Виды транспортных средств. Наземный транспорт

виды транспорта, виды транспорта веществ через мембраны
Транспорт - это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Весь транспорт можно разделить на ряд групп (Видов транспорта ) по определенным признакам.

  • 1 По среде перемещения
    • 1.1 Водный
    • 1.2 Воздушный транспорт
      • 1.2.1 Aвиация
      • 1.2.2 Воздухоплавание
    • 1.3 Космический транспорт
    • 1.4 Наземный транспорт
      • 1.4.1 По числу колёс
      • 1.4.2 Железнодорожный
      • 1.4.3 Автомобильный
        • 1.4.3.1 По назначению
      • 1.4.4 Велосипедный
      • 1.4.5 Транспорт движимый животными
        • 1.4.5.1 Гужевой
        • 1.4.5.2 Вьючный
        • 1.4.5.3 Bерховой
      • 1.4.6 Трубопроводный
        • 1.4.6.1 Пневматический
      • 1.4.7 Прочие виды наземного транспорта
        • 1.4.7.1 Лифтовой
        • 1.4.7.2 Эскалатор
        • 1.4.7.3 Элеватор
        • 1.4.7.4 Фуникулёр
        • 1.4.7.5 Кана́тная доро́га
  • 2 По назначению
    • 2.1 Транспорт общего пользования
      • 2.1.1 Общественный транспорт
    • 2.2 Транспорт специального пользования
    • 2.3 Индивидуальный транспорт
  • 3 По используемой энергии
    • 3.1 Транспорт с собственным двигателем
    • 3.2 Приводимый силой ветра
    • 3.3 Приводимый мускульной силой
      • 3.3.1 Транспорт движимый человеком
      • 3.3.2 Транспорт движимый животными
  • 4 Перспективные виды транспорта
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

По среде перемещения

В зависимости от среды, в которой транспорт выполняет свои функции, он может быть: водным, в том числе подводным, наземным, в том числе подземным, воздушным и космическим. Возможно совмещение сред - амфибии, летающие лодки, экранопланы, суда на воздушной подушке и др.

Водный

Основная статья: Водный транспорт Грузовое речное судно Судоподъёмный лифт

Водный транспорт - самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию - меньше.

Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт - самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60-67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы - строительные материалы, уголь, руду - перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда.

Круизное судно

Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями. Исключения - скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке. Также велика роль паромов и круизных лайнеров.

  • Транспортные средства : суда
  • Пути сообщения : над/под поверхностью морей и океанов, рек и озёр, каналы, шлюзы
  • Сигнализация и управление : маяки, буи
  • Транспортные узлы : морские и речные порты и вокзалы

Воздушный транспорт

Основная статья: Воздушный транспорт

Aвиация

Основная статья: Авиация Boeing 737-8K5(WL) G-FDZT (8542035433)

Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов - шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

  • Транспортные средства : самолёты и вертолёты
  • Пути сообщения : воздушные коридоры
  • Сигнализация и управление : авиамаяки, диспетчерская служба
  • Транспортные узлы : аэропорты

Воздухоплавание

Основная статья: Воздухоплавание Дирижабль В-6 «Осоавиахим» 30-е годы, СССР Современный полужёсткий дирижабль «Zeppelin NT», Германия. Дирижабли этого типа производятся с 1990-х годов немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH (ZLT) в Фридрихсхафене. Это дирижабли объёмом 8225 м³ и 75 м в длину. Они значительно меньше, чем старые Цеппелины, которые достигали максимального объёма в 200 000 м³. Кроме того, они наполнены исключительно невоспламеняющимся гелием.

В настоящее время понятия авиация и воздушный транспорт фактически стали синонимами, так как воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха. Однако первые воздушные суда были легче воздуха. 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы.

Дирижабль - управляемый летательный аппарат легче воздуха. 13 ноября 1899 французский воздухоплаватель А. Сантос-Дюмон совершил первый успешный полёт дирижабля, облетев вокруг Эйфелевой башни в Париже со скоростью 22-25 км/ч. период между мировыми войнами дирижабли широко использовались в военных, гражданских, научных, и спортивных целях. Пассажирские дирижабли даже совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой.

В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода или дорогого инертного гелия применяется их смесь. Дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.

  • Транспортные средства : аэростаты и дирижабли

Космический транспорт

Основная статья: Космонавтика

Наземный транспорт

Может быть и подземным. Подразделяется на разные виды транспорта по ряду признаков. По типам путей соoбщения подразделяется на рельсовый(железнодорожный) и безрельсовый. По типу движителя на колёсный, гусеничный, использующий животных и прочие. Здесь перечислены основные виды наземного транспорта без строгой классификации.

По числу колёс

Моноцикл Грузовой трицикл

По числу колёс колёсный безрельсовый транспорт подразделяется на:

  • Моноциклы (от лат. mono один, единый и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 1-колёсные транспортные средства (из-за высоких требований к умению держать равновесие в настоящий момент основная сфера применения моноциклов - цирковое искусство),
  • Бициклы (от лат. bi два и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 2х-колёсные транспортные средства - велосипеды, мопеды и мотоциклы и пр.,
Квадроцикл
  • Трициклы (от три и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 3х-колёсные транспортные средства - некоторые велосипеды, мотоциклы (трайки), автомобили и пр.,
  • Квадроциклы (от итал. quattro четыре и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 4х-колёсные транспортные средства. Под квадроциклами на постсоветском пространстве чаще всего понимают мотовездеходы, а в США - 4х-колёсные велосипеды. Но к ним, по определению, относятся любые 4х-колёсные, в том числе большинство легковых автомобилей.

Железнодорожный

Основная статья: Железнодорожный транспорт Грузовой поезд в России

Железнодорожный транспорт - вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащённый металлическими колёсами. Подвижной состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по сравнению с автомобилями, а пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены в более длинные поезда. Поезда приводятся в движение локомотивами. Железнодорожный транспорт является относительно безопасным видом транспорта.

Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. Железные дороги имеют много преимуществ - высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном - массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог.

Скоростной поезд ICE3, Германия

Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот километров в час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %.

Из-за использования рельс, которые имеют малое сцепление, железнодорожные поезда чрезвычайно подвержены опасности столкновений, поскольку обычно следует со скоростью, не дающей возможности остановиться достаточно быстро или тормозной путь длиннее видимой для машиниста дистанции. Большинство форм контроля движения поездов состоит из инструкций движения передаваемых от ответственных за участок железнодорожной сети к бригаде поезда.

  • Транспортные средства : локомотивы и вагоны
  • Пути сообщения : Железнодорожный путь, мосты, тоннели,эстакады
  • Сигнализация и управление : железнодорожная сигнализация
  • Транспортные узлы : железнодорожные станции и вокзалы
  • Энергетическое обеспечение : контактная сеть и тяговые подстанции (на электрифицированных ЖД), пункты заправки и экипировки локомотивов
Трамвай

Трамвай - вид уличного и частично уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам (обычно на электротяге), используемый преимущественно в городах.

Метрополитен

Метрополитен (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain - «столичная железная дорога»), метро́ (métro), англ. underground, амер. англ. subway- в традиционном понимании городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличная). общем случае метрополитен - любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами. То есть метрополитен в традиционном понимании или, например, городские монорельсы - примеры разновидностей метрополитена. Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена могут прокладываться под землёй (в тоннелях), по поверхности и на эстакадах (особенно это характерно для городских монорельсов).

Монорельс

Монорельсовая дорога - транспортная система, в которой вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке - монорельсу. Различают монорельсовые дороги навесные - вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой, и подвесные - вагоны подвешены к ходовой тележке и перемещаются под монорельсом.

Легкорельсовый транспорт

Легкорельсовый транспорт (также «легкий рельсовый транспорт», ЛРТ, от англ. Light Rail) - городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, и большими, чем у обычного уличного трамвая скоростью сообщения и пропускной способностью.

Разновидностью легкорельсового транспорта является скоростной трамвай в том числе подземный трамвай и городская железная дорога). При этом отличия таких легкорельсовых систем от метрополитена, городской железной дороги (S-Bahn), являются нечёткими, что зачастую становится причиной терминологических ошибок. целом данный термин, как правило, применяется для обозначения скоростных электрифицированных железнодорожных систем (например, трамвайных), обособленных от прочих транспортных потоков на большей части сети, однако допускающих в рамках системы и одноуровневые пересечения, и даже уличное движение (в том числе трамвайно-пешеходные зоны). отличие от лёгкого метро, более близкого к обычному метро, легкорельсовый транспорт ближе к трамваю.

Эстакадный транспорт

Эстакадный транспорт, надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) - городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде.

Автомобильный

Автомобиль(от авто… и лат. mobilis - движущийся) - средство безрельсового транспорта с собственным двигателем.Автомобильный транспорт сейчас - самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость.

Недостатки . На всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры наносится значительный экологический ущерб. частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди.

Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.

Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей - многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.

  • Транспортные средства : различные типы автомобилей - Легковые, автобусы, троллейбусы, грузовые;
  • Пути сообщения : автомобильные дороги, мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;
  • Сигнализация и управление : правила дорожного движения, светофоры, дорожные знаки, автотранспортные инспекции;
  • Транспортные узлы : автостанции, автовокзалы, автостоянки, перекрёстки;
  • Энергетическое обеспечение : автомобильные заправочные станции, контактная сеть;
  • Техническое обеспечение : станция технического обслуживания автомобилей (СТОА), парки (автобусный, троллейбусный), автодорожные службы
По назначению

По назначению aвтомобили разделяются на транспортные, специальные и гоночные . Транспортные служат для перевозки грузов и пассажиров. Специальные aвтомобили имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (пожарные и коммунальные aвтомобили, автолавки, автокраны и т. п.). Гоночные предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости (рекордно-гоночные aвтомобили). Транспортные aвтомобили в свою очередь делятся на легковые, грузовые и автобусы. Троллейбус - автобус с электрическим приводом. Легковые автомобили имеют вместимость от 2 до 8 человек.

Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

Легковые автомобили (автомобили индивидуального пользования) - aбсолютное большинство ныне существующих автомобилей. Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров.

Общественный автомобильный транспорт Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок - междугородные и туристические лайнеры. Последние отличаются от городских моделей компоновкой с повышенным уровнем пола (для размещения под ним багажных отсеков), комфортабельным салоном только с сидячими местами, наличием дополнительных удобств (кухни, гардероба, туалета). связи с повышением комфортности туристических автобусов в конце XX века, они вполне успешно конкурируют с железными дорогами в области перевозки туристов.

Велосипедный

Велосипед(от лат. velox - быстрый и pes - нога) - двух- или (реже) трехколесная машина для передвижения, с приводом от 2 педалей через цепную передачу.

Веломобиль - транспортное средство с мускульным привдом ног, рук, или даже всех возможных мышц.

Транспорт движимый животными

Lavazza 0002782 m

Использование животных для перевозки людей и грузов известно с древних времён. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки (телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, либо навьючивать их.

Гужевой Основная статья: Гужевой транспорт

Гужевой транспорт - вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги применяется сила животных (лошадей, волов, слонов, ослов, верблюдов, оленей, лам, собак и др.). На протяжении многих веков гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта. С развитием сети железных дорог (со 2-й четверти 19 века) он утрачивает своё значение для перевозок на дальние расстояния, за исключением горных районов и пустынь и районов Крайнего Севера. 20 веке применение гужевого транспорта было ограничено районами, не имевшими железных дорог; ещё сохранялось важное значение гужевого транспорта для сельскохозяйственного производства и для внутригородских и местных перевозок; для подвоза к ж/д станциям и портам и доставки от них. Но с развитием автотранспорта и тракторного парка значение гужевого транспорта резко сократилось и в этих областях.

Вьючный Основная статья: Вьючный транспорт Вьючный транспорт

Средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таёжной местности с помощью вьючных животных. Применяется там, где из-за бездорожья, характера местности или состояния погоды невозможно пользоваться гужевым, автомобильным транспортом или вертолётами. Для закрепления и удержания грузов на спине животного применяются вьюки или вьючные сёдла.

Bерховой

Трубопроводный

Трубопроводный транспорт довольно необычен: он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого количества персонала. Основной тип грузов - жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Нефтепроводы и газопроводы транспортируют эти продукты на большие расстояния короткой линией с наименьшими потерями. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные или компрессорные станции. Самый повседневный вид трубопроводного транспорта - водопровод и канализация. Существуют экспериментальные трубопроводы, в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Другие примеры трубопровода для твёрдых грузов - пневмопочта, мусоропровод.

Пневматический

Пневматический транспорт - «совокупность установок и систем, служащих для перемещения сыпучих и штучных грузов с помощью воздуха или газа».

Применение.

  • для загрузки бункеров и регулируемого выпуска материалов из них.
  • перемещение материалов между складами и цехами.
  • закладка выработанных пространств шахт породой.
  • удаление отходов производства, например золы, стружки, пыли.
  • Для перемещения штучных грузов применяется пневматическая почта. Закрытые пассивные капсулы (контейнеры) перемещаются под действием сжатого или, наоборот, разрежённого воздуха по системе трубопроводов, перенося внутри себя нетяжёлые грузы, документы. Данный вид транспорта, как правило, применялся для доставки почты, писем, документов, откуда и следует его название. Пневматическая почта использовалась в 19-20 веках и используется поныне, например, для доставки бумажных купюр в супермаркетах без отлучения кассира с рабочего места.

Пневматическая почта - вид транспорта, система перемещения штучных грузов под действием сжатого или, наоборот, разрежённого воздуха. Закрытые пассивные капсулы (контейнеры) перемещаются по системе трубопроводов, перенося внутри себя нетяжёлые грузы, документы. Данный вид транспорта, как правило, применялся для доставки почты, писем, документов, откуда и следует его название. Пневматическая почта использовалась в 19-20 веках и используется поныне, например, для доставки бумажных купюр в супермаркетах без отлучения кассира с рабочего места.

Прочие виды наземного транспорта

Лифтовой

Лифт (от англ. lift - поднимать), стационарный подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте.. Предназначен для перемещения людей и грузов, как правило, по вертикали в пределах одного здания или сооружения.

Эскалатор

Эскалатор (англ. escalator; первоисточник: лат. scala - лестница), наклонный пластинчатый конвейер с движущимся ступенчатым полотном, служащий для подъема и спуска пассажиров на станциях метро, в общественных зданиях, на уличных переходах и в других местах со значительными пассажиропотоками.

Элеватор

Элеватор (лат. elevator, буквально - поднимающий, от elevo - поднимаю), машина непрерывного действия, транспортирующая грузы в вертикальном или наклонном направлениях. Различают Э. ковшовые, полочные, люлечные. Ковшовые Э. предназначены для подъёма по вертикали или крутому наклону (более 60°) насыпных грузов (пылевидных, зернистых, кусковых), полочные и люлечные Э. - для вертикального подъёма штучных грузов (деталей, мешков, ящиков и т. п.) с промежуточной погрузкой-разгрузкой.

Фуникулёр

Фуникулёр (франц. funiculaire, от лат. funiculus - верёвка, канат), подъёмно-транспортное сооружение с канатной тягой, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов по крутому подъёму на короткое расстояние. Применяется в городах и курортных центрах, а также в горных местностях. Фуникулёр представляет собой подъёмник, в котором перемещение людей и грузов производится в вагонах, движущихся по наклонным рельсовым путям между верхней и нижней станциями при помощи каната, связанного с вагонами и приводной лебёдкой. Лебёдка с приводом обычно располагается на верхней станции. По назначению фуникулёры разделяются на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Фуникулёры имеют ограниченное распространение из-за прерывистого характера работы, большого времени на вход и выход пассажиров или погрузку и разгрузку, небольших скоростей движения (менее 3 м/сек), невозможности движения по сложным трассам.

Кана́тная доро́га

Канатная дорога - вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли.

По назначению

По обслуживаемой сфере весь транспорт делится на три категории: транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования.

Транспорт общего пользования

Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования). Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки).

Общественный транспорт

Основная статья: Общественный транспорт

Общественный транспорт - пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкими слоями населения. Услуги общественного транспорта, как правило, предоставляются за определённую плату. Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос). Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.

Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются автобусами, городским электрическим транспортом (троллейбусы, трамваи), такси, а также водным и железнодорожным транспортом; в крупных городах - метрополитеном. пригородном сообщении преобладает железнодорожный и автобусный транспорт, в дальних сообщениях - железнодорожный и воздушный транспорт, в межконтинентальных - воздушный и морской транспорт.

Транспорт специального пользования

  • Технологический транспорт
  • Военный транспорт

Индивидуальный транспорт

По используемой энергии

Транспорт с собственным двигателем

  • Транспорт степловыми двигателями
  • Электротранспорт
  • Гибридный транспорт

Приводимый силой ветра

Основная статья: Парусное судно

Приводимый мускульной силой

Транспорт движимый человеком

  • Велосипед
  • Веломобиль - транспортное средство с мускульным приводом, сочетающее простоту, экономичность и экологичность велосипеда с устойчивостью и удобством автомобиля.
  • Суда - гребные - использующие вёсла, и использующие шест.

Транспорт движимый животными

Перспективные виды транспорта

Существует много проектов новых видов транспорта. Здесь рассказывается о некоторых из тех, которые имели хотя бы экспериментальное воплощение.

  • Поезд на магнитной подушке или Маглев (от англ. magnetic levitation - «магнитная левитация») - это поезд, удерживаемый над полотном дороги, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Относится к монорельсовому транспорту (хотя вместо магнитного рельса может быть устроен канал между магнитами - как на JR-Maglev).Скорость, достигаемая поездом на магнитной подушке, сравнима со скоростью самолёта и позволяет составить конкуренцию воздушному транспорту на ближне- и среднемагистральных направлениях (до 1000 км). Хотя сама идея такого транспорта не нова, экономические и технические ограничения не позволили ей развернуться в полной мере: для публичного использования технология воплощалась всего несколько раз. настоящее время, маглев не может использовать существующую транспортную инфраструктуру, хотя есть проекты с расположением магнитных элементов между рельсами обычной железной дороги или под полотном автотрассы.
  • Персональный автоматический транспорт - это вид городского и пригородного транспорта, который автоматически (без водителя) перевозит пассажиров в режиме такси, используя сеть выделенных путей. настоящий момент в мире действует одна система Персонального автоматического транспорта. Это сеть ULTra в Лондонском аэропорту Хитроу. Система была открыта для пассажиров в 2010-м году. Существует также система Morgantown Personal Rapid Transit, отличающаяся от классической концепции PRT увеличенным размером вагона.
  • Струнный транспорт - проект транспортной системы, основанной на общепланетном транспортном средстве, сочетающий в себе признаки автомобильного и железнодорожного транспорта, разрабатываемый с 1977 года А. Э. Юницким - «струнный транспорт» - в настоящее время не вышел за рамки экспериментального. 2001 год году, был построен опытный участок грузовой транспортной системы СТЮ в городе Озёры Московской области. Один из основных компонентов струнной транспортной системы - струнный рельс (рельс-струна), или струнная балка (балка-струна), или струнная ферма (ферма-струна) особой конструкции. Рельс (балка, ферма), как правило, представляет собой пустотелый стальной (в перспективе - композитный) короб, внутри которого размещён пакет натянутых проволок-струн (или лент, нитей, прутьев и других протяжённых силовых элементов). Внутреннее пространство короба, не занятое струнами, заполняется минеральными или полимерными композициями.

См. также

  • Типы велосипедов

Примечания

  1. Слово «транспорт» в Словаре чрезвычайных ситуаций на dicacadimic.ru
  2. Дирижабль - БСЭ - Яндекс.Словари
  3. Воздухоплавание - БСЭ - Яндекс.Словари
  4. Трамвай - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  5. Монорельсовая дорога: Энциклопедия БСЭ - alcala.ru. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  6. Буслов А.С. "Перспективы развития легкорельсового транспорта в Воронеже". - № Сборник тезисов международной научной конференции "Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России", ВГУ, 2008 год.
  7. Бакланов В.В. "Внедрение легкорельсовго транспорта - один из путей повышения качества транспортного обслуживания населения г.Москвы". - № Международная практическая конференция "Тенденции развития легкорельсовго транспорта в городе Москве" 16 октября 2008 года.
  8. 1 2 Автомобиль - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 24 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  9. ВЕЛОСИПЕД. Проверено 24 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  10. 1 2 3 Введенский Б. А. Малая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1959. - Т. 3. - С. 222.
  11. Вьючный транспорт - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 18 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  12. 1 2 Пневматический транспорт - БСЭ - Яндекс.Словари. Архивировано из первоисточника 18 июня 2013.
  13. Лифт - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 16 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  14. Эскалатор - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 16 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  15. Элеватор (механич.) - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 16 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  16. Фуникулёр - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  17. ТРАНСПОРТ. Проверено 18 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 25 февраля 2013.
  18. Пассажирские перевозки - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  19. The Search Engine that Does at InfoWeb.net
  20. Инновационные проекты
  21. http://president.kremlin.ru/transcripts/6094

Ссылки

Смотрицикй Е. Ю. Транспорт: опыт философской рефлексии

виды транспорта, виды транспорта веществ через мембраны, виды транспорта для детей, виды транспорта картинки, виды транспорта на английском, виды транспорта презентация, виды транспорта рисунки, виды транспорта русский язык

Виды транспорта Информацию О

Исследовательская работа

по теме : « Виды транспорта»

Выполнил: Кадыров Руслан

Старшая группа МДОУ № 17

Руководитель: Костенко И.В.

Ухта, 2011г.

  1. Введение
  2. Основная часть

История транспорта;

Виды транспорта;

Что называют транспортом?

Для чего нужен транспорт?

3. Заключение

4. Литература

Введение

Самым первым изобретением человечества была, наверное, обыкновенная палка, которую люди начали использовать для защиты или для того, чтобы достать с высокого дерева фрукт.

Потом появились первые сельскохозяйственные орудия, первое колесо, различные транспортные средства...

Я решил изучать этот вопрос, потому что я очень интересуюсь машинами. И мне интересно их история, сколько видов их существует.

Цель исследования: Собрать информацию о транспорте (историю, видах)

Задачи исследования : 1. Изучить литературу;

2. Выдвинуть гипотезу и проверить ее.

3. Провести исследование и сделать вывод.

Гипотеза исследования: Я предположил, что транспорт нужен для перевозки чего-нибудь.

Проблема: Какие виды транспорта и для чего они служат?

Основная часть

1. История транспорта.

Как появился первый транспорт?

Давным – давно, когда человек жил в пещере, носил шкуру вместо одежды и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги, и жизнь нашего далекого предка зависела, в основном, от его умения быстро бегать. Древний человек был вынужден убегать от хищных зверей и сам догонять добычу, иначе он был съеден свирепыми хищниками или умер от голода. Но человек уже встал на две ноги, а большинство хищников оставалось на четырех, поэтому бегать с ними наперегонки было сложно.

Шли столетия. древний человек уже не хотел полагаться только на быстроту своих ног. Он был самым хитроумным из всех созданий природы и, наблюдая за табунами диких лошадей, думал, как же облегчить себе жизнь и использовать не свои ноги, а чужие? И когда на пути ему повстречался маленький жеребенок, отбившийся от стада диких лошадей, первобытный человек взял его с собой, накормил и оставил ночевать в своей пещере.

Вскоре жеребенок превратился во взрослого коня – надежного друга человека.

С помощью лошади человек пахал землю, перевозил грузы, да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Это умное, сильное животное стало для нашего далекого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт гужевым. Гужевым транспортом у разных народов стали служить верблюды, слоны, ослики и другие животные.

Как человек придумал колесо?

Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и в конце концов он придумал КОЛЕСО. Это было великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

С появленьем колеса

Происходят чудеса!

Как же жили – вот вопрос –

Раньше люди без колес?

Считается, что колесо изобрели в одной из стран Древнего Востока. Попытаемся представить, как это было.

Шло строительство гигантской пирамиды. Им надо было выламывать из горы огромные камни и тащить их к месту строительства.

Несколько человек безуспешно пытались сдвинуть с места один из гигантов. Палящая жара. Люди уже выбивались из сил, а глыба – ни с места. Но работу надо было закончить до захода солнца, иначе рабочих ждали жестокие наказания. Кто-то с досады пнул ногой лежавшее на земле круглое бревно, и оно с грохотом откатилось в сторону. Увидев это, человек воскликнул: «Сейчас я отдал бы все на свете, чтобы ужасный булыжник покатился по земле так же легко, как это бревно!» Он посмотрел сначала на камень, потом на бревно и принял удивительно простое решение: сообразительный рабочий предложил своим товарищам подложить несколько бревен под камень, а затем толкнул его – неожиданно тяжелая глыба сдвинулась с места и легко заскользила по бревнам… Дальше люди поняли, что делать. В течении всего пути они продолжали подкладывать бревна под движущийся камень и благополучно доставили его на место строительства.

Именно бревна натолкнули человека на мысль о более удобном транспорте – повозке на колесах.

К сожалению, мы не узнали имени того, кто придумал колесо. Прошло много столетий, но этот круглый вращающийся предмет продолжает служить человеку. Практически весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.

Первый автомобиль с паровым двигателем

Слово "велосипед" переводится, как "быстрая нога".

Первый трамвай

Первый троллейбус

2. Виды транспорта

Каким бывает транспорт?

Я узнал, что транспорт бывает наземный, водный, воздушный и даже космический.

Наземный транспорт – это автомобили, автобусы,

Троллейбусы, трамваи,

Поезда, велосипеды, мотоциклы, повозки с лошадьми, которые

Движутся по земле.

Велосипед - это механический вид транспорта, который приводит в движение сила ног человека. Что может быть проще велосипеда? Казалось бы, из всех видов современного транспорта он самый незамысловатый.

Велосипеды бывают дорожные, спортивные, цирковые. Цирковые велосипеды к транспорту не относятся.

В зависимости от возраста того, кто садится за руль, бывают детские, подростковые и взрослые. Они отличаются размерами и количеством колес.

Мотоцикл по внешнему виду напоминает велосипед, но больший по размеру, с мощными колесами и массивным корпусом.

Мотоцикл сочетает в себе достоинство велосипеда и автомобиля. На ровной местности мотоцикл может разгоняться до такой же скорости, что и автомобиль.

Легковой автомобиль невелик по размеру и весит значительно меньше грузового автомобиля или автобуса, отсюда и название – легковой. В обычный легковой автомобиль помещается пять человек, чтобы управлять машиной, необходимо знать правила дорожного движения.

Внедорожник. Существует разновидность легкого автомобиля – внедорожник. Он крупнее и прочнее обычной «легковушки». Внедорожник способен ездить не только по асфальту, но и по неровной лесной дороге, и по полю с оврагами и ямами. Некоторые модели таких автомобилей называют джипами.

Такси. Когда опаздываешь на работу, на вокзал быстрее добратьсядо нужного места можно на такси. Такси – этолегковой автомобиль, который перевозит людей и грузы. Водитель за такси берет определенную плату.

Грузовой автомобиль. Когда –то человек приручил лошадь, осла, слона, верблюда, чтобы не таскать тяжелый груз на себе. Он придумал со временм грузовой автомобиль. Такая машина силач может везти на себе столько тяжести, сколько не подняла бы лошадь, верблюд и слон вместе взятые. Чего только не перевозят грузовые автомобили в своем кузове – доски, бревна, зерно, овощи, фрукты, уголь, землю и т.д.

Есть еще специальный транспорт .

Если где-то вспыхивает пожар, то набрав по телефону «01», мы вызываем пожарную машину. Большие мощные машины красного цвета.

Если нашей безопасности кто-то угражает, мы набираем по телефону «02» и вызываем полицию. К нам спешит автомобиль белого цвета с синей полосой.

Если кому-то срочно нужен врач, мы набираем «03» и вызываем «скорую помощь» Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по вызову.

Помимо «пожарной», «полиции» и «скорой помощи» существует множество других специальных автомобилей. Такие машины убирают снег, поливают улицы, вывозят мусор, работают на полях.

Автобус. Когда нам надо куда-то доехать, мы садимся на автобус. Автобус доступен для любого человека, поэтому является общественным транспортом – это значит «транспорт для всех».

Автобусы, в зависимости от маршрута, бывают городские, пригородные и специальные.

Троллейбус – вид транспорта, у которого на крыше дуги. Этими дугами троллейбус цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток.

Трамвай. В больших городах на проезжей части можно встретить рельсы. По ним ездят трамваи. Он состоит из вагонов.

Поезд – это железнодорожный транспорт. Они бывают пассажирскими и товарными. Пассажирские перевозят людей, а товарные – различные грузы.

Водный транспорт – это теплоходы, ледоколы, лодки, катера и другие суда, которые плавают по воде.

Водный транспорт используется для перевозки людей и нескоропортящегося груза.

Современный водный транспорт, безусловно, медленнее авиационного, но он более эффективен при перевозке больших количеств груза.

Лодка служит тоже транспортом на воде.

Теплоход пассажирский (лайнер ). Он возит пассажиров на большие расстояния по океанам, морям.

Катер – небольшое быстроходное судно. Катера бывают военные, патрульные, спасательные и спортивные.

Ледокол. Когда вода покрывается льдом, ледокол, как локомотив, идет вперед и своей носовой частью проламывает лед.

Подводные лодки – одни из самых опасных военных судов, потому что они невидимы.

Судно – это плавающее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых и военных целей.

Транспортные суда – те, что перевозят людей и грузы.. Промысловыми являются, в основном, рыболовецкие суда, а военными – военные корабли.

Воздушный транспорт – самолеты, вертолеты

Самолет – летательный аппарат, который способен перевозить людей и грузы по воздуху. Самолеты курсируют между городами и странами. Они бывают трех видов - пассажирские, грузовые и военные, специальные, спортивные.

Вертолет схож со стрекозой не только внешне, но и летают они похоже. Скорость вертолета меньше, чем у самолета, но зато он, подобно стрекозе, способен зависать в воздухе, чего не может сделать ни один самолет. Вертолет может подниматься в воздух с любой ровной площадки. Вертолеты бывают санитарно-спасательные, военные, грузовые.

Космический транспорт - это вид транспорта, используемый в безвоздушном пространстве для перевозки людей или грузов. Что касается полетов человека, то как правило, пассажиры являются одновременно и командой, которая управляет транспортным средством. Некоторые космические суда, такие как «Прогресс» просто перевозят грузы, в них нет человеческой команды управления. Эту роль берут на себя роботы, либо же автоматизированная система управления.

В космическом деле все чаще используются ракетные технологии. Существует несколько типов космических ракет, которые подразделяются по принципу целей, выполняемых в

безвоздушном пространстве:

  • орбитальные системы
  • межпланетные космические аппараты
  • межзвездные космические аппараты
  • межгалактические космические аппараты
  • суборбитальные системы
  • околоземные космические аппараты

Каждый из вышеприведенных космических аппаратов имеет конкретные цели, из-за чего различаются в конструкции. Итак, главные задачи подобных аппаратов это: исследование поверхности Земли и других планет, отслеживание метеоусловий, поддерживание телекоммуникаций (спутники), а также появившийся относительно недавно космический туризм .

3.Что называют транспортом?

Люди с давним времен верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки. Ковер – самолет легко переносил сказочных героев по воздуху через моря и океаны.

Мы помним про удивительную самоходную печку, на которой Емеля ездил к царю.

И ковер-самолет, и Емелина самоходная печка являются транспортом. Только волшебным. А у нас в настоящее время «транспорт» означает – «перемещение». Поэтому транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.

4. Для чего нужен транспорт?

Как было хорошо, если детский сад, место работы родителей, магазины были бы рядом с моим домом! Нередко бывает, что желаемый адрес находится так далеко, что идти до него, вероятно, пришлось бы несколько часов, дней, а то и лет. Вот тут-то и оказывается, на помощь приходит транспорт. Мы садимся в автобус или самолет и добираемся до места значительно быстрее, чем ногами.

А теперь представим такую ситуацию. Мой двоюродный брат живет в другом городе. Скоро у него день рождения и я хочу поздравить его с праздником и вручить подарок.

Тогда я пойду на почту и отправлю посылку, предварительно написав адрес, а дальше поезд или самолет, доставят подарок в нужный город. Потом с вокзала на машине привезут его на почту, где брат придет и получит свой подарок.

Теперь я понимаю, что транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.

Заключение

Подходя к концу своей исследовательской работы, можно смело сделать выводы:

Я могу подтвердить свою гипотезу, что транспорт служит для чего-нибудь, а именно для перевозки грузов и людей. А также я узнал, какие бывают виды транспорта и какова их роль в жизни человека.

Список литературы:

  1. Нефедорова К.П. Транспорт. – М.: «Гном»,2010
  2. http://www.lifetransport.ru
  3. http://www.muzel.ru/article/outgo/tramline/itor
  4. http://www.sci.aha.ru/ALL/k1.htm

Исследовательская работа

(выступление)

1. Добрый день! Меня зовут Руслан Кадыров. Мне 5 лет и в этом году я перешел в старшую группу.

Моя исследовательская работа называется «Виды транспорта»

2. Все мальчишки интересуются машинами, техникой. Транспорт является частью нашей жизни. Я сам давно интересуюсь машинами. И мне стало интересно как же появился транспорт, какие виды транспорта существуют, да и зачем он нужен нам.

3. Я поставил перед собой цель- собрать информацию с помощью взрослых о транспорте.

4. Мне предстояло решить такие задачи: Изучить литературу, выдвинуть гипотезу, исследовать тему, сделать вывод.

5. Я предположил , что транспорт нужен для перевозки чего-нибудь.

6. Предо мной встала проблема : как определить для чего нужен транспорт?

7. Я определил для себя пути решения этой проблемы:

Спросить у взрослых, что называют транспортом?

Рассказать мне историю транспорта.

Каким бывает транспорт?

Для чего нужен транспорт?

8. Так как я еще ребенок и мне 5 лет, то в моем исследовании мне помогали взрослые, которые мне показывали информацию в книгах, в Интернете, по телевизору, в журналах.

9. Я применял следующие методы: исследование, изучение литературы, сбор и анализ информации, наблюдение.

10. Затем я составил план исследования: - Собрать информацию по теме;

Изучить историю транспорта;

Проверить свою гипотезу.

11. Я узнал от взрослых историю транспорта, посмотрите каким оно было (показ №1)

На данном этапе я изучил виды транспорта, узнал какой транспорт является грузовым, а какой пассажирским. Из источников информации узнал, для чего нужен транспорт.

12.С помощью взрослых составили альбомы с видами транспорта (наземный, воздушный, водный, космический) (показ альбомов)

14.Проанализировав всю информацию, которую узнал от взрослых, из книг, телевидения, Интернета, я определил, что транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.

15.Мне удалось решить проблему. Благодаря своему исследованию, я узнал много интересного о транспорте.

16. Моя гипотеза подтвердилась, есть транспорт – пассажирский и грузовой. И он служит для перевозки, только каждый вид в своей области (на земле, воде, в воздухе, космосе).

17.Что дало мне мое исследование?

Я узнал, сколько много видов существует транспорта. Также узнал, что даже космические корабли тоже перевозят людей и грузы. Стал лучше определять вид транспорта.

18. Думаю, что мое исследование поможет другим детям с интересом изучать тему «транспорт»

19. Спасибо за внимание!

Существует 5 основных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный. Значимость каждого из них можно оценить по таким показателям, как протяжённость магистралей, объём перевозок, доходность и содержание транспортных потоков (то есть по составу перевозимых грузов). Рассмотрим каждый из видов транспорта поподробнее.

Автомобильный транспорт.

После II Мировой Войны началось стремительное развитие автоперевозок. Главными причинами такого быстрого подъёма автотранспорта стали присущая ему гибкость доставки по принципу “from door to door” и высокая скорость междугородних перевозок.

Характеристики грузового автотранспорта в наибольшей степени отвечают транспортным потребностям перерабатывающей промышленности и торговли, когда существует необходимость перевозить на небольшие расстояния дорогостоящую продукцию. Практически все перевозки между оптовыми складами и предприятиями розничной торговли осуществляются автотранспортом. 26

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки автотранспорта:

Преимущества автотранспорта.

Возможность доставки грузов “from door to door”;

Обеспечение высокой сохранности груза;

Высокая степень мобильности автотранспорта;

Высокая скорость перевозок;

Экономичность при перевозке грузов на небольшие и средние расстояния (200-800 км);

Отсутствие необходимости накапливания груза вследствие чего отправки становятся ритмичнее.

Недостатки автотранспорта:

Ограниченность использования на большие расстояния;

Ограниченность перевозки массовых партий груза;

Зависимость от дорожной сети;

Достаточно высокая стоимость транспорта. 27

Железнодорожный транспорт.

Железные дороги обеспечивают экономичную перевозку крупных грузов, а также предлагают при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему они занимают практически монопольное положение на рынке транспортных услуг.

Основную долю грузооборота в железнодорожных перевозках составляет вывоз минерального сырья от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Но помимо этого железные дороги продолжают обращаться к специализации подвижного состава, благодаря чему появились двухъярусные контейнерные платформы, многоярусные платформы для перевозки автомобилей, а также сочленённые вагоны и составы специального назначения. Это позволяет сделать возможной транспортировку практически любых грузов железной дорогой. 28

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки железнодорожного транспорта:

Преимущества железнодорожного транспорта:

Высокая эффективность использования при дальних перевозках;

Относительная дешевизна перевозок в сравнении с автотранспортом;

Возможность доставки “from door to door” за счёт строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;

Высокая пропускная и провозная способность транспорта;

Независимость от времени года, времени суток и погодных условий;

Способность перевозки массовых грузов в короткие сроки.

Недостатки железнодорожного транспорта:

Высокие затраты на строительство железных дорог;

Высокие затраты на эксплуатацию и содержание инфраструктуры и подвижного состава. 29

Водный транспорт.

Данный вид транспорта используется для перевозки очень крупных грузов или крупных партий товаров. В водном транспорте принято разделение на глубоководное (морское) и судоходство и внутреннее (речное) судоходство.

Типичными грузами для перевозки по речным путям являются руды, минеральное сырьё, зерно, цемент и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Что касается глубоководных перевозок, то в них также преобладают насыпные грузы такие как уголь, зерно и руды. Водным транспортом в большом объёме осуществляются контейнерные перевозки. Контейнеризация делает проще погрузочно-разгрузочные операции, что является основой для расширения возможностей организации смешанных перевозок благодаря более эффективной перевалке грузов с одного вида транспорта на другой. 30

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки водного транспорта:

Преимущества водного транспорта:

Низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок (особенно на значительные расстояния);

Мобильность. В зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда легко переключаются с одного маршрута на другой;

Большая грузоподъёмность судов обеспечивает возможность перевоза значительных партий груза;

Неограниченная пропускная способность морских путей;

Незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей.

Недостатки водного транспорта:

Зависимость от работы портов;

Ограниченная пропускная способность портов;

Зависимость от климатических условий. 31

Воздушный транспорт.

Данный вид транспорта является менее востребованным по сравнению с остальными в виду высокой стоимости перевозки. Воздушным транспортом возможна перевозка любых грузов в основном не на регулярной основе, а в случае экстренной необходимости или невозможности осуществления перевозки другим видом транспорта. Основными типами товаров, наиболее часто перевозимых авиатранспортом, являются дорогостоящие и скоропортящиеся товары. Когда период сбыта товаров крайне ограничен, воздушный транспорт является самым практичным и выгодным способом транспортировки. 32

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки воздушного транспорта:

Преимущества воздушного транспорта:

Высокая скорость доставки;

Спрямление пути;

Высокий уровень сохранности перевозимых грузов;

Возможность использования в районах, где невозможно использование других видов транспорта.

Недостатки воздушного транспорта:

Слишком высокая стоимость перевозки

Ограниченная грузоподъёмность;

Невозможность перевозки широкой номенклатуры грузов;

Зависимость от климатических условий и наземной инфраструктуры. 33

Трубопроводный транспорт.

Трубопроводы являются важнейшей частью транспортной системы. Их основной задачей является транспортировка сырой нефти и жидких нефтепродуктов. Помимо нефти по трубопроводам также транспортируют природный газ и жидкие химикаты. Данный вид транспорта обладает уникальными свойствами по сравнению со всеми остальными видами транспорта. Трубопроводы работают круглые сутки с перерывами только на смену транспортируемых продуктов и техническое обслуживание. 34 Следует также заметить, что участие человека в транспортировке данным видом транспорта минимально, что значительно снижает переменные издержки.

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки трубопроводного транспорта:

Преимущества трубопроводного транспорта:

Низкая себестоимость транспортировки;

Герметичность труб. Потери практически исключены;

Высокая автоматизация транспортировки;

Независимость от окружающей среды;

Непрерывность транспортировки.

Недостатки трубопроводного транспорта:

Трудоёмкость строительства трубопроводов. Окупается только на направлении с постоянным грузопотоком;

Использование только в одном направлении;

Объём транспортировки ограничен пропускной способностью;

Если месторождение иссякает, трубопровод становится обычно бесполезным и непригодным в других целях. 35

Относительные характеристики видов транспорта: 36

Характеристики

Железные дороги

Авто-транспорт

Водный транспорт

Трубопроводы

Воздушный транспорт

Скорость

Доступность

Надёжность

Грузоподъёмность

Суммарная оценка

Современный городской транспорт по своему назна­чению подразделяется на следующие категории:

пасса жи р с к и й - электрифицированные желез­ные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы, велоси­педы, речной трамвай, вертолеты;

грузовой - грузовые автомобили, трамваи, трол­лейбусы, мотороллеры;

специальный - санитарные и пожарные авто­мобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т. п.

В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимо­сти от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделен на три группы:

· общественный массовый общего пользования - элек­трифицированные железные дороги, метрополитен, трам­вай, моиорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт и вертолеты;

· общественный индивидуального пользования - так­си, легковые автомобили проката и ведомственные;

· личный индивидуального пользования - легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды.

Общественный и личный транспорт индивидуального пользования но условиям организации движения можно объединить под общим названием - легковой автомо­бильный транспорт.

Массовый транспорт общего пользования отличается значительной по сравнению с индивидуальным транс­портом вместимостью и большой провозной способно­стью. Характерной особенностью массового транспорта является то, что он работает на установленных марш­рутах.

Классификация массового пассажирского транспорта может быть произведена по различным признакам.

В зависимости от расположения транспортных линий относительно улиц массовый транспорт подразделяет­ся на:

· уличный - трамвай, троллейбус, автобус;

· в н е у л и ч н ы й - метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, скоростной под­земный трамвай, моиорельсовый транспорт и вертолеты.

По характеру путевых устройств различают два вида городского транспорта:

· рельсовый - метрополитен, глубокие вводы элек­трифицированных железных дорог, трамвай, монорель­совый транспорт;

· безрельсовый - троллейбус, автобус.

Наконец, но роду используемой двигательной силы весь городской общественный транспорт можно объеди­нить в две большие группы:

· с электрическим двигателем - метрополитен, глубо­кие вводы электрифицированных железных дорог, трам­вай, троллейбус, монорельсовый транспорт;

· с двигателем внутреннего сгорания - автобус с кар­бюраторным и дизельным двигателем, речной трамвай, вертолет.

2. Пассажирский транспорт общего пользования

Автобусы - наиболее распространенный вид транс­порта. Сеть автобусных линий, как правило, характери­зуется наибольшей протяженностью. В зависимости от назначения автобусные линии подразделяются на два вида:

· основные, обеспечивающие непосредственную транспортную связь между отдельными районами и пас­саж прообразующими пунктами;

· подвозящие, обеспечивающие доставку пассажи­ров к остановочным пунктам более мощных видов транс­порта (трамвай, метрополитен, железнодорожные ли­нии).

Основные автобусные линии по положению в плане города подразделяются на:

· внутренние, оба конечных пункта которых нахо­дятся в пределах города;

· в ы л е т н ы е, связывающие город с пригородной зо­ной и имеющие один конечный пункт за его пределами.

Основные внутренние линии имеют длину, соответст­вующую линейным размерам города; вылетные линии до­стигают большей длины (50 км п более). Подво­зящие линии отличаются обычно малой протяжен­ностью.

Чтобы создать наилучшие условия эксплуатации, трассы автобусных линий прокладывают по улицам с усовершенствованными покрытиями (цементобетои-ным, асфальтобетонным, мостовым из брусчатки и мо­заики), которые обеспечивают высокую скорость движе­ния при наименьшем расходе горючего и минимальном износе ходовых частей и резины. Однако автобусы могут временно эксплуатироваться и на трассах с переходны­ми типами покрытия (булыжная мостовая, щебеночное шоссе н пр.).

По сравнению с другими видами массового транспор­та автобусы обладают наибольшей маневренностью, но по провозной способности уступают трамваю. Недостат­ком автобусов, как и всего автомобильного транспорта, является загрязнение воздушного бассейна городов от­работанными газами.

Автобусное движение играет существенную роль в обслуживании развивающихся районов города, для ко­торых устройство более мощных видов транспорта на первых этапах может быть экономически нецелесооб­разным. Кроме того, автобус с успехом применяют па городских маршрутах в центральных районах, особенно в старых городах с извилистыми и недостаточно широ­кими улицами.

Автобусные перевозки можно подразделить на: го­родские, пригородные, местные (с протяженностью маршрута до 100 км), междугородные ближние (100- 300 км), междугородные дальние (свыше 300 км), слу­жебные и т. д. Провозная способность автобусной липни при хорошей организации составляет 4500-5000 пас/ч в одном направлении. Тенденция повышения провозной способности автобусных линий выражается в увеличении вместимости автобусов за счет применения сочлененных кузовов и двухэтажных автобусов.

Автобусы местного сообщения используются для внутрирайонных и межрайонных пассажирских перево­зок. Их отличительные особенности - надежность и вы­сокая проходимость, допускающие использование авто­бусов на неблагоустроенных дорогах, а также возмож­ность провоза негромоздкого ручного багажа.

Междугородные автобусы служат для перевозок пас­сажиров по автомагистралям на значительные расстоя­ния. Их повышенная комфортабельность и конструктив­ные особенности позволяют осуществлять безопасное движение с высокими скоростями.

Экскурсионные автобусы отличаются планировкой салона, конструкцией сидений, имеют хорошую обзор­ность. Они применяются па городских и пригородных линиях.

Служебные автобусы предназначены для служебных поездок сотрудников предприятий и учреждений, сана­торно-курортного обслуживания, а также для город­ских, местных перевозок и перевозок туристов. По вместимости и размерам различают автобусы: особо малой вместимости длиной до 5,5 м (10- 12 мест);

малой вместимости длиной до 7,5 м (45-48 мест); средней вместимости длиной до 9,5 м (60-65 мест); большой вместимости длиной до 11 м (70-80 мест); особо большой вместимости длиной до 12 м (100- 120 мест).

Троллейбусы по основным эксплуатационным пока­зателям немногим отличаются от автобусов, однако для их движения требуется устройство тяговых подстанций и оборудование линий двухпроводной контактной сетью. Троллейбусы используются на внутригородских (иногда и на вылетных) линиях, имеющих пассажиропотоки средней мощности.

При проектировании троллейбусной сети стремятся до минимума сократить число пересечений линий между собой и с линиями трамвая, так как пересечения и воз­душные стрелки снижают скорость движения троллей­буса, а иногда вызывают его остановку из-за соскакива­ния токосъемника. Вместимость подвижного состава троллейбуса 74-139 пассажиров. По условиям надежно­сти токосъема трассы троллейбусных линий проклады­вают только по улицам с усовершенствованными капи­тальными покрытиями. Продольный уклон троллейбус­ной линии не должен превышать 0,07.

По маневренности троллейбусы уступают автобусам, что особенно ощутимо в условиях старых городов с ули­цами недостаточной ширины. Основное преимущество троллейбуса по сравнению с трамваем в том, что посад­ка и высадка пассажиров осуществляются непосредст­венно с тротуара. Кроме того, троллейбус при движении может отклоняться в обе стороны от оси контактного провода до 4,2 м, что позволяет эксплуатировать его па улицах с интенсивным движением.

Трамвайные линии имеют более высокую стоимость оборудования, чем автобусные и троллейбусные. Поэто­му сеть трамвайных линий характеризуется относитель­но меньшей плотностью.

Наибольшая но сравнению с другими видами улично­го транспорта провозная способность трамвая опреде­ляет и размещение трамвайных линий по трассам с боль­шими устойчивыми пассажиропотоками. Вылетные трам­вайные линии проектируют в том случае, если автобус не обеспечивает перевозок на данном направлении и по­требность в перевозках не может быть удовлетворена существующей линией электрической железной дороги, а также если необходимо обеспечить беспересадочную трамвайную связь города с пригородом.

Трамвайные линии в настоящее время проектируют преимущественно двухколейными с центральным (по отношению к оси улицы) или с боковым расположением путей. На периферийных линиях с небольшими пасса­жиропотоками иногда строят одноколейные линии с разъездами через каждые 0,5-2 км.

Сосредоточие пассажиров на остановках трамвая, расположенных па середине проезжей части улиц, за­ставляет безрельсовый транспорт останавливаться или снижать скорость. Кроме того, наличие трамвайной ли­нии уменьшает возможность обгона. Таким образом, об­щая эффективность эксплуатации автомобильного транс­порта снижается. Из-за этого происходит своеобразный процесс перемещения трамвайного движения из цент­ральных районов старых городов в периферийные, где интенсивность движения значительно ниже.

Снятие путей трамвая с магистральных улиц улучша­ет условия движения транспорта в целом и повышает безопасность движения. Однако снятие трамвайных ли­ний должно сопровождаться либо переносом их на па­раллельные дублирующие направления, либо сооруже­нием линии метрополитена иа направлениях с мощными пассажиропотоками. Иногда ликвидация трамвайной линии может компенсироваться усилением работы трол­лейбусного и автобусного транспорта.

3. Легковой автомобильный транспорт

Личный легковой автомобильный транспорт индиви­дуального пользования является за рубежом наиболее многочисленным в уличном потоке. Количество легко­вых автомобилей непрерывно растет во всех странах мира.

Основные преимущества легкового автомобильного транспорта - комфортабельность поездки, высокая ско­рость сообщения, возможность поездки по любому маршруту.

Легковые автомобили по принадлежности и назначе­нию подразделяются па четыре категории:

· личные индивидуального пользования, т. е. при­надлежащие гражданам;

· ведомственные индивидуального пользования, т. с. принадлежащие государственным учреждениям;

· такси и автомобили проката индивидуального пользования;

· специального назначения.

Вместимость автомобилей всех указанных категорий 4-7 пассажиров.

4. Грузовой автомобильный транспорт

В отличие от пассажирского транспорта грозовые потоки в городе не имеют установленных маршрутов, но перевозки в значи­тельной степени осуществляются между постоянными грузообразую-щимн и грузопоглощаюшими объектами

Размеры грузооборота городского транспорта зависят от раз­мера города, его планировки, характера и степени развития промыш­ленности, производственных связей данного города с другими населенными пунктами.

Грузовые перевозки, осуществляемые городским транспортом, складываются из грузов прибытия в город, грузов, отправляемых из города, и грузов внутригородского происхождения.

Указанные виды грузов имеют специфические особенности. Так, грузы прибытия в основном состоят из грузов для строитель­ного производства, сырья и топлива для промышленности, промыш­ленных товаров, продуктов питания и сельскохозяйственных продук­тов, предназначенных для переработки. Грузы отправления обычно представляют собой готовую продукцию, выпускаемую предприя­тиями города. Грузы внутригородского происхождения состоят из строительных материалов п конструкций; продукции, вырабатываемой промышленными заводами и предприятиями и из различных отходов, получаемых в результате переработки продукции.

В уличном потоке города кроме грузового автомобильного транспорта, выполняющего внутригородские перевозки на отдельных на­правлениях, значительный процент составляет транзитный автомо­бильный транспорт .

Автомобильный транспорт выполняет значительную работу по пе­ревозке грузов пс только внутри города, но и в пригородном сооб­щении. Главное преимущество автомобильного транспорта - это быстрота доставки без дополнительных погрузочно-разгрузочных опе­раций и высокая маневренность.

На себестоимость автомобильных грузовых перевозок оказывает влияние величина грузооборота, размеры автохозяйства, грузоподъ­емность автомобилей, степень использования автомобильного парка, дорожные условия и т. п.

Дальность перевозки на автомобильном транспорте оказывает меньшее влияние на изменение себестоимости, чем на водном и же­лезнодорожном транспорте.

Большое влияние на величину себестоимости перевозок оказы­вают тип и состояние дорожного покрытия и организация уличного движения. Чем прочнее дорожное покрытие, лучше его содержание и выше скорость движения, тем ниже себестоимость автомобильных перевозок.

На себестоимость перевозок оказывает влияние и организация погрузочно-разгрузочных работ. Применение механизации при погруз­ке и разгрузке дает на автотранспорте значительный экономический эффект.

С точки зрения народнохозяйственной эффективности целесооб­разно осуществлять перевозки автотранспортом в районах, пс имею­щих магистральных железных дорог и водных путей, а также перевозки срочных грузов, короткопробежные перевозки грузов в го­родах, на строительстве и в сельском хозяйстве, перевозки грузоз на расстояние до 100 км и более между предприятиями и пунктами, непосредственно не связанными железнодорожными путями.

Для детей - увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов - не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

Зачем детям нужно знать о транспорте

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие "транспорт". Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:

  • сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
  • объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
  • познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.

Транспортная классификация

Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.

По способу перемещения выделяют следующие виды:

  • наземный - движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
  • водный - передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
  • авиационный - летает по воздуху (самолет, вертолет).

По предназначению выделяют следующие виды транспорта:

  • пассажирский - перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
  • гужевой - для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
  • специальный - используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный - применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).

Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

  • Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
  • Поезд - железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
  • Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
  • Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
  • Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
  • Грузовая машина - предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые говорящие о том, что машина везет опасный багаж.

Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.

Особенности водного транспорта

Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:

  • Теплоход - может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
  • Катер - имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
  • Баржа - используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.

Авиационный транспорт, его характеристика

Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:

  • Самолет - в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
  • Вертолет - поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
  • Дирижабль - его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

  • Загадки - помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
  • Подвижная игра "Найди мой домик" - детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному - аэродром, наземному - гараж, водному - пристань. Задача дошкольников - после сигнала встать возле нужной базы.
  • Пазлы - разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом - перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
  • Игра "Виды транспорта". Для детей подготавливаются различные роли - пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.

Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: