Время отдыха водителя в пути. Рабочее время водителей

размер шрифта

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ (утв- Минтрансом РСФСР от 13-01-78 13-ц) (2019) Актуально в 2018 году

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ГРАФИКИ СМЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ РАБОТЫ

Составление графиков сменности водителей, а также расписаний и графиков движения в городском, пригородном и междугородном сообщениях производится на основании Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.

При составлении графиков необходимо исходить из того, чтобы продолжительность времени работы водителей в часах за смену не превышала допустимой максимальной продолжительности смены, а количество смен при суммированном учете рабочего времени по дням обеспечивало соблюдение нормы рабочего времени за учетный период.

где Тсм - средняя продолжительность рабочей смены водителей;

Нч - нормальное количество рабочих часов одного водителя в данном месяце (по календарю);

Кв - количество водителей в бригаде, за которой закреплены автомобили;

С - общее количество рабочих смен на закрепленных за водителями автомобилях в данном

В расчетах принято нормальное количество рабочих часов за определенный месяц - 177 часов (например, в апреле 1977 года). При разработке графиков на другие месяцы расчет ведется исходя из нормы рабочих часов на эти месяцы.

Водителей автобусов можно отнести к числу рабочих, чей труд носит довольно специфический характер. Кроме этого, дополнительное напряжение создаёт то, что водитель управляет транспортным средством, которое само по себе несёт потенциальную опасность. На водителя постоянно воздействуют шум, вибрация, вредоносные вещества и газы. Но, не смотря на это, самыми опасными для водителя являются, как эмоциональное, так и нервное напряжение. Так что водителей очень важны перерывы в течение рабочего дня. Водителя автобуса постоянно окружает непрерывный поток движения автомобилей, и он несёт прямую ответственность за безопасность пассажиров и других участников движения. Именно поэтому рабочее время водителей должно строго соблюдаться, основываясь на законодательных требованиях. Их должны придерживаться все водители, работающие по трудовому договору. Такие водители обычно принадлежат организациям – частным предприятиям или частным лицам. Не распространяются эти нормы лишь на водителей в составах вахтовых бригад и занятых международными перевозками. Для последних применимы Европейские стандарты.
Рабочее время водителя автобуса, как и у других рабочих, не должно превышать сорок часов в неделю. Например, если договор гласит, что водитель должен работать пять дней в неделю, то в сутки он не должен работать свыше восьми часов. Если же водитель работает шесть дней, то его рабочий день не должен превышать семи часов.
Если же водитель работает на организацию и в его обязанности входит перевозка сотрудников или тому подобное, то его рабочий день увеличивается ещё на четыре часа, и составляет уже двенадцать часов в сутки. Но при этом, в эти рабочие сутки, водитель автобуса должен находиться за рулём не более девяти часов. А в случае, если его путь будет проходить через горную местность, то время, проведённое за рулём должно сократиться до восьми часов. Поэтому нужно считать не часы работы, как делают многие, а именно часы езды.
Рабочее время водителя автобуса состоит непосредственно из управления, перерывов между управлением на конечных пунктах прибытия в течение пятнадцати минут, времени для выполнения работ до и после выезда, время для медицинского обследования дои после выезда, простоев водителя, устранения возникших неполадок и прочие, перечисленные и учитывающиеся законами периоды времени.
Время для отдыха водителя автобуса должно предоставляться раз на два часа максимум в середине рабочего дня. Минимальное время – полчаса. Еженедельный отдых должен следовать за рабочей неделей, составляя сорок два часа непрерывного времени. Именно это время способно предоставить максимальный отдых организму, после выполнения столь напряженной работы.
Так как водитель автобуса – ответственная и напряженная работа, все вышеперечисленные правила обязательны для выполнения, как работодателями, так и самими водителями. Иначе это может привести к чрезвычайным происшествиям с плачевным исходом.

Мне нравится

17

Организация труда водителей

Эффективность транспортного процесса во многом зависит от организации работы водителя. Работа всего управленческого персонала службы организации перевозок должна быть направлена на создание условий высокопроизводительного и экономичного труда водителя. Труд водителя протекает в напряженных условиях. На его здоровье неблагоприятно сказываются повышенный уровень шума, загазованность, вибрации на рабочем месте, колебания температуры в зимнее время. Водитель выполняет ответственные функции в процессе перевозок, принимает груз у грузоотправителя, сопровождает его в пути, сдает грузополучателю. На него возлагается ответственность за сохранность груза и транспортного средства. При управлении автомобилем в транспортном потоке от водителя требуется постоянное внимание. Организация труда водителя на предприятиях независимо от их организационно-правовой формы должна соответствовать «Положению о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденному постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16. Продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Длительность ежедневной работы определяется длительностью рабочей недели (6 или 7 дней), правилами внутреннего распорядка и графиками сменности. Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

Если продолжительность рабочей смены водителя не меняется в течение рабочих дней, то используют поденный учет рабочего времени, то есть отработанное время учитывается по дням работы. Сверхурочные часы учитываются отдельно и не компенсируются недоработкой в другие дни. .

По условиям производства для водителей не всегда возможен учет отработанного времени по дням, поэтому чаще применяют суммированный учет. Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему. При этом необходимо, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала числа рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

Контроль рабочего времени водителей

Так как работа водителей не должна превышать 7-8 часов в день (в зависимости от графика работы) это время необходимо как-то контролировать. Существует несколько способов контроля.

  • Путевые листы. В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.
  • GPS мониторинг . GPS мониторинг предназначен для определения местоположения автомашины в режиме онлайн. Данная система мониторинга позволяет определить время движения машины, а так же время простоя.
  • Тахограф. Система офлайн контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа. В отличии от

В состав рабочего времени водителя включается

  • время управления автомобилем;
  • время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
  • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях, при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.
  • время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - 8 часов.

Отдых водителей

После первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля Подготовительно-заключительное время предназначено для выполнения следующих операций: получение и сдача путевого листа, заправка автомобиля, пуск и прогрев двигателя, проверка технического состояния контрольным механиком, постановка автомобиля на отведенное место. Время работы при суммированном учете регламентируется графиками сменности, в которых на весь учетный период определяются:

  • начало, окончание и продолжительность ежедневной работы;
  • время и продолжительность перерывов для отдыха и питания;
  • время междусменного и еженедельного отдыха.

При сменной работе переход из одной смены в другую должен происходить не реже одного раза в неделю. Виды отдыха водителей Временем отдыха согласно трудовому законодательству считается время, которое водители освобождены от выполнения трудовых обязанностей и могут использовать по своему усмотрению. Различают следующие виды отдыха:

  • перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, предоставляется не позднее, чем через 4 часа после начала смены; при длительности смены более 8 часов предоставляются два перерыва не более 2 часов вместе;
  • ежедневный (междусменный) отдых, продолжительность которого вместе с перерывом для отдыха и питания не должна быть меньше двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день.
  • еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

При времени на маршруте более 12 часов и невозможности отдыха водителя автомобиль должен обеспечиваться двумя водителями. Режимы труда водителей Распространены следующие режимы труда водителей и использования подвижного состава: односменный, двухсменный и трехсменный. Применяемые режимы работы могут сочетаться с индивидуальной и бригадной формами организации труда водителей.

  • При односменном режиме работы за одним автомобилем по акту закрепляется один водитель. Это в значительной степени предопределяет хорошее техническое состояние автомобиля, но в то же время интенсивность использования автомобиля будет низкой. Большую часть суток автомобиль будет простаивать.
  • Двухсменный режим работы подвижного состава обеспечивает высокую интенсивность работы транспорта при нормальной продолжительности рабочей смены водителя. Техническое обслуживание и текущий ремонт должны проводиться в ночное время, для чего требуется организовать специальную бригаду ремонтников. Возможна замена работающего автомобиля на дневную смену другим автомобилем на время выполнения ремонтно-обслуживающих работ.
  • Трехсменный режим работы автомобилей относится к наиболее тяжелым для водителей и подвижного состава. Если на одном автомобиле работают, сменяя друг друга, три водителя, то нет возможностей для выполнения нормального технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля. Подмена на один из рабочих дней работающего автомобиля другим малорезультативна. Поэтому на практике потребность клиента в трехсменной работе транспорта обеспечивают не только посменной работой трех водителей на одном автомобиле, но и другими приемами.

Наиболее часто используют для этой цели два автомобиля. Из двух автомобилей, обеспечивающих потребность клиента в трехсменной работе, один может работать в две смены с двумя водителями (например, в I и III смены), а в промежуточную II смену работает второй автомобиль с закрепленным за ним водителем. В две смены с разрывом работает автомобиль лучшего технического состояния, а в одну смену используют более изношенный автомобиль. Если автомобили примерно одинакового технического состояния, то их можно менять по режимам использования: одну неделю один из них работает в две смены, а в другую работает в две смены второй.

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2

Водители автомобилей выходят на работу в соответствии с установленным работодателем графиком работы (сменности), о котором они узнают не позднее чем за месяц до его введения. Причем при составлении этого графика работодателю в обязательном порядке следует соблюдать требования специализированного Положения <1>. Данное Положение разработано в соответствии со ст. 329 ТК РФ и устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей <2>, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории России.

<1> Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приложение к Приказу Минтранса России от 20.08.2004 N 15).
<2> Требования Положения не распространяются на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Как правило, графики работы (сменности) составляются работодателем для водителей, которым установлен суммированный учет рабочего времени (СУРВ). Необходимость введения СУРВ обусловлена тем, что время нахождения в поездке порой превышает допустимую продолжительность ежедневной (еженедельной) работы. Такой учет рабочего времени позволяет по итогам работы за учетный период выйти на нормальную продолжительность рабочего времени. В статье рассмотрены особенности расчета заработной платы водителей, которым установлен СУРВ.

В первую очередь разберемся, в каких случаях правилами внутреннего трудового распорядка организация или индивидуальный предприниматель может ввести СУРВ. Сразу оговоримся, что установление СУРВ - дело добровольное, за исключением ситуации, когда трудовой процесс осуществляется вне места постоянного проживания работников и отсутствует возможность организации ежедневного их возвращения к месту постоянного проживания (вахтовый метод работы). Согласно ст. 300 ТК РФ при вахтовом методе работы устанавливается только СУРВ.

Итак, СУРВ можно ввести, если по условиям производства (работы) у ИП, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (ст. 104 ТК РФ). Нормальная продолжительность рабочего времени для водителей не может превышать 40 часов в неделю, а нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) - 8 часов (если водитель работает по календарю 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями) или 7 часов (при работе по календарю 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем) (п. 7 Положения).

Цель введения СУРВ - не допустить, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) превышала нормального числа рабочих часов. Трудовым кодексом установлено, что учетный период можно установить равным месяцу, кварталу или иному периоду, но не более года. В п. 8 Положения уточняется: в отношении водителей продолжительность учетного периода - один месяц, правда, при осуществлении перевозок пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и других перевозок, связанных с сезонными работами, учетный период можно установить продолжительностью до 6 месяцев.

В общем случае нормальное число рабочих часов за учетный период определяется на основании установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для водителей, как и для других категорий работников, это 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ, п. 7 Положения).

Отметим, что при СУРВ продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10, а в отдельных случаях <3> 12 часов. Следовательно, при сменном графике работы время работы водителей должно быть установлено таким образом, чтобы их ежедневная смена не превышала 10 (12) часов, а время работы за месяц - нормального числа рабочих часов, которые определяются, как правило, исходя из 40-часовой рабочей недели. При этом при составлении графика практически невозможно избежать ситуаций, когда водители вынуждены работать в условиях, отличающихся от нормальных, например сверхурочно, в ночное время или в праздничные дни. В этих случаях работникам производятся соответствующие дополнительные выплаты (ст. 149 ТК РФ).

<3> Об этих случаях рассказано в статье Ю.А. Локтевой "Составляем график труда и отдыха водителей" (N 4, 2007, с. 23).

Работаем сверхурочно

Бухгалтеры достаточно часто сталкиваются с тем, что работники работают сверхурочно. Какая работа при СУРВ признается сверхурочной? В соответствии со ст. 99 ТК РФ при СУРВ таковой признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Поскольку при формировании работодателем графика работы (сменности) должна быть выдержана нормальная продолжительность рабочего времени, на основании которой определяется нормальное число рабочих часов за учетный период, то для определения количества часов, отработанных сверхурочно, можно воспользоваться графиком работы. Хотя в некоторых случаях работодатели уже при составлении графика закладывают сверхурочные часы. Однако это является нарушением требований трудового законодательства. Во-первых, при составлении графиков работы (сменности) в обязательном порядке должны быть соблюдены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением. Во-вторых, сверхурочные работы возможны в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ. За исключением отдельных случаев, работника можно привлечь к сверхурочной работе только с его письменного согласия, чего не требуется для разработки графика работы. При СУРВ сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов. Продолжительность самой сверхурочной работы для каждого водителя не должна быть больше 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (п. 14 Положения, ст. 99 ТК РФ). За нарушение указанных ограничений КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27).

Обратите внимание: работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

О том, как оплачивается сверхурочная работа, изложено в ст. 152 ТК РФ. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы можно предусмотреть коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором, но в любом случае они не должны быть ниже минимального размера, установленного Трудовым кодексом: первые два часа работы оплачиваются как минимум в полуторном размере, последующие - в двойном. В Трудовом кодексе не уточняется, какая именно величина подлежит увеличению и за какой период работы берутся первые два часа. Если ориентироваться на порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни, то каждый час сверхурочной работы должен оплачиваться в размере не менее чем полуторной (двойной) часовой тарифной ставки. Подчеркнем, что оплата сверхурочной работы производится в повышенном размере и в том случае, если работник привлечен к работе сверх максимально допустимого числа часов сверхурочной работы. В этом случае нарушение работодателем требований ТК РФ не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную работу (Письма Минфина России от 22.05.2007 N 03-03-06/1/278, ФНС России от 23.09.2005 N 02-1-08/195@). У транспортных организаций, которые привлекают водителей к сверхурочной работе с нарушением ограничений, установленных ст. 99 ТК РФ, возникает вопрос: можно ли в этом случае оплату за сверхурочную работу включать в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль. В соответствии с п. 3 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ. Получается, что трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере сверхурочный труд работника, в том числе в случае его привлечения к сверхурочной работе более 120 часов в год, а законодательством о налогах сборах установлено, что оплата сверхурочной работы является налоговым расходом. По мнению Минфина, данные расходы экономически обоснованны, поэтому они включаются в расходы на оплату труда, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в полном объеме, но только при условии, если это предусмотрено трудовым или коллективным договором (Письма от 22.05.2007 N 03-03-06/1/278, от 07.11.2006 N 03-03-04/1/724, от 02.02.2006 N 03-03-04/4/22). Как правило, такого же мнения придерживаются и судьи (см., например, Постановления ФАС ЗСО от 06.06.2007 N Ф04-3799/2007(35134-А27-34), ФАС ПО от 28.08.2007 N А55-17548/06, от 08.09.2006 N А55-28161/05).

Вернемся к размеру оплаты сверхурочной работы. Для оплаты в полуторном размере необходимо брать первые два часа работы каждого случая, когда работник привлекался к сверхурочной работе, или за какой-то определенный период? В поисках ответа вновь обратимся к определению сверхурочной работы. При СУРВ это работа, выполненная сотрудником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Таким образом, количество часов, отработанных сверхурочно, определяется только по итогам работы за учетный период, отсюда в полуторном размере оплачиваются первые два часа сверхурочной работы за учетный период.

К сведению: вместо повышенной оплаты работнику по его желанию может быть предоставлено дополнительное время отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Пример 1 . ООО "Транспортник" для водителей ввело СУРВ. Учетный период - месяц. По графику работы водителю Смирнову В.С. установлена продолжительность рабочего времени в феврале 2008 г. 159 часов. Она соответствует 40-часовой рабочей неделе. Фактически Смирнов В.С. отработал 167 часов, в том числе 8 часов сверхурочно. Оклад водителей ООО составляет 20 000 руб. Сверхурочная работа оплачивается в полуторном размере за первые два часа и в двойном - за последующие.

Среднечасовой заработок водителя за февраль 2008 г. составляет 125,79 руб. (20 000 руб. / 159 ч). За сверхурочную работу в этом же месяце Смирнову В.С. причитается сумма 1886,85 руб. (125,79 руб. x 2 ч x 1,5 + 125,79 руб. x 6 ч x 2).

Как мы выяснили, сверхурочная работа оплачивается только по окончании учетного периода. Если четко следовать Трудовому кодексу и нашим рассуждениям, то расчеты надо проводить следующим образом.

Пример 2 . Изменим условия примера 1. Учетный период - квартал. Оплата труда водителей ООО производится исходя из часовой тарифной ставки 165 руб.

Часы, отработанные сверх продолжительности работы по графику, являются сверхурочными.

Поскольку водителям установлена почасовая оплата труда, Смирнову В.С. будет начислено:

  • в январе - 20 625 руб. (165 руб. x 125 ч);
  • в феврале - 27 555 руб. (165 руб. x 167 ч);
  • в марте - 26 730 руб. (165 руб. x 162 ч).

Кроме того, в состав зарплаты за март войдет оплата сверхурочной работы за I квартал в размере 7095 руб. (165 руб. x 2 ч x 1,5 + 165 руб. x (476 - 454 - 2) ч x 2). Общая заработная плата, начисленная за I квартал, составляет 82 005 руб. (20 625 + 27 555 + 26 730 + 7095).

Обратите внимание на то, что в вышеприведенных расчетах ежемесячная заработная плата начислена исходя из часовой тарифной ставки и количества часов, отработанных водителем в соответствии с графиком. Однако некоторые специалисты рекомендуют начислять ежемесячную заработную плату исходя из фактически отработанного времени. В этом случае Смирнову В.С. следует начислить:

  • в январе - 21 615 руб. (165 руб. x 131 ч);
  • в феврале - 29 700 руб. (165 руб. x 180 ч);
  • в марте - 27 225 руб. (165 руб. x 165 ч).

В состав зарплаты за март необходимо включить оплату сверхурочной работы за I квартал в размере 3465 руб. (165 руб. x 2 ч x 0,5 + 165 руб. x (476 - 454 - 2) ч x 1). Размер общей заработной платы такой же, как и в предыдущем расчете, - 82 005 руб. (21 615 + 29 700 + 27 225 + 3465).

Поскольку сверхурочная работа ежемесячно оплачивается в одинарном размере, по итогам работы за учетный период для ее оплаты используются коэффициенты 0,5 и 1, а не 1,5 и 2. Кстати, именно такой способ расчета вынуждены выбрать те, кто в "обход" трудового законодательства часы сверхурочной работы предусматривает уже при составлении графика работы (сменности).

Пример 3 . Изменим условия примера 2. Водителям установлен оклад в размере 25 000 руб.

В данном случае также возможно применение двух вариантов расчетов. Первый вариант - водитель ежемесячно получает только заработную плату, исчисленную исходя из оклада. Часы сверхурочной работы будут выявлены по окончании учетного периода и тогда же оплачены. Следовательно, водителю не производится ежемесячное начисление заработной платы за сверхурочную работу.

Смирнову В.С. в I квартале ежемесячно начисляется оклад в размере 25 000 руб. Часовая тарифная ставка составляет 165,20 руб. (25 000 руб. x 3 мес. / 454 ч). За сверхурочную работу по окончании учетного периода (квартала) будет начислено 7103,60 руб. (165,20 руб. x 2 ч x 1,5 + 165,20 руб. x (476 - 454 - 2) ч x 2). Общая заработная плата за I квартал составляет 82 103,60 руб. (25 000 руб. x 3 мес. + 7103,60 руб.).

Второй вариант расчета: ежемесячная оплата исчисляется исходя из фактически отработанных часов. Тогда заработная плата на основании оклада и фактически отработанных часов составит:

  • в январе - 24 080,88 руб. (25 000 руб. / 136 ч x 131 ч);
  • в феврале - 28 301,89 руб. (25 000 руб. / 159 ч x 180 ч);
  • в марте - 25 943,40 руб. (25 000 руб. / 159 ч x 165 ч).

За сверхурочную работу будет начислено 3469,20 руб. (165,20 руб. x 2 ч x 0,5 + 165,20 руб. x (476 - 454 - 2) ч x 1). Общая зарплата за 1 квартал - 81 795,37 руб. (24 080,88 + 28 301,89 + 25 943,40 + 3469,20).

Из приведенных расчетов видно, что сумма заработной платы за I квартал, рассчитанная во втором варианте, ниже такой же суммы, определенной по первому варианту.

Многообразие приведенных вариантов расчета говорит о том, что транспортная организация должна определиться с выбором и закрепить его в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Работаем в выходные и праздничные дни

В соответствии с п. п. 28, 29 Положения привлечь водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), или нерабочий праздничный день <4> можно только в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ. Так, заручившись письменным согласием работника, работодатель вправе привлечь его к работе в указанные дни в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. В других случаях письменного согласия работника будет недостаточно, придется еще учитывать мнение представительного органа работников.

<4> В ст. 112 ТК РФ перечислены нерабочие праздничные дни - это 1 - 5 января, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня, 4 ноября (всего 12 дней).

Порядок оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни одинаков и установлен ст. 153 ТК РФ. Как и в случае со сверхурочной работой, в отношении оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни Трудовым кодексом установлены минимальные размеры. Конкретные размеры оплаты за работу в эти дни можно установить коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Итак, если работнику установлена почасовая оплата труда, то его привлечение к работе в выходной или праздничный день оплачивается не менее чем в размере двойной часовой тарифной ставки, если оплата производится исходя из дневной тарифной ставки, то последняя также удваивается.

Пример 4 . Водитель Крылов С.В. в марте 2008 г. отработал 18 ежедневных смен, одна из них пришлась на 8 марта. Продолжительность ежедневной смены - 9 часов. Работнику установлена дневная тарифная ставка - 1300 руб. Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере.

Крылову С.В. начисляется заработная плата за март 2008 г. в размере 24 700 руб. (17 смен x 1300 руб. + 1 смена x 1300 руб. x 2).

Теперь рассмотрим, какой минимальный предел можно установить для оплаты труда в выходные и праздничные дни работников, получающих оклад. Он зависит от того, производилась ли работа в пределах или сверх месячной нормы рабочего времени (при введении СУРВ - нормы рабочего времени учетного периода, другими словами, продолжительности работы по графику работы, если в нем соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени). При СУРВ работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода (п. 30 Положения). При этом дни (часы) работы оплачиваются в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада. Если работа производилась сверх нормы рабочего времени учетного периода, праздничные дни оплачиваются в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада. В случае если на праздничный день приходится часть рабочей смены, в двойном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в праздничный день (от 0 до 24 часов) (п. 2 Разъяснений N 13/П-21 <5>).

<5> Разъяснения Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 13/П-21 "О компенсации за работу в праздничные дни".

Пример 5 . Изменим условия примера 4. Крылову С.В. установлен оклад в размере 24 000 руб. Оплата за работу в праздничные дни производится по минимальным ставкам, предусмотренным Трудовым кодексом.

Если работа в праздничный день (8 марта) предусмотрена графиком работы, то за март 2008 г. водителю будет начислено 25 333,33 руб. (24 000 руб. + 24 000 руб. / 18 смен). Если Крылов С.В. был привлечен к работе в свой выходной день, который оказался праздничным, ему будет начислено за март 26 823,53 руб. (24 000 руб. + 24 000 руб. / 17 смен x 2).

К сведению: по желанию работника за работу в выходной или нерабочий праздничный (не предусмотренный графиком) день ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в этот день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Обратите внимание на то, что при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в повышенном размере (п. 4 Разъяснений N 13/П-21).

Пример 6 . Изменим условия примера 2. Смирнов В.С. отработал 23 февраля сверх графика 10 часов, в пределах графика 8 марта - 2 часа. Сверхурочная работа оплачивается по итогам работы за учетный период. Работа в праздничные дни и сверхурочно оплачивается по минимальным ставкам, предусмотренным Трудовым кодексом.

За работу в январе Смирнову В.С. начислено 20 625 руб., в феврале - 30 855 руб. (27 555 руб. + 165 руб. x 10 ч x 2), в марте - 27 060 руб. (26 730 руб. + 165 руб. x 2 ч). За сверхурочную работу ему будет начислено 3795 руб. (165 руб. x 2 ч x 1,5 + 165 руб. x (476 - 454 - 2 - 10) ч x 2).

Работаем в ночное время

Возможна ситуация, когда водитель работает в ночное время - с 22 до 6 часов (ст. 96 ТК РФ). Каждый час работы в ночное время, в соответствии с требованиями ст. 154 ТК РФ, должен быть оплачен в повышенном размере, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так, предприятия транспорта при установлении размеров оплаты работы в ночное время сотрудникам, работающим в двух- и трехсменном режиме, могут руководствоваться Постановлением N 194 <6>. Данный нормативный акт применяется в том случае, если графиками работы четко определена многосменность режима (работа в течение суток в две и более смены) (Письмо Минсвязи СССР от 08.09.1989 N 185-Д). Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

<6> Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства".

Пример 7 . Водитель Коробов О.С. отработал в марте 2008 г. 180 часов, в том числе в ночное время - 5 часов. Учетный период - месяц. Нормальное число рабочих часов за учетный период - 159. Водителю установлена часовая тарифная ставка в размере 200 руб. За каждый час работы в ночное время водителю доплачивается 40% часовой тарифной ставки. Оплата сверхурочных часов производится по минимальным ставкам, установленным Трудовым кодексом.

Заработная плата Коробова О.С. будет включать:

  • оплату труда за фактически отработанное время - 36 000 руб. (180 ч x 200 руб.);
  • доплату за работу в ночное время - 400 руб. (200 руб. x 40% x 5 ч);
  • оплату сверхурочной работы - 4000 руб. (200 руб. x 2 ч x 0,5 + 200 руб. x (180 - 159 - 2) ч x 1).

Общая заработная плата за март составит 40 400 руб. (36 000 + 400 + 4000).

Рассчитаем средний заработок

Трудовым кодексом установлены случаи, когда за работником сохраняется средний заработок, например при предоставлении оплачиваемого отпуска, направлении в служебную командировку, выплате выходных пособий, переводе на другую нижеоплачиваемую работу. Во всех этих случаях для расчета размера средней заработной платы используется единый порядок, который определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Еще в прошлом году применялись правила исчисления среднего заработка, установленные Постановлением Правительства РФ N 213 <7> (далее - Положение N 213). Однако с 06.01.2008 правила изменились - вступило в силу Постановление Правительства РФ N 922 <8>, которым утверждено новое Положение (далее - Положение N 922) и признано утратившим силу Положение N 213. Новый порядок исчисления средней заработной платы приведен в соответствие с трудовым законодательством, он предусматривает особенности исчисления среднего заработка, отличающиеся от ранее действовавших. Мы, естественно, остановимся на том, как рассчитывается средний заработок работников, которым установлен СУРВ.

<7> Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.
<8> Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Если работнику установлен СУРВ, то для определения среднего заработка используется средний часовой заработок (кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска) (п. 13 Положения N 922). Средний заработок рассчитывается путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника (добавлено) в периоде, подлежащем оплате. В свою очередь, средний часовой заработок получается в результате деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы (добавлено) в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения (добавлено), на количество часов, фактически отработанных в этот период. Расчетным признается период, равный 12 месяцам, предшествующим периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска средний заработок рассчитывается иначе. Причем порядок расчета одинаков для всех работников, в том числе для тех, кому установлен СУРВ, и зависит от того, в каких днях предоставляется отпуск - календарных или рабочих. Средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных или рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска получится путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 (ранее - 3) и среднемесячное число календарных дней - 29,4 (ранее - 29,6) (п. 10 Положения N 922).

Как и прежде, средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели (п. 11 Положения N 922).

К сведению: отпуск предоставляется в рабочих днях работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, а также занятым на сезонных работах. Им положены два рабочих дня за каждый месяц работы (ст. ст. 291, 295 ТК РФ).

Напомним, что ранее в соответствии с абз. 4 п. 13 Положения N 213 средний заработок для оплаты отпуска работника, которому установлен СУРВ, определялся следующим образом: средний часовой заработок умножался на количество рабочего времени (в часах) в неделю и количество календарных недель отпуска. Между тем данный порядок расчета приводил к снижению размера среднего заработка работника, которому установлен СУРВ, выполнявшему по инициативе работодателя сверхурочную работу, оплачиваемую в повышенном размере: средний заработок определялся без учета оплаты сверхурочных работ, которые работник выполнял в учетном периоде. Это рассмотрел Верховный Суд и вынес Решение от 13.07.2006 N ГКПИ06-637 о признании недействительным абз. 4 п. 13 Положения N 213. Правительство РФ учло данный момент и установило, что размер среднего заработка для оплаты отпуска во всех случаях зависит от среднего дневного заработка.

О.В.Давыдова

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Путевые расходы в разъяснениях министерств и ведомств

"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", 2013, N 3

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Организация труда водителей должна обеспечивать:

Четкую работу автотранспортных средств;

Безопасность перевозок грузов;

Полное использование нормы рабочего времени за учетный период;

Соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую производительность труда;

Соблюдение Правил дорожного движения.

Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:

Подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении;

Время на проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;

Транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы.

В целом состав рабочего времени водителя выглядит следующим образом:

1. Время управления автомобилем.

2. Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

3. Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены.

4. Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.

5. Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.

6. Время простоев не по вине водителя.

7. Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

8. Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем.

9. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.

10. Время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей.

Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки, устанавливают в соответствии с Положением об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение), утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 и зарегистрированным Минюстом России 1 ноября 2004 г. (рег. N 6094). Действие этого Положения распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих к зарегистрированным на территории Российской Федерации:

Организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ);

Индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 ч.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 ч.

В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.

Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Время управления автомобилем (пп. "а" п. 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч (за исключением случаев, предусмотренных в п. п. 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов - 8 ч.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 ч, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч.

На междугородных перевозках после первых 3 ч непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (пп. "б" п. 15 Положения) продолжительностью не менее 15 мин., в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 ч. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (п. 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (п. 5 Положения).

Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (пп. "в" п. 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (пп. "г" п. 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Время охраны груза и автомобиля (пп. "з" п. 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (пп. "и" п. 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Время отдыха водителей устанавливается и в соответствии с разд. V "Время отдыха" Трудового кодекса Российской Федерации и разд. III "Время отдыха" Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15.

Водители пользуются правом на:

1. Перерывы в течение рабочей смены.

2. Ежедневный (междусменный) отдых.

3. Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).

4. Нерабочие праздничные дни.

5. Отпуска.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч.

При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 ч продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода. Графики работы составляются для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей за две недели до введения их в действие. В них устанавливаются время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха. График работы (сменности) водителей утверждается администрацией автотранспортного предприятия. Об изменении графика работы водителя он должен быть поставлен в известность не менее чем за сутки до начала работы.

Автотранспортное предприятие обязано обеспечить минимальные, в пределах установленных норм, затраты времени на подготовку автотранспорта к выезду, оформление путевой документации.

Отдел эксплуатации автотранспортного предприятия, выполняющего грузовые перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автотранспорта осуществляет:

1. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.

2. Обеспечение водителей перед выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.

3. Анализ выполнения всех предусмотренных рейсов.

4. Регулярные проверки наличия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т. д.) с обязательной отметкой в путевом листе.

5. Установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, заносы и т. д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов.

6. Контроль за режимом труда и отдыха водителей.

7. Установление режима работы и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки.

8. Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями Правил дорожного движения.

9. Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки.

10. Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанную в технической характеристике автомобиля данной марки.

Формы организации труда водителей, применяемые в зависимости от характера грузопотоков, протяженности маршрутов и режима работы:

1. Работа водителей организуется по индивидуальному или бригадному методу организации труда. Бригады водителей создаются по принципу обслуживаемых объектов путем объединения водителей, занятых вывозом продукции с предприятий-изготовителей, железнодорожных станций, торгово-посреднических предприятий и т. д. Руководство бригадой осуществляет бригадир. Состав бригады и количество подвижного состава, закрепленного за ней, определяются исходя из объема и характера перевозок, а также режима работы пунктов переработки грузов.

2. На регулярных междугородных маршрутах должны применяться следующие системы организации труда водителей:

Одиночная езда - в автомобиле в течение всего оборота на маршруте работает один водитель. Применяется, как правило, на маршрутах, где оборот автомобиля совершается в течение рабочей смены водителя;

Сменная езда - автомобиль обслуживается бригадой водителей, смена которых производится на границах смежных участков, устанавливаемых в пунктах расположения автотранспортных предприятий или других населенных пунктах. Каждый водитель работает в одном автомобиле на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км;

Сменно-групповая езда - за несколькими автомобилями закрепляют бригаду водителей, каждый водитель работает на разных автомобилях, но на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км.

Для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя на грузовых автотранспортных средствах устанавливаются тахографы.

Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации утверждены Приказом министра транспорта РФ от 07.07.1998 N 86. Они были разработаны и введены в действие в целях реализации Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", которым было предусмотрено оснащение вновь изготавливаемых грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 т, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами с 1 января 1998 г.

Тахографы, применяемые на грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. В связи с установкой тахографов на транспортных средствах на водителей и руководство транспортных организаций возлагается ряд дополнительных обязанностей.

Минтранс России Распоряжением от 18.12.2003 N АК-20-р утвердил Стандарт "Технические требования к цифровым тахографам, используемым на автомобильном транспорте при перевозках по территории Российской Федерации".

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранса России) от 14 декабря 2011 г. N 319 утвержден Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Порядок применяется к владельцам транспортных средств независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.

В таблице представлены обязанности водителей и владельцев транспортных средств по использованию тахографов в соответствии с правилами.

Обязанности водителей

Обязанности транспортной

организации

1. Обеспечение правильной эксплуатации

тахографа, его своевременное включение и

переключение ручек тахографа на

соответствующие режимы работы.

2. Своевременные установка, замена и

надлежащее заполнение регистрационных

листов, а также обеспечение их

сохранности.

3. Использование регистрационных листов

каждый день, в течение которого он

управлял транспортным средством, начиная с

момента его приемки.

4. При выходе тахографа из строя ведение

записи режима труда и отдыха на обороте

своего регистрационного листа от руки с

использованием нанесенной на него сетки с

соответствующими графическими

обозначениями и информирование об этом

транспортной организации.

5. Наличие и предъявление для контроля

сотрудникам инспектирующих органов

заполненных регистрационных листов за

текущую неделю и за последний день

предшествовавшей недели, в течение

которого он управлял транспортным

средством.

6. Предоставление возможности сотрудникам

инспектирующих органов производить

контроль списка клейма и установленных на

тахографах табличек с параметрами его

настройки

1. Выдача водителям

достаточного количества

регистрационных листов

установленного образца,

пригодных для использования в

тахографе, которым оборудовано

транспортное средство, имея

при этом в виду персональный

характер регистрационных

2. Хранение заполненных

водителя в течение не менее

чем 12 месяцев со дня

последней записи и

свидетельства о проверках

тахографов в течение 3 лет с

момента их выдачи.

3. Анализ данных в

регистрационных листах и в

случае установления нарушений

принятие мер по их пресечению.

4. Предъявление заполненных

регистрационных листов каждого

водителя для контроля

сотрудникам инспектирующих

5. Обеспечение исправных

тахографов, установленных на

транспортных средствах

Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31 (с изм. на 04.08.2000) в составе тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих утверждены характеристики на водителей автомобилей 4 - 6 разрядов.

Так, водитель грузового автомобиля 4-го разряда выполняет следующие работы:

1. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 т (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).

3. Проверку технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдачу его и постановку на отведенное место по возвращении в автохозяйство (транспортную организацию).

4. Подачу автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля.

5. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.

6. Оформление путевых документов.

7. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).

Работа водителя автомобиля 5-го разряда заключается в следующем:

1. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 т (автопоездом - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).

2. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов.

3. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

4. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).

Водителю присваивается 6-й разряд, если он осуществляет управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 т (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).

Водитель должен знать:

1. Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей.

2. Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.

3. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля.

4. Порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.

5. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин.

6. Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

7. Правила перевозки грузов, в том числе скоропортящихся и опасных.

8. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля.

9. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

10. Устройство радиоустановки и компостеров.

11. Правила подачи автомобилей под погрузку-разгрузку.

12. Правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.

Если водитель осуществляет перевозки опасных грузов, то ему необходимо знать:

1. Общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности.

2. Основные виды опасности.

3. Превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности.

4. Меры, принимаемые после дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного движения, основные знания в области использования защитного оборудования, пр.).

5. Знаки и маркировку для обозначения опасности.

6. Назначение технического оборудования транспортного средства и управления им.

7. Поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: