Человек и природа в произведениях художественной литературы и музыки. Музыкальные и литературные произведения о природе

Мусаадаева Диана

Размышления о том как описывают природу в своих произведениях писатели, художники и композиторы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?

Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые.

И солнце нити золотит.

Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке.

Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.

Нельзя в одном сочинении рассказать о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно. Для них каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.

Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.

Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.

Первые русские художники-пейзажисты черпали вдохновение за границей. Федор Матвеев – видный представитель классицизма в русской пейзажной живописи. «Вид в окрестностях Берна» – изображение современного художнику города, но реальный пейзаж представлен художником идеально-возвышенным.

Итальянская природа отражена на холстах Щедрина. В его картинах природа раскрылась во всей своей естественной красе. Он показал не только внешнее обличье природы, но ее дыхание, движение, жизнь. Однако уже в работах Венецианова мы видим обращение к картинам родной природы. Бенуа писал о творчестве Венецианова: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение, как то, которое вложено в его картину «Лето»! Такая же удивительная вещь – парная ей картина «Весна», где «в пейзаже выражена вся тихая, скромная прелесть русской весны».

Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.

В 1871 г. на выставке появилась знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта работа стала откровением, настолько неожиданным и странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя.

Говоря о русских пейзажистах, нельзя не упомянуть В.Д. Поленова, его трогательные пейзажи «Бабушкин сад», «Первый снег», «Московский дворик».

Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.

В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!

Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой.

«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!.. Ковыльный простор с затравившим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу». Так описывает донской писатель М. А. Шолохов наш Отчий край. В этих словах чувствуется вся красота и ширь таких привычных для нас с детства пейзажей.

Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим.

Эпицентром казачьих переживаний являлась река Дон. Это очень сложный, динамичный фольклорный образ. В ранней традиции Дон выступал как мифический прародитель, а в более поздней - как путь-дорога, раздвигающая границы. Дон - своего рода, «земля-вода» казака. Именно река вошла в песни донских казаков как образ Родины. Запев многих песен начинался со слов, посвященных Дону. Например, «Ой, да ты кормилец, Дон, наш батюшка. Православный тихий Дон Иванович...». К степи у казачества двойственное отношение. С одной стороны степь - это олицетворение раздолья, широты, а с другой стороны, степь – источник постоянной опасности. Противопоставление реки-степи выражено в фольклоре через оппозицию «свое-чужое». «Своей» территорией была река, а «чужой» - была степь, о чём свидетельствуют традиционные названия берегов реки Дон по имени врагов - ногайская сторона и крымская сторона.

Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду жизни человека. В этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию, линии, подсмотренные у природы. Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней. Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник.

Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше, металлическая, без рисунка? Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена.

Я считаю, что очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Мне бы очень хотелось, чтобы мы научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес - это необыкновенное чудо природы.

Понятие “родное” и “Родина” формируется в детстве. В душе с рождения остаются окружающий пейзаж, звери и птицы – персонажи детских сказок. Паустовский пишет: «Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц».

Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом.

Давно замечено, что вставая рано утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения. Заканчивая наше небольшое воображаемое путешествие в мир красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков – хочется сказать, что это путешествие только-только началось. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека, нам придется открывать ее страницы всю жизнь. Еще когда-то, великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей». Поэтому наблюдайте, совершайте свои путешествия и прогулки в природу, запоминайте ее краски, звуки, пишите стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои поделки.

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким типом текста человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.

Важно заметить, что в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.

Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.

Человек и природа в отечественной и зарубежной литературе

Русская литература, будь она классической или современной, всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем нас мире. Отравленные воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других. Однако, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофой века можно назвать нынешнее экологическое состояние окружающей среды. Кто виноват? Человек, забывший о своих корнях, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился подчас страшнее зверя. Именно этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев.

Имя Распутина – одно из ярких, запоминающихся среди писателей 20 века. Моё обращение к творчеству данного писателя не является случайностью. Именно произведения Валентина Распутина никого не оставляют равнодушным, безразличным. Он одним из первых поднял проблему, связанную со взаимоотношениями человека и природы. Эта проблема является животрепещущей, так как жизнь на Планете, здоровье и благополучие всего человечества связана с экологией.

В повести «Прощание с Матёрой» писатель размышляет о многом. Предметом описания является остров, на котором раскинулась деревня – Матёра. Матёра – это реальный остров со старухой Дарьей, с дедом Егором, с Богодулом, но одновременно это образ многовекового уклада, который теперь уходит – навсегда? И название подчеркивает материнское начало, то есть человек и природа тесно связаны. Остров должен уйти под воду, потому что тут строится плотина. То есть это с одной стороны правильно, потому что население страны необходимо обеспечить электроэнергией. А с другой стороны – это грубое вмешательство людей в естественный ход событий, то есть в жизнь природы.

Случилось что-то страшное со всеми нами, считает Распутин, и это не частный случай, это не просто история деревни, происходит разрушение чего-то очень важного в душе человека, и для писателя становится совершенно ясно, что если сегодня можно топором ударить по кресту на кладбище, то завтра будет можно сапогом в лицо старику.

Гибель Матёры – это разрушение не просто старого уклада, а крушение целого мироустройства. Символом Матёры становится образ вечного дерева – лиственницы, то есть царь – дерево. И живет поверье, что царским лиственем и крепится остров к речному дну, к общей земли, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра.

Не может оставить равнодушным читателя произведение Чингиза Айтматова “Плаха”. Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный ко всем и к каждому. В "Плахе" волчица и ребенок погибают вместе, и

кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие диспропорции. Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.

Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья

Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении? (505 слов)

Человек и природа

Сколько красивых стихов, картин, песен создано о природе… Красота окружающей нас природы всегда вдохновляла поэтов, писателей, композиторов, художников, и все они по-своему изображали ее великолепие, загадочность.

Действительно, с давних времен человек и природа составляют единое целое, они очень тесно взаимосвязаны между собой. Но, к сожалению, человек считает себя выше всех остальных живых существ и провозглашает себя царем природы. Он забыл, что сам является частью живой природы, и продолжает вести себя агрессивно по отношению к ней. Ежегодно вырубаются леса, в воду сбрасываются тонны отходов, воздух отравляют выхлопы миллионов автомобилей… Мы забываем, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжаем хищнически добывать полезные ископаемые.

Природа является огромным кладом богатства, однако человек только потребительски относится к ней. Об этом повествование в рассказах В. П.Астафьева «Царь-рыба». Основная тема – взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, куда попал огромный осетр, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И все это дает ему «какое-то еще не постигнутое умом освобождение». Игнатьичу удается спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гетевскому тезису: «Природа всегда права».

Об экологической катастрофе, ожидающей человека, рассказывает и Ч.Т.Айтматов в романе-предупреждении «Плаха». Этот роман – крик, отчаяние, призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Через экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится достичь прежде всего как проблемы состояния человеческой души. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Могонкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. И кончается это единоборство трагически.

Таким образом, человек является неотъемлемой частью природы, и всем нам необходимо понять, что только при заботливом и бережном отношении к природе, к окружающей среде нас может ждать красивое будущее. (355 слов)

Направление:

Чему учит человека природа?

(По творчеству В. Астафьева)

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: - Я был в лесу листом!

Н. Рубцов

В 70-е и 80-е годы нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись - города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и щепки летели вовсю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.

Писатели - борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят ее. Это известный у нас и за границей прозаик Виктор Астафьев. Я хочу раскрыть эту тему на примере повести В.Астафьева «Царь-рыба».

Героя повести В. Астафьева «Царь-рыба» автор называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. В этот момент Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела упускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич просит прощения за причиненное зло девушке. И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

Таким образом, я хочу сделать вывод: действительно, человек сам - часть природы. Природа - это окружающий нас мир, где все взаимосвязано, где все важно. И человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Природа могущественна и беззащитна, таинственна и чувствительна. С ней надо жить в мире и научиться уважать ее. (517 слов)

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Человек приходит в этот мир не для того чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Было время, когда наши далекие предки не просто уважительно относились к природе, но олицетворяли и даже обожествляли ее. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения.

Тема человека, также как и тема природы, довольно часто встречается как в отечественной, так и в мировой литературе. К.Г. Паустовский и М.М. Пришвин показывали единства человека и природы как гармоническое сосуществование.

Почему именно эта тема так часто употребляется в рассказах именно этих писателей? Одной из причин является то, что они являются посредниками реализма в литературе. Эта тема многими писателями, в том числе и зарубежными, рассматривалась с самых разных сторон, одновременно и с сарказмом, и с глубоким сожалением.

Великий русский писатель А.П.Чехов неоднократно представлял в своих рассказах мотивы человека и природы. Одна из ведущих тем его произведений является взаимовлияние человека и природы. Наблюдается особенно в таком произведении как «Ионыч». Но эту тему рассматривали и такие писатели как Гоголь, Лермонтов, Достоевский.

В произведении Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живет смирно, а всегда оказывается виноватым. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Он говорил, что человек никакой царь природы, а ее старший сыночек. В конце он погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастет сын. Которой сможет заменить отца, станет уважать и беречь родную землю. Так же эта тема рассматривалась и зарубежными писателями.

Дикая природа Севера оживает под пером американского писателя-беллетриста Д.Лондона. Нередко героями произведений становятся представители животного мира («Белый Клык» Д.Лондона или рассказы Э.Сетон-Томпсона). И даже само повествование ведется как бы от их лица, мир увиден их глазами, изнутри.

Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Это история – грозное предупреждение всему человечеству, которая хищнически грабит природу.

Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении?

430 слов

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм Швебель)

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. И. Тютчев

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей.

Катастрофа века - это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленных предприятий, Чернобыль и многие другие. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» - писал Вильгельм Швебель. Неужели он прав? Неужели не понимает человек, что рубит сук, на котором сидит? Гибель природы грозит гибелью ему самому.

Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.

Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова «Плаха». Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. В центре произведения конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания животных. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от новых волчат.

И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность озера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков - горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары: зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека.

Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не только противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы. В романе «Плаха» волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие различия.

Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях. Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова «На волков». Она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который наносит природе непоправимый вред.

Испытывая жгучую боль за погибающую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызвала повесть Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, - это символ чистого, высокого и прекрасного.

В повести Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищая свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это - память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти - у того нет жизни». Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой.

Против варварского уничтожения лесов, животных и природы вообще со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам - это и вопрос об отношении к Родине.

Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: «Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас». Эти правила в полной мере отражают суть экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситуацию. Иначе человек, действительно «…разрушит мир скорее, чем научится в нем жить». Все в наших руках!

925 слов

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Невозможно представить человека без природы.

Действительно, эту связь невозможно не заметить. Великие писатели и поэты в своих произведениях любовались и восхищались природой. Безусловно, природа служила для них источником вдохновения. Многие произведения показывают зависимость человека от родной природы. Вдали от Родины, родной природы, человек блекнет, и жизнь его теряет смысл.

Также общество в целом связано с природой. Я думаю, благодаря ей оно постепенно складывается. Несмотря на то, что человек существует благодаря природе, он же является угрозой для неё. Ведь под воздействием человека природа развивается, или наоборот, разрушается. Прав В.А.Солоухин в том, что «человек для планеты – своеобразная болезнь, каждый день наносящий ей непоправимый вред». Действительно, иногда люди забывают о том, что природа – это их дом, и она требует к себе бережного отношения.

Моя точка зрения находит подтверждение в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа Евгений Базаров придерживается довольно категоричной позиции: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Мне кажется, таким отношением к природе Евгений Базаров проявляет своё равнодушие к природе, в которой он живет. Пользуясь всем, что ему нужно, Евгений забывает о том, к каким последствиям это может привести.

В повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» отчётливо проявляется отношение человека к природе. Главная тема повести – это история небольшой деревушки Матеры. Много лет деревня жила своей спокойной, размеренной жизнью. Но однажды на реке Ангара, на берегу которой расположена Матёра, начинают строить плотину для электростанции. Жителям деревни становится ясно, что в скором времени их деревня будет затоплена.

Из этой повести следует, что человек может управлять природой так, как ему заблагорассудится. В попытке улучшить жизнь, люди строят различные электростанции. Но они не задумываются о том, что эта маленькая деревушка много лет простояла на этом месте и она дорога человечеству как память. А из-за построек люди уничтожают свою память и ценность.

Мне кажется, на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Из-за этого, к сожалению, всё чаще начали случаться экологические катастрофы. Примером этому является авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Таким образом, можно сказать, что воздействие человека на природу в большинстве случаев имеет плачевный характер. Но, к счастью, современное общество начало осознавать важность заботы о природе. Экологические проблемы, возникающие под воздействием человека на природу, и о которых так хотят донести писатели в своих произведениях, заставляют человека задуматься о благосостоянии природы. Ведь природа – это дом для каждого жителя планеты и, я уверена, для литературы – это главная ценность, которую призывают сохранять великие мастера слова. 426 слов

Природа: деревья, цветы, речка, горы, птицы. Это все, что окружает человека каждый день. Привычное и даже надоевшее… Чем тут восхищаться? Чем восторгаться? Так думает человек, которого с детства не научили замечать красоту капельки росы на лепестках розы, восторгаться прелестью только что распустившейся белоствольной березки, слушать в тихий вечер разговор набегающих на берег волн. А кто должен научить? Наверное, отец или мать, бабушка или дедушка, тот, кто сам всегда «был в плену у этой красоты».

У писателя В.Крупина есть замечательный рассказ с интригующим названием «Сбрось мешок». Он о том, как отец учил «слепую» к красоте природы дочь подмечать прекрасное. Однажды после дождя, когда они грузили баржу картошкой, отец вдруг сказал: «Варя, посмотри, какая красота». А у дочки на плечах тяжеленный мешок: как посмотришь? Фраза отца, положенная в заглавие рассказа, кажется мне своеобразной метафорой. После того, как Варя сбросит «мешок слепоты», перед ней откроется прекрасная картина неба после дождя. Огромная радуга, а над ней, как под дугой, солнце! Отец же нашел и образные слова, описывающие эту картину, сравнив солнце с конем, запряженным в радугу! В тот момент девушка, познав красоту, «как будто умылась», ей «дышать легче стало». С той поры Варя стала примечать прекрасное в природе и детей своих научила, и внуков, как когда-то переняла это умение у отца.

А герой рассказа В.Шукшина «Старик, солнце и девушка», старый деревенский дед, учит подмечать прекрасное в природе юную городскую художницу. Именно благодаря старику, та подмечает, что солнце в тот вечер было необыкновенно большим, а речная вода в его заходящих лучах походила на кровь. Великолепны и горы! В лучах заходящего солнца они словно придвигались к людям. Любуются старик и девушка и тем, как между рекой и горами «тихо угасал сумрак», а от гор надвигалась мягкая тень. Каким же будет изумление художницы, когда она узнает, что прекрасное перед ней открывал слепой человек! Как же надо любить родную землю, как часто приходить на этот бережок, чтобы, уже ослепнув, видеть все это! И не просто видеть, а раскрывать эту красоту людям…

Можно сделать вывод, что нас учат подмечать прекрасное в природе люди, наделенные особым чутьем и особой любовью к родному краю. Они сами подметят и подскажут нам, что стоит только приглядеться к любому растению, к даже самому простому камню, и ты поймешь, насколько величествен и мудр окружающий мир, насколько он уникален, разнообразен и прекрасен.

(376 слов)

«Взаимоотношение человека и природы»

Какую роль в жизни человека играет природа? Об этом размышляют люди испокон веков. Особенно актуальной эта проблема стала в XX I веке, итогом которого стали глобальные экологические проблемы. Но я думаю, что человечество не дожило бы даже до настоящего времени, если бы писатели и поэты постоянно не напоминали о том, что человек и природа не могут существовать раздельно, если бы они не учили нас любить природу. Природа - это большой и интересный мир, который окружает нас.

Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе- матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.В этом произведении изображены разные люди: бережливые хозяева природы, и те, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына Кольку. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья- шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность Егора. Но он ни на кого не обижался и на все случаи в жизни откликался добродушным замечанием: «Стало быть так, раз оно не этак». Но нам становится страшно, потому что такие как Бурьяновы, нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. И Б.Васильев предупреждает: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит прежде всего себя, калечит жизнь близким.

Таким образом, в русской литературе природа и человек тесно взаимосвязаны. Писатели показывают, что они являются частью одного целого, живут по одним законам, взаимно влияют друг на друга. Самовлюбленные заблуждения человека, мнящего себя господином природы, приводят к настоящей трагедии – гибели всего живого и людей, в первую очередь. И лишь внимание, забота и уважение к законам природы, Вселенной могут привести к гармоничному существованию человека на этой Земле.

372 слова

МБУК МЦБ Вурнарского района Чувашской Республики

Информационно-правовой центр

« Родная природа в произведениях русских писателей»

(для детей младшего и среднего возраста)

Вурнары, 2013

Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек.

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».

Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.

Небрежное и нерациональное использование природных богатств, привело к тому, что природа беднеет, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. Создается впечатление, что все забыли о том, что человек не может существовать вне природы. Ведь он живет на земле, ест ее плоды, дышит воздухом, пьет воду. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания! Хочется вспомнить о том, что в древности люди очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям.

Бажов, П. Малахитовая шкатулка: Сказы.- М., 2005. – 224 с.

«Малахитовая шкатулка» – это сборник сказов о нелегком труде на горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе. Книга познакомит вас, ребята, и с обыкновенными земными людьми, такими как Данила-мастер, старик Кокованя, девочка Даренка. А рядом с ними сказочные персонажи – хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка.

Бианки, В. Лесная газета. Сказки и рассказы. – М., 2009.- 444 с.


В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Виталия Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомимся с бедным муравьишкой, которому во что бы то ни стало нужно попасть домой до захода солнца. Ждем, когда из чащи бесшумно вынырнет пробирающийся сквозь заросли сильный и ловкий лось Одинец.

А в сказке «Сова» В. Бианки очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого. В простой цепи фактов: сова – полевые мыши – шмели – опыление клевера раскрывается перед вами смысл сложного взаимоотношения между организмами.

Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка. Сказка и рассказы. – М., 2005. – 223 с.

Героев рассказов Мамина – Сибиряка не возможно не полюбить: они добродушны, трудолюбивы, отзывчивы на чужие страдания. Перед читателем произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка раскрывается картина величественной уральской природы, с её дремучими лесами, извилистыми реками, тихими озерами и бесчисленным количеством зверей, птиц, рыб; раскрывается большая человеческая душа простого труженика, обыкновенного русского человека, сумевшего заботой и любовью сделать животных сделать своими друзьями и помощниками.

Паустовский К. заячьи лапы: Рассказы и сказки. – М., 2008. - 188с.

Образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, журавлиной стаей, с угасающими закатами; отдаленной песней девушек на лугах и тянущим издалека дымком костра.

Он поистине обладает необыкновенным даром передавать звуки, краски и запахи природы, рисовать таинственный и пленительный мир.

Пермяк Е.А. Русские сказки о природе. – М., 2006. – 62 с.

Выдумка, смелая фантазия в сказках Евгения Пермяка реальна, практически оправдана, максимально приближена к жизни. Герои сказок не ищут помощи у волшебных сил. Побеждает пытливое знание, труд. В своих научно-познавательных сказках и сказах-былях писатель утверждает торжество человеческого разума, показывает, как народная фантазия, светлая, неосуществимая в прошлом мечта о торжестве добра и справедливости, о счастье человека труда становится явью в наши дни, воплощенной в нашей стране мечтой.

Опираясь на сказочные традиции русской народной поэзии, писатель вдохнул в этот традиционный жанр новое, современное содержание.

Пришвин М.М. Кладовая солнца. Рассказы о природе. – М., 2010.- 169 с .

Пришвин М.М. – охотник и путешественник. Он много колесил по стране, немало бродил то с охотничьим ружьем, то с фотоаппаратом по среднерусским лесам и полям.

Михаил Михайлович Пришвин оставил огромное богатство в виде небольших рассказов описывающих родную природу в прозе во всех ее проявлениях, во всей ее красе, оставленных в виде самых обыкновенных кратких заметках о природе. Короткие рассказы М. М. Пришвина о природе, скорее больше миниатюры природы, небольшие описания тех наблюдений, тех ощущений и чувств от прогулок, которые оставляли в его сердце растения, деревья и маленькие обитатели леса. Интересные события из жизни леса Михаил Михайлович записывал в виде небольших зарисовок. Так он делился теми чувствами, которыми с ним делилась природа.

Скребицкий Г.А. Лесное эхо.- М., 2005. - 150 с.

Скребицкий Г.А. Неведомые тропы. – М., 2002. - 140 с.

Из книги «Неведомые тропы» юные читатели узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных, учит понимать и любить нашу сказочно- богатую родную природу.

В книгу «Лесное эхо» вошли рассказы о первых шагах будущего натуралиста, и проводится мысль, как важно с малых лет бережно относиться к природным богатствам.

Сладков Н.И. лесные тайнички: рассказы и сказки. М., 2007. – 397 с.

Замечательный русский писатель Н.И.Сладков все свое творчество посвятил природе. В своих рассказах и сказках Николай Иванович пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает людям о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. «Каждая полянка в лесу, говорил он, каждая низинка и бугорок – не просто полянка, низинка и бугорок, а место согласия. В согласии живут на них присутствующие растения и животные, благоприятно влияя друг на друга».

Толстой Л.Н. Сказки. – М., 2002. – 99 с.

Сказки, созданные Львом Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Очень интересна сказка «Волга и Вазуза», которая учит рассуждать и делать правильные выводы.В них писатель стремился дать доступные сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве: «Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк». «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый». «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй». «Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».

Ушинский К.Д. Плутишка кот. Рассказы и сказки. – М., 2009.- 63 с.

Чудесным, ярким, образным языком Константин Дмитриевич рассказывает о прелестях природы. Читая его рассказы, и сам становишься богаче, и сам отчетливей понимаешь, сколько прекрасного вокруг тебя на земле.

К.Ушинский владеет огромным богатством русского языка, он знает его красоту, умеет находить точное слово, зримое, ощутимое, «свое слово». Поэтому и звучит его проза, как песня.

Чаплина В.В. Мои питомцы. – М., 2008. – 188 с.

В книге «Мои питомцы» замечательной писательницы Чаплиной В.В. рассказывается о повадках животных и дружбе человека и зверя. Рассказы «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» - полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, и что люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей.

Дорогие, ребята!

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы, и как это можно не любить и не беречь? Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может. ... писате-лей, писателей – классиков о родной природе , детях, о животных. Произведения отечествен-ных...

  • Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (фгос: основное общее образование// фгос.

    Рабочая программа

    Изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей ... одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний...

  • М. М. Дунаев Вера в горниле сомнений православие и русская литература в XVII xx вв

    Литература

    Селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Но Тютчев... , постепенно заполняют пространство многих и многих произведений русских писателей - с резкой поляризацией в оценке революционной деятельности...

  • Лариса саломатина у природы нет плохой погоды

    Документ

    ... ". А какие произведения писателя вы читали? Дети называют произведения . – Мамин-Сибиряк очень любил родную природу . Послушайте... образно и выразительно, беря за образец произведения русских писателей -классиков. Но наша с вами задача...

  • Введение

    Нужно знать русскую литературу . В ней мы видим людские типы в бесконечно разнообразных положениях... Поэтому надо повышать культуру - это в первую очередь знание художественной литературы . Она больше всего обогощает человека, дает возможность расти человеку, больше понимать людей.

    Образовательное и воспитательное значение литературы будет еще более действенным , если параллельно с ее изучением учащиеся ознакомятся с другими видами искусства и прежде всего с живописью.

    Картина художника - живрписца, так же как и произведение художника - писателя, создает художественный образ, в котором отражается действительность с ее типическими чертами. Картина расширяет и углубляет познавательный процесс учащихся, она влияет на их чувства и помогает формированию юношеской личности.

    "Мир природы в художественной литературе"

    Цель этой темы имеет большое воспитательное значение. На примерах пейзажной лирики и произведений о природе дать почувствовать с помощью слов поэта или писателя удивительную красоту родной природы и в тоже время ее хрупкость, ранимость, иногдад беззащитность перед наступлением техники.

    Форма: "Путешествие по календарю"(времена года)

    Слово учителя:

    Родная природа! в художественных произведениях она всегда объединяется с понятием "родина". Любовь к родной природе рождает в человеке глубокие чувства, побуждает его на большие дела во имя родины и своего народа.

    Картины природы мы находим во многих произведениях художественной литературы. Писатели и поэты не только описывают красоту родной природы, но и выражают свое отношение к ним. Пушкина "Унылая пора! очей очарованье!", "Вот север, тучи нагоняя;","Зимний вечер"; "Есть в осени первоначальной"..., "Чародейкою - зимою"; "Берёза"; "Осень", "Ласточка"; "Ласточки пропали...", "Печальная береза"; и многие другие произведения являются гимнами природе.(см. приложение).

    Картины Саврасов "Грачи прилетели", Левитан "Золотая осень", Шишкин "Зима", "Рожь" и другие.

    Пройдемся по календарю

    1.Сейчас осень . Деревья сбросили листву. В Садах и огородах все опустело. давайте вспомним стихи об осени.(см. приложение)

    Чтение стихов наизусть.

    Какое настроение выразилил поэты в прочитанных нами стихах?(ответы учащихся)

    Повторить о прямом и переносном значении слов(стр199).

    Рассмотреть понятие "эпитет" (стр.200)

    Работа по картине "Золотая осень"

    Сентябрь. Деревья в позолоте. Деревья украсились желтыми листьями. При дуновении ветерка они падают, кружатся в воздухе и опускаются на пожухлую траву. Осины кажутся ярко - красными. Только ели да сосны горделиво поднимают свои темно-зеленые верхушки. над увядшей природой - ясное, бледно-голубое небо. Воздух чист и прозрачен.

    вопросы

    1.Какое время года изображено на картине?

    2.Почему осень названа художником "золотой"?

    3.В каком месяце она бывает такой красивой, красочной?

    4.Какие признаки осени даны на картине художником?

    Обобщение об осени

    Осень, и мы ясно представляем себе эту пору: пожелтевшие листья, увядшие цветы, первые осенние холода. Яркий наряд осени радует глаз, но в тоже время нам грустно, потому что совсем скоро наступит зима и все покроется белым снегом.

    Осень уходит, наступает зима.

    Снег мягкий, пушистым ковром закутает озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки.

    Давайте вспомним художественные произведения и произведения искусства о зиме.(Пушкин " Зимний вечер",Тютчев "Чародейкою - Зимою..., Есенин "Береза", Нагибин "Зимний дуб". Картина Шишкина "Зима")

    (описание картины см. приложение)

    (чтение стихотворений наизусть)

    Пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна.

    Гонимы вешними лучами,

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга.

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром

    Как бы резвяся и играя

    Грохочет в небе голубом.

    "Грачи прилетели"

    Картины Саврасова, прекрасного знатока русской природы, пробуждают в нас чувство любви к родной стороне, к ее природе.

    Вопросы

    1. Что вы видите на этой картине?(На картине Саврасов изобразил наступление весны в селе)

    2.В чем можно увидеть признаки прихода весны, пробуждения природы? (Покраснели тоненькие еветочки на березах, они уже не кажутся мертвыми. А кусты вербы уже чуть-чуть распустились, позеленели.)

    3.А каков снег на картине? (Снег уже не такой, как был зимой. Его уже тронули первые приветливые лучи солнца. Утром еще не прекращаются заморозки, а днем местами снег превращается в талую воду.)

    4.Обратите внимание на снег вокруг древесных стволов.(Вокруг деревьев, особенно с южной стороны, уже видна бурая земля).

    5.Что мы видим на втором плане?(Деревянный заборчик, около него наметены сугробы. Прижались друг к другу домики. Вдали колокольня сельской церкви. А дальше небо, оно занимает почти половину картины. Небо голубое, чистое. На фоне голубого неба - верхушки деревьев с разбросанными на них птичьими гнездами, а вокруг них хлопочут хозяева-грачи. Они уже прилетели)

    6. Чем заняты грачи? (Грачи приводят в порядок свои старые гнезда, вьют новые. Они непрерывно снуют, отыскивают на проталинах пршлогоднюю траву, веточки. Грачи прилетелил из теплых краев, они преодолели трудный путь, позади остались многие преграды и препятствия. И вот теперь они снова в родных краях.)

    Любит природу, учит видеть в ней то, мимо чего м ычасто проходим мимо, не замечая.

    На смену весне спешит лето.

    Лето - самая прекрасная пора для ребят. Все поспевает, всюду красиво, хочется купаться и купаться. Так все прекрасно!

    Рожь, рожь... Дорога полевая

    Ведет неведомо куда.

    над полем, низко провисая,

    Лениво стонут провода.

    Рожь, рожь - до свода голубого,

    Чуть видишь где-нибудь вдали,

    ныряет шапка верхового,

    Грузовичок плывет в пыли.

    Рожь уходилась. Близки сроки,

    Отяжелела и на край

    Всем полем подалась к дороге,

    Нависнула - хоть подпирай.

    Знать, колос туго начиненный,

    Четырехгранный, золотой,

    Устал держать пуды, вагоны,

    Составы хлеба над землей.

    Шишкина "Рожь".

    Знойный летний полдень. Золотистое поле ржи. Дует легкий ветерок. Рожь колышется, как море. Высокие стебли склоняются под тяжестью колосьев. А над золотистым полем возввышаются сосны, освещенные солнцем. Шумят на ветру их могучие ветви. Дорога вьется между полями. она уходит вдаль, и там, далеко, вьется узкой лентой и исчезает во ржи. У дороги, на краю поля, виднеются голубые васельки, белые ромашки, зеленеет трава, краснеет земляника. А над горизонтом поднимаются тучи, и низко над землею летают ласточки - скоро будет гроза. Широта полей, могучие сосны, уходящая в даль дорога, которая теряется во ржи, подчеркивают бескрайность родных просторов. Художник как бы говорит:

    "Посмотрите: вот она какая - могучая, сильная, огромная наша Родина!"

    Домашнее задание

    Написать небольшое сочинение.

    Примерные темы для сочинений:

    О чем могла бы рассказать весенняя сосулька?

    Разговор поспевающих колосьев.

    Разговор падающих листьев.

    В зимний лес за сказкой.

    Прослушивание музыки

    "Времена года"

    Обобщение по теме

    Поэты и писатели, чьи имена мы вспомнили, жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного.

    И еще одним удивительным даром обладают талантливые писатели и поэты: даром "рисовать словами", так же как художники рисуют карандашом и кистью.

    Край ты мой, родимый край!

    Конский бег на воле,

    Гой ты, родина моя!

    Гой ты, бор дремучий!

    Свист полночный соловья,

    Ветер, степь да тучи!

    В художественных произведениях писатели и поэты открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия - тоже великое чудо, но открывается оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному, чуткому, внимательному.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: