Вестфальский мир (1648 год). Особенности Вестфальской мирной системы

24 октября 1648 г. одновременно в Мюнстере и Оснабрюке были подписаны два договора, вошедшие в историю под общим названием Вестфальский мир.

По условиям Вестфальского мира Франция закрепляла за собой стратегически важные крепости вдоль своей северо-восточной границы - Мец, Туль и Верден. Она также получала права на пограничную с Империей область Эльзас и несколько городов на Рейне. К Швеции отходили важные германские территории на берегах Балтийского и Северного морей. Она устанавливала контроль над устьями рек, через которые осуществлялась внешняя торговля германских государств. Это способствовало экономическому упадку и без того разорённой Германии. Вместе с владениями в Германии французский и шведский монархи приобретали титулы князей Империи и возможность влиять на её внутреннюю политику. Они объявлялись также гарантами Вестфальского мира. Их германские союзники увеличили свои территории за счёт бывших церковных владений.

Вестфальский мир устанавливал полное равноправие католической и лютеранской религий на всей территории Германии. В итоге всех этих преобразований возникла так называемая Вестфальская система, создание которой отразило важнейший этап в становлении международного права.

Средневековая политическая традиция, вопло­щенная в стремлении к созданию единой общеевропейской хрис­тианской монархии , где понятия «государство» и «интересы на­ции» никак не совмещались, была связана с политикой австрийс­ких и испанских Габсбургов. Они же возглавляли католическую реакцию в масштабах Европы. Другой принцип политического раз­вития был присущ Англии, Франции, Голландии и Швеции. Он предполагал создание сильных государств на национальной основе . В названных централизованных государствах, кроме Франции, пре­обладало протестантское вероисповедание. По-разному протекало эко­номическое развитие противоположных блоков. В антигабсбургский блок входили страны, где ширился капиталистический уклад.

Главным конфликтом в политической жизни Западной Евро­пы по-прежнему было противостояние Франции и коалиции ис­панских и австрийских Габсбургов. И Габсбурги и Франция, пре­вратившаяся в могущественное абсолютистское государство в годы правления кардинала Ришелье, претендовали на особую роль в европейской политике. В интересах Франции было сохранить им­перию раздробленной и не допустить единства действий двух габс­бургских монархий. Конкретные интересы разных европейских стран и их общее стремление пресечь гегемонистские цели Габсбургов определили участие каждой из них в войне в разные ее периоды.

Взаимное истощение противоборствующих сторон, абсолют­ное разорение населения Германии, где развертывались основные военные действия, и, как следствие, невозможность жизнеобес­печения армий, наконец, нарастание социальной напряженности в самих воюющих странах привели к необходимости завершения войны.

Мир, вошедший в историю как Вестфальский, был заключен 24 октября 1648 г . одновременно в г. Мюнстере и г. Оснабрюке (Вестфалия – земля в тогдашней Германии). Он не только зафиксировал конкретные территориальные и политико-правовые договоренности, но и подвел итог столетнего конфесси­онального противостояния в Европе и привел к новой расстанов­ке сил на континенте. Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.

Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели : Франция - разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов , Швеция - добиться гегемонии на Балтике , Священная Римская империя и Испания - добиться меньших территориальных уступок.

Заключенные договоры включали вопросы территориальных изменений в Европе , политического устройства Германской им­перии, вероисповедания на ее территории, закрепления независимости Голландии и Швейцарии.

Вестфальский мир юридически закрепил политическую раздроб­ленность Германии на два века, фактически обеспечив суверенитет немецких князей. В состав империи вступила Швеция как суверен полученных имперских вла­дений с правом посылать своих депутатов в рейхстаг. Опека над ря­дом имперских городов позволяла Франции вмешиваться в дела империи.

В области религиозной Вестфальский мир уравнял в правах кальвинистов с католиками и лютеранами на территории Герма­нии, придав кальвинизму статус официально признанной конфес­сии. Была узаконена секуляризация церковных земель, проведенная до 1624 г., однако новые захваты земель церкви были запрещены.

Международное признание государственного суверенитета по­лучили Швейцарский Союз, официально выведенный из состава империи, и Республика Соединенных провинций (появились как результат борьбы в Нидерландах против Испании).

Война обернулась настоящей трагедией для Германии, особенно для народов, населявших те территории, которые были непосред­ственным театром военных действий. Она оставила после себя го­лод, разорение, опустошение целых районов. Сокращение числен­ности населения в несколько раз (например, в Чехии более чем в 3 раза, в отдельных местах Германии - в 5-10 раз), уничтожение материальных и культурных ценностей, спад и остановка произ­водства привели к длительному социально-экономическому кри­зису в Германии.

В общем, в результате войны в выигрыше оказались страны ан­тигабсбургской коалиции. Для французской монархии успешное завершение Тридцатилетней войны и войны с Испанией (окончилась подписанием Пиренейс­кого мирного договора 7 ноября 1659 г ., по которому Франция закрепила большую часть своих завоеваний в южных Нидерландах и на Пиренейской границе и обя­залась не оказывать помощи Португалии, воевавшей с Испанией) явилось стартом борьбы за европейскую гегемонию. Швеция превратилась в европейскую державу, и ее приоритет в Северной Европе стал очевиден. Окончательно утвердив независимость от Испании, Гол­ландия создала условия для экономического роста, борьбы за коло­нии и изменения своего политического веса в европейских делах. Но собственно Австрийская монархия не проиграла в войне и немецкие князья, как католические, так и протестантские, утвер­дились в полном суверенитете.

Тридцатилетняя война завершила вековой период острого кон­фессионального противостояния в Европе. Религиозный фактор перестал играть существенную роль в международных отношениях. Результаты Тридцатилетней войны доказали перспективность политического процветания централизованных национальных госу­дарств (Франции, Англии, Голландии, Швеции), но важнейшая проблема создания национальных государств на месте Священной Римской империи германской нации осталась нерешенной.

Вестфальский мир полностью изменил внешнеполитическую ситуацию в Европе, создав иной баланс сил, иные политические приоритеты и ценностные ориентиры, внес международно-пра­вовую основу в систему европейских международных отношений, определив их характер на ближайшие полтора столетия.

Религиозные споры ушли в прошлое и обнажились истинные государственные интересы, цели и взаимные противоречия стран, составляющих ранее один лагерь. На первый план вышло торгово-экономическое противоборство прежде всего молодых капиталистических стран Англии и Голландии с Францией и Испанией, а также каждой из названных стран друг с другом.

Значение Вестфальского мира в первую очередь заключалось в том, что он разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне :

    Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип «чья власть - того и вера», вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;

    Изменение внешнеполитической ситуации в Европе, иной баланс сил

    Внес международно-правовую основу в систему европейских МО

    Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи : с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;

    согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

Принципы:

 приоритет национального интереса

 приоритет баланса сил

 приоритет государств-наций

 принцип и понятие государственного суверенитета

В результате Тридцатилетней войны:

Германия потеряла не менее 1/3 своего довоенного населения и была разорена. Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

Испания выбыла из числа ведущих держав Европы и мира.

Ведущая роль в Европе перешла от Габсбургов к французским Бурбонам.

Швеция утвердилась в положении сильнейшего государства на Балтике и одного из самых влиятельных государств Европы.

Окончилась Вестфальским миром в 1648 г. Религиозный вопрос был на нем решен в пользу равноправности с католиками и лютеранами также и кальвинистов , и правило «cujus regio, ejus religio» («чья земля, того и вера») было отменено. Для секуляризованных духовных княжеств был принят 1624 г. (средний между 1618 и 1630 гг.), как срок, до которого все совершившиеся секуляризации были признаны. В политическом отношении были произведены кое-какие территориальные изменения внутри Германии, но самое главное – князья и вольные города были признаны совершенно самостоятельными, т. е. могли заключать союзы даже с иностранными государствами (но только не против императора и империи). Императорская власть сделалась пустым титулом, имперский сейм превратился (в 1667 г.) в постоянное собрание «послов» и разделился на три коллегии (курфюршескую, княжескую и городскую), а по вероисповедным вопросам на два «корпуса» – католический и евангелический. Наиболее крупные князья были сделаны неподсудными имперскому суду (рейхскаммергерихту). Всех княжеств, на которые распалась Германия, было более трехсот, кроме полусотни имперских городов. Привыкши во время войны без согласия земских чинов налагать подати и собирать войска, князья поступали так и впоследствии. Поэтому ландтаги, ограничивавшие их власть, пришли в упадок. Во второй половине XVII в. у князей явилось желание во всем подражать французскому королю Людовику XІV , и они страшно разоряли своих подданных налогами, которые тратили на постройку дворцов, на покупку дорогих вещей и на роскошный образ жизни. Тридцатилетняя война, таким образом, лишь завершила процесс усиления княжеской власти, начавшийся еще до реформации, а порядок вещей, созданный в Германии войною и Вестфальским миром, сохранялся без всякого изменения до времен Французской революции. Только в Пруссии и Австрии, да и то главным образом лишь с середины XVIII в., сделались заметными новые веяния жизни.

124. Значение Вестфальского мира для Европы

Вестфальский мир имеет в высшей степени важное значение в истории международных отношений. В переговорах, ведшихся в Мюнстере и Оснабрюке, участвовали, представители разных наций, и трактатами, здесь заключенными, были определены положение и взаимные отношения всех западноевропейских государств. Вестфальский мир сделался даже главным основанием для всех международных трактатов второй половины XVII и почти всего XVIII в., вплоть до французской революции . Священной Римской империи, а тем самым и австрийским Габсбургам, стоявшим в её главе, наносился удар, как политической силе, совершенным раздроблением Германии на отдельные княжества и признанием независимости от неё за Швейцарией и Голландией . На счет Германии притом поживились главные враги Габсбургов – Франция и Швеция. Первая из них, закрепив за собою «три епископства», приобрела еще Эльзас, отделенный от её территории Лотарингией, вторая – значительную часть Померании и другие важные пункты (Висмар, Бременское епископство и т. д.). Во второй половине XVII в. Франция и Швеция сделались уже самыми могущественными державами в Европе. В 1648 г. окончилась и борьба Испании с Нидерландами, за которыми испанские Габсбурги должны были особым договором признать полную независимость. Из территориальных изменений, произведенных Вестфальским миром в самой Германии, особенно важное значение для общеевропейских дел получило приращение территории Бранденбурга, превратившегося в начале XVIII в. в королевство Прусское . Установлением равноправности между католиками и протестантами Вестфальский мир вообще положил конец религиозным распрям, раздиравшим Западную Европу в течение целого столетия; притом сделано это было без согласия папы. Когда последний протестовал особою буллою против такого нарушения его прав и против введения религиозной нравственности, на протест его не было обращено никакого внимания даже католическими правительствами.

Более трех с половиной сотен лет назад в Европе завершилась Тридцатилетняя война. Ее итогом стало подписание Вестфальского мира, сильно повлиявшего на будущую европейскую историю.

Кратко о Тридцатилетней войне

Война возникла как последствие политического усиления германской нации в Священной Римской империи и Европе. Датой начала войны считается 1618 год, завершилась она в 1648 году.

Конфликт начал разжигаться как религиозная война между католиками и протестантами, став последним крупным военным столкновением в борьбе за веру.

Театр военных действий развернулся в Центральной Европе, став следствием голода и эпидемий, которые опустошили целые районы современной Германии. Так, в Южной Германии после войны в живых осталось лишь 35% жителей. Для восстановления экономики и людских ресурсов, некоторым областям Священной Римской империи потребовалось больше века. В войне приняли участие практически все европейские страны (кроме Швейцарии).

Россия также не осталась в стороне.

Рис. 1. Кардинал Ришелье.

Войну делят на несколько периодов: Чешско-пфальцский (1618-1624), Датский (1625-1629), Шведский (1630-1635) и Франко-шведский (1635-1648).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Итогом затяжных боевых действий стало создание конгресса по мирному урегулированию в городах Оснабрюк и Мюнстер, где были подписаны мирные договора между императорами Франции и Швеции, поставившие точку в общеевропейской войне.

Рис. 2. Европа накануне Тридцатилетней войны

Вестфальский мир

Города Мюнстер и Оснабрюк располагались в исторической области Вестфаль, что и дало название мирному договору. Примечательно, для завершения Тридцатилетней войны пришлось созывать, фактически ставший первым общеевропейский, конгресс. Именно там протестанты (кальвинисты, лютеране и другие) получили равные права с католиками, что не могло бы случиться, если бы не был провозглашен принцип веротерпимости. Именно в 1648 году был заложен принцип «чья страна, того и вера», что исключило возможность ведения очередных религиозных войн.

От Священной Римской империи наибольшим весом своего голоса обладали послы княжеств, обладавших действующими армиями либо имеющих статус кюрфюршеств: Баварии, Саксонии, Бранденбурга, Гессен-Касселя. Остальным имперским делегациям попросту не уделяли внимания

Но это было не единственным, к чему привело заключение Вестфальского мира. Кроме этого, он имел и другие последствия:

  • Франция получала Эльзас, что повлекло за собой господство Парижа на реке Рейн;
  • Швеция фактически получала контроль над устьями крупнейших рек в Северной Германии, сделав Балтийское море своим внутренним;
  • Габсбурги отказались от идей расширить свои владения за счет западноевропейских территорий;
  • был подорван авторитет Священной Римской империи: германский император больше не был старшим по рангу среди всех королей, входивших в империю;
  • была закреплена раздробленность Германии на мелкие княжества и государства;
  • мятежники, пленники и изгнанники получали амнистию.

Амнистию получили очень многие и видные государственные деятели. Так, в правах был восстановлен Карл Людвиг, став кюрфюрстом Пфальца, а его дядя вновь стал графом. Фридрих V вновь получил титул маркграфа земель, конфискованных во время войны. Многие протестанты возвращались из изгнания в Богемию и другие земли.

Все воюющие государства стремились получить собственную выгоду от решения на конгрессе. Швеция мечтала укрепить свое положение на Балтийском море, основным условием требуя Померанию и необязательным – Силезию и другие прибрежные земли. Французы мечтали получить Эльзас и разорвать отношения испанских и австрийских Габсбургов. Священная Римская Империя и Испания пытались отделаться мелкими территориальными потерями.

Территориальные изменения согласно Вестфальскому договору

Заключение вестфальского мира повлекло за собой множество территориальных изменений. На политической карте Европы появилось новое, признанное всеми, государство - Швейцарская конфедерация.

Республика Соединенных провинций подтвердила свой суверенный статус, не войдя в состав ни Священной Римской Империи, ни Испании. Французы-таки получили Эльзас, а вместе с ним Мец и Верден.

Швецию обязали распустить армию, передав ей компенсацию количеством в пять миллионов талеров, а также Западную Померанию, Висмар и несколько епископств.

Кроме того, было снято ограничение по торговле, а на Рейне было оформлено свободное судоходство.

Ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом - можно даже сказать, что довольно скромным шагом - в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

23 мая 1618 г. в Прагу прибыла делегация протестантов из Богемии (входила в состав Священной Римской империи) по поводу применения к ним строгих мер. В ходе переговоров делегаты выбросили через окна двух чешских католических советников и секретаря императора. Мятежники образовали повстанческое правительство и создали небольшую армию. Так началась Тридцатилетняя война .

Данная война представляет собой с одной стороны противостояние между католиками и протестантами, а с другой – между немецкими князьями и императорской властью, против которой они восстали. Также существовали и территориальные проблемы – князья пытались расширить свои государства. В империи католицизм исповедовался меньшинством, но его поддерживали Габсбурги, герцоги Виттельсбахи могущественной Баварии, религиозные ордена.

В 1635 г. война утрачивает свой первоначальный религиозный характер, а на первый план выступают политические расчеты. Швеция и Франция хотят увеличить свои владения за счет ослабленной Германии, а немецкие князья хотят освободиться от императорской власти. Но ни Фердинанд II , ни его сын Фердинанд III не хотели уступить противникам своей территории, и война затягивается еще на 13 лет.

Вестфальский мир 1648 г. послужил окончанием Тридцатилетней войны 1618–1648 гг. и включил в себя 2 мирных договора, подписанных после длительных переговоров 24 октября 1648 г. в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабрюке. Оснабрюкский договор был заключен между римским императором и его союзниками с одной стороны, и Швецией с союзниками – с другой. Мюнстерский договор заключался между императором с союзниками с одной стороны, и Францией с союзниками – с другой. Положения Вестфальского мира касались территориальных изменений, религиозных отношений и политического устройства Римской империи.

После заключения Вестфальского мира Швеция получила от Римской империи 5 млн талеров, остров Рюген, всю Западную и часть Восточной Померании с Штеттином, Висмаром, архиепископством Бремен и епископством Верден. Таким образом, во владении Швеции оказались основные гавани Балтийского и Северного морей. Швеция как владелица германских княжеств стала членом империи и была наделена правом посылать своих депутатов на имперские сеймы.

Франция после заключения Вестфальского мира получила бывшие владения Габсбургов в Эльзасе, а также подтвердила свой суверенитет над лотарингскими епископствами Мец, Туль и Верден.

Являясь победителями в Тридцатилетней войне (1618–1648 гг.), Франция и Швеция были объявлены основными гарантами выполнения Вестфальского мира. Германские княжества Бранденбург, Мекленбург‑Шверин, Брауншвейг‑Люнебург, являясь союзниками держав‑победительниц, расширили свои территории за счет конфискации монастырских земель, герцогу Баварии был присвоен титул курфюрста.



Германские князья были независимыми от императора в проведении как внутренней, так и внешней политики, они только не могли заключать внешних союзов против империи и императора. Германские реформаторы были уравнены в правах с католиками и лютеранами, узаконена конфискация (секуляризация) церковных земель, которая была произведена до 1624 г.

Вестфальский мир имел огромное международное значение. Попытка создания мировой империи под эгидой Габсбургов (испанских и австрийских), а также их планы подавления реформационного движения в Европе и подчинения буржуазной Голландской республике потерпели крах. Швейцария и Голландия добились международного признания своего суверенитета. Франция длительный период времени занимала господствующее положение в Западной Европе.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: