Речевые карты для дошкольников старшей группы. Речевая карта логопедического обследования

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.

Фамилия, имя ребенка_______


Сведения о родителях:

Общий анамнез:

Характер беременности:

_^ Как протекали роды

^

Стоит ___________

Первые зубы________________

^ Речевой анамнез:

^ Обследование логопеда

(контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания , неустойчивость, отвлекаемость)

2.Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек__________________________________

3.Зрительное внимание ребёнка, наблюдательность:

а) подбор парных картинок или предметов_______________________________

б) подбор предметов к изображению____________________________________

в) подбор парных кружков или картинок, одинаковых по цвету_______________________________________________________________

г) узнавание цвета по названию_________________________________________

4.Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем:

а) счёт и счётные операции в пределах 5-10______________________________

б) дифференциация предметов по форме:

«почтовый ящик»____________________________________________________

геометрическое лото__________________________________________________

в) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, матрешек)___________________________________________________________

г) ориентировка во времени:

серия сюжетных картинок (2-4) для установления причинно-следственных связей______________________________________________________________

узнавание и называние времен года_____________________________________

д) ориентировка в пространстве:

умение составить фигурки из палочек по подражанию_____________________

умение составить из 3-4 частей целую картинку___________________________

знание предлогов: в, на, под, над (около, с, из, со, от..)_____________________

е) умение обобщать:

подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель.________________________________________

« лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)_______________________________________

6.Состояние речевой моторики

7.Состояние общей моторики ________________________________________

8.Понимание речи:

А) выполнение простых поручений______________________________________

Б) понимание распространенных предложений____________________________

В) понимание соотношений между членами предложения_____________

Г) понимание короткого рассказа__________________________________

9. Самостоятельная речь:

А) звукопроизношение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) воспроизведение слоговой структуры слов

____________________________________________________________________

В) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой__________________________________________________

г) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам_________________________________________________________

10.Состояние грамматического строя

Словоизменение (род, число, падеж):____________________________________

Словообразование:___________________________________________________

11.Состояние словаря ________________________________________________

____________________________________________________________________12.Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха:

а) дифференциация смешиваемых в произношении звуков______________________________________________________________

б) определение наличия звука в слове___________________________________

13.Состояние общих речевых навыков __________________________________

____________________________________________________________________14.Заключение врачей:

15.Логопедическое заключение ________________________________________

Ф.И.ребенка______________________________________________________

Возраст__________________________________________________________

Кол-во занятий в неделю___________________________________________

Продолжительность занятия________________________________________



Направления работы

Содержание занятий


Направления работы

Содержание занятий

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА №______
^ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАИКАНИИ.

Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________

____________________________________________________________________

^ Сведения о родителях:

Мать____________________________________________________________

Отец____________________________________________________________

Общий анамнез:

Ребенок от _____беременности.

Характер беременности:

____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)

Вес и рост ребёнка при рождении________________

Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________

^ Раннее психомоторное развитие:

Держит голову с _____________ сидит __________

Стоит ___________

Первые зубы________________

Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________

^ Речевой анамнез:

Гуление_______ лепет__________

Первые слова_______________ первая фраза_______________

Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________

Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________

С какого возраста нарушения речи________________

Речевая среда_______________________________________________________

Занимался ли с логопедом____________________________________________

^ Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Особенности личности ребёнка: спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив или смел, дружен ли с детьми в коллективе, добрый или жадный, стремление к лидерству. __________________________________________________________

___________________________________________________________________

2.Устойчивость внимания, сосредоточенность, память._________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно)____________________________________________________________

4.Строение органов речевого аппарата:

Язык_______________________________________________________________

Губы_______________________________________________________________

Зубы_______________________________________________________________

Прикус (нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой)____________________________________________________________
5.Состояние речевой моторики _______________________________________

______________
6.Состояние общей моторики ________________________________________

___________________________________________________________________
7.Темп речи (медленный, быстрый)___________________________ _______

___________________________________________________________
8.В каких видах речи выражено заикание:

Шепотная речь:

А) сопряженная_____________________________________________________

Б) отраженная______________________________________________________

В) ответы на вопросы________________________________________________

Г) чтение___________________________________________________________

д) пересказ__________________________________________________________

Е) стихотворная речь__________________________________________________

ж) спонтанная речь___________________________________________________

9.Дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи_____________________

___________________________________________________________________
10. Локализация и тип судорог (клонический, тонический, смешанные)

а) судороги дыхательного аппарата_____________________________________

в) артикуляционные судороги языка, губ_________________________________

11.Трудные звуки, слоги___ ____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
12.Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища)_______________

___________________________________________________________________

_________________________________________________ __________________
13.Наличие эмболофразий______________________________ ______________
14. Состояние голоса (глухой,крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся, нормальный)________________________________________

___________________________________________________________________
15.Заключение врачей: _______________________________________________

___________________________________________________________________
16.Логопедическое заключение ________________________________________

___________________________________________________________________
17.Рекомендации ____________________________________________________

___________________________________________________________________
Учитель-логопед
РЕЧЕВАЯ КАРТА №______

^ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________
Жалобы родителей___________________________________________________

____________________________________________________________________

^ Сведения о родителях:

Мать____________________________________________________________

Отец____________________________________________________________

Общий анамнез:

Ребенок от _____беременности.

Характер беременности:

____________________________________________________________________^ Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)

Вес и рост ребёнка при рождении________________

Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)______________________________________________________________

^ Раннее психомоторное развитие:

Держит голову с _____________ сидит __________

Стоит ___________

Первые зубы________________

Перенесенные заболевания до года и после года ____________________________________________________________________

^ Речевой анамнез:

Гуление_______ лепет__________

Первые слова_______________ первая фраза_______________

Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)______________________

Прерывалось ли речевое развитие (время, причина)_______________________

С какого возраста нарушения речи________________

Речевая среда_______________________________________________________

Занимался ли с логопедом____________________________________________
^ Обследование логопеда
Дата обследования_____________
1.Наблюдение за поведением и игрой (контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Исследование слухового восприятия:

Узнавание и различение контрастного звучания 2-х игрушек____________
3.Исследование зрительного восприятия:

А) узнавание и различие большого-маленького____________________________

Б) восприятие и различение основных цветов_____________________________

В) восприятие и различение геометрических фигур________________________
4.Исследование восприятия пространственных представлений:

А) складывание предметных картинок из 2-х частей________________________

Б) выкладывание из 3-х счетных палочек по образцу_______________________

В) постройки из трёх кубиков___________________________________________

Г) ориентировка в пространстве (верх-низ)_______________________________
5.Строение органов речевого аппарата:

Губы тонкие, толстые, частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя расщелина верхней губы_________________________________

Зубы редкие, мелкие, крупные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов___________________________________________________

Прикус нормальный, прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный_____________________________________________

Твердое небо высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, несквозная полная, неполная, субмукозная_______________________________________________________

Мягкое нёбо отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка______

Наличие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденоиды, искривление носовой перегородки_______________________________________________
Язык массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка____________________________________________

Подъязычная связка короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области_______________________________________________
6.Состояние общей моторики:

А) пройти, пробежать между линиями___________________________________

Б) переложит мягкую игрушку из одной руки в другую____________________

В) похлопать в ладоши и потопать одновременно_________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп нормальный/быстрый/медленный, активность нормальная/заторможенность/ расторможенность, проявление моторной неловкости_____________________
7.Состояние ручной моторики:

А) сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой________________________________________________

Б) по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой_____________________________________________________________

В) умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии. кружки)__________________________________________________________

Г) складывание игрушек в ведерко и поочередное их вынимание____________

Д) умение лепить шарики, лепешки, палочки___________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, темп выполнения нормальный/медленный/быстрый, способность к переключению__________
8.Состояние мимической мускулатуры:

А) надуть щеки «толстячок»____________________________________________

Б) показать, как ешь лимон «кисло»_____________________________________

В) показать, как ешь мороженое «сладко»________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/неточно, мышечный тонус нормальный/повышенный/ пониженный, сглаженность носогубных складок, замедленность движений глазных яблок.

9. Состояние артикуляционной моторики:

А) «Улыбка»________________________________________________________

Б) «Хоботок»________________________________________________________

В) «Лопата»_________________________________________________________

Г) «Жало»___________________________________________________________

Д) «Качели»_________________________________________________________

Е) «Маятник»________________________________________________________

Ж) «Лошадка»_______________________________________________________
Объем выполняемых движений полный/неполный, точность выполнения точно/ неточно, мышечный тонус нормальный/ повышенный/пониженный, темп выполнения нормальный/быстрый/замедленный, наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.

10.Исследование импрессивной речи:

А) понимание существительных_________________________________________

Б) понимание обобщающих слов________________________________________

В) понимание действий________________________________________________

Г) пассивный словарь (выполнение поручений по словесной инструкции)

________________________________________________________

Д) понимание грамматических форм словоизменения______________________

Е) понимание текста знакомой сказки___________________________________
11.Исследование экспрессивной речи:

Характер речи однословная, фразовая, связная.

Состояние лексики__________________________________________________

__________________________________________________________________
Грамматический строй экспрессивной речи:

А) употребление сущ. в именительном падеже ед. и мн. числа_______________

Б) употребление сущ. в винительном падеже ед. числа без предлога_________

В) согласование прилагательных с сущ. ед. числа муж. и .рода_____________

Г) употребление предложно-падежных конструкций_______________________

Д) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами_________

Е) употребление глаголов в форме ед. и мн. числа в изъявительном наклонении

____________________________________________________________________

Ж) употребление возвратных и невозвратных глаголов при составлении предложений по картинкам.
12.Исследование фонетической стороны речи:

Состояние имитационных способностей_________________________________

Звукослоговая структура слов__________________________________________

Звукопроизношение_____________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания верхнеключичное/ диафрагмальное/ смешенное, объем дыхания достаточный/недостаточный; продолжительность речевого выдоха_____________________________________________________
Сила голоса нормальный/чрезмерно громкий/ чрезмерно тихий/ глухой голос
Модуляция голоса____________________________________________________
Темп речи нормальный/ ускоренный/ замедленный;
Ритм речи нормальный/дисритмия; паузация____________________________

Способность к употреблению основных видов интонации повествовательной/ вопросительной/восклицательной.

13.Исследование фонематических функций

Дифференциация звуков на слух________________________________________

Фонематический анализ_______________________________________________
14.Заключение врачей: _______________________________________________

___________________________________________________________________
15.Логопедическое заключение ________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________
16.Рекомендации ____________________________________________________

____________________________________________________________________
Учитель-логопед

Логопед – это специалист по исправлению нарушений речи. Помимо планов работы, журналов обследования и иных документов логопед должен вести речевую карту на каждого ребенка, состоящего у него на учете.

Дошкольник, который является воспитанником логопедического сада, посещающий логопункт или наблюдающийся у специалиста по логопедии обязательно имеет такую карту.

Речевая карта для обследования ребенка – это специальные бланки, которые заполняются логопедом.

При этом не существует единой системы этих документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

Для чего нужна речевая карта

Такой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

Развернутая карта – это гораздо более удобный документ. Помимо анамнеза туда входят конкретные обследования звукопроизношения, состояние связной речи, исследования словаря ребенка и многое другое. Кроме этого карты подразделяются по возрасту ребенка. В разном возрасте, начиная с 1-го года жизни, задания отличаются друг от друга.

Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты , до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

Что входит в обследование?

1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке, родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья дошкольника, выявления отклонений.

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.

4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка , понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

После всех проведенных обследований пишется логопедическое заключение с указанием диагноза и необходимый план коррекционной работы. Также для полной речевой карты бывают необходимы заключения следующих врачей: невропатолога, ЛОРа, психоневролога, хирурга или других специалистов.

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

Фамилия, имя:

Класс:

Дата рождения, возраст:

Домашний адрес, телефон:

Дата зачисления на занятия:

Дата рождения:

    Жалобы учителей и родителей: не выговаривает звук [р], нечеткая речь, не хочет учиться читать, плохо учит стихи.

    Обращались ли ранее к логопеду, эффективность заня­ тий: посещал логопедические занятия в поликлинике (по­ ставлены звуки [с], [з], [ц], в логопедическую группу не попал, болел).

    Реальная успеваемость по русскому языку (к моменту обследования): неудовлетворительно (2-й класс).

    Анамнез: ребенок от 2-й беременности, в срок (40 нед.), токсикоз I пол., мать была на сохранении, кесарево сечение, асфиксия, закричал через 2 мин, Апгар 8-9 бал., гр. здор.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

5. Данные о ходе развития речи: задержка речевого разви­тия:

лепет - в 6 месяцев; первые слова - к 2 годам; фразовая речь - после 3 лет; речевая среда - удовлетво­рительная.

    Состояние слуха: в норме.

    Состояние зрения: в норме.

    Заключение психиатра: задержанное речевое развитие.

    Состояние общей моторики: двигательная неловкость, медлительность, нарушение координации движения, чувства ритма.

Состояние мелкой моторики: движения рук неточные, про­бы Хеда почти не выполняет, тонус рук снижен, на рисун­ках линии неровные, прерывистые.

    Ведущая рука: правая.

    Состояние артикуляционного аппарата (строение и под­ вижность):

губы - большой величины, движения губами выполняет не в полном объеме;

зубы - крупные, неровные, сменные, верхние резцы боль­шого размера, перекрывают нижние;

прикус - прогнатия;

язык - массивный, движения нечеткие, объем движений неполный (ограничен подъем вверх), нарушена переключае-мость движений. В статическом положении отмечается лег­кий тремор кончика языка, отклонение языка влево, гипер­саливация;

подъязычная связка - укорочена;

твердое нёбо - высокое, готической формы;

мягкое нёбо - подвижное.

12. Характеристика речи.

    Понимание речи: обращенную речь понимает, выпол­ няет задания по словесной инструкции.

    Общая характеристика речи (запись беседы): называ­ ет имена матери, отца, не знает своего отчества и отче­ ства родителей. Домашний адрес: «102 - 7» (не знает назва­ ния улицы, города). Затрудняется рассказать о доме и о сво­ их домашних занятиях. С интересом рассказывает о видах транспорта, марках машин. Ответы односложные, тему са­ мостоятельно не развивает. К беседе интереса не проявляет.

    Словарный запас (количественная и качественная ха­ рактеристика): объем словарного запаса не соответствует

Библиотека журнала «Логопед»

возрастному уровню (снижен). Называет простые обобщаю­щие понятия, не знает понятий «дикие и домашние живот­ные, птицы, инструменты, насекомые, обувь, головные убо­ры, мебель, профессии». Времена года и дни недели перечис­ляет механически. На вопросы о календарной структуре года не отвечает. Недостаточно употребляет в речи прилага­тельные, глаголы, наречия, неадекватно употребляет мес­тоимения. Рассказ по сюжетной картинке не составляет, серию сюжетных картинок разложил верно, рассказ состав­ляет только с помощью логопеда.

    Грамматический строй речи: недостаточно сформи­ рован.

    Тип употребляемых предложений: простые, нерас­ пространенные.

    Количество слов в предложении: 2-3.

    Наличие аграмматизмов: ошибки в употреблении имен существительных во множественном числе («окны» - окна, «сома» -- сомы, «ухи», «ухов» - уши, ушей, «ремнев, реме- ней» - ремней и т.д.). Нарушение согласования числитель­ ных с существительными; ошибки в падежных окончаниях существительных и прилагательных единственного и мно­ жественного числа, в употреблении предлогов.

    Характеристика звукопроизношения: нарушение зву- копроизношения полиморфного характера - ротацизм (ве­ лярное [р], [р"], шипящий сигматизм [ш], [ж] при нижнем положении языка), нечеткое произношение аффрикат ([ч], [щ]), смешение [с] -- [ш], [з] -- [ж].

12.9. Фонематический слух: недостаточно сформирован. Смешение свистящих - шипящих, твердых - мягких звуков. Ошибки в повторении серии слогов: са-са-за - «са-са-са», са- са-ша - «сша-ша-ша», па-ба-па - «па-па-па», да-да-та-та - «та-та-да» и т.д. Ошибки в употреблении с лов-паронимов.

    Уровень сформированности навыков звукобуквенно- го анализа и синтеза: низкий. Выделяет только первый глас­ ный звук в словах, первый согласный - называет весь пер­ вый слог; не анализирует звукобуквенный состав простых слов типа СГС, СГ-СГ.

    Воспроизведение слов сложного звукослогового со­ става: с ошибками. При повторении слов, сложных по структу­ ре, сокращает количество звуков, слогов, переставляет слоги; отмечается уподобление: «аквурум», «сковода», «попеел» - аквариум, сковорода, пропеллер.

Школьный лесопункт: организация и содержание работы

    Темп речи: замедленный.

    Внятность речи: неразборчивая, звуки произносит нечетко.

    Характеристика дыхания: дыхание грудного типа, поверхностное. При увеличении темпа речи отмечается дискоординация речи и дыхания.

    Проявление заикания: не заикается. Иногда повто­ ряет первый слог в словах, сложных по структуре или се­ мантике.

    Письмо (наличие и характер специфических оши­ бок) - 2 класс: пропуск, перестановка и уподобление букв и слогов: т(р)ава, д(е)вочка, из кор(о)бки, м(а)шина, погас(- ла), слитное написание двух слов надно, на краюлеса, сме­ шение лабиализованных гласных: воздо(у)х, Ле(ю)ся, на пу- (о)лу, вешню(е)вый, смешение звонких-глухих согласных: усад(т)ый, бут(д)ет, т(д)октор, в газед(т)е, на шкав(ф), скав(ф)андр, смешение звуков (букв) по артикуляторно-аку- стическому сходству: «пчицы» - - птицы, «звет» - - цвет, оптически и кинетически сходных букв: д(б)олыиой, грит(п), ежу(и)к, стом(л), купо(а)ться. Грамматические ошибки: на дачи(е), на фабрики(е), у рябинке(и) и т.д.

    Чтение (уровень сформированности навыка чтения): 1 класс - не читает; 2 класс - способ чтения побуквенно- слоговой, ударение - с ошибками.

    Темп чтения - низкий; понимание прочитанного - неполное.

    Наличие специфических ошибок: чтение механи­ ческое. Не отвечает на вопросы по тексту, не может най­ ти в тексте нужное слово. При чтении отмечаются пропус­ ки букв, слогов, усечение слова, угадывание окончания, сме­ шение оптически сходных букв, аграмматизмы.

13. Краткая психолого-педагогическая характеристика уча­ щегося: контакту доступен.

Эмоции адекватны ситуации, критичен; зрительное вос­приятие не нарушено; слуховое восприятие не в полном объ­еме; внимание неустойчивое; объем слуховой памяти снижен. Уровень развития мыслительных операций средний; запас све­ дений об окружающей действительности ниже возрастного уровня; работоспособность низкая.

14. Заключение логопеда.

Библиотека журнала «Логопед»

    класс: дизартрия (минимальные проявления), общее не­ доразвитие речи (III ур.).

    класс: нарушение чтения и письма, обусловленное об­ щим недоразвитием речи (III ур.) у ребенка с дизартрией (минимальные проявления).

Дата обследования Подпись

Приложение 4

Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся

Предельная наполняемость (чел.)

Общеобразо­вательное учреждение, расположен­ное в городе

Общеобразова­тельное учрежде­ние, расположен­ное в сельской местности

С общим недоразвитием речи (ОНР)

С нерезко выраженным общим недо­развитием речи (НВОНР)

С фонетико-фонематическим (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)

С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразви­тием речи

С недостатками чтения и письма, обусловленными не резко выражен­ным общим недоразвитием речи

С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонема­тическим (фонематическим) недораз­витием речи

Заикающиеся

С недостатками произношения от­дельных звуков

Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обу­чающихся.

Приложение 5

Примерное тематическое планирование логопедических занятий

Продолжение табл.

Продолжение табл.

Продолжение табл.

Окончание табл.

Приложение 6

Консультации и методическая работа

Приложение

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ФФН)


  1. Фамилия, имя, возраст

  2. Школа класс 1

  3. Домашний адрес

  4. 18.09

  5. Успеваемость (к моменту обследования) Начало учебного года,

  6. Жалобы учителей и родителей: Со слов учителя: непра-вильно произносит несколько звуков. Со слов матери (ва-рианты): 1) неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми: 2) мать не отме-чает неправильно произносимых звуков.

  7. Заключение психиатра: на ребенка с ФФН не требуется.

  8. Состояние слуха: воспроизводятся данные из медицинской карты; проверяется при необходимости.

  9. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова - с 1 года (1,5 лет): фразовая речь - с 1,5-2 лет.

  10. (строение, подвиж-ность): Строение и подвижность артикуляционного аппа-рата без патологии.

  11. ^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ных связных высказываний): Моя мама Надежда Иванов-на. Работает медсестрой в поликлинике. Моего папу зо-вут Иван Петрович, он работает инженером. Я расскажу про лето. Я летом была на даче. Летом помогала дедушке строить колодец. Я помогала бабушке на даче в ого роде. А потом дома убиралась, собаку кормила. С сест-рой качалась на качелях. Дорожка ведет к качелям.. Там растут розы. Потом мы с мамой в город ездили (смеши-вает и заменяет звуки; р-л, ж-з, с-т).
а) Словарный запас (количественная и качественная харак-теристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреб-лении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры. Словарь в пределах возрастной нормы (см. запись беседы).

Б) Грамматический строй:
наличие аграмматизма. Привести примеры. В пределах воз-растной нормы.

В) ^


  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков, р - горл., р-л, с-т, з-т (жа-ножа - жаноза, шаша-шаса, лалек-ралек) ;

  2. различение оппозиционных звуков: ра-ла-ла (лаЗ) та-да-та + ка-ка-га + са-са-ша (шаЗ) ла-ра-ла (лаЗ) да-да-та + га - га - ка + ша - ша-са (шаЗ) са-са-за (са-ся-ся) па-па-б а + за-жа-за (за-за-жа) за-за-са (зя-ся-ся) ба-па-ба + жа-жа-за (жаЗ);

  3. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом; привести примеры: мотоциклист, милиционер, космо-навт; железнодорожный, транспорт, мотоциклист на мо-тоцикле; апельсиновый морс.
С Правильно произносит слова с различным звукослоговым составом.)

Г) темп и внятность речи:

12. ^ Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
звукового состава слова:

Вата - какой 1-й зв.? - в; 2-й?* - а; 3-й? - т;

4-й? - а.

Сушки - назови 1-й зв. - с, 3-й зв. - с.

Плащ - назови 2 - й зв.? - а, последний - ?

Книга - сколько слогов? - 2; назови 1-й слог - кни;

2-й - ? - га.

Сколько звуков в 1-ом слоге? - 2; назови их - к, н.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты:


  1. воспроизводит отдельные печатные буквы (А, Н, П, И...), слоги (ПА, НА...), слова (МАМА, ПАПА, КОТ...);

  2. воспроизводит только отдельные печатные буквы.
14. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения


  1. называет и показывает отдельные буквы (А, О, Н, П, Т, М...);

  2. называет буквы А, О, Н, У, И, П, К, Т И, Г, Л, Р, но не читает;

  3. читает слоги (АП, ТА...), односложные слова типа «кот» и двусложные типа «вата»;
б) ошибки при чтении:

в) понимание прочитанного: понимает прочитанный логопе-дом текст.

^ 15. Проявление заикания:

А) причина; выраженность заикания; ситуации, обусловлива-ющие его проявление (ответы у доски и т.д.):

Б) сформированность языковых средств:

В) особенности общего речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность):

Г) адаптация к условиям общения:


  1. ^ Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту, познавательная активность в области языковых явлений): неустойчивое внимание, кри-тичен к своему дефекта.

  2. Заключение логопеда: ФФН (это заключение отражает уровень сформированности устной формы речи).

Логопедический пункт

при общеобразовательной школе №

^ РЕЧЕВАЯ КАРТА

(ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НА РЕБЕНКА С ОНР)


  1. Фамилия, имя, возраст: Петров Ваня, 7 лет

  2. Школа № 1 класс 1

  3. Дом. адрес

  4. Дата зачисления на логопедический пункт 18.09

  5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года.

  6. Жалобы учителей или родителей: Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов ма-тери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.

  7. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.

  1. Состояние слуха проверяется при необходимости.

  2. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2-2,5 годам, фразы - к 4-5 годам. Речь непо-нятна окружающим.

  1. ^ Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвиж-ность): Строение - N. Подвижность - с трудом удержи-вает заданную позу и испытывает трудности в переклю-чении с одной артикуляционной позиции на другую.

  2. ^ Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятель-ность связных высказываний): В беседе о семье ответы ре-бенка могут быть следующие: «Ваня», «Мам.у зовут Зой-кой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос - кем работает?), «Не знаю» (про папу).
^ Словарный запас (количественная и качественная харак-теристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреб-лении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры.

Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, отно-сящихся к прилагательным, глаголам и т.д. Качественная характеристика (ответы на предъявленные задания): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтавиха (вместо почтальон), стеклещик (стекольщик), машина (вместо слова транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый - слабый, лежит - не лежит, воро-на - ворота и т.д.

Грамматический строй: типы употребляемых предложений,

Наличие аграмматизма. Привести примеры (смотри запись

Беседы и связного высказывания):

^ Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.

На деревьев появились первые листочки.

Мн. ч., Им. п. - деревы, глазы, крыли...

Мн. ч., Род. п. - тетрадов, вороткнов, осёл... варенье яб-

лонычный; вода апельсилиновый; медведь плюшеный.

^ Произношение и различение звуков:


  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков Р - увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек - ларек); Ш = Ж (нижние); Ш = С; Ж - 3;

  2. различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселса (ящерица), па-ба-ба (N ), та-да-да (N ), га-ка-ка (N ), за-за-за (жа-жа-за), ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ща-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);

  3. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым соста-вом (привести примеры): лигуливат (регулирует); тлансп, штампам (транспорт); зеле-зелено... (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
Темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.

^ 12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза

Звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? - «2». 1-й звук? - «П». 2-й звук? - «А». 3-й звук? - «А». Назови последний звук. - «А». Назови 1-й звук. - «Т». Назови 3-й звук. - «А».


  1. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (сме-шение и замена согласных букв, аграмматизм и т.д.) в пись-менных работах учащихся - диктантах, изложениях, со-чинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения. (Письменные рабо-ты прилагаются к речевой карте.) Варианты; 1) воспроизво-дит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.

  2. Чтение:
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами). Варианты:

  1. знает отдельные буквы: А, П, М, Т;

  2. знает все буквы, но не читает;

  3. читает слоги и односложные слова;

  4. читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает глас-ные, не дочитывает слова; искажает слоговую структуру сло-ва; путает некоторые буквы;
б) ошибки при чтении: лист (листья) на деревьев (деревьях)
пожелтели и пурели (побурели). Сердитый ветер кужил
(кружил) их... (по) воздуху.

в) понимание прочитанного. Варианты:


  1. с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказыва-ет только с помощью вопросов;

  2. основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;

  3. испытывает некоторые затруднения.
^ 15. Проявление заикания: не заикается.

А) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуа-ции, в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.);

Б) сформированность языковых средств;

В) особенности общего и речевого развития (организованность,
общительность, замкнутость, импульсивность);

Г) адаптация к условиям общения.

Краткая характеристика ребенка по педагогическим на-блюдениям (организованность, самостоятельность, устойчи-вость внимания, работоспособность, наблюдательность, от-ношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пони-женная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень само-контроля и самостоятельности.

Заключение логопеда. ^ Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II - III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).

Результаты исправления речи (отмечаются в карте к мо-менту выпуска учащихся из логопедического пункта).

Речевая карта обследования

неговорящего ребенка

1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _______________

7. Заключение ПМПК от ______________

8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________

Логопед ___________________________________

I . Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________

Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

________________________________________________________________________________________________

II . Изучение слухового восприятия

Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Определение направления неречевого звука __________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III . Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

координация ____________________________________________________________________________

2. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)

точность движений _______________________________________________________________________

переключение ___________________________________________________________________________

темп ___________________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________

_______________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),

нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV . Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

зубы ____________________________________________________________________________________

прикус _________________________________________________________________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

губы ______________________________________________________________________________

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

язык ____________________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V . Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

________________________________________________________________________________________

Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

________________________________________________________________________________________

Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

________________________________________________________________________________________

Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

________________________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

________________________________________________________________________________________

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )

Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

_______________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

________________________________________________________________________________________

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

________________________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

________________________________________________________________________________________

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

________________________________________________________________________________________

VI . Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________

______________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

(звукопроизношение)

(дифференциация звуков)

VII . Исследование неречевых психических функций

1. Мышление:

Владение доской Сегена __________________________________________________________________

Складывание пирамидки _________________________________________________________________

Классификация _________________________________________________________________________

Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________

2. Счёт:

Прямой механический счёт: ______________________________________________________________

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________

_______________________________________________________________________________________ _

Называние цифр ____________________________________________________________

3. Оптико-пространственный гнозис :

Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Оптико-пространственный праксис:

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________

________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________

________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: