Портретная фотка. Портретная съемка — портретная ориентация! Поддерживайте общение с фотомоделью во время съемок

Научится фотографировать портрет, хочет каждый начинающий фотограф, ведь портретная съемка – это один из самых распространенных и Умение фотографировать красивые портретные фотографии пригодится и любителям, снимающим только родных и близких, и профессионалам, зарабатывающим на хороших фотографиях немалые деньги. О том, как снимать портрет и пойдет речь в нашей сегодняшней статье. Тут будут представлены основные рекомендации по настройкам и композиции такой фотографии.

Автор фото: Evgeniya Taran

Настройки фотоаппарата для съемки портрета

Одной из приятных особенностей портретной фотографии является наличие красивого размытого фона в кадре, позволяющего подчеркнуть красоту модели. Что бы добиться размытости фона, или как его еще называют, боке, необходимо по максимуму . Степень открытия диафрагмы (апертуры) зависит исключительно от технических особенностей оптики, с которой вы работаете. Так, светосильные объективы, по тому так и называются, что позволяют захватить максимум света за счет открытия апертуры.

Управлять апертурой можно в полуавтоматическом режиме приоритета диафрагмы, или в ручном режиме. Если вы работаете в режиме приоритета диафрагмы, то выставив её значение вручную, получите автоматическую настройку выдержки. Устанавливая значение апертуры в ручном режиме, скорость затвора вы также выставляете самостоятельно.

Что бы правильно установить значение выдержки в ручном режиме, при заданной апертуре, следует использовать экспонометр. Современные фотоаппараты оснащены встроенным экспонометром, который срабатывает автоматически при работе в автоматических режимах. Если вы устанавливаете параметры вручную, то вам следует знать и ориентироваться в экспопарах, или проводить настройку наугад.

Для удобства настройки рекомендуем вам запомнить такое правило. В солнечную ясную погоду, при апертуре f/16, оптимальной окажется выдержка 1/100 сек.. При уменьшении диафрагмы на один шаг следует увеличить выдержку также на одну ступень. Если снимать приходится в облачную погоду или при малом освещении, то это правило не работает и соотношение f/16 = 1/100 сек. будет неверным, поэтому корректировать значения следует в зависимости от условий. Прежде чем приступать к серийной съемке, убедитесь в правильности прописанных настроек, сделав несколько пробных кадров.

Если речь идет о съемке групповых портретов, то ставить максимальное открытие апертуры не стоит, так есть риск, что не все участники портрета получатся четкими. Лучше поставить диафрагму на значение f/4,5- f/6, так у вас и фон получится нечеткими, и люди на снимке будут сняты качественно.

Фокус необходимо настроить на глаза объекта. Если автоматически камера фокусируется на носу, лбу или губах, сфокусируйтесь вручную. Точка фокуса – это самый четкий сегмент кадра и важно, что бы именно глаза были максимально выразительными и резкими.

Как снимать портрет? Композиция

Что касается , то тут действуют все те же классические законы композиции – правило третей и правило Золотого сечения. Кроме того, в вашем распоряжении целое поле для творчества и экспериментов. Обязательно испробуйте разные варианты поз:

Экспериментируйте с ракурсами и реквизитами.

«5 простых советов, как фотографировать …» - наша регулярная серия статей, в которой мы рассказываем, как правильно снимать те или иные объекты. Наши материалы посвящены пяти самым популярным сюжетным линиям. Мы расскажем вам, как правильно настроить камеру, и какое фотооборудование вам понадобится для получения хороших результатов.

Третью часть нашей серии мы посвящаем фотографированию людей, созданию портретов. Этот аспект фотоискусства является особенно сложным, его, безусловно, можно отнести к элитной категории фотографирования. В отличие от двух других объектов фотографирования, о которых мы уже рассказывали ( и ), ваши модели для портретной съемки могут вам сообщить, что фотография, с их точки зрения, не удалась. Поэтому очень важно выбрать правильные настройки и знать некоторые тонкости создания фотопортретов. Наши пять простых советов помогут вам в этом.

Как фотографировать людей и создавать портреты: Вовсе не обязательно снимать портреты в вертикальном «портретном» формате.

1. Используйте подходящую технику

Для съемки портретов наиболее подходящими фокусными расстояниями считаются 85 мм и 135 мм. Оба фокусных расстояния лежат в «теле-области», что обеспечивает корректное отображение пропорций. Неестественно выглядящие широкоугольные искажения почти не возникают. Большое фокусное расстояние требует большого значения открытия диафрагмы, например F1,8 или F1,4, чтобы фон получился размытым, а модель четко. Отличные портретные объективы по сравнительно невысоким ценам предлагают разные производители, например: Canon EF 85мм F1,8, Nikkor AF-S 85mm F1,8.

Конечно же, вы можете поэкспериментировать и с другими фокусными расстояниями. Используйтесь, например, ультра широкоугольные объективы, из-за соответствующих искажений ноги модели будут казаться длиннее. Если хотите создать поясной портрет или сфотографировать человека целиком, то попробуйте поработать с фокусными расстояниями 35 или 50 мм. Поэкспериментируйте с очень длинными фокусными расстояниями, это приведет к искажению перспективы, и фон визуально станет ближе к модели.


Как фотографировать людей и создавать портреты: Чтобы сфотографировать человека в полный рост, используйте широкоугольные и нормальные объективы.

2. Настройте камеру

Начнем с выдержки: люди - это довольно сложные объекты для съемки, они постоянно движутся, поэтому советуем вам работать с короткими выдержками 1/125 секунды и еще короче. Иначе даже небольшие движения модели могут стать причиной размытия изображения. В условиях плохого освещения можно повысить светочувствительность (ISO) или использовать вспышку.

При этом обратите внимание на скорость синхронизации вспышки, под этим подразумевается самая короткая стандартная выдержка при включенной вспышке. Если время свечения вспышки будет короче, а вспышка при этом не поддерживает высокоскоростную синхронизацию, то на изображении появится черная полоса - тень от шторки затвора. Если хотите, чтобы фон на портретном снимке был нерезкий, раскройте диафрагму на максимум.


Как фотографировать людей и создавать портреты: При съемке портретов особенно важна постановка света. Мягкий свет будет для вашей модели наиболее выигрышным.

3. Правильная подготовка

Важно! Поговорите со своей моделью. Наш основной совет - планируйте фотосессию заранее, объясните модели, что и как вы планируете фотографировать. Важно договориться даже о таких мелочах, как команды «направо», «налево» - чтобы ваша модель сразу понимала, имеете вы в виду справа от себя или от нее. Прорепетируйте заранее сложные моменты, попросите модель изобразить разные эмоциональные состояния (в зависимости от цели фотосессии), например, высокомерие, печаль или задумчивость. Если у вас достаточно времени, снимайте два кадра подряд, иначе (в худшем случае) может оказаться, что на одном снимке модель моргает, и фотография будет безнадежно испорчена. Профессионалы обычно заранее создают эскиз фотографии, на котором они изображают выражение лица, позу модели и постановку света.

Еще один важный аспект (вряд ли вас это удивит) - это свет. Небольшие источники света, такие как системные вспышки и солнце дают очень жесткий свет, который может подчеркнуть недостатки внешности. Поэкспериментируйте с искусственным светом, используйте рассеиватели света, например, студийный зонт или софтбокс. При fashion-съемке вы можете использовать рефлекторы для жесткого света, например, портретную тарелку Beauty Dish или обычный отражатель - выбирайте по своему вкусу. При съемке на открытом воздухе лучший мягкий свет солнце дает поздним утром или вечером. Можете провести фотосессию и при дневном освещении, например, в тени дерева, направляя свет большим складным отражателем.


Как фотографировать людей и создавать портреты: Фрагментарное кадрирование по принципу «только лицо» концентрирует внимание зрителя именно на лице модели.

4. Правильно компонуйте кадр

Как и в любом направлении искусства в фотографировании людей нет «правильного» или «неправильного» - правда, если вы, не снимаете фотографии на паспорт. Съемка художественных портретов дает гораздо большую свободу творчества. Классический портрет принято снимать в вертикальном, «портретном» формате. Но горизонтальный формат (так называемая «альбомная ориентация») тоже вовсе не запрещен, он дает возможность лучше показать фон.

Но что важно в 99% случаев при съемке портретов - это правильный фокус. Всегда фокусируйтесь на глазах модели, или, по крайней мере, на ближайшем к зрителю глазе. Главное правило - изменяйте значение диафрагмы, пока все показатели не будут вас устраивать. Так как этот параметр зависит от ситуации, то есть фокусного расстояния и расстояния до объекта, то мы не сможем вам посоветовать точную величину. Просто поэкспериментируйте.


Как фотографировать людей и создавать портреты: Взгляд камеры сверху вниз создает впечатление, что модель изображает покорность.

Одна из самых распространенных ошибок новичков - неправильное кадрирование: обрезанные локти, голени и пальцы выглядят странно, это касается и ситуации, когда модель держит руки в карманах. Предложите вашей модели, например, скрестить руки на груди (поза решительности), поднять руки на уровень лица (уязвленное выражение) или пусть он или она возьмет что-нибудь в руку.

Также важную роль играет перспектива. Если вы снимаете снизу вверх (съёмка с нижней точки), то ваша модель будет выглядеть доминирующе, а при съемке с верхней точке человек выглядит слабым и зависимым. По этой причине детей лучше фотографировать на уровне глаз, для этого можно опуститься на корточки.

В заключение мы ответим на еще один часто задаваемый вопрос: бывают ли фотогеничные люди? Если отвечать в двух словах, то - да, бывают. При съемке некоторых моделей кажется вообще неважным, какой источник света, какая перспектива - они на фотографиях получаются отлично в любом случае. Другие хорошо выглядят, если их снять в фас, фотографии в профиль получаются не очень. Фотогеничность - это уровень сложности поставленной задачи для фотографа, а задачи нужно уметь правильно решать. Начиная работать с новой моделью, попробуйте сфотографировать ее в разных позах с разным выражением лица. Создание красивого портрета полностью зависит от фотографа, то есть от вас.

Большинство фотографов думают, что портрет - это какой-то обособленный жанр съемки. Однако, не стоит так думать. Праздничные фото, документальная фотография или семейное фото, все, где есть человек, можно отнести к портретной фотографии.

В этой статье наш эксперт Анджела Николсон рассмотрит наиболее распространенные ошибки в портретной фотографии и объяснит, как их избежать.

Ошибка №1. Съемка широкоугольным объективом.

Широкоугольным объективом действительно можно снять очень своеобразные портреты, которые могут понравиться некоторым людям.

Широкоугольный объектив гипертрофированно передает перспективу, то есть, близкие объекты кажутся намного больше чем те, которые находятся дальше. На примере портрета это означает большой нос, скошенный подбородок, искаженное лицо и увеличенные глаза.

Чтобы получить лучший результат, необходимо использовать объектив с большим фокусным расстоянием и отойти дальше от объекта съемки. Это позволит сохранить нормальные пропорции лица портретируемого.

Фокусное расстояние 50 мм или меньше может быть хорошим выбором для портрета в окружении, когда объект, к примеру, находится на своем рабочем месте и вы не снимаете с близкого расстояния. Объектив с фокусным расстоянием 70 - 85 мм хороши использовать для съемки погрудного и плечевого портрета.

Не забывайте, что на камерах формата APS - C объектив 50 мм по углу зрения будет эквивалентен объективу с фокусным расстоянием 75 - 80 мм, поэтому стандартный полтинник может стать отличным выбором.

Более длиннофокусные объективы также работают хорошо, хотя при этом придется отходить дальше от модели, вам нужно будет больше места для работы.

Использование длиннофокусного объектива позволяет усилить размытие заднего плана, что даст дополнительный акцент на объекте съемки.

Ошибка №2. Нерезкие глаза.

Как правило, глаза в портрете должны быть резкими. Это особенно важно, если вы снимаете с широко открытой диафрагмой для ограничения глубины резкости.

Малая глубина резкости это отличный способ направить внимание зрителя на объект съемки. Внимание будет направлено на резкие части, вот почему так важна правильная фокусировка.

Для портрета это означает, что нужно фокусироваться на глаза, а не на нос, к примеру.

Если вы позволяете камере выбирать точку фокусировки за вас, то теперь нужно взять этот процесс под свой контроль и наводиться на резкость самостоятельно. В инструкции к вашей камере вы можете найти подробные объяснения, как выбирать нужную точку фокусировки.

Кроме того, если объект не движется, вы можете попробовать ручной режим фокусировки. В этом случае лучше поставить камеру на штатив и использовать максимальное увеличение . Увеличивать нужно область глаз, так как вы будете наводить резкость на них.

Дополнительным преимуществом съемки со штатива с использованием Live View является то, что вы можете свободно общаться с моделью, помогая ей расслабиться и незаметно снимать ее.

Ошибка №3. Слишком большая глубина резкости.

Съемка портрета на закрытой диафрагме - это не всегда хорошая идея. Резкий фон будет отвлекать внимание от объекта съемки. Выбор более широкой диафрагмы, например, f/5.6, даст гораздо лучший результат.

Даже если фон размыт не сильно, а слегка, это все равно выделяет объект из окружения, и внимание зрителя будет направлено на объект.

Если вы захотите размыть фон больше, вам нужно будет увеличить расстояние между фоном и моделью, например, попросить модель подойти ближе, а самому отойти назад, чтобы сохранить масштаб кадра.

Вы также можете использовать объектив с большим фокусным расстоянием, так как это приведет к уменьшению глубины резкости при той же диафрагме. Но вам при этом придется отходить дальше от модели.

Ошибка №4. Торчащие из головы предметы.

Классическая ошибка при съемке людей. Возникает из-за невнимательности фотографа к заднему плану, в результате из головы людей торчат различные предметы: столбы освещения, стволы деревьев, дорожные знаки.

Этого можно избежать, снимая на открытой диафрагме, чтобы сильно размыть фон, однако, проще отойти в сторону, чтобы нежелательные объекты не попадали в кадр.

Ошибка №5. Слишком малая глубина резкости.

В то время как ограничение глубины резкости может быть очень эффектным, если вы снимаете, например, объективом 85 мм f/1.8 на максимально открытой диафрагме, глубина резкости может быть настолько мала, что в фокусе будут находиться только глаза, а уши будут уже размытыми.

Это означает, что вы должны быть очень осторожны при фокусировке и если хотите, чтобы резкими на фотографии были немного большие области, чем контактные линзы на глазах модели, попробуйте немного прикрыть диафрагму.

Можно также проверить изображение на экране камеры при максимальном увеличении, чтобы проверить фокус и глубину резкости. Хотя, бывает трудно оценить глубину резкости на экране камеры, так как области вне фокуса на нем выглядят более резкими, чем на самом деле.

Ошибка №6. Неверный выбор высоты съемки.

Правильная высота съемки варьируется в зависимости от субъекта и контекста изображения, но лучший результат, как правило, получается при съемке с уровня глаз портретируемого.

С детьми это может означать, на коленях или даже лежа на полу.

И наоборот, если вы хотите подчеркнуть, какие они маленькие, то снимайте сверху.

Многие фотографы предостерегают от съемки портрета с высоты ниже уровня глаз, так как это может подчеркнуть двойной подбородок и ноздри.

Традиционно женщин и детей снимают слегка сверху, попросив их направить взгляд немного выше, чтобы подчеркнуть глаза и заставить их выглядеть более привлекательно. Эти рекомендации актуальны и сегодня.

Ошибка №7. Резкие тени

В некоторых случаях резкие тени уместны, но чаще всего вы захотите смягчить их на портрете.

Если вы снимаете при ярком солнечном свете, найдите затененное место. Кроме того, вы можете использовать рассеиватель над головой модели, чтобы смягчить свет.

Использование вспышки, предпочтительно, расположенной не на камере, а управляемой через синхронизатор, также может творить чудеса, заполняя тени и придавая образу выразительность.

Быстрое уменьшение интенсивности света от вспышки с расстоянием дает возможность слегка затемнить фон, акцентируя внимание на модели.

Ошибка №8. Эффект красных глаз

Одна из опасностей использования встроенной вспышки на камере состоит в том, что она расположена близко к объективу, что может привести к отражению света вспышки от сетчатки глаза, что приводит к появлению эффекта красных глаз.

Можно ослабить этот эффект, сделав соответствующие настройки в камере, чтобы она выдавала предварительную вспышку, приводящую к сужению зрачков человека. Но самым лучшим лекарством является перемещение вспышки от объектива.

Ошибка №9. Слишком много деталей.

Хотя мы стремимся к тому, чтобы глаза в портрете были резкими, мы не хотим подчеркнуть любые недостатки кожи.

Если вы снимаете в JPEG, обратите внимание на нейтральную или естественную настройку цвета и используйте ее. Не используйте режимы с повышением насыщенности, которые могут усилить цвета и подчеркнуть, например, прыщи на коже.

Еще лучше снимать в RAW и хорошо обрабатывать изображения, обращая внимание на тон кожи и его насыщенности (но, не ослабляя ее до такой степени, что человек будет казаться больным).

Вы также можете потратить немного времени на ретушь, чтобы удалить наиболее бросающиеся в глаза дефекты, например, пятна или прыщи.

Не повышайте резкость в камере, лучше делайте это избирательно при обработке, оставляя кожу нетронутой фильтрами повышения резкости.

С другой стороны, не увлекайтесь ретушью, чтобы не превратить кожу в пластик, так что человек сам себя не узнает.

Ошибка №10. Слишком далеко.

Одна из самых распространенных ошибок начинающих фотографов - снимать с большого расстояния, даже не пытаясь использовать зуммирование объективом.

В портретной фотографии это означает большие лишние пространства вокруг объекта, много неба над ним, много земли под ним, хотя портрет по плечи здесь смотрелся бы гораздо лучше.

Это не означает, что масштабные портреты с окружением смотрятся плохо, просто там нужно тщательно планировать образ и композицию, чего большинство не делает.

Хотя съемка более крупным планом часто смотрится лучше, остерегайтесь перебора в этом, когда фото будет похоже на паспортное, с плотным кадрированием от шеи вверх.

В данном материале рассмотрим несколько ценных советов для начинающих портретных фотографов. Портретная съемка — сложный жанр фотографии, но если знать основные законы, то учиться становиться значительно легче. После прочтения статьи сразу применяйте и внедряйте, только так вы сможете добиться видимых результатов.

Лишнее место над головой

Когда новички снимают портретные фотографии, они обычно не сильно задумываются о композиции и оставляют слишком много места над головой модели. Это очень серьезная ошибка, нарушающая гармонию в портретной фотографии.

Это свободное место не несет в себе никакой информации, а лишь только добавляет ненужное свободное пространство. Таким образом, если вы снимаете крупноплановый портрет, старайтесь никогда не располагать лицо модели под верхней горизонтальной линией третей и при компоновке кадра всегда держите это правило в голове.

На примере справа показана заштрихованная область, где лицо смотрелось бы наиболее гармонично. Исключения здесь могут быть в том случае, если вы хотите придать дополнительный акцент интересному заднему плану.

Портретная съемка — портретная ориентация!

Подавляющее большинство фотографий снято в горизонтальной ориентации, ведь это и понятно — фотоаппараты прежде всего рассчитаны для именно такой съемки, в силу своей конструкции и расположения кнопок.

Портретная съемка подразумевает вертикальное расположение фотоаппарата, это так называемая, портретная ориентация. Для того, чтобы получать более интересные портретные фотографии, расположите свой фотоаппарат вертикально и снимайте в таком режиме. Этот совет особенно полезен при съемке полноростовых портретных фотографий.

Конечно же, как и в любом правиле, здесь существуют исключения, некоторые из которых я рассмотрю в примерах ниже.

Использование батарейного блока

Если вы, как и я, много снимаете портретных фотографий, то большое количество времени будете проводить с камерой, расположенной в портретной ориентации. Спустя какое-то время вы устанете постоянно тянуться правой рукой к кнопке спуска затвора камеры, расположенной не слишком-то и удобно.

Для многих фотоаппаратов существуют батарейные блоки, позволяющие комфортно снимать портреты, но также и существенно увеличивающие время автономной работы камеры.

Помимо кнопки спуска, на блоке могут располагаться дополнительные управляющие диски и кнопки, облегчающие навигацию по меню и управление основными настройками фотоаппарата.

Также, при использовании тяжелого объектива, батарейный блок помогает улучшить баланс при удержании фотоаппарата.

Солнце за спиной

В портретной съемке на улице, яркий солнечный свет часто может помешать вам получить естественное выражение лица, т.к. он может попадать в глаза. Модель начинает щуриться и все это выглядит на фотографиях неестественно.

Чтобы этого избежать — располагайте солнце позади, чтобы свет попадал не на лицо, а на на затылок и плечи. Таким образом вы избавитесь от этой проблемы, а также и получите на снимках приятный подсвеченный ореол вокруг плеч и головы.

Если же лицо получается слишком темное, то используйте вспышку или отражатель для высветления.

При использовании ручной вспышки будьте аккуратны при выставлении мощности, ведь нам нужно не высветлить, а лишь слегка подсветить лицо. Следовательно начинайте с минимальных значений и находите требуемый уровень.

Снимайте на широкий угол почти вплотную

Используя широкоугольный объектив для съемки портретов, пропорции на снимках могут быть искажены. Избежать этого вы можете расположив модель близко к объективу. Таким образом получаются нормальные пропорции по центру и периферии кадра, но искаженные по краям. Следовательно располагайте модель не близко к углам кадра.

Съемка в горизонтальной ориентации

Итак, мы только что разобрали и усвоили правило съемки портретов в вертикальной ориентации. Теперь мы можем его и нарушить (в этом вся и прелесть правил в фотографии, как только вы их осваиваете — то можете их нарушить).
Обратите внимание на наличие свободного пространства для взгляда слева

Портреты в профиль желательно делать в горизонтальной ориентации. Все дело в том, что лицо модели обращено к границе снимка и, при съемке в портретной ориентации, создается впечатление, что оно как бы зажато в «коробке». Поэтому всегда нужно оставлять свободное пространство для взгляда.

Съемка на телеобъективы

Всегда старайтесь снимать портреты с использованием телеобъективов, так как они обладают свойством оптической компрессии перспективы кадра, позволяющим получить глубину в фотографии. Длиннофокусная оптика меньше искажает перспективу, уменьшает геометрические искажения и позволяет лучше размыть фон при съемке портретов.

Старайтесь снимать на объективы с фокусным расстоянием больше 50 мм. Профессиональные фотографы снимают моделей с большого расстояния и используют при съемке максимальное фокусное расстояние объектива. Например, если есть объектив 28-135 мм, то следует использовать для съемки портрета 135 мм, чтобы получить максимально эффектный снимок.

Улучшите фон для портрета

При компоновке кадра и подборе фона, хорошо работает правило — «Чем меньше, тем лучше». Любые лишние объекты на заднем плане могут отвлекать зрителя от объекта самой съемки — модели.

Цель портретной фотографии — выделить модель в кадре, акцентировать на ней внимание зрителя. Всегда уделяйте ваше внимание деталям в кадре. Если вы снимаете в помещении, то некоторые объекты можно просто физически передвинуть, тем самым улучшив фон итоговой фотографии. Снимая на улице, располагайте модель так, чтобы сзади нее не было ничего существенного.

В итоге, если на фоне не останется лишних отвлекающих объектов, то человек на переднем плане безусловно окажется в центре внимания. Что, собственно, и требуется.

Модная композиция

Так как большинство снимков делается в горизонтальном или вертикальном положении фотоаппарата, то все снимки, полученные в другом ракурсе — выглядят по-другому! Сегодня одним из очень популярных методов является съемка под углом. Вам достаточно наклонить фотоаппарат влево или вправо и сделать несколько кадров. Вскоре вы добьетесь желаемой композиции.

Не бойтесь обрезать макушку

Данный подход при съемке является логическим продолжением рекомендации «не оставлять слишком много места над головой модели». Можно не бояться обрезать верхнюю часть головы модели, и как бы странно это не звучало, данный метод широко используют профессиональные фотографы для того, чтобы максимально заполнить кадр лицом модели. Ведь макушка и верхняя часть лба несет очень небольшую композиционную нагрузку в кадре.

Важно помнить то, что крайне нежелательно обрезать подбородок человека на фотографии. Когда обрезается верхняя часть изображения, лицо все равно смотрится вполне гармонично. Но если обрезать нижнюю часть лица, то фотография получается неестественной и даже странной.

Портрет - не только самый популярный жанр фотографии, но и один из самых тяжёлых. Для того чтобы получить действительно качественный портрет, недостаточно лишь установить правильную экспозицию и получить резкое изображение.

Портрет, прежде всего, должен нести в себе информацию о характере человека, его внутреннем мире, настроении и эмоциональном состоянии.

Чтобы передать эту информацию зрителю, сначала её надо поймать в кадре, что требует от фотографа немалого опыта и чувства момента. Сколько существует фотографов, столько же существует способов съёмки портрета . В портрете нет каких-либо ограничений для творчества, есть только несколько правил, каких следует придерживаться.

В этой статье я раскрою некоторые основные моменты при съёмке портрета как в студийных условиях, так и вне студии. Материал будет полезен как начинающим фотолюбителям, так и тем, кто желает поднять уровень своих фотографий на порядок выше.


Что нужно для съемки портрета

Объектив

Объектив - важнейший элемент любой камеры, уровень которого определяется родом применяемых материалов, качеством их обработки, функциональностью, светосилой, диапазоном фокусных расстояний и т.д. и т.п. Чем выше эти показатели, тем дороже изделие. Существуют объективы, цена которых превышает стоимость 3-х комнатной квартиры с евроремонтом (100-200 тыс.евро). Но статья не об этом. Часто можно увидеть портрет (крупный план) красивой девушки с деформированным лицом, центральная часть которого немного выпуклая - эффект "большого носа".

Расстояние от камеры до модели 1,6 - 1,8 м

Такой эффект может вызвать высокая дисторсия объектива или другие факторы, которые приведены ниже. Снимать портрет можно объективом с любым фокусным расстоянием, но при одном условии: нельзя подходить к объекту ближе чем на 1,6 - 1,8 м. Только на этом расстоянии сохраняются естественные пропорции лица и исключается искажение. В противном случае вы получите портрет с искажённым лицом, сработает, так называемый, эффект "большого носа".

Объектив с фокусным расстоянием 85 или 135 мм

Снимая нормальным (штатным) 50-ти мм. объективом или компактным фотоаппаратом (мыльницей), см. фото выше, фотолюбитель, желая снять крупноплановый портрет, естественно, подходит ближе к портретируемому не подозревая что тем самым он наперёд определяет будущее искажение изображения. Поэтому, лучшим вариантом для съемки портрета является объектив с фокусным расстоянием 85 или 135 мм.

Снимая таким объективом с расстояния не ближе 1,6-1,8 м., получаем крупный план с минимальным влиянием фона, сохраняя при этом естественные пропорции основного объекта. Для уменьшения резкости фона и избыточной резкости переднего плана (отбить фон), снимаем с диафрагмой F 5,6 или при большей дырке.

Запомните, чем больше светосила объектива (чем меньше число F, например: 1:1,4), тем шире диапазон выбора параметров настройки экспозиции, глубины резкости. А значит, больше возможностей для реализации поставленных задач и планов фотографа.

Свет

Не важно какое осветительное оборудование вы используете, студийный свет или простые внешние импульсные вспышки. Важно чтобы свет был (естественный в том числе) и вы умели его грамотно использовать.

Фотокамера

Опять же, не важно какую фотокамеру использовать: пленочную или цифровую, важно чтобы она у вас была в рабочем состоянии.

Фотостудия

Если есть своя фотостудия - это здорово, но наличие фотостудии не обязательно. Как показывает практика, используя комбинированный или естественный свет при съемке портрета вне студии, можно получить великолепные результаты. Где вы снимаете портрет - не важно, важно что , как и зачем . Поэтому, если у вас нет фотостудии - не расстраивайтесь, учитесь снимать портреты , снимайте везде где только можно, и вам воздастся.

Светочувствительность (ISO)

Какое значение ISO является оптимальным при съемке портрета?

Всё зависит от условий съёмки, характера снимка, целей и задумки фотографа. В зависимости от возможностей камеры, светосилы объектива , осветлительных приборов, устанавливаем ISO 50 или 100. Как правило, для высокого технического качества изображения, при нормальных условиях фотосъемки, надо использовать наименьшее значение ISO.

Чем выше числовое значение ISO, тем больше шума в полутонах и тенях, отсюда - ниже техническое качество фотоснимка. Это правило касается как цифровых так и плёночных фотокамер. Для последних, тех. качество снимка определяется уровнем используемых фотоматериалов при изготовлении и обработке.

Выдержка (скорость затвора)

Выдержка при съёмке портрета должна быть как можно короче, чтобы зафиксировать наиболее естественное выражение лица и предотвратить смаз изображения (шевеленку). Оптимальная выдержка = 1/200сек.

Экспозамер (метод замера экспозиции)

Чтобы не потерять удачный кадр из-за "вылетевших" участков светов, при съемке портрета стоит использовать центрально-взвешенный метод замера экспозиции. Камера производит замер по всему полю кадра, присваивая наибольший вес его центральной части, тем самым предотвращает переэкспонирование светлых участков кожи и одежды.

Взаимодействие с моделью

Фотограф-портретист обязательно должен быть немного психологом, чувствовать состояние человека. Задача фотографа - зафиксировать максимум эмоций за короткое время. Но чтобы вызывать эмоции, необходимо находить те струны, которые наилучшим образом помогут человеку открыться. Фотограф обязан быть коммуникабельным, чтобы создать творческую и раскрепощённую атмосферу в фотостудии или на пленере, см. фото ниже.

Тандем «фотограф-модель»

Разного рода шутки также способствуют раскрытию модели. Тандем «фотограф-модель» - вот на чём должен базироваться процесс съёмки. Если модель скована, зажата, бросьте все силы на то чтобы "расшевелить" её, и только после этого начинайте съёмку если хотите получить динамичные и живые снимки.

Некоторые девушки, придя фотографироваться к профессиональному фотографу в первый раз, просто боятся камеры. В этот момент их единственная мысль – «как я выгляжу?». В результате, мы фиксируем не настроение человека, а его реакцию на предмет в наших руках – фотокамеру. Перед которой она, как перед зеркалом, пытается играть, соответствовать тому образу прекрасного, который сама себе создала, который может нравиться только ей. Она подсознательно меняет выражение лица, хочет казаться лучше, но «лучше» в ее собственном понимании.

Очень большим плюсом обладает цифровая фототехника – можно сразу показать результат. Модель увидев себя в «своём образе» - понимает как нелепо она выглядит, после чего более внимательно прислушивается к словам фотографа. Перед съёмкой, фотограф должен чётко знать что хочет снять. Должен иметь наброски будущих снимков в своём воображении (а лучше также и на бумаге), чтобы в процессе съёмки не утомлять ненужными позами и поиском образа ни себя ни модель.

Эксперименты с ракурсом

Портрет не должен быть скучным, каноническим. Не привязывайтесь к какой-то одной точке при съёмке. Чем чаще менять положение камеры, тем больше интересных ракурсов можно найти.
Застывшая в одной позе модель - гарантия провала фотосессии. Не бойтесь экспериментировать. Бывает, что самый удачный кадр из всей сессии может скрываться в необычном положении камеры, модели, положении источника света и т.д. Не используйте шаблонные позы модели. Фотография - это тот вид искусства где каждый фотограф должен тем или иным образом выделятся среди коллег по цеху. Стремитесь создать собственный стиль.

Кадрирование

Выбирая вариант кадрирования портрета, следите за "правильным отрезанием" рук, ладоней, ног и головы. Нельзя отрезать часть ладони или ступни как показано на фото. Лучше вовсе не резать ладони/ступни, и оставлять их целиком. Ноги допустимо резать чуть выше колен, а руки - выше локтя. Этих правил не всегда получается придерживаться, но об этом надо знать, и обращать на это внимание при компоновке кадра. В статье выбираем фотографа также есть информация об этом, есть примеры кадрирования.

Воздух в кадре - линии фона

Пустое пространство в кадре может быть сильным композиционным ходом. Уходите от "зажатых" кадров. Снимая портрет на фоне природы, избегайте прохождения линий горизонта и/или линий архитектурных сооружений как-бы сквозь голову модели. Подбирая ракурс, следите чтобы из головы модели не рос, например, электрический столб или какой-нибудь контрастный, по отношению к общему фону, элемент архитектуры или декораций.

Взгляд не в камеру

Взгляд не в камеру бывает очень выигрышным, хотя, может и не таким интимным, как при прямом взгляде. При компоновке кадра старайтесь оставить в композиции пространство для взгляда модели.


Индивидуальность

Часто индивидуальность человека раскрывается в случайных кадрах. В процессе съемки, как правило, возникают непродолжительные паузы между подготовкой того или иного кадра, выбора удачного ракурса и/или положения светотени. Но даже в такие моменты нельзя уж слишком расслабляться фотографу, будьте всегда на чеку, так как можно пропустить хороший кадр.

Прямой взгляд

Прямой взгляд, вызов в глазах может приоткрыть черты характера модели, проявить скрытые эмоции. Прямой взгляд может расположить к себе зрителя, но может и оттолкнуть. Это надо учитывать при съемке портрета. Но, опять же, все зависит от идеи конкретного снимка, а также от того какие эмоции должен вызывать портрет у зрителя.

Фон в студии

Фотосессия на одном фоне выглядит скучновато. Фон в студии необходимо менять время от времени, чтобы при дальнейшей обработке можно было поиграть фантазией, добавлять на фон различные элементы изображения. Если вы собираетесь полностью менять фон на фотографии, например, на пейзаж с зелёным лесом, в таком случае, желательно использовать зелёный фон в студии для упрощения вырезания в редакторе. Использование нейтрального серого фона даёт хороший результат как при вырезании, так и при настройке баланса белого при конвертации c RAW. Стены в студии должны быть нейтрального цвета, чтобы не бликовать на фотографии ненужным цветом.

Не обязательно иметь большую фотостудию и дорогую камеру чтобы снять кадр который заставит зрителя задержать взгляд на снимке. На один и тот же снимок разные люди смотрят одинаково, но видят по-разному, добавляя что-то от себя, дорисовывая в воображении невидимое другим.

Съемка портрета - это та область фотографии, где фотограф может раскрыть свой потенциал наилучшим образом, экспериментируя со светом, позами модели и ракурсами съемки. Всем желаю больше удачных снимков!

Еще по данной теме.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: