Социальная структура общества и ее основные элементы. Социальная структура общества и ее элементы

Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

  • технико-экономического;
  • социально-политического;
  • законодательного;
  • художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

  • постоянная территория, имеющая государственную границу;
  • пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
  • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
  • политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

Строение общества в социологии Парсонса

Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное . Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

  • система действия;
  • социальная система;
  • общество как форма социальной системы.

Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:

  • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
  • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
  • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
  • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».

Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
  • культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).

Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.

Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.

На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую , так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

Современные представления о строении общества

С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер :

  • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
  • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
  • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
  • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
  • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
  • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).

Схема 1. Основные системы общества

Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.

Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.

Общественное, социальное, социетальное бытие - это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).

Социум - это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества , под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества - тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.

Общество - это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.

Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.

В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая , точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.

В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.

Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.

И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.

Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.

В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы , характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации , характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации , характеризующие его «душу»).

Сен-Симон, Конт, Гегель и другие полагали, что движущая сила изменений обществ находится в сфере сознания, в тех идеях, методах мышления и проектах, с помощью которых Человек пытается объяснить и предсказать свою практическую деятельность, управлять ей, а через нее и миром. Марксисты видели движущую силу исторических изменений в сфере борьбы бедных и богатых классов, производительных сил и экономических отношений, то есть в экономической системе. На мой взгляд, движущей силой развития обществ являются также противоречия психического, социетального, предметного внутри социальных систем, между общественными системами внутри общества, между разными обществами.

по курсу: Социология

тема: Социальная структура общества и ее элементы


Введение

1. Общество как социальная система. Структура и формы социального взаимодействия

2. Институционализация и ее этапы. Виды и функции социальных институтов

3. Социальные общности, группы и организации

4. Социальная структура общества и основания ее классификации

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Я выбрала тему «Социальная структура общества и ее элементы», потому что считаю, что этот вопрос, касающийся общества, занимает в социологии одно из главных мест.

Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни людей, всегда находился в центре внимания социологии.

На протяжении всей истории социологии это были одни из важнейших ее проблем, рассмотрение которых и является главной задачей выполнения этого реферата.

С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Но существует множество и других определений общества, а также его структуры и элементов, которые я рассмотрю в данном реферате.


1. Общество как социальная система

Структура и формы социального взаимодействия

Изучением общества, его сущности, основных элементов и закономерностей развития ученые занимаются уже не одно тысячелетие. Многие открытия в этой области были сделаны уже в IV в. до н.э. древнегреческим мудрецом Платоном, попытавшимся создать теорию идеального государства – совершенного человеческого общества.

Развитие представлений об обществе как о системе тесно связано с развитием естественных и общественных наук в XVIII-XIX вв.

Успехи в развитии биологии в XIX в., в частности появление эволюционной теории Ч. Дарвина, позволили преодолеть механические представления об устройстве общества и способствовали распространению «организмической» (от слова «организм») модели, вместе с которой в общественную науку пришли понятия «органическое целое», «саморегуляция», «морфологическая структура» и т.д.

Под «социальной системой » в современной социологии принято понимать упорядоченную, построенную, как правило, иерархически совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, объединенных устойчивыми связями и отношениями, взаимодействующую со средой как единое целое.

Наряду с понятием «социальная система» в современной социологии используется категория «общество». «Общество » можно определить как социокультурную систему, отличающуюся от других объединений людей – групп, общностей, организаций – длительностью существования и самодостаточностью, т.е. обладающую всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и развития.

Наиболее полное определение признаков общества принадлежит американскому социологу Эдварду Шилзу. По его мнению, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе и любому объединению людей, если:

Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного человека;

Оно не является частью какой-либо более крупной социальной системы;

Оно имеет территорию проживания, которую считает своей собственной;

У него есть собственное название и своя история;

Браки заключаются преимущественно между представителями этого объединения;

Оно пополняется преимущественно за счет естественного прироста, т.е. рождения детей внутри объединения;

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой;

Объединение обладает собственной системой управления.

В данной связи важно подчеркнуть отличие понятий «общество» и «социальная система» от понятия «население», которое широко используется в географии, демографии и реже – в социологии. «Население » определяют как совокупность людей, живущих на какой-либо общей территории.

Категории «общество» и «социальная система» являются центральными категориями социологии, но они описывают сложные социальные явления, и потому не могут быть начальными категориями системы социологического знания.

Начальной категорией системы социологического знания может быть лишь категория, являющаяся моделью простейшего социального явления, которое логически и исторически (генетически) предшествует возникновению общества, любой социальной системы.

Для того чтобы социальная система могла существовать нужны хотя бы два человека, связанные друг с другом разнообразными социальными взаимодействиями.

Современная социология определяет социальное взаимодействие как систему взаимообусловленных социальных действий, связанных с циклической зависимостью, в которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

П.А. Сорокин выделял следующие элементы социального взаимодействия ¹:

1) субъекты взаимодействия;

2) взаимные ожидания субъектов взаимодействия;

3) целенаправленная деятельность каждой из сторон;

4) проводники социального взаимодействия.

Классификация форм социального взаимодействия проводится по различным основаниям.

В зависимости от количества участников:

Взаимодействие двух людей между собой (два товарища);

Взаимодействие одного и многих (лектор и аудитория);

Взаимодействие многих и многих (сотрудничество государств, партий и т.п.)

В зависимости от сходства или различия качеств участников взаимодействия:

Одного или разных полов;

Одной или разных национальностей;

Сходных или различающихся по уровню богатства и т.д.

В зависимости от характера актов взаимодействия:

Одностороннее или двухстороннее;

Солидарное или антагонистическое;

Организованное или неорганизованное;

Шаблонное или нешаблонное;

Интеллектуальное, чувственное или волевое.

В зависимости от продолжительности:

Кратковременное или длительное;

Имеющее кратковременные или долговременные последствия.

В зависимости от природы проводников – непосредственное или опосредованное.

В зависимости от частоты повторений и устойчивости в социологии выделяются следующие виды социального взаимодействия : социальные контакты, социальные отношения, социальные институты.

Под социальным контактом в социологии принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве.

Социальные контакты можно разделить по разным основаниям. Наиболее четко выделены типы социальных контактов у С. Фролова. Он структурировал их в следующем порядке:

Пространственные контакты , помогающие индивиду определить направление предполагаемого контакта и сориентироваться в пространстве и во времени. Два типа пространственных контактов:

1. Предполагаемый пространственный контакт , когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Например, водитель уменьшает скорость, увидев плакат «На этом участке дороги работает система видеонаблюдения и контроля скорости».

2. Визуальный пространственный контакт , или контакт «молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.

Контакты заинтересованности подчеркивают социальную избирательность нашего выбора. Например, при нападении на вас, вы будете искать человека с большой физической силой или обладающего властью.

Контакты обмена. Это уже более высокая ступень в стремлении индивидов к социальному взаимодействию. Главное, что подчеркивают при анализе данного вида контактов, - это отсутствие в действиях индивидов цели изменить поведение или иные социально значимые характеристики друг друга, т.е. внимание индивидов пока акцентируется не на результате связи, а на самом процессе.

«Социальные отношения » – последовательности, «цепочки» повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся устойчивыми нормами и образцами поведения.

Следующим видом и качественно новым уровнем развития социального взаимодействия является социальный институт.

2. Институционализация и ее этапы

Виды и функции социальных институтов

Развитие человеческого общества не может происходить хаотически. С этой точки зрения, история – есть процесс упорядочения, закрепления общественно значимых типов социальных отношений.

Процесс выделения и закрепления определенных общественных отношений, социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, ориентированную на удовлетворение существенных для общества (на данном историческом этапе развития) потребностей определяется в социологии как «институционализация ». Ее результатом является формирование социальных институтов.

Социальными институтами называются социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Институты не зависят от личных качеств участников взаимодействия.

Не все социальные отношения в своем развитии превращаются в институты. Общественная практика отбирает и закрепляет лишь те отношения между индивидами, социальными группами, которые становятся жизненно важными для функционирования общества как сложной социальной системы.

Процесс институционализации есть процесс возникновения нового, которое всегда оценивается с позиции исторически сложившихся потребностей общества, то есть с позиции «развитого старого».

Формализуя процесс институционализации, можно выделить несколько этапов, необходимо присущих становлению социальных институтов:

1.Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2.Формирование общих целей.

3.Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4.Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5.Институционализация норм и правил, процедур, т.е. признание их общественной значимости.

6.Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях, создание механизма социального контроля.

7.Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итогом процесса институционализации принято считать установление четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Процесс институционализации – это процесс поиска компромиссов и достижения согласия между различными социальными группами.

Успешная деятельность социальных институтов во многом зависит от реализации определенной совокупности условий:

1.Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института.

2.Интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой – позволяет осуществить социальный контроль над институционализационными типами деятельности.

3.Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки . Во-первых, это установки и образцы поведения. Во-вторых – культурные символы. Культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

В-третьих, социальные институты обладают утилитарными культурными чертами: в семье есть очаг, русская печь, электроплита.

Четвертым признаком институтов являются устные или письменные кодексы поведения. Люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли.

Пятым признаком социальных институтов является наличие идеологии. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм.

Социальные институты, независимо от того, какие социальные отношения они отражают (экономика, политика, культура, религия, право, семья), выполняют общие институциональные функции. В социологии принято выделять явные (исторически признанные, четко выделяемые и легко распознаваемые функции) и латентные (скрытые, официально не признанные) функции.

Явные функции социальных институтов:

1. Выделение, закрепление и воспроизводство общественных отношений

Общество как социальная система через социальные институты устанавливает нормы и правила поведения индивидов, закрепляемые соответствующими документами. Следование данным правилам обеспечивает в обществе стабильность и возможность развития индивида как личности.

2. Коммуникативная функция

Данная функция необходима для поддержания деятельности социального института на должном уровне и осуществления внутренней взаимосвязи всех его частей. Кроме того, всякий социальный институт заинтересован в получении внешней информации о деятельности других социальных институтов.

3. Интегративная функция (функция сохранения целостности социального института)

Данная функция направлена на обеспечение в ходе институциализации сплочения, укрепления внутренних и внешних связей между членами коллектива. Функция интеграции состоит из трех основных элементов:

1) консолидация, или совмещение, усилий;

2) мобилизация частных ресурсов членов группы для достижения общих целей;

3) совместимость личных целей индивидов с целями других или группы в целом.

4. Регулятивная функция

Данная функция обеспечивает выработку общих социально значимых образцов поведения. Основным институтом, призванным воспроизводить общие образцы поведения (общественный идеал), является институт культуры.

Латентные функции – это функции, проявляющиеся в процессе институционализации, но не ставшие основополагающими для данного процесса.

3. Социальные общности, группы и организации

Разнообразные виды социальных систем возникают в результате социального взаимодействия. Действительно, в процессе взаимодействия между людьми образуются устойчивые связи и отношения, которые дают новое качество ранее независимым друг от друга индивидам – создают «коллективное единство» (термин П.А. Сорокина), которое взаимодействует со средой как целое. В результате регулярного взаимодействия пара влюбленных образует семью, несколько любителей футбола – команду, совокупность верующих – религиозную общину, несколько работников – трудовую артель и т.д. Укрепление взаимных связей, установление более устойчивых отношений и эволюция социальных общностей – это две стороны единого процесса взаимодействия между людьми. Взаимодействие общностей и групп дает в результате социальную структуру общества.

Самой общей, абстрактной категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность » – совокупность людей, объединенных общими условиями существования, наладивших регулярное устойчивое взаимодействие друг с другом.

Основными видами социальных общностей являются:

1) номинальная общность;

2) массовая общность (квазигруппа);

3) социальная группа;

4) социальная организация (организованная группа).

Номинальная общность – это особая социальная категория. В отличие от всех остальных видов социальных общностей, она не возникает естественным образом как результат социальных взаимодействий и, поэтому, строго говоря, общностью называться не может. Номинальная общность есть совокупность людей, объединенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью решения какой-либо научной задачи. Данные люди могут иметь огромное количество общих признаков: цвет глаз, волос, любовь к животным и т.п., но никогда не вступать во взаимодействие друг с другом. Термин «номинальная общность» существует как дань научной традиции и имеет более точный синоним «социальный агрегат ».

Массовая общность (квазигруппа) – это реально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели взаимодействия. Основными характерными чертами массовых общностей можно считать:

Спонтанность возникновения;

Неустойчивость, временный характер совпадения интересов;

Неопределенность состава и границ;

Объединение индивидов внешними условиями существования;

Неспособность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Социологи и социальные психологи выделяют следующие виды массовых общностей: аудитория, толпа, социальные круги.

1) Аудитория . Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (например, слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие средств массовой информации).

Наиболее характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно большой аудитории. Любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации.

2) Толпа . Толпа – это, как правило, бесструктурное скопление людей, связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Если толпа и имеет структуру, то она очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа – это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. Чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:

1. Внушаемость . Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.

2. Анонимность . Индивид чувствует себя незначительным и неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных людей.

3. Спонтанность . Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями, и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.

4. Неуязвимость . Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться». Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками каждый из участвующих в них снимает с себя ответственность за это, действуя со всеми вместе как одно целое.

Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения:

1. Случайная толпа не обладает какой-либо структурой.

2. Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Например, толпа, собравшаяся на представление, ведет себя по-разному в театре, на стадионе, на собрании и т.д.

3. Экспрессивная толпа , – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях получения личностного удовольствия ее членами. Например, танцы.

4. Действующая толпа – толпа с экстремальным типами поведения.

Сборище – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям.

3) Социальные круги . Социальные круги – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги – это общности дискутирующих людей.

Существует несколько разновидностей социальных кругов, в основном представленных в классификации Я. Щепаньского.

1. Контактные круги – это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам.

2. Профессиональные круги , или круги коллег – это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов.

3. Дружеские круги – это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке.

4. Статусные социальные круги – социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей).

Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания, имеющие значение для членов данного круга и влияющие на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга.

Социальные круги – это основа для образования активно действующих социальных групп. Особенно ярко такие действия наблюдаются в политике, при образовании политических партий.

Социальная группа – совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности.

Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:

Устойчивость, продолжительность существования;

Определенность состава и границ;

Общая система ценностей и социальных норм;

Осознание своей принадлежности к данной социальной общности;

Добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);

Объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

Способностью входить в качестве элементов в другие социальные общности.

По численности (массовости участников) и характеру отношений социальные группы подразделяются на большие и малые .

Основное отличие малой социальной группы от большой заключается в возможности непосредственных эмоциональных контактов членов группы, в личных взаимоотношениях между индивидами, и в силу этого, в четком распределении их по социальным статусам и ролям. Классическим примером малой социальной группы является семья. Ее численность – 2-15 человек. По виду влияния общности на процесс социализации индивида социологи выделяют первичные и вторичные социальные группы.

Первичные социальные группы составляют как бы непосредственное окружение индивида и являются субъектами первичной социализации (семья, компания друзей, одноклассников, единомышленников).

Вторичные социальные группы характеризуются безличным, односторонним, утилитарным характером взаимодействий между индивидами, косвенно влияющим на процесс социализации. Например, спортивный клуб, коллектив филателистов, сводная команда шахматистов школ.


4. Социальная структура общества и основания ее классификации

Если понятие «социальная система» указывает на взаимосвязи между множеством индивидов, которые преобразуют их в качественно новую совокупность – «коллективное единство», то категория «социальная структура» отражает характер упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами социальной системы, описывает состав элементов и «внутреннее устройство» человеческого сообщества.

Социальная структура – в широком смысле слова – означает совокупность отношений между различными социальными группами, общностями, организациями и социальными институтами, обеспечивающими стабильность в обществе.

В процессе собственного воспроизводства люди вступают в определенные общественные отношения, прежде всего производственные, объединяются в группы, кооперируются, распределяют функции. Господствующий в той или иной исторический период способ производства определяет характер социальной структуры данного общества.

Классификация различных сторон и элементов социальной структуры зависит от решаемых социологами задач и выбранных оснований. Социальная структура может рассматриваться в следующих отношениях:

1) историческом , с точки зрения эволюции общества, его развития; элементами такой структуры выступают этапы мировой истории, этапы развития отдельных стран, народов;

2) функциональном , т.е. как упорядоченная система форм социальной деятельности, обеспечивающих функционирование и развитие общества; при этом единицами анализа выступают отдельные сферы общественного разделения труда (экономика, политика, право, мораль, система образования и воспитания);

3) институциональном, как система связей между социальными институтами, обеспечивающими удовлетворение важнейших общественных потребностей;

4) как социальный состав общества, с точки зрения связей и отношений между различными социальными общностями, группами, организациями, выделенными по самым различным основаниям (социально-демографическая, социально-территориальная, национально-этническая, стратификационная и другие структуры общества);

5) как иерархия социальных статусов, каждому из которых соответствует набор прав, обязанностей и определенных социальных ролей;

6) как определенная система социально-культурной ориентации индивидуальных и коллективных действий ; единицами анализа при таком подходе к социальной структуре являются элементы социального действия (цели и средства, мотивы и стимулы, нормы и образцы поведения и т.д.).

Возможны и другие, производные от перечисленных выше, основания типологизации социальной структуры общества. По отношению к процессу труда все общество можно разделить на «занятых в общественном производстве» и «иждивенцев» (детей, учащихся, пенсионеров и др.). По отношению к правовым нормам все население также можно разделить на группы с: 1) конформным (законопослушным) поведением; 2) девиантным (отклоняющимся) поведением; 3) делинквентным (преступным) поведением.

Указанные подходы к социальной структуре общества могут рассматриваться как различные, дополняющие друг друга, ее элементы, каждый из которых допускает как теоретически, так и эмпирический анализ.

Социальная структура общества не является чем-то застывшим и неизменным. На нее оказывают воздействие многие факторы, которые по своей природе могут быть как функциональными, так и дисфункциональными. К ним относятся и всевозможные внутренние конфликты и взаимовлияния разнородных внешних структур (столкновение локальных культур или интересов). Различные по уровню и типу своего развития социальные структуры в неодинаковой степени способны адаптировать внутренние и внешние воздействия.

Устойчивость социальной структуры общества и ее адаптивные возможности изменяются в процессе ее развития. При этом происходят два взаимосвязанных процесса:

1. «Горизонтальная» дифференциация функций между отдельными дополняющими друг друга сферами социальной деятельности (например, разделение сфер общественного производства, появление новых сфер деятельности);

2. «Вертикальная», иерархическая дифференциация функций между различными уровнями социального управления (например, соответствующая дифференциация социальных институтов, механизмов социального контроля и программ деятельности социальной системы).

Подводя итог изложенному, необходимо подчеркнуть огромную важность изучения социальной структуры современного, и прежде всего, российского общества. Ни одно серьезное, общественно значимое заведение или организация не обходятся сегодня без грамотного специалиста-социолога, который отслеживает тенденции в развитии данного конкретного коллектива и общества в целом.


Заключение

Таким образом, выполнив реферат на тему «Социальная структура общества и ее элементы» я ответила на главные вопросы социологии, в отношение к обществу.

Я дала определение обществу, определила его место и роль в жизни людей, рассмотрела социальную структуру общества и ее элементы.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или мене тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе.

В связи с этим, я определила и рассмотрела задачи социологии – определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.


Список использованной литературы

1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. фил. наук, доц. Лошакова Д.Г. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос,1995.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд. – М.: Прометей, 2002.

4. Социология. Учебное пособие. / Под общей ред. док. фил. наук, проф. Тадевосяна Э.В. М.: Знание, 1995.

Что такое социальная структура общества

Из каких элементов формируется социальная структура общества

Каковы причины социальной стратификации

Какие существуют виды социальной мобильности

7.1. Понятие социальной структуры общества и ее основные элементы

Общество напоминает сложный механизм, составленный из многих сотен и даже тысяч деталей. Каждая из них имеет свои размеры, выполняет только свойственные ей функции. Все эти детали - а это разные социальные сообщества и группы - играют неодинаковую роль в общественной жизни.

Проблема строения общества как социальной системы всегда была одной из центральных в социологии. Так, еще О. Конт, очерчивая предмет исследования своей социальной статики определил, что она - это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, который состоит из большого количества социальных элементов.

Что же является составляющими общества как социальной системы? Понятно, что первичной единицей любой социальной системы является индивид. Он, будучи существом социальным, находится в тесной взаимосвязи с другими индивидами, образует с ними различные социальные группы и социальные общности, тоже являются составными общества. Строение же любой социальной системы, в том числе и общества, дополняют социальные связи, социальные отношения и социальные институты. Таким образом, можно дать следующее определение социальной структуре общества.

Это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, общностей и институтов, связанных между собой относительно постоянными отношениями.

Итак, социальная структура общества представляет собой строение этой социальной системы, определяет характер взаимосвязей и взаимоотношений между ее составляющими частями.

Сущность социальной структуры общества наиболее полно выражается в ее общих чертах, к которым можно отнести:

Многообразие социальных элементов, образующих социальную структуру общества (социальный институт, социальная группа, социальная общность и т.п.);

Разная степень влияния каждого составляющего элемента социальной структуры общества на социальные процессы и явления, отличие их социальных ролей;

Наличие относительно стабильных связей между составляющими элементами социальной структуры общества, взаимозависимость последних. Это означает, что ни один элемент социальной структуры не может существовать в обществе автономно. В любом случае он совмещен социальным связи с другими структурными подразделениями общества. В этом случае интересна история о Робинзона Крузо, который даже оказавшись на необитаемом острове, находился в тесной связи с обществом (пользовался вещами, изготовили другие люди, занимался теми же видами занятий, и в Англии - обустраивал собственный дом, выращивал сельскохозяйственные культуры, молился Господу и т.п.);

Сердечность элементов, обеспечивает целостность социальной структуры, то есть одни и те же социальные субъекты могут быть частями различных составляющих единиц общества. Например, одна и та же личность может быть включена в различных социальных групп и общностей;

Многофункциональность и стабильность - каждый элемент социальной структуры общества выполняет свои специфические функции, которые являются отличными от ролей других социальных элементов, и предусматривает значительное количество социальных функций общества. В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что основными составляющими общества являются социальные общности, поскольку их влияние на социальные процессы несравненно больше, чем участие отдельной личности. Что касается социальных организаций и социальных институтов, то они формируются в результате деятельности и взаимодействия социальных общностей и групп, являются производными от них * 1. Важным элементом социальной структуры общества являются также социальные группы.

* 1: {Ряд современных украинских социологов, в частности, В. Городяненко, наоборот, считают ведущим элементом социальной структуры общества социальные институты - экономика, политика, наука, образование, семья, поскольку именно они сохраняют и поддерживают существующие в обществе социальные свя Обязанности и отношения.}

Таким образом, социальная структура общества имеет два основных компонента: наличие составляющих элементов и социальных связей, возникающих между этими элементами.

Большинство современных социологов в структуре общества выделяет ряд отдельных подструктур, которые и являются основными составляющими элементами общества. Однако эти подструктуры являются лишь относительно независимыми между собой, поскольку как и все социальные элементы - составляющие общества - связанные между собой относительно стабильными социальными связями. Подструктуры общества основываются на основных формах социальных сообществ, действующих в обществе, и это также наводит на мысль, что ведущими составляющими элементами социальной структуры общества являются именно социальные сообщества.

Итак, основными подструктурами (элементами) общества являются:

Социально-этническая структура;

Социально-демографическая структура;

Социально-профессиональная структура;

Социально-классовая структура;

Социально-территориальная структура.

Рис. 2. Социальная структура общества


Каждая из названных подструктур характеризуется прежде тем, что включает в свой состав соответствующие общности. С другой стороны, каждая подструктура имеет все те же составные части, признаки и характеристики, и социальная структура общества в целом.

То есть, все элементы в социальных подструктурах так же связаны между собой стабильно действующими социальными связями и отношениями. Нужно напомнить, что отношения между всеми субъектами социальной жизни основываются на определенных ценностях и правилах поведения (социальных нормах), характерные для данного типа общества и отличают его от других. Поэтому следует заметить, что социальные нормы, собственно как и социальный контроль, является опорой для социальной структуры общества, поскольку они влияют на характер социальных связей и отношений, действующих в социальной структуре общества. Важно также отметить, что в связи и отношения между составляющими социальной структуры общества влияют также и социальные статусы и роли, речь о которых пойдет дальше, поэтому и они являются основой социальной структуры общества. Поэтому, общую схему социальной структуры можно изобразить примерно так, как показано на рис.

Сложность построения социальной структуры заключается еще и в том, что в обществе есть отношения социального равенства и неравенства. Типичный пример - рядовой служащий или студент приравниваются законом Украины по своим конституционные права к Президенту Украины, ведь Конституция нашего государства предусматривает равенство граждан. Вместе с тем, совершенно ясно, что за правами и льготами эти категории граждан значительно отличаются между собой. Социальные роли и статусы, социальное равенство и неравенство - вопрос, который является предметом рассмотрения следующих подразделений данной темы.

Общество и его структура - одна из центральных проблем в социологии. Некоторые учебные пособия даже определяют ее как предмет науки. Любой социум - это не монолит, не нечто однородное. Он состоит из самых различных слоев и групп (национальных, социальных и так далее), которые тесно связаны экономическими, политическими, социальными и духовными отношениями. И проявлять себя они могут только в рамках этих взаимодействий. Этим и обусловлено функционирование общества как единого организма, его целостность. Суть этого вопроса раскрыта в работах Г. Спенсера, М. Вебера, К. Маркса и других известных социологов.

Таким образом, и его структура включает в себя комплекс отношений и связей, существующих между общностями и социальными группами людей. А взаимодействуют они постоянно по поводу условий их жизни (экономических, духовных, политических и социальных).

Развивается общество и его структура на основе разделения труда и деления собственности на продукты производства и его средства.

Так, появление профессиональных групп, классов, групп, состоящих из сельских и городских жителей, из людей физического труда и умственного обусловлено его разделением.

Сложившуюся расчлененность внутри социума еще более закрепляет разделение собственности на средства и продукты производства. Оба фактора представляют собой объективные экономические и социальные предпосылки для развития На их роль указывали в свое время еще Э. Дюркгейм, П. Сорокин и другие ученые.

Общество и его структура состоит из нескольких элементов. К основным можно отнести следующие:

1) Классы. В системе разделения труда, деления средств и продуктов производства они занимают разные позиции.

2) Деревенские и городские жители.

3) Люди, занятые физическим и интеллектуальным трудом.

4) (старики и молодежь, женщины и мужчины).

5) Сословия.

6) Группы, объединенные по нации, этносу, народности.

Почти все указанные элементы по составу неоднородны и еще делятся на группы и слои, характеризующиеся только им присущими интересами, реализация которых происходит в отношениях с иными субъектами.

Общество и его структура представляется настолько сложным явлением, что привлекает внимание не только социологов, а и государственных деятелей, и политиков. Дело в том, что без знания четкой структуры групп, его составляющих, их интересов и возможных направлений их деятельности, нельзя руководить ни обществом в целом, ни какой-либо его областью (духовной, экономической, социальной или политической).

С проблемой социального строения непосредственно связанно и его структура. Оно представляет собой взаимодействие между объективно возникшими социальными группами и теми группами и организациями, которые искусственно создаются людьми для лучшей реализации духовных, политических, экономических и социальных интересов. Задача государства состоит в том, чтобы на той экономической основе, которую имеют все формации, способствовать развитию и совершенствованию гражданского общества.

Каждый человек в нем должен иметь возможность творчески, свободно проявлять себя, приносить людям пользу, удовлетворять и свои потребности. Законы и должны всесторонне защищать гражданина в реализации его прав. Но каждый человек тоже не должен забывать выполнять и свои обязанности как перед близкими людьми, так и перед обществом в целом. Только в таком случае могут решиться сразу две проблемы: создание, а также значительная оптимизация функционирования правового государства и улучшение гражданского общества.

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений - социально - экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.

Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.

В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.

Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально - экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время О. Конт и Э.Дюркгейм, русские мыслители М.И. Туган - Барановский, М.М. Ковалевский, П. А. Сорокин и др. Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, содержится в социально - экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести: классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально - демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе и области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Таково значение проблемы социальной структуры общества. К ее решению необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики.

Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии - социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру можно выразить через совокупность статусов и уподобить ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном - множество статусов и высок уровень организации разделения труда.

Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны и связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность статусов дала нам новое понятие - социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны.

Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство - это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Стратификация - это определенным образом «ориентированный» состав населения.

В социологии выделяют четыре главных измерения стратификации - доход, власть, престиж, образование. Они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ, а каналов доступа к ним.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: