Советский суд и процесс в период застоя. Советское государство и право в годы «застоя

Вопрос 22. Советское государство и право в годы «застоя» (1964-1985)

В 1964 году Хрущёв был отстранён от власти. Новым первым секретарём ЦК КПСС, фактически главой государства, стал Леонид Ильич Брежнев. Период 1970-х--1980-х годов в источниках того времени именовался эпохой развитого социализма.

Во время правления Брежнева в стране строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определённые достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. В 1980 г. в Москве прошла XXII летняя Олимпиада.

Вместе с этим произошёл и решительный поворот в сторону свёртывания остатков оттепели. С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием -- первым знаком этого был процесс Синявского -- Даниэля. В 1968 году армия СССР вошла в Чехословакию с целью подавления тенденции политических реформ (см. Пражская весна). Как знак окончательной ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г.

В 1975 году происходит восстание на «Сторожевом» -- вооружённое проявление неподчинения со стороны группы советских военных моряков на большом противолодочном корабле (БПК) ВМФ СССР «Сторожевой». Предводителем восстания стал замполит корабля, капитан 3-го ранга Валерий Саблин. С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.

В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (правда, с 1967 года начинается ускоренная установка межконтинентальных ракет в подземные шахты), которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля.

Благодаря некоторой либерализации появилось диссидентское движение, стали известными такие имена, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын. C 1965 года СССР оказывал военную помощь Северному Вьетнаму в борьбе с США и Южным Вьетнамом, которая продолжалась до 1973 года и закончилась выводом американских войск и объединением Вьетнама (см. Война во Вьетнаме). В 1979 году СССР ввёл ограниченный воинский контингент в ДРА по просьбе афганского правительства (см. Афганская война (1979--1989)), что привело к окончанию разрядки и возобновлению холодной войны.

Развитие права в период замедления темпов общественного развития условно можно разделить на два периода:

первый - начиная с середины 50-х годов до принятия Конституции 1977 г. ;

второй - начиная со времени принятия Конституции СССР 1977 года по 90-е годы.

В середине 50-х были предприняты меры, направленные на приостановление правового беспредела, продолжавшегося с середины 30-х годов.

Развитие права шло по двум основным направлениям:

по линии восстановления законности и ликвидации ее нарушений во всех областях государственной и хозяйственной жизни;

по линии дальнейшего развития основных принципов и положений Советского права.

Восстановление и укрепление законности потребовали ликвидации некоторых государственно-правовых институтов и отмены отдельных правовых норм. Были упразднены т. н. особое совещание и тройки, отменено Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года о порядке ведения дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти, отменены законы о сельскохозяйственном налоге.

Если смотреть в общем плане, то о развитии права свидетельствуют:

некоторые меры по развитию советской демократии и расширение прав союзных республик;

попытка восстановить коллективные формы руководства, возрождение т. н. ленинских норм в партийной и государственной жизни;

попытка перестройки управления промышленностью, строительством и с/х;

изменение политики заготовки с/х продуктов.

В середине 60-х годов была начета работа по новой кодификации советского законодательства. В ходе общего упорядочения советского законодательства были разработаны и изданы:

основы законодательства СССР и союзных республик и общесоюзные законы;

республиканские кодексы и законы в соответствии с общесоюзными;

хронологические собрания законодательства и систематические собрания действующего законодательства.

Начата работа по созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик. Приняты Конституции 1977 и 1992 годов.

Вопросы кодификации советского законодательства занимали большое место в работе Верховного Совета СССР 7 созыва (1966-1970 гг.).

В июне 1968 г. были приняты Основы Законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье.

В декабре 1968 г. - Основы земельного законодательства СССР.

В июле 1969 г.

Основы исправительно-трудового законодательства

Положение о предварительном заключении под стражу.

В 1969 г. Всесоюзный съезд колхозников принял примерный устав колхоза, который затем был утвержден ЦК КПСС и СМ СССР.

В 1970 г. Верховный Совет утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (до 1970 г. общесоюзного КЗоТ не было).

В 1969 г. приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении; о народном образовании.

В декабре 1970 г. были приняты Основы водного законодательства.

В 1976 году был принят Закон об охране и использовании памятников истории и культуры.

В 1975 г. утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах.

В 1977 г. были приняты основы лесного законодательства.

Принятие в 1977 г. Конституции СССР стимулировало дальнейшее развитие права. Президиум ВС СССР в декабре 1977 г.

Принял специальное постановление о приведении законодательства в соответствии с конституционными нормами.

В 1978-1985 гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское законодательство. Условно их можно разделить на несколько групп.

Часть законодательных актов детализировали конституционные положения о правах советских граждан, расширяли участие трудящихся в управлении производством:

Закон о гражданстве СССР (1978 г.);

Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик (1981 г.);

Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении

предприятиями, учреждениями и организациями (1983 г.).

Вторая группа законодательных актов была нацелена на развитие и совершенствование органов государственной власти и управления, охрану государственных интересов СССР, регламентации правового положения иностранных граждан в СССР. К ним относятся:

Законы "О выборах в Верховный Совет СССР" (1978 г.);

"О Совете Министров СССР" (1978 г.);

"Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, советов народных депутатов автономных областей и автономных округов" (1980 г.);

"О правовом положении иностранных граждан в СССР" (1981 г.);

"О государственной границе СССР" (1982 г.).

К третьей группе следует отнести правовые акты, определяющие полномочия, формы и методы работы правоохранительных органов, в т. ч. законы:

"О Верховном Суде СССР" (1979 г.);

"О прокуратуре СССР" (1979 г.);

"Об адвокатуре СССР" (1979 г.);

"О народном контроле СССР" (1979 г.);

"О государственном арбитраже СССР" (1979 г.);

"Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных нарушениях" (1980 г.) и др.

В отдельную группу можно выделить Законы детализирующие положения Конституции СССР об охране окружающей среды, в т. ч. законы:

"Об охране атмосферного воздуха" (1980 г.);

"Об охране и использовании животного мира" (1980 г.).

Отдельно следует сказать о создании Свода законов СССР. ЦК КПСС, Президиум ВС СССР и СМ СССР 2 сентября 1976 г. приняли постановление о создании комиссии по разработке Свода Законов СССР. Его издание планировалось в 1981-1985 гг. в качестве официального издания Президиума ВС СССР и СМ СССР.

В 1986 г. была завершена работа по изданию Свода законов Союза ССР, в который вошли 1367 законодательных актов и постановлений Правительства СССР, из них 350, изданных после принятия Конституции 1977 г.

В ходе подготовки Свода 1,5 тыс. законодательных актов были признаны частично или полностью утратившими силу, во многие внесены изменения и дополнения.

Свод законов состоял из 7 разделов:

Об общественном и государственном устройстве.

О социальном развитии и культуре - социально-экономических правах граждан.

О рациональном использовании и охране природных ресурсов.

О народном хозяйстве.

О международных отношениях и внешних экономических связях.

Об обороне страны и охране государственных границ.

О правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

9 января 1986 г. Президиум ВС СССР и СМ СССР приняли постановление "Вопросы обновления Свода законов СССР", в котором предусматривалось периодическое обновление материалов Свода законов СССР (в 1986 г. - по состоянию на 1 января, 1987-1988 гг. - не реже одного раза в полугодие, в последующие годы - ежеквартально).

Создание Свода законов СССР и союзных республик было призвано служить базой для укрепления законности, дисциплины, правопорядка в стране, а также для дальнейшего развития права.

В 60-е годы происходит заметное усиление нормотворческой деятельности государства, принимаются ряд общесоюзных законов. На новую ступень поднимается уровень кодификации советских законов в таких отраслях, как гражданское, уголовное и процессуальное право.

Еще по теме Советское право в послевоенные годы и период “застоя” (1945 -1985 гг).:

  1. 2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов
  2. Тема 6 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В БССР В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  3. Тема 34. Основные изменения в отраслях права в послевоенный период
  4. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО ПРАВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА B ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. СЕМЕЙНО-БРАЧНОЕ ПРАВО ПО УКАЗУ ПВС CCCP OT 8 ИЮЛЯ 1944 r.
  5. Советское государство 20-х годов напоминало современные развивающиеся страны
  6. Н. Б. МУХИТДИНОВ О МЕСТЕ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОГО И ПРИРОДОРЕСУРСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОГО ПРАВА
  7. 41. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.
  8. Периодизация истории отечественного государства и права.
  9. Советское право в послевоенные годы и период “застоя” (1945 -1985 гг).
  10. Развитие российского законодательства о соотношении объектов авторского права и товарных знаков в период до 1917 г.
  11. § 1.3. Западноевропейская наука международного права о справедливой войне в период после Гуго Гроция

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Чрезмерная централизация тормозила экономику союзных республик - были подготовлены собственные кадры специалистов, способные самостоятельно решать вопросы своего региона. Одновременно чрезмерная централизация неблагоприятно отражалась и на политической ситуации: республики тяготились таким положением и стремились к большей самостоятельности.

В 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик . В 1954 - 1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. Постановлением Совета Министров СССР 1955 г. был существенно изменен порядок планирования и финансирования хозяйства союзных республик. Советам Министров союзных республик было предоставлено право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции. В Государственном бюджете СССР было отменено деление бюджета союзных республик на республиканский и местные. Теперь в общесоюзном бюджете стали фиксировать лишь суммы расходов по каждой союзной республике в целом. Республиканские органы стали самостоятельно распределять средства между республиканским и местными бюджетами. Это дало союзным республикам возможность более полно учитывать местные условия. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в 1956 г. приняли Постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тыс. предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности др. отраслей народного хозяйства. Автомобильный транспорт и речной флот также были полностью переданы союзным республикам. При этих переменах ведущие отрасли экономики страны по-прежнему оставались в строго централизованном управлении Союза. Но и в той сфере, которая передавалась в ведение союзных республик, за Союзом оставалась координирующая роль. Она была возложена на созданную в 1957 г.Экономическую комиссию Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

Также были расширены права союзных республик в области законодательства и правосудия . В 1957 г. Верховный Совет СССР передал в ведение союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов. За СССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия.

В 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон, по которому решение вопросов областного, краевого административно-территориального устройства переходило в ведение союзных республик , за Союзом сохранилось лишь право на утверждение новых автономных республик и автономных областей.

Изменился состав союзных республик . В 1956 г. была ликвидирована Карело-Финская ССР, создана Карельская АССР в составе РФ.

Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов. В 1957 г., Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Черкесская автономная область преобразована в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в июле 1958 г. в Калмыцкую АССР. Однако оставались ещё народы, чьи права также нуждались в восстановлении (крымские татары, немцы Поволжья и др.).

29.Развитие государственного механизма в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XXв.).

Смерть И.В. Сталина ознаменовала новый период в развитии Советского государства, связанный с личностью Н.С. Хрущева,под руководством которого подверглись реформированию основные сферы советского общества. Существо происходивших изменений было направлено на демократизацию и либерализацию государства и общества.Во внешней политике: проводилась идея мирного сосуществования двух систем, рассматривались проблемы всеобщего разоружения, перед СССР ставилась задача достижения и превышения уровня развития капиталистических стран, с другой стороны - усиливалась гонка вооружений.Во внутренней политике: Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета Министров СССР, совместив тем самым руководящие посты в партии и государстве и сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Одновременно Хрущев проводит разоблачение культа личности Сталина, следствием которого стали процессы над «врагами народа» (Л.П. Берия) и массовая реабилитация репрессированных.В области государственного устройства проводитсяполитика децентрализации и разделения всей системы управления: расширяются права союзных республик в области промышленности и производства, формирования бюджета, решения вопросов административно-территориального устройства, законодательстваи осуществления правосудия.

Проводится перестройка государственного аппарата, направленная на демократизацию жизни государства и преодоление централизма. Принимались меры, направленные на повышение роли Советов депутатов трудящихся и активизацию их деятельности -1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». В результате регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, теснее стали связи Советов с населением, активизировалась деятельность комиссий Советов и др.В 1957 - 1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

В управлении народным хозяйством: отраслевая система управления заменяется на территориальную. СССР был поделен на 105 экономических районов, в которых действовали коллективные органы управления - Советы народного хозяйства (совнархозы). Переход к территориальной системе управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло.

В системе правоохранительных органов: отменялся внесудебный порядок рассмотрения дел, упразднялось Особое совещание при МВД СССР, при Совете Министров СССР был создан Комитет государственной безопасности. Возникали добровольные народные дружины по охране общественного порядка.В 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Таким образом, в организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения. Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности. В 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР: высший надзор за исполнением законов всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В Положении устанавливалась обязанность всех работников прокуратуры быть принципиальными и непримиримыми в борьбе за обеспечение строгого соблюдения законности. На прокуратуру возлагалось своевременное применение мер по устранению нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии. Они создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения (ИТУ). На наблюдательные комиссии возлагалась задача по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественно полезному труду.

Органы правосудия также подверглись существенной реорганизации. В 1958 г. были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны - Верховного суда СССР. Были сокращены его надзорные функции и расширены полномочия верховных судов союзных республик.Верховный суд СССР состоял из Пленума Верховного суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.В 1958 г. в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик участковая система нар. судов подлежала замене народным судом города (района). Увеличивался с 3 до 5 лет срок полномочий нар. судей. Народные заседатели избирались на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих - по воинским частям.

30.Развитие права в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XXв.).

Одновременно с поворотом в сторону усиления демократических начал в общественной и гос-нной жизни активизируется правотворческая деятельность государства, принимается ряд новых общесоюзных и республиканских законов. Масштабы, объем, и многосторонность правотворчества были таковы, что назрела необходимость проведения новой кодификации советского законодательства.

Гражданское право закрепляло принцип социализма в развитии имущественных отношений. В 1961 г. Верховный Совет СССР принялОсновы гражданского законодательства СССРи союзных республик . На уровне союзного гос-ва такого рода акт принимался впервые. Основы закрепляли следующие формы собственности: государственную, кооперативно-колхозную, профсоюзную, общественных организаций, личную собственность граждан. Собственником всего государственного имущества являлось Советское государство, оно могло передавать предприятиям часть своего имущества в оперативное управление.В обязательственном праве основное внимание уделялось договорному регулированию как основному способу реализации хозяйственных планов. Устанавливалась государственная защита личной собственности граждан, однако оговаривалось ее обязательное трудовое происхождение и единственное назначение - для удовлетворения материальных и культурных личных потребностей граждан. В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.

Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав .В 1955-1958 гг. повышается з/плата низкооплачиваемым трудящимся, в 1964 г. - работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и др.В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность раб. дня сокращалась на 2 часа. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам.Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия за две недели.Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР: на предприятиях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие м/у рабочими и администрацией. Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза. В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дневный срок могло быть обжаловано в народном суде. Было проведено изменениепенсионного обеспечения . В соответствии с Законом о государственных пенсиях 1956 г. право на пенсию имели граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, а также по старости или в случае потери кормильца. Гражданам, имевшим одновременно право на различные пенсии, назначалась по их выбору одна пенсия. Выплата пенсий обеспечивалась за счет ежегодно ассигновавшихся по государственному бюджету средств без каких-либо вычетов из заработной платы. Пенсии не подлежали обложению налогами. Пенсии по старости назначались рабочим и служащим: мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Изменения в земельном и колхозном праве представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством Советского государства по преодолению отставания с/х. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы моглисами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании с/х года, не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников и не способствовала росту производства. Поэтому в 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансирование колхозников.

Природоохранительное право. В 1960 г. был принят Закон "Об охране природы в РСФСР". Закон объявлял заботу о природе всенародным делом и возлагал на государственные органы и общественные организации обязанность обеспечить охрану, рациональную эксплуатацию и воспроизводство природных ресурсов; предусматривал ответственность руководителей учреждений и граждан за уничтожение или порчу природных богатств.

Уголовное право. В 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан.В Основах рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необходимости. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии, т. е. осуждения человека за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законодательством. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т. е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу.Согласно Основам наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Уголовная ответственность наступала с 16 лет , прежний возрастной предел в 14 лет продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений. Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. В Основах давался перечень видов наказаний, начиная от наиболее мягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой. В качестве исключительной допускалась высшая мера наказания - смертная казнь - расстрел. Однако она могла применяться лишь при совершении таких тягчайших преступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах.Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных, проявивших хорошее поведение и честное отношение к труду.В соответствии с Основами уголовного законодательства, разрабатывались уголовные кодексы союзных республик. В1960 г. Верховным Советом РСФСР был принятУголовный кодекс , заменивший собой Кодекс 1926 г.

Уголовно-процессуальное право. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР в 1958 г. Задачи уголовного судопроизводства: обеспечение быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличение и наказании виновных, ограждение невиновных от уголовной ответственности.Принципы уголовного судопроизводства:осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства, недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики.Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников .Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.

Гражданско-процессуальное право . Верховным Советом СССР были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик. Задачи гражданского судопроизводства: правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских дел. Предусматривалось расширение участия организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. Гражданские дела в установленных законом случаях могли рассматриваться товарищескими судами.В соответствии с Основами гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик в 1964 г. были приняты гражданско-процессуальные кодексы в рамках союзных республик.

31.Форма государственного единства в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XXв.).

В рассматриваемый период происходил обратный процесс усиления централизма.

Процесс централизации затронул сферу экономики . В 1965 г. система управления промышленностью кардинально изменилась, перейдя от территориального к отраслевому принципу. Поскольку все совнархозы были ликвидированы и управление промышленностью передано отраслевым министерствам, созданным как общесоюзные и союзно-республиканские органы, все управление машиностроением было сосредоточено в руках общесоюзных ведомств, а другие отрасли промышленности перешли в совместное ведение Союза и республик. В 1967 г. в центре было сконцентрировано и управление строительством: создано несколько союзно-республиканских строительных министерств, которым передавались объекты, возводимые ранее организациями, подчиненными республиканским ведомствам. В 1970 г. в ведение Союза было передано целиком управление химической и нефтяной промышленностью.

Произошла централизация и в области культуры . С момента возникновения СССР управление просвещением всегда находилось в компетенции республик. Теперь, в 1966 г. впервые было создано союзно-республиканское министерство просвещения. Это позволило унифицировать систему и программу обучения школьников, лучше организовать изучение русского языка. В том же году важнейшие вузы страны были вновь переданы в ведение Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Впервые в истории Советского государства была создана Академия педагогических наук СССР. В 1973 г. были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании. Они закрепили широкие права Союза в руководстве этой сферой, в том числе установление общих принципов управления народным образованием в СССР, государственный контроль в области народного образования и установление порядка его осуществления и др. Основы подчеркивали право граждан получать образование на родном языке или любом другом языке народов СССР, т.е. давали свободу выбора языка.

Централизация коснулась органов охраны общественного порядка и юстиции . В 1966 г. было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка. Было восстановлено и централизованное управление органами юстиции: в 1970 г. вновь создан Минюст СССР.

Форма государственного единства получила закрепление в Конституции СССР 1977 г. Вст.70 СССР определялся как единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик.

Статья 23 , определявшая компетенцию СССР, содержала такой круг полномочий, который обеспечивал единство Советского Союза. В то же время компетенция СССР предусматривала достаточно высокую степень централизма в построении федеративного государства.

Статья 73 Основного Закона СССР дает перечень прав Союза. К компетенции Союза относятся, в частности, определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками, обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик, руководство экономикой страны, бюджет, война и мир, организация обороны, руководство Вооруженными Силами, обеспечение государственной безопасности, международные отношения, внешняя торговля, координация отношений союзных республик с иностранными государствами, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР. При этом положения ст.73 были сформулированы в общей форме, что позволяло распространять их действие на весьма широкий круг общественных отношений. На практике это нередко приводило к тому, что централизм выходил за рамки, объективно необходимые для развития общества, приводил к ограничению самостоятельности союзных республик.

Вместе с тем, Конституция более полно, чем это было прежде, регламентировала правовой статус союзной республики. Впервые в Основном Законе давалось определение союзной республики как суверенного государства, объединившегося с другими республиками в СССР. Вне пределов, указанных в ст.73 союзная республика самостоятельно осуществляла государственную власть на своей территории. Союзная республика имела свои Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики. Конституция СССР 1977 г. определяла право участия союзной республики в решении вопросов, отнесённых к ведению СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и др. органах СССР.

Союзная республика обеспечивала комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствовала осуществлению на этой территории полномочий СССР, приводила в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР. По вопросам, относившимся к её ведению, союзная республика координировала и контролировала деятельность предприятий союзного подчинения.

32.Государственный механизм в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XXв.).

Рассматриваемый период развития государства характеризуется сменой эпохи преобразований, проводимых Н.С. Хрущевым, эпохой «застоя» , замедления и консервации темпов общественного развития. Вовнешней политике продолжается противостояние системы капитализма и системы социализма. Условия «холодной войны» и гонки вооружений истощали экономику страны, отвлекали средства, необходимые для внутреннего развития. Развитиеформы государственного устройства определялось возвратом к централизации. Вэкономической сфере территориальный принцип руководства хозяйством был заменен отраслевым: совнархозы были ликвидированы, все ключевые отрасли (машиностроение,строительство) сосредоточивались в руках союзных министерств, остальные - составляли предмет совместноговедения Союза и республик.Изменения вгосударственном аппарате характеризовались отказом от хрущевских нововведений и проведением контрреформ, в результате которых воссоздавалась несколько измененная структура, существовавшая 10 лет назад. Центральной политической фигурой сталЛ.И. Брежнев, совмещавший посты Первого (позднее Генерального) секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР.Особенностью развитиягосударственного механизма было сращивание государственного и партийного аппарата, принятие партией тех функций, которые свойственны только государству. Усиление роли КПСС в государстве и обществе привело к подмене государственных органов партийными. Бюрократизировался и стал трудно управляемым состав государственно-партийных органов.

В системе Советов депутатов трудящихся ликвидируется их деление на промышленные и сельские, они вновь объединились. В 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов . Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов. В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. В 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях.В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности.В 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля . В 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля.

Система правоохранительных органов была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве.Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.В систему арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР.В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов - объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966 г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

Что касается Вооруженных Сил, то следует отметить некоторые изменения в порядке комплектования их личного состава. В 1967 г. новый Закон о всеобщей воинской обязанности сократил на один год сроки действительной военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин. Для лиц с высшим образованием предусмотрены вообще укороченные сроки военной службы. В 1985 г. было установлено, что женщины, имеющие медицинскую и иную специальную подготовку, могут привлекаться в мирное время на учебные сборы, а в военное - могут быть призваны в Вооруженные Силы для несения вспомогательной или специальной службы.

33.Источники права в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XXв.).

Кодификационные работы .Стабильность общественного и государственного строя в рассматриваемый период обусловливает иустойчивое развитие советского права, для которого не свойственны какие-либо существенные изменения, однако в связи с большим объемом нормативно-правовых актов требуется проведение систематизации и кодификации.Особенностью работ, проводившихся вправовой сфере, было не изменение существовавших правовых институтов, а закрепление, обобщение и уточнение уже действующих.Данные работы проводились по следующим на-правлениям:

1. Завершаются проводившиеся более 20 лет работы по кодификации основных отраслей права. Надо отметить двухуровневую систему кодификации: на уровне Союза ССР принимались Основы законодательства (были приняты Основы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, трудового, семейного, водного, лесного законодательства идр.). На уровне союзных республик принимались кодексы и отраслевые законы (в РСФСР были приняты кодекс законов о труде, брачно-семейный, земельный, водный, исправительно-трудовой кодексы, законы о здравоохранении, о народном образовании).

2. С принятием новой Конституции СССР 1977 г. возникла необходимость приведения в соответствие с ней

всей действующей системы правовых актов. В основном данная работа была завершена к 1985 г.

3. Результатом работы по систематизации на уровне СССР былСвод законов СССР, а в РСФСР- Свод за-

Конов РСФСР.

4. Проводились работы по инкорпорации законодательства, в результате которых отменялись противоречащие друг другу акты, акты, утратившие силу и ставшие составной частью других актов, устранялась множественность актов, регулирующих одни и те же общественные отношения.

В самой системе права можно выделитьтри тенденции:

1) Образование одной отрасли права в результате объединения различных актов, регулирующих сходные

группы отношений (например, природоресурсное право, объединило в себе законодательство об охране окружающей среды и законодательство об использовании различных ресурсов - земли, воздуха, воды; сходное правовое положение колхозов и совхозов предопределило появление сельскохозяйственного права).2) Выделение из отрасли права самостоятельных подотраслей (жилищное право из гражданского).

3) Появление новых отраслей права (здравоохранение, народное образование).

Конституционное право .7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Конституция не вносила каких-либо кардинальных изменений в существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения. В руководящих кругах родилась идея, что советское общество и государство вступили в эпоху развитого социализма, общенародного государства и т.п. В связи с этим стали говорить, что прежний Основной Закон отвечал эпохе победы социализма в основном, созданию основ социализма, а теперь требуется Конституция зрелого социализма. Довольно отчетливо просматривался и субъективный фактор: Н.С. Хрущеву явно хотелось заменить сталинскую конституцию хрущевской.После освобождения Хрущева от всех партийных и государственных постов работа над проектом Конституции приостановилась. Дело ограничилось лишь тем, что председателем комиссии был назначен первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Он, очевидно, не видел особой необходимости в новой Конституции, и работа над проектом замерла на 12 лет. В 1977 г., однако, в силу не очень понятных причин она резко активизировалась и была быстро доведена до конца. Это сделать было не трудно, поскольку базой ее послужил один из проектов, разработанных при Н.С. Хрущеве.Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу - социалистическая собственность на средства производства.В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.Конституция СССР 1977 г. состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов :

Основы общественного строя и политики.

Государство и личность.

Национально-государственное устройство.

Советы народных депутатов и порядок их избрания.

Высшие органы власти и управления.

Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.

Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.

58. Советское государство в период «застоя» (середина 60-х - середина 80-х гг.).

Главными особенностями внешнеполитической деятельности Советского государства являлись: наличие двух социально-политических систем - мировой системы социализма и мировой системы капитализма, продолжение «холодной войны», противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Одним из основных принципов внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем, который получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г.

К числу достижений внешней политики СССР следует отнести принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1979 г. в Хельсинки. В Совещании приняли участие главы 33 государств Европы, а также США и Канады.

СССР продолжал отстаивать предложения по прекращению гонки вооружений, запрещению атомного и водородного оружия, ограничению стратегических вооружений. В результате между СССР и США были достигнуты соглашения по противоракетной обороне - ОСВ-1 и ОСВ-2.

Развивались отношения СССР с социалистическими странами. Они охватывали политическую, экономическую, научно-техническую и культурную сферы.

7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов. Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, основывавшийся на положениях Конституции 1977 г. В апреле 1979 г. он дополнен законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и законом «О статусе народных депутатов в СССР».

С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.

В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. 19 апреля 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности.

В декабре 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля. В декабре 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в ноябре 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля.

Система правоохранительных органов была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.

Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.

В систему арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР.

В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов - объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

Предыдущая
  • 10. Галицко-волынская земля в период феодальной раздробленности
  • 11. Новгородская и псковская феодальные республики
  • 12. Право новгорода и пскова
  • 13. Образование русского централизованного государства
  • 14. Общественный строй в переод образования русского централизованного государства
  • 15. Государственный строй в переод образования русского централизованного государства
  • 16. Право в пеРиОд образования русского централизованного государства
  • 17. Основные моменты истории россии в сер. XVI в. - хvii в.
  • 18. Общественный строй в переод сословно-представительной монархии
  • 19. Государственный строй в переод сословно-представительной монархии
  • 33. Гражданское право в период кризиса абсолютизма в России
  • 36. Крестьянская реформа 1861 г.
  • 37. Государственный строй России вт. Пол. XIX в.
  • 38. Право в переод развития российского государства во вт. Половине XIX в.
  • 39. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 40. Изменения в общественном строе
  • 41. Государственный строй в нач. Хх в.
  • 43. Право России в начале 20 века.
  • 44. Изменения в государственном строе в период Февральской буржуазно-демократической революции.
  • 45. Законодательная политика временного правительства.
  • 46. Возникновение Советского государства и права. II Всероссийский съезд Советов и его правовое значение.
  • 47.Изменение общественного строя в период создания советского государства и права.
  • 48.Слом старого и создание нового советского государственного механизма (октябрь 1917-1918).
  • 49.Изменения в государственном единстве в период создания советского государства и права.
  • 50. Конституция рсфср 1918 г.
  • 51. Создание основ советского права (1917-1918).
  • 52.Гражданская война, интервенция, военный коммунизм.
  • 53.Развитие формы государственного единства в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).
  • 54.Советский государственный механизм в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).
  • 55.Развитие права в период гражданской войны и интервенции (1918-1920).
  • 56.Создание ссср.
  • 57.Развитие государственного аппарата в период нэПа.
  • 59.Развитие отдельных отраслей права в период нэПа.
  • 60.Преобразование общественного строя ссср в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 61. Развитие формы государственного единства в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 62.Государственный строй в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 64.Развитие публичных отраслей права в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 65.Развитие частных отраслей права в период тоталитаризма (1930-1940).
  • 66.Перестройка государственного аппарата на военный лад в период Великой Отечественной войны (вов) 1941-1945 гг.
  • 68.Изменения в праве в период вов 1941-1945.
  • 69.Советский государственный аппарат в послевоенный период (1945-начало 50-х гг. XX в.).
  • 70.Развитие права Советского государства в послевоенный период (1945-начало 50-х гг. XX в.).
  • 71.Развитие формы государственного единства в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).
  • 72.Развитие государственного механизма в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).
  • 73.Развитие права в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XX в.).
  • 74.Форма государственного единства в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.).
  • 75.Государственный механизм в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.).
  • 77.Развитие отдельных отраслей права в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.).
  • 78.Изменение формы государственного единства в период перестройки (1985-1991).
  • 79.Ломка политической системы в период перестройки (1985-1991).
  • 80.Направления развития права в период перестройки (1985-1991).
  • 81.Декларация прав и свобод граждан России 1991 г.
  • 82. Государственный аппарат суверенной России.
  • 21. Развитие отдельных отраслей права в период сословно – представительной монархии.
  • 22. Основные этапы развития России в период абсолютной монархии в России.
  • 23. Общественный строй в период абсолютной монархии.
  • 24. Государственный строй в период абсолютной монархии.
  • 26. Гражданское право в период абсолютной монархии в России.
  • 27. Уголовное право в период абсолютной монархии в России.
  • 28. Процессуальное право в период абсолютной монархии в России.
  • 29. Основные моменты развития Российского государства в первой половине 19 в.
  • 30. Общественный строй в период кризиса абсолютизма в России.
  • 31. Государственный строй в период кризиса абсолютизма в России.
  • 34. Уголовное право в период кризиса абсолютизма в России.
  • 35. Основные моменты развития Российского государства во второй половине 19 в.
  • 67. Общественный и государственный строй оккупированной территории ссср в период вов (1941-1945гг.)
  • 42. Изменение гос. Аппарата в годы первой мировой войны
  • 83. Развитие публичных отраслей права Суверенной России.
  • 84. Развитие частных отраслей права Суверенной России.
  • 75.Государственный механизм в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XX в.).

    Рассматриваемый период развития государства характеризуется сменой эпохи преобразований, проводимых Н.С. Хрущевым, эпохой «застоя» , замедления и консервации темпов общественного развития. Во внешней политике продолжается противостояние системы капитализма и системы социализма. Условия «холодной войны» и гонки вооружений истощали экономику страны, отвлекали средства, необходимые для внутреннего развития. Развитие формы государственного устройства определялось возвратом к централизации. В экономической сфере территориальный принцип руководства хозяйством был заменен отраслевым: совнархозы были ликвидированы, все ключевые отрасли (машиностроение, строительство) сосредоточивались в руках союзных министерств, остальные - составляли предмет совместного ведения Союза и республик. Изменения в государственном аппарате характеризовались отказом от хрущевских нововведений и проведением контрреформ, в результате которых воссоздавалась несколько измененная структура, существовавшая 10 лет назад. Центральной политической фигурой стал Л.И. Брежнев, совмещавший посты Первого (позднее Генерального) секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР. Особенностью развития государственного механизма было сращивание государственного и партийного аппарата, принятие партией тех функций, которые свойственны только государству. Усиление роли КПСС в государстве и обществе привело к подмене государственных органов партийными. Бюрократизировался и стал трудно управляемым состав государственно-партийных органов.

    В системе Советов депутатов трудящихся ликвидируется их деление на промышленные и сельские, они вновь объединились. В 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов . Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек. С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов. В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. В 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях. В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

    В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности. В 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля . В 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля.

    Система правоохранительных органов была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве. Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства. Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В систему арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР. В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов - объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций. В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966 г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

    Что касается Вооруженных Сил, то следует отметить некоторые изменения в порядке комплектования их личного состава. В 1967 г. новый Закон о всеобщей воинской обязанности сократил на один год сроки действительной военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин. Для лиц с высшим образованием предусмотрены вообще укороченные сроки военной службы. В 1985 г. было установлено, что женщины, имеющие медицинскую и иную специальную подготовку, могут привлекаться в мирное время на учебные сборы, а в военное - могут быть призваны в Вооруженные Силы для несения вспомогательной или специальной службы.

    "


    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: