Большая социальная группа. Конспект урока "Социальные группы (большие и малые)"

— количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Большие социальные группы имеют структурно-функциональную форму организации. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности большая социальной группы — центральные органы управления, групповое сознание , обычаи и традиции . Большая социальная группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой социальной группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Такие личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения .

Средства массовой коммуникации большой социальной группы формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Или этнос (от греч. ethnos — племя), — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру.

Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков.

На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяется психический склад этноса — его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны восприятия, обусловленные историческим прошлым народа. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются — приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизировано в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникает поляризация социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Подобное урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидере, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей и системе общественного производства различаются общественные классы (от лат. clasis — разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различия между классами проявляются в образе жизни, социально-психологическом (кладе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие социальные группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая социальная группа людей, имеющая общие интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих значимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает субъектом широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Сознательно-регуляционный компонент психологии больших социальных общностей — общественное сознание, а импульсивно-регуляционный компонент — массовидные явления (общественное настроение, паника и др.).

Общественное сознание — духовная сфера жизнедеятельности общества, обобщенное отражение объективных условий его существования, исторического типа общественного бытия, системы духовных ориентиров и общесоциальных ценностей. Можно выделить идеологический и социально-психологический уровни общественного сознания. Социальнопсихологический аспект общественного сознания состоит в осмыслении и эмоциональном переживании членами общества общественных процессов и отношений, концентрирующихся в поле их сознания. Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами (захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т. п.).

Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями.

Общественное сознание — система духовно-опосредованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него.

Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы (мораль, идеология, право, политика), искусства и религии. Пройдя определенные общественно-исторические этапы регионального развития, общественное сознание в настоящее время перерастает в общечеловеческое сознание .

Разновидность общественного сознания — массовое сознание . Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности (научные, этические и эстетические концепции).

Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения.

Общественное мнение — состояние общественного сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным (монизм — от греч. monos — один) и плюралистичным (множественным). Возникая на различных уровнях общественного сознания (в науке, идеологии, обыденном сознании), оно может быть адекватным и не адекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления.

Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение — постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения прогрессивности его развития. При этом специализированные органы регулярно выявляют общественное мнение, всемерно содействуя его свободному выражению (референдумы, выборочные опросы, пилотажные зондажи).

Общественное настроение — эмоциональная характеристика состояния общественной психологии, влияющая на импульсивное поведение масс; определенное состояние чувств и умов в большой социальной группе, предпосылка социально-политических сдвигов.

По способу освоения действительности различаются научное и обыденное сознание, общественное настроение.

Устойчивая форма нормативной регуляции, основанная на прошлом опыте этноса, — обычаи . Обычай выступают и как нормы поведения, и как форма социального контроля. Они выполняют функцию освящения (сакрализации) сложившихся общественных отношений. Обычаи предшествуют государственно-правовой регуляции. Но и до сих пор они остаются одной из основных форм социальной регуляции в бытовой сфере, гражданской обрядности.

Как мы уже упоминали, социальные группы по численности делятся на малые и большие группы. Малые - это группы в несколько человек (до 10), которые хорошо знакомы и регулярно взаимодействуют друг с другом лично, например, школьный класс, бригада рабочих и т.п.

Большие группы - это группы, где невозможны личные контакты между всеми членами, в этом случае, отношения являются чисто формальными, например, ученики школы, рабочие завода и т.п. Здесь нет тесных личных контактов, а общение происходит по формальным правилам.

Если рассматривать историческое развитие общества, то можно отметить, что в традиционном обществе ведущее значение имели малые группы (семья, кланы), а в современном - большие (классы, профессиональные группы).

Г. Зиммель считал, что "размер группы тесно коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды".Simmel G. Soziologie: Untersuchundeniiber die Formen der Vorgosellschaftung. 3. Aufl.Munchen; Leipzig, 1923, P. 534 По мере роста группы, возрастает степень свободы, рождается интеллект, способность сознания.

Большие социальные группы - количественно не ограниченые социальные общности, имеющие устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999, С. 227

Классификация больших социальных групп по разным признакам: Мир психологии. Психология большой группы.

1. по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

объективные - люди объединены общностью объективных связей, существующие независимо от сознания и воли этих людей;

субъективно-психологические - группы возникают в результате сознательного объединения людей;

2. по времени существования:

длительно существующие - классы, нации;

коротко существующие-митинги, собрания, толпа;

3. по характеру организованности:

организованные - партии, союзы;

неорганизованные - толпа;

4. по характеру возникновения:

организованные сознательно - партии, ассоциации;

возникшие стихийно - толпа;

5. по контактности членов группы:

условные- создаются по определенному признаку (пол, возраст, профессия), люди не имеют прямых контактов между собой;

реальные группы - реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6. по открытости:

открытые;

закрытые - членство определяется внутренними установками.

Большие социальные группы можно разделить на виды: Понятие и виды социальных групп.

1. Общество - самая крупная социальная группа, которая является основным объектом теоретического и эмпирического исследования.

2. Территориальные-группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания.

3. Целевые-группы создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью.

4. Интеллигенция - социальная группа, профессионально занимающаяся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования.Выделяют интеллигенцию: медицинскую, производственную, научную, педагогическую, военную, культурно-художественную и др.Иногда в литературе встречается довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих -секретарей, контролеров банка и т.п.

5. Люди умственного и физического труда-рассматриваются как отдельные группы, которые заметно различаются по содержанию, условиям труда, по уровню образования, квалификации, культурно-бытовым запросам.

6. Население города и население деревни - это главные виды поселения людей, различающиеся по месту проживания. Различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, связи.

Среди многообразия больших групп, можно выделить две, которые являются субъектами исторического процесса -этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос - исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность - нацию.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999, С. 276

В системе общественного производства различают общественные классы. Их существование обусловлено разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.Там же, С. 277

Субъектами внегруппового поведения являются публика и масса.Там же, С. 277

Публика - большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, слушатели лекций).

Масса - совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные и др.).

В историческом развитии общества и конкретном развитии групп отдельные социальные общности проходят несколько определенных этапов. Они соответствуют уровню развитости групп. По классификации Дилигенского Г.Г. таких этапов три.Социальная психология. Учебное пособие/Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: "ПЕР СЭ", 2002, С. 169

Первый - низкий уровень - типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства.

Второй уровень развития характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности.

Уровень развития социально-психологической общности групп определяет реальную их роль в общественно-историческом процессе в целом, представляет психологическую составляющую общественно-исторических явлений.

В структуре больших социальных групп можно выделить два подтипа.Мир психологии. Психология большой группы.

Первый - этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития.

Второй - публика, толпа, аудитория. Они кратковременные и возникли случайно, некоторое время включены в общее эмоциональное пространство.

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа - в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания.

Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

Для всех выделенных больших социальных групп характерны общие признаки, которые отличают эти группы от малых групп.

1. В больших группах существуют регуляторы социального поведения - это нравы, обычаи, традиции. Они дают характеристику образа жизни группы. В рамках определенного образа жизни особое значение приобретают интересы, ценности и потребности группы.

2. Важную роль в психологической характеристике имеет наличие специфического языка.Для этнических групп - это обыденная характеристика, для других групп - "язык" выступает в роли определенного жаргона.

Общие черты, которые свойственны большим группам нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, профессию, молодежь.

Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и их особенности. Поэтому все характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.

Мы рассмотрели большую социальную группу, дали ее характеристику, описали структуру, теперь познакомимся с психологическими механизмами саморегуляциив этих группах.

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

69. Большие социальные группы

69. Большие социальные группы

Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология;

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Виды больших социальных групп:

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Уровни развития больших социальных групп:

1) типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;

2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;

3) солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:

1) степень идентификации членов группы;

2) степень гетерогенности и гомогенности группы;

3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;

4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;

5) общественно-исторический опыт группы;

6) идеология объединения людей.

Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:

1) элементы мотивационно-потребностной сферы:

а) общегрупповые потребности;

б) общегрупповые интересы;

в) мотивы деятельности;

г) жизненные ценности;

д) цели и социальные установки;

2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:

а) групповое сознание;

б) социальное восприятие и мышление;

в) коллективные представления;

г) общественное мнение;

д) менталитет;

3) элементы аффективной сферы:

а) социальные чувства;

б) общественные настроения;

в) аффекты;

4) элементы поведенческо-волевой сферы:

а) стереотипы группового поведения;

б) групповые навыки;

в) общественные обычаи;

г) групповые умения.

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 18. Большие социальные группы 1. Психология нации Большие социальные группы – общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние

Из книги Виткины байки автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Большие деньги Мюнхгаузен. От меня ушла Марта. Бургомистр. Как?.. Вы же сказали, что у вас всё хорошо… Мюнхгаузен. Первый год было хорошо, второй очень хорошо, а на третий она сбежала… Бургомистр. Сбежала от такого богатства? Мюнхгаузен. Именно! Имея четыре экипажа и дом,

Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» - это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория,

Из книги 111 баек для детских психологов автора Николаева Елена Ивановна

№ 31. Байка «Маленькие дети – маленькие заботы, большие дети – большие заботы» Это известная русская пословица, давно утратившая свою актуальность. Мораль: до сих пор многие люди полагают, что проблемы, как снежный ком, растут с возрастом.Комментарий: современные данные

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Большие ожидания Ошибка, которую мы постоянно совершаем в родитель­ской любви, заключается в том, что мы постоянно попада­ем в ловушку собственных ожиданий. Мы не торопимся пересматривать ожидания в свете реальности.Большинство мужчин и даже многие женщины ежедневно

Из книги Счастья в личной жизни… Советы психолога автора Петрушин Сергей Владимирович

Большие детки - большие проблемы Естественно, что у родителей существует немало ожиданий по поводу того, каким вырастет их ребенок, но в реальности эти ожидания редко оправдываются. Это способно вызывать разочарования и обиды, которые приводят к конфликтам. Родители,

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Две большие разницы! Тебе когда-нибудь приходилось слышать о том, что всего лишь одно слово может все изменить? Узнай еще один маленький секрет из арсенала образцового дипломата.Если ты решительно взялась окольцовывать своего мужчину, для начала неплохо бы установить

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

Большие надежды Наверное, у всех у нас случались свои секс-разочарования. Разочарований нет лишь у тех, у кого нет и ожиданий. А что же делать вам со своими большими надеждами? И ожиданиями, которые не оправдываются?Как часто проказница-судьба подкидывает нам такие фокусы!

Из книги Язык внешности [Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда] автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Большие и маленькие Чтобы чувствовать, что дверь низка, нужно быть человеком высокого роста. Ж. Гюйо Рост – наиболее явная характеристика внешности. И было бы очень соблазнительно соотнести рост с особенностями интеллекта и характера. Так, при виде человека, чей рост,

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Большие ожидания Мы ожидаем, что родители будут заботиться о своих детях, друзья будут благосклонны и лояльны, члены команды или организации готовы сотрудничать, владельцы магазинов будут торговать по справедливым ценам, мошенники будут наказаны, а некоторые люди будут

Из книги Живая психология. Уроки классических экспериментов автора Степанов Сергей Сергеевич

Большие вопросы Дона Карлетта чувствовала, что важно завершить эту серию занятий обсуждением главных вопросов, которые поднимает терапия. Какова роль терапевта? В чем состоит наша действительная задача? Что представляет собой терапия? Насколько велика наша

Из книги автора

Большие люди Казалось бы, нет ничего проще, чем определить рост человека. Однако австралийский психолог Пауль Р. Уилсон доказал, что рост человека в глазах окружающих не всегда равен фактическому.Уилсон представил пяти различным группам студентов Мельбурнского

Большие группы - это сообщества людей, которые существуют в масштабах общества и развиваются по социально-психологическими закономерностями проявлений массовой психики и, в отличие от малых групп, не требуют обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, формируются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общее мнение и массовые движения. К большим группам принадлежат классы, социальные слои, этносы (нации и народности), конфессии, иногда крупные партии и общественные организации, возрастные и профессиональные группы и т.

Традиционно как ведущую признак больших социальных групп рассматривают их потребности и интересы. В этом случае потребности и интересы возникают не как индивидуальные, а как групповые психологические и социально-психологические явления.

Степень удовлетворения потребностей крупных социальных групп оказывается в коэффициенте их жизнестойкости. Этот коэффициент определяют, учитывая такие показатели: средняя продолжительность жизни, детская смертность, распространение генетических уродств, качество продуктов, концентрация предприятий тяжелой промышленности на единицу территории, процент бюджетных расходов на социальные и экономические программы и др. Коэффициент жизнестойкости больших социальных групп определяют по шестибалльной шкале.

Для представления интересов классов, групп общества создают партии. Они возникают в четко структурированном обществе, искусственно их создать нельзя.

Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно под партией понимают любую политическую группу, которая участвует в выборах и способна через выборы привести своих кандидатов во власть.

К большим социальным группам относятся также массовые движения. Стоит отметить, что массовые движения - это объединение людей, как правило, непрочны и неустойчивы, членов которых объединяет только присутствие в одном месте в одно время. Взаимодействие между ними носит характер взаимного усиления эмоций. Социально-психологические признаки массовых движений следующие: а) отсутствие организованности; б) слабое взаимодействие между членами; в) анонимность.

Люди объединяются для защиты окружающей среды. 6 движения по гражданские, потребительские и другие права. Существуют политические, религиозные и расовые движения.

Движения разделяют на "реформаторские" и "революционные". Среди них различают:

Национально-культурные движения. их цель - изучение и популяризация традиций прошлого, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур и ремесел, социально-этнической самобытности;

Профессиональные движения, например, ассоциация "Анти-СПИД". Создают их, как правило, чтобы объединить усилия специалистов определенной отрасли, в частности для распространения и развития конкретного направления деятельности. К движений такого типа близкие ассоциации людей, по определенной причине оказались в тяжелом положении и объединились для взаимопомощи;

Культурно-воспитательные движения, в частности - "Мир через семью";

Так называемые фонды. Иногда они созданы по профессиональному признаку, иногда по признаку благотворительной организации;

Комитеты поддержки, которые относятся к сообществ кратковременной, оперативной действия.

Психология больших социальных групп формируется и проявляется в процессе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, групповое мнение, слухи, традиции и другие массовые социально-психологические явления.

Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, играет решающую роль в институционализации общества.

Каждый социальный институт отвечает интересам конкретной социальной группы и служит удовлетворению его потребностей. Именно этим определяются отношения между социальными группами. Интересы одних социальных групп далеко не всегда согласуются с интересами других.

Групповое мнение (как форма гражданской мысли) выполняет следующие функции: экспрессивную, контрольную, директивную. Как показывает опыт многих стран, важной формой учета общественного мнения, демократическим средством выявления позиций большинства населения по актуальным проблемам жизни общества является референдум. Другие каналы отображения общественного мнения такие: опрос населения, средства массовой информации, сборы, манифестации, всенародное обсуждение.

Групповое мнение - это публично высказанное и распространенное суждение, содержащее оценку и отношение к определенному событию, которая представляет интерес для сообщества.

Групповое мнение оказывается в ряде функций:

Регулирует и указывает нормы поведения;

Выражает оценке событий и фактов;

Побуждает к определенным поступкам и действиям.

Формы проявления групповой мысли: а) оценка, жалобы; б) советы, пожелания, одобрение; в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест. При этом различают обоснованные и необоснованные оценки, жалобы, несогласия и тому подобное.

Религиозные сообщества. Есть четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация вероучения и культ. Церковь - религиозная организация, которая имеет тесные контакты с широкими слоями общества и действующей внутри него. Секта - организация, отвергает ценности другого общества, то есть небольшая группа представителей церкви отделяется и создает новую религию. Деноминация - промежуточное звено между церковью и сектой. Культ - крайняя форма секты.

Несмотря на свою специфику, религиозные группы имеют общие черты. К таким общим характеристикам можно отнести групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мысли, цели

В религиозных группах верующим прививают определенную систему ценностных ориентаций, которые вытекают из веры.

В религиозной вере большую роль играет воображение, которое проявляется в ярких религиозных образах, представлениях, которые возникают на основе религиозных мифов, культовых художественных изображений. На базе этого религиозно-художественного материала формируются религиозные представления.

Рассмотрим некоторые особенности толпы. Неорганизованную толпу и организована демонстрация могут состоять из одних и тех же людей, но поведение их будет разной, поскольку сущность этих сообществ неодинакова.

С социально-психологической точки зрения толпа - это контактное, неорганизованная сообщество, для которой характерна высокая степень конформизма индивидов, действующих эмоционально и сравнительно единогласно. Толпа оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе, в условиях анонимности, растворяется индивидуальная ответственность ее членов.

Выделяют такие социально-психологические особенности ТОЛПЫ:

Повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрнавиювання;

Повышение эмоциональности восприятия действительности;

Подавление чувства ответственности за свои поступки;

Появление ощущения силы и осознание анонимности.

Массовое общение, имея свойство психологического воздействия, оказывает влияние на поведение и деятельность участников толпы. Основным средством психологического воздействия, которое оказывают участники толпы, есть слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы и тому подобное. Внушение является одним из основных способов психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений (договоренностей, угроз, слухов, шантажа). Внушение всегда вербальное. Оно - сознательная деятельность со стороны субъектов влияния.

Психология больших социальных групп и массовидных явлений

Социальная психология изучает социальные группы, особенности организации деятельности и взаимодействия людей в них, способы воздействия, осуществляемые в группах на личность. Значение групп, так же как и общения, огромно. Включаясь в различные группы, люди осваивают различные формы деятельности. Вся жизнь людей сопровождается постоянным членством в самых разных группах – больших и малых. С точки зрения Г.Г.Дилиненского, внесшего большой вклад в разработку проблематики больших групп, значение больших устойчивых социальных групп определяется тем, что «содержание социально-зна­чимых черт человеческой психики формируется именно на макро-социальном уровне: в больших устойчивых социальных группах созда­ются исторически конкретные социальные нормы, ценности и уста­новки, которые «доводятся» до индивида посредством малых групп и межличностного общения [Дилигенский, 1994]. В отличие от малых групп большие социальные группы этого типа представляют собой психологические общности, формирующие общие жизненные цен­ности и обеспечивающие социально-психологическую безопасность ее представителей.

Большая социальная группа (Г.М.Андреева) –

1) количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и т.п.);

2) реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность.

· Большие социальные группы (В.Г.Крысько) – это общности людей, отличающихся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

В чем основные отличия больших социальных групп от малых ?

· большие группы не ограничены по своему количественному составу (в их состав могут входить от нескольких десятков до нескольких тысяч или миллионов людей);

· они формируются на основе какого-то общего признака или выполняемой деятельности (это может быть национальность, возраст, пол и т.д.);

· их члены не имеют постоянных налаженных контактов между собой (например, все мужчины на земле не знают друг друга, также как и все россияне);

· зачастую большие группы оказывают значительное влияние на общественную жизнь (различные митинги, устраиваемые лидерами партий и общественных движений, сказываются на политике государства и т.д.) .

Помимо отличительных признаков, большие группы имеют ярко выраженные особенности , которые также выделил В.Г.Крысько:

  • -они постоянно развиваются и совершенствуются (ежедневно люди рождаются и умирают, соответственно, меняется и возрастной и половой состав населения);
  • - они имеют свои сугубо специфические интересы (например, связанные с профессией);
  • - они вырабатывают для себя и для всех членов набор регулирующих внутреннее и внешнее взаимодействие социальных норм и требований к их представителям (в СССР одной из норм для школьников было вступление в пионерскую организацию и ношение красного галстука на шее);
  • - они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру (в каждой группе есть свои лидеры, их помощники и рядовые члены).

Большие группы постоянно развиваются и изменяются.

Выделяют 3 этапа их развития:

- Типологический этап характеризуется тем, что члены группы имеют определенные общие психологические признаки, отражающие их положение в обществе. Но могут и не осознавать свои общие потребности и интересы (психологический потенциал социализации).

- Идентификационный этап - членыгруппы осознают свою принадлежность к ней, идентифицируют себя с ее сообществом; возникает групповое самосознание (потенциал группового самосознания).

- Этап солидарности происходит осознание членами группы общих потребностей и интересов, что создает основу для выработки сходных социальных установок, готовности группы к совместным действиям во имя коллективных целей(потенциал группового действия).

Например, в современном российском обществе выделяется такая большая группа как бюджетники, к которым относятся учителя, врачи, работники библиотек и т.д. На первом этапе объединяющим признаком будет то, что их организации финансируются из государственного бюджета и являются бесплатными для их клиентов. Однако работники каждой отрасли осознают только на собственные проблемы и не чувствуют объединяющего их фактора. Переход на второй этап может быть связан с осознанием того, например, что всем бюджетникам задерживают зарплату. На третьем этапе все бюджетники могут выйти на забастовку на улицы города, реализовав тем самым потенциал группового действия.

На развитии больших групп, как показывает В.Г.Крысько, сказываются следующие факторы :

- Степень идентификации членов группы , характеризующаяся эмпиричностью, очевидностью, непосредственным отражением в сознании членов группы признаков, выделяющих ее как «свою» в отличие от «чужих». (Это очень ярко проявляется у фанатов отдельных футбольных команд, например, на уровне символики – их шарфы и футболки выкрашены в цвета любимого футбольного клуба, что позволяет им чувствовать себя объединенными.)

- Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций, воздействия средств массовой информации и процессы формирования общественного мнения, задающие критерий оценки большой группой социальных процессов. (Те же самые фанаты одной команды имеют свои кричалки, определенный сленг, устраивают некие сборища. В то же время, встречи фанатов двух команд-соперников часто заканчиваются драками «стенка на стенку».)

- Социальная мобильность возможность перехода из одной социальной группы, существенно влияющая на уровень интегрированности макрогрупп, выработку ориентиров идентификации ее членов, выбор референтных образцов и норм поведения, уровень социально-психологической сплоченности. (Если вдруг игра любимой команды покажется ее фанату нерезультативной или не достойной его внимания, то он сможет найти себе других кумиров, т.е. войти в другую группу.)

- Практика коллективных действий, ее общественно-исторический опыт , результаты которых, обычно идеологизированные, отражаются в характеристиках социальной памяти микрогрупп. (Для фанатов практика коллективных действий часто связана с выражением агрессии против фанатов команды соперников.)



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: