Вопросительно относительные местоимения. Употребление вопросительно-относительных местоимений

Вряд ли мы смогли бы получить ответы на интересующие нас вопросы, если бы не умели эти вопросы задавать. Делаем мы это с помощью вопросительных местоимений. На уроке вы узнаете правила употребления вопросительных, а также относительных местоимений.

1. Понятие о вопросительных местоимениях

Местоимения - это слова, которыми мы можем заменить недостающую, или скрываемую, или неважную информацию. Если мы не знаем, о ком речь, или нам это не важно, но мы хотим об этом неизвестном что-то рассказать, то воспользуемся неопределенным местоимением: кто-то , кое-кто , некто . Если мы хотим отрицать наличие чего-либо, то употребим ничего , ничто - отрицательные местоимения.

А в каких ещё ситуациях мы не можем назвать то, о чем говорим? Тогда, когда хотим спросить о чем-то или о ком-то. Когда мы спрашиваем, то заведомо не знаем ответ, не можем обозначить его в вопросе. В таком случае мы используем вопросительные местоимения. Например:

Сколько туфелек на ней было?

Кто съел всю сметану?

Который час?

Чья это сумка?

Слова сколько , кто , который , чья - это вопросительные местоимения. Мы их используем, чтобы заменить в вопросе неизвестную нам информацию:

  • о предметах, которые обычно обозначаются одушевленными или неодушевленными существительными (кто? что? );
  • о признаках, которые обычно обозначаются прилагательными (какой? чей? );
  • о количестве (сколько? который? ).

2. Изменение местоимений по родам, числам и падежам

Местоимения какой, который, чей так же, как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Например: какой, какая, какое, какие, какими, о каком, к какой и т. д.; чей, чья, чьё, чьи, чьими, о чьих, чьей, чьего и т. д.; который, которая, которое, которые, которым, с которой и т. д.

Местоимения кто и что изменяются только по падежам. Местоимение кто сочетается только с прилагательными и глаголами в форме мужского рода единственного числа.

А местоимение что - в форме среднего рода единственного числа. Например:

Кто это сделал? Девочки, кто из вас это сделал? Кто тут самый быстрый?

Что произошло? Что тут самое интересное?

Обратите внимание на сочетание вопросительных местоимений кто или что с указательным местоимением такой .

Кто это такой? (м. р.) Кто это такая? (ж. р.) Кто это такие? (мн. ч.)

Местоимение кто сочетается и с мужским родом, и с женским, и с множественным числом указательного местоимения такой .

Местоимение сколько изменяется как числительное. Следует запомнить, что при склонении слова сколько ударение всегда падает на основу.

И. п. ско лько?

Р. п. ско льких?

Д. п. ско льким?

В. п. ско лько?

Т. п. ско лькими?

П. п. (о) ско льких?

3. Относительные местоимения

Относительные местоимения звучат так же, как и вопросительные: кто, что, который, какой, чей, сколько .

Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Вопросительные мы используем, чтобы заменить в вопросе то слово, которое нам неизвестно, а относительные местоимения мы используем в сложном предложении. Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А.С. Пушкин). Слово который , с одной стороны, заменяет слово «предмет» в придаточной части предложения (Я приказал ехать на незнакомый предмет, и этот предмет стал подвигаться нам навстречу.) Слово который является подлежащим в придаточном предложении, оно заменило слово «предмет». Такие относительные местоимения называют еще союзными словами. Роль союзного слова в сложноподчиненном предложении - отличительная черта относительных местоимений.

4. Относительное местоимение кто и сказуемое в придаточном предложении

Вопросительное местоимение кто является местоимением мужского рода и в письменной речи сочетается с прилагательными и глаголами в единственном числе и мужском роде. Это же правило распространяется и на относительное местоимение кто .

Все, кто собирается с нами, возьмите с собой резиновые сапоги. Глагол собирается употребляется в единственном числе, несмотря на то что собираются многие. Этот глагол относится не к местоимению все , а к местоимению кто . Кто - подлежащее, собирается - сказуемое.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. О вопросительных местоимениях ().
  2. О разрядах местоимений ().
  3. Относительные местоимения. Презентация ().

Домашнее задание

Задание № 1

Просклоняйте местоимения кто, какой, чей, сколько.

Задание №2

Составьте вопросы для интервью с известным актёром. Какие вопросительные и относительные местоимения вы использовали?

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока : Вопросительно-относительные местоимения.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс : 6

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока :

Обучающая цель:

Сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;

Выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;

Расширить лексический запас учащихся;

Отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

2.Развивающая цель:

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают этические чувства, доб рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ ляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: составляют сложный план тек ста, умеют передавать содержание в развернутом виде.

Коммуникативные: при необходимости отстаи вают свою точку зрения, подтверждают аргумен ты фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

1.Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают рассказы о том, как они проводят свободное время.

2. Объяснительный диктант.

Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нем, подарил им

Зачитывают рассказы о том, как проводят свободное время.

Записывают объяснительный диктант, при проверке оценивают друг друга.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

1. Беседа.

Назовите известные вам вопросительные местоимения.

Правильно. А где они используются?

Вопросительные местоимения, выступающие в иной функции, а именно используемые для связи частей сложного предложения, называются относительными. Они выполняют функцию члена предложения в придаточной части сложноподчиненного предложения. В этот разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных.

Все вопросительные местоимения изменяются по падежам, например:

И. п. – кто?

Р. п. – кого?

Д.п. – кому?

В. п. – кого?

Т. п. – кем?

П. п. – о ком?

По родам и числам из вопросительных местоимений не изменяются только местоимения кто? и что? При чтении предложений с вопросительными местоимениями нужно соблюдать вопросительную интонацию.

2. Чтение теоретического материала учебника на стр. 34 § 7.

Кто?, что?, какой?, который?, чей?, каков?, сколько?

Они используются в вопросительных конструкциях для уточнения лица, предмета, качеств и свойств предметов, их принадлежность кому-либо, чему-либо, а также очередности и качества.

Изменяют вопросительное местоимение по падежам.

Работают с теорией учебника в парах.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Работа с таблицей.

Заполните таблицу своими примерами местоимений. Придумайте с ними предложения.

Склоняется как

Пример местоимения

Предложение, иллюстрирующее пример

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

2. Самостоятельная работа.

Запишите все возможные формы слов (включая формы всех падежей, рода и числа)

Кто, какой, каков, чей, сколько, что.

3. Коллективная работа.

Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным.

Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова.

4. Диктант.

Запишите предложения, найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения.

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Лермонтов). Плакала Сашка, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов). Кто там стучится у ворот? (С.Маршак). Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, когда что так цвело и жило, теперь, так немощно и хило, в последний улыбнется раз!.. (Ф.Тютчев).

5. Работа с учебником.

1) определение вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Упр. 39.

2) «превращение» вопросительных местоимений в относительные и относительных в вопросительные.

Упр. 40, 41

3) склонение местоимений.

Упр. 42

4) анализ отрывка из рассказа «Живые часы».

Упр. 43.

Работают с таблицей в парах, заполняют примерами, при проверке оценивают друг друга.

Выполняют самостоятельную работу, при проверке оценивают друг друга.

Работают с предложениями в парах, определяют относительные и вопросительные местоимения.

Записывают предложения под диктовку, определяют грамматическую роль вопросительных и относительных местоимений. При проверке оценивают друг друга.

Выполняют тренировочные упражнения учебника.

Определяют роль вопросительных и относительных местоимений в тексте.

Изменяют вопросительные местоимения в относительные и наоборот.

Склоняют местоимения устно, в парах.

Анализируют отрывок из рассказа «Живые часы».

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Работа с рубрикой «Проверяем себя»

Расскажите об особенностях указательных местоимений.

Как изменяются определительные местоимения?

Почему вопросительные и относительные местоимения можно объединить в один разряд «вопросительно-относительные местоимения»?

Придумайте и запишите предложения, в которых одно и то же местоимение было бы то вопросительным, то относительным.

- Домашнее задание. § 7, словарный диктант на стр. 38.

Работают с рубрикой «Проверяем себя» в парах, дают ответы на вопросы, приводят примеры.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Среди многочисленных разрядов местоимений два принято выделять в единую группу - это вопросительные и относительные местоимения. По написанию и звучанию они совершенно одинаковы, однако имеют разный смысл в предложении - то есть, являются омонимами по отношению друг к другу.

Как не перепутать разряды? Для этого нужно понять, в чем заключается их суть.

Относительные местоимения - что для них характерно, и для чего они служат?

Слова из этого разряда местоимений могут выражать принадлежность каких-либо предметов, их количество и сами предметы. К относительным принадлежат такие местоимения, как «сколько», «кого», «что», «кто», «какой», «который» и «чей». Обычно в речи они используются в качестве связующих звеньев. Например:

  • Ему больше понравился тот шкаф, который был белого цвета.
  • Я спросил, какой автобус идет до метро.
  • Никто не знал, чей это шарф.

Относительные местоимения могут склоняться по всем основным признакам. Однако надо помнить, что в словах «что», «сколько» и «кто» изменяется только падеж - например, «кого» или «чего», «скольких». А вот остальные местоимения склоняются в том числе по родам и числам. Например - «какой», «какая», «какие», или «чья», «чье», «чьи». Кроме того, для слова «каковой» предусмотрена еще и краткая форма «каков».

Местоимения вопросительные - суть и главное отличие от предыдущей группы

Вопросительные местоимения очень похожи на относительные - недаром их так часто путают. Звучат они и пишутся точно так же - «кто», «что», «сколько», «какой» и так далее. Аналогичны и правила их склонения - «что», «кто» и «сколько» изменяются лишь в соответствии с падежами, остальные слова - по числам, родам и падежам.

Но есть одно принципиальное отличие. Вопросительное местоимение может использоваться исключительно в предложениях, где задается вопрос. В любом из случаев оно подчеркивает, что спрашивающий чего-то не знает - и обращается к кому-то или чему-то, чтобы это узнать.

Примерами вопросительных местоимений будут:

  • Сколько килограммов картошки в этом пакете?
  • Чье это пальто?
  • Кто открыл окно в комнате?

Таким образом, отличить две группы местоимений очень просто. Например, во фразе «Кто забыл книгу на подоконнике?» мы имеем дело с вопросительным местоимением, поскольку видим вопрос. А вот во фразе «Я спросил, кто забыл книгу на подоконнике» слово «кто» будет уже местоимением относительным - поскольку вопроса не задается, предложение лишь повествует о том, что он прозвучал.

Вопросительно-относительные местоимения могут выполнять две функции: во-первых, выступать в качестве вопросительного сло­ва в вопросах, указывая на то, что именно неизвестно говорящему, а во-вторых, выступать в качестве союзных слов, связывая две части сложноподчиненного предложения. Иногда говорят о разных разрядах местоимений: вопросительных и относительных, так как они играют разные роли в языке, но мы объединяем их в один разряд, поскольку и вопросительные и относительные местоимения - это одни и те же слова: кто, что, какой, каков, который,

чей, сколько.

Вопросительные местоимения оформляют вопросительные пред­ложения: Что это? Какое сегодня число? Вопросительные местоиме­ния кто и что позволяют определить значение одушевленности или неодушевленности имени существительного: на вопрос кто? отвечают одушевленные существительные (Это кто? - Медведь), а на вопрос что? - неодушевленные (Это что? - Дом).

Независимо от пола действующего лица и от количества действую­щих лиц сказуемое при подлежащем кто обычно ставится в форме мужского рода единственного числа: А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка, графиня Анна Федоровна (А. С. Пушкин).

Относительные местоимения встречаются в придаточных предложе­ниях, их нужно уметь отличать от омонимичных союзов. В отличие от союзов местоимения всегда являются членами предложения, отвечают на вопросы и заменяют слово, которое уже встречалось в главной части сложноподчиненного предложения или в предшествующем предложении.


Другие работы по этой теме:

  1. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета или признака, а также служат для усиления отрицательного смысла всего предложения. Все отрицательные местоимения - производные, они образуются от...
  2. Указательные местоимения указывают на предмет, признак, количество, обстоятельства, выделяя их в речи. К указательным ме­стоимениям относятся: этот, тот, такой, таков, столько. Некоторые указательные местоимения характеризуют...
  3. Местоимения - особая группа именных слов, которые не назы­вают предметы, признаки и количество, а только указывают на них, то есть обладают “местоименной” семантикой. К местоимениям...
  4. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета собеседнику или любому другому лицу (предмету). К при­тяжательным местоимениям относятся следующие: мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой....
  5. Относительные прилагательные - это прилагательные, обозна­чающие признак опосредованно, через его соотношение с какими-то предметами, лицами или явлениями. Такие признаки обычно явля­ются постоянными, их невозможно оценить...
  6. Личные местоимения указывают на участников коммуникации (лица). К личным местоимениям относятся я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Местоимение я обозначает говорящего, то есть...
  7. Придаточное времени - придаточное предложение, которое ха­рактеризует действие, выраженное предикативной основой главной части сложноподчиненного предложения с точки зрения существова­ния во времени. Придаточные времени отвечают на...
  8. Определительные местоимения указывают на то, что предмет обладает определенным признаком, объединяющим его с другими предметами или, наоборот, отличающим его от похожих предметов. К определительным местоимениям...

К разряду вопросительно-относительных местоимений относятся слова: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. Они выполняют две функции: вопросительного слова (Который час?) и союзного слова, присоединяющего придаточную часть к главной в сложноподчиненных предложениях (Мне не знаком человек, который стоит у окна). Иногда эти местоимения выделяют в два разряда: вопросительные и относительные.

Среди вопросительно-относительных местоимений есть местоимения-существительные (кто, что), местоимения-прилагательные (какой, каков, чей) и местоимения-числительные (сколько). Местоимение который, выступая в роли союзного слова, указывает на лицо или предмет и управляется глаголом (Прямо перед нами оказался дом, к которому (к дому) мы так стремились), следовательно, является в таких случаях местоимением-существительным. Вопросительное слово который согласуется с существительным и относится к местоимениям-прилагательным (Который день идёт дождь, не помнишь?).

Местоимения кто и что (начальные формы) не имеют грамматического признака числа и рода. Сказуемое при подлежащем кто стоит в мужском роде (Кто это сказал? Кто об этом знал?). Сказуемое при подлежащем что употребляется в среднем роде (Что случилось? Что произошло?). Эти местоимения имеют только переменный признак падежа, при изменении по падежам меняется их основа (кто, кого, кому, кем, о ком).

Местоимения какой, который, чей, каков (начальные формы) не имеют постоянных грамматических признаков, они изменяются по числам (Какой день? Какие проблемы?), родам (Чей учебник? Чья книга? Чьё письмо?) и падежам, за исключением местоимения каков (К какому сроку? О каком городе вы говорите? С каким вопросом вы обратились к нему?). Местоимение каков, как и указательное таков, по падежам не изменяется (И какова цена? Каков поп, таков и приход. Каков вопрос, таков ответ. Такова жизнь).

Местоимение-числительное сколько по своим морфологическим признакам похоже на количественное числительное, которое оно заменяет в качестве вопросительного или союзного слова. Оно не имеет рода и числа, изменяется только по падежам. Как и числительные, в форме именительного и винительного падежей оно управляет существительным (Сколько столов в комнате? В комнате десять столов), а в остальных падежах согласуется с существительным (В скольких контейнерах разместили груз? Груз разместили в четырёх контейнерах). Так же ведут себя и другие местоимения-числительные: указательное столько и неопределённые несколько, сколько-то, сколько-нибудь.

Различные вопросительно-относительные местоимения выполняют в предложении различные синтаксические функции.

Местоимения кто и что выполняют те же функции, что и существительные: они могут быть подлежащими (Кто пришёл?), прямыми и косвенными дополнениями (Кого мы пригласим? За что бы его схватить?), именной частью составного именного сказуемого (Кем был мой дедушка? Что это?).

Местоимения-прилагательные какой, каков, чей могут быть или согласованными определениями (К какому числу это нужно сделать?), или именной частью составного именного сказуемого (Чей ребёнок?).

Местоимение который, выступающее чаще всего в роли союзного слова, выполняет функцию подлежащего (Высох ручей, который протекал по дну урочища), прямого дополнения (Вот дом, который построил Джек), косвенного дополнения (Ручей, из которого мы брали воду, высох), именной части составного именного сказуемого (Личные местоимения, которыми являются слова “я”, “ты”, “он” и др., могут выполнять разные синтаксические функции). Встречается местоимение который и в роли согласованного определения (Который час?).

Местоимение сколько в именительном и винительном падежах входит в состав синтаксически связанного словосочетания, а в других падежах является согласованным определением.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: