Батискаф О. Пикара

Людей всегда привлекало что-то труднодостижимое, какая то загадка, что-то что может хранить тайну. Например самая высшая точка Земли — Эверест или же самоя глубокая точка в океане — Марианская впадина (Марианский жёлоб). Но если на Эвересте уже успело побывать около 4 тысяч человек, то "дно Земли" посетило всего лишь три человека — первое погружение в составе двух человек — Дона Уолша и Жана Пикара в 1960 году, следующим после них стал весьма знаменитый режиссер, снявший такие шедевры, как Титаник, Терминатор, Чужие, Аватар — Джеймс Кэмерон.

Батискаф "Триест" — именно на нём совершили первое погружение на дно Марианской впадины люди

Факты о Марианской впадине:

  • Глубина желоба составляет 10 994 ± 40 м ниже уровня моря, согласно измерениям, проведенным в 2011 году;
  • Марианские острова, находящиеся рядом и дали название глубочайшей точке Земли;
  • Желоб растянулся на полторы тысячи километров вдоль этих самых островов;
  • Геология впадины представляет из себя большой тектонический разлом, где одна плита заходит под другую.

Давление на дне в 1100 раз больше чем на поверхности Земли, но это не мешает жизни на этих глубинах. Там так же есть свои обитатели, которые приспособились жить во мраке и при таком давлении.

В основном это крошечные одноклеточные организмы — Фораминиферы:


Размер такой живности всего 1 мм, хотя при первом погружении батискафа в истории с людьми, исследователи отмечали, что встретили плоских рыб, диаметром до 30 см, смахивающих по виду на камбалу.

История измерений и погружений на дно Марианской впадины:

Впервые самую низшую точку Земли попытались замерить британцы в 1875 году, но их лот (прибор для измерения глубин) достиг глубины чуть более 8 тысяч метров. Спустя 76 лет в 1951 году, другое британское судно, но что интересно с таким же названием — "Челленджер" с помощью эхолота вычислили глубину 10 863 метра. С тех пор самую низшую точку Марианской впадины называют "Бездна Челленджера". В 1957 году уже советское судно "Витязь" проводило здесь исследования и определило глубину 11 023 метра.

Каждая новая экспедиция, что замеряла глубину приводила свои цифры, которые отличались от предыдущих. Такие погрешности связаны прежде всего со свойствами воды, которые могут меняться в зависимости от глубины.

Последняя уточненная информация о глубине — это 10 994 метров с точностью ±40 м.

Первыми людьми посетившими дно океана были исследователи Дон Уолш и Жак Пикар и случилось это 23 января 1960 года.

"Триест" — так назывался батискаф на котором ученые спускались к океанским глубинам. Спуск занял 4 часа 48 минут, пробыв там 20 минут батискаф пошёл к верху и подъем занял 3 часа

Батискаф Deepsea Challenger на котором осуществлял своё погружение режиссер

Следующий спуск человека произошёл лишь спустя 52 года в 2012 году. Джеймс Кэмерон — легендарный режиссер, третий в истории кто спустился в это место, и первый кто сделал это в одиночку. В отличии от своих предшественников Кэмерон провел на дне 6 часов и сделал ряд фотоснимков и высокого качества видеозапись. Погружение заняло 2 часа, а подъем всего 1 час.

И напоследок видео отснятое с батискафа Deepsea Challenger, в котором совершал своё погружение Джеймс Кэмерон.

Видео с Марианской впадины:

Предлагаю Вам просмотреть ещё один любопытный ролик от National Geographic с последнего погружения:

На Земле есть место, о котором мы знаем гораздо меньше, чем о далеком космосе - таинственное дно океана . Считается, что мировая наука по-настоящему еще даже не приступала к его изучению.

26 марта 2012 года, спустя 50 лет после первого погружения человек вновь опустился на дно глубочайшей впадины на Земле: батискаф Deepsea Challenge с канадским режиссером Джеймсом Кэмероном опустился на дно Марианской впадины . Кэмерон стал третьим человеком, достигшим глубочайшей точки океана и первым, кто сделал это в одиночку.

Марианская впадина - самый глубокий на земле желоб на западе Тихого океана. Он протянулся вдоль Марианских островов на 2 500 км. Самая глубокая точка Марианской впадины называется «Бездна Челленджера» . Согласно последним исследованиям 2011 года, ее глубина 10 994 метра (±40 м) ниже уровня моря. К слову говоря, высочайшая вершина мира - Эверест поднимается на высоту «всего» 8 848 метров.

На дне Марианской впадины давление воды достигает 1 072 атмосфер, т.е. в 1 072 раза больше нормального атмосферного давления. (Инфографика ria.ru):

Полвека назад. Батискаф «Триест» , сконструированный швейцарским учёным Огюстом Пикаром, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину:

23 января 1960 Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш совершили погружение в Марианскую впадину на глубину 10 920 метров на батискафе «Триест». Погружение заняло около 5 часов, а время пребывания на дне составило 12 минут. Это был абсолютный рекорд глубины для пилотируемых и беспилотных аппаратов.

Двое исследователей тогда обнаружили на страшной глубине всего 6 видов живых существ, в том числе плоских рыб размером до 30 см:

Вернемся в наши дни. Это Глубоководный батискаф Deepsea Challenge , на котором Джеймс Кэмерон погрузился на дно океана. Был разработан в австралийской лаборатории, весит 11 тонн и имеет длину более 7 метров:

Погружение началось 26 марта в 05:15 утра по местному времени. Последними словами Джеймса Кэмерона были: «Опускайте, опускайте, опускайте».

При погружении на дно океана, батискаф переворачивается и вертикально опускается вниз:

Это настоящая вертикальная торпеда, которая скользит сквозь огромную толщу воды на большой скорости:

Отсек, в котором во время погружения находился Камерон, представляет собой металлическую сферу диаметром 109 см с толстыми стенками, способными выдерживать давление более 1 000 атмосфер:

На фотографии, слева от режиссера виден люк, закрывающий сферу:



HD-видео . Погружение:

Джеймс Камерон провел на дне Марианской впадины более 3 часов, в течение которых вел фото- и видеосъемку подводного мира. Итогом этого подводного путешествия станет совместный с National Geographic фильм. На фотографии видны манипуляторы с камерами:

На глубине 11 километров:

3D-камера:

Однако, подводная экспедиция прошла не совсем удачно. Из-за неисправности металлических «рук» , управляющихся гидравликой, Джеймс Кэмерон не смог взять образцы со дна океана, которые нужны ученым для изучения геологии:

Многих мучил вопрос о животных, которые обитают на такой чудовищной глубине. «Наверное, всем, хотелось бы услышать, что я видел какое-нибудь морское чудовище, но его там не было...Не было ничего живого, более 2-2.5 см».

Спустя несколько часов после погружения, батискаф Deepsea Challenge с 57-летним режиссером успешно вернулся со дна Марианской впадины.

Подъем батискафа:

Джеймс Камерон - первый в мире человек, совершивший одиночное погружение в бездну - на дно Марианской. В ближайшие недели он опустится на глубину еще 4 раза.

Полвека тому назад произошло знаменательное событие в познании человеком Мирового океана - швейцарский исследователь Жак Пикар и лейтенант ВМС США специалист-подводник Дон Уолш совершили предельно возможное на Земле глубоководное погружение.

На батискафе «Триест» они достигли одного из самых глубоких мест расположенной в экваториальной области Тихого океана Марианской впадины, так называемой «бездны Челленджера», глубиной почти в 11 км. И хотя сегодня появились новые глубоководные обитаемые аппараты, больше никому из людей побывать на дне этой бездны пока не удалось.
Всякое техническое достижение обычно имеет длительную предысторию, но в данном случае все уложилось лишь в два человеческих поколения. В 1937 г. отец одного из покорителей «бездны Челленджера», швейцарский физик и изобретатель Огюст Пикар, сконструировавший уникальный для того времени стратостат (рекордная высота его подъема достигала 23 км), увлекся идеей погружения в морскую пучину и начал разрабатывать принципиально новый тип подводного плавcредства, получившего название батискаф. Дело в том, что субмарины в надводном состоянии имеют положительную плавучесть, батискаф - всегда только отрицательную. Подводная лодка погружается за счет того, что воздух в балластных системах замещается забортной водой, которая при всплытии выдавливается из них наружу сжатым воздухом. Батискаф же погружается, как утюг. В надводном положении его удерживает находящийся над гондолой с экипажем громадный, заполненный бензином поплавок, который под водой также предотвращает раскачивание и переворачивание. Когда из поплавка медленно выпускается бензин, замещающийся водой, батискаф начинает погружаться. Для того, чтобы подняться на поверхность, он должен сбросить металлический балласт в виде дроби, пластинок или болванок, удерживаемый электромагнитами.
С конструированием своего первого океанического детища, названного ФНРС-2, Огюст Пикар провозился до 1946 г., что было связано с бушевавшей в Европе Второй мировой войной. Спустя два года, батискаф, весящий 10 тонн и рассчитанный на экипаж из двух человек, оказался полностью готовым к изучению океанской пучины. Хотя расчетная глубина его погружения составляла 4000 м, ввиду принципиальной новизны аппарата и опасения за прочность гондолы диаметром 2,1 м, первоначально довольно долго испытания проводили без экипажа на борту.
Вначале батискаф опустился на 25 м, но уже через год достиг глубины 1380 м. Однако вскоре Бельгийский национальный фонд научных исследований отказался от дальнейшего финансирования данного проекта, поэтому в 1950 г. ФНРС-2 передали ВМФ Франции. Французские инженеры в итоге добились, чтобы в 1954 г. модернизированный батискаф, получивший название ФНРС-3, погрузился на 4176 м с экипажем на борту.
Между тем, Огюст Пикар вместе с сыном Жаком в 1952 г. приступил к созданию нового батискафа «Триест». Аппарат был назван в честь итальянского города, на верфи которого его изготовили в 1953 г. Столь короткие сроки объяснялись тем, что «Триест» не имел принципиальных конструктивных отличий от ФНРС-2: были лишь увеличены габариты прототипа и усилена конструкция гондолы.
В период с 1953 по 1957 гг. «Триест», пилотом которого стал Пикар-младший, совершил несколько погружений в Средиземном море, достигнув глубины 3150 м. В первых из них участвовал также Пикар-старший, которому в то время уже исполнилось 69 лет. В 1958 г. «Триест» был куплен ВМФ США, так как в то время Соединенные Штаты стали проявлять интерес к исследованиям океанских глубин, но еще не располагали подобными аппаратами. После его доработки на заводе Круппа в Германии, где гондола была упрочнена высококачественной легированной сталью, «Триест» обрел способность погружаться на любые известные глубины, не подвергая опасности экипаж. Поэтому местом следующих погружений выбрали Марианскую впадину, в которой расположена наиболее глубокая точка Мирового океана - 11034 м. Основным пилотом и техником аппарата в 1958-1960 гг. оставался Жак Пикар, имевший к тому времени большой опыт погружений.
В целом «Триест» представлял из себя заполненный бензином 15-метровый поплавок объемом 85 куб. м, к которому снизу крепилась 13-тонная стальная гондола диаметром 2,16 м (толщина ее стенок составляла 127 мм) для экипажа из двух человек. В гондоле имелся специальный иллюминатор для наблюдения за океаном и его обитателями. Батискаф обладал автономной системой регенерации воздуха, которая используется на космических кораблях, и гидроакустической аппаратурой связи для голосового общения с поверхностью. Именно на батискафе этой конструкции было совершено предельно возможное на Земле погружение.
23 января 1960 г. недалеко от острова Гуам «Триест» приступил к спуску на дно Марианской впадины. Погружение батискафа продолжалось 4 часа 48 минут и завершилось на отметке 10916 м ниже уровня моря. На этой колоссальной глубине, где давление более, чем в 1100 раз превышает атмосферное, Жак Пикар и Дон Уолш пробыли всего около 20 минут. Однако им удалось увидеть не только дно океана, но также креветок и двух рыб длиной около 30 см, проплывших мимо иллюминатора. Подъем «Триеста» к поверхности океана занял 3 часа 15 минут. Историю этого путешествия Жак Пикар очень увлекательно описал в своей книге «Глубина 11 тысяч метров», вышедшей на русском языке в 1974 г.
После рекордного погружения «Триест» еще некоторое время использовали в Атлантическом океане для поиска пропавшей подлодки ВМС США «Трешер», а также обследования различных участков океанского дна. В 1963 г. легендарный батискаф был разобран и помещен в Морском музее США в Вашингтоне.
Что же дало науке и человечеству погружение «Триеста» на дно Марианской впадины?
Во-первых, оно наглядно показало, что теперь люди могут непосредственно визуально изучать мир придонных глубин любой части Мирового океана.
Во-вторых, было получено неопровержимое доказательство существования высокоорганизованной жизни даже в столь экстремальных условиях.
В-третьих, одним из достижений этого погружения, благотворно повлиявшим на экологическое будущее нашей планеты, стал отказ ядерных держав от идеи захоронения радиоактивных отходов на дне глубоководных океанских впадин, поскольку наблюдения Жака Пикара свидетельствовали о существовании восходящих подводных течений.
Таким образом, Жак Пикар и Дон Уолш на сегодняшний день - единственные люди, побывавшие на дне Марианской впадины (к сожалению, первый из них в 2008 г. скончался на 87 году жизни). Все последующие погружения к самой глубокой точке Мирового океана с исследовательскими целями совершали уже беспилотные батискафы-роботы. Но и их было не так много, поскольку посещение «бездны Челленджера» - дело и трудоемкое, и дорогостоящее.
В 1990-е годы три погружения туда совершил японский аппарат «Кайко», управлявшийся дистанционно с судна по волоконно-оптическому кабелю. В 2000-е годы ему на смену пришел американский беспилотный батискаф «Нерей», которым можно управлять как посредством волоконно-оптического кабеля, так и с помощью радиосигналов. В настоящее время это единственный в мире подводный аппарат, способный достигнуть «бездны Челленджера». Знаменитые отечественные глубоководные «Миры», внесшие, безусловно, неоценимый вклад в познание океана, рассчитаны на глубины лишь до 6100 м.

И названной в честь английского судна «Челленджер», с которого в 1951 году были получены первые данные о ней. Погружение продолжалось 4 ч 48 мин и завершилось на отметке 10911 м относительно уровня моря (mean sea level). На этой страшной глубине, где чудовищное давление в 108,6 МПа (что более чем в 1100 раз больше нормального атмосферного) сплющивает все живое, исследователи сделали важнейшее океанологическое открытие: увидели, как мимо иллюминатора проплывают две 30-сантиметровые рыбки, похожие на камбалу. До этого считалось, что на глубинах, превышающих 6000 м, никакой жизни не существует.

Пробыв на дне около двадцати минут, Trieste начал подниматься наверх. Подъем занял 3 ч 15 мин. На поверхности врачи не зафиксировали каких бы то ни было отклонений состояния здоровья двух смельчаков от нормы.

Таким образом был установлен абсолютный рекорд глубины погружения, превзойти который невозможно даже теоретически. Пикар и Уолш были единственными людьми, побывавшими на дне бездны Челленджера. Все последующие погружения к самой глубокой точке мирового океана с исследовательскими целями совершали уже беспилотные батискафы-роботы. Но и их было не так много, поскольку «посещение» бездны Челленджера — дело и трудоемкое, и дорогостоящее. В 90-е годы три погружения совершил японский аппарат Kaiko , управлявшийся дистанционно с «материнского» судна по волоконно-оптическому кабелю. Однако в 2003 году при исследовании другой части океана во время шторма оборвался буксировочный стальной трос, и робот был утерян.

На смену Kaiko пришел американский беспилотный батискаф Nereus , конструктивно представляющий собой катамаран, способный перемещаться на глубине со скоростью 3 узлов. Им управляют посредством волоконно-оптического кабеля. Однако возможно и радиоуправление. Первое погружение в бездну Nereus совершил 31 мая прошлого года, подняв со дна пробу грунта, в котором была обнаружена органическая жизнь. На нынешний момент это единственный в мире аппарат, способный достигать бездны Челленджера.

С небес в пучину морскую

Всякое рекордное техническое достижение имеет длительную предысторию. В данном случае сюжет уложился лишь в два человеческих поколения. Все началось с Огюста Пикара (Auguste Piccard , 1884-1962), швейцарского физика и изобретателя, отца одного из покорителей бездны Челленджера. Будучи профессором университета в Брюсселе , в 20-е годы прошлого века он занимался исследованиями в области геофизики и геохимии, изучал радиоактивные свойства урана . В 1930 году, «оторвавшись от почвы», переключился на исследование верхних слоев атмосферы , для чего сконструировал уникальный для своего времени стратостат . Его герметичная гондола имела сферическую форму и позволяла экипажу совершать полеты чуть ли ни в безвоздушном пространстве.

Стратостат, построенный при поддержке Бельгийского национального фонда научных исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique, FNRS), получил название FNRS-1. В мае 1931 года Огюст Пикар вместе с ассистентом Паулем Кипфером (Paul Kipfer) совершил первый в истории полет в стратосферу, достигнув высоты 15 785 м. Штурм воздушного океана на FNRS-1 продолжался до середины 30-х годов, а рекорд высоты подъема был доведен до 23 000 м.

А в 1937 году Пикар, вдохновившись идеей погружения в пучины морские, начал разрабатывать принципиально новый тип подводного плавcредства, получившего название батискафа. Дело в том, что субмарины в надводном положении имеют «положительную» плавучесть, батискаф — всегда только «отрицательную». Подводная лодка погружается за счет того, что открываются клапаны вентиляции в балластных системах, воздух замещается забортной водой, и положительная плавучесть становится отрицательной. Для перемещения по вертикали рулями создается дифферент (наклон продольной оси относительно горизонтали), а воздух в балластных системах либо стравливается, давая место воде, либо расширяется, выдавливая воду наружу.

Батискаф же плавает по принципу утюга. В надводном состоянии его удерживает находящийся над гондолой с экипажем громадный поплавок, заполненный бензином. Поплавок имеет и еще одну важную функцию: в подводном положении он стабилизирует батискаф по вертикали, предотвращая раскачивание и переворачивание. Когда из поплавка начинают медленно выпускать бензин, который замещается водой, батискаф начинает погружение. С этого момента у аппарата только один путь — вниз, на дно. При этом, естественно, возможно и перемещение в горизонтальном направлении при помощи приводимых в движение двигателем гребных винтов.

Для того чтобы подняться на поверхность, в батискафе предусмотрен металлический балласт, который может быть дробью, пластинками или болванками. Постепенно освобождаясь от «избыточного веса», аппарат поднимается. Металлический балласт удерживается электромагнитами, так что если с системой энергоснабжения что-то случается, то батискаф сразу, словно стартующий в небо аэростат, «взмывает» вверх.

С конструированием своего первого океанического детища, которое было названо FNRS-2, Пикар провозился до 1946 года, что было связано с бушевавшей в Европе мировой войной. А спустя два года он был изготовлен. FNRS-2, рассчитанный на экипаж из двух человек, весил 10 т. Емкость сравнительно компактного поплавка составляла 30 м³, а диаметр гондолы — 2,1 м. Расчетная глубина погружения составляла 4000 м.

Ввиду принципиальной новизны аппарата и опасения за прочность гондолы довольно долго проводились его испытания в Дакаре без экипажа на борту. Вначале батискаф опустился на 25 м. А через год глубину погружения довели до 1380 м. Однако на этом все и завершилось: во время буксировки батискафа тросом был серьезно поврежден поплавок. Предстояло не только его отремонтировать, но и продолжить доработки по результатам испытаний. Однако Бельгийский национальный фонд научных исследований отказался от дальнейшего финансирования проекта. И в 1950 году FNRS-2 передали французскому ВМФ. Французские инженеры в итоге добились, чтобы в 1954 году модернизированный батискаф, получивший новое имя FNRS-3, погрузился на 4176 м с экипажем на борту.

Между тем Огюст вместе с подросшим сыном Жаком, успевшим поучиться в Женевском (Université de Genève, UNIGE) и Базельском (Die Universität Basel) университетах, в 1952 году приступил к созданию батискафа-рекордсмена Trieste. Аппарат был назван в честь итальянского города Триеста, на верфи которого он был произведен в 1953 году. Столь короткие сроки объяснялись тем, что «Триест» не имел принципиальных конструктивных отличий от FNRS-2. Разве что были увеличены габариты прототипа да усилена конструкция гондолы.

С 1953 по 1957 год Trieste, пилотом которого стал молодой Пикар, совершил несколько погружений в Средиземном море, достигнув глубины 3150 м. Причем в первых из них принимал участие и отец, которому тогда было уже 69 лет.

В 1958 году батискаф купили ВМС США. После его доработки на заводе Круппа в Германии , где гондола была упрочнена высококачественной легированной сталью, Trieste обрел способность погружаться на глубину до 13 000 м. Именно на этой конструкции в 1960 году и был установлен непобиваемый рекорд.

Одним из достижений этого погружения, благотворно повлиявшим на экологическое будущее планеты, стал отказ ядерных держав от захоронения радиоактивных отходов на дне Марианской впадины. Дело в том, что Жак Пикар экспериментально опроверг бытовавшее в то время мнение о том, что на глубинах свыше 6000 м не происходит восходящего перемещения водных масс.

Trieste в его последнем, «чемпионском» варианте имел поплавок длиной 15 м и объемом 85 м³. Толщина стенок поплавка, укрепленных внутри шпангоутами, составляла всего 5 мм. Толщина стенок гондолы диаметром 2,16 м равнялась 127 мм. Вес гондолы на воздухе составлял 13 тc, а в воде (при нормальных условиях) — 8 тc. Балласт из металлической дроби, которая порционно сбрасывалась электромагнитами для всплытия, обладал массой в 9 т. Имелся один иллюминатор для наблюдений, изготовленный из оргстекла, а также прожектор с кварцевой дуговой лампой.

Батискаф имел автономную систему регенерации воздуха, которая используется на космических аппаратах. При этом имелась возможность голосового общения с поверхностью при помощи гидроакустической системы связи.

В дальнейшем при помощи Trieste в Атлантическом океане безрезультатно пытались найти пропавшую субмарину Thresher, а также проводили обследование различных участков океанского дна. В 1963 году легендарный батискаф был разобран и помещен в Морском музее США в Вашингтоне .

Нынешний наследник легендарного Trieste — батискаф Nereus — создан в американском Вудхолсовском океанографическом институте (Woods Hole Oceanographic Institution). Это катамаран, имеющий размеры 4,25 м × 2,3 м и весящий менее трех тонн, плавучесть которого обеспечивают полторы тысячи полых сфер из особо прочной керамики. При помощи двух винтов он может перемещаться под водой со скоростью трех узов на протяжении десяти часов, что обеспечивается батареей из 4 тыс. аккумуляторов общей емкостью 15 кВт-час. Полезная нагрузка составляет 25 кг. К ней относятся манипулятор, сонар, камеры, приборы для химического анализа и контейнеры для забора проб.

Аппарат уходит на дно со скоростью утюга и на заданной глубине отстреливает часть балласта, что обеспечивает его плавучесть. Для подъема отстреливается остаток балласта.

Весь остальной мировой парк батискафов, куда входят как пилотируемые машины, так и роботизированные, не способен опуститься глубже 6500 м. Что предопределено прагматическими соображениями: более глубоководная часть мирового океана составляет лишь 12% его общей площади.

Наш ответ Чемберлену

В Советском Союзе проектирование глубоководных батискафов началось в конце 60-х годов. И предназначались они для ВМФ как спасательные аппараты, применяющиеся для ликвидации аварий субмарин. Батискафы классического поплавкового типа серии АС со стравливанием в воду бензина преодолели двухкилометровый рубеж лишь в 1975 году. Через четыре года появился пилотируемый супергигант АС-7 водоизмещением 950 т. За одно погружение он пожирал 240 т бензина, в связи с чем «материнский» корабль сопровождал танкер. И лишь в июле 1987 года он опустился чуть ниже глубины в 6035 м, заданной в ТЗ. Через год он разбился, и его ремонтировали два года. А в конце 90-х АС-7 затонул в бухте Раковая на Дальнем Востоке .

Всего было выпущено около тридцати батискафов серии АС. Сейчас «в живых» осталось около пяти, и все они не «ныряют» глубже 1000 м. Один из них — АС-28, разработанный в КБ «Лазурит» в 1987 году. Им управляет экипаж из четырех человек, конструкция предполагает прием на борт до двадцати спасаемых. В 2005 году АС-28 потерпел аварию, спасти спасательный аппарат удалось при помощи британского подводного робота.

Мирные исследования морских пучин, как в научных интересах, так и по заказу рыбопромыслового ведомства, до середины 80-х годов осуществлялись на глубинах менее 800 м. И лишь в 1987 году в результате совместной разработки АН СССР и финской компании Lokomo отечественные ученые получили два полноценных глубоководных батискафа «Мир-1» и «Мир-2» . Каждый из них на испытаниях преодолел отметку 6100 м. Батискафы базируются на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш».

Длина аппаратов — 7,8 м, ширина — 3,8 м, высота — 3 м, сухой вес — 18,6 т. Корпус изготовлен из высокопрочной легированной никелевой стали, имеющей предел текучести вдвое больший, чем у титана. Аппаратом управляет экипаж из 3 человек. Принцип погружения и всплытия «Мира» такой же, как и у субмарины, использующей систему водных балластных цистерн.

Электродвигатели получают питание от аккумуляторов емкостью 100 кВт-час и позволяют развивать под водой скорость 5 узлов. Продолжительность автономной работы — 80 часов. На борту установлена исследовательская аппаратура. Связь с поверхностью поддерживается как через волоконно-оптический кабель, так и с помощью гидроакустической аппаратуры.

В советский период, до 1991 года, «Академик Келдыш» принял участие в тридцати пяти экспедициях в Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Затем активность исследовательской деятельности резко снизилась. Более того, «Миры» стали выступать в не совсем свойственных им ролях. При их участии сняли три голливудских фильма, один из которых — «Титаник» (как писали отечественные СМИ, эти съемки принесли «Мирам» мировую известность.) Они, не обладая спасательными функциями, принимали участие в обследовании потерпевших аварии подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». И, наконец, с их помощью на дне Северного Ледовитого океана был установлен титановый вымпел с символикой РФ. Два последних сезона батискафы исследуют дно Байкала , погружаясь на глубину до 1600 м. Одной из многочисленных задач, поставленных перед исследователями, является поиск золота руководителя Белого движения Колчака . Однако на настоящий момент на дне обнаружены лишь ящики с патронами времен Гражданской войны.

Новости партнёров



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: