Почему бог не дает выносить ребенка. Поделитесь страницей в социальных сетях

Ответ пастыря

Бездетность – нелегкое испытание в жизни семьи, так как (по Библии) именно для деторождения создается союз мужчины и женщины. Заключив брак, обвенчавшись, супруги надеются и мечтают о рождении дарованных Богом детей. А когда долгожданная беременность не наступает (чему причин может быть великое множество) – годы ожидания превращаются в настоящую пытку. Неверующие люди зачастую впадают в отчаяние, обращаясь то к практикующим эзотерикам (шаманам/колдунам/гадалкам), то к «бизнесменам» от медицины, поставившим на поток неприродную фабрику человеческой «штамповки» эмбрионов/плодов и называющуюся ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение).

Оплодотворяя несколько эмбрионов и оставляя один прижившийся, остальные УНИЧТОЖАЮТСЯ, что приравнивается к аборту.

Да что греха таить, порой и воцерковленный человек, не вынеся тяжкого бремени бездетности, начинает роптать и искать неправедных путей чадорождения.

Что делать и как не впасть в отчаяние, ежедневно встречая на улицах счастливых родителей с лелеемыми отпрысками?

Несомненно, памятовать, что без воли Господней ни один волосок с головы не упадет, и все, что в жизни происходит – Его произволение и попущение.

Причин бездетности может быть множество. Рассмотрим некоторые.

1. Бездетность как наказание

Бесплодие может быть следствием биологической несостоятельности организма, наступившей вследствие содеянных ранее грехов (к примеру, абортов, венерических заболеваний, да и иных болезней, являющихся итогом безбожной жизни). Здесь виновен сам человек, не внемлющий Заповедям и заплативший за это дорогую цену.

2. Бездетность как испытание

Именно такие случаи описаны в Библии. Родители Богородицы и Иоанна Предтечи долгое время были бездетными и терпели презрение соплеменников. Ведь в Иудее бесплодие считалось высшей формой отсутствия Божьей благодати. Но благочестивая жизнь и неустанная молитва сотворили чудо, а вымоленные у Господа дети обрели невероятный духовный потенциал.

Современной истории также известны случаи «вымоленных» у Бога детей, родившихся вследствие переосмысления жизни, приведения ее к Божьему знаменателю и долгого периода молитвы.

Молитесь о своих детях – это самое большое наследство, которое вы можете им передать!

3. Бездетность как благо

Несмотря на парадоксальное звучание, такой Божий промысел позволяет уберечь благочестивых родителей от крайне неблагополучных потомков. Наивно полагать, что убийцы/садисты/маньяки рождаются только в неблагополучных семьях. Часто именно так проявляется, воплотившись, родовое зло (а корень позитивного/негативного влияния предков достигает 12 поколений!).

Верующие люди могут сподобиться от Бога «подарка бездетности» и не быть несчастными всю дальнейшую жизнь, живя, к примеру, с сыном-извергом. Ведь Чикатило не с другой планеты на землю пришел – его тоже мать родила. Известны факты, когда такие несчастные родители искренне завидовали бездетным супругам.

Многодетность и бездетность — дары Божьи

Что касается многодетности, малодетности или даже бездетности (бесплодия) — это во власти Божьей. Он дает каждому в соответствии с возможностями его (Мф. 9, 15), много или мало детей, или ни одного.

Деторождение — это тоже талант, т. е. дар Божий. Но Создатель дал не всем людям одинаковое число талантов. Одним дал пять, другим два, а кому-то один. Аврааму Бог дал одно чадо. Исааку — двоих. Иакову же — двенадцать. Лии, например, Он дал десять детей, а Рахили двоих. А кому-то ни одного. Сколько талантов — детей — даст Бог супругам, решает Он Сам. Но если родители решат не принимать своего ребенка или вовсе избегать детей, или увеличивать их число в отсутствии скромной и честной супружеской жизни, в таком случае Бог их не вознаградит, а накажет.

Иные супруги могут иметь одно дитя за другим. Но не проявляя усердия в воспитании их, в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4) они не заслужат похвалы.

В последнее время бездетных семей становится все больше и больше. Почему? На этот вопрос отвечает настоятель Троицкого собора города Яхрома Московской области иерей Максим Брусов.

Батюшка, у вас есть дети?

Трое. Пока. Два мальчика и девочка.

Сейчас все больше и больше семей, где хотят, но не могут стать родителями. Что вы им посоветуете?

Во-первых, не терять надежду. Во-вторых, не сидеть сложа руки, действовать.

Как действовать?

Понятно, что в первую очередь необходимо разобраться в медицинском аспекте проблемы, не забывая при этом и о духовной стороне. Причин бездетности супругов может быть много - и медицинского характера, и нравственного. Часто случается, что причина в «ошибке молодости» - аборте, который, как шлагбаум, перекрывает дорогу женщине к материнству.

В человеческом организме все ведь взаимосвязано: и телесное здоровье, и духовное.

Если Господь Бог не благословляет Вас на рождение детей, искорените грехи, представленные в списке. Дайте себе возможность в них разобраться.

Христос не желает нам печали. И детей дает тем, кто заслужил, в меру выстрадал или отработал кармическую ошибку далеких предков. Пусть это будет язычеством, но мы говорим про греховность.

Вот Вам небольшой список для анализа, который поможет понять возможные причины Божьего несогласия с рождением детей.

1). Постарайтесь хотя бы частично восстановить генеалогическое древо- личное и мужа.

В том случае, если предки в большинстве своем не имели детей или же решались на многочисленные аборты, вымолите у Бога прощение- и он даст Вам детей.

2). Как часто Вы сквернословите? Казалось бы, мелочь, а “пузатая”.

Ругань и брань, а также ожесточенная зависть- это самые главные грехи, которые мешают деторождению.

К сожалению, очень многие семейные пары бездетны всю жизнь, или первый ребенок появляется спустя много лет. Но вот парадокс: многие женщины беременеют вне брака. Казалось бы, ирония судьбы? Нет. Здесь есть свои нюансы, о которых не знает человек, но знает Бог. А он дает людям только то, что им полезно.

Давайте обсудим тему, почему Бог ребенка не дает, приведем примеры бездетных пар, рассмотрим кратко проповеди святых отцов, священников.

О святых Иоакиме и Анне

В церковных стенах многие семейные пары спрашивают батюшку: «Нам Бог не дает детей. Почему?» На этот вопрос может ответить четко лишь прозорливый старец, святой человек. А что ответит обычный священник? Если батюшка является духовным наставником семейной пары, знает, что жена не делала аборт, муж не жил с другими женщинами до знакомства с супругой, оба вели и ведут благочестивый образ жизни, он, наверное, лишь в утешение рассказывает историю святых Иоакима и Анны. Часто приходится слышать от бездетных пар, что детей им не дает Бог.

«А где же находится Бог, который не дает детей?», -спрашиваю я снова и снова.

Бог -внутри! И поэтому Вы смело можете переформулировать свои слова, взяв при этом всю ответственность на себя.

Так, почему у вас нет детей?

Потому, что нам так нужно.

— Я не достойна.

— Я еще не готова, пока не время.

— Я не хочу.

И вот сейчас проблема из ряда не разрешимой (ну, как мы можем повлиять на волю Бога!), становится разрешимой. Со своими убеждениями и неосознаваемыми желаниями разобраться уже можно.

Все препятствия внутри. И все они разрешимы. Если Вы этого хотите. И сознательно и подсознательно.

Главная действующая сила Вселенной -это сила намерения. Она может ВСЕ!

Бездетность — крест и тайна

Слова апостола о том, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2,15), для многих становятся непререкаемо — устоявшейся аксиомой. Зачастую на бездетные семьи у нас смотрят, если не как на неполноценные, то уж точно с сочувствием, состраданием и скрытой жалостью. Проблемам бездетных семей была посвящена наша беседа с настоятелем храма Почаевской иконы Божией Матери протоиереем Сергием Павловым.

— Отец Сергий, можно ли сказать, что бездетность — это крест?

— Все, что случается в нашей жизни, есть крест. Прежде всего крест — это то, что спасает человека. А человек, как мы знаем, спасается и какими-то трудами, и скорбями, и лишениями… То есть крест в данном случае может восприниматься кем-то как нечто негативное. Хотя это не так. Мы знаем, что есть Промысел Божий и что Господь ведет человека только Ему ведомыми путями.

Сегодня большой праздник девочки: Успение Пресвятой Богородицы, т.е. день, когда она умерла.

Вот небольшая история и советы всем хочушечкам (я так сказать объединила опыт всех, у кого беременность случилась чудесным образом), как получить исполнение своего самого горячего желания: появление здоровенького и счастливого ребеночка.

После того, как Иисус Христос вознесся на небо, Дева Мария очень много молилась, чтобы он поскорее забрал ее к себе. При этом продолжала помогать всем людям. И вот явился Архангел Гавриил и рассказала Ей, что через 3 дня она умрет.

Очень хотела Дева Мария перед смертью посмотреть на всех соратников Иисуса, горячо любимых апостолов. Но те были разбросаны по всему миру.Но совершенно чудесным образом их собрал ангел вестью, что Богородица скоро умрет.

С радостной улыбкой и горячей молитвой на губах умерла Богородица.

Майе Власовой девять лет, у нее синдром Аспергера – высокофункциональный аутизм. Но если видеть в этом не проблему, а новые горизонты, то жизнь семьи с особым ребенком будет не тягостной, а творческой.

Дерево – не только дуб, поэт – не только Пушкин

Мы все привыкли жить по продуманному сценарию, но если в семье ребенок с особенностями, то приходится думать, как говорят англичане, «вылезая из коробки», то есть дерево – не только дуб, поэт – не только Пушкин, бывают другие деревья и другие поэты. Есть, допустим, геометрия Евклида, а есть – Лобачевского, которая сложнее и с заковырками.

Жизнь с особенным ребенком – это особая кривая развития семьи, заранее ее определить и запрограммировать невозможно. Естественно, везде есть свои сложности, но со временем становится понятно, как со всем этим взаимодействовать, и потихоньку даже самые тяжелые препятствия превращаются в обычную рутину.

Почему Бог не дает детей тем, кто этого действительно заслуживает? Несмотря на развитие медицинских технологий и повышение качества жизни, этот вопрос все еще остается актуальным. Обычно люди считают, что если они близки к Господу, то могут рассчитывать на основные жизненные радости, такие как здоровье, счастливый брак, рождение детей, обилие воды и пищи, отсутствие проблем с жильем. Но когда в нашей жизни появляются серьезные неприятности, например онкологическое заболевание, потеря работы или бесплодие, то складывается впечатление, что нас незаслуженно обидели и обделили.

Да, это действительно нечестно и несправедливо. Невозможно найти никакого логического объяснения тому, что незрелым и глупым подросткам зачастую удается забеременеть без проблем, а у зрелых и состоятельных пар это не выходит. Нет никакой справедливости в том, что миллионы женщин во всем мире избавляются от потомства с помощью абортов, а многим из тех, кто действительно хочет завести детей, не удается.

Духовные причины бесплодия

Статья из православного женского журнала «Славянка»

Верующий — не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит. Вера получает и то, на что не смеет надеяться, как показал пример благоразумного разбойника на кресте.

ЧТО ТАКОЕ БЕСПЛОДИЕ

Бесплодие — это неспособность женщины детородного возраста к зачатию, а мужчины — к оплодотворению. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, бесплодие в современном мире — проблема каждой пятой супружеской пары. В 40% случаев «виноватой» стороной оказывается женщина, еще в 45% — мужчина, остальные 15% приходятся на случаи «несовместимости» супругов.

Бесплодие не является самостоятельным заболеванием. Это, скорее, следствие тех или иных отклонений в развитии организма или перенесенных болезней: врожденное недоразвитие или пороки развития половых органов.

Почему умирают дети?

Почему умирают /смертельно болеют дети, новорожденные и т.д.? Зачем Господь дает им жизнь, а потом забирает их к себе? Почему Господь забирает к себе молодых мам и отцов у которых на Земле остаются дети? Почему Господь дает детей матерям которые выбрасывают их новорожденными на помойку или так или иначе избавляются от них. А тем родителям кто всем сердцем хочет, лечит тело детишек так и не дает?

Действительно, Бог и добр, и всемогущ. Все зло в мире творит вовсе не Он, а именно мы. Всемогущий Бог мог бы нас заставить ходить по струнке, но тогда это были бы не люди, а биороботы. Мы ведь не делаем из своих детей безмозглых исполнителей своей воли, а наоборот, стараемся их развить для самостоятельной жизни.

Хороший вопрос. Сама хотела его задать. Господь-то детей дает, а аборты делают люди. Детоубийства творят люди, женщины, врачи. Это люди допускают убийства, а не Бог. Бог дает ребенка, потому что знает, что уже женщине пора стать мамой. А она этого не осознает и идет на это преступление. Аборты придумали врачи. Не живут люди по заповедям Божьим. Да, это ужасно. Но, к сожалению, общество этого не осознает.

Это происходит, потому что Бог создал человека равным себе и наделил свободной волей. Он не может вмешиваться в то, что творит человек, а человек часто совсем не задумывается об этом.

Мне кажется, вы немного переоцениваете влияние сторонних сил на жизнь общества. Люди могут поступать плохо или хорошо, и то, что в мире есть люди, которые поступают отвратительно — это просто реальность.

Вступая в брак и венчаясь, молодые мечтают и надеются, что Господь благословит их семью детьми. Но проходят годы, пять, десять лет… а долгожданная беременность не наступает. Как быть в такой ситуации? Что предпринять? Понятно, что, прежде всего, молиться о детях, но надо ли еще что-то делать, надо ли обращаться за помощью к современной медицине? И все ли медицинские технологии, ставшие в последнее время очень популярными, например экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), приемлемы для православных? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Главное для христианина - праведная жизнь

Нам не сказано, что в случае бездетного союза надо обязательно «что-то делать». Являясь естественным следствием плотской близости супругов, привносят в их жизнь заботы и радости, планы и разочарования, жертвенное служение и утешения взаимной любви. Однако главное дело нашей жизни - обретение вечного спасения - существенно не зависит от наличия или отсутствия детей, а значит, при всех человеческих расположениях к их рождению, главным чувством должно остаться доверие Промыслу Божию, в ведении которого остаются все наши земные, не зависящие от нас обстоятельства.

Многие святые люди рождались не сразу и от пожилых родителей. В этом случае они вымаливались у Бога и были буквально намоленными детьми; при этом рожденным от пожилых родителей не передавалась страстность молодости.

Технологии искусственного оплодотворения - грубое вторжение в таинство деторождения

Если Бог не дает семье детей, нужно надеяться, не отчаиваться, терпеливо ждать. Сегодня многие люди не слишком здоровы, и потому бывает, что и после нескольких лет брака нет детей. Надо молиться и поститься. Молиться праведным Иоакиму и Анне, Петру и Февронии. Совершать паломнические поездки - на или в иные места.

Долгое отсутствие детей у супругов - это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга

Долгое отсутствие детей у супругов - это испытание их чувств, проверка того, насколько они любят друг друга, потому что, когда у человека всё легко, всё ему даром дается, он это не слишком и ценит. А когда людей связывает какая-то совместная беда, они становятся друг другу ближе, начинают друг друга особенно чутко любить, эту беду преодолев.

Что касается ЭКО, которое подается как лечение бесплодия. Искусственное оплодотворение - это грубое вторжение в таинство зачатия, в таинство деторождения. И мы знаем, что Архиерейский Собор 2000 года прибегать к этой технологии православным христианам запретил, хотя некоторые в этом запрещении лукаво усматривают возможность к каким-то вариантам искусственного зачатия прибегать. Но в решениях Собора четко сказано, что недопустимы с православной точки зрения все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и последующее разрушение эмбрионов. При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов - то есть их убийство.

Напомню вкратце, в чем суть этой технологии. У женщины стимулируется суперовуляция, для того чтобы получить сразу большое число яйцеклеток, иногда даже до 20; из них выбирают самые лучшие, оплодотворяют их семенем мужа и помещают в специальный инкубатор на несколько суток. Потом одни (всегда несколько) пересаживаются в матку, другие замораживаются, их может использовать впоследствии и та же супружеская пара, и другие. Такой вот конвейер по производству детей. И деньги тут крутятся немалые: одна попытка со всеми сопутствующими процедурами стоит в Москве минимум 150 тысяч рублей. А ко мне, например, приходили люди, которые делали по 10-15 попыток. И безрезультатно. Потому что ЭКО не дает 100-процентного результата! Это бизнес на человеческом горе, никакое не лечение бесплодия.

При искусственном оплодотворении всегда происходит разрушение эмбрионов - то есть их убийство

Теперь зададимся вопросом: а что происходит, если стали развиваться все пересаженные в матку эмбрионы? Ведь их внедряют сразу несколько, чтобы было больше вероятности их приживания, потому что приживаются не все… Что происходит, когда прижились несколько? «Лишние» эмбрионы редуцируют, то есть убирают хирургическим путем - делают аборты. Так что при ЭКО уничтожаются оплодотворенные эмбрионы, которые уже являются младенцами с душою. И оказывается, что человек, идущий на ЭКО, идет на аборты.

Есть такая лукавая уловка: в некоторых медицинских центрах предлагается «ЭКО для верующих». Предлагается не несколько эмбрионов подсадить, а потом некоторые из них убрать, а сделать щадящую суперовуляцию, получить малое число эмбрионов и их подсадить. Но сути дела это не меняет.

Человек, идущий на ЭКО, идет по сути на аборты

Технология ЭКО совершенно безбожная. Человек берет на себя функцию Господа Бога, вмешивается в то, что должно таинственным образом происходить в организме матери.

Еще вопрос: а почему оплодотворенные эмбрионы должны несколько суток развиваться в инкубаторе? А вот почему. Чтобы выяснить, нет ли каких патологий, главным образом генетических. И есть приказ, подписанный министром здравоохранения, согласно которому в случае опасности развития патологий эмбрион не пересаживать. Такой эмбрион убивают.

Я уже не говорю о том, что при ЭКО гораздо больше выкидышей, гораздо больше замерших беременностей. И гораздо больше рождается недоношенных детей.

К сожалению, статистических исследований о здоровье детей, рожденных с помощью ЭКО, очень мало. Почему? Потому что это бизнес, корпоративный сговор. Данные есть, но они не разглашаются. Но кое-что становится известным. Так, академик Алтухов, известнейший генетик, православный человек, свидетельствует: чуть не 20% ЭКО-детей имеют психические патологии.

Еще проблема: в природе, когда яйцеклетка поступает в матку матери, ее встречает миллион сперматозоидов, но прикрепляется только один - самый «сильный», если можно так выразиться. Но ЭКО можно сделать даже с очень слабым семенем мужа. И если семенной материал не очень хорошего качества, какие будут дети?

Так что православный путь такой: молиться, ждать. А если Господь не посылает ребенка, поступать так, как испокон веков делали на Руси и в других странах, - брать на воспитание ребенка-сироту или из детского дома.

Надо принять Промысл Божий

Есть тайны Божественной заботы о людях, они непостижимы. Когда Рахиль, жена патриарха Иакова, не имевшая потомства, упрекнула супруга: «Дай мне детей, а если не так, я умираю», Иаков ответил: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30: 1-2).

Если детей Господь не подает, то прежде всего к Нему и надо обратиться. Часто дети подавались после усердных молитв, постов и милостынь. Господь испытывает родителей, готовы ли они принять дитя именно как Божий дар, а не как продукт новейших медицинских технологий.

Среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта

Конечно, в поднятой теме много оттенков. Иногда - итог грехов молодости родителей. Одна из статистик гласит, что среди россиянок, не имеющих возможности зачать ребенка, 70% пострадали из-за аборта. На деторождении также пагубно сказываются некоторые виды контрацепции. В таких случаях человек сам лишил себя возможности рождать детей. Получается такой вот абсурд - сначала человек делает всё возможное, чтобы у него детей не было, а потом готов обратиться к чему угодно, например, суррогатному материнству, лишь бы заполучить ребенка. Таким людям необходимо, прежде всего, покаяние, снять с себя греховные причины бесплодия, а дальше уже как Господь подаст.

Бывает же иная ситуация: супруги старались жить по заповедям Божиим, однако по состоянию здоровья не могут зачать. В таких ситуациях нужно, конечно, лечиться, испробовать возможные естественные средства, но конечный результат вверять в руки Божии.

В общем, каждый случай индивидуален. Из небольшой пастырской практики могу сказать, что духовник зачастую видит, что такому-то конкретному человеку полезнее пребывать одному, нежели иметь ребенка, а вот другому лучше было бы иметь малышей и раствориться всецело в жертвенной заботе о них. Кому-то никак нельзя брать ребенка из детского дома, поскольку не хватает терпения и элементарной ласки и любви. А для кого-то принятый чужой ребенок становится настолько родным, что такую семью осеняет благословение Божие и в ней царит домашний уют. Я даже наблюдал ситуации, когда женщины, у которых не сложилась семья, брали из детского дома детей, причем не одного, а сразу двоих - брата и сестру, и вот эти женщины стали прекрасными мамами. Конечно, отсутствие отца сказывается, зато у этих деток есть мама, а это уже радость и счастье.

Расскажу историю одной своей знакомой. Зовут ее Евгения. Она вышла замуж в 25 лет, и на протяжении пяти лет детей у них не было. Обращалась к врачам, ездила в центр планирования семьи, который был буквально переполнен страдавшими бесплодием женщинами. Евгения увидела, что зачастую поиск диагноза и лечение влекут за собой огромную трату средств, а в результате ничего не получается, и тогда врачи предлагают ЭКО. Познакомившись с методикой ЭКО, она поняла, что не может прибегнуть к этому, внутри возник протест, хотя она еще не была воцерковленным человеком. Дело в том, что ЭКО - это грубые манипуляции над человеческой жизнью: заготавливаются эмбрионы, консервируются, а избыточные просто уничтожаются, то есть происходит тот же аборт. Евгения узнала, что бывают случаи, когда после длительного бесплодия кто-то получал исцеление чудесным образом в храме. Так она пришла к мысли, что детей подает только Бог. Через свое бесплодие Евгения пришла к вере, покрестился также муж. Сама она исповедовалась и причастилась. Читала покаянные каноны, молитвы о детях.

После святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок

Как-то она узнала про Боровский монастырь, при котором есть купель, и многие говорили, что если там окунуться, то проходят болезни. Когда с мужем они совершили паломничество и удалось окунуться, то через две недели у нее уже был положительный тест на беременность. До этого пять лет не могла забеременеть! А после святого источника ей приснился сон: она несет корзинку, в которой лежит ребенок; она спрашивает: «Как тебя зовут?» - он ответил: «Даниил». А ей на обследованиях и на УЗИ говорили, что у нее будет девочка. Но родился мальчик, и его назвали Даниилом.

Когда Даниил уже ходил в детский сад, ей однажды стало плохо, открылось кровотечение. Оказалось, что она была беременна, но произошел выкидыш. Врачи говорили про осложнение и необходимость какой-то операции, говорили, что теперь точно никогда не родит, разве только через ЭКО. Евгения пошла к духовнику, тот, помолившись, сказал: «Я считаю, что делать операцию не надо, а благословляю тебя на дочь». Ровно через месяц она забеременела - врачи были в шоке. Действительно родилась дочь, и назвали ее Анастасией. Сама Евгения себе твердо уяснила, что дети - от Бога, значит, к Богу и надо обращаться прежде всего.

Вообще же всякое дело только тогда бывает подлинно добрым, когда согласуется с волей Божией. А воля Божия не определяется так быстро, как хотелось бы. Если супруги усердно обратятся к Господу в своих молитвах, будут согласовывать с духовником свои желания, воля Божия им все же откроется, и тогда будет понятно, что подходит именно им: ожидать чудесной благодатной помощи, проходить лечение или же взять в семью ребенка из детского дома.

Нельзя руководствоваться одними эмоциями, нужна осмотрительность и рассудительность

Конечно, отсутствие детей в семье - это повод более серьезно и трезвенно начать проводить свою христианскую жизнь и молиться сугубо о даровании чад. Здесь терпение нужно проявить немалое, и бывает, что Господь вознаграждает за это терпение и постоянство в доброделании, так что дети родятся в семье даже после трех, пяти и более лет «бесплодия». Это великая радость и великая милость! И родители, зачавшие и родившие ребенка в таких сложных обстоятельствах, воистину знают высокую цену и смысл отцовства и материнства. Лишь бы они только не «останавливались на достигнутом» и не превращали свое многоценное чадо в некоего идола, истуканчика, вокруг которого вращается весь мир. Вот этого быть не должно, и это даже можно назвать преступлением против Бога, потому что Господь дает дитя вовсе не для того, чтобы из него воспитали эгоиста, который привык думать, что он - пуп земли и нечто совершенно особенное по сравнению «со всеми остальными». Вот почему хорошо бы, чтобы в семье было много детей…

С рассуждением прибегнуть к медицинской помощи можно: врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы

Но если детей нет и нет, даже несмотря на явные усилия в хранении благочестия и молитвы, тут всегда наступает момент, когда семья задается вопросом: а где «грань ожидания»? И в чем ? Жить ли дальше, всецело и смиренно положившись на Господа, или усыновлять детей, или надо прибегнуть к медицинской помощи? Думается, во-первых, всё должно делаться с рассуждением и духовно, то есть с молитвой и советом с семейным духовником, опять же потому, что и люди разные, и обстоятельства. Кому-то, может быть, нужно проявить сугубое смирение с терпением (вера их позволяет поступить именно так), для кого-то будет правильно и хорошо обратиться к врачам, пройти обследование и с рассуждением прибегнуть к их помощи, потому что врачей тоже сотворил Господь и профессия эта существует для нашей пользы, прибегать к помощи врачей не грешно. Но здесь именно нужно рассуждение, потому что мы знаем, что некоторые современные методы «репродуктирования» противны Божиим заповедям. Так что здесь надо быть внимательным, чтобы не переступить грань дозволенного.

А для некоторых семей в соответствии с их расположением и благоустроением, может быть, открывается путь усыновления тех несчастных деток, которые лишены отцовской и материнской тепла и заботы. И мы знаем семьи, где таких усыновленных детей не один, а несколько и они вместе с приемными родителями составляют настоящую большую семью. Это, конечно, дело Божие, благословенное, но и здесь нужна осмотрительность и рассудительность, чтобы не руководствоваться одними эмоциями, часто преходящими, помня, что решение об усыновлении - это большая ответственность, так что «отступление назад» потом будет сродни греху предательства. Да сохранит от этого Господь! Поэтому и здесь нужно советоваться с духовником, крепко молиться и трезво оценивать свои силы и возможности.

Делать все только с помощью и благословением Божиим

- «Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6: 11), - говорит нам апостол Павел. Надеяться и терпеливо ждать, молиться и поститься (но только взяв благословение священника). И, конечно, можно взять ребенка из детдома. «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5), - говорит нам Господь. А вот делать искусственное оплодотворение не стоит, ибо оно противоречит естеству. Господь нам дал другой, естественный способ зачатия и рождения детей, тот, который лучше всего подходит для нас.

Не надо ускорять события. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам во благовремении

А еще не надо ускорять события, делая искусственное оплодотворение, потому что это вмешательство в Божественный Промысл. Ведь все доброе, и, конечно, детей, подает нам Бог. И подает нам все во благовремении. То есть тогда, когда нужно, тогда, когда лучше всего. Мы же по своей греховности и своеволию этого часто не хотим понять и принять. И поэтому в спешке пытаемся сделать то, что делает Господь. И у нас всегда получается несравнимо хуже, чем у Бога. Ведь Отец наш Небесный свят и непогрешим, а мы немощны, слепы и греховны.

Поэтому ничего не надо делать самому, но только с помощью и благословением Божиим, которые чаще всего и главным образом преподаются в Церкви, в том числе и через священнослужителей.

У пророка Авраама и Сарры тоже долго не было детей, и Бог им даровал сына - праведного пророка Исаака. Причем в таком возрасте, когда уже физиологически нельзя иметь детей. Также и у праведных богоотец Иоакима и Анны родилась Пресвятая Богородица - «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», как поет Ей Святая Церковь. И у праведных Захарии и Елисаветы родился Иоанн Креститель. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11), - говорит нам Господь. А все потому, что они всю жизнь жили по воле Божией, святую волю Божию всегда ставили выше своей человеческой воли и своих человеческих желаний.

И мы должны тоже стремиться поступать так же. И тогда и у нас будут рождаться будущие святые, и мы будем жить в святости и увидим многие чудеса от Господа. И увидим главное чудо - что Бог есть бесконечная, всесовершенная, милующая, распинающая Себя и спасающая нас Любовь. Ведущая нас в вечную и бесконечную радость в Царствии Небесном со всеми святыми, от века Богу угодившими. Аминь.

Если Господь не дает детей, конечно, необходимо обратиться к Нему с горячей молитвой. И Церковь знает множество примеров, когда в ответ на молитвы Бог давал благословение и происходило зачатие ребенка.

Если детей в браке нет и брак невенчанный, необходимо повенчаться. Во всех молитвах Таинства венчания испрашивается у Господа благочадие и благодать воспитания детей.

Не лишней будет, как показывает опыт, и паломническая поездка к кому-то из угодников Божиих. Но только чтобы не было так: «Вот к Матронушке съездим, помолимся, а когда ребенок родится, мы в храм дорогу и забудем». Тут тоже искушение есть. Если мы к Господу обращаемся, то молитва должна примерно так выглядеть: «Господи, подай чадо по милости Своей, а мы и свою жизнь Тебе посвятим, и ребенка будем в Православии воспитывать». И если таким образом мышление людей будет выстроено, Господь, конечно, Свою благодать даст.

Священник Сергий Круглов

– Я так его любила, думала, что и он меня. Мы расписались, стали жить вместе… Работа у него была вахтовая, уезжал часто. Не забывал, слал эсэмэски, смешные и теплые… Когда мне рассказали, что там, куда он ездит, у него есть другая, я не поверила: такого просто быть не может. Но черное сомнение засело внутри… И многие факты, которым раньше не придавала значения, стали складываться в страшную картину: так и есть, изменил.

Тот вечер, когда я выясняла отношения с мужем, до сих пор снится мне в кошмарных снах. Я рыдала, кричала: объясни, как это, за что?! Он шутливо отнекивался, потом, видимо, понял – врать бессмысленно, замолчал, только криво улыбался своей мальчишеской, такой родной улыбочкой, но глаза стали холодные, скучающие. Так же молча развернулся и ушел. Навсегда…

В церковь я ходила и раньше, но тогда – молилась день и ночь, отчаянно, словно в горячечном бреду: Господи, помоги, спаси, сохрани любовь! Знаете, я так ясно чувствовала Его милость, Его благодать, не сомневалась, что поможет. Рисовала картины: вот откроется дверь – и муж вернулся, падает к ногам, просит прощения, и все дурное остается позади, как страшный сон…

Он не вернулся. А через несколько дней я поняла, что беременна. Зачем, зачем мне эта беременность, зачем всё на свете, когда я просила спасти любовь?!

Семь месяцев прошли как в аду, я даже пыталась таблеток напиться, да подруга проведать меня пришла, помешала. Через семь месяцев меня прокесарили. Теперь у меня дочь. Она больна, ДЦП… Нет, я люблю ее, конечно, ради нее и живу.

Муж так и не объявился, да сейчас уже, наверное, и не надо: боль как-то утихла, жизнь как-то наладилась, работа, друзья, храм… Но я все равно не могу понять: я ведь просила об одном и была так уверена, что Бог даст – а дал-то Он совсем другое, почему же так?.. Просила: сохрани любовь! Он вроде бы и сохранил – но совсем не ту и не так, как мне виделось.

Сделай, чтоб не пил

– Бухал я сильно. Пьянство перетекало в алкоголизм, я это понимал. И страшно было – умереть смертью позорной… Молился я тогда непрестанно, каждый день на коленях читал акафист «Неупиваемой Чаше», просил одно: помоги не пить, отними от меня эту страсть! На время помогало, один раз почти полгода не пил… А потом все начиналось снова. Я уже отчаиваться стал: видно, совсем пропащий я грешник, раз не могу воспользоваться благодатью, которую Бог дает… Жил как в аду, поверьте, словами не описать.

А однажды попалась мне в руки книга, «Исповедь» блаженного Августина. Листал, потом стал читать. И прочел то место, где Августин рассказывает про свою разгульную юность, и как он Бога просил: отними от меня мои греховные страсти, но… только не сейчас! Меня как по голове шарахнуло. Ведь и я так же: сделай, чтоб не пил – но внутри-то хочу совсем другого… А чего – «другого»? Чего мне надо, чтоб быть счастливым, чего я вообще хочу от жизни, зачем я живу?..

Сейчас я чувствую: дело даже не в зависимости от алкоголя, она – верхушка айсберга, а в том, что там у меня внутри глубоко, в неразрешенных проблемах, в поисках смысла, словом, в сердце… Я и сейчас молюсь, но нет того напряжения в молитве, нет и страха сорваться. Что-то такое Бог со мной делает, что – не знаю, но делает важное… Смирился я как-то с самим собой.

Запои? Бывают, хоть реже, но бывают, по-прежнему тяжело от них и борюсь с ними, но, знаете, как-то былого отчаяния нет.

Думаю про себя: да не диктуй Богу, чего Он должен делать, не рисуй желаемых картин в голове – просто терпи себя самого, по мере сил пытайся придерживаться заповедей сам, а Божье предоставь Богу.

Помните, как в притчах Соломона: «Даждь ми, сыне, твое сердце, очи же твои моя пути да соблюдают».

Он-то мое сердце видит, а я – нет

Помню… Любой приходской священник таких рассказов выслушивает немало. Да и не только рассказов, а просто недоумений: «Вот молюсь-молюсь о том и о сем, и о решении проблем, и об избавлении от постылых грехов, а ничего не получается…» Да и не только выслушивает, но и на себе ежедневно испытывает.

Кто-то тут же перебьет и поспешит ничтоже сумняшеся сказать, мол, эх ты, а еще священник, основ не знаешь, веровать надо проще и крепче, не на свои хотения полагаться, сие есть гордыня, а на Промысл Божий, Богу лучше знать, как устроить нашу жизнь. Да-да. Знаю. Это нам, православным, еще в воскресной школе рассказывали, заставляли наизусть выучить…

Но вот о чем я думаю – о сердце. О самой глубине человеческой.

Можно изменить в себе что угодно, мировоззрение, привычки, внешность, жизнь, просто-таки до неузнаваемости. А вот попробуй измени сердце, вынь и пересади другое… Не получится. Оно – самая основа личности. По большей части – совершенно таинственная для самого носителя, неотменимая, незаменимая, делающая именно меня – именно мною, только мною, то есть собственно тем, с кем напрямую Бог и общается, минуя, отметая в сторону любые мои маски, любые личины, которые я так-сяк, но нажил в жизни, нажил из самых лучших побуждений и ношу перед Богом, перед миром, перед собой, потому что, не в силах «быть», решил хотя бы «выглядеть»…

Бог – смотрит прямо в мое сердце и видит его.

Проблема в том, что Он-то мое сердце видит, а я – нет.

Говоря о молитве, мы часто отмечаем: важно не только что-то говорить Богу, но и услышать Его ответ. А для этого надо узнать не только Бога как Он есть – надо узнать себя как я есть, эти познания равно важны.

Узнать себя настоящего, то есть слышать в молитве самого себя, свое сердце. А я не умею этого, да, если честно, очень боюсь этого… Потому и говорю с Богом в молитве от лица своей очередной маски, вербализуя перед Ним ее хотения, рисуя – ее планы, в искреннем заблуждении веруя, что эта маска и есть я сам…

А Он-то отвечает – не маске, а мне самому, самой глубине моей личности. Я же в ответ мечусь, отчаиваюсь и сетую: или Бог меня не услышал, или почему-то, из вредности или чтоб Свою власть показать, дает совсем не то, о чем я просил!..

«Приступит человек, и сердце глубоко»…

Настолько глубоко, что этому познанию самого себя святые посвящали всю жизнь, добивались этого познания тяжкими трудами и кровью. Добирались до глубины своего сердца, преодолевая в себе природный рефлекс – зажмуриться от ужаса пред тем, что в этом сердце увидишь, закрыть и «сделать как было», бежать прочь, во внешнее…

Помните слова святителя Тихона Задонского о сердце?

«Сердце сие есть начало и корень всех деяний наших. Ибо что ни делаем внутренне или вне нас, – сердцем делаем: или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем; сердцем прощаем или злобимся; сердцем примиряемся или враждуем; сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся; сердцем благословляем или клянем; на сердце радость или печаль, надежда или отчаяние, покаяние или нераскаянная жизнь, страх или дерзновение; в сердце простота или лукавство; сердце воздыхает, молится, уповает или противоположное делает, и проч. Следовательно, чего на сердце нет, того и по сути нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, если на сердце их нет, но одно лицемерие; смирение не есть смирение, но притворство, если не в сердце; дружба не дружба, но горшая вражда, если внешним образом только является, а в сердце не имеет места. Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: Даждь Ми, сыне, твое сердце ».

В последнее время бездетных семей становится все больше и больше. Почему? На этот вопрос отвечает настоятель Троицкого собора города Яхрома Московской области иерей Максим Брусов.

— Батюшка, у вас есть дети?

— Трое. Пока. Два мальчика и девочка.

— Сейчас все больше и больше семей, где хотят, но не могут стать родителями. Что вы им посоветуете?

— Во-первых, не терять надежду. Во-вторых, не сидеть сложа руки, действовать.

— Как действовать?

— Понятно, что в первую очередь необходимо разобраться в медицинском аспекте проблемы, не забывая при этом и о духовной стороне. Причин бездетности супругов может быть много — и медицинского характера, и нравственного. Часто случается, что причина в «ошибке молодости» — аборте, который, как шлагбаум, перекрывает дорогу женщине к материнству.

В человеческом организме все ведь взаимосвязано: и телесное здоровье, и духовное. Если женщина, сделавшая аборт, до сих пор в этом не раскаялась, ее положение в жизни неустойчивое, опасное. По словам псалмопевца Давида, дети есть «наследие от Господа; награда от Него — плод чрева». И избавившись от ребенка, женщина преступает определенную черту.

— Значит, бездетность есть наказание за аборт?

— Господь никогда не наказывает, мы сами себя наказываем. Не Бог удаляется от человека, а мы удаляемся от Бога. Господь очень терпеливо, долго ждет от нас искреннего раскаяния в грехах. Те, кто смог понять это — мудры. А кто до сих пор не понял — недальновидны.

Я знаю одну женщину, которая много лет хотела забеременеть. Но был за ней грех. И она решает взять малыша из Дома ребенка. Пока документы оформляли, пока то да се, — привезли наконец-то ребенка, радуются, хлопочут. А через несколько месяцев она узнала, что беременна. Видите, как мудр Господь? И жизнь несчастного сироты устроил, и супругов за доброе дело отблагодарил.

Я думаю, что если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают, им нужно со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное устроение. А можно попробовать усыновить ребенка, конечно, только по обоюдному согласию обоих.

— Но не все могут решиться на такой ответственный шаг.

— Конечно, не все. И хорошо, что не все. Приемные дети требуют подвига, а к подвигу готовы только очень решительные люди.

Многих мужчин и женщин приводит к Богу эта беда — бесплодие. Опять, как не удивляться Божией мудрости? Ведь было бы все в их семьях хорошо, пришли бы они в храм? Зачем? А в такой беде часто вспоминают про Бога. Начинают впервые в жизни задумываться о своей жизни, приходят в храм.

Ко мне как-то подошла молодая еще прихожанка. Сын женился, а деток уже три года нет. Спрашивает, чем она может помочь сыну и невестке. Предложил ей 40 дней читать акафист Казанской Божией Матери. Она поначалу смутилась — женщина деловая, главный бухгалтер солидной фирмы. Но решилась. Как она потом рассказывала, разговоры с подругами сократила до минимума, телевизор не включала. Читала ровно 40 дней.

Что вы думаете? Вскоре пришла торжественная и счастливая — ждем двойню! Теперь им уже годика три — Николай и Сергей. Видите, эта женщина не хандрила, Бога не винила, стала трудиться… А главное, верила, что ее труд принесет добрый плод.

— Отец Максим, но ведь есть семьи, где не хотят заводить ребенка, а он рождается, а другие хотят, но Бог не дает. Почему?

— Не стоит оглядываться на других. Жить надо своей жизнью, потому как отвечать перед Богом надо будет за свои дела, а не за чужие. При этом стоит принять и понять всем сердцем слова святого Иоанна Златоуста: «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости».

Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Но когда человеческие средства исчерпаны, христианину стоит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в глубинах своих страданий он способен встретиться с Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни.

В любом случае надо относиться к ситуации с доверием. Не биться головой об стенку, а ждать. И трудиться.

— Отец Максим, я знаю, в Троицком соборе, где вы настоятель, есть удивительная икона…

— Вы имеете в виду образ святого Симеона Афонского? Вот, кстати, хороший пример, как надо трудиться. На святой горе Афон в монастыре Хиландар растет виноградная лоза, посаженная еще в XII веке самим святым Симеоном. Удивительно, но она до сих пор плодоносит и творит чудеса. В этот монастырь пишут со всего света, просят помощи при бесплодии. Монахи высылают просящим три сушеных виноградинки и маленькую веточку лозы плюс правило, как надо принимать эту святыню и молиться.

Одна супружеская пара, наши прихожане, получила с Афона письмо с этой святыней. Сделали все, как написано в «инструкции», и вымолили дочку. В благодарность святому Симеону заказали большую его икону, ту самую святыню — веточку лозы — вставили в икону. Теперь к нам помолиться у этой иконы приезжают отовсюду.

— А кому еще можно молиться о даровании детей?

— Конечно, праведным Иоакиму и Анне, родителям пресвятой Богородицы. Они ведь очень долго были бездетными, но уповали на Бога. Старец Паисий Святогорец называет этих святых самой бесстрастной супружеской парой. В его книге «Семейная жизнь» вот что написано: «Помысл говорит мне, что Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась чистая, целомудренная супружеская пара, какими были святые Иоаким и Анна». Они не беспокоились, не нервничали, они ждали.

И родители святого Иоанна Крестителя, пророк Захария и Елизавета тоже до старости не имели детей. И тоже не роптали, верили. Им тоже нужно молиться. Так что помощников много. Главное, приучать себя жить полноценной духовной жизнью.

— Но ведь и среди верующих, кто и в храм ходит, и посты соблюдает, есть бездетные, они-то что не так делают?

— Я знаю человека, который сам сознательно отказался от создания семьи только потому, что очень любит детей. Парадокс? Как считать. Этот человек возглавляет один из прославленных детских приютов в Хабаровске. Зовут его Александр Геннадьевич Петрынин. В это сложно поверить, но у него больше 900 крестников. За каждого из них он молится, переживает.

Разве это не его дети? Разве он не будет отвечать за них перед Богом? Всю свою жизнь этот человек служит Господу через чужих детей. Таких людей, способных к настоящей, жертвенной любви, немного.

А представьте, женился бы он, заимел бы двух-трех ребятишек. А эти, брошенные, сироты при живых родителях — с ними, что было бы? А так они под присмотром. Александр Геннадьевич воспитывает их в вере, водит в храм, причащает.

Или взять, к примеру, монахов. Бог не дал им детей. Можно так сказать. Но Он поставил их на самое главное служение — на молитву. И они молятся, чтобы Бог вразумил наших детей, чтобы Бог дал детей тем, кто их не имеет. Афонские монахи рассылают по всему миру кусочки лозы, чтобы женщины познали радость материнства, а мужчины реализовали себя как отцы. Так что Бог не дает детей по очень многим причинам.

— Отец Максим, что бы вы посоветовали нашим читателям?

— Сталкиваясь с такой проблемой, как бесплодие, каждый православный христианин должен положиться на всеблагую волю Божию. И помнить, что смысл нашей жизни не ограничивается только этой земной жизнью. Земная жизнь наша есть лишь приготовление к жизни вечной. Не стоит забывать и то, что Богу было угодно страдание сделать средством спасения и очищения. Оно может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением.

Посоветовать могу еще и ждать — но деятельно. Почему бы, например, бездетным парам не помочь ближайшему детскому дому? Или многодетной семье? Или соседскому неприкаянному ребенку? Поле для подобного рода деятельности в России огромное.

Пусть даже мала будет ваша лепта, но ведь Господь в сердце зрит. И если узрит Он чистоту и бескорыстие вашей помощи, в долгу не останется. У Бога всего много. И еще: помните об одном, Господь не ошибается и не опаздывает никогда. А все, что Он делает, Он делает во благо и во спасение самого человека.




Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: