Божья матерь жизнь на земле. Малоизвестные факты земной и небесной жизни богородицы

Богородица Дева имеет
Все достоинства в дивной целостности,
Она всегда все разумеет,
Ей известны: все наши немощи
Перед Заступницей мы благоговеем,
Многих благ она нам подательница,
На небесном совете имеем
Мы, Земные! – свою Предстательницу!
Она, и в раю – не «райствует»,
Вся жизнь в Божьей воле.
Она, за нас – ходатайствует,
Бога за нас она молит!
Богородица Дева! Ты, счастье всех дней!
Благоговеет! Весь мир перед ней!
Милость Божия, вся в тебе сводится,
Тебе молимся мы! Богородица!
Тебе молимся мы в терпеливости,
Надежда у нас осталась!
Знамениями! Твоей милости,
Везде! Вся земля напиталась
Неисчислимые избавления!
И многие исцеления,
Силы духовные! И утешения
Изливаемые Богородицей к нам,
Известны по всем земным поясам.
Тысячи! Приходили в печали,
В двери ее – молитвой стучали,
И возвращались в душе с отрадой,
И в глазах их, – светилась радость!
Молитва их – воспламенялась!
И благодарность – окрылялась!
Благодаря – Богородице Деве,
Носившей Господа! В своем теле!
Чудо! – Немыслемое для человека!
Чудо! За гранью времени века.
Богородица! Молим тебя в свете дней,
Позволь написать о жизни Твоей!
О Жизни твоей, для детей расcказ,
Божия Матерь! Прости Ты всех нас!

Рождение
Пресвятой Девы – Богородицы
(Иоаким и Анна)
Отец Богородицы – Святой Иоаким –
Был от колена Иудина! – Сын.
От рода Давидова – происходил.
В городе – Назарете он жил.
А мать Богородицы – жена Анна,
Дочь иерея была – Матоана.
Ее сестра – София! – Воспета,
Тем, что была у нее дочь: – Лизавета!
Что – Матерью Иоанна Предтечи была.
Божие! Были – это дела!
Иаким и Анна – супруги Святые –
В Назарете – праведно, свято! – Жили.
И Бога – всем сердцем своим – любили!
Добродетель творили они много зим
Святая Анна и святой Иаким.
Бездетно жили пятьдесят они лет,
Стал Иаким – уже стар и сед.
В Храме, жертвы его не брали,
Говорили – «Бесплодные вы с женой стали.
Бесплодные, в грусти жили они,
В молитвах к Богу текли их дни.
Иаким – молился усердно Богу.
Анна – кручинилась, что – бесплодна.
И вот, однажды, в саду! Утром ранним,
Явился Ангел – Господень! – Анне!
И произнес: «От твоего порога –
Слезы твои – дошли все до Бога!
И ты!– Родишь! Необыкновенную,
Дочь! Богом – благословенную.
Ради нее, в эти годы лихие –
Благословятся! Все роды земные.
Она! Принесет – Спасение миру,
Ты, нарекешь ее – Девой Марией!
Анна, услышав Ангела слово,
Молвила: «Боже! Всему Ты – Основа!
Жив! Господь Бог! Будет дитя,
Пусть она Богу! Служит всегда.
Всю жизнь свою – восхваляя Бога!
В этом, да будет ее вся дорога.
Исполнившись – радостью! От Бога данной,
Воздала – благодарность! В Храме Анна.
Иакиму, также Ангел – явился.
Его увидав, он прослезился.
Ангел сказал: Тебя! Бог услышал!
Благость! Дарует тебе, Бог свыше!
Жена твоя, Анна! – Родит тебе в ночь,
Радость миру! Прекрасную дочь!
Возвещано – и супруге твоей!
Вам! Не имевшим 50 – лет! – Детей!
В Иерусалимский пойди ты Храм,
Увидешь Анну! Супругу там!
Что молится, у Золотых ворот!
Она, твоего прихода ждет!
В церковь – Иаким поспешил.
Анну нашел. С ней – молитвы – свершил.
Излив взаимную радость, они –
Возвратились в покои свои.
С девятого месяца – дня декабря.
Анна! Уже ребенка ждала.
Они благодарили! Бога! За Чудо!
Свечи! Поставили в Храме повсюду.
Время пришло! – Родила Анна!
Дочь родила! Ребенок – желанный!
Был сентябрь. Число восьмое
Чудо свершилось! И не простое
Родилась Богородица! Матерь – Света!
Рождению ее – земля и небо –
Возрадовались! А – Иаким –
Жертвы Богу принес, как верный сын.
И сделал пир! Прославляя Бога.
И было – людей на пире том много.
Марию – родители очень любили,
И, как зеницу ока хранили.
Ведая в детские ее времена,
Что, Светом Миру! Будет она!
Они – Госпожу почитали в ней,
Радость жизни! Данных им дней.
Помня ангела все слова;
Что – Богом – Избранная – она!
Когда божественной отроковице –
Три года исполнилось – родные лица;
Мать и отец – в Божий Храм привели,
Дочь свою! Где – алтари!
Где служба шла – ежедневно! Строго!
Как – дар! Обещанный ими Богу.
Кротостью, и смирением полную,
В Храм ввели со свечами возженными.
Богородицу Деву! Ввели во Храм.
В жизнь воплощался Божий весь план.
В Иерусалиме – духовные лица,
Пришли поглядеть на отроковицу.
Облеченной – дивной, божественной Славой.
И пели хоры – левый и правый,
И Ангелы – лицезрели видение:
Богородицы Девы – Введение!
Анна – Праведная! – возглашала:
«Хвала Богородице! Честь ей и Слава!
Пойте, на гуслях ей песню духовную,
Чевствуя! Богородицу скромную.
В Храме, служившие все архиереи,
К Богородице вышли к двери,
Молением! Богородицу встретили,
Радостно! Праздник Божий отметили.
Первосвященник – Захария вышел,
И от пророчицы Анны – услышал:
«Прими Захария – Божию Силу!
Прими! Захария – Надежду мира!
Прими! Священник! Вечность навек!
Прими! Пророк! Непорочный ковчег!
Прими! Владычецу – молодую!
Прими! И всели – на гору Святую!
Наполненный Духом Святым, и всех сил,
Святитель Захария – возгласил:
«Дева! Прекрасная и непорочная,
Сила духовная в тебе прочная,
Благословение в женах всех – Ты!
Сосуд – девства! И чистоты!
Захария – Деву в святилище ввел!
На землю – Введение! Праздник пришел!
Будучи только еще трех лет.
На Деве – Божий почил весь свет.
Храм ей был, словно квартира
Предизбранная Богом,
прежде сложения мира.
Так Пречистая Дева была
В церковь Божию введена.
Захария – узрел, что Отроковица –
Причастна к Благостным Божиим лицам.
Вознесена Она – ангелов выше
Благодатью Божьей в особенной Нише!
Родители праведные, той порой,
Возвратились к себе домой,
Чтобы молиться, Богу служить.
Мария же, в храме осталась жить.
В обители девичьей – Мари учили,
По годам и ее, по силе:
Рукоделию, Святому Писанию,
Божьего Промысла пониманию.
Много молилась она и читала,
Пост церковный всегда исполняла,
В Обители стали ее навещать
Любящие отец и мать.
С Марией во всем была Божия милость,
И скоро всему она научилась.
Была она мудрой, любила учиться,
В обители лучшей была ученицей,
Молитвы, псалмы часто читала,
Все более к Богу в любви возрастала,
Святитель Захария видел в жилище,
Как Ангел являлся к Марии с пищей.
Только избранные это знали,
Что ангелы часто ее навещали.
Она аккуратно вела все дела,
Одиннадцать лет в храме жила.
Выросла – благочестивой и скромной,
И Богу была во всем – покорной.
Бога любила всей своей силой,
Была смиренной, трудолюбивой.
Обет дала: Замуж не выходить,
Одному только Богу – Жизнь посвятить!
Силы небесные – Деву все знали!
Дух Божий! И Ангелы! Ее охраняли!

Пресвятая Дева Мария у Иосифа.
Благовестие
Отцветают годы, как яблонь цвет.
Марии исполнилось, четырнадцать лет.
В Храме уже оставаться – нельзя,
Струилась дальше ее стезя,
К родителям нужно ее вернуть,
Или замужества выбрать ей путь.
Годы! Они быстро промчались.
Ее родители, уже скончались.
Священники, думали, как ей быть?
Где и как в дальнейшем ей жить?
Мария, им говорила с верою,
Что навсегда, хочет быть – девою!
Молились священники, пред Кивотом Завета,
Прося Бога, послать им совета.
Назнаменовать достойного мужа,
Которому, под видом супружества
Марию отдать! Святое творение
На попечение! И сохранение!
Господь! Услышил молитвы глас сей,
И повелел: Избрать мужей!
Из дома Давидова! Мужей – безбрачных,
И положить жезлы всех новобрачных
На алтарь! Чей жезл – расцветет,
К тому на сохранность! Дева пойдет.
Святитель Захария – отец Предтечи,
Двенадцать мужей – безбрачных наметил.
Среди них – был и святой Иосиф,
В преклонных годах. И его посох
Положенный на ночь в алтарь – расцвел!
Словно весной, яблони ствол!
И чудо! Сидела на нем – голубица!
Иосифу! Была вручена девица!
Мария! Бога святое творение –
На попечение! И сохранение!
Святой Иосиф – благоговея,
Взял Деву Марию из рук архиерея.
На попечение в дальнейшем времени,
И чистоты ее сохранения!
Пресвятая Дева, живя у Иосифа,
Прежнего образа жизни, не бросила;
Постоянно в молитвах она упражнялась,
Чтением Божественных книг занималась
Был дом у Иосифа ей как Храм.
Всегда пост и молчание ведая,
С дочерьми Иосифа, только беседуя,
Жить ей там было, всегда не трудно,
Никогда не ходила, где многолюдно,
Часто за день, Богу молилась,
Поклоны клала, и постилась!
Четыре месяца – пребывания,
У Иосифа, в скромном здании,
Богородица Дева – явила явления:
Бога – Слова – Час наступил воплощения!
Час! В который, как – дуновение –
Началось! Наше – Спасение!
Бог послал – Небесные Силы,
К Деве – Архангела Гавриила!
Оповещением – таинства сокровенного,
Для всех людей на земле – Священного!
Он послал Его возвестить:
Что Марии: – Богородицей быть!
Вещали Деве – его уста,
О рождении Девы – Христа!
Архангел тихо пред Девой предстал
И кротко Деве Марии сказал:
«Радуйся Благодатная! Господь с тобой!
Сущий! Прежде тебя – с Тобой!
И скоро! Миру всему! Всем лицам,
Во времени, от Тебя народится!
На Марии – смущенья была печать,
Не знала она, что отвечать.
«Не бойся, Мария!» Архангел сказал
Из женщин всех! Тебя! Бог избрал.
К тебе Бог повелел мне явиться,
Сын! У тебя народится.
Дан тебе – Благодатный груз!
Назови сына – Иисус!
Что значит – Спаситель!
Он – мир спасет.
Сойдя на землю с небесных высот, –
Мария сказала: «Как будет сие,
Мужа не знает мое бытие?
Архангел молвил: «Святой Дух найдет,
И высшая Сила к тебе придет
Ибо, где Бог захочет, там он –
Побеждает всего естества закон!
И ты, Дева! Родишь сына!
Благовестия! Это была картина!»
Дева пречистая – прослезилась,
Перед Архангелом – преклонилась
Тихо сказав ему самому:
«По глаголу, да будет мне твоему»!
И в тоже мгновение! Божия милость,
Действие Духа Святого – свершилось.
Словно – Чудо! Чудес дуновение
Началось – мира Спасение!
Духом! Узрев это известие –
Архангел – окончил свое Благовестие.
Богородице Деве – он поклонился,
Невидимый стал и удалился!

О пришествии Божьей Матери
к Елизавете
По отшествии Архангела Гавриила
Дева Мария – город Хеврон посетила,
В дом священника Захария
к супруге его явилась,
Елизавета ей – родственницей доводилась.
Она была в положении
И Дева Мария – свое умение
Помощь свою оказать ей хотела,
Ибо, много она делать умела.
У Елизаветы, услышав приветствие Девы,
Тотчас взыгрался младенец во чреве.
Елизавета исполнилась Духа Святого
Молвила Деве Марии – приветствия слово:
«Благословенна, ты в женах Дева,
И благословен плод твоего чрева,
Благословенна уверовшая в Бога все связанное,
Ибо, исполнится все, от Бога тебе сказанное!
И ответила ей Мария в ответ утвердительно,
«Возрадовался дух мой, о Боге Спасителе.
Величие Божие мне сотворилось,
Свято Имя Его! И Его – милость»!
Три месяца и четыре дня
У Елизаветы Мария жила.
Ей она в родах помогала,
И сделала дел Елизавете немало.
Затем, возвратилась она в свой дом,
Где было приятно ей все кругом!

О рождестве Господа Бога и
Спасителя Нашего
Дева Мария на все времена
Была с Иосифом – обручена
Иосиф был стар, восемьдесят лет,
Хранил Девы – Девства секрет.
Святые! Божьи! Свершались дела.
От Духа Святого она зачала.
Иосиф – беременность увидал,
И в мыслях своих – недоумевал?!
По человечески думал – как?
Но Бог послал Иосифу знак,
Во сне явился ангел ему,
И молвил: «Не бойся принять жену,
Жену твою – по обручению,
И Деву! По обета течению.
Обету! Ей принесенной Богу!
Благодать! Израильскому народу!
Всему Израилю – Благодать!
Деву, Иосиф, ты должен принять
Прими Деву! Не смущайся – Иосиф!
Дева! В себе, Спасение носит.
Родит же она – младенца Сына,
И ты, – наречешь! Дашь ему Имя:
Впервые имя сойдет с твоих уст,
Великое это имя – Иисус!
То есть – Спаситель людей своих!
И Он – спасет от грехов всех их!
Не бойся принять непорочную деву
И служить всему Божьему делу»!
Проснувшись, Иосиф помолиться успел
И сделал все точно, что ангел велел!
Принял к себе обрученную Деву,
Служил ей с почтением всякому делу,
Как Божьей благости накопителя,
Как Матери – Господа Бога Спасителя!
В те времена вышло постановление –
В Израиле переписать население
Никто этому не удивился,
И каждый пошел в город свой, где родился.
Иосиф из родных своих стен
Пошел в Иудею, в город Вифлием,
С беременной, обрученной женой,
Пошел в Вифлием. В свой город родной.
До Вифлиема они дошли,
Свободных в гостинице мест не нашли,
Что же им делать? И как им быть?
Время Марии пришло родить!
Пришлось укрыться им от непогод,
В пещере, где укрывали скот.
И дева, в полночь двадцать пятого декабря,
Без болезненных мук родила.
Господа Нашего: – Иисуса Христа!
Славили Бога ее уста!
Дева зачала и носила с верою!
Дева родила! И осталась Девою!
Благодати – Дева! Благодать Сосуда
На земле подобного не было чуда!
О! Чудо новое! Выше небес!
Выше всех древних чудес!
Без ущерба девства Благословенного,
Приснодева – Бога родила воплощенного.
Столь таинственно – Дева рожает,
Сама рожает! Сама пеленает.
Плод свой, с радостью обнимает.
С радостью – лобызает, питает!
Приложившись к младенцу своими устами,
Мария обвила его пеленами,
Затем в ясли его положила,
И низко Ему – до земли – поклонилась!
И, как престол Херувимский в силе,
Ангелы ясли с Христом окружили
Для них были Божии знаки – указаны,
А вол и осел рядом к яслям привязаны.
Стояли, дыханием согревая младенца.
Рядом, белое полотенце –
Марией взятое из Назарета
И было все Божьей любовью согрето.
Радовалась вся природа!
Искупитель родился! – Людского рода.
Увидели эту Божию радость –
Три пастуха, стерегущии стадо.
Недалеко от пещеры, где куст,
Где в яслях лежал младенец Иисус!
Пастухов этих, в тот же миг посетил
Божий посланник – Гавриил
Увидев его! Пастухи ужаснулись,
Ибо, неведомого коснулись!
Но ангел сказал: «Не бойтесь меня!
Я! Возвещаю вам, радость дня!
Бог! Этой радости есть Утвердитель!
Ибо, ныне! Родился Спаситель!
Родился Спаситель! Иисус Христос!
Я! Радости весть эту! Вам принес.
Знамение! Вот я, даю вам ясно:
Идите! Младенца найдете в яслях!
И было во время того Возвещения
С небес, словно ветерка дуновение
Явилось с небес все Небесное воинство!
И пастухам всем, вновь стало – боязно!
И голосов, слышно было – много:
Поющих! И славящих Господа Бога.
Святое слышалось ангелов пение:
«Слава! В высших Богу!
И на земле – мир!
И в человецах – Благоговение!
Пастухи поспешно пошли в Вифлием,
И там в пещере нашли у стен,
Деву, Иосифа, и младенца,
Обвитого в белое полотенце.
Святому семейству пастухи поклонились,
Все рассказали, и помолились.
Затем, прославляя, хваля Бога,
Возвратились к родному порогу!
Всем встречным их возвещали уста,
О рожденье – Иисуса Христа!

Сказание о поклонении волхвов

Когда Христос благоволил родиться,
Волхвы пришли с востока поклониться,
В то время царствовал Ирод в стране,
И было спокойно ему вполне!
Волхвы, – мудрецы были. Много читали,
Хорошо о звездах науку знали,
В пути их вела Божия Сила,
Звезда! Она их путеводила!
На небе она – днем и ночью сияла,
В пути – направление им давала.
Свет – яркий ее – появлялся Белый!
Когда Спаситель родился от Девы!
Дойдя до Иерусалима, волхвы,
Спросили: « Где нам царя найти»?
Звезду его видели мы на востоке,
Родиться ему, пришли по ней сроки!
Царя Иудейского – время родиться.
Мы! Пришли ему поклониться!
Весть эта, Ирода испугала,
От страха рука у него задрожала.
Священников, книжников! Велел он собрать,
И стал вопросом своим, их пытать:
«Где Христос, должен родиться?
Я тоже хочу, ему поклониться»!-
Священники, книжники, отвечали:
В Вифлиеме родиться он должен! Мы знаем»!
Ирод – боялся! Рожденный Христос,
Может отнять у него – важный пост!
Пост Царя! Как без царства жить!?
Ирод замыслил Христа убить!
Поэтому Ирод волхвов пригласил,
И у них о Христе все спросил!
Лукаво сказал волхвам: « Найдите!
Чтоб я! Мог поклониться ему!
Царю! Приемнику моему»! –
Волхвы отправились вновь в путь свой смело,
Звезда! Над ними – опять заблестела.
До Вифлеема светила! Как Божия милость
Над Святым семейством, остановилась.
Силой блестела она не земной,
Над младенцем Христом! Над его головой!
Волхвы пред Христом – благовейно склонились,
И как Богу! Ему поклонились!
Склонившись, пред Христом постояли,
Свои дары ему передали:
Первый принес дар Христу –
Золото! Как дань царю.
Второй, принес – ладана много,
Как вочеловечевшемуся Богу.
А третий – смирну младенцу дал,
Ибо Сын Человеческий – смерть принял!
Исполнив свое назначенье, волхвы,
В путь свой дальний обратно пошли.
Получив от ангела указание –
Не возвращаться к Ироду в здание.
Ибо, Ирод – чтобы царить,
Младенца Христа замышлял убить.
А волхвы возвратились в свои все страны,
И каждый Христа! Исповедовал славно!
Их проповедывали уста –
О пришествии в мир – Иисуса Христа!

Сретение
Господа нашего – Иисуса Христа

Когда по рождению Христа, сорок дней прошло,
То, очищения время пришло.
Дева Мария – младенца Христа,
В Иерусалимский Храм принесла,
Чтобы исполнить Божий Закон,
Как он записан был с древних сторон:
Чтобы очиститься! Жертвы поставить,
И Богу – первенца своего представить
Жертвы! – Агнец то был невинный,
А за грехи, птенец голубиный –
Их принесли Иосиф и Дева в Храм,
И оставили все это там.
В Храм в это время духом ведом,
Пришел старец Симеон!
Богом обещано было ему,
Что не увидеть смерть он свою,
Пока его! – Симеона глаза
Не узрят Иисуса Христа!
По вдохновению – Духа Святого,
Увидел он с Девой, младенца живого!
Увидели в нем его глаза,
Господа! Иисуса Христа!
Радостно! Он к Деве склонился,
Младенца на руки взял. Прослезился,
Воскликнув – радостно и горячо:
« Ныне! Отпускаеши раба твоего.
По глаголу, Господи Твоему!
С миром! Славу Тебе я пою!
Господи! Ты! Мне эту отраду дал,
Каждый день в храме Тебя ожидал,
Теперь же, увидев Тебя, успокоился,
И на жизнь будущую я настроился!
С радостной вестью, а не пустым,
Теперь отхожу я к отцам моим,
Отпусти меня Боже, в блаженный путь
На лоне Авраама мне отдохнуть.
От трудов многолетних пути земного.
Воспою Тебе Боже, я славу снова!
Ибо, узрели очи мои –
Свет! Явившейся для изгнания тьмы!
Для народов всех – просвящения,
Божьих! Невидимых тайн! – Откровения»-
Иосиф и Дева, услышив, дивились!
Иисусу Христу – Богу! Молились.
Было все это – явь! А не сон
И благославил их – Симеон.
Видя очами своими не ложными,
Что перед ним стоит Матерь Божия!
Ей он сказал свое воззвание:
На падение здесь лежит и восстание –
Многих людей! В мире, в Израиле,
Кто ныне живет, и жизнь кто оставили,
На восстание тех, кто с любовью примут –
Христа! И церковь ему воздвигнут.
На падение! – книжников и фарисеев,
К Христу, кто злобу и ненависть сеют.
О Христе! Будет много – прекословий,
От всех людских каст, рангов, сословий!
И над Тобою! О! Мать – безмужняя –
Будет жестокое! Злое! Ненужное!
У бездны будешь ты на краю.
Меч пройдет сквозь душу твою!
Когда ты узришь, Как огонь в костре –
Сына! Любимого! На Кресте!
Сына! Которого ты родила.
Спасителя! Ждут – Господни дела!
Которого будешь, любить и ждать.
Из мира рыданиями провожать!
Будешь! Богородица ты!
Дева! Истинной Чистоты!
Так говорила его душа.
Анна пророчица в Храм вошла,
Она от Храма не отходила
День и ночь – Богу служила.
Анна – в младенце – Христа узнала!
Бога – Спасителя! Так всем сказала.
И так говорила она всем,
Среди Иерусалимских стен!
Пророчествовала о младенце всерьез –
Что это – Господь наш! Спаситель Христос!

О бегстве Пречистой Девы,
Младенца Иисуса и Иосифа в Египет

Когда волхвы ушли из Вифлиема,
У Ирода в царстве случилась проблема:
Решил отыскать он младенца царя,
Но не нашел. Искал он – зазря.
Иосифу! Ангел Господень – явился,
С чистых небес ему он спустился.
И велел: с младенцем и Девой не ждать,
А в Египет, от Ирода срочно бежать.
Ибо Ирод злился, младенцу не жить!
Найти! Приказал его! И убить!
Иосиф взял Деву! Младенца взял,
И сразу в Египет с ними бежал.
Прибыв в Египет – семейство Святое,
Жило там жизнью своей простою.
Иосиф с Девой всегда в мире жили,
Младенца Иисуса вдвоем растили!
В Египет Христос с семейством явились,
То, многие идолы – там сокрушились,
Многие идолы – там попадали,
Явился Христос! Спасеньем всех радуя!
Бесы все, от Христа убегали!
Растворяясь в египетской дали.
Жило Святое семейство – мирно,
Оставаясь там до смерти Ирода!
Года два там они пребывали,
О том, что творится дома, не знали.
Ангел Господень – явился опять
Во сне Иосифу! Чтобы сказать:
«Возьми! Младенца, Деву возьми,
И в землю Израиля с ними иди!»
Ибо, смерти младенца искавшие,
Все – умерли! И стали «вчерашними»
Восставши от сна, Иосиф скорее,
С младенцем и Девой пошли в Иудею,
На земле израильской – остановились,
В городе Назарете они поселились.
В собственном доме, где прежде жили,
В любви Иисуса Христа растили!

Отрок Иисус в храме

Время, как волны; – за валом вал,
Младенец Божественный – возрастал.
Укреплялся духом ночью и днем,
Благодать Божия была на нем.
Иосиф и Дева его любили,
На пасху – в Иерусалим ходили,
Когда было Христу двенадцать лет,
В Иерусалим пошли на пасхальный свет,
После вернулись они в Назарет,
Смотрят, – Отрока с ними нет.
В Иерусалим пошли опять,
Иисуса Христа, в храме искать.
Его через три дня – в Храме нашли,
Вопрошающего и слушающего от души!
Среди учителей достойных и старых,
Богословов и мудрых старцев.
Ответом и разуму его, все дивились,
И тут Иосиф с Марией явились.
Мария сказала: «Тебя мы искали,
Где же ты был, мы все не знали,
В сердце моем была печаль», -
Христос Богоматери отвечал,
«Мне должно быть в том дому,
Что принадлежит Отцу моему» -
Но его они не поняли слов,
И он пошел с ними на их зов.
Пошел в Назарет. Им повиновался,
Но в памяти Девы, тот случай остался.
И она сохранила слова сии –
В своей материнской к Иисусу любви.

Богородица с Господом на браке
в Кане Галилейской

Как то раз в стране иудейской,
Был брак! В Кане Галилейской.
Матерь Иисуса Христа там была,
И увидела, вот что она:
Вина на свадьбе совсем стало мало,
Она за Иисусом Христом послала,
И говорит в словах простых:
«На свадьбе вина, посмотри нет у них».
Матери Сын отвечал родной:
«Не пришел еще час ныне мой»
Матерь слугам сказала там:
«Сделайте! Что Иисус скажет вам»,
Шесть трехведерных сосудов
Стояли там, где была посуда.
Христос повелел наполнить их –
Водой, чтобы не было там пустых,
Потом сказал им – «вы почерпните,
К распорядителю свадьбы – несите» –
Распорядитель – все это попробовал
И был доволен вином – премного!
И жениху сказал: Сперва,
Дают всем хорошего вина!
А вы все хорошее вино –
Берегли до времени сего!?
Вот так: Иисус Христос – сам!
Начало дал всем своим чудесам!
И Славу он всем свою явил –
Как источник всех Божьих сил!
Ученики все в Христа уверовали,
И всюду за ним все следовали!

Стояние Пресвятой Богородице
при Кресте Спасителя

При Кресте Иисуса стояла Матерь Его,
И Сестра матери Его, Мария Клеопова и
Мария Магдалина
А также и любимый ученик
Его св. апостол Иоанн.
Иисус, увидя Матерь и ученика,
которого любил,
Говорит Матери Своей: Жена! Се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, матерь твоя!
И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

Плачь Пресвятой Богородицы

Богородица – увидев Христа страдания,
Говорила с плачем и горьким рыданием:
– «Видя Тебя чадо, этим я днем,
Сын мой, страдаю –
неимоверно в сердце моем!
Вымолви слово. Благой мой.
Слово скажи ты мне,
Слово скажи, твоей Боже рабе.
Сын и Творец мой!
Терпишь на древе ты смерть лютую,
Позволь, Страдания Твои –
материнской силой укутывать
Боже! Да ниспошли нам Свою Ты милость,
Надежды, и Сына! И Господа я – лишилась.
Увы мне Боже! Дай на Тебя опереться.
Увы мне! Увы мне!
Болит нестерпимо сердце.
Скрылся Петр! Развеялись верные.
Все – сгинули,
Тебя! Христа моего! Ученики все покинули.
Горе! Утроба моя – раздирается.
Вижу Тебя на кресте.
И мука моя не кончается.
Вижу рожденного мной.
К Тебе простираю руки,
Чтобы принять Христа!
Мои не кончаются муки.
Вся внутренность моя – раскалена!
Горем! Страданием! Сын мой!
К Тебе я полна.
Ты! Солнце – незаходимое!
Свет Твой светит везде,
Господь всего творения!
Как терпишь ты на кресте?!
Безгрешный Сын мой! Бог мой!
Мною рожден.
Ты! Как злодей на кресте пригвожден.
Чтоб человеческий род оживить!
И по твоей благости людям
земным всем служить
Как стерпеть мне, тебя видя – распятого,
Тебя, без болезни рожденного.
И без мужа зачатого!
Утроба моя – горит! Как раскаленный мех,
О Сын мой! Как терпишь – один ты!
Один ты! За всех!
За всех! В мире тебя окружающих.
Воскресни! Спаситель мой!
И спаси! Тебя воспевающих»!

Апостольские труды
Пресвятой Девы

Богородицы и ее проповедь на Афоне
После Иисуса Христа Вознесения,
Ученики распространять его стали учение:
Грехов проповедывали – покояние,
Веровать в Бога – Творца мироздания!
И веровать, скажем здесь Слово в Слово:
В Бога – Отца! В Бога – Сына!
И в Бога Духа Святого!
И Богородица – распространяла,
Ибо она в душе своей – знала,
Что смысл – Благой –
Вести – спасенье нам даст,
И изменит! Жизни всех нас!
Богородица Дева – учила примером,
Помогая бедным и сиротам – делом!
Давая милость во Господа имя,
Ухаживая, всегда за больными!
Также она, много молилась
У пещеры, где тело Христа находилось,
У всех святых, почитаемых мест,
Где сын Божий! Христос – Воскрес!
Однажды, Дева Мария плыла,
На остров Крит, где были дела,
Но, бурей поднявшийся с южных сторон,
Прибило корабль к горе Афон.
На этой горе язычники жили,
И злобным идолам лишь служили.
С корабля Богородица на землю сошла
Язычникам проповедь произнесла:
О Иисусе Христе, за людей пострадавшего,
За грехи людей,
на кресте смерть принявшего.
О Чуде – чудес – Христа Воскресения
О покоянии и о прощении,
О любви к Богу! И о Спасении!
Язычникам, говорила она
При ярком свете южного дня:
«Верующий во Христа! – обретет,
Прощенье грехов! И вечный оплот!
Вечное счастье на небесах!
О всех рассказала она чудесах!
И здесь! Новое чудо свершилось:
Божия! Была на то милость, -
У слушающих Деву, – одно было мнение:
Принять! Сейчас же Святое Крещение!!
Пресвятая Дева – сказала пророчество:
Что на Афоне! Молитвы творчество –
В изобилии! Будет всегда!
И что, – в идущие все года
Милость Божия! Будет с ними!
Милость! Иисуса Христа! Его Сына!
Слава Богородицы! – Все исполнились!
Афон! – Монастырями наполнился.
В монастырях! – Монахи живут.
Заступницу! Божию Матерь – Чтут!
Как начальницу! И покровительницу,
Монастырей! И скитов – хранительницу!

Успение Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица!
Во время жизни земной,
Была женщиной тихой! И очень простой!
Тихо ходила! Как бы – плыла,
По плоти и духу, Девой была,
Сердце, полно ее было смирения,
Тихой кротости и терпения!
Не скорой была в разговорах она,
В трудах повседневных – всегда бодра,
Ходила неспешно, по всем дорогам,
Всегда, как бы беседуя с Богом!
Никого, никогда не обижала,
Собеседника слушала и уважала.
На лице улыбка всегда светилась
Сияла на ней Божия милость.
Всем хотела она добра,
А себе – никаких наград!
Из уст Божественной Божьей Мати,
Слетали лишь слова Благодати,
В делах ее виделась – скромность, почтение
Тихая! Как весны дуновение.
Говорила она очень немного
И только о нужном, и только о добром
Сладостны были ее слова
Кружилась от них у людей голова.
Говорила мало о себе личного,
Предлагала всякому только приличное.
Никогда не смеялась,
не приходила в смущение,
Всегда без гнева и без возмущения,
Проживая в доме Иоанна Богослова,
Богородица делала все толково
Была в ней большая Духовная сила.
Молиться Богу очень любила.
Часто посещала она места,
Освященные стопами и кровью Христа
Ходила в Вифлием! Где Христос родился,
К реке Иордан, где Христос крестился,
Но более любила, она те места,
Где были страдания, сына Христа!
Говоря со слезами: Здесь был – один,
Муки терпевший, мой милый Сын!
Здесь! Венчали – венцом терновым,
Здесь! Изнемог под крестом тяжелым.
Здесь! Его погребали! И здесь –
Сын мой Христос! В третий день – воскрес!
Часто взывала, смотря на зарю:
«Когда я – любезного! Сына узрю!?
Когда отойду от мира сего,
Предстану, престолу – Славы Его?
Когда насыщусь Его лицезрением
Великим! И сладостным! Этим мгновением!
Когда? Будет мне! Эта милость дана!
И постоянно молилась она.
Однажды во время молитвы такой,
Ангел! Нарушил ее покой.
Архангел Гавриил перед Девой предстал,
И Весть! О ее – Успенье! Сказал.
Чтоб не смущалась! То Божия милость
И чтобы у Девы – душа веселилась.
Так как к Бессмертию перейдет,
И Сын твой! Архангел сказал! Он! Ждет!
Со всеми – Архангелами, Херувимами,
Высшими Силами и Серафимами.
В знак победы над смертью телесной,
Финиковую ветвь ей дал Ангел – чудесную,
От дерева, что росло в раю,
В небесном, великом, дивном краю!
От ветви! Знака небесных сил!
Днем и ночью свет исходил,
Архангел ей возвестил потом,
Что смерть ей будет, как тихий сон!
На краткое время! И милосердно,
Узрит Она, новую жизнь! Бессмертную!
Иоанну Богослову! О Архангеле
Богородица сообщила,
И подготовить покои свои – поспешила!
Для встречи! Подготовить покои, свой дом!
Подготовить к встрече! С Иисусом Христом!
Она попросила: Все вычистить!
И все убрать,
Украсить стены! Окна! Свою кровать!
Принести благовоний!
Зажечь побольше свечей,
И всем говорила:
«Не плакать! Не плакать о ней»!
А радоваться! Ибо сына будет просить,
О благословении всех,
кому на земле еще жить!
Чудесным образом! У Богородицы снова,
Смогли собраться ученики Христовы
Оповещенные Духом Святым,
Они приехали в Иерусалим!
Они даже сами,
рассказать не могли толково,
Как оказались в доме – Иоанна Богослова.
Открыв глаза свои, словно «от сна»
Их – Божия Сила! В Иерусалим перенесла.
Все! Собрались в комнате Пресвятой Девы,
Здесь происходило – Великое Божие дело!
Множество горело свечей у кровати,
Все стояли! Молились! Вокруг Божьей Мати!
На ложе украшенном – Дева Мария лежала.
Самозабвенно молилась!
Сына Христа ожидала.
Ожидала Она своего исхода,
И много вокруг любимого было народа,
В назначенный Час – Свет!
Освятил все имение,
Словно раздвинулись стены!
Послышалось ангелов пение!
Появился – Господь Иисус!
Источник – Истоков.
Окруженный ангелами!
И душами – святых и пророков!
Богородица! – Тихая – тихая!
Словно Божия милость
Поднялась с ложа!
И Сыну Христу поклонилась.
И глядя в Его лицо. Средь тихого гула
Закрывши глаза! Без мук и страданий,
как бы сладко заснула.
В руки Христу.
Богородица предала свою душу
И не был покой на лице
ее ничем не нарушен.
Сладким заснула сном.
Пред Вечным Источником Жизни
И отражало ее лицо! Тихой радости мысли.

Погребение пресвятой Богородицы
И явление ее Апостолам

Ученики Христовы –
Богородицу очень любили,
Тело Девы Марии – с честью! Похоронили.
Святые апостолы – Петр и Павел,
Гроб ее на плечи подняли.
И понесли в последний путь! Сердца усладу,
По Иерусалиму! К Гефсиманскому Саду.
Иоанн Богослов финиковую ветвь нес!
Не спешил,
Ветвь, которую ангел Деве Марии – вручил!
В руках Иоанна –
ветвь сияла светом небесным!
В Иерусалиме –
шествие это, сразу стало известным.
Неверующие жители Иерусалима!
Со злобой, и ненавистью – проходили мимо.
Погребальное шествие,
они хотели расстроить
И сжечь гроб. Безбожное дело устроить.
Но, Господь!
Оскорбление Матери – не допустил!
И погребальное шествие – Сияющим!
Облаком скрыл!
От всех глаз: Злобных! Завистливых!
И неприятных!
Скрыл – сияющим облаком.
Словно бы – ватным.
Воины, посланные траурное шествие –
разогнать,
Все оказались, словно слепая рать.
Они слышали – и шаги,
и погребальное пение,
Но, не видели, где – происходит моление,
Они, натыкались друг на друга,
на дома, на деревьев ветви,
Они – злились!
Но ничего не видели, словно ослепли!
Никто не смог помешать погребению,
в христианской вере,
И Богородицы тело, с честью положили
в погребальной пещере.
Апостол Фома! Он – не видел
скорбные эти мгновения,
Он прибыл на похороны,
только на третий день погребения,
И горько плакал, печалился,
и переживал все это он остро,
Тогда открыть пещеру,
ему разрешили апостолы,
Когда отвалили камень,
и заглянули в пещеру,
То чудо! Они не увидели там,
тела Святой Девы!
Погребальные только
пелены Святой Девы лежали
Самого тела не было!
Апостолы – недоумевали?!
Все удивлялись, Это!
Выше понятия было их сил.
И стали молить Господа,
чтоб им он тайну открыл.
К вечеру. Сели ужинать.
И как всегда это правили,
Одно место для Господа.
Для Иисуса Христа оставили.
Окончив ужин. Хлеб Христов
разделить хотели,
И увидели – Пречистую Деву!
На небесах стоящую,
С множеством ангелов. Славой сияющей!
И говорящую:
«Радуйтесь! Я всегда во все дни с вами!
С вами всегда! Под этими небесами!
И апостолы – радостно все восклицали там: –
«Пресвятая Богородица! Дева! Ты!
Помогай всем нам!
Святые Апостолы! Все! В это уверили!
И в том! Всю церковь! Они – удостоверили.
Что, Матерь Божия! В третий день!
Христом! Воскрешена!
И взята с телом она – на небеса!
Возратясь ко гробу.
Апостолы – плащеницу взяли,
В утешение всем скорбящим –
показывать стали!
Как свидетельство:
Восстания Девы из гроба!
Девы! Чья Господа –
носила и родила утроба!
Которая нетленно родила!
Зиждетеля всей твари.
Богородицу Деву – Небеса!
С плотью приняли!!

1. Вся Божия Церковь в целом и каждая церковная христианская душа в отдельности, памятуя о Пресвятой Богородице, молясь Ей и величая Ее, в сущности, выражают лишь одну общую свою веру и одно общее свое исповедание постоянного и подлинного присутствия или, лучше сказать, Материнского участия Пресвятой Богородицы в жизни мира и Святой Церкви. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, называл Ее образно "сердцем Церкви", то есть желал показать, как ощутительно и животворно направляет Она своим материнским участием всю жизнь Божией Церкви, разносит всему церковному телу и всякому из отдельных его членов многоразличные дары Божией благодати, - действительно Она совершает настоящее свое послушание пред Сыном Своим и Богом примерно так же, как сердце в обычном человеческом организме регулирует и совершает все течение обычного человеческого существования.

2. Нетрудно понять, на чем утверждается и из каких начал исходит отмеченный факт жизненного участия Пресвятой Богородицы в жизни мира и человека.

Конечно, этот факт исходит из начал Божественного промышления о Церкви и мире и утверждается на событии Боговоплощения или вочеловечения Господа нашего Иисуса Христа: на событии пренепорочного рождения Его нас ради человек и нашего ради спасения "от Духа Свята и Марии Девы". Она, Пренепорочная, Самого великого Бога "соделала для всех приступным человеком" и вознесла человека до Бога: "яже Бога человеком преславным Твоим рождеством соединившая и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая".

Чрез Нее вновь соединилось Божеское с человеческим, земля и Небо, разъединенные грехопадением и богопротивностью Адама, - соединились природно, органически - мы вновь стали Божиими, Господь стал обитать в самом смертном естестве нашем, так что мы чрез Пречистую Матерь взываем Ему, как присные, как свои у Бога: "Авва, Отче".

Мир поистине имеет Мать, и Святой Церкви даровано поистине золотое сердце, - и разве не прав был святой Григорий Богослов, когда говорил, что "кто не чтит Девы - Богородицы, тот отлучен от Божества".

3. В настоящий раз мы имеем намерение коснуться обстоятельств земной жизни Пресвятой Богородицы и в особенности указать на основании ее дивного жития на некоторые конкретные и частные руководственные уроки для своего духовного устроения и спасения.

Умилительно, как это обетное Дитя живет целых 12 лет в Божием храме в полной духовной самособранности: в труде, молитве, в проникновении в Божие слово - в той спасительной самособранности своих сил, каковая (самособранность) кончилась известным решением посвятить себя Единому Господу Богу и пребыть до конца Девою. Умилительно это ясное сознание и понимание каждого своего шага, умилителен и этот плод духовного рассуждения - святое вопрошение Ангелу: "Како будет сие, идеже мужа не знаю" с последующим понятным ответом: "Се раба Господня: буди мне по глаголу Твоему". Не ясно ли, что первый период земной жизни Богоматери - Ее детство и юность и Ее церковное воспитание научают и нас, в частности, добродетели духовного рассуждения или духовной рассудительности - воспитания в себе духовной самособранности и, первым образом, чистой мысли, чистого помысла и отсюда чистого плана жизни (сочетания помыслов), чистого, верного духовного взгляда на жизнь.

В акафистном пении Пресвятой Богородице имеется, между другими славословиями, примечательное речение: "Радуйся, начальнице мысленного наздания". С первого взгляда трудная славянская фраза именно и означает то, что Пресвятая Дева прославляется Святою Церковию как "начало духовного воссоздания", возрождения, то есть первым образом как подательница чистого помысла: радуйся, подательница чистого помысла - чистой мысли, чистого или уже целого строя чистых (мысленного наздания) мыслей. Неудивительно, что для церковного человека Пресвятая Дева является "небом умным", наставляющим всех "к разуму Божественному", "зарею ум просвещающей", "тлителя (то есть развратителя) смыслов упраждняющей", "лучем умного Солнца" и под... Неудивительно, что Святая Церковь отсюда и воссылает Ей молитвы о даровании "смирения сердца" и "чистоты помышлений".

Впрочем, молитва о чистоте нашего помысла есть общая и постоянная молитва Святой Церкви.

Вставая от сна, христианин взывает ко Господу: "Темже молим безмерную Твою благость: просвети наша мысли и очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави". Полунощное обращение именно ко Пресвятой Богородице износит из нашего сердца ту же молитву: "Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати". "Господи, даждь ми мысль благу", - молится христианин в молитвах на сон грядущий. Причащаться же Тайн Христовых он призывается в молитвах ко святому причащению мыслью "притрепетною", мыслью "смиренною", мыслью "благодарною". Отсюда понятно, что и священнослужитель на Божественной литургии молит Господа Бога "о преспеянии... разума духовнаго", и наконец, сам Апостол Павел просит христиан "дополнить его радость" и "иметь одни мысли" (Флп.2:2), и под.

Почему именно такая забота Святой Церкви о нашей мысли, почему именно о мыслях идет речь и в слове Божием, и в творениях преподобных учителей спасения? Да потому, конечно, что чистые мысли с необходимостью ведут и к чистой жизни: о святом человеке недаром говорится, что "весь ум свой, Святителю, вперил еси к Богу" и затем, естественно, "всего себя предал еси святой воле Его", и под. ... Всем понятно, что человек неизменно бывает тем, чем занято его сознание и чем проникнуто его сердце, чем занят его "владычный ум", и что дела человека суть те же самые его мысли, лишь выраженные или выявленные в деле. Отсюда именно на воспитании в себе чистого помысла построяется вся благодатная жизнь подвижников-созерцателей, и чистым помыслом в особенности охраняется благодать Иисусовой молитвы. Итак, должно быть совершенно понятным, что значит чистая мысль для чистой жизни и как дорог нам этот урок богомыслия, духовной самособранности и духовной рассудительности, идущей от жизни и духовного образа самой Пресвятой Девы Марии.

Дар духовной рассудительности по своему существу и есть дар верного распознавания или оценки своих помыслов, своих мыслей, - стремление и способность разбирать каждое обстоятельство своей жизни пред очами Божиими, "слагать все в сердце своем" и вопрошать: "како будет сие". "У отцов наших, - сказано в преподобнической книге, - первая забота была о сосредоточенности" ("Луг Духовный", глава 130). Дар духовной рассудительности, по отцам, именно и должен открыть в нас работу духовного возрождения, воссоздания в себе Богозданной красоты, которую омрачает в нас грязная мысль и отсюда грязное дело; открыть в нас, по выражению преподобных, "борьбу за целого Адама", стало быть, за истинного человека.

Вот, таким образом, к чему, в частности, на общих путях спасения зовет нас первым образом юная Богоотроковица.

4. Не менее назидательна жизнь Пресвятой Богородицы и в период Евангельской истории, Рождества и общественного служения Господа нашего Иисуса Христа - Спасителя мира.

Пусть убоги Христовы ясли, пусть тяжелы и это бегство, и эта постоянная тревога за Сына своего, и это неописуемое страдание с Ним при Его Кресте и "позоре" (Лк.23:48) - пусть: и все же как благословенно это отречение от удобств личной жизни во имя блага общего, во имя Божие, во имя спасения всего рода человеческого от греха и несомой им смерти.

Самоотречение - ведь это и есть то спасительное начало духовной жизни мира и человека, которое, после духовной рассудительности, оставлено нам в осуществление Пресвятой Богородицей, действительно его осуществившей в своей земной жизни, - то начало, которое воплощено и принесено с Неба на землю Самим нашим Господом Спасителем, который "не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф.20:28; Мк.10:45).

Да, поистине радость и спасение осязуемы лишь там, где люди в ответ на зов Богоматери, во имя своего Господа и Ее предстательства подавляют в себе свое самолюбие и грехолюбие, свои личные мелкие интересы и вообще всю свою обычную греховную самость. И конечно, чем выше и ответственнее человек в своем земном делании, тем большее и самоотречение он должен воплотить в своей жизни и деятельности и тем страшнее для него пагубное "обрастание" расчетами своекорыстия и себялюбия. Говорить ли при этом о том, что дух спасительного самоотречения должен быть связан у нас с духом добродетельного самоукорения, постоянного зрения своего греха и под. ...

О, помоги же нам, Пресвятая Дева, почувствовать хотя ныне всю действительную низость и узость мелкого самолюбия и расчета. В спасительном богомыслии взирая на Твою многоскорбную земную жизнь ради нас и ради нашего спасения, и мы желали бы, чтобы расширились наши оземленившиеся и малые сердца и зажглись заботою не только о своем благе земном, но и о благе общем, о благе духовном, о благе Святой Церкви, о спасении вечном.

5. Духовная рассудительность и самоотречение совершенно естественно переходят и выливаются у Пресвятой Богородицы и Матери нашей в новую и святейшую добродетель беспредельного Ее человеколюбия, коим и наполнена вся последующая история Ее жизни, в собственном смысле - Ее слава, служение роду человеческому по Воскресении Сына Ее, жизнь, присутствие и участие Ее в истории мира и человека.

Мы кончаем, таким образом, тем же, чем и начали: общим свидетельствованием об участии Богоматери в жизни мира и каждого из нас.

Достаточно привести себе на память одни лишь наименования святых икон Ее, почитаемых Святою Церковию, этим народом Божиим, - чтобы понять, как это Солнышко мира - Пресвятая Богородица - Одигитрия - обращается к грешной земле то одной, то другой стороной своего о ней милосердования и заступления. "Нечаянная радость", "Умиление", "Радость всех Радостей", "Утоление печали", "Взыскание погибших", "Споручница грешных", "Покров миру", "Неувядаемый цвет", "Путеводительница" и под. - что это, как не различные наименования со стороны благодарного сердца человеческого неизреченного человеколюбия Пречистой.

Пусть же это человеколюбие Пресвятой Богородицы, которым наполнена Ее чистая жизнь, пробудит и в нас чувства братолюбия друг ко другу. Этого требует Господь, к тому ведет смысл бытия нашего, духовная рассудительность и святой закон самоотречения - весь путь нашего Господа, весь путь жизни и Пресвятой Девы Марии, в молитвах неусыпающей Богородицы.

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела вполне земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

Посвященная Богу

Обе родовые ветви Ее родителей имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители Соломон и Давид. Иоаким и Анна не были зажиточными и знатными, они жили трудом рук своих. Угнетало их только одно: не было детей. С самого начала совместной жизни они выражали Богу великую свою просьбу - иметь ребенка и обещали посвятить его Богу. И вот мечта сбылась.

Трех лет от роду Мария, в соответствии с обетом родителей, была введена во храм. Происходило это в очень торжественной обстановке: шествие открывали ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шли Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью. За ними следовали многочисленные родственники. В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Тот храм был прообразом монашеской обители. В стенах храма было 90 отдельных просторных комнат-келий. Треть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обед хранить безбрачие. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг, рукоделию. Мария всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.

В доме обрученника

После рождения желанного ребенка очень скоро умирают сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, священники задумались: как быть? Отдать Ее в супружество казалось невозможным, потому что это было бы святотатством. Посовещавшись, они решают отдать отроковицу обрученнику, или хранителю девства, который оставил бы завет, данный Богу, нерушимым. Хранителем чистоты и святости Богоотроковицы был избран престарелый Иосиф. Соединенная с ним Мария казалась женой мужа, тогда как между ними не было брачного общения. Иосиф был праведным человеком, имевшим все добродетели: чистый, скромный, искренний, миролюбивый, внимательный к голосу совести и Бога.

В доме этого 80‑летнего старца мирно и спокойно текли дни Девы. Она и здесь, среди людей, окруженная житейскими заботами, не оставляла благочестивых навыков, жила лишь для Бога, занимаясь чтением святых книг и молитвой. Однако Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной. И Дева Мария как бы инстинктивно, не отдавая себе в том отчета, готовилась к исполнению величайшего Божественного замысла. Она душой постигала явление на свет Спасителя, но еще не знала, каким способом Бог пошлет на Землю Своего Сына.

Радуйся, Благословенная!

Для благовестия Марии о Своем Божественном замысле Господь избрал архангела Гавриила, одного из самых первых ангелов. При виде небожителя, возвестившего Ей радостную весть, Мария пришла в смущение. «Отчего так? - спрашивает Филарет Московский. - Оттого ли, что не узнала Она небесного странника? Или Ее потрясло видение высшего существа?» Правда, смущение не препятствовало Ей размышлять о слышанном и не лишило Ее присутствия духа. Как же, размышляла Дева, может осуществиться это обетование, если Она мужа не знает? Архангел рассеивает смущение Марии словом одобрения: «Не бойся, Мариам, обрела бо еси благодать у Бога, благодать, которую никто, кроме Тебя, не обретал от самой вечности» (блж. Андрей Иерусалимский).

Тайна чистоты потеряна?..

Слышанное Пресвятой Девой от архангела было так необычно, что Она не решилась открыть божественную тайну даже обрученнику Иосифу. Однако со временем признаки Ее святого чревоношения делались все более заметными для Иосифа. Буря помышлений восстала в душе старца, уязвилось сердце его - он посчитал тайну чистоты, которую ему поручили хранить, потерянной. «Мария! - так выражает чувства его церковная песнь. - Что это сделалось с Тобою? Вместо чести Ты принесла мне позор, вместо радости - печаль, вместо похвалы - укоризну. Как стерпеть мне упреки людей?» Мучимый подозрениями Иосиф, тем не менее, выказал в этом деле прекрасные свойства своей души - безукоризненную честность и редкое добросердечие. Закон Моисеев, неумолимо строгий к нарушителям супружеской чистоты, давал ему право всенародно обвинить Деву, но вместо этого он решил тайно отпустить свою Обрученницу. Решение Иосифа вступило в противоречие с премудрыми целями домостроительства Божия, и Господь открыл ему великую тайну. Знаменательное сновидение, в котором была объявлена через Ангела воля Господня, вернула покой смятенной душе Иосифа, и он вновь принял жену свою, но уже с большим благоговением и безусловной готовностью служить Ей, как Матери Божией. Теперь Пресвятая Дева, прикрывая тайну Божию именем обрученной жены, мирно ожидала в доме Иосифа преславного исхода благодатного Своего чревоношения.

Духовный крест

И вот Она родила Того, о Ком за два тысячелетия написано такое количество книг, которое не поддается исчислению привычными тиражами. Не было на Земле другой подобной жизни, которая бы притягивала к себе с такой силой людские души. Жизнь Иисуса Христа была живым примером исполнения двух первейших библейских заповедей: возлюбить Бога и возлюбить ближнего. На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына, когда царь Ирод искал убить Его, а не найдя, принес в жертву 14 тысяч младенцев?! Она переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения. И надо представить Ее горе, когда невежественная толпа измывалась над Святостью, когда кровь застывала на челе Ее Сына от тернового венка, и когда пришлось снимать с креста Пречистое тело Иисуса…

После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным. Она усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына. Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Она не была многословной и не любила произносить речи. Лишь однажды Ей пришлось рассказать людям о тайне воплощения Иисуса Христа, о выпавших на Его долю страданиях за грехи людей, о казни, смерти, воскрешении и вознесении на небо. Она открыла людям суть учения Иисуса Христа - о покаянии, прощении, любви к Богу и ближнему - как о великих ценностях, утверждающих в мире добро, справедливость и благоденствие. После столь прочувствованной проповеди Божией Матери свершилось необыкновенное действие. Все слышавшие Ее пожелали принять крещение.

Вторая весть архангела Гавриила

К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.

Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви, с ними соглашаются авторитетные церковные историки. Но из всей святейшей жизни Пресвятой Девы православная церковь выделила четыре важнейших духовных события, отмечаемые великими праздниками: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение. Эти праздники причислены к так называемым - двунадесятым и приравнены к великим праздникам Господним.

Единство ангельского и человеческого

Земной облик Богородицы известен по описаниям очевидцев, дошедшим до нас в священных книгах. Церковный историк Никифор Каллист словесно так Ее нарисовал: «Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей, лицо несколько продолговатое, руки и пальцы длинные». Но главную черту Пресвятой Девы, определяющую все Ее духовное содержание, святой Григорий Неокесарийский так определил: «У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный». Безупречные духовные качества Богородицы все Ее современники без исключения ставят на первый план. Святой Амвросий в облике Богородицы подмечает те черты, которые могут служить идеалом человека: «Она была не многоречива, любительница чтения… Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты». Святой Игнатий Богоносец удивительно точно определяет суть благодатного воздействия Богородицы на простых смертных людей: «В Ней соединялось естество ангельское с человеческим».

Заступница России

Богородица в судьбе России, как мать для младенца. В почитании Божией Матери русскими людьми - особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное материнское заступничество перед Богом. Ведь Всевышний - не только великий благодетель, но и грозный судия. У русских, имеющих в характере такую ценнейшую черту, как покаяние, всегда с Боголюбовью соседствовала Богобоязнь. Как у матери родной, просит богобоязненный грешный человек покрова Богородицы, идя на суд Господний. Человек знает свои грехи, на то дана ему Богом совесть. Держать ответ перед Богом за грехи и помогает великая Заступница, Защитница, Спасительница - Матерь Божия. Она как бы смягчает кару, но зато обнажает в человеке совесть. Когда поэт говорит, что «умом Россию не понять», он имеет в виду именно Совесть. Эту ранимую и совершенно не материальную «структуру» - божественную сущность русские доверили Богородице.

Православный календарь

27 сентября, вторник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. На фото: Крестовоздвиженский храм п. Палех (подворье Свято-Николо-Шартомского монастыря).

Земная жизнь Пресвятой Богородицы

ИС Р15-502-3008

Текст публикуется по книге «ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (СПб., 1892), созданной на основании Священного Писания, свидетельств святых отцов и церковного Предания.

ВСТУПЛЕНИЕ

Се отныне ублажат Мя ecu роди: яко сотвори Мне величие Сильный (Лк. 1, 48, 49), – ответствовала Пресвятая Богородица на приветствие праведной Елисаветы, и длинный ряд веков, протекших с того времени, как изречены эти слова, служит подтверждением их непреложности. Имя Божией Матери чтится и прославляется всеми христианами. Предызбрание Ее для великой тайны воплощения Сына Божия, чистота и высокая святость жизни, служение домостроительству Божию о спасении людей, предстательство пред Престолом Божиим о всем мире и непрерывный ряд благодеяний требующим помощи Ее – вот лучи несравненной славы, принадлежащей Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим. Все, что относится к славе Пресвятой

Богородицы, как общей Матери всех христиан, должно быть дорого для сердца каждого христианина. Вот почему, в искреннем благоговении к Пресвятой Деве, предлагается благочестивому читателю эта книга о земной жизни Пресвятой Богородицы, составленная на основании повествования Священного Писания, свидетельств святых отцов и церковных преданий. Да благословит Господь, чтобы эта книга была принята и прочитана с искренними чувствами любви и благоговения к Пресвятой Деве Богородице, Заступнице нашей.

Пресвятая Богородице, помогай нам!
Пресвятая Богородице, спаси нас!

Пророчества о Пресвятой Богородице в Ветхом Завете

«Вси пророцы Тя Матерь Божию проповедаху образы преславными».

Из Октоиха, глас 1


Первое слово о Пресвятой Богородице произнесено еще в раю. Оно сказано Самим Богом в обетовании об Искупителе наших павших прародителей. Это обетование, называемое у толкователей Священного Писания «первоевангелием», находится в словах Божиих, обращенных к змию-обольстителю: вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15).

Так как в образе естественного змия скрывался змий великий, змий древний, нарицаемый диавол (Откр. 12, 9), то и под женою надо понимать здесь не Еву собственно и не другую какую обыкновенную жену, тем более что потомство Евы до самого пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа не имело большого успеха в борьбе со змием духовным. «Бог говорит змию, – замечает св. Епифаний, – вражду положу между тобою и между женою, семенем твоим и семенем тоя , но такого семени жены нельзя найти, поэтому иначе как гадательно относится к Еве вражда, которую поведет с потомством ее змий и бывший в змие завистник – диавол».

Кто же эта Жена, исправляющая грех Евы, объясняет прп. Иоанн Дамаскин.

«Ева, – говорит он, – сделалась первой преступницей, и через нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир бессмертие». Жена, о которой говорит Бог, есть Пречистая Дева Мария, благословенная и ублажаемая, через Которую Слово стало плотью единственно наитием Духа Святого и осенением силы Вышнего. Семя Жены, восторжествовавшее над темными силами, упразднившее имущего державу смерти, то есть диавола, разрушившее дела диавола и Своим страданием, смертью и воскресением сокрушившее саму главу змия-обольстителя, есть поистине Спаситель мира – Господь Иисус Христос.

Впоследствии это обетование Божие, благоговейно сохраняясь в человечестве, развивалось и толковалось пророками. Конечно, главным средоточием пророческих предвещаний будущего был Господь Иисус

Христос; но так как Пречистая Матерь Его близко послужила делу спасения людей, то в Священном Писании немало пророчеств и о Ней, излагаемых совместно с предсказаниями о Спасителе. В объяснении этих пророчеств лучшими и надежнейшими руководителями нашими будут святые отцы и учители Церкви.

В 44-м псалме святой пророк Давид живописно изображает славу Царя и Царицы. Если черты, употребляемые в описании величия Царя, таковы, что заставляют видеть в этом Царе Царя духовного царства, непреходящего и вечного, Господа Иисуса Христа, то и под Царицей должно разуметь Небесную Царицу и Владычицу нашу – Деву Богородицу. Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего. Вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны (украшениями) (Пс. 44, 10-16).

Святая Церковь в богослужебных песнопениях прилагает это пророчество к Богоматери:

«Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид, песненно о Тебе провозгласи, величия Тебе сотворшему: предста Царица одесную Тебе»;

«Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея: ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яко заченши Создателя Твоего»;

«Предстоящи одесную Христа, яко Царица, рясны златыми, Богообрадованная, одеяна воистинну, нам Царствие Небесное молитвами Твоими, Отроковице, исходатай, Всенепорочная»;

«Слышу Давида поюща Тебе: приведутся девы во след Тебе, приведутся во храм царев, и с ним Тя и аз Дщерь Цареву воспеваю».

Для объяснения этого пророчества надобно припомнить, что сидение и предстояние одесную царя издревле означали особенную почесть, принадлежавшую лицам, близким к престолу. В объясняемом пророчестве Господь Иисус Христос представляется восседящим на престоле вечной славы, а предстоящая одесную Его – Пречистая Дева Богородица. Она предстоит на высшем месте как Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим. В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена – этими словами обозначаются высокие благодатные качества Пречистой Девы, по которым Она удостоилась быть вместилищем Единородного Сына Божия. Чистота, смирение, вера, любовь к Богу, терпение – вот те рясны златыя, в которых Она предстоит Сыну и Богу Своему. Что украшения воспеваемой в этом псалме Царицы не внешние, а внутренние, духовные, пророк-псалмопевец ясно высказывает таким образом: вся слава Дщери Царевы внутрь. Приведение дев вслед Ея в веселии и радовании в храм царев можно понимать как приведение всех чистых и святых душ в обители Отца Небесного, прекрасные превыше понятия человеческого.

В псалме 67 между прочим читается: Гора Божия, гора тучная; гора усыренная! Гора, юже благоволи Бог жити в ней. Пресвятая Дева, по толкованию Святой Церкви, есть тучная гора (то есть орошенная благодатью Святого Духа). Она – гора по высочайшему Своему достоинству. «Взыграйте, горы, – говорит прп. Иоанн Дамаскин, – существа разумные, стремящиеся на высоту духовного созерцания: рождается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору – величие Ангелов и человеков… верх Синая святейший, который покрывает не дым, не мрак, не буря, не страшный огонь, но светлое блистание Всесвятаго Духа». В этом смысле Божия

Матерь называется высотою, неудобовосходимою человеческими помыслы. Как орошенной Ей по преимуществу принадлежит наименование Благодатной.

В псалме 86 говорится: Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Град Божий – это Иерусалим, столица Иудейского царства. С самого начала Иерусалим был маловажным городом страны Иевусеев, одного из племен Ханаанской земли. Потом, когда царь Давид завоевал его, сделал столицей своего царства и построил в нем дом для себя, слава его возрастала более и более. Преемник Давида, Соломон, воздвиг в Иерусалиме великолепный и единственный во всем мире храм истинному Богу и в трогательных словах при освящении храма просил Господа, чтобы Он внимал здесь молитвам не только израильтян, но и иноверцев и иноплеменников.

С этого времени в Иерусалим стали стекаться во множестве не только иудеи, но и язычники, и о граде Божием, который благоволил Господь сделать жилищем Своим, возвещали великое во всем мире. Пресвятая Дева в отношении славы своей, по учению Святой Церкви, подобна городу Иерусалиму. Она – «Град всех Царя, преславная и достослышанная о Нейже глаголана быша яве», «Чертог и Престол Царствующего, Град избранный».

Происходя из царственного рода Давидова, усеченного до корня и не пользовавшегося уже прежними правами своими, Пресвятая Дева вначале, подобно Иерусалиму, не имела никакой внешней славы, была смиреннейшею из дев своего народа. Но сделавшись Богоизбранной Матерью Спасителя мира, Она приобрела единственную и всемирную славу. Богоматерь, согласно предсказанию Ее, ублажают все роды; Она сделалась «всемирное чудо и слышание».

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «Богоматерь явила всем неизреченную бездну любви Божией к людям. Благодаря Ей прекратилась наша долговечная вражда с Творцом. Благодаря Ей было устроено наше с Ним примирение, нам были дарованы мир и благодать, вместе с Ангелами ликуют люди, и мы, прежде осужденные, стали чадами Божиими. С Нее мы сорвали гроздь жизни; от Нее взяли отрасль нетления. Она стала посредницей для нас во всех благах. В Ней Бог стал человеком и человек — Богом». О земной жизни Пресвятой Богородицы рассказывает книга с одноименным называнием, вышедшая в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Об этой книге - далее в нашей программе. ***

Се отныне ублажат Мя всu роди: яко сотвори Мне величие Сильный (Л к. 1, 48, 49), — ответствовала Пресвятая Богороди-ца на приветствие праведной Елисаветы, и длинный ряд веков, протекших с того времени, как изречены эти слова, служит подтверждением их непреложности. Имя Божией Матери чтится и прославляется всеми христианами. Предызбрание Ее для великой тайны воплощения Сына Божия, чистота и высокая святость жизни, служение домостроительству Божию о спасении людей, предстательство пред Престолом Божиим о всем мире и непрерывный ряд благодеяний требующим помощи Ее - вот лучи несравненной славы, принадлежащей Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим.

Все, что относится к славе Пресвятой Богородицы, как общей Матери всех христиан, должно быть дорого для сердца каждого право верующего человека. Вот почему, в искреннем благоговении к Пресвятой Деве, предлагается благочестивому читателю эта книга о земной жизни Божией Матери, составленная на основании повествования Священного Писания, свидетельств святых отцов и церковных преданий. Первые две части книги рассматривают пророчества и прообразования Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете. Затем следуют повествования, которые помогают читателю проследить жизнь Девы Марии от Ее рождения до Успения. Далее издатели предлагают читателям познакомиться с учением Православной Церкви о Божией Матери. А завершает книгу рассказ о благодатном покрове Заступницы нашей, который Она простирает над Россией на протяжении многих веков.

Сегодня Святая Церковь празднует один из двунадесятых праздников, которым завершается годовой богослужебный круг - Успение Пресвятой Богородицы. О том, что предшествовало этому событию, автор данной книги пишет следующее: «Посещая часто гору Елеонскую, Пресвятая Дева долго там молилась. Здесь так же, как на Голгофе, все вызывало воспоминания в Ее сердце: и сад Гефсиманский, сохранивший память последней молитвы и кровавого пота Божественного Сына Ее, и поток Кедронский, поивший Его своими струями, и лежащая далее долина Иоасафатова, усеянная могилами Израиля и хранящая в самом названии своем великое значе-ние, и пещерный склеп Гефсиманский, где покоился прах Ее родителей и праведного обручника Ее, и над всем этим гора, с вер-шины которой вознесся на небо любимый Сын Ее!

Уподобляясь Иисусу, Дева Мария часто целые дни и ночи проводила в молитве посреди масличного сада. О чем молилась Она? Молилась, без сомнения, о скорейшем распро-странении спасительной веры в Сына Ее по всему лицу земли, молилась об обращении к вере и познанию истины погибавшего в неверии и ожесточении иудейского на-рода, молилась о новых Церквах, которые в разных странах и у разных народов со-зидались апостолами, молилась, без сомне-ния, и о всех будущих Церквах, которые будут созданы их учениками и преемни-ками, следовательно, молилась и о нас. Но все молитвы Ее оканчивались прошением о скорейшем разрешении Ее от уз плоти, чтобы видеть всегда лицом к лицу Того, Который по вознесении Своем на небо не являлся Ей уже более. Об этом как на Елеоне, так и на Голгофе чаще всего Она молилась, возводя слезные очи Свои к небу.

Однажды, во время такой пламенной молитвы, перед Приснодевой предстал Архангел Гавриил и с сияющим радостью лицом возвестил Ей волю Божию о Ее успении, которое совершится через три дня. «Сын Твой и Бог наш, — говорил небесный вест-ник, — ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами пра-ведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!» В знамение же торжества Благодатной над телесной смертью, которая не будет иметь над Ней власти и от которой Она должна воспрянуть как от тихого сна к бессмертной жизни и славе в свете лица Гос-подня, Архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую небес-ным светом. И сказал, чтобы эту ветвь несли перед гробом Преблагословенной в день погребения пречистого тела Ее».

Как отмечает автор, «Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и от всего сердца возблагодарила за нее Творца и Сына Своего. И хотя жизнь Ее могла окончиться иначе, потому что если Енох и Илия были взяты на небо, не испытав смерти, то неужели в этом предпочтении было бы отказано Матери Того, Кто сказал: Аз есмь воскре-шение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ип. 11, 25)? Но Ей должно, было подобно Ему умереть, быть во гробе и в третий день силой Его всемогущества воскреснуть, чтобы сбылись слова псалмо-певца: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея (Пс. 131, 8). Она должна была иметь обыкновенный исход человеческий», чтобы не сомневались люди «проходить на небо теми же врата-ми смерти, которыми прошла и Царица Небесная, разделяя участь земнородных.

Господу было угодно, чтобы Пречистая Его Матерь вкусила смерть, подобно всем людям. «Нужно, — замечает св. Иоанн Дамаскин, - чтобы тело через смерть, как бы через огонь в горниле, подобно золоту, очистившись от всего мрачного и от грубой тяжести брения, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия». Поэтому, приняв со смирением благовестие об Успении и совершив последнюю молитву на горе Елеонской, Пресвятая Богородица возвратилась домой. «Все поколебалось от Божественной силы, окружавшей Ее. Лицо Ее, и без того всегда сиявшее благодатью большей, чем лицо Моисея, теперь озари-лось еще блистательнейшей славой».

*** Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя. Сегодня уже нелегко представить, что у Царицы Небесной когда-то была земная жизнь с человеческими заботами, радостями и страданиями. Но об этом свидетельствует Священное Писание, об этом пишут святые отцы, летописцы Церкви и современники Девы Марии. И на основе их свидетельств написана данная книга, которая, как надеются издатели, будет принята и прочитана с искренними чувствами любви и благоговения к Пресвятой Деве Богородице, Заступнице нашей.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: