Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе детсада. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

  • это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
  • это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
  • это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
  • моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
  • это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

  • благоприятное социальное окружение;
  • духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.
Главная цель нашего педагогического коллектива - формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, сохранение и укрепление физического здоровья школьников, формирование основ здорового образа жизни.

Основными задачами для нас на пути достижения указанной выше цели являются:

  1. оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика;
  2. проведение системы лечебно-оздоровительных мероприятий;
  3. реализация системы профилактических мероприятий;
  4. организация физкультурно-массовых мероприятий;
  5. оптимизация системы психологической помощи учащимся;
  6. формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах.
  7. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Наша работа строится в соответствии со следующими принципами здоровьесберегающей педагогики.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип наглядности – для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Один из специфических принципов, выражающих закономерности педагогики оздоровления - принцип «него Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы

Принцип постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Все здоровьесберегающие технологии, которые мы применяем в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

1 группа: Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.
Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

2 группа: Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Анализ научно-методической литературы и практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на уроке.
Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Задавание вопросов является показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности, что и служит показателем его психофизического состояния, психологического здоровья

Правило 2. Использование каналов восприятия

Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше запоминается, если задействованы различные каналы. Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного -20%, от увиденного – 30%, от того, что слышим и видим, -50%; от того, что используем в своей практической деятельности и особенно в самостоятельном творчестве – 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели, года и зависит и от возрастных особенностей детей. Поэтому мы учитываем это при составлении расписания.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Учет интенсивности умственной деятельности детей на уроке позволяет снизить утомление, поддерживать и восстанавливать работоспособность, что и будет способствовать здоровьесбережению.

3 группа: Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

Психологическое сопровождение образовательного процесса имеет огромное значение для адаптации и успешного обучения.
Снятие эмоционального напряжения.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что приводит и к более качественному усвоению знаний и к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

4 группа: Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

Среди образовательных технологий выделяются технологии личностно-ориентированного обучения, которые учитывают особенности каждого ученика и направлены на возможно более полное раскрытие его потенциала.

Сюда относятся технологии личностно-ориентированного обучения:

  • технологии проектной деятельности
  • технологии дифференцированного обучения
  • обучение в сотрудничестве
  • разнообразные игровые технологии
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к здоровью - это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей активной здоровьесберегающей жизненной позиции.

Здоровьесберегающими технологиями являются те, использование которых идет на пользу обучающимся. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и интерес к уроку. Этому не научит ни один учебник. Это наш самостоятельный путь к мастерству.

Использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;


Введение

1.3 Мониторинг

Приложения


Введение


Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление и сохранение физического, психического, социального здоровья детей, должны приносить ощутимые результаты.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней "цивилизации", чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Вся работа по адаптации ребенка к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни (валеологии) в дошкольных учреждениях часто проводится спонтанно, поэтому назрела необходимость полодифференцированного подхода в физическом воспитании детей. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

Если основы полоролевого воспитания не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Все это и определило содержание работы по дифференцированному подходу к физическому воспитанию и обучению мальчиков и девочек.

1. Специфика внедрения здоровьесберегающих технологий


1.1 Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в ДОУ


Здоровье детей - богатство нации. Коль здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения.

О проблемах здоровья говорят все больше, а здоровых детей год от года становится все меньше.

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет 10%, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни.

Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Поэтому возникли вопросы: "Как мы, взрослые, можем помочь нашим детям стать действительно здоровыми?

Как выработать у ребенка разумное отношение к собственному организму, научить его вести здоровый образ жизни, помочь сохранить и улучшить здоровье? Как найти ответы на эти непростые вопросы?"

Целью работы стал поиск оптимальных условий сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития, создания здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Общеизвестно, что физкультурно-оздоровительная работа является одним из основополагающих факторов здоровья и совершенствования психофизического развития детей.

Для повышения эффективности этой работы в практику помимо традиционных физкультурно-оздоровительных методов внедряются новые здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранить и укрепить здоровье дошкольников, а также предупредить невратическое состояние, связанное с перенапряжением детского организма.


Здоровьесберегающая образовательная технология - это совокупность принципов, приемов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьясбережения.

Здоровьесберегающая среда включает несколько компонентов:

·режим дня

·сбалансированное питание

·предметно-развивающее пространство группы, физкультурного зала

·взаимодействие ДОУ, семьи, социальных институтов и институтов детства

Развивающая направленность здоровьесберегающей среды обеспечивает эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья дошкольни - ков, максимальное развитие творческого потенциала, физических и интеллектуальных возможностей.

1.2 Методы оздоровления дошкольников


Процесс формирования здоровья детей - это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нем пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Только при координации усилий во всех выше перечисленных аспектах, организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с учетом специфики каждого периода детского онтогенеза, и только опираясь на мотивацию здорового поведения ребенка, можно достигнуть успеха в этой работе.

При этом выбор методов оздоровления осуществляют:

.С учетом индивидуальных особенностей и уровня здоровья;

2.Используют методы, способствовавшие развитию основных факторов здоровья, а именно: активности, личности, ответственности, самостоятельности, осознанию значимости (ценности) своего здоровья, потребности развития, потребности самоактуализации, повышению веры в свои возможности;

.Создают образовательную среду, обеспечивающую систему всех стресcо - образующих факторов учебно-воспитательного процесса: атмосферу доброжелательности, веры в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха, необходимой не только для познавательного процесса, но и для нормального психофизиологического состояния.


1.3 Мониторинг


Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий используют мониторинг состояния здоровья воспитанников , что важно для своевременного выявления отклонений.

здоровьесберегающая технология дошкольное учреждение

Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, темпа и гармоничности развития, но и для осуществления последующей коррекционно-реабилитационной работы в детском саду. На основе принятых критериев мониторинга определяют уровень физического здоровья детей, что позволяет определить состояние опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка. Проведенные исследования показали, что ранняя диагностика патологии некоторых функциональных систем детского организма и своевременное проведение реабилитационных мероприятий значительно расширяют его резервные возможности и повышают уровень двигательного и физиологического развития ребенка, а также к концу года его уровень повышается за счет регулярно проводимых мероприятий. Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психологических, деятельностных и эмоциональных качеств. Комплексная диагностика позволяет своевременно выявить факторы риска для здоровья и развития ребенка. Осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники, анализ данных обследования используют для объективной оценки состояния здоровья детей и планирования коррекционно-оздоровительной работы (см. приложения 1; 2; 3, стр.15; 16).

2. Дифференцированный подход в решении валеологической задачи ДОУ


Приоритетной задачей детского сада является воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни средствами валеологии. Новое (валеологическое) направление потребовало новых знаний, изучение новых технологий. Знакомство с трудами Израиля Брехмана (доктор медицинских наук, профессор, академик Академии технологических наук): "Начало пути", "Валеология: лекарство для здоровья", "Проблемы обучения человека здоровью"; помогло усвоению программы по валеологии и физической культуре Казаковцевой Т.С. "Здоровье с детства" и "Основы практической валеологии" Латохиной Л. И.; "Воспитание здорового ребенка" Маханевой М.Д. и т.д. Сегодня наиболее актуальным и наименее разработанным является вопрос учета пола ребенка на физкультурных занятиях (организация физкультурных занятий на основе дифференцированного подхода).


2.1 Физиологические особенности мальчиков и девочек


Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ программы "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается "усредненное" существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С. Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман, 1978). К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы. По данным Т.М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

Педагоги дошкольных учреждений на протяжении последних лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода, однако в большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей, как и все дошкольное воспитание ориентировано на "условного ребенка" а не на мальчика и девочку. Те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Основываясь на исследованиях в области медицины, педагогики, физической культуры и соотношения мальчиков и девочек в группах старшего возраста, организуя процесс физического воспитания детей, нужно учитывать их половые особенности.

К 6-7 годам каждый ребенок находит свои интересы и проявляет способности в каком либо виде спорта. Ясно, что девочки, это не мальчики, их отношение к спорту не может быть одинаковое. Разница между мальчиком и девочкой спортивными достижениями естественно и закономерно и поэтому всегда будет существовать в силу, прежде всего природных функциональных и морфофункциональных особенностей женского и мужского организма. Мозг мальчиков и девочек работает не одинаково. Они по-разному слышат, видят, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по - разному осмысливают все. Мальчики больше ориентируются на принцип наглядности, а девочки - на принцип вербальности (мальчики на действия, а девочки на речевое содержание). Задача состоит в том, чтобы вовремя это заметить. С этой целью проводится исследование по изучению количественного состава мальчиков и девочек в старших группах детского сада (см. приложение 4, стр.16).

Что же касается формирования полоролевой ориентации, активности в общении в связи с полоролевой принадлежностью, то в этом плане ключевая роль принадлежит семье. Влияние родителей проявляется как прямым способом - посредством демонстрации образцов поведения, внушения, оценки, так и косвенным - формированием представлений о роли мужчины (маскулинной) и женщины (феминной). Формирование мужского стиля поведения мальчиков затрудняется тем, что большинство специалистов ДОУ - женщины. Они и воспитывают в детях феминные качества. К тому же в семье мальчики больше общаются с мамами и достаточное количество в детском саду неполных семей. Как представляют родители качества, которые необходимо развивать и воспитывать у своих детей? Есть ли на самом деле, по их мнению, различия в проявлениях этих качеств у мальчиков и девочек? Наконец, каковы их суждения относительно развития физической активности ребенка? На эти вопросы можно ответить с помощью анкетирования.

Полученные данные проанализировать в следующих направлениях: а) в целом по дошкольникам (независимо от пола); б) с учетом пола (см. приложение 5; 6, стр.17).

Родители по-разному характеризуют двигательную активность мальчиков и девочек. Анкета помогает выявить представления родителей и о том, какими качествами характера следует уделять больше внимания в воспитании детей независимо от их пола. Таблицы свидетельствуют: родители выделяют у мальчиков комплекс традиционно мужских качеств, у девочек - женских.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола . У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности в процессе игр у мальчиков больше места занимают движения скоростно-силового характера: бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры, а девочки предпочитают игры с мячом, упражнения в равновесии, танцевальные упражнения. И в то же время, такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам и девочкам в равной степени.


2.2 Дифференцированный подход в физическом воспитании


Сегодня появилась реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать половые особенности детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями, что позволяет разработать структуру, содержание и методику таких занятий. В результате применения дифференцированного подхода к организации занятий с детьми стало возможным избирательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становление их личностных качеств; корректировать их физическое развитие с учетом функциональных особенностей организма и динамики становления физических качеств.

Экспериментальные занятия включают следующие виды движений: для мальчиков: бег, преодоление препятствий, акробатические элементы, разные виды прыжков, элементы борьбы, различные игры, соревнования. Для девочек: упражнения с лентами, обручами, шарфами и т.д. Практика показала превосходство мальчиков в уровне развития основных видов движения и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.

В связи с этим организуются физкультурные занятия следующим образом: часть занятий проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа выполняет свое задание) либо занятие проводится отдельно. На таких занятиях девочкам и мальчикам предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затратами дополнительных усилий (для мальчиков) пластичности, выразительности, грациозности (для девочек), (см. приложение 8, стр.21)

Каждое занятие несет в себе определенную "оздоровительную дозу" в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, т.е. физиологически обоснованной. Занятия физическими упражнениями занимают одну из ведущих мест, так как имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Такие же методы используются в составлении и организации спортивных праздников и досугов (см. приложение 7, стр.18)


2.3 Особенности внедрения дифференцированного подхода дошкольников


Изучив и проанализировав педагогическую практику, сталкиваешься с такими трудностями:

·Фактически не одно методическое пособие для воспитателя детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек.

·Не все научные разработки заканчиваются методическими рекомендациями, которые могли бы быть использованы в практической работе. С одной стороны расширение спектра средств физического совершенствования дошкольников может только приветствоваться, с другой - руководитель физического воспитания не всегда знает, как внедрить здоровьесберегающую технологию, чтобы не нанести вреда здоровью ребенка; это затрудняет его работу и свидетельствует о необходимости методического сопровождения.

·Условия, созданные в дошкольном учреждении для проведения физкультурно-оздоровительной работы зачастую неприспособленны.

Учет половых особенностей позволяет, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой. Следует придерживаться принципу, не подавлять стремление детей заниматься определенным видам двигательной деятельности, если это не вредит его здоровью. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против двигательной деятельности.

Это и является спецификой внедрения здоровьесберегающих технологий и основной задачей родителей и педагогов дошкольного учреждения.

Благодаря целенаправленным и систематическим занятиям физической культуры с учетом пола детей, воспитанники способны дифференцировать свои мышечные усилия, удовлетворять естественную потребность в движении, владеют двигательными навыками и умениями, проявляют большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях, приобретают половые стереотипы поведения.

Нет сомнения, что у многих руководителей физического воспитания, работающих не один год, накопился материал собственных наблюдений за поведением детей разного пола. Объединение всех этих исследований и материалов, направленных на изучение индивидуальности у ребенка, в процессе занятий физическими упражнениями и конкретные рекомендации могли бы значительно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.


  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций, двигательной активности.
  2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.
  3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.
  5. Делая замечание мальчику, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
  6. Делая замечание девочки, помните о эмоциональной бурной реакции. Спокойно разберите ошибки.
  7. Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого "эмоционального" полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого "логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  8. Не забывайте, что оценка, данная вами ребенку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.
  9. Вы должны не учить ребенка, а развить у него желание учиться
  10. Для ребенка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
  11. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
  12. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

1.Бочарова Я. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. 1997. № 12.

2.Ефименко Я. Театр физического развития и оздоровления. М., 1999.

.Репина ТА. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка. М., 1995.

.Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб., 2001.

.Богина Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников. - М.: Издательство МИПКРО, 2001.

.Брагина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - М.: Сфера, 2007.

.Голицына Н.С., Щумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. - М.: Скрипторий 2003, 2007.

.Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2002.

.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М: АРКТИ, 2000.

.Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими: Книга для родителей и детей 5-6 лет. - М.: Дрофа, 2000.

.Федорцева М. Б, Шелкунова Т.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие - МОУ ДПО ИПК Новокузнецк, 2009.

.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта - М.: Илекса, народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

Приложения


Приложение 5


Представления родителей о качествах, которые необходимо развивать и воспитывать у детей. У мальчиковУ девочекНезависимо от полаМужественность Смелость Храбрость Бесстрашие Честность Скромность Аккуратность Женственность Мягкость пластичностьДоброта Ответственность Трудолюбие Коммуникабельность Отзывчивость Уверенность в себе Самостоятельность Вежливость

Приложение 6


Оценка родителями физической активности ребенка, % Родители девочекРодители мальчиковРеальная (какая есть у ребенка) Высокая Средняя Низкая 30% 60% 10% 70% 20% 10%Идеальная (какая должна быть у ребенка) Высокая Средняя Низкая 20% 80% 90% 10%

Приложение 7


Сценарий спортивного досуга "Мама, папа, я - спортивная семья"

ЦЕЛИ:

  1. Совершенствовать основные двигательные навыки (бег, прыжки, ползание) в подвижных играх и эстафетах.
  2. Дифференцированно оценивать действия детей: у мальчиков отмечать качество выполнения задания - четкость, ритмичность, правильность; у девочек - грациозность, гибкость, выразительность.
  3. Стимулировать двигательную самостоятельность детей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Два мяча, 2 кегли, бутафорские конфеты и мороженое, рисунки-плакаты детей, гири, модули для полосы препятствий, 2 большие пирамиды, 2 зонта, 2 пары калош, воздушные шары.

Место проведения: спортивный зал.

Парад участников под музыку.

Ведущий. Приветствую вас на спортивном празднике. Сегодня вас ожидает много сюрпризов. Вот один из них: встречайте наших гостей!

Под спортивный марш входят родители в спортивной форме, проходят по кругу под аплодисменты присутствующих и становятся шеренгой у центральной стены.

Родители

Всем ребятам наш привет!

И такое слово - спорт любите с малых лет,

Будете здоровы!

Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно.

Только надо знать как здоровым стать!

Приучай себя к порядку - делай каждый день зарядку,

Смейся веселей, будешь здоровей!

Спорт, ребята, очень нужен!

Мы со спортом крепко дружим!

Спорт - помощник, спорт - здоровье,

Спорт - игра, физкульт - ура!

Все собрались, все готовы?

Ну, тогда не ленись, на разминку становись!

Все участники выполняют музыкально-ритмические упражнения, которые показывает ведущий.

Ведущий

Что же, будем развлекаться, бегать и тренироваться.

На команды разделитесь, в две колонны становитесь.

Участники делятся на две команды со своими эмблемами - "Бодрячок" и "Крепыш". Ведущий представляет жюри и показывает табло, на котором под эмблемами прикреплены корзины, в которые за каждый выигранный конкурс положат мяч.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование!

Разберем мы пирамидку: раз - два-три - четыре - пять.

А сейчас вам предстоит быстренько ее собрать.

"Собери пирамидку"

Около каждой команды рассыпаны кольца. По сигналу первые игроки берут по одному кольцу, подбегают к стержню и надевают на него кольцо, передают эстафету следующему игроку.

Ведущий

Вы слегка поупражнялись, хорошенечко размялись.

"Семейная эстафета с мячом"

Девочки и мамы ведут мяч рукой и забивают в кольцо. Мальчики и папы ведут мяч ногой и забивают в кольцо.

Ведущий. Следующий конкурс для наших сильных мужчин.

Предлагаю в схеме разобраться

И построить полосу препятствий.

"Строители"

Папы и сыновья строят полосы препятствий по схемам.

Ведущий

Что ж, построили преграды, Теперь преодолеть их надо.

"Дружная семейка"

Преодоление полосы препятствий всей семьей.

Ведущий . Следующий конкурс для хозяюшек-чистюль.

"Наведи порядок"

Мамы и девочки убирают модули на место.

Ведущий. Предлагаю родителям отдохнуть.

Раздается крик. Появляется Карлсон. Он едет на самокате, в сумке калоши и два зонта.

Карлсон . Подождите! Подождите! Ой-ой! Опоздал! (Достает подушку, ложится на нее, обвязывает голову полотенцем.)

Ведущий. Карлсон, ты что разлегся? Вставай! У нас спортивный праздник, а ты лежишь.

Карлсон. Опоздал! Я так торопился, спешил и, наверное, заболел! И никто меня уже не вылечит!

Ведущий. Ребята, что же делать? Как помочь Карлсону? А вы случайно не знаете, что любит Карлсон?

Дети . Варенье.

Карлсон . Да, да!!! Правильно!

Ведущий . К сожалению, у нас с собой нет варенья, но зато мы можем угостить тебя конфетами.

"Угости Карлсона конфетой"

Перед командами на веревке висят большие конфеты из фольги. По сигналу участники подбегают к веревке, срывают конфету и бегут, кладут Карлсону в сумку.

Карлсон. Ой, полегче стало.

Ведущий. А скажи-ка нам, Карлсон, чем ты занят по утрам?

Карлсон. Я, ребята, долго сплю, до полудня я храплю.

Ведущий. Расскажи нам по порядку: Часто делаешь зарядку?

Спортом занимаешься? Водою закаляешься?

Карлсон

Нет, зарядки-то, ребята, я не делал никогда.

Закаляться?

Страшно, братцы, ведь холодная вода!

Может средство есть такое?

Чтобы сильным, ловким стать, от других не отставать?

Первый ребенок

Тебе откроем мы секрет - в мире нет рецепта лучше:

Будь со спортом неразлучен, проживешь тогда сто лет!

Чтоб не болеть и не простужаться, ты зарядкой должен заниматься!

Второй ребенок

Чтобы сильным, ловким быть, нужно с солнышком дружить,

Утром раньше всех вставать и зарядку выполнять.

Третий ребенок

Все мы любим физкультуру, любим бегать и скакать,

Умываться тоже любим, очень любим танцевать.

Рядом с нами ты вставай и за нами повторяй!

Танец "Зверобика" (Раз, два, три - ну-ка повтори!)

Дети встают в шеренгу, родители на противоположной стороне, лицом друг к другу. Дети исполняют танец, родители повторяют движения. Карлсон кривляется и всех смешит.

Ведущий

Неважно получается., но Карлсон так старается!

Как следует поучится и сразу все получится!

А скажи, Карлсон, зачем тебе калоши, зонтик? Ведь сегодня такая хорошая погода!

Карлсон (хитро). А-а! Это я не случайно захватил их с крыши. На всякий случай. Один раз так бежал от дождя! Хотите посмотреть, как это было? (Показывает, дети смеются.) Смеетесь? А у вас-то и так не получится!

Ведущий. А это мы проверим! И заодно покажем тебе, как ведут себя настоящие мужчины, когда начинается дождь.

"Дождливая погода"

Девочки надевают калоши, бегут "змейкой" между "лужами", а мальчики держат в это время над девочками зонт. Передают калоши и зонт следующей паре. Родители выполняют то же самое.

Карлсон. Вы, ребята, молодцы! С вами буду я дружить и научу играть в свою любимую игру (выносит воздушные шары).

"Воздушный волейбол"

Участники двух команд стоят напротив друг друга, между ними натянута лента. Нужно перебросить как можно больше шаров на сторону соперника.

Жюри подводит итоги, вручает дипломы и медали.

Приложение 8


План - конспект занятия по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста с учетом пола ребенка

Задачи:

1. Закреплять и совершенствовать двигательные навыки и умения, предоставлять возможность развивать познавательный интерес детей.

Упражнять в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки.

Закреплять навык энергичного отталкивания и приземления на полусогнутые ноги в прыжках, развивать силу - у мальчиков; упражнять в сохранении устойчивого равновесия, развивать гибкость и чувство ритма - у девочек. Оборудование: гимнастические палки, скамейка, шнур, обручи 5 штук, 3-4 гимнастических мата, ленточки по количеству детей.

Ход занятия:

Вводная часть . Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения; перестроение в колонну по одному, в круг. Ходьба и бег по кругу взявшись за руки, со сменой темпа. Дыхательное упражнение "Петушок:

Основная часть

Общеразвивающие упражнения (с гимнастической палкой).

·И. п. - основная стойка, палка вниз, хват на ширине плеч.

Палку вверх, отвести правую ногу назад на носок;

Тоже левой ногой.5-6 раз.

·И. п. - основная стойка, палка вниз.

2 - присесть, палку вынести вперед, руки прямые;

4-и. п.5 раз.

·И. п. - стойка ноги на ширине плеч, палка на лопатках, хват сверху;

Поворот туловища вправо;

И. п. То же влево.5-6 раз.

·И. п. - сидя ноги врозь, палка на бедрах.

Палку вверх;

Наклон вперед к правой ноге, коснуться носка;

Выпрямиться, палку вверх;

И. п. То же к левой ноге.5-6 раз.

·И. п. - основная стойка палка вниз.

Шаг вправо, палку вверх;

И. п. То же влево.5-6 раз.

·И. п. - основная стойка палка на плечах хват сверху.

Прыжком ноги врозь;

Прыжком ноги вместе.

Под счет 1-8.2-3 раз.

Основные виды движений :

1. Равновесие: ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, руки в стороны (девочки) 2-3 раза;

ходьба боком по шнуру, руки на поясе - (мальчики) 2-3 раза.

Прыжки: прыжок в длину с места (мальчики) 5-6 раз; прыжки с продвижением вперед из обруча в обруч (девочки) 4-5раз.

Мальчики - упражнения на кольцах "вис и уголок"; девочки на гимнастических матах - "корзиночка", "мостик".

Подвижная игра "Ловишка с лентами".

Заключительная часть .

Игра малой подвижности "Жуки и бабочки".


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вашему вниманию опыт своей работы по теме .

Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества. Отрадно заметить, что в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Так, современный воспитательно-образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто формирование у дошкольников определённых знаний, умений и навыков, а воспитание здоровой личности. В нём сформулирован перечень задач государственной политики в сфере образования, на решение которых направлена реализация данного педагогического опыта. Охрана здоровья обучающихся в образовательной организации входит в число приоритетов действующего Закона “Об образовании”. В связи с данной тенденцией возрастает значимость физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Именно поэтому «повышение индекса здоровья воспитанников путём комплексного подхода к осуществлению оздоровительной работы и взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников» - становится годовой задачей нашего ДОУ и задачей программы развития.

Здоровье воспитанников является важным показателем результатов работы. Мониторинг здоровья моей группы за 2016-2017 года показывает высокую заболеваемость. С переходом детей из группы раннего возраста в младшую группу положительная динамика в укреплении здоровья присутствует, но она недостаточна для того, чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в группе.

Вышеизложенное натолкнуло меня на тему программы профессионального саморазвития.

В первую очередь были определены задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме, определить проблемы профессионального саморазвития
  • Разработать методические и дидактические материалы по теме, дидактические игры и пособия для детей
  • Апробировать методические материалы по выбранной теме в образовательном процессе
  • Представить материалы в процессе методической работы

Чего бы мне хотелось добиться в ходе реализации программы?

  • Снижение пропусков по болезни на одного ребёнка на 15 %
  • Доведение посещаемости детей до 73% (средний показатель по ГО г. Бор)
  • Повышение профессиональной компетентности, в том числе и родителей в вопросах здоровьесбережения, закаливания и физического здоровья воспитанников
  • Активное использование в оздоровлении детей различных здоровьесберегающих технологий
  • Повышение качества работы по формированию ЗОЖ дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей

Основными направлениями реализации программы стали:

  • Самообразование по теме Взаимодействие с детьми, с коллегами и конечно же - родителями.

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме я узнала, что здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
  • Технологии обучения ЗОЖ
  • Технологии музыкального воздействия
  • Технология коррекции поведения

Особый интерес вызвала технология Лазарева. В данном курсе в качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребёнка в условиях образовательного учреждения и семьи выступает музыка. Автор программы предлагает занимательный материал, который может использоваться на занятиях. Цель данной технологии – формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков ЗОЖ.

А теперь – сама реализация программы.

Прежде чем начать работу по реализации программы с детьми, была проделана огромная работа с родителями. Больших усилий стоило приобщение их к внедрению ЗОЖ-технологий. На родительских собраниях посредством объяснений, приведения статистики из мониторинга по заболеваемости, показа ММ-презентаций, буклетов и памяток по ЗОЖ, дня открытых дверей по теме «Неделя здоровья» , мастер-класса по закаливанию с участием родителей нам удалось убедить их в необходимости использования профилактических и закаливающих мероприятий в группе.

Сообща, по рекомендации мед. работника, было принято решение – о начале профилактических мероприятий в группе с использованием «Оксолиновой мази» и «Фиточаёв» . Решение подкреплялось подписями законных представителей.

Оксолиновая мазь - популярное средство для профилактики различных инфекционных заболеваний. Особенно это важно в детском возрасте, когда малыш посещает детский коллектив или другие общественные места, а иммунитет еще полностью не сформирован. Данный препарат абсолютно безвреден, его разрешено применять даже детям грудного возраста для профилактики вирусных заболеваний при посещении общественных мест или при контакте с зараженным человеком.

В группе организован фитобар, где дети получают фиточаи с учетом индивидуальной непереносимости. Для приготовления чаев и отваров используются мелиса, мята, зверобой и шиповник. В период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом воспитанники получают витаминный чай. Преимущества фитотерапии в условиях инновационно-образовательного процесса предполагает: относительную безвредность, низкую токсичность, слабую способность вызывать побочные эффекты, большую доступность, простоту использования.

Кроме этого в группе применяем фитонциды (лук, чеснок)

Следующая ЗОЖ-технология, которую мы используем – это сказкотерапия. Сказка - это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий - отрицательные образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.

Засыпание в нашей группе проходит под спокойную умиротворяющую классическую музыку, по звуки природы. С учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей мы практикуем дневной сон без маек, конечно – с учётом индивидуальных особенностей детей. (Дети, пришедшие с «больничного» освобождаются от выполнения ряда закаливающих процедур на некоторое время для восстановления иммунитетных свойств организма) . Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов. Температурные условия нашего учреждения позволяют применять такой вид закаливания.

Наряду с утренней гимнастикой используем гимнастику пробуждения после дневного сна (иногда – под негромкую музыку) . Это комплекс упражнений в кроватках в течение 5 минут, благодаря которому дети постепенно переходят ото сна к бодрствованию. При этом поднимается мышечный тонус и настроение детей.

В оздоровительные режимы группы входит спектр медико-восстановительных методик: дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку) ; точечный массаж; мимические разминки; пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции) ; упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Я хотела бы остановиться подробнее на одном из видов закаливания – это ходьба по солевой дорожке. Процедура состоит в следующем: берутся три полотенца: первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 л воды 90 г соли) и затем расстилается на полу. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остаётся сухим. Ребёнок встаёт ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришёл с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, различные коврики и массажные дорожки, упражнения для стопы.

Обширное умывание служит не только оздоровлению детей, но и приучает их к ЗОЖ с применением гигиенических процедур. Температура воды от 30 до 18 градусов. Порядок снижения температуры – на 1 градус каждую неделю. В нашем учреждении установлены бойлеры, поэтому выставлять необходимую температуру не составляет труда.

Как было сказано, работа с родителями велась первоочерёдно ударными темпами. Мы проводили: консультации, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены; отвечали на все эти вопросы на родительских собраниях; в род. уголке постоянно обновляются папки-передвижки, буклеты, памятки по ЗОЖ; проводилось анкетирование по вопросам закаливания в ДОУ и семье; проходили дни открытых дверей по теме «Здоровье» ,

Велось обучение родителей методам оздоравливания детей в форме мастер-класса.

Родители принимают активное участие по сооружению построек на участке (горка, лазелки, крепости, оборудование для метания) и оказывают помощь в создании условий для активной деятельности детей во время прогулки – приобретают спортивный выносной инвентарь (наборы для хоккея, снеголепы, ледянки)

С целью приобщения детей и родителей к совместным занятиям физической культурой было проведено спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Организован «Круглый стол» для педагогов ДОУ и родителей, на котором наиболее «успешные в отношении здоровья» семьи делились опытом оздоровления и закаливания детей.

Наиболее активные семьи были отмечены благодарственными письмами.

Взаимодействие с коллегами проходит через Участие в РМО, Открытый показ НОД, Освещение вопросов ЗОЖ в рамках педсоветов, семинаров, Консультации в рамках санминимума, Проектирование, Взаимопосещение НОД, режимных моментов

Распространение педагогического опыта проходит в сети интернет – в блогах и на личных страничках сайтов МААМ и дошкольник. Где выложены публикации конспектов НОД по формированию ЗОЖ, Мастер-класс по созданию лэпбука по ЗОЖ, а также представлена методическая разработка «Инновационные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников» . Весной по данной теме планируется защита на высшую категорию.

Активно участвуем в конкурсах и мероприятиях по физкультурно-оздоровительной работе.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Если мы объединимся и вместе научим наших детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения нашей огромной страны будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.

Привлекая детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также воспитывая в них любовь к систематическим занятиям спортом, мы укрепим систему развитии двигательных качеств, умений и навыков дошкольников, а также осуществим часть цели, реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Автор Чикота Олеся Валерьевна
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………...2
Здоровьесберегающие технологии на уроках и
во внеурочное время………………………………………2
Основные принципы здоровьесберегающей
деятельности………………………………………………..4
Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих
технологий………………………………………………….5
Заключение…………………………………….…………...8
Приложение………………………….……………………..9
Литература………………………………………………...12
Введение
На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.
Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы,определяющие стратегию развития
образования.
« Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования,и в этих целях,наряду с другими мероприятиями,предполагается проведение оптимизации учебной,психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся,в том числе за счет:
реальной разгрузки содержания общего образования;
использование эффективных методов обучения;
повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
рационализация досуговой деятельности,каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников фактически определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска,предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и
во внеурочное время.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т. е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком - инвалидом.
Здоровье ребенка, его социально - психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного
процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Основные принципы здоровьесберегающей деятельности.
Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:
комплексность;
системность;
целостность;
динамичность (повторяемость);
репрезентативность;
методическое единство.
Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика.
Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования.
Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.
Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.
Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся.
Методическое единство непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.
Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих технологий. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в
системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:
медико - гигиенические технологии (МГТ);
физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);
экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);
существуют и другие основания для классификации
здоровьесберегающих технологий.
По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
защитно-профилактические;
компенсаторно-нейтрализующие;
стимулирующие;
информационно-обучающие.
Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических.
В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно – методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:
организационно - педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
учебно - воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;
ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий
и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Образовательный процесс всегда связан с получением новой информации, которая лучше запоминается, если задействованы различные каналы. Например, от просто прочитанного в памяти остается только 10% информации, от услышанного -20%, от увиденного -30%, от того, что слышим и видим, -50%; от того, что используем в своей практической деятельности и особенно в самостоятельном творчестве – 90%. Отсюда вывод: необходимо использовать различные источники информации.
Обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния учащихся и учителя.
Помощь учащимся в адаптации к новым условиям.
Создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферы на уроках.
Создание ситуации успеха, которая позволяет человеку находится в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловленные при выполнении заданий, незнанием учебного материала.
Использование личностно ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная и т.д.).
Совершенствование контрольно-оценочной деятельности: учащиеся обобщают изученный материал, оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, успехи, неудачи, вносят коррективы.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, особенно логического, рационального, формирование практических навыков. Учащиеся с развитым логическим мышлением, памятью, вниманием успешно и с интересом учатся, а это напрямую связано с психическим здоровьем, познанием окружающего мира, формированием нравственных качеств,способностью адаптироваться в современном мире.
Оптимальная дозировка домашнего задания (в том числе использование разноуровневых дифференцированных заданий).
Использование нетрадиционных игровых форм проведения урока, создание условий для проявления творческой активности (конкурсы кроссвордов, стенных газет, рефератов, стихотворений по изучаемой теме), проведение внеклассных мероприятий.
Совместная работа с психологом по выявлению психологических особенностей учеников для выработки личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу не менее 60% и не более 75-80%.
Каждый урок для школьника – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.
Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, так называемые физкультминутки, когда дети выполняют несложные упражнения. Правда, порой педагоги неохотно идут на это. Не хочется прерывать насыщенный сложным материалом урок, отвлекаться. Но все же такие паузы – необходимый элемент урока. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для продвижения детей по классу. Поочередно поручать проведение физкультминуток самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель (примерно через 20 минут от начала урока) или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий это такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Заключение
Комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них, их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике
«педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Здоровьесберегающая технология не может выражаться конкретной образовательной технологией. В тоже время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Приложение.
Простейшие упражнения для глаз:
1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные движения вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Профилактические упражнения для глаз:
Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Упражнения на релаксацию:
Игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
Гимнастика.
«Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке», отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.
«Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.
«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.
«Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.
«Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
«Буратино». Лепим (мысленно) красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик и др.
«Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой.
«Велосипед». Держась за сидение стула, «крутим» педали велосипеда (можно со звуковым сопровождением).
Упражнения для улучшения осанки.
«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).
«Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.
«Дружная семья». Ученики стоят впереди и позади парт и делают одновременно:
2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2 хлопка. Затем повторяем в обратном порядке.
Сядьте, вытянув ноги и держась за сидение стула, медленно поднимайте ноги согнутые в коленях (можно прямые) и медленно их опускайте.
Поставьте ноги на ширину плеч и, сцепив высоко над головой руки, сделайте наклоны поочерёдно влево и вправо. Старайтесь прогибаться как можно больше, сначала медленно, потом пружинясь.
Из положения стоя, прямые ноги вместе, наклонитесь, пытаясь коснуться кончиками пальцев пола.
Со словом «пожалуйста»:
- встаньте
- руки вверх
- руки в стороны
- руки вниз
- опустите руки
- руки к плечам
- похлопайте в ладоши.
(Обратить внимание на внимание).
«Полёт в космос»:
Учитель - К запуску ракеты приготовиться
Учащиеся – Есть приготовиться! (хлопки в ладоши над головой)
Учитель – Пристегнуть ремни!
Ученики – Есть пристегнуть ремни! (щелчки пальцами)
Учитель – Включить зажигание!
Ученики – Есть включить зажигание! (вращательные движения руками)
Учитель – Завести моторы!
Ученики – Есть завести моторы! (руки к плечам, вращение вперёд и назад)
Все: 5,4,3,2,1, пуск; Ура, ура, ура!
Психогимнастика.
1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.
2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
3. «Шалтай – Болтай». Ребята стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делаем повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы.
- Шалтай – Болтай сидел на стене,
- Шалтай – Болтай свалился во сне.
Дыхательная и звуковая гимнастика.
Цель: научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрёй, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
Энергично произносить «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
« Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхание на 1-2 секунды, потом с шумом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (длинный).
ЛИТЕРАТУРА.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990.
Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: