Северо-западный район состав. Как исторически менялось экономико-географическое положение Северо-Запада

Северо-Западный экономический район включает в себя следующие субъекты:

  • - г. Санкт-Петербург
  • - Ленинградская область
  • - Новгородская область
  • - Псковская область

Площадь района составляет 1, 15% от площади России - 195,2 тыс. кв.км. Это самый малень-кий район по числу составляющих его субъектов Российской Федерации. Район граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией и Белоруссией, так же имеет выход в Балтийское море.

Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, к северу от 57` с. ш., южная граница района проходит почти на 800 км севернее границы США. Большую часть территории района занимает холмистая низменность, примыкающая к Финскому заливу. Район расположен на Русской равнине.

Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями:

1. Расположение района на отшибе, удаленность от центра России.

Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига. Как известно, Новгород является колыбелью русской земли, заповедником древнерусской истории и культуры.

  • 2. Район резко выдвинут в сторону Европы. Здесь находятся Псков и Великий Новгород - самые знатные города, долгое время связанные с Европейскими странами посредством торговли в составе Банзы (средневековый союз прибалтов).
  • 3. Приморское и приграничное положение района.

Северо-Западный район уступает большинству экономических районов Российской Федерации по численности населения и территории, поэтому его называют районом одного города - Санкт-Петербурга. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.

В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.

Главным стимулом для социально-экономического развития района на всех этапах истории являлось его выгодное экономико-географическое положение. Он является связующим звеном между внутренними районами европейской части России и странами Европы. Благоприятно также соседство с богатым природными ресурсами Северным районом и промышленно развитым Центральным районом, высокоразвитыми европей-скими странами.

Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно-исследовательской и проектно-конструкторской продукции, подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в мирохозяйственных связях России.

Состав– Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области. Площадь района – 196,5 тыс. км2, население – 7854,7 тыс. человек

Экономико-географическое положение района - приморское, выгодное. Северо-Западный экономический район, занимающий второе место в стране по уровню развития, – один из самых небольших по площади районов России. Он расположен на северо-западе европейской части страны и занимает 1,2% территории, сосредоточивая 5,4% населения России.

Это небольшой по площади р-н у берегов Балтийского моря или недалеко от него.

Район отличается удобным транспортно-географическим положением, высокой степенью заселенности, слабой природно-ресурсной и богатой историко-культурной базой, наличием на его территории второй столицы России – Санкт-Петербурга, а также развитой транспортной и социальной инфраструктурой.

Район расположен между развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом, а также рядом с Северным экономическим СЭР РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском заливе ведется строительство трех новых российских морских портов.

В настоящее время Северо-Запад выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления.

Хозяйственный комплекс Ведущее место в отраслевой структуре хозяйства Северо-Запада занимают отрасли обрабатывающей промышленности с явным преобладанием производства средств производства, на втором месте – транспорт, выполняющий в основном транзитные и экспортно-импортные функции. Сельское хозяйство обеспечивает внутренние потребности района. Огромный социально-культурный потенциал обусловил развитие рекреационного хозяйства и мощного научного комплекса.

В структуре промышленного производства выделяются машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство товаров народного потребления и топливно-энергетический комплекс.

Основу специализации составляет машиностроительный комплекс (около 23% от общего выпуска промышленной продукции), где выделяются наиболее сложные и точные подотрасли, обеспечивающие НТП: судостроение, электротехника, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, приборо- и станкостроение, электронная промышленность.



Лесной комплекс (6,8%) представлен всеми отраслями с преобладанием целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей.

В химической промышленности (6,8%) ведущее место занимает выпуск полимерных материаловсинтетических смол, пластмасс, резинотехнических и резинобытовых изделий, реактивов, лаков, красок, фармацевтических препаратов.

В производстве товаров народного потребления почти 2/3 приходится на непродовольственные товары.

Сельское хозяйство – традиционная отрасль экономики Северо-Запада, но в силу особенностей развития производительных сил и природно-климатических условий территории оно играет второстепенную роль, отличаясь четкой направленностью и пригородным типом ведения хозяйства, обеспечивая лишь наполовину потребности населения в продуктах питания.

В последнее время все большее значение приобретает рекреационное хозяйство, которое помимо традиционного санаторно-курортного обслуживания в 40-километровой зоне Финского залива (Комарово) начинает выполнять функцию экскурсионного обслуживания международного значения, объединяя музейные памятники Санкт-Петербурга, Петродворца, Павловска идр.

Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт. Санкт-Петербург занимает четвертое место в Европе по численности населения (после Лондона, Москвы и Парижа). Санкт-Петербург - важнейший культурный и научный центр. Санкт-Петербург является и крупным центром образования. Отраслевая структура промышленности весьма многообразна: машиностроение, судостроение, электротехника, атомная энергетика, легкая промышленность. Возросла роль города как транспортного центра. Это единственный крупный морской порт России на европейском направлении.



Санкт-Петербургская агломерация - моноцентрическая городская агломерация, сформировавшаяся вокруг Санкт-Петербурга. К ней относят всю территорию города федерального значения Санкт-Петербурга и часть территории Ленинградской области. Агломерация простирается примерно на 50 км от центра Санкт-Петербурга. Транспортные связи внутри агломерации обеспечиваются главным образом (за некоторым исключением) пригородными электропоездами, автобусами и коммерческим маршрутным автотранспортом.

«Северо-Западный район России» - Северо - Запад. План изучения экономического района. Выделяются обувная, текстильная отрасли. Коэффициент урбанизации - 87%. Проблемы и перспективы развития района. Население. Физическо - географическое положение и Экономико-географическое положение. Самые крупные - Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень.

«Северо-Кавказский экономический район» - Предгорье постепенно переходит в систему горных отрогов Кавказа (горная часть) . Природные ландшафты Северного Кавказа многообразны. Район обладает плодородными землями (на равнинах) и естественными пастбищами (в предгорьях) . Природные условия и ресурсы. Основной недостаток природных условий неравномерная обеспеченность водными ресурсами.

«Северо-Западный район» - Определим ЭГП Северо-Западного района: Закрепление материала. Работа с картой. Итог урока. Старые города - историческая память и национальное богатство России. Специализация района. Северо-Западный район. Определим состав Северо-Западного района. Тема урока: географическое положение и природа. Оборудование:

«ЭГП России» - Слабо заселены обширные пространства Сибири и Дальнего Востока. Особенности ЭГП. Потеря после распада СССР крупных портов на Черном и Балтийском море. Выходы к морям 3х океанов. Рыбный промысел в акватории морей и океанов. Преобладание равнинных территорий. Вопрос: Изменилось ли ЭГП России по сравнению с СССР?

«Северо-Восточная Сибирь» - Растёт только лиственница. Реки Сибири – центры исторических событий. 17 апреля 1912г. Ангара- дочь Байкала, Лена - самая длинная река России =4400км. При царизме тунгусов считали бродячим инородцами. Сибирь- место ссылки. Оборудование: физическая карта России, компьютерная презентация, атлас, учебник.

«Северо-западный экономический район» - Какой народ преобладает в цэр: а. Чуваши; б. Мордва; в. Марийцы; г. Русские. Состав и ЭГП Северо-Западного района. Специализация района. Литва. Вопрос №1. Много озер – самые крупные – Ладожское и Онежское. Через систему каналов имеет выход в Волгу и Белое море; Закрепление материала. Финляндия. Специализация г. Санкт-петербурга.

Город Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская и Калининградская области.

Экономико-географическое положение

Дня района характерно приморское положение у берегов Балтийского моря и его Финского залива или недалеко от них. По рекам и озерам Северо-Запада проходил древний торговый путь «из варяг в греки», на котором возникла Новгородская Русь.,

Это компактный по территории (196 тыс.км 2) район. Главный город - Санкт-Петербург, занимает центральное положение.

В 1990г. Санкт-Петербург был выделен в «зону свободного предпринимательства».

Особое место на Северо-Западе занимает Калининградская область, образованная в 1946г. на территории бывшей Восточной Пруссии, отошедшей к СССР после Великой Отечественной войны (площадь всего 15 тыс.км 2).Калининград - один из важнейших портов России, центр морского рыболовства и внешней торговли.

Природные условия и ресурсы

Характерен моренно-ледниковый рельеф с холмами, грядами. Особенно много моренных холмов на возвышенностях, где они чередуются с озерными впадинами. Северо-Запад Русской равнины - озерный край: здесь около 7 тысяч озер. Крупнейшие - Ладожское (площадь 18 тыс.км 2), Онежское, Чудское, Ильмень. Речная сеть - густая. Сравнительно короткая река Нева (74 км), вытекающая из Ладожского озера в Финский залив - одна из самых многоводных в России.

Климат района умеренно-континентальный, на побережье - морской. Балтийское море не замерзает лишь у Калининграда Для всей территории характерны подзолистые и торфяно-болотные почвы. Леса занимают немногим менее половины площади района, а на северо-востоке лесистость местности достигает 70%.

Полезные ископаемые: огнеупорные глины, горючие сланцы, фосфориты, кварцевые пески, известняки, соляные источники (в районе Старой Русы), бокситы (Тихвин).

Население

Население района - 8,3 млн.человек; средняя плотность населения 42 чел.на 1 км 2 , однако в периферийных районах плотность сельского населения всего 2-4 человека на 1 км 2 . Большинство населения - русские. Коэффициент урбанизации - 87%.

Хозяйство

Основные социально-экономические факторы развития района: выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитие науки и культуры, развитая опытно-конструкторская база.

Северо-Запад - индустриальный район с развитым комплексом обрабатывающей промышленности с высоким удельным весом машиностроения. Ориентируется на привозное сырье и топливо.

Отрасли специализации - квалифицированное машиностроение, цветная металлургия, химическая и легкая промышленность.

Машиностроение района - с развитыми внутриотраслевыми связями: энергетическое, электротехническое, судостроение, приборостроение, станкостроение. Район является крупным поставщиком приборов, средств автоматизации, турбин, тракторов.

Энергетическое оборудование: производство генераторов и турбин для ГЭС, ГРЭС, АЭС (Санкт-Петербург завод «Электросила», «Ижорский» -атомные реакторы);

Судостроение: «Адмиралтейский», «Балтийский» заводы Санкт-Петербурга - атомные ледоколы, океанские сухогрузы и др.

Наукоемкие отрасли представлены приборостроением, радиотехникой, электроникой, электротехникой - широкий ассортимент и узкая специализация, тесные производственные связи (Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Руса).

В Новгороде, Пскове, Выборге, Калининграде производят радио- и телевизионную аппаратуру, видеомагнитофоны.

Химическая промышленность Санкт-Петербурга была пионером в производстве полимеров, пластмасс, материалов для полупроводниковой техники, фармацевтической промышленности.

Развита в районе легкая промышленность (обувная, текстильная, пищевая).

Ряд отраслей промышленности базируется на местных природных ресурсах. Это добыча фосфоритов и производство из них минеральных удобрений (Кингисепп, соврем. название - Курессааре), производство огнеупорного кирпича из местных глин (Боровики), добыча и производство строительных материалов, добыча сланцев (Сланцы).

Северо-Запад является родиной алюминиевой промышленности. Цветная металлургия на местных тихвинских бокситах - Волхов (алюминиевый завод), Бокситогорск и Пикалево (глиноземные заводы).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, производстве овощей и картофеля. Сохранило свое значение льноводство на юге и юго-западе района. Лен перерабатывается на многочисленных заводах и на крупных льнокомбинатах в Пскове и Великих Луках.

Топливно-энергетическая база района ориентируется (помимо местного) в основном на привозное сырье - нефть, газ и уголь из республики Коми. Крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод и ГРЭС находятся в Киришах. Электроэнергетика представлена тепловыми и гидроэлектростанциями (Волховская - первая в стране ГЭС). Действует одна из крупных в России Ленинградская АЭС.

Транспорт. Санкт-Петербургский транспортный узел по размерам грузооборота и пассажирооборота уступает лишь Москве. Транспортные пути отходят от этого города лучами в разные стороны. Санкт-Петербург и Калининград - крупнейшие морские порты России, через которые осуществляется внешняя торговля. В Санкт-Петербурге начинается Волго-Балтийский водный путь; а Беломоро-Балтийский канал дает выход в Балтийское море.

Столицей Северо-Западного экономического района РФ является, конечно же, Санкт-Петербург. Там я побывал еще в детском возрасте в середине 90-х. Город мне запомнился большим наличием иностранцев, там я впервые услышал финскую речь. Это и неудивительно: исторически Питер был всегда форпостом торговых отношений с Западом, что очень сильно повлияло на его хозяйственное развитие.

История ЭГП Северо-Западного района

Исторически сложилось так, что этот район довольно-таки отдален от центра и его в свое время Татаро-монгольское иго коснулось только косвенно. Славянские племена, населявшие данный регион, были искусными ремесленниками, поэтому там так развита легкая промышленность. Обилие лесных угодий поспособствовало развитию лесотехнического комплекса и торговле продуктами деревообработки. Но на мой взгляд, несколько особенностей исторической роли этой территории, занимающей сравнительно небольшую площадь, можно выделить:

  • Удаленность от центра спасла от монголо-татар и позволила сохранить древнерусскую культуру («Новгород - колыбель земли русской»).
  • Район круто входит в границы Европы, что позволило ему поддерживать внешнеторговые связи издревле (Новгород входил в «Банзу» - средневековый торговый союз прибалтов).
  • Наличие большого количества портов на Балтийском море, а также развитая речная сеть, помогали судоходным грузоперевозкам.

Развитые экономические отрасли Северо-Западного района

Сам район свои теперешние границы получил еще в составе СССР в 80-е года. Тогда там же начали развивать машиностроение, а для обеспечения этой отрасли квалифицированными кадрами создали множество соответствующих учебных заведений. Про историческое значение легкой промышленности тоже не было забыто: всем известная фабрика «Скороход» до сих пор существует и держит марку.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: