"Титаник". Погибшие и выжившие

Из более 2 тысяч пассажиров и экипажа на борту «Титаника» около 1500 человек погибли в холодных водах Северной Атлантики. Спаслись только 700 человек. И это 12 самых заметных историй о выживших.

Заподозрив жену в измене, Мишель Навратил забрал двоих сыновей (Мишеля-младшего и Эдмона) и отплыл в Америку. Покупая билет второго класса на «Титаник», он сел на корабль под именем Луи Хоффман. В ту трагическую ночь Мишель смог посадить мальчиков в спасательную шлюпку, а сам погиб. После катастрофы братья Навратил остались в Нью-Йорке, пока их мать не опознала сыновей на газетных фотографиях месяц спустя.

Маргарет Браун заслужила это прозвище, фактически захватив одну из спасательных шлюпок корабля и угрожая выбросить за борт рулевого, если он не вернется, чтобы искать спасшихся. Так Молли стала известной, и она даже дожила до того момента, когда в её честь поставили бродвейский мюзикл и сняли фильм.

Элиза Глэдис Дин стала самым молодым пассажиром на «Титанике», ей тогда было только два месяца. Она пережила всех выживших на «Титанике», дожив до 97 лет и скончалась в 2009. Элиза, её брат и мать спаслись, а после вернулись в Великобританию на борту судна «Адриатика». После смерти Элизы её прах развеяли над доками Саутгемптона – там откуда отплыл «Титаник».

У «Титаника» было два судна-близнеца, один из которых также затонул, а второй, хоть и побывал в двух авариях, все же сумел остаться на плаву. Вайолет Джессоп «повезло» находиться на всех трех судах во время катастроф, но она выжила во всех из них. Джессоп вышла на пенсию в 1950 году, получив прозвище «Мисс непотопляемая», и дожила до 83 лет.

Фредерик Флит был одним из первых двух человек, который заметил айсберг, а затем закричал «Айсберг! Прямо перед нами!» После столкновения Флит укомплектовал одну из спасательных шлюпок и спас часть людей. Позднее он всегда настаивал на том, что мог бы предотвратить столкновение, если бы у него был в тот момент бинокль. В старости он страдал от депрессии и в конечном итоге покончил жизнь самоубийством.

Единственный японец на борту «Титаника» Масабуми Хосоно впоследствии получил массу критики от своих соотечественников за то, что он спасся на шлюпке, а не погиб. В результате Хосоно потерял работу, в прессе о нем отзывались презрительно, и он остался источником позора для своей семьи даже после его смерти в 1997 году.

Помощник капитана Лайтоллер внимательно следил за соблюдением правила посадки в шлюпки, пропуская только женщин и детей. Когда спасательных шлюпок не осталось, Лайтоллер смог выжить, уцепившись за перевернутую складную шлюпку и проведя так всю ночь.

Один из радистов Гарольд Брайд отправил сигнал SOS, что позволило судну «Карпатия» прийти на помощь выжившим. Когда «Титаник» пошел ко дну, Брайд оказался под перевернутой складной шлюпкой, но сумел ухватиться за неё и позднее был поднят на борт «Карпатии».

Преподаватель колледжа Лоренс Бизли был пассажиром с билетом второго класса. Во время столкновения Бизли находился в своей каюте, но смог выбраться наружу и сесть в спасательную шлюпку № 13. Всего через 2,5 месяца после катастрофы он опубликовал книгу воспоминаний, которую спустя 40 лет экранизировали.

Несмотря на свое аристократическое воспитание, Люсиль Картер не боялась работы и сама села за весла одной из спасательных шлюпок. «Когда я села в шлюпку со своими детьми, в ней не было моряков, – вспоминала она позднее. – Мне не оставалось ничего другого, как грести самой».

Графиня и меценат Ноэль Лесли взяла на себя ответственность за одну из спасательных шлюпок «Титаника», а точнее она сама встала за штурвал шлюпки № 8 и умело увела её от тонувшего судна. Вернувшись на берег, графиня всячески избегала публичности, но она все равно стала одной из великих героинь той катастрофы.

Неукоснительно соблюдая правило «женщины и дети», Арчибальд Грейси IV оставался на судне, пока не были заполнены все спасательные шлюпки, а затем отплыл от «Титаника» на разборной шлюпке, которая впоследствии перевернулась, и Грейси провел в ледяной воде всю ночь. Через полтора года он стал первым взрослым, выжившим на «Титанике», который умер после спасения по причине последствий гипотермии и травм.

Существует бесчисленное множество историй о людях, которые во время крушения «Титаника» жертвовали собой ради спасения других пассажиров. Так, например, мужчины пропускали вперёд женщин и детей, чтобы они смогли первыми покинуть на лодках тонущий корабль. Однако есть и другие истории о «Титанике», о которых не особо хочется рассказывать. Одни из них трудно назвать героическими, другие, откровенно говоря, просто нелепы.

1. Кэтрин Гилна думала, что «Титаник» тонет намеренно

После того как «Титаник» затонул, журналист спросил у Кэтрин Гилна, одной из пассажирок круизного лайнера, о том, в какой момент она поняла, насколько серьёзно обстояла ситуация. «По правде говоря, я думала, что это была неотъемлемая часть нашего путешествия, – сказала Гилна. – Я не осознавала никакой опасности». Кэтрин Гилна спала, когда корабль начал тонуть. Её разбудили и проводили к спасательной шлюпке. Другие пассажиры сообщили ей, что они собираются плыть к другому судну. Ранее она никогда не плавала на круизных лайнерах, поэтому подумала, что всё идет, как надо. Гилна помнит, как на корабле произошёл взрыв, и обломки корабля разлетелись в разные стороны. В воде было много людей. Некоторым из них женщина помогла забраться в спасательную шлюпку. Но, даже глядя на то, как тонет «Титаник», Кэтрин не до конца осознавала, что происходит. «Я не понимала, насколько всё было серьёзно до тех пор, пока не оказалась здесь, в США», – сказала она журналисту.

2. Диккинсон Бишоп сказал, что он случайно оказался в спасательной шлюпке

Когда «Титаник» начал тонуть, мужчины должны были пропускать вперёд женщин и детей. Во время крушения погибло 1 352 смелых и благородных мужчин, которые помогли остаться в живых своим жёнам и детям.

Когда «Титаник» начал тонуть, мужчины должны были пропускать вперёд женщин и детей. Во время крушения погибло 1 352 смелых и благородных мужчин, которые помогли остаться в живых своим жёнам и детям. Диккинсон Бишоп к этим мужчинам не относился. Когда у него спросили о том, как он очутился в спасательной лодке вместе с женщинами и детьми, он придумал идеальную легенду. Бишоп сказал, что он случайно споткнулся, упал и приземлялся прямо в спасательную шлюпку.

Однако во время допроса, который последовал за гибелью «Титаника», Бишоп едва не «погорел» на лжи. У него спросили: «Кто Вам сказал садиться в спасательную шлюпку?» «Один из офицеров, – любезно ответил Бишоп. – Он помог мне сесть в лодку». Через несколько секунд Бишоп осознал, что проговорился, и тут же поспешил добавить, идя на попятную: «Или…скорее…». Он на мгновение запнулся. Когда его мысли пришли в норму, он пояснил, что имел в виду совсем другое. Бишоп сказал: «Если быть точнее, то я упал в спасательную шлюпку»." width="400">

Диккинсон Бишоп к этим мужчинам не относился. Когда у него спросили о том, как он очутился в спасательной лодке вместе с женщинами и детьми, он придумал идеальную легенду. Бишоп сказал, что он случайно споткнулся, упал и приземлялся прямо в спасательную шлюпку. Однако во время допроса, который последовал за гибелью «Титаника», Бишоп едва не «погорел» на лжи. У него спросили: «Кто Вам сказал садиться в спасательную шлюпку?» «Один из офицеров, – любезно ответил Бишоп. – Он помог мне сесть в лодку». Через несколько секунд Бишоп осознал, что проговорился, и тут же поспешил добавить, идя на попятную: «Или…скорее…». Он на мгновение запнулся. Когда его мысли пришли в норму, он пояснил, что имел в виду совсем другое. Бишоп сказал: «Если быть точнее, то я упал в спасательную шлюпку».

3. Дороти Гибсон сняла фильм о том, как ей удалось пережить крушение «Титаника», через двадцать девять дней после того, как круизный лайнер затонул

Кинозвезда Дороти Гибсон была одной из тех, кому повезло спастись с тонущего «Титаника» и вернуться домой. Оказавшись в Нью-Йорке, она тут же направилась в офис своего менеджера и сказала, что непременно должна снять фильм о своём спасении. Гибсон сама написала сценарий к картине всего за несколько дней.

Убеждённая, что это придаст «подлинность» фильму, она даже надела на съёмки то платье, в котором она была, когда тонул «Титаник». Премьерный показ фильма состоялся менее чем через месяц после того, как произошло
крушение судна. К сожалению, ни одна из его копий не дошла до наших дней. Однако, судя по отзывам, фильм получился неплохим. Одни люди говорили, что картина им понравилась, другие были более строгими в своих оценках и называли её «плачевной трагедией».

4. Масабуми Хосоно был уволен за то, что выжил во время крушения «Титаника»

Масабуми Хосоно был единственным японцем на «Титанике». Он работал в Министерстве транспорта и направ
лялся в Россию для исследования железнодорожной системы страны. Его долгое путешествие включало в себя недолгое пребывание в Англии и круизное путешествие на «Титанике». Когда корабль начал идти ко дну, Хосоно был готов пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы спасти других. Однако в тот момент он увидел, как другой мужчина садится в спасательную шлюпку. Если другие не собирались быть благородными, то, подумал Хосоно, нет смысла становиться единственным дураком, отказавшимся сесть в лодку. Однако из-за своего малодушного поступка Хосоно сам же и пострадал. Японская пресса назвала его трусом, который «предал самурайский дух самопожертвования». Хосоно даже потерял работу из-за того, что выжил во время крушения «Титаника».

5. Даниэль Бакли переоделся в женщину, чтобы попасть в спасательную шлюпку

Матрос Х. Г. Лоув покинул тонущий «Титаник» в спасательной шлюпке, переполненной людьми. Когда он увидел, что в других лодках ещё есть места, он пересадил в них пассажиров, а сам вернулся на корабль, чтобы спасти как можно больше людей.

На тонущем круизном лайнере он заметил довольно крупную женщину, которая была одета в юбку и обёрнута шалью. Она наглым образом растолкала паникующих пассажиров и мгновенно прыгнула в спасательную лодку. Лоу поспешил заглянуть под шаль и увидел, что это в действительности был переодетый мужчина. Его звали Даниэлем Бакли. По его словам, он был в брюках, а не в юбке. Однако Бакли не стал отрицать, что решил накинуть на голову шаль.

6. Пятёрка миллионеров подкупила членов экипажа, чтобы получить отдельную лодку

Когда Авраам Саломан понял, что «Титаник» идёт ко дну, он сразу же нашёл выход из сложившейся

ситуации. Первым делом, он схватил меню, поскольку хотел хотя бы что-нибудь оставить себе на память после путешествия. Затем Саломан и четыре других миллионера пробрались к спасательным шлюпкам и увидели лодку на сорок человек. Они даже с тонущего корабля хотели сбежать с полным комфортом. Один из миллионеров, Космо Дафф-Гордон, подкупил членов экипажа, которые предоставили специально для них отдельную, большую спасательную шлюпку. Тем не менее, оказавшись на воде, экипаж предложил вернуться и спасти остальных. Однако миссис Дафф-Гордон сильно беспокоилась по поводу того, что в лодке будет тесновато. Они могли бы ещё спасти, как минимум, двадцать восемь человек, однако не сделали этого.

7. Уильям Картер оставил свою жену и детей умирать

Когда Картеры благополучно добрались до Нью-Йорка, они рассказали прессе историю, в которой Уильям

Картер, глава семейства, выступил как герой. Однако правда всплыла на поверхность лишь после того, как супруги развелись. Во время бракоразводного процесса миссис Картер рассказала о том, что Уильям ворвался в каюту, когда «Титаник» потерпел крушение, и проговорил: «Поднимайся! Одевай себя и детей!» После этого он выбежал из комнаты, ничего не сказав. Он должен был вернуться. Однако, когда Уильям увидел, что в одной из спасательных шлюпок, есть свободное место, он прыгнул в неё, оставив на тонущем корабле свою жену и детей. Миссис Картер пришлось самой пробивать путь к спасательной лодке. Более того, в ней не было мужчин, поэтому ей пришлось самостоятельно грести вёслами. Когда миссис Картер, наконец, доплыла до парохода «Карпатия», она увидела на нём Уильяма, который стоял, опершись на поручни судна. Он помахал рукой своей супруге и произнёс: «Я думал, что ты не справишься! Знаешь, я только что очень вкусно позавтракал».

8. Женщины, которые спасали своих собак

В спасательных шлюпках было мало места, но Элизабет Ротшильд не могла допустить, чтобы её любимая с
обака погибла. Она спрятала животное под плащ и запрыгнула вместе с ним в лодку. Когда собаку заметили, Элизабет отказалась отпускать её. Однако она была не единственной, кто поступил точно так же. Маргарет Хейс завернула своего питомца в одеяло, чтобы пронести его в спасательную шлюпку, в то время как семья Харперов сделала это в открытую. Впоследствии мистер Харпер заявил: «В лодке было ещё много места». Некоторые пассажиры были более категоричными. Как сообщается, одна женщина сказала, что пойдёт ко дну вместе с кораблём, если ей не разрешат сесть в спасательную шлюпку вместе с её любимым псом.

9. Роберт Хиченс, человек, который находился у штурвала, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом

Человека, который находился у штурвала, когда «Титаник» потерпел крушение, звали Робертом Хиченсом.
Он был простым рулевым. После начала эвакуации с тонущего судна его назначили ответственным за одну из спасательных шлюпок. Хиченс наполовину наполнил её людьми и поспешил отплыть в безопасное место. Некоторые пассажиры шлюпки начали возмущаться и говорить, что они могли бы спасти гораздо больше жизней. «Сейчас мы должны заботиться только о себе, – сказа Хиченс. – Не обращайте внимания на тех покойничков». Одной из пассажирок шлюпки была Молли Браун, которая впоследствии станет героем «Титаника». Она очень разозлилась, услышав слова Хиченса, и пригрозила вышвырнуть его за борт, если он не даст ей весло. Она и несколько других женщин захватили шлюпку, вернулись к тонущему кораблю и спасли ещё нескольких человек от неминуемой смерти.

10. Чарльз Джоуин не замёрз благодаря огромному количеству выпитого спиртного

Чарльз Джоуин был пекарем. Когда «Титаник» начал идти ко дну, он прекрасно понимал, что ему не удастся
спасти. Чарльз помог богатым забраться в спасательные шлюпки и дал им продукты питания. После этого он отправился в свою каюту и выпил столько виски, сколько мог, готовясь встретить смерть. Джоуин не помнил того, как он очутился на верхушке корабля. Чарльз крепко держался за перила, вися в воздухе, а когда корабль затонул, он прыгнул в ледяную воду. В ней он провёл более трёх часов, прежде чем его спасли. Пекарь не замёрз только потому, что в его крови было много алкоголя.

Наталья Деревянко

Рассвет 15 апреля 1912 года. Северная Атлантика. Оранжевое солнце поднимается над морским горизонтом, приглушая свет звезд и прогоняя утреннюю дымку. Медленно-медленно отступает ночь, скрывавшая следы, одной из самых крупных морских катастроф в истории человечества.
Двери, подушки, стулья, столы, шезлонги, обрывки бумаги, обломки были повсюду. Они плавно покачивались на волнах среди белых пятнышек, издали напоминающих чаек. Но при детальном рассмотрении, понимаешь, что эти пятнышки - тела погибших пассажиров и членов команды «Титаника» в их белоснежных спасательных жилетах. Некоторые из них смотрели вверх, на небо, как будто ожидая спасения, но большинство обреченно склонили свои головы в воду, смирившись с судьбой. И уже никто им не поможет, никто не спасёт. Всё кончено…

Возможно, такая картина открылась взору «Карпатии», которая с выжившими пассажирами «Титаника», поменяв курс, шла мимо места катастрофы обратно в Нью-Йорк.

В это же время руководство «Уайт Стар Лайн» приняло решение поднять тела всех погибших с поверхности океана. И это следовало сделать как можно быстрее, так как тела пока что находились более или менее сгруппировано и не разнеслись течением. Второй фактор - это то, что долгое пребывание тела в воде может усложнить процесс идентификации. Ну и конечно же, компания хотела хоть как то реабилитироваться перед семьями погибших - доставив тела родственникам для дальнейшего захоронения.

Центром всей операции по подъёму тел стал небольшой канадский городок Галифакс. Именно здесь «Уайт Стар Лайн» зафрахтовало четыре судна:

  • «Миниа»
  • «Монтмагни»
  • «Алджерин»

Так же был заключён договор с крупной похоронной конторой Галифакса «Джон Сноу энд компани» для обеспечения всех похоронных процедур.

Тем временем в прессе стала появляться информация о «кладбище в океане», «…сотнях мёртвых тел, пугающих пассажиров, проплывающих мимо судов…».

«Маккей-Беннетт» — британское судно-кабелеукладчик, принадлежавшее компании «Комёршл Кейбл Комапни». Основной его задачей было укладка и ремонт глубоководных кабелей. Помимо этого судно часто участвовало в спасательных операциях (например, спасение экипажа тонущей шхуны «Каледония» 12 февраля 1912 года). Но не это принесло ему известность.

17 апреля 1912 года в 12.35 после всех приготовлений «Маккей-Беннетт» под командованием капитана Ф. Ларднера и с 75 членами экипажа на борту отправляется в свой «страшный рейс». В ходе этой миссии на борт погрузили не кабель, а гробы. За эту работу руководство «Уайт Стар Лайн» обязалась платить команде 550$ в сутки.

Кабелеукладчик «Маккей-Беннет»

На борту присутствовал владелец похоронной компании — Джон Сноу-младший. Под его руководством были загружены 103 гроба, несколько тонн льда, растворы для бальзамирования, мешки и 20 тонн железных прутьев. Свободные от работы матросы, сшивали из парусины мешочки, для личных вещей погибших.

Один из мешков для личных вещей погибших.

Бортинженер Фредерик Гамильтон детально описывал всё происходящее:

«Утро 20 апреля 1912 года. К северу от нас видны очертания огромного айсберга. Думаю, мы очень близки к месту крушения многих надежд и молитв. Бальзамировщик становиться всё оживленнее, ведь скоро ему предстоит много работы».

Вечер 20 апреля 1912 года. «Маккей-Беннетт» достигает места катастрофы. Начало операции по извлечению тел назначили на раннее утро следующего дня. Мужчинам потребуется вся их храбрость, чтобы пережить предстоящее.

С момента гибели «Титаника» прошло 6 дней…

Экипаж «Маккей-Беннетт». 1912 год. Капитан Ф. Ларднер в центре второго ряда.

Рассвет 21 апреля 1912 года. Взору экипажа предстаёт ужасная картина – сотни тел, колыхающихся на волнах, среди обломков. И только сейчас матросы осознали масштабность всего произошедшего. Одни стали молиться, другие просто оцепенели. Так в тишине прошло около получаса. Затем придя в себя, матросы спустили шлюпки и осторожно направились в сторону «морского кладбища».

«Море неспокойно. Ветер юго-западный. Координаты 41 ° 59` СШ 49 ° 25` ВД. Вытаскиваем тела. Прорубаем лёд».

По описанию одного из членов экипажа, кожа замерших в воде пассажиров была белого цвета, волосы и брови покрыты инеем. Мацерация и тот факт, что тела разбухли, очень сильно затруднило работу, а работать пришлось очень быстро. Поднятые из воды тела на воздухе стали очень быстро разлагаться. Было предписано поднимать от 5 до 10 тел и возвращаться на судно.

Квадратом обозначена область поиска тел судном «Маккет-Беннет». Фото с оригинала карты.

В течении первого дня было поднято 51 тело (из них двое детей и три женщины). 24 тела были сильно повреждены или обезображены во время затопления судна, что делало невозможным идентификацию. Их было решено хоронить в море. Процесс захоронения в море был следующим. Железные прутья, что брали с собой (весом 12 кг с отверстием на конце), служили грузом для тел. Когда шлюпка подплывала к телу, труп осматривали, и принималось решение поднимать его или нет. Больше везло 1 и 2 классу. Экипаж или третий класс зачастую хоронили в море.

С трупа снимали спасательный жилет, за ноги цепляли прутья, и тело тонуло. Остальные тела доставляли на борт «Маккей-Беннетт», где их расформировывали. Сначала тела раскладывали на палубе. В присутствии двух человек осматривались карманы, и составлялась опись всего найденного. Личные вещи, украшения и другие предметы складывались в мешок. Трупу присваивался номер, этот же номер наносили на мешок с его личными вещами. Это должно было облегчить процедуру опознания на борту или берегу. С трупа срезали одежду и сжигали её. Затем приступали к работе медэксперты. Они тщательно осматривали тело, фиксируя все ссадины, царапины, увечья, татуировки. Затем на пассажиров первого класса надевали пижамы. Все полученные таким образом данные согласно новым правилам фиксировались в специальном журнале. Интересен тот факт, что такая процедура опознания была применена впервые в истории и она же используется до сих пор экспертами, работающими на месте массовой гибели людей (авиакатастрофы, крупные ДТП, в местах боевых действий и т.д.). Даже после смерти пассажиров, с их телами обращались согласно классовой принадлежности. Тела экипажа «Титаника» не были забальзамированы и даже не уложены в мешки (на борту они лежали в больших ящиках, засыпаны льдом). Тела пассажиров второго и третьего класса были уложены в мешки, а тела пассажиров первого класса клали в гробы. Их расположили на юте.

Из записей Фредерика Гамильтона:

«Понедельник 22 апреля 1912 года. Сегодня утром мы прошли мимо огромного айсберга. Я очень хотел его сфотографировать, но шёл дождь. Сейчас мы находимся восточнее огромного поля обломков. А среди шезлонгов, частей интерьеров, бумаги, ящиков и прочего — тела, тела, тела…»

«… 20.00. Дважды пробил колокол. Я слышу всплеск воды. Это означает, что началась похоронная церемония. Снова дважды бьёт колокол и снова всплеск, всплеск, всплеск…».

Можно добавить, что церемонию проводил священник собора Всех Святых города Галифакса Камерон Хайнд.

А вот что пишет в судовом журнале сам капитан:

«Сегодня я принял тяжелое решение. Мы положили в мешки 24 неопознанных тела, к каждому прикрепили груз весом в 23 кг и похоронили в море. Привезти всех на берег у нас просто не будет возможности».

Заметим, что практически все из них были пассажиры третьего класса или члены экипажа. Мною был замечен интересный факт. После того, как было найдено тело Дж.Астора, за что экипаж получил вознаграждение от его сына Винсента в размере 10 000 долларов, из пассажиров больше никого в море не хоронили. Совпадение ли?

Поиск и подъём тел «Маккей-Беннетт» проводил вплоть до 26 апреля, когда ему на помощь прибыло судно «Миниа». 30 апреля судно вернулось в Галифакс со своим «грузом».

Похоронная процессия на борту «Маккей-Бенетт».

Тела погибших пассажиров «Титаника» на борту «Маккей-Беннетт».

Одними из первых с борта были снесены тела экипажа «Титаника» в деревянных ящиках со льдом, затем тела пассажиров второго и третьего класса, которые уложили в мешки. Тела пассажиров первого класса были все в гробах, которые перенесли на берег в последнюю очередь. Вся процессия проходила в мертвой тишине, хотя пирс был забит родственниками, зеваками, журналистами, которые уже прозвали судно «корабль смерти».

За период с 21 по 26 апреля 1912 года «Маккей-Беннетт» было найдено 306 тел (номера тел 1-306). 116 были похоронены в море и 190 доставлены в Галифакс, Новая Шотландия.

Моряки с «Маккей-Беннетт» осматривают перевернувшуюся складную шлюпку В «Титаника».

«Миниа»

«Миниа» — второе судно зафрахтованное «Уайт Стар Лайн» для поиска погибших. 21 апреля 1912года от «Маккей-Беннетт» пришло сообщение о том, что они достигли места катастрофы, о большом количестве жертв и им может не хватить мешков, бальзамирующего состава, гробов и т.д. В тот же день, под командованием капитана Уильяма де Кальтерета на помощь из Галифакса выходит кабелеукладчик «Миниа» (на борту 150 гробов, 20 тонн льда и 10 тонн железных прутьев).

26 апреля судно достигло места катастрофы и сменило «Маккей-Беннетт». В этот же день погода сильно испортилась. Поднялся ветер и пошёл мелкий противный дождь, что делало невозможным долгие поиски. Подъем тел становился опасным для самих спасателей.

Кабелеукладчик «Миниа».

Из интервью капитана У. де Кальтерета:

«Нам всё-время приходилось ждать улучшения погоды. И как только океан становился к нам благосклонен, мы тут же начинали работу. Мы видели тела, но они дрейфовали очень далеко друг от друга. Добраться до них было тяжело, и, к сожалению, проходившие мимо пароходы не хотели нам помогать…»

Но, из-за разрыва важного кабеля у берегов Канады «Минию» пришлось отозвать раньше запланированного.

Хронология поднятия тел следующая:

  • 26 апреля поднято на борт 11 тел.;
  • 27 апреля — 1;
  • 28 апреля — 1;
  • 29 апреля — 1;
  • 30 апреля — 1;
  • 1 мая- 2;

Экипаж судна «Миниа» поднимает тело погибшего пассажира «Титаника».

Ходил слух, что члены команды «Минии» в нарушение всех правил занимались мародёрством. Преодолевая большие расстояния между одиноко дрейфующими телами, они попутно собирали вещи с поверхности океана в качестве сувениров. Я в это мало верила, но собирая материал для статьи, убедилась в обратном. nЧитая воспоминания капитана де Кальтерета, наткнулась вот на что. Привожу абзац полностью.

« … Смерть людей произошла от переохлаждения, только один захлебнулся. В его легких была морская вода. Мне наиболее запомнились тела двух мужчин. Один, вероятно, упал с большой высоты и ударился об надстройки судна. У него отсутствовала ступня, а другая нога была сломана и вывернута. Второй, возможно, погиб от взрыва. Его лицо было обожжено, отсутствовал глаз. Да, там точно, что-то взорвалось, я видел на борту кресла из ресторана, их подголовники были испачканы углём, некоторые разломаны. Так же мы подняли большую секцию деревянной лестницы…».

«… Были подняты шезлонги в хорошем состоянии, часть красивой фурнитуры, женское боа, буфетный шкафчик из салона первого класса…».

Но с другой стороны, благодаря этим людям мы сегодня можем увидеть те предметы, которые до наших дней, возможно бы, не дожили.

Осмотр тела погибшего пассажира «Титаника» на борту «Минии».

На борту «Минии».

Обнаружив 17 трупов (номера тел 307-323), из которых двое (не идентифицированных ) были похоронены в море, 3 мая 1912 года с 15 телами на борту судно направилось в Галифакс.

Представители «Джон Сноу энд компани» забирают гробы с «Минии» в морг.

6 мая, пришвартовавшись в порту назначения, команда перенесла неиспользованные гробы и мешки на третье судно, отправляющееся на поиски тел – пароход «Монтмагни».

«Монтмагни»

«Монтмагни» было небольшое судно, обслуживавшее маяки, оно принадлежало канадскому департаменту морского и рыбного хозяйства. Капитан Питер Джонсон. Судно вышло из небольшого порта Сорель и направилось в Галифакс, где по прибытию пополнило запасы, и где были наняты дополнительные члены команды. Один из бальзамировщиков похоронной конторы «Джон Сноу энд компани» поднялся на борт. Ему в помощь вызывается хирург из местной больницы. Преподобный С. Принц из местной церкви Св. Павла вышел в море в качестве капеллана.

Пароход «Монтмагни».

Утром 6 мая 1912 года в порту Галифакса швартуется «Миниа». И пока всё внимание было уделено разгрузке судна и фотографированию, никто и не заметил, как в полдень тихо в море ушёл «Монтмагни».

Дойдя до места катастрофы «Титаника» погода вновь испортилась. Пошёл дождь. «Монтмагни» смог подобрать всего лишь 4 тела в течение 9-10 мая (номера 326-329). По непонятной причине они пропустили номера 324 и 325. Одно тело похоронили в море. Оставшиеся три доставили 13 мая в Луисбург, где железной дорогой их перевезли в Галифакс. Пополнив запасы «Монтмагни» снова вернулся к месту катастрофы, но, увы, кроме небольших деревянных обломков ничего не обнаружил. Никаких тел.

19 мая около 18.00 «Монтмагни» сменило «Алджерин», последнее судно нанятое «Уайт Стар Лайн». 23 мая 1912 года «Монтмагни» вернулся в Галифакс и продолжил свою службу на благо канадскому правительству.

«Алджерин».

«Алджерин» последнее, четвертое судно, которое участвовало в операции по подъему тел под началом «Уайт Стар Лайн». Капитан — Джон Джекман.

Грузопассажирское судно «Алджерин».

О том, что происходило на борту и вокруг плавания «Алджерин» информации очень мало. Известно, что судно вышло из порта Св. Джонс (Ньюфаундленд) и исследовало место катастрофы в течение трёх недель. Было найдено одно тело (номер 330). Прекратив поиски, «Алджерин» 6 июня 1912 года вернулось в порт Св. Джонс и перегрузила гроб на пароход «Флоризель», которое 11 июня и доставило тело в Галифакс.

На этом заканчивается официальная операция по поднятию тел пассажиров «Титаника», организованная «Уайт Стар Лайн». Были составлены окончательные списки погибших и пропавших без вести. Но, не смотря на все усилия, тела продолжали ещё некоторое время пугать проходящие мимо пароходы.

Что ещё можно добавить.

Известно, что «Карпатия» не стала поднимать тела трёх погибших из складной шлюпки А, оставив лодку дрейфовать. Эту шлюпку офицеры Уайлд и Мэрдок пытались спустить одной из последних, но из-за нахлынувшей на палубу волны складные борта шлюпки поднять не успели. В результате наполовину затопленная и перегруженная пассажирами, она была смыта в океан. Месяц спустя (13 мая), по иронии судьбы, другой пароход компании «Уайт Стар Лайн» «Оушеник» находит шлюпку в 160 милях южнее места катастрофы. Позже, пассажир сэр Шейн Лесли вспоминал:

«…В полдень море было спокойным, когда впередсмотрящий крикнул, что впереди виднеется какой-то непонятный объект. Судно замедлило ход, и вскоре стало очевидным, что этот объект был одинокой спасательной шлюпкой, плавающей в Атлантике. Что было поистине ужасным, так это три тела, которые были в ней. По приказу с мостика, к ней послали шлюпку с офицером и врачом. Последовавшее зрелище было жутким. Волосы двух мертвых матросов побелели от солнца и соли, а третье тело, облаченное в вечерний костюм, распласталось на скамейках. Все три тела зашили в холщовые мешки, прикрепив стальной прут. Затем, одно за другим, их обернули в британский флаг, отпели и похоронили в море».

Это были тела под номерами 331-333, которые в официальных списках не учтены.

6 июня 1912 года. судно «Илфорд» находит тело (номер 334), которое похоронили в море. В официальном списке не значится.

8 июня 1912 года пароход «Оттава» случайно находит тело (номер 335). Похоронено в море. В официальном списке не учтено.

Подводя итог, можно сказать, что за время проведения операции с 17 апреля по 8 июня 1912 года было найдено 333 тела из 1512 погибших (около 22%).

За период поисков 209 тел было доставлено в Галифакс. 59 из них были забраны родственниками и похоронены у себя на родине. Три различных кладбища в Галифаксе стали последним пристанищем для оставшихся 150 тел.

С момента крушения «Титаника» прошёл 101 год, но его жертвы не забыты и, мне кажется, не будут забыты никогда. Ежегодно проходят поминальные мессы на месте гибели лайнера, ежегодно вспоминаются их имена. А, как известно, тот, кто не забыт, живёт вечно.

Приложение.

Разбивка по суднам, участвовавших в подъёме погибших (17.04 — 6.06.1912г).

Специально для:

Анатомия «Титаника»

Истории, которые нужно рассказать!

Когда 10 апреля 1912 года «Титаник» покинул Саутгемптон и отправился в свой первый рейс, он был самым большим и роскошным кораблём в мире. Трагично, что лайнер судоходной компании «White Star» так никогда и не добрался до Нью-Йорка. Он столкнулся с айсбергом 14 апреля 1912 года в 23:40 и затонул в Северной Атлантике в 2:20 ночи 15 апреля. Тогда погибло более 1500 пассажиров и членов экипажа, и только 705 людям удалось пережить эту страшную морскую катастрофу.

Это событие ошарашило весь мир, ведь многие люди изначально считали, что роскошный лайнер был непотопляемым. Данная трагедия до сих привлекает внимание, многих интересует, как действовали пассажиры и экипаж в ту роковую ночь. Большинство из нас знают вымышленную историю о Джеке и Роуз или слышали о «Непотопляемой Молли Браун», но есть и ещё и несколько интригующих, но малоизвестных рассказов.

1. Алекс Маккензи

24-летний Алекс Маккензи так никогда и не ступил на борт «Титаника», несмотря на то, что он уже упаковал свой багаж и стоял в очереди к трапу на борт роскошного лайнера. Родители купили ему билет на первый рейс судна в качестве подарка. Неожиданно Алекс услышал голос, который предупредил его, что он погибнет, если отправится в путешествие на разрекламированном судне.

Голос прозвучал настолько чётко, что Алекс стал озираться, чтобы увидеть, кто говорит, но рядом никого не оказалось. Решив, что он ослышался, Маккензи продолжил двигаться по направлению к трапу, но вдруг он услышал это послание ещё раз. Он снова проигнорировал его – только затем, чтобы услышать голос ещё раз, на этот раз намного громче. Тогда Алекс послушался и отказался от поездки, решив вернуться в свой родной город Глазго, где ему предстояло объяснить своим родителям, почему он отказался подняться на борт величайшего судна в мире.

2. Эдит Рассел


Многие люди мечтали о том, чтобы оказаться пассажиром первого класса на борту «Титаника», но только не Эдит Розенбаум (позже известная как Эдит Рассел). Она не могла избавиться от плохих предчувствий. Эдит поднялась на борт «Титаника» во время его первой остановки в Шербуре, во Франции, она возвращалась из Парижа с показа французской моды. В письме к своему секретарю Эдит написала: «Мы отправляемся в Квинстаун. Я просто ненавижу покидать Париж и буду рада вернуться сюда снова. Я собиралась отдохнуть в этой поездке, но я не могу избавиться от депрессии и предчувствия беды. Как же мне хочется, чтобы всё это поскорее закончилось!».

Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, Эдит попросила стюарда принести из её каюты первого класса музыкальную шкатулку в форме поросёнка. Она стояла на шлюпочной палубе, вцепившись рукой в эту музыкальную шкатулку и отказывалась садиться в спасательную шлюпку, пока не посадят всех женщин и детей. Вдруг кто-то выхватил завёрнутую в одеяло шкатулку, решив, что это ребёнок, и бросил её в шлюпку. Не желая расставаться со столь любимой вещью, Эдит прыгнула в шлюпку. Музыкальная шкатулка спасла ей жизнь.

3. Два беспризорника в море


Поскольку взрослых пассажиров-мужчин во время гибели «Титаника» в спасательные шлюпки не сажали, отец был вынужден поместить двоих своих сыновей в лодку, в то время как сам он остался на борту корабля. Малыши могли говорить только по-французски и не имели при себе никаких именных вещей, поэтому на спасательном судне «Карпатия» никак не могли установить их личность. Чтобы найти во Франции семью мальчишек, газеты напечатали статьи о двух «морских беспризорниках» и опубликовали их фотографии.

Между тем мать отчаянно искала своих двоих сыновей, которые бесследно исчезли. История о двух беспризорниках настигла её в Ницце, во Франции. После того как женщина описала приметы своих детей в службе спасения, мальчики были опознаны как четырёхлетний Мишель и двухлетний Эдмон. Мальчики были похищены их отцом, Мишелем Навратилом, который путешествовал на корабле под псевдонимом «Мистер Хоффман» и надеялся начать в США новую жизнь со своими детьми.

4. Эдвард и Этель Беане


Пассажиры второго класса Эдвард и Этель Беане собирались отпраздновать на борту «Титаника» своё недавнее бракосочетание. Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, молодожёнов из Англии это не обеспокоило, так как они, как и многие, считали, что судно было непотопляемым. Они не беспокоились до тех пор, пока пассажир из соседней каюты не предупредил их дважды о серьёзности ситуации.

Этель неохотно спустилась в спасательную шлюпку, оставив Эдварда на борту корабля. В то время как Этель плавала в безопасном месте, её мужу пришлось прыгать за борт, чтобы воссоединиться со своей женой. Эдвард плыл от тонущего корабля, пока не нашёл спасение на лодке. К счастью, счастливая пара воссоединилась, чтобы продолжить свою семейную жизнь.

5. Томас Миллар


После смерти своей жены и за три месяца до первого рейса «Титаника» Томас Миллар решил устроиться на роскошный лайнер компании «White Star» в качестве помощника палубного механика. Он сделал это, чтобы обеспечить будущее своих двоих сыновей, Томаса и Руддика.

Миллар оставил своих детей на попечение тётки в деревне неподалёку от Белфаста. Он надеялся, что сумеет начать в Соединённых Штатах новую жизнь, к которой позже присоединятся его сыновья. Перед тем как отправиться в Америку, Томас дал каждому из своих сыновей по одному пенни и сказал им, что они не должны их тратить до тех пор, пока он не вернётся. Томас Миллар так никогда и не вернулся к своим сыновьям, потому что потерял свою жизнь на борту корабля. В то время как Томас младший истратил свой пенни, монетка Руддика по-прежнему хранится в семье Милларов как символ любви отца к своим детям.

6. Отец Фрэнсис Браун


Отец Фрэнсис Браун был пассажиром первого класса на борту «Титаника». Он был одним из тех людей, у которых сохранилось много редких фотографий из жизни на борту судна. Священник-иезуит был страстным фотографом; билет на первый рейс «Титаника» он получил в подарок от своего дяди. Взволнованный тем, что он оказался на борту роскошного судна, и осознавая, что он присутствует на историческом событии, отец Браун сделал много фотографий, которые после катастрофы были опубликованы в печатных изданиях по всему миру.

В то время как большинство пассажиров «Титаника» направлялись в Нью-Йорк, отец Браун был одним из восьми пассажиров, которые покинули судно во время его захода в Квинстаун (теперь известный как Коба) в Ирландии, последний порт перед путешествием через Атлантику. Несмотря на то, что богатая пара предлагала оплатить оставшуюся до Нью-Йорка часть путешествия, священник был отозван с корабля своим руководством. Поэтому отец Браун пережил катастрофу, как и сделанные им фотографии, которые теперь дают нам представление о жизни на том злополучном судне.

7. Два кузена


На борту «Титаника» находились два кузена, но ни один из них не знал о присутствии своего дальнего родственника. Уильям Эдви Райерсон был стюардом, который обслуживал обеденный зал салона первого класса. Он мало что знал о своём троюродном брате, Артуре Райерсоне, который также присутствовал на борту судна в качестве пассажира первого класса вместе со своей женой Эмили и их тремя детьми.

Семья Артура направлялась в свой родной город Куперстаун (штат Нью-Йорк), после того как им сообщили, сын Артура скончался. У Уильяма и Артура был общий прапрадед, но они были абсолютно из разных кругов. Уильям родился в рабочей семье в Порт-Довере (штат Онтарио, Канада), в то время как Артур жил обеспеченной жизнью.

Пока Уильям рассаживал пассажиров по спасательным шлюпкам, Артур договаривался с членами экипажа о том, чтобы его 13-летнего сына Джона поместили в спасательную шлюпку вместе с женой и дочерьми. Артур был единственным членом семьи, который погиб во время морской катастрофы, в то время как Уильям спасся с тонущего корабля на спасательной шлюпке.

8. Графиня Ротес


В путешествие через Северную Атлантику на «Титанике» отправились и некоторые из самых богатых людей в мире, и одной из почётных пассажирок на борту лайнера была Люси Ноэль Марта, графиня Ротес. Она отправилась в США вместе со своей кузиной Глэдис Черри и горничной, Робертой Майони. Её целью было встретиться со своим мужем и двумя детьми, чтобы начать новую жизнь в США.

Графиню и её кузину разбудили, когда корабль столкнулся с айсбергом. Капитан Смит дал указание, чтобы все вернулись в свои каюты и надели спасательные жилеты. Примерно в 1:00 ночи графиня вместе со своей кузиной и горничной погрузились в шлюпку №8, которая была первой из спущенных на воду. Том Джонс, матрос спасательной шлюпки, быстро угадал в графине строгого руководителя и приказал ей управлять лодкой. Она сидела у руля шлюпки и более часа управляла ею, после чего поменялась местами со своей кузиной, чтобы попытаться успокоить невесту-испанку, потерявшую на корабле своего жениха.

Графиня гребла вёслами в течение всей ночи и морально поддерживала пассажиров до тех пор, пока к месту крушения не прибыла «Карпатия».

Она оказывала помощь не только во время путешествия на шлюпке. Графиня оставалась на борту «Карпатии» и после того, как корабль причалил в Нью-Йорке, оказывая помощь тем пассажирам, которые потеряли всё в результате крушения. По возвращении в Шотландию графиня Ротес купила серебряные часы с надписью «15 апреля 1912 года, графиня Ротес», которые послала Тому Джонсу в качестве подарка и в знак благодарности за его усилия на борту спасательной шлюпки. Он ответил на её подарок письмом, поблагодарив за доброту и мужество, и прислал ей медную табличку со спасательной шлюпки. Матрос и графиня переписывались до самой её смерти в 1956 году.

9. Джеймс Муди


Ещё одним героем на борту корабля был Шестой офицер Джеймс Муди, который решил остаться на борту несмотря на то, что ему предлагали место в спасательной шлюпке. 24-летний младший офицер получал за свою службу на корабле небольшое жалование в размере $37 и собственную каюту на время пребывания на борту «Титаника».

Перед тем как «Титаник» отправился в свой первый трансатлантический рейс, Муди невольно спас жизнь шести членам экипажа, которым не разрешил взойти по трапу из-за того, что они опоздали. Когда корабль столкнулся с айсбергом, молодой офицер был на посту и ответил на вызов Лукута Фредерика Флита, спросив его: «Что ты видишь?». Флит ответил: «Айсберг, прямо перед нами!».

Когда капитан объявил, что судно затонет в течение нескольких часов, офицер Муди спустил на воду спасательные шлюпки №12, 14 и 16. Пятый офицер Гарольд Лоу предложил Муди управлять шлюпкой №14, что было нормальным для офицеров низшего звена. Но Муди отклонил предложение Лоу. Несмотря на низкий ранг, Муди остался на корабле и помогал первому офицеру Мердоку, пока вода не стала затапливать шлюпочную палубу. Муди неоднократно предлагали стать командиром шлюпки, но он всякий раз мужественно решал остаться на корабле, чтобы спасти как можно больше жизней и наблюдать за катастрофой до самого конца. Второй помощник Лайтоллер был последним человеком, который видел Муди живым в 2:18 ночи, когда тот пытался спустить на воду разборные спасательные шлюпки.

10. Джек Филлипс


Джек Филлипс был старшим радистом на борту «Титаника» и работал в паре с младшим оператором Гарольдом Брайдом. Двое мужчин занимались приёмом и отправкой с помощью азбуки Морзе сообщений от пассажиров, а также принимали метеорологические предупреждения для капитана.

Перед катастрофой Филлипс получил с других кораблей многочисленные предупреждения об айсбергах, Брайд доставил многие из них капитану. Тем не менее, из-за большого количества пассажирских сообщений Филлипс был не в состоянии доставлять капитану Смиту все предупреждения; он считал, что капитан получил уже достаточно предупреждений об опасности айсбергов. Когда с парохода «Калифорниэн» поступило очередное сообщение об айсберге, Филлипс ответил: «Заткнись! У меня переговоры с мысом Кейп-Рейс!». Впоследствии Филлипса стали называть одним из виновников крушения.

Тем не менее, когда судно столкнулось с айсбергом в 400 морских милях от Ньюфаундленда, Филлипс предпринял всё возможное, посылая сигналы бедствия с целью обеспечить спасение пассажиров и членов экипажа. 25-летний телеграфист оставался на своём посту даже тогда, когда капитан освободил его от исполнения обязанностей. Он неустанно отправлял сообщения ближайшим судам до 2:17, когда корабль уже опускался на дно океана.

Его связь с «Карпатией» помогла спасти 705 пассажиров. Многие корабли позже сообщили, что сообщения Филлипса были абсолютно четкими, несмотря на тот хаос, который творился вокруг него. К сожалению, несмотря на наличие у него складной шлюпки, Джек Филлипс погиб во время морской катастрофы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: