Военная тема в поэзии твардовского.  Тема Великой Отечественной войны в лирике поэтов XX века

Сочинения по литературе: Тема войны в лирике А. Т. Твардовского

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. "Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня", - писал поэт.

"Я убит подо Ржевом" - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь "частицей народного целого", и его волнует, как и всех, чьи "очи померкли", все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что "исполнится слово клятвы святой", вырастает в прочную веру: наконец-то попрана "крепость вражьей земли", настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча награжден,

Но есть ли такая награда,

Что выслужил, выходил, выстрадал он? -

Пожалуй, что нет. И не надо!

Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы "Рассказ танкиста". Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.

Стихотворение "Я знаю, никакой моей вины..." - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы "все же", выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. "Я" - живой и "другие" - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.

Поэма "Василий Теркин" в жанровом отношении - свободное повествование-хроника ("Книга про бойца, без начала, без конца..."), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: "На привале", "Перед боем", "Переправа", "Гармонь", "В наступлении", "На Днепре".

В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда,

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это "богатырь, сажень в плечах", "весельчак", "человек бывалый". За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, "заслонясь от смерти черной только собственной спиной...". А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,

Что в бою не чужд опаски...

То серьезный, то потешный,

Он идет - святой и грешный...

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Новогеоргиевская средняя школа

РЕФЕРАТ

«Военная тема в лирике А.Т.Твардовского»

выполнил:

ученик 11 кл.

Муминов Р.

Проверила:

с.Новогеоргиевск-2004 год

  1. Введение…………………………………………………………3
  2. Понимание и описание Великой Отечественной войны в творчестве А.Т.Твардовского.………………………5
  3. Биографические сведения…………………………………..5
  4. Тема войны в стихотворных произведениях А.Т.Твардовского……………………………………………7
  5. «Василий Теркин»- поэма о солдате………………………13
  6. Заключение …………………………………………………….14
  7. Список использованной литературы…………………………17

Война жесточе нету слова.
Война печальней нету слова.
Война святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.А. Т. Твардовский

I. В любое неспокойное время в России поэты и писатели чутко реагировали на тяготы исторического времени. Так и Великая Отечественная война не могла не всколыхнуть творческих людей. Они сопереживали защитникам Отечества, стараясь их вдохновить на новые ратные подвиги, воспевали героев. Война оставила значительный пласт военных очерков, зарисовок и репортажей, то есть в этот период расцвёл публицистический жанр. Но и стихи в любое военное время играли важную роль, так как поэзия могла настроить бойца, поднять его боевой дух. Писатели и поэты присутствовали на фронте, поэтому могли получить самое яркое впечатление от военной жизни людей. Надо сказать, что традиции описания военных действий в русской классике были довольно мощными. Многие писатели пытались осмыслить войну как социальное и общечеловеческое явление. Конечно, первое, что вспоминается по этому поводу развёрнутые размышления Толстого на страницах «Войны и мира» и «Севастопольских рассказов». Писатель отметил бесчеловечность этого явления в целом, но указал на справедливость войны отечественной.

«Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!» эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью.

Великая Отечественная война это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Общее число писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. Нельзя найти никакой исторической аналогии такому массовому участию писателей в непосредственной литературной боевой работе, которую развернули советские мастера слова в дни борьбы с гитлеризмом.

Более трехсот литераторов не вернулось с полей сражений, среди них Е. Петров, Ю. Крымов, А. Гайдар, В. Ставский, М. Джалиль... Фашизм занес руку и на будущее советской литературы, вырвав из ее рядов десятки молодых писателей, людей талантливых, ярких В. Кубанева, М. Кульчицкого, Н. Майорова, Г. Суворова, П. Когана, Н. Отраду, В. Шульчева и многих других.

И, что особенно важно, Великая Отечественная война, несмотря на безмерные жертвы, стала для советских людей школой духовного, нравственного роста. Отечественная война подняла на гребень все самое истинно прекрасное, что было воспитано в советском человеке.

Важность и действенность слова писателей во время войны засвидетельствована и тем, что произведения прозы, поэзии и драматургии заняли виднейшее место в газетах. Наряду с первостепенным политическим материалом, сводками Совинформбюро и другими сообщениями государственной важности, на страницах «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Красного флота», «Комсомольской правды» мы видим не только песни, стихотворения, публицистические статьи, но и рассказы, повести, поэмы, пьесы.

Военными корреспондентами центральных и фронтовых газет, а также радио, Совинформбюро, ТАСС стали в те дни М. Шолохов,
А. Фадеев. А. Платонов, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман,
Б. Полевой, Е. Петров, Л. Соболев. П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков, А. Жаров, А. Калинин и многие другие. Литература носила открыто агитационный характер, давая «народу чудовищный заряд ненависти к врагу».

В лирике Твардовского военная тематика занимает одно из главных мест. Как уже говорилось, многие поэты хотели показать своё отношение и отношение народа к происходящей трагедии. Твардовский не был исключением из общего правила. Он написал небольшое стихотворение, которое в полной мере раскрывает мысли автора о таком явлении, как война:

Война жесточе нету слова.
Война печальней нету слова.
Война святее нету слова
В тоске и славе этих лет.

II. Александ Трифонович Твардовский родился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты "Рабочий путь", принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.

После окончания сельской школы молодой поэт пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу, потому что у него не было никакой специальности. Пришлось существовать "на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций". Когда в московском журнале "Октябрь" Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но "получилось примерно то же самое, что со Смоленском".

Зимой 1930 он опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. "Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936.

Произведения Твардовского печатались в 1931 1933, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника".

Bo время Великой Отечественной войны была создана поэма "Василий Теркин" (1941 45) яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, ""Теркин" был... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю".

Почти одновременно с "Теркиным" и стихами "Фронтовой хроники" поэт начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги" (1946).

В 1950 60 была написана поэма "За далью даль" и в 1967 1969 поэма "По праву памяти", где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой, опубликованная только в 1987.

Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина".

Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги "Статьи и заметки о литературе" (1961), "Поэзия Михаила Исаковского" (1969), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965).

Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын и др.

В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.

С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия". Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. К сожалению, тетрадка с записями Твардовского о первых месяцах работы пропала. Но остались строки, запечатлевшие первые дни войны, самого страшного и горестного периода Великой Отечественной.

То была печаль большая,
Как брели мы на восток.
Шли худые, шли босые
В неизвестные края,

I. Введение…………………………………………………………3

II. Понимание и описание Великой Отечественной войны в творчестве А.Т.Твардовского.………………………5

1. Биографические сведения…………………………………..5

2. Тема войны в стихотворных произведениях А.Т.Твардовского……………………………………………7

3. «Василий Теркин»- поэма о солдате………………………13

III. Заключение …………………………………………………….14

IV. Список использованной литературы…………………………17

I. В любое неспокойное время в России поэты и писатели чутко реагировали на тяготы исторического времени. Так и Великая Отечественная война не могла не всколыхнуть творческих людей. Они сопереживали защитникам Отечества, стараясь их вдохновить на новые ратные подвиги, воспевали героев. Война оставила значительный пласт военных очерков, зарисовок и репортажей, то есть в этот период расцвёл публицистический жанр. Но и стихи в любое военное время играли важную роль, так как поэзия могла настроить бойца, поднять его боевой дух. Писатели и поэты присутствовали на фронте, поэтому могли получить самое яркое впечатление от военной жизни людей. Надо сказать, что традиции описания военных действий в русской классике были довольно мощными. Многие писатели пытались осмыслить войну как социальное и общечеловеческое явление. Конечно, первое, что вспоминается по этому поводу – развёрнутые размышления Толстого на страницах «Войны и мира» и «Севастопольских рассказов». Писатель отметил бесчеловечность этого явления в целом, но указал на справедливость войны отечественной.

«Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!» - эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью.

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

Общее число писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. Нельзя найти никакой исторической аналогии такому массовому участию писателей в непосредственной литературной боевой работе, которую развернули советские мастера слова в дни борьбы с гитлеризмом.

Более трехсот литераторов не вернулось с полей сражений, среди них - Е. Петров, Ю. Крымов, А. Гайдар, В. Ставский, М. Джалиль… Фашизм занес руку и на будущее советской литературы, вырвав из ее рядов десятки молодых писателей, людей талантливых, ярких - В. Кубанева, М. Кульчицкого, Н. Майорова, Г. Суворова, П. Когана, Н. Отраду, В. Шульчева и многих других.

И, что особенно важно, Великая Отечественная война, несмотря на безмерные жертвы, стала для советских людей школой духовного, нравственного роста. Отечественная война подняла на гребень все самое истинно прекрасное, что было воспитано в советском человеке.

Важность и действенность слова писателей во время войны засвидетельствована и тем, что произведения прозы, поэзии и драматургии заняли виднейшее место в газетах. Наряду с первостепенным политическим материалом, сводками Совинформбюро и другими сообщениями государственной важности, на страницах «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Красного флота», «Комсомольской правды» мы видим не только песни, стихотворения, публицистические статьи, но и рассказы, повести, поэмы, пьесы.

Военными корреспондентами центральных и фронтовых газет, а также радио, Совинформбюро, ТАСС стали в те дни М. Шолохов,
А. Фадеев. А. Платонов, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман,
Б. Полевой, Е. Петров, Л. Соболев. П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков, А. Жаров, А. Калинин и многие другие. Литература носила открыто агитационный характер, давая «народу чудовищный заряд ненависти к врагу».

В лирике Твардовского военная тематика занимает одно из главных мест. Как уже говорилось, многие поэты хотели показать своё отношение и отношение народа к происходящей трагедии. Твардовский не был исключением из общего правила. Он написал небольшое стихотворение, которое в полной мере раскрывает мысли автора о таком явлении, как война:

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.

II. Александ Трифонович Твардовский родился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты «Рабочий путь», принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.

После окончания сельской школы молодой поэт пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу, потому что у него не было никакой специальности. Пришлось существовать «на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций». Когда в московском журнале «Октябрь» Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но «получилось примерно то же самое, что со Смоленском».

Зимой 1930 он опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением», - сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936.

Произведения Твардовского печатались в 1931 - 1933, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации «Страна Муравия» (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов «Сельская хроника».

Bo время Великой Отечественной войны была создана поэма «Василий Теркин» (1941 - 45) - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, "«Теркин» был… моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю".

Почти одновременно с «Теркиным» и стихами «Фронтовой хроники» поэт начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги» (1946).

В 1950 - 60 была написана поэма «За далью - даль» и в 1967 - 1969 - поэма «По праву памяти», где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой, опубликованная только в 1987.

Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием «Родина и чужбина».

Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги «Статьи и заметки о литературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965).

Многие годы Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын и др.

В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.

С июня 1941 года Александр Твардовский начинает работу в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Он пишет стихи, очерки, фельетоны, статьи, песни, заметки. К сожалению, тетрадка с записями Твардовского о первых месяцах работы пропала. Но остались строки, запечатлевшие первые дни войны, - самого страшного и горестного периода Великой Отечественной.

То была печаль большая,
Как брели мы на восток.
Шли худые, шли босые
В неизвестные края,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?

Многие помимо Твардовского говорили о святости отечественной войны. Но в чём она (святость) заключается для народа? Дело в том, что народ осознавал свой великий долг перед будущими поколениями, чувствовал себя причастным к тому историческому процессу, который происходил в это время в России, и старался повернуть его на пользу своей стране.

Каждый человек, борясь за свободу своей родины, боролся и за тот небольшой кусочек земли, на котором вырос сам. В лирике Твардовского есть образ его малой родины, «родной стороны» - Смоленщины, которую захватил враг:

Ветром, что ли, подунуло
С тех печальных полей, -
Что там с ней, как подумаю,
Стороною моей!

Общая тревога порождает конкретные сюжеты и обращения, например, у Твардовского есть стихотворение «Партизанам Смоленщины», которое призывает покарать пришедшего грозного врага. Поэт поднимает боевой дух бойцов, заявляя: «Нет, твой враг не похвалится тыловой тишиной!» В стихах нет конкретных образов партизан, они все обобщены, названы «весёлым народом» и даже «зоркой местью». Поэт убеждён, что победа близка, о чём говорит в финале. Но не только партизаны принесут победу России. В лирике Твардовского встречается образ танка, который значит для поэта гораздо большее, нежели просто гусеничная машина. Известно его стихотворение, которое так и называется – «Танк»:

И, как будто первопуток
Открывая за собой,
В сталь одетый и обутый,
Танк идёт с исходной в бой.

В этих строчках слышатся какие-то былинные мотивы: богатыри на Руси тоже обладали такой огромной мощью, что могли одним пальцем проложить «первопуток», а слова «одетый» и «обутый» также явно указывают на сходство танка с богатырём. Таким образом, танк – это символ скорой победы России в войне.

И всё же не вся военная лирика Твардовского состоит из обобщённых образов и пространных размышлений. Поэт написал и несколько фронтовых зарисовок, в которых конкретные люди рассказывают о своей военной жизни. К подобным стихам относится, например, «Рассказ танкиста». В центре этого стихотворения – фигура мальчонки, помогшего обнаружить замаскированный артиллерийский расчёт врага. Это произведение рассказывает о прифронтовом детстве, и, что особенно важно, подчёркивает необходимость участия всех и каждого в военных буднях страны. Мысленному взору читателя явлена такая картина:

Что ж, бой не ждёт. -
Влезай сюда, дружище! –
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём…

Картинка эта запечатлевается в памяти танкиста навсегда, и, хотя он не знает имени мальчика, он уверен, что узнает его среди тысяч лиц. Поэтом подчёркнута сплочённость народа – каждый хорошо помнит своего боевого товарища, с которым вместе они боролись против общего врага. И, на самом деле, все люди сами хотят помочь бойцам в военные будни. Сказанное выше можно охарактеризовать так: крепкая связь фронта и тыла. На самом деле, эта тема красной нитью пронизывает всю военную лирику поэта. Есть среди его стихов обращение к далёкой невесте («Песенка»), послание Украине с её «землёй золотой» и воспоминания о «хрупком жеребёнке», юмористический рассказ со слов некой старушки о петухе, который не давался в руки врагу.
Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время.

Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. Жестокость же её заключается как раз в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как и до войны, чувствуя свою вину: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга».

Война оставила в жизни людей глубокие, заметные следы. У поэта есть зарисовка на эту тему:

Полным-полно, народ в проходе
Бочком с котомками стоит.
И о лихой морской пехоте
Поёт нетрезвый инвалид.

И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше. Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе, -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Финальные слова означают недоговорённость. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он полностью выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), всё же он её ощущает. Эта вина выражает мысль о неоплаченном долге перед погибшими защитниками России.

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, - писал поэт.
“Я убит подо Ржевом” - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? -
Пожалуй, что нет. И не надо!

«Я убит подо Ржевом…» - это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия, стремление жить и увидеть мирное время:

Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме.
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.

Но не только о себе грустит погибший солдат. Тревогу вызывает у него то, что будет с новым поколением, сможет ли оно уберечь все великие завоевания военного времени. Несмотря на собственную смерть, он говорит: «завещаю в той жизни вам счастливыми быть».

Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины...” - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы “все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. “Я” - живой и “другие” - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.

Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении - свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца...”), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “В наступлении”, “На Днепре”.

В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.

Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной...”. А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски…
То серьезный, то потешный,
… Он идет - святой и грешный…

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет…

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле”.

И последнее, что можно сказать: вся поэзия Твардовского - это служение высокому долгу, включающего в себя вечное служение военной теме.

III. Как неоднократно отмечено критиками, Твардовский первый из поэтов затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества… Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, «кто из рук наших знамя подхватил на бегу», как выразился поэт еще в 1946 году («Я убит подо Ржевом»). «А иначе даже мертвому - как?»

Проходили годы, война все дальше отодвигалась в прошлое, но боль от ощущения потерь не уходила. Чем краше становилась жизнь, тем все острее чувствовал поэт необходимость напоминать о тех, кто заплатил за это своей кровью. Знаменательные даты и события нередко служили Твардовскому поводом для того, чтобы лишний раз заставить читателя вспомнить о тех, кто погиб, отстаивая будущее своего, народа. В 1957 году страна праздновала сорокалетие Великого Октября. Среди многих произведений, появившихся к юбилею, стихотворение Твардовского «Та кровь, что пролита недаром» стоит особняком. Кровь миллионов, пролитая в «сорокалетний этот срок», встает перед его взором пламенной зарей,

Cтучит в сердца, владеет нами,

Не отпуская ни на час,

Чтоб наших жертв святая память

В пути не покидала нас.

Чтоб нам, внимая славословью,

И в праздник нынешних побед

Не забывать, что этой кровью

Дымится наш вчерашний след.

«Святая» память о погибших постоянно стучит в сердце поэта. И даже полёт Гагарина в космос вызвал у Твардовского особые и довольно неожиданные ассоциации. В февральской книжке «Нового мира» за 1962 год было опубликовано его стихотворение «Космонавту», суть которого такова: каким бы ты, Гагарин, ни был героем из героев, не забывай о тех ребятах, что погибли в своих «фанерных драндулетах» в 1941 году «под Ельней, Вязьмой и самой Москвой» и знай:

Они горды, они своей причастны

Особой славе, добытой в бою,

И той одной, суровой и безгласной,

Не променяли б на твою.

Разумеется у поэта и в мыслях не было как-то принизить этими словами подвиг «разведчика мирозданья» - наоборот, ставя его рядом с теми, кто ценой своей жизни спас родную страну от фашизма, автор оказывает ему величайшую честь:

… кровь одна, и вы - родные братья,

И не в долгу у старших младший брат.

Тех, фронтовиков, и погибших, и уцелевших, было великое множество; имена большинства из них известны лишь узкому кругу однополчан и родных.

Празднуя день победы, нельзя забывать, «во что нам стала та страда», забывать, «каких и скольких сыновей недосчитались мы, рыдая под гром победных батарей». Твардовский именно в тот самый вечер думал и писал о погибших:

Сколько их на свете нету,

Что прочли тебя, поэт…

Список использованной литературы

1. Шанский Н. М. «О лирике А. Т. Твардовского», РЯШ №3, 1980

2. Паперный З. «Поэтическое слово у Твардовского», Вопросы Литературы №7, 1979

3. Кондратович А. «Уроки Твардовского», Молодая гвардия №2, 1979

4. Твардовский А.Т. Сборник произведений, Детгиз, 1978 г.

5. История русской советской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983 г., с испр.

6. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.

Открытый урок по литературе.

Класс: 8

Дата: 4.04.2016г

Тема: Великая отечественная война в лирике 20 века.

Цель урока:

формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.

Задачи:

  1. обучающие :

Познакомить с русскими поэтами 20 века

Дать представление о Великой Отечественной войне в стихотворениях тех лет,

Показать значение поэзии в годы войны;

2. развивающие :

Способствовать развитию речи;

Продолжить формирование умения работы с текстом, выделять главное, определять позицию и эмоциональный настрой автора, приводить примеры;

Продолжить развитие умения анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности;

Развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, краеведение);

Активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению.

Воспитательные :

воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Форма урока: устный журнал

Оборудование: презентация, звукозаписи песен военных лет, выставка книг о ВОВ, военная форма и атрибуты для инсценировки.

Проектор, компьютер. выставка экспонатов из школьного музея_ учащихся школы, выставка экспонатов из школьного музея.

Ход урока.

I .Организационный момент

Здравствуйте, присаживайтесь

II. Психологический настрой.

Инсценировка

Июнь… клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Та ночь была полна июньской прелести,

Для них она не пожалела света.

Грядущим аттестатом зрелости

Их озаряло лето…

Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса…

Это всё только завтра случится,

Через 24 часа…

(На сцене появляются выпускники школы 1941 года)

Девушка1: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.

Юноша1: Всё когда – нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

Юноша2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, прощай учителя, прощайте однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность…

Девушка2: Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

Девушка3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит.

Юноша3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка2: Ты правда собираешься уехать в тайгу?

Юноша3: Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!

Девушка2: Вот ещё, придумал, я из родного города никуда.

Юноша1: Ребята, а давайте сделаем снимок на память!

Все: Давайте!

Юноша1: Мы молоды и счатливы…

Девушка2: Мы мечтаем о подвигах, о славе…

Девушка3: Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами…

Девушка2: Я мечтаю стать стать учителем.

Юноша3: Я мечтаю приносить добро людям.

Девушка1: Я мечтаю о любви.

Юноша2: Я мечтаю…

Девушка3: Я мечтаю…

Юноша1: Мечтали…

Эхо: мечтали, мечтали, мечтали…

Звучит музыка « Священная война»

II . Актуализация темы, формулировка учащимися цели урока.

Скажите, как вы думаете, о каком событии в жизни нашей страны идёт речь?

Правильно, о начале Великой Отечественной войне.

Более полувека отделяет нас от врёмен ВОВ. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт прежде всего поэзия.

Ребята, а какой период в русской литературе мы изучаем с вами?

Верно, мы начали изучать литературу XX века

Давайте сформулируем тему нашего урока. Как вы думаете о чём мы будем говорить? (О войне) .Верно, тема нашего сегодняшнего урока

«Великая Отечественная война в лирике 20 века»

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков, послушаем песни военных лет.

На прошлом уроке мы разделились на группы, у каждой группы было задание, создать страничку для сборника стихов.

Сегодня на уроке мы завершим выполнение этого коллективного проекта. Я вам уже говорила, что ты постараемся создать сборник стихов, посвящённых Великой Отечественной войне, который я предлагаю назвать «Подвигу народа жить в веках!». В конце урока мы попробуем понять правильное ли мы выбрали заглавие для данного сборника

А вашим домашним заданием было для каждой группы подготовить защиту своей странички этого сборника стихов.

IV. Вводное слово учителя

Прочитайте эпиграф к нашему сборнику:

Как вы понимаете этот эпиграф?

Тема Великой Отечественной войны нашла яркое отражение в литературе. В военной лирике отражены и гражданские, и личные мотивы. Поэты писали об ужасах войны, о воинах и тружениках тыла, о партизанах, женщинах и детях, писали о Родине и о себе, воспевали мужество и великий подвиг нашего народа во имя Родины, свободы и мира.

V. Работа по теме урока

  1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателей

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку, ни в тылу, не на войне было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Тема войны – особая тема в русской литературе 20 века. Поэзия этого периода – явление уникальное.

Война стала ведущей темой в поэзии двадцатого века. Многие поэты создавали стихотворения и поэмы, которые спустя годы разрывают сердца своим трагизмом. Наиболее известными поэтами, которые проникновенно писали о войне, считаются Симонов, Рождественский, Булат Окуджава и Твардовский. Отдельные стихотворения были настолько необычными, что их положили на музыку.

Нет ничего ценней тех произведений о войне, авторы которых сами прошли через нее. Именно они написали о войне всю правду, и, слава Богу, в русской советской литературе таких немало.

Поговорим сегодня о том, каким образом коснулась война судеб некоторых поэтов и как это отразилось на их творчестве.

  1. Знакомство с биографией и творчеством Семена Гудзенко.

1 страница «Перед атакой»

УЧИТЕЛЬ:

Грустные ивы склонились к пруду,

Месяц плывёт над рекой,

Там, у границы, стоял на посту

Ночью боец молодой.

Чёрные тени в тумане росли,

Туча на небе темна,

Первый снаряд разорвался вдали -

Так началась война.

Первая страница называется «Перед атакой»

Когда началась война, многие студенты московского Института философии, истории и литературы ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

Одним из первых стихотворений, прочитанных Эренбургу, стало стихотворение «Когда на смерть идут – поют

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать, -

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг.

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг,

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год,

Ты, вмерзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягивая мины.

Разрыв – и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать

И нас ведет через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи,

Бой был коротким.

А потом

Я выковыривал ножом

Из-под ногтей я кровь чужую.

Незадолго до победы Семен Гудзенко писал: «Недавно попал под сильную бомбежку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется». В 1946 году появятся его следующие строки: «Мы не от старости умрем – от старых ран умрем». Все произошло с ним именно так в феврале 1953 года.

С.П. Гудзенко - поэт -фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год.

1.Как вы понимаете строчку «Когда на смерть идут-поют»?

2.Какие чувства охватывают героя стихотворения?

Вывод: Юноши, ушедшие на фронт, стремились достойно, по-мужски смотреть в глаза смерти и вместе с тем остро чувствовали, что их жизнь может оборваться в самом начале

3) Знакомство с биографией и творчеством Константина Михайловича Симонова

2. страница «Жди меня»

Если поэзия мгновенно реагировала на происходящие события, то прозе требовалось время. Безусловно, писатели изображают в своих произведениях военные действия: атаки, отступления, слезы, кровь, смерти, ранения. Но война – это также и испытание для человека, заставляющее сделать нравственный выбор. Иногда по вине военачальников гибли сотни, тысячи людей.

Вторая страница называется «Жди меня»

Начало войны наложило отпечаток на творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт.

Перед смертью в 1979 году К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.

В первые, особенно сложные, месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжёлыми боями и большими потерями, оставляя врагу сёла и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины….»

Это стихотворение, написанное в 1941 году, обращено не только к его товарищу, поэту-фронтовику Алексею Суркову. Это стихотворение о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека.

Ребята, давайте прочитаем стихотворение Константина Михайловича Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», откройте учебники на странице167

Какие чувства вызывает это стихотворение?

Стихотворение передает чувство огромного горя русского народа.

Какие слова и выражения в стихотворении могли бы стать синонимами к понятию «Родина»? Что является Родиной для лирического героя?

Какое слово чаще всего повторяется в стихотворении?

В последней строфе поэт троекратно повторяет: РУССКАЯ мать, РУССКАЯ женщина, ПО-РУССКИ три раза меня обняла. В целом стихотворении слово РУССКИЙ повторяется многократно, в чем выражается гордость за «самую милую, за горькую землю, где я родился», готовность умереть за родину и защитить ее от врагов.

Какие образы предстают перед вами, прочитав это стихотворение?

Вместе с образом русской женщины в стихотворении встаёт и образ Дороги, которая названа разными словами – это и дороги, и тракт, и проселки. Этот образ ассоциируется с понятием жизненного пути, который должен достойно пройти каждый. Военная страда - это нелегкое испытание, выпавшее на долю целого народа, а поэт-солдат должен пройти этот путь вместе с Родиной. Вечной ценностью предстает и образ Дома, который понимается как Родина в целом, и простому русскому солдату нужно защитить свою Родину, свой Дом.

Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дает Константин Симонов в своей лирике.

Его знаменитое «Жди меня» - гимн любви, настоящей любви и преданности. В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.

Почему же так важно было тем, кто сражался за Родину, быть уверенным, что их ждут?

О чем же стихотворение Симонова? (О женщине, умеющей ждать с войны солдата, любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.)

Симонов создал образ женщины, умеющей ждать с войны любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.

4) Знакомство с биографией и творчеством Юлии Владимировны Друниной .

3. Страница «Говорят, что у войны «не женское лицо».

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне…

(Ю.Друнина)

Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина…

Третья страница нашего сборника «Говорят, что у войны «не женское лицо».

17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.

И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Из воспоминаний Н. Старшинова: «Надо еще подчеркнуть, кем на войне Юля была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, научилась и насмотрелась».

(Инсценировка стихотворения на фоне клипа из фильма «А зори здесь тихие»)

1-я девушка: Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

2-я девушка: Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мамка, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня – лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

1-я девушка: Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг – нежданный приказ: «Вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен

В окруженье попал под Оршей

Нам потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, губы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я - против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мамка, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый.

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?

О чём это стихотворение?

о самой войне, её тяготах, военных сражениях, трагедии отступления, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах, передавали трагедию многих семей.

Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная – потому что юность ее прошла в военные годы, счастливая – потому что выжила в этой войне и стала поэтом.

5 ) Знакомство с биографией и творчеством Анны Андреевны Ахматовой

4 страница - «Мужество»

Анну Ахматову война застала в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

Стихотворение «Мужество» написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

К чему призывает стихотворение А. Ахматовой?

(Защищать свою Родину, быть мужественными…)

Как вы понимаете слова « Мы знаем, что ныне лежит на весах»

(На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Великая Отечественная война- Мировая война)

С чем можно сравнить стихотворение?

(С клятвой)

6) Знакомство с биографией и творчеством Алексея Суркова

5 страница «Землянка»

Пятая страница называется «Землянка»

Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка». Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. «Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чём думает, какая наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка… «Письма в стихах были одним из распространённых и вовсе не литературных жанров самого тяжёлого периода ВОВ» - так рассказывает о землянке поэт Евгений Долматовский в «Рассказах о твоих песнях».

Видео песня «Землянка»

7) Знакомство с биографией и творчеством Сергея Сергеевича Орлова

6 страница «Его зарыли в шар земной»

Ожидание матери, сестры, любимой порой страшней атаки. Но война без жертв не обходится. Две трети погибших войнов похоронены как неизвестные За 4 военных года миллионы простых солдат и офицеров были убиты и похоронены в братских могилах.

Об этом рассказывается в стихотворении Сергея Орлова « Его зарыли в шар земной»

Шестая страница- «Его зарыли в шар земной»

Поэт-фронтовик, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов написал это стихотворение в 1944 году. В своих стихах он выразил память о павших в боях солдатах.

Сергею Орлову было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война, в 1944 году горел в танке. Шрамы от ожогов остались у него на всю жизнь. Но война оставила шрамы не только на теле, но ив душе поэта. Он всё время помнил о друзьях, погибших на войне.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

Учитель: -Почему солдата « зарыли», а не похоронили?

Скажите, какими словами можно описать русского солдата?

(Мужественный, стойкий, смелый, храбрый, сильный, доблестный, отважный, выносливый, закалённый…)

Стихотворение Сергея Орлова « Его зарыли в шар земной» можно назвать памятником Неизвестному солдату, Вечным огнём, зажжённым в его честь.

8) Знакомство с биографией и творчеством Владимира Семеновича Высоцкого

7 страница «Песня о Земле»

«Кто сказал, что надо бросить

песню на войне?

После боя сердце просит

музыки вдвойне».

(В. Лебедев-Кумач 1943г.)

Современные поэты тоже не остаются равнодушными к теме ВОВ. Их много, но мы хотим остановиться на лирике о войне Владимира Семеновича Высоцкого.

Все, что связано с армией, с людьми, которые служат в ней, с защитой отечества, было для Высоцкого в высшей степени священным понятием. Когда мы слушаем его песни или читаем стихи, трудно представить, что они написаны человеком, не шагавшим трудными фронтовыми дорогами, не горевшем в танке, не ходившим в разведку, не сражавшемся в воздушном бою, не хоронившем боевых друзей и, более того, - ни дня не служившем в армии.

Тема войны для Высоцкого – это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны. Искренность и патриотизм его военных песен близки и понятны не только ветеранам, но и новому поколению, не знавшему войны, пробуждают чувство гордости за свой народ, за родную землю.

Клип «Песня о Земле»

Каковы первые впечатления?

Какие чувства лирического героя передает автор?

Что олицетворяет собой Земля в песне?

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русской музыке. Написанные в годы тяжелых испытаний, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед нами как памятники истории, овеянные романтикой военного героизма. Песни не утратили своего воздействия, трогают сердца слушателей величием подвига людей на войне

9) Тема войны в современном обществе

8 страница «Мы не знали войны»

С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое наших дедов и прадедов. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность – чтить память тех, кто защищал Родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы. В нашем поселении уже нет ветеранов ВОВ. на первом этаже у нас есть стенд, посвященный героям Великой Отечественной войны, нашим землякам

9 мая исполняется 66 года со дня Великой Победы. Этот праздник всегда будет самым светлым для нашего народа, для всех добрых людей, ведь это праздник мира и добра, праздник победы над фашизмом.

Мне кажется, что к теме Великой Отечественной войны писатели разных времен и народов будут обращаться еще очень долгое время. А в нашей стране этот отрезок истории всегда будет присутствовать в памяти и наших бабушек, и родителей, и наших детей, потому что это наша история. Мне очень приятно, что и в нашей школе есть талантливые ученики, которые не остались равнодушными с теме войны. Ученица нашей школы Егорова Дарья участвовала в районном конкурсе стихов о Великой Отечественной войне и заняла 3 место.

И на восьмую страницу нашего сборника я бы хотела поместить стихотворение Дарьи и надеюсь, что сборник будет пополняться ещё стихами учеников нашей школы.

Так уж вышло

Так уж вышло, что в России Было очень много войн. Много крови и насилия С незапамятных времен

Каждый раз объединялись, Чтобы дать отпор врагу. И не разу не сломались Мы за Родину свою.

Много чести и отваги Проявили мы тогда, Чтобы в будущем однажды, Снова не пришла война.

И боев лихих в России С тех времен не сосчитать. Мы готовы и сегодня За Россию жизнь отдать.

Всем защитникам отчизны Поклонюсь я до земли, Тихо попрошу у бога Чтобы не было войны

Ну, а если вновь придется За Россию умирать, С честью, силой и отвагой Будем бой мы принимать.

VI. Обобщение и систематизация полученных знаний

Наш сборник практически готов, но скажите чего не хватает для полного завершения нашей работы? Как же завлечь нам читателей,чтобы они прочитали наш сборник стихов

Верно не хватает аннотации к сборнику.

А что такое аннотация?

Аннотация –это краткое содержание к книге. Главная цель аннотации- вызвать интерес читателя к книге.

Сейчас мы постараемся вместе написать аннотацию к нашему сборнику стихов. Я вам даю лист бумаги, на нём вы должны написать каждая группа по одному предложению, которое будет призывать читателей прочитать сборник.

Идёт видео, дети пишут аннотацию.

Теперь давайте прочитаем, что же у нас получилось?

Итак, ребята, а теперь я хочу вернуться к названию нашего сборника «Сохранить память о героях – наш долг» Скажите, как вы думаете, почему мы именно так назвали наш сборник.

Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.

Рефлексия.

Что вы чувствовали, когда создавали этот сборник?

Какое задание было самым интересным?

Что было самым трудным при создании сборника?

Что вы чувствуете теперь, когда работа над проектом завершена?

VII. Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание

Вам необходимо написать сочинение-эссе «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

Давайте вспомним, что такое эссе?

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу.

VIII. Итог урока. Оценивание.

Сегодня на уроке вы все проявили своё творчество, воображение, трудолюбиепоэтому сегодня все за урок получают оценку пять

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Спасибо за урок!

Чтение стихотворения Андрей Дементьев «Баллада о матери»

БАЛЛАДА О МАТЕРИ

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.

Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.

Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!

…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино - и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:

Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.

Алексей! - кричали земляки,
- Алексей, - просили, - Добеги...

Кадр сменился. сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.

Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала - вот-вот сейчас в окно,

Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.


Доклад 7 класс.

Каждый из русских поэтов, живших в годы Великой Отече­ственной войны, не обошел военную тему в своем творчестве.

Известную поэтессу Анну Андреевну Ахматову война за­стала в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Ше­реметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, кра­сила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях «Первый даль­нобойный в Ленинграде», «Птицы смерти в зените стоят». В конце сентября 1941 года по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Обратившийся в роковые дни к замученному им народу со словами «Братья и сестры...» Сталин понимал, что патриотизм, глубокая духов­ность и мужество Ахматовой пригодятся России в войне с фашизмом. Стихотворение Ахматовой «Мужество» было на­печатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия:

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внук |\1 дадим, и от плена спасем Навеки:

В 1943 году Ахматова получила медаль «За оборону Ле­нинграда». Стихи Ахматовой военного периода лишены картин фронтового героизма, написаны от лица женщины, остав­шейся в тылу. Сострадание, великая скорбь сочетались в них с призывом к мужеству, гражданской нотой: боль переплавля­лась в силу. «Было бы странно назвать Ахматову военным по­этом, - писал Б. Пастернак. - Но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет граж­данской значительности».

Другой советский поэт, Константин Симонов, в 1941- 1944 годах был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда». В 1942 году он вступил в ВКП(б). В пьесах «Парень из нашего города» (1942), «Русский вопрос» (1946) и др. раз­вивал тему человека на войне. Огромную известность ему принесла военная лирика, среди которой такие стихи, как «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Жди меня», «Убей его» и др. Его произведение «Русские люди» удостоилось по­четнейшего права быть опубликованным в газете «Правда». В 1944-1946 годах Симонов - главный редактор журнала «Зна­мя», с 1946 года - газеты «Красная Звезда».

Во время Великой Отечественной войны А.Т. Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи («Фрон­товая хроника») и очерки. Твардовский прошел дорогами Ве­ликой Отечественной войны в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная Звезда», видя лично все ужасы войны. Сти­хотворение «Война - жесточе нету слова» является своеоб­разным философским обобщением всего того, что представля­ет собой война. Лирический герой не принимает войну, сострадает погибшим, но чувствует священную необходи­мость защиты Родины:

Война - жесточе нету слова, Война - печальней нету слова, Война - святее нету слова...

Стихотворение «Я убит подо Ржевом...» относится к пат­риотической лирике Твардовского. Основная тема лирического произведения - скорбь о погибших. Стихотворение построено в форме монолога убитого неизвестного солдата. Лирический герой - один из многих, погибших в годы войны. Приметы его гибели: безымянный бой, негероическая смерть во время бом­бежки, похоронен в безымянном болоте вместе с другими, та­кими же безымянными солдатами. Прах этих рядовых солдат смешался с землей, которая дает жизнь будущему:

Я - где корни слепые Ищут корма во тьме, Я - где с облачком пыли Ходит рожь на холме.

Погибшие вопрошают живых: взят ли Ржев, отстояли ли Мо­скву, не допустили ли врага до Урала, они хотят знать, что знамя победы развевается над Берлином и их смерть не напрасна:

И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она - спасена.

Мертвые просят помнить о них, потому что в победе - «наша кровная часть», и завещают живым счастье жить на

земле, сохранять достоинство и в горе, и в ликованье:

Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать - горделиво, Не клонясь головой, Ликовать - не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, счастье свое - В память воина-брата, Что погиб за нее.

Стихотворение «В тот день, когда окончилась война...» (1948) посвящено теме памяти. Лирического героя не покида­ет чувство вины перед теми, кто погиб в годы войны. Во вре­мя праздничного салюта наступила «особая для наших дум минута», когда «прощались мы впервые со всеми, что погибли на войне». Во время войны «те, что живы, что пали - были мы наравне», так как оставшихся в живых сегодня смерть могла настигнуть завтра.

Большое место в творчестве Исаковского занимают пат­риотические стихи о Великой Отечественной войне, о героиз­ме советских людей на фронте и в тылу («Русской женщине», «Слово о России» и др.). Многие стихи Исаковского, поло­женные на музыку, стали популярными народными песнями, они поются во всем мире: «Катюша», «И кто его знает», «В прифронтовом лесу», «Огонек», «Ой, туманы мои...», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета», «Ле­тят перелетные птицы» и др.

Б.Ш. Окуджава школу окончил в 1941 году. В 1942 году Окуджава добровольцем уходит на фронт, был ранен, затем демобилизован. Первое стихотворение «Нам в холодных теп­лушках не спалось» (1943) было написано на фронте. Свои песни поэт начал писать в 1950-е годы. Стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Король» посвящено Великой Отечественной войне, воспоминаниям о ней:

Но однажды, когда «мессершмитты», как вороны,

разорвали на рассвете тишину, наш Король, как король, он кепчонку, как корону -

набекрень, и пошел на войну.

Здесь создан романтический образ московского мальчиш­ки, по-рыцарски благородного, верного друга, ставшего вои­ном и погибшего на полях сражений:

Вновь играет радиола, снова солнце в зените, да некому оплакать его жизнь...

Во второй части стихотворения, и особенно в финале, со­единяются две темы - военная и московская, столь любимая автором:

Потому что на войне, хоть и правда стреляют,

не для Леньки сырая земля.

Потому что (виноват), но я Москвы

не представляю

без такого, как он, короля.

Вопросы по докладу:

1) Кто из русских поэтов XX века писал о Великой Отече­ственной войне?

2) Кем были К. Симонов, А.Т. Твардовский в годы войны?

3) Какие стихотворения А.Т. Твардовского написаны о войне?

4) Как в стихотворениях А.Т. Твардовского возникает тема памяти?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: