Всесильная комиссия

Для работы с инвесторами и застройщиками в ноябре 2010 года, сразу после смены городской власти, в Москве была создана Градостроительно-земельная комиссия (постановление от 16.11.2010 № 1019-ПП). Возглавил ее лично мэр Сергей Собянин. Срочность создания комиссии объясняли необходимостью скорейшей ревизии «наследства» прежнего мэра – сотен начатых и неоконченных в кризис строек, земельных участков с непонятной историей. Пересмотрев в рекордно короткие сроки около 1,3 тыс. инвестконтрактов, а также договоров аренды и ГПЗУ, заключенных и выданных при Юрии Лужкове, комиссия стала расширять свои полномочия (за три с небольшим года издано порядка восьми постановлений с изменениями и дополнениями первоначального списка задач). На заседаниях ГЗК стали рассматриваться проекты планировок территорий, градостроительные регламенты и режимы использования земель и многие другие вопросы, которые ранее решались профильными департаментами. Одной из функций комиссии, согласно Положению о ГЗК, является «одобрение проектов градостроительных планов земельных участков, подготавливаемых по заявлениям физических и юридических лиц, до введения в действие Правил землепользования и застройки в городе Москве». Это дает критикам повод говорить о том, что решения принимаются чиновниками фактически в режиме «ручного управления». Не прописанные в ПЗЗ технико-экономические параметры возможного строительства становятся предметом «договоренностей» и торга, способствуя возникновению коррупционных схем и многократно удорожая стоимость проектов. Кроме того, решения, вынесенные таким образом, городским властям гораздо легче отменить в одностороннем порядке.

Ситуация усугубляется и тем, что в отличие от большинства органов правительства Москвы, ГЗК не имеет статуса юридического лица (органа исполнительной власти), следовательно, не обладает правом самостоятельного издания, отмены и внесения изменений в правовые акты. Проекты принятых ею решений выносятся на рассмотрение правительства Москвы. Последнее по закону выступает и ответчиком в случае возбуждения дела, в рамках которого оспаривается решение ГЗК. Юристы также обращают внимание на то, что оспаривать в суде можно и решения уполномоченных органов власти, принятые в соответствии с поручениями ГЗК. К таковым, например, относятся приказы Москомархитектуры об утверждении Градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ).

Хочешь строить – плати

Механизм взаимодействия города и инвесторов (застройщиков) в части разработки и утверждения ППТ и ГПЗУ следующий. Для получения распоряжения о разработке ППТ инвестор подает заявление в столичный Комитет по градостроительству и архитектуре (Москомархитектуру) и представляет на согласование вышеназванного комитета, а такжеКомитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвеста) проект градостроительной концепции развития территории. Документ должен учитывать геологические особенности и градостроительное окружение участка, природоохранные ограничения, наличие объектов исторического наследия, транспортную ситуацию, расположение инженерных сетей, содержать сведения о размерах и назначении планируемых к строительству объектов и т. д.

Согласованный проект подается для обсуждения и одобрения в рабочую группу по вопросам градостроительной деятельности, действующую в составе ГЗК, а затем выносится на заседание самой ГЗК, где и принимается окончательное решение по разработке ППТ. Иногда на этой стадии, не откладывая в долгий ящик, утверждаются максимальные предельные ТЭПы (технико-экономические показатели) проекта, функционал будущих объектов.

Здесь необходимо сказать несколько слов о финансовой стороне вопроса. До весны 2013 года все ППТ в столице выполнялись за счет средств городского бюджета. Из последних масштабных территорий «разработанных» на бюджетные деньги, можно отметить площадки ЗИЛа, Лужники, районы в Мневниках, Тушино, Нагатинской пойме, Молжаниново, Рублево-Архангельском. Однако в связи с масштабным дорожным строительством и прокладкой новых линий метрополитена бюджетные расходы на разработку ППТ решено было существенно урезать. (Кстати, специалисты отмечают, что, по иронии судьбы, острая необходимость в территориальном планировании в Москве сегодня как раз и возникает в связи с расширением линий метро, которые пересекают множество участков.)

Чтобы не тормозить градостроительный процесс, власти наделили инвесторов правом разрабатывать ППТ за свой счет (последние вынуждены соглашаться, потому что альтернативы все равно нет). Правда, законодательно утверждать данную процедуру не торопятся – в столице по-прежнему продолжает действовать Постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2010 г. N 270-ПП «Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве». К слову сказать, процесс подготовки проектов планировки и межевания территории по инициативе заинтересованных лиц, равно как и порядок взаимодействия властей с «интересантами», не прописан и в Градостроительном кодексе РФ, хотя возможность такой инициативы на федеральном уровне предусмотрена.

Кроме ключевого «разрешительного» постановления, для полноценного запуска процесса стороннего финансирования городским властям предстоит утвердить целый ряд типовых документов. В их числе – форма упрощенного техзадания на разработку ППТ, порядок и форма оформления плана реализации ППТ, порядок оформления ГПЗУ по материалам ППТ для территорий, поделенных на несколько земельных участков, принадлежащих разным собственникам; механизм передачи городу социальной инфраструктуры при комплексной жилой застройке и т.д. В отсутствие же прописанного порядка самостоятельная разработка ППТ под силу далеко не всем инвесторам, и большинство вынуждено обращаться с заказами к подрядным проектным организациям (зачастую, по словам участников рынка, аффилированных с чиновниками). Услуга эта недешевая – цена разработки ППТ, в частности, зависит от особенностей расположения участка, его площади и характеристик, а также требований технического задания и доодит до нескольких десятков миллионов рублей. Некоторые проектные организации даже предлагают заказчикам разработать документацию не за деньги, а за последующее участие в завершающей стадии инвестиционного проекта.

Есть смысл прислушаться

Готовый ППТ необходимо согласовать в ряде отраслевых департаментов, а если речь идет о жилье – и с другими городскими структурами. Обязательна координация действий с префектурой, на территории которой предполагается реализация проекта, поскольку будущему застройщику необходимо провести еще одну хлопотную процедуру – публичные слушания с участием местных жителей.

В столице, где точечная застройка восстановила против себя немало народу, на публичных слушаниях разгораются нешуточные страсти, которые могут обернуться для инвестора печальными последствиями. Так, по информации Москомстройинвеста, в ноябре 2013 года столичные власти отказались от оформления ГПЗУ для строительства двух магазинов в районах Бибирево и Дмитровский Северного и Северо-Восточного административных округов. При отказе было учтено мнение жителей, которые в ходе публичных слушаний не поддержали представленные проекты дальнейшего использования этой земли. В итоге ГЗК приняла решение использовать оба участка под благоустройство и озеленение.

В ноябре 2011 года ГЗК отклонила ППТ застройки бульвара торгово-развлекательными комплексами между Тарусской и Ясногорской улицей в районе Ясенево. Примечательно, что сделано это было после проведения общественных слушаний, на которых большинство якобы высказалось за возведение ТРЦ. Но протестующие жители утверждали, что проведены эти слушания были с многочисленными нарушениями.

В апреле 2013 года Верховный суд РФ встал на сторону частных собственников в конфликте между властями Московской области и жителями домов, попадавших под снос из-за строительства трассы «Южный обход города Подольска». Как отмечали СМИ, «это был первый в РФ случай отмены проекта планировки территории для строительства дороги стоимостью несколько миллиардов из-за нарушения интересов отдельных граждан».

Конечно, в каждом конкретном проекте имеются свои нюансы, но вышеприведенный опыт показывает, что списывать со счетов настрой местных жителей в любом случае не стоит. Если же все прошло гладко, и ППТ получил одобрение «в своем районе», инвестор может торжествовать победу, а префектура – готовить протокол о положительном результате публичных слушаний.

После согласований многострадальный ППТ вновь выносится на заседание ГЗК, где его могут как одобрить, так и отправить на дополнительную проработку. Чиновники называют несколько наиболее частых поводов «отвода» – слишком высокая плотность застройки, недостаток рабочих мест, недостаток социальной инфраструктуры. Доработанный проект вновь выносят на ГЗК. После его окончательного одобрения ГЗК готовит соответствующий проект постановления Правительства Москвы, который последним и утверждается. На основе разработанного ППТ Москомархитектура выпускает градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) с функционалом и технико-экономическими показателями будущих объектов строительства.

В целом разработка ППТ занимает от 2-3 месяцев до года. Его подготовка за свой счет может сократить эти сроки, но при этом существенно удорожить проект.

Развитие территорий: старые промзоны и новая Москва

Приоритетными задачами ГЗК Сергей Собянин недавно назвал рассмотрение проектов планировок бывших промышленных зон столицы для их последующей реновации и проектов развития Новой Москвы.

Что касается промзон , то их в столице, по разным оценкам, насчитывается от 15 до 18 тыс. га. Поскольку свободных территорий под застройку в столице (в границах старой Москвы) не осталось, власти который год строят планы реорганизации этих промзон. На сегодняшний день утверждены проекты планировок промзон «Соколиная гора», «Нагатинский затон, «ЗИЛ». Среди пилотных проектов – промзоны «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Огородный проезд», «Магистральные улицы», «Северянин», «Грайвороново», «Южный порт» и «Павелецкая». По заявлениям властей, развивать их предполагается комплексно – не только «гнать» жилые квадратные метры, но и «разбавлять» офисами и коммерческой недвижимостью.

Однако на деле процесс идет гораздо медленнее, чем хотелось бы городским властям. Большинство столичных промзон заброшено или заполнено различного рода конторами (явно не дотягивающими до названия «офис»), складами, гаражами, мелкими производствами, а то и вовсе строениями неизвестного назначения. Все это богатство, как правило, сдается собственниками в аренду. На протяжении нескольких десятилетий Москва принимала различные инвестпрограммы, изобретала способы пустить эти земли в оборот. Но все упиралось в то, что бюджетных средств на это не хватало, заставить же раскошелиться собственников, имеющих постоянный доход с аренды и не желающих никаких перемен, тоже не могли.

Очередным шагом в этом направлении стало повышение в 2,5–3 и более раз (в зависимости от участка) с 1 января 2013 года кадастровой стоимости земли и последовавший за ним рост арендных платежей за земли промышленного назначения. Кроме того, городские власти неоднократно заявляли о том, что в случаях выявления нецелевого использования земельных участков и несвоевременной уплаты земельной аренды собственников будут беспощадно штрафовать. Иными словами, может возникнуть ситуация, когда арендный доход не будет покрывать издержек владения этой самой землей. И тогда, надеются в мэрии, владельцы участков будут вынуждены действовать – в частности, разрабатывать ПТТ, чтобы выяснить перспективы нового строительства на своем земельном участке.

Правда, такая стратегия более характерна для крупных собственников, способных найти деньги на исследование и развитие принадлежащей им территории. Большинство же правообладателей «сидит» на участках площадью 2–4 га и не имеет средств на их освоение. У них выход один – ждать, когда ими заинтересуются крупные строительные компании и проситься к ним в «младшие партнеры». Тем более что реорганизация промзоны может преподнести немало затратных сюрпризов – от внезапно обнаруженных при подготовке ППТ линейных объектов (неучтенные линии связи и т.д.) до необходимости рекультивации зараженной почвы. В свою очередь, чересполосица (нарезка на мелкие участки) чревата путаницей в документах и судебными разбирательствами. Так что удастся ли спровоцировать собственников промзон на масштабные работы со своими участками – еще вопрос.

Гораздо более активно застройщики проявляют себя на присоединенных к городу землях Новой Москвы. По информации Москомстройинвеста, с начала нынешнего года ГЗК одобрила разработку ППТ за счет средств инвестора вблизи деревень Голенищево и Середнево, поселения Филимонковское, в районе поселков Коммунарка и Сосенское. Речь идет о масштабных проектах, предусматривающих возведение миллионов квадратных метров недвижимости самого разного назначения.

Ключевые вопросы, такие как особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков, резервирования и изъятия земель и т. д., на землях Новой Москвы регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Столичные власти действуют по опробованной схеме: сначала – масштабная ревизия инвестпроектов, затем – расторжение уже заключенных инвестконтрактов при выявлении проблем. Наиболее частые основания для расторжения – отсутствие в проектах обязательств по строительству инфраструктуры, высокая плотность застройки, нарушение сроков и этапов строительства, градостроительных норм и правил. Компенсацию подтвержденных расходов инвесторы получали через суд. Далее – работа с новыми застройщиками. Для них к списку «согласующих» ведомств добавляется вновь созданный столичный Департамент развития новых территорий. Кроме того, будущему застройщику необходимо «вписаться» в территориальные схемы развития Новой Москвы, которые в настоящее время готовятся к вынесению на публичные слушания. Однако есть и хорошие новости: в частности, ст. 4 упомянутого выше закона N 43-ФЗ отменяет для застройщика необходимость публичных слушаний при разработке ППТ и проектов межевания территории.

Планировка территории – необходимый инструмент, задача которого – установить верные принципы землепользования в градостроительной деятельности.

Прежде чем заказать работы и начать подготовку проекта планировки объекта недвижимости, нужно иметь представление о сущности и назначении такой документации. В этой статье мы расскажем, для чего предназначен проект межевания территории (далее ПМТ), чем он отличается от проекта планировки территории (ППТ), и для реализации каких целей такая документация может пригодиться.

Градостроительный кодекс РФ, а именно ст. 41 данного нормативно-правового акта, относит проекты межевания и планировки территории к документам, предназначенным для проведения планировки территории.

Эта документация может быть изготовлена отдельно, а может быть разработана вместе. В последнем случае проект межевания станет частью проекта планировки.

Изготовление ПМТ является частью пакета документации, необходимой для планировки земельных наделов, на которых уже существуют сооружения, или только планируется их постройка. Также этот документ пригодится для уточнения границ территории, планируемой под застройку. То есть назначение этого документа – это внутреннее межевание земельного участка для видов деятельности, в этом нуждающихся. Этот процесс не отслеживается кадастром, его цель отлична от цели межевания.

Целью создания ПМТ является выделение территорий. Таким путем размечают местность, назначенную для определенных целей, например, строительства или создания структуры. Проще говоря, когда участок нужно разделить на более мелкие части, формируется ПМТ.

Основой проекта является градостроительный план, изучив который, можно сделать вывод, возможно ли реализовать идеи застройщика применительно к конкретной местности.

Информация, содержащаяся в плане межевания, не носит частного характера и находится в открытом доступе для любого заинтересованного лица. Ознакомиться с ней можно на сайтах управлений архитектуры и градостроительства или сайтах непосредственно муниципальных образований.

В отличие от проекта, о котором речь шла выше, ППТ относится к градостроительной документации. Его связь с проектом межевания безусловна, но детализация гораздо выше, к тому же в него входят данные, не имеющие отношения к участку, на котором запланировано внутреннее межевание.

Оба документа, как правило, изготавливаются параллельно, но в ПМТ содержатся сведения, которые потом будут необходимы при проведении межевания, например, чертежи, отображающие на местности объекты капстроительства, инфраструктуру и другие данные.

ППТ – это документация, при помощи которой устанавливаются зоны, в которых размещены существующие объекты, и параметры этих зон, а также зоны, в которых возможно размещение объектов, еще не существующих, но строительство которых может быть разрешено впоследствии.

Проект межевания территории (ПМТ) содержит схему границ существующих наделов земли и границ планируемых земельных участков.

Какие сведения являются существенными в ППТ и ПМТ

Проект планировки территории формируется из двух частей: основной части, утверждение которой является обязательным, и сопутствующих материалов, являющихся ее обоснованием.

Основная часть включает в себя:

  • графическое отображение планировки территории;
  • правила для размещения объектов;
  • характеристики развития, которое планируется на будущее, в том числе и плотность, и параметры застройки территорий;
  • характеристики развития систем обслуживания и обеспечения, необходимых для планомерного развития территории.

Материалами, служащими обоснованиями проекта планировки территории, являются чертежи и пояснения.

Пояснительная записка содержит описание положений относительно параметров строительства, систем транспортного обслуживания и технического обеспечения, которые необходимы для развития и иных нюансов

Проект планировки служит базисом для разработки проекта межевания территории.

Например, так выглядит проект планировки одного из районов города Вологды:

А вот так будет выглядеть проект межевания того же района, который мы рассматривали выше:

Структура проекта межевания территории

Структура любой проектной документации является нормативной и состоит из текстовой и картографической части. В этом проект ПМТ не является исключением.

Первая часть носит описательно-информационный характер и характеризует направления межевания, проектируемого на конкретном участке.

В ее состав входят:

  • титульный лист с указанием данных заказчика и исполнителя;
  • сведения о наделе земли;
  • нормативы, на основании которых работы были выполнены;
  • табличные приложения, в которых описана процедура проведения геодезических работ;
  • пояснительная записка с изложением частных случаев при проведении работ, которые не были включены в табличную часть.

В графическую часть проекта включен детальный план местности с нанесенными межевыми границами.

Для каких целей можно использовать проекты ППТ и ПМТ

Проекты, о которых мы ведем разговор, могут оказать существенное подспорье, например, при подготовке участка к строительству. Их можно использовать как базу не только на застроенных участках, имеющих инфраструктуру, но и на пустых, неосвоенных, только что выделенных землях.

При строительстве приходится учитывать не только состав и рельеф почвы, но и возможность гармонично «вписать» вновь построенный объект в стиль застройки, предусмотренный градостроительным планом. Для этого и нужна проектная документация, которая способна учесть все нюансы будущего строительства.

Сложно недооценить пользу проектов перепланировки в планирование застройки земель с уже имеющимися объектами капитального строительства. В случае масштабных градостроительных комплексов они выполняют функцию систематизации организации строительства и соблюдения правил эксплуатации площадей, соблюдения регламента застройки.

Кроме застройки территории, ПМТ можно использовать для выделения любой доли в совместной долевой собственности при отсутствии регистрации в кадастре.

Таким образом, документ может понадобиться в случае установления границ доли земельного надела в совместной долевой собственности, обособления площади, отчужденной в процессе обременения.

Если именно такие причины побудили заказать документы подобного рода, то их можно заказать и получить по волеизъявлению собственников земли и использовать землю наиболее продуктивно.

Если вы хотите разделить один большой участок на несколько маленьких, вам также потребуется межевой проект. Все поправки и изменения при проведении геодезических работ будут отражаться в учетных записях и вноситься в межевой план. И при подготовке проекта межевания оперировать будут только ими.

Межевание земельных наделов является обязательным условием для таких правовых действий как:

  • регистрация сделок с землей;
  • уточнение границ;
  • оформлением прирезки;
  • земельных спорах и др.

Не согласны с результатами межевания и хотите обжаловать их? Сначала напишите в чат нашему специалисту, и он бесплатно проконсультирует вас.

По результатам геодезических работ будет сформирован межевой план, который в дальнейшем станет документом – основанием при проведении кадастрового учета. Этот документ является обязательным, а межевой проект – вспомогательным. Но в проекте содержатся ключевые сведения о наделе земли, базирующиеся на межевом плане.

И последнее. Что бы мы ни говорили, подготовка проектов планировки и межеваний территории будет реальной помощью при разрешении земельных споров в случаях спорного разграничения территорий. Межевой проект является документом, официально подтверждающим землевладение каждого из дольщиков. Кадастровая регистрация общего участка производится под одним кадастровым номером. Отдельные доли участка не вносятся в кадастр, и свидетельствовать об их принадлежности какому-либо лицу может только ПМТ.

Можно ли изготовить проект межевания без проекта планировки территории

В положениях статьи 41 Градостроительного кодекса прописано, что это возможно, но такая возможность предусмотрена не для всех участков. Для того чтобы минимизировать затраты и заказать только ПМТ, участок должен обладать специальными характеристиками, и должен быть соблюден ряд условий:

  • на участке не должно быть запланировано мероприятий по комплексному развитию;
  • не должно быть линейных объектов;
  • не должно быть запланировано изменение или упразднение красных линий.

Основные этапы подготовки проекта межевания территории

Подготовить ПМТ вы сможете в различных инстанциях, как государственных, так и частных, но род их деятельности предполагает процедурные особенности при обращении в них.

Рассмотрим подробно все варианты:

Обращение в местную администрацию

Вы можете обратиться с заявлением о получении данной услуги, в управление архитектуры и градостроительства администрации. Заявление пишется на имя главы администрации или в адрес другого уполномоченного лица.

Для того чтобы услуга была оказана, вам придется собрать пакет документов. В их комплект будут входить:

  • заявление на имя уполномоченного лица;
  • документ, свидетельствующий о праве собственности (или другом праве) на землю;
  • генплан земельного надела со схемой коммуникаций;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из кадастра о наличии капитальных объектов недвижимости;

Собрав документы по списку, можно приступать к подготовке ПМТ. В течение времени, установленного регламентом, уполномоченный специалист рассмотрит предоставленные вами документы и сведения, которыми владеет сама администрация.

По итогам рассмотрения будет принято решение о возможности проведения работ, указанных в заявлении, на рассматриваемом наделе земли. При получении положительного решения от властного органа будет сформировано техническое задание, на основании которого будут выполняться геодезические работы.

Существенным условием подготовки проектов ППТ и ПМТ является выполнение топографической части. Это процесс переноса карты, имеющейся в базе Росреестра, с действующими границами в проект и принятие этой карты за основу. Именно на ней впоследствии отмечаются новые разграничения, отображаются планируемые объекты.

После подготовки и разработки проектов планировки и межевания территории они должны пройти обязательное согласование. То есть проект будет утверждаться. Согласование проходит в виде публичных слушаний, и для их проведения дополнительно потребуется выписка из Генплана застройки территорий, частью которых является интересующий нас участок земли.

Учитывая ряд факторов, а именно – природные, техногенные, сейсмоактивность – комиссия примет решение. Решение, принятое по результатам слушаний, может быть как положительным, так и отрицательным. При принятии отрицательного решения причины отказа обязательно излагаются в протоколе и подтверждаются выводами экспертов.

Недочеты и ошибки, допущенные проектировщиками, также внесут в протокол. Но сам проект изменяться не будет. Для его изменения необходимо повторное рассмотрение. Для того чтобы проект доработали, инициатор его подготовки подает заявление, прикладывая к нему заключения экспертов и расчеты, которые необходимы для исправления ошибок. Если предстоящие работы будут одобрены администрацией, то будет создан еще один вариант проекта, но все замечания уже будут в нем учтены.

Обратите внимание: если изменения касаются общей долевой собственности, то понадобится еще и согласование дольщиков. Затем проект пройдет согласование в службах, предоставляющих коммунальные услуги.

Если по истечении сроков все согласования получены, то в течение трех дней до проектировщика будет доведена информация о принятом постановлении.

Если говорить о сроках в целом, то подготовка проекта межевания территории занимает от трех до семи месяцев в зависимости от сложности предстоящих работ. Если вам необходимо выполнить оба проекта, сроки увеличатся.

Все работы, связанные с подготовкой таких проектов, выполняются на платной основе, и их стоимость будет прямо пропорциональна масштабу и степени сложности геодезических и проектировочных мероприятий.

Обращение к частным проектировщикам

Если администрация отказала вам в одобрении проекта, не стоит ожидать милостей от судьбы, а нужно просто взять и пойти в коммерческую организацию, предоставляющую такие услуги. Их деятельность возможна на основании локальных нормативных правовых актов.

Не забудьте, что частник, к которому вы обратились, должен иметь лицензию на данный вид деятельности.

В этом случае подготовка и сбор документации будут аналогичными, но вы сможете, не прибегая к взаимодействию с властными органами, заказать техническое задание и его согласование у подрядчика. С момента оплаты работ это его головная боль.

Компания, предоставляющая подобные услуги, может самостоятельно получить за вас и ряд документов, в том числе и эскиз генплана застройки. Согласование проекта будет происходить по аналогии путем проведения публичных слушаний, но ответственность за результаты вы возложите на подрядчика, если пропишите это в договоре. При таком подходе срок выполнения работ может сократиться до одного месяца.

Цена для каждого вида геодезических и кадастровых работ будет рассчитана отдельно согласно смете, и, опять же, будет пропорциональна сложности выполняемых работ и их масштабам.

Кстати, утверждение ПМТ властным органом вовсе не свидетельствует о возникновении права собственности у людей, проживающих на этом участке. Для его законной регистрации им необходимо собрать общее собрание жильцов, которое проголосует за утверждение проекта, после чего право собственности регистрируется в общем порядке путем изготовления межевого плана и подачи документов в кадастр.

Если подобные меры были вами приняты, можете отбросить сомнения: земля останется в вашем владении.

Проект межевания территории линейного объекта (+ образец проекта)

Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ понимает под ЛО дороги (автомобильные и железные), линии электропередач, нефте-, газопроводы и иные подобные сооружения.

Градостроительный кодекс дает перечень ЛО в п.10.1 ст.1 – линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автодороги, ж/д линии и иные объекты.

В каждом из приведенных нормативно-правовых актов осталась недосказанность. К ЛО можно причислять и линии метрополитена, и мосты, и туннели и т. д.

Законодатель перечисляет виды объектов, не дав самого понятия ЛО, и это вносит определенные трудности, потому что при отсутствии четко сформулированного определения назначение объекта может пониматься и трактоваться неоднозначно.

Как можно понять из законодательных актов, линейными объектами могут быть самые разные сооружения, как по назначению, так и по виду. Их отличие от остальных объектов – протяженность. Это и склады, и газо-, нефте-, путепроводы, и линии связи, и другие сооружения. Эти сооружения могут быть и наземными, и располагаться под землей. Для основной массы таких объектов, как правило, наземных, требуется обязательное оформление земли под застройку. Для процедуры оформления земель под ЛО есть характерные особенности. Основные затруднения заключаются в том, что протяженность таких объектов очень велика, и железная дорога, например, или федеральная трасса могут проходить через земли СНТ (садоводческих товариществ), садовых участков, сельскохозяйственные, пашенные наделы, то есть земли самых разных владельцев – от собственников земли до пользователей наделов.

Если смотреть с точки зрения обывателя, то кажется, что при строительстве автомагистрали или газопровода нужно было бы заключить договор аренды части надела со всеми собственниками, но на деле все происходит иначе.

Если земли муниципальные и объект тоже, то подписывается акт о выборе участка под ЛО, и эта земля исключается из муниципальной собственности. Если ЛО имеет собственника, то для его строительства требуется согласие владельцев земель, через которые он будет проложен. С ним будет заключаться договор аренды с условием бессрочной эксплуатации. Следующим этапом будет подготовка ПМТ и регистрация в кадастре. Затраты застройщика такого ЛО существенно возрастут за счет компенсации издержек владельцам з/у.

Если ЛО предполагается построить на с/х землях, то сначала придется выделить нужный надел, то есть заняться перераспределением земель, зарегистрировать преимущественное право, а только потом составлять договор аренды.

Проектирование и межевание при строительстве ЛО, регламентированы ст. 89 – 91 ЗК РФ.

Изменения в правилах изготовления ПМТ с 01.01.2017

Изменения в условиях подготовки проекта межевания территории, которые, будучи утверждены Приказом Минэкономразвития в 2015 году, действуют с первого января 2017 года, внесли небольшую сумятицу в данный процесс.

Новый приказ утвердил требования к текстовой части межевого плана, с которыми вы можете ознакомиться на сайте Минюста по этой ссылке . Нововведения значительно усложнили работу кадастровых инженеров, проектировщиков и других лиц, заинтересованных в подготовке документов подобного рода.

Заключение

Подводя итоги, хочется отметить, что все наши права, в том числе право владения и распоряжения собственностью, защищены государством. Именно оно является гарантом соблюдения данных прав. Но не забывайте, что именно правовая грамотность является вашим первым помощником при осуществлении и реализации права, предоставленного вам государством.

Остались вопросы по проектам межевания? Задайте их юристу справа в чате, и в ближайшее время получите бесплатную консультацию специалиста.

Составление и оформление документации планировки территорий – сложный процесс, позволяющий собрать максимум полезной информации о конкретном земельном участке. Проект планировки территории может понадобиться, если вы хотите на каком-то земельном участке. Обычно для составления проекта выполняется целый комплекс работ, в который входит как планировка, так и межевание территории.

Образец плана по межеванию территории

Конечно, правильным решением будет доверить всю работу специалистам. Только они смогут качественно, правильно и быстро выполнить всю эту работу, верно оформив результаты и представив их в понятном виде.
Но все же знать об основных терминах и видах работ, которые включаются в планировку, будет полезно каждому.

Чаще всего, говоря про документацию планировки территории, специалисты имеют в виду проект планировки и межевания территории. Поэтому о них стоит рассказать поподробнее.


Когда работа специалистов завершена, вы получаете комплексное состояние транспортной инфраструктуры, экологического состояния земельного участка, социально-экономический потенциал определенной территории.

Зачем нужна документация планировки территорий

Многие люди, впервые сталкивающиеся со столь сложной задачей, зачастую не понимают, с какой целью проводится документация планировки территорий.


Виды документации для планировки территорий

Однако это очень важный этап для обеспечения стабильного развития определенных земельных участков в соответствии с разработанными документами по градостроительному проектированию. Это достигается путем:

  • детализации и уточнения планировочных структур, расположенных на отдельных территориях;
  • организации дорог и улиц;
  • установления границ территорий, где будут расположены здания коммунально-бытового и социально-культурного назначения, и другие объекты строительства.

Сбор всех необходимых данных и правильное выполнение расчетов – крайне сложная работа. Часть данных собирается непосредственно на местности, для конкретного объекта, что существенно усложняет задачу, поставленную перед специалистами.


Сбор данных о ландшафте местности

Как составляется проект

Основная цель, с которой составляется проект планировки территории, это подтверждение правильности всех решений (архитектурных и планировочных), которые будут применяться при возведении жилых и промышленных зданий, созданию инженерной и транспортной инфраструктуры.

В ходе составления специалисты также определяют наиболее важные и актуальные технико-экономические показатели, которые будут использоваться в дальнейшем.

Чтобы вся работа была выполнена не только быстро, но и максимально правильно, специалисты проделывают целый комплекс сложнейших работ:


Лишь после сбора всех необходимых данных и проведения тщательного анализа можно переходить к следующим этапам строительства.

Как проходит межевание земли

Межевание территории является очень важной операцией. Без этого невозможно проводить большинство операций с земельными участками. Любые проведенные вами операции с землей, считающейся вашей, могут считаться незаконными. Более того, не имея проект, создаваемый на основании межевания территории, вы не можете пользоваться или иным способом распоряжаться земельным участком.

Строительство, наследование, дарение, покупка, продажа, разделение, объединение – ни один из этих процессов не проходит без межевания, проведение которого должно полностью соответствовать действующему законодательству РФ. Выполнять какие-либо землеустроительные работы также нельзя.

Если вам нужно получить проект по межеванию территорий, разработка его может быть доверена лицензированным физическим или юридическим лицам, предоставляющим комплекс услуг картографического или геодезического характера. Кроме того, эта работа может быть проведена специалистами из проектно-изыскательных отделений Роснедвижимости.


Существующие функции Роснедвижимости

Вся работа разделена на несколько шагов:

Как видите, межевание земли представляет собой крайне сложную и кропотливую операцию, в ходе которой учитывается большое количество нюансов. Однако невозможно выполнять территориальное планирование, а также проводить любые строительные работы без неё.

Застройка территорий

Застройка территорий может вестись лишь после окончательного сбора всех необходимых данных, в перечень которых обязательно входит и земельное межевание. Во многом состав пакета документов зависит от того, какой именно объект планируется возводить на конкретном земельном участке.


пример плана объекта для возведения на садовом участке

От этого же зависит ряд требований, предъявляемых к строительству. Например, если вас интересует застройка территории садоводческих объединений, то его регулирует СНиП 30-02-97. В нем подробно перечислены все требования, которым должно отвечать не только строительный процесс, но и полученный в результате объект.

Обычное малоэтажное жилищное строительство (высота дома не должна превышать 3 этажа плюс мансарда, но не более 12 метров в целом) регулируется СНиПом 30-102-99.

Утверждение проекта планировки территории — эта процедура станет предметом нашей статьи. Также мы рассмотрим иные важные сопутствующие вопросы, в т. ч. как происходит собственно разработка проекта планировки и др.

Документация по планировке территории

К документации по планировке территории законом отнесены (п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, далее — ГрК РФ):

  • Проект планировки территории (далее — ППТ). Предназначен для выделения составляющих планировочной структуры территории, определения местоположения границ территорий различного функционального назначения, границ зон расположения объектов капстроительства и др.
  • Проект межевания территории. Используется для определения границ земельных участков при их проектировании, установления или отмены красных линий.

Оба документа состоят из двух частей: основной, собственно требующей утверждения, и части, включающей материалы по аргументированию положений основной части (см. положение «О составе…», утв. постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 564).

Более подробно вопрос о составе указанной выше документации раскрыт в других материалах нашего сайта, в т. ч. в статье «Состав документации по планировке территории» и др.

Структура проекта планировки территории

Как таковая структура ППТ на законодательном уровне не закреплена, кроме отдельных положений, касающихся содержания основной его части и состава документации по обоснованию самого предлагаемого проекта (пп. 3-4 ст. 42 ГрК РФ).

Обычно ППТ состоит из следующих разделов:

  1. Основная часть:
  • пояснительная записка;
  • графическая часть, включающая проект красных линий и схемы расположения уже имеющихся и проектируемых объектов планир. структуры, схему расположения объектов капстроительства;
  • параметры и характеристики планируемого развития территории;
  • описание очередности планируемого развития территории с описанием каждого отдельного этапа.
  1. Материалы по обоснованию ППТ:
  • карта преобразуемой территории с нанесением границ элементов планир. структуры;
  • материалы по итогам проведения инж. изысканий на преобразуемой территории;
  • пояснения и аргументация проекта границ зон планируемого размещения капобъектов;
  • схемы размещения инфраструктурных объектов территории;
  • аргументация соответствия заявляемых в проекте параметров требованиям нормативов в сфере градостроительства;
  • схема размещения существующих объектов капстроительства;
  • варианты планируемой застройки территории — в отношении объектов, размещаемых в зоне жилой и общественно-деловой застройки;
  • список защитных и профилактических мероприятий от различного рода чрезвычайных ситуаций в отношении преобразуемой территории;
  • список мероприятий по защите окружающей среды;
  • аргументация выбранной очередности этапов преобразования территории;
  • схема вертикальной планировки территории;
  • прочие материалы и информация.

Разработка проекта планировки территории и его согласование

Целью подготовки ППТ является выделение элементов планировочной структуры, установление параметров их развития.

Разработка ППТ осуществляется по заданию компетентных органов, а также по решению частных лиц — в установленных законом случаях (пп. 1-1.2 ст. 45 ГрК РФ), например правообладателей земельных участков при осуществлении ими комплексной застройки территории и т. д.

В качестве исходных данных для разработки ППТ выступают:

  • решение органа МСУ о разработке такого ППТ;
  • архитектурно-планировочное задание;
  • техническое задание на проектирование и др.

Подготовка ППТ осуществляется в соответствии с законодательными актами и нормативно-техническими документами РФ и субъектов РФ в сфере градостроительства.

Согласование проекта планировки территории производится компетентными органами власти федерального или муниципального уровня (например, согласование ППТ, подготовленного применительно к территориям исторических поселений федерального значения, производит Минкультуры России, см. положение…, утв. приказом Минкультуры России от 31.07.2013 № 1062), только после этого документация передается для утверждения проекта планировки территории (ст. 45 ГрК РФ).

Процедура утверждения проекта планировки территории

ППТ утверждается компетентным органом соответствующего уровня — в зависимости от статуса преобразуемой территории (см., например, Правила подготовки и утверждения…, утв. постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 № 887 и др.). Например, таким компетентным органом может быть правительство города федерального значения и т. д.

При отказе одного или нескольких органов исп. власти субъектов РФ от согласования ППТ в отношении объекта рег. значения утверждение такого ППТ производится органом исп. власти федерального уровня с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией (п. 3.2 ст. 45 ГрК РФ).

При отказе от согласования ППТ органами власти муниципального уровня вопрос об утверждении такого ППТ передается компетентному органу исполнительной власти уровня субъекта РФ (п. 4.2 ст. 45 ГрК РФ).

ВАЖНО! Если ППТ разработан в отношении территорий поселений или городского округа, то до утверждения такого проекта по общему правилу обязательно его вынесение для рассмотрения и согласования на публичные слушания (ст. 46 ГрК РФ).

Итак, ППТ разрабатывается на основе задания компетентного госоргана соответствующего уровня или по решению частного лица — в установленных законом случаях. Утверждение проекта планировки территории производится уполномоченным органом госвласти соответствующего уровня.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: