Сколько раз очумелов менял решение. Продолжение работы с текстом
- Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде де-ятельности полицейского надзирателя Очумелова?
- Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?
- Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.
- Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?
- Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни м.
- Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.
- Какую роль в рассказе играют городовой, ге-неральский повар Прохор, толпа?
- Сколько хамелеонов видите вы в этом расска-зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре-шения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очуме-лов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе-тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най-дете четвертое решение?
- Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?
- Найдите в рассказе «Хамелеон» такие собы-тия, которые дали бы возможность охарактеризо-вать участников, наблюдая за их поступками.
- Как люди, окружающие Очумелова и Хрюки-на, помогают нам оценить поведение этих героев?
В самом начале рассказа, в его экспози-ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го-родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание — практиче-ски портрет мелкого взяточника, в изо-бражении которого налицо приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами-лия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел-кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями.
Речь Очумелова подчеркивает удовлет-воренность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер-шенными репликами: «По какому это случаю тут?..»; «Почему тут? Это ты зачем палец?..»; «Кто кричал?». С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто-ропности Очумелова и его нежелании за-няться делом.
Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо-бого чиновничьего красноречия: «Чья со-бака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала со-баки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер-жать?!.»
Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.
Решения Очумелова стремительно сме-няют друг друга, и название рассказа на-прямую связано с этим калейдоскопом.
Самая первая деталь, на которую обра-щает внимание читатель, — новая ши-нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч-но, не ягоды или овощи — такие предме-ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест-вует по базарной площади. Далее, на про-тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, про-должает свой путь по базарной площади ». Так шинель (пальто) четыре раза включа-ется в события на базарной площади.
Первое решение — «А собаку истребить надо».
Второе («собака генерала Жигало-ва») — «…как она могла тебя укусить?».
Третье («нет, не генеральская») — «На-до проучить!».
Четвертое («может быть, и генераль-ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».
Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».
Шестое (повар продолжает: «Брат их-ний охоч…») — «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».
Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена-ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав-тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».
Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар-ной площади, и все передвижения участ-ников происходят только в ее границах.
На Хрюкине ситцевая крахмальная ру-баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон-ка его укусила: Хрюкин решил пораз-влечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…».
В рассказе много как безымянных уча-стников, так и действующих лиц, кото-рых мы так и не увидим на базарной пло-щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле-жит дровяной склад… Хотя они и не по-являются на базарной площади, происхо-дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж-ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп-ределяет развитие сюжета.
Это свидетели событий и отчасти источ-ники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-та-ки хозяин собачки. Эти герои одновремен-но являются фоном событий и участника-ми того, что происходит на базарной пло-щади.
В большинстве классов ученики выби-рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «побе-дителю». Четвертое решение предполага-ет назвать хамелионами тех героев, кото-рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора. Материал с сайта
В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс-кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе-ней — генерал, который так и не появил-ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.
Сцена, которая происходит на базарной площади, дает возможность точно и под-робно охарактеризовать и оценить всех ее участников. Мы можем показать, где и когда они особенно ярко демонстрируют свое «хамелеонство»: оно очевидно при каждой перемене суждений о том, кому принадлежит собачка; оно очевидно и при наблюдении за поведением Очумелова. В этой сценке суждения и решения, кото-рые принимает Очумелов, демонстриру-ют его «хамелеонство».
Все, кто собрался на базарной площади, активно переживают происходящее собы-тие. Попытка Хрюкина извлечь пользу из того, что его укусила собачонка, очень эмоционально переживается окружающи-ми. Толпа не только наблюдает за про-исходящим, но и активно вмешивается. Именно «голос из толпы» дважды опреде-ляет решение Очумелова.
Окружающие не столько поддерживают героев, сколько помогают им принять ре-шение. Толпа постоянно откликается на решение главных участников спора и этим поддерживает наше суждение об их поступках.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- ответы на вопросы по рассказу хамелион чехов
- повесть хамелеон а п чехов
- ответы на вопросы по литературе 6 класса к рассказу хамелеон
- ответы по рассказу а.п.чехова "хамелеон"
- вопросы к рассказу хамелеон
Разделы: Литература
Класс: 7
Цели: Образовательная : дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1 , см. Приложение 1 )
Запись темы урока в тетради
III. Первичное восприятие текста
– Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество.
Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык.
– А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?
– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)
– Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?
– Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы ? (Слайд 2 )
Нравы – обычай, уклад общественной жизни.
– Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.)
– Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя.
IV. Анализ рассказа
– Назовите действующих лиц рассказа.
– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)
– Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.)
– Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)
– Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4 )
– Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.
– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)
– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?
– Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)
– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.)
– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)
– Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным .) (Слайд 5 )
– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.)
– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?
– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.)
– Зачитайте рассуждения Очумелова.
– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.)
– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.)
– Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.)
– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)
– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.
– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6 )
– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать .
– Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)
– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.)
– А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)
– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон -? (Ни разу.)
– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.)
– О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.)
– Как ведет себя толпа ? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)
– Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7 )
– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)
– Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.)
– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.)
Записать определение в тетрадь
– А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8 )
V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах
– Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)
– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.
Работа в группах (Слайд 9 )
Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.
– Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.
Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.
Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?
Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?
Ассоциативные ряды:
Очемелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…
Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.
III группа
Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.
Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.
Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.
– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.
Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?
– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.
– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10 ):
Приемы создания комического в рассказе:
1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.
– Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)
VII группа
Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок)
– Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.
VI. Чтение рассказа по ролям
VII. Подведение итогов
– Сегодня мы познакомились с понятием
“хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш взгляд на произведение после
сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения,
читать, вдумываясь.)
– Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?
VIII. Домашнее задание: (Слайд 11 )
1) Подготовиться к тесту по рассказу
“Хамелеон”.
2) “Злоумышленник” – выразительное чтение.
Чехов, Хамелеон. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде деятельности полицейского надзирателя Очумелова? В самом начале рассказа, в его экспозиции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним городовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание – практически портрет мелкого взяточника, в изображении которого налицо
приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фамилия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мелкий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Речь Очумелова подчеркивает удовлетворенность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавершенными репликами: “По какому это случаю тут?..”; “Почему тут? Это ты зачем палец?..”; “Кто кричал?”. С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасторопности Очумелова и его нежелании заняться делом.
Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар особого чиновничьего красноречия: “Чья собака? Я этого так не оставлю…”; “…как она могла тебя укусить?”; “У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?!.”
Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.
Решения Очумелова стремительно сменяют друг друга, и название рассказа напрямую связано с этим калейдоскопом.
Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.
Самая первая деталь, на которую обращает внимание читатель, – новая шинель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конечно, не ягоды или овощи – такие предметы носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шествует по базарной площади. Далее, на протяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: “Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…”; “- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…”; “- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…”; “…запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади “. Так шинель (пальто) четыре раза включается в события на базарной площади.
Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?
Первое решение – “А собаку истребить надо”.
Второе (“собака генерала Жигалова”) – “…как она могла тебя укусить?”.
Третье (“нет, не генеральская”) – “Надо проучить!”.
Четвертое (“может быть, и генеральская…”) – “Ты отведешь ее к генералу…”.
Пятое (генеральский повар говорит: “Этаких у нас отродясь не бывало!”) – “Истребить, вот и все”.
Шестое (повар продолжает: “Брат ихний охоч…”) – “Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…”.
Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими переменами, мы еще раз убеждаемся в том, что автор не случайно дал рассказу название “Хамелеон”.
Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни м.
Рассказ “Хамелеон” описывает эту встречу. Сцена развертывается на базарной площади, и все передвижения участников происходят только в ее границах.
На Хрюкине ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачонка его укусила: Хрюкин решил поразвлечься. Кто-то из толпы говорит, что он “…цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни…”.
В рассказе много как безымянных участников, так и действующих лиц, которых мы так и не увидим на базарной площади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадлежит дровяной склад… Хотя они и не появляются на базарной площади, происходящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько между реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и определяет развитие сюжета.
Какую роль в рассказе играют городовой, генеральский повар Прохор, толпа?
Это свидетели событий и отчасти источники необходимой информации. “Голос из толпы” говорит Очумелову, кто все-таки хозяин собачки. Эти герои одновременно являются фоном событий и участниками того, что происходит на базарной площади.
Сколько хамелеонов видите вы в этом рассказе? В одном из классов ученики выдвинули три решения: хамелеон – Очумелов; хамелеоны – Очумелов и Хрюкин; хамелеоны – Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяетесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы найдете четвертое решение?
В большинстве классов ученики выбирают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к “победителю”. Четвертое решение предполагает назвать хамелионами тех героев, которые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора.
Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?
В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейского надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступеней – генерал, который так и не появился на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.
Глоссарий:
- характеристика очумелова из рассказа хамелеон
- характеристика очумелова
- сколько раз очумелов меняет свое решение
- описание очумелова из рассказа хамелеон
- Речевая характеристика Очумелова
Другие работы по этой теме:
- (1884г.) Полицейский надзиратель Очумелов идет по базарной площади. На его глазах, орущий, ругающийся мужик догоняет и хватает убегающую собаку. Вокруг быстро собралась толпа. Мужик этот...
- Анализ произведения Жанр произведения – юмористический рассказ. Однако ранние рассказы Чехова нельзя назвать только юмористическими, они прочно стоят в ряду лучших сатирических произведений русской классической...
- А. П. Чехов – всемирно известный русский писатель прозаических произведений. Он написал множество сатирических произведений. Летом я прочитал целую книгу этого писателя и больше всего...
- По жанру “Хамелеон” сатирический рассказ, в котором Чехов высмеивает людские пороки, в частности чинопочитание. Экспозиция: полицейский надзиратель Очумелов идет через базарную площадь. Завязка – Хрюкина...
- Краткое содержание Рассказ начинается с описания базарной площади. Вокруг тишина. Открытые двери лавок и кабаков глядят уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих....
1.Что в рассказе А.П.Чехова самое смешное?
Самое смешное - поведение Очумелова, у которого менялось отношение к собаке, по мере того, как он узнавал, кто ее хозяин. А так же фамилии героев – Хрюкин, Очумелов, Елдырин.
2.Прочитайте те места, которые вас особенно насмешили. На какие выражения и повороты действия вы обратили внимание?
Насмешили выражения «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Повороты действия: когда повар генеральский отрицает, что собака генерала, Очумелов сразу распоряжается изничтожить ее, но буквально через минуту выясняется, что это собака брата генерала. И поведение Очемелова мгновенно изменяется в другую сторону.
ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ
1.Сколько раз Очумелов меняет отношение к Хрюкину и ре-шение о судьбе собаки? От чего это зависит? Какую сторону служебных и человеческих отношений это приоткрывает? Какими комическими деталями автор сопровождает эти перемены? Какими репликами Очумелова?
Очумелов меняет свое отношение к Хрюкину два раза, к собаке – три раза. Это зависит от того, кто хозяин собаки. Здесь автор открывает проблему беспринципного человека, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Автор сопровождает это выражениями «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто». Так же Очумелова бросает то в жар, то в холод. Речь персонажей тажке один из юмористических приемов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально-экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хркжиным: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака- нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность.
2.Вызывает ли у вас сострадание потерпевший Хрюкин? Пере¬читайте его реплики. Каким человеком он вам представля¬ется? Почему он говорит, что у него брат в жандармах?
Хрюкин не вызывает сострадание, потому что он сам виноват в укусе, он тыкал сигаретой в собаку. Он полупьяный, неприятный, грубый, невежественный, полностью соответствует своей фамилии. Когда он говорит, что у него брат в жандармах, то видимо, таким образом он хочет по воздействовать на Очумелова, притянуть его внимание и его решение на свою сторону.
3.Как ведёт себя толпа? Почему она смеётся не над Очумеловым и Елдыриным, а над потерпевшим? Чем потешает её положение Хрюкина?
Толпа потешается над происходящим, особенно над Хрюкиниым. Потому что Хрюкин был сам виноват в укусе, был полупьяным, кроме этого он не так сильно пострадал, как хотел представить, а так же всем было весело от того, что положение Хрюкина несколько раз меняется от пострадавшего, до виновного.
4.Можно ли по рассказу судить о том, как протекает жизнь в городке? Чем заняты люди? Чем они развлекаются? Ка¬ковы их интересы? Хотели бы вы жить среди таких людей? Обоснуйте свой ответ.
Жизнь в городке протекает вяло и скучно. Автор говрит об этом в начале, так как до происшествия на улице не было ни души. Люди в основном заняты рутинной работой, им скучно, уныло. А происшествие с Хрюкиным для них был просто как целое событие. Недаром собралась целая толпа. Среди таких людей жить не хотелось бы. Эта не интересная, тоскливая, бесцветная жизнь.
5.Случаен ли подбор фамилий - Очумелов, Елдырин, Хрюкин? Как автор оценивает участников происшествия и как относится к тому, что описано?
Говорящие фамилии характеризуют персонажей и создают комический эффект. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», – так предстает перед читателем этот герой. Новая шинель в летнюю жару, узелок в руке и решето с конфискованным крыжовником в руках городового, сопровождающего Очумелова – символы власти. Хрюкин – «золотых дел мастер» – полупьяный человек с большими претензиями: «Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…» Фамилия Хрюкин тоже комична, но этот ювелир так корыстолюбив и так убого выражает свои мысли, что эта фамилия становится говорящей и очень ему подходит. Генерал Жигалов – персонаж, который так и не появится, но о котором все будут говорить. Слово «генерал» является частью его имени. Имя и отчество у него отсутствуют, поскольку они невозможны в глазах тех, кто находится ниже его по служебной лестнице.
Автор высмеивает участников происшествия, выставляя их в комичном свете, подчеркивая всю нелепость и некоторый трагизм ситуации - беспринципность Очумелова, мелочность и невежество Хрюкина, а так же судьба собаки, жизнь которой зависела от того, кто ее хозяин.
6.Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после чтения рассказа становится грустно?
В рассказе вызывает сострадание собака. Именно ей отдана симпатия автора:
«В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса..»
Грустно становится от того, что ведь пес мог оказаться и не генеральским и тогда его ждала бы незавидная участь. И грустно от того, что и в современной жизни встречаются вот такие «хамелеоны», которые предпочитают быть на той стороне, где выгоднее.
ПРИСМОТРИМСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ДЕТАЛЯМ
1.Прочтите ещё раз две первые фразы рассказа. Узелок в руке Очумелова - свидетельство того, что кто-то откупился от Полиции или задабривает её. Слово «конфискованный» употребляется обычно по отношению к какому-нибудь запре¬щённому товару на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона. Решето с крыжовником как конфискованный товар вызывает улыбку. Для чего писатель употребил эти художественные детали?
Для того, что бы подчеркнуть и глубже раскрыть образ Очумелова, его жадность, мелочность. Хамелеонство Очумелова свидетельствует о продажности полицейских, их зависимости от сильных мира сего. Свысока относясь к своим подчинённым, герой готов сам пресмыкаться перед людьми, обладающими властью, деньгами.
2.Ясно, что дело происходит летом, в жару. Тогда зачем Очумелов в новой шинели? Это для него предмет гордости, как шуба на лисьем меху на купце или чиновнике. Её надевали и в тёплое время, чтобы все видели богатую вещь. Кроме того, полицейский в шинели выглядит внушительнее. Какие ещё «говорящие» художественные детали текста могут быть таким же образом расшифрованы?
Отношение к происшествию у Очумелова меняется в зависимости от принадлежности собаки: если собака бездомная, то надзиратель говорит строго кашляя: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!.. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!..» Узнав о том, что собака, возможно, генеральская, Очумелова сразу бросает в жар, он просит городового Елдырина снять с себя пальто и говорит уже совершенно по-другому: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать....» Резкая смена отношения Очумелова к ситуации, хамелеонство надзирателя свидетельствует о его приспособленческом характере. С одной стороны, герой хочет выслужиться перед генералом, с другой - показать простому люду свою значимость.
3.Какими словами изображена площадь, действующие лица? Какие портретные и речевые детали не позволяют перепу¬тать героев?
Во время прочтения воображение без всяких усилий рисует очень яркую и точную картину происходящего. В «Хамелеоне» отсутствуют пространные описания, только короткие и очень меткие характеристики. Очумелов говорит с превосходством, с гордостью носит шинель, которая потом превращается в пальто, Хрюкин бранится,он пьян, укушенным потрясает пальцем, Елдрыгин склонен к рассуждению.
4.Обратите внимание на то, как энергично строится фраза у Чехова. Каков порядок слов? их подбор?
Рассказ больше напоминает стенограмму, сдержанный репортаж. Но именно это усиливает невероятно образы героев и позволяет рассмотреть их с максимальной ясностью, не отвлекаясь на посторонние детали. Только суть, самое важное и значимое вырезается в память.
Воспроизводя речь действующих лиц, писатель всегда озабочен тем, чтобы интонация фразы была точной, то есть кроме прямого смысла слов несла
дополнительную информацию о человеке, его отношении к людям и происходящему. В словах Очумелова «Я покажу вам, как собак распускать!» звучит прямая угроза. Она смягчается следующей фразой:
«Пора обратить внимание на подобных господ...», потому что сам полицейский почувствовал, что слишком круто взял.
РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
1.В тексте помещена иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.Чехова «Хамелеон». Найдите иллюстрации художников Д. Кардовского, Н. Вышеславцева к этому рассказу. Какие стороны ситуации и характеров действующих лиц выделяет каждый из художников?
Н.Вышеславцев:
Изображает картину появления Очумелова с Елдрыгиным на пустынной площади. Очумелов изображен в шинели, с рукой на поясе с горделивой походкой.
Д.Кардовский: Очумелов изображен в момент разбирательства скандала. Он в центре внимания художника. Толстый, в шинели, с узелком руке. Автор обращает внимание на детали. Рядом стоит Хрюкин с пальцем и собака - виновница происшествия.
Кукрыниксы сосредотачиваются на изображении эпизода с разбором скандала. Очень ярко изображены герои рассказа: Очумелов, Хрюкин, Елдрыгин. На наш взгляд более ярко удалось передать все детали Кукрыниксам.