Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению. Интеллектуальная карта - лучший помощник в любом деле

Этот удивительный источник даст Вам величайшую энергию для быстрого прорыва к успеху и самореализации, когда Вы научитесь им управлять с помощью этого метода…

Эмоция является реакцией системы на свою оценку важности воздействия для самореализации. Если воздействие вредно и препятствует достижению цели, то возникают отрицательные эмоции. А если полезно и позволяет или помогает достичь цели – то появляются положительные эмоции.

Их можно назвать сигналами , оповещающими систему об изменении состояния в прошлом (воспоминания), настоящем (текущая ситуация) или будущем (воображаемая ситуация). Они мотивируют систему к деятельности для сохранения своей целостности, развития, достижения успеха, гармонии и самореализации.

Эмоции, как базовые мотивы, дают начальный импульс, толчок, который выводит систему из состояния покоя (спокойствия). Они вдохновляют, мотивируют, дают энергию для выполнения действий и изменения своего состояния. Помогают принимать решения, преодолевать препятствия и действовать, пока цель не будет достигнута.

В зависимости от содержания эмоции, система получает разное количество энергии , разный по силе импульс. Как правило, позитивные эмоции дают больше энергии и действуют дольше, чем негативные (радость, счастье, энтузиазм…). А негативные эмоции могут полностью лишить энергии, обездвижить, парализовать (страх, растерянность…), что может ухудшить состояние, особенно при наличии опасности.

Эмоции могут стать ценностями , которые система будет стремиться сознательно испытать (стать счастливее, повеселиться, восхититься…). Тогда они начнут оказывать влияние на принимаемые решения, цели, действия и отношения. Но у каждой системы свои ценности и эмоция, являющаяся ценной для одной системы, может быть совершенно безразличной для другой.

Например, если для человека счастье является ценностью, то он может делать что угодно, ради того, чтобы его испытать. Но другой человек может равнодушно относиться к счастью, а делать все возможное для ощущения, например, удивления…

Эмоции позволяют определить правильность принимаемых решений относительно ценностей, предназначения и таланта системы, что влияет на ее самореализацию. Негативные эмоции сигнализируют об опасности, ухудшении состояния и отклонении от пути самореализации . Позитивные эмоции оповещают об улучшении состояния, приближении или достижении цели, правильном движении по пути самореализации. Поэтому важно осознавать свои эмоции, обрабатывать их, сознательно регулировать свою деятельность при возникновении негативных эмоций или для возникновения позитивных.

От определения и выражения эмоции зависят многие качества системы: харизматичность, авторитетность, убедительность, открытость… Они больше всего влияют на взаимодействие, отношения и формирование команды.

Только сознательно и активно используя эмоции, можно стать влиятельным лидером . Его ценность, авторитет и доверие к нему сильно зависят от эмоций, которые он вызывает у всей команды. Аналогично для компании – чем более яркие, позитивные эмоции она вызывает у команды и клиентов, тем более ценной она становится.

Концентрируя эмоции на отношениях и мотивации партнеров, можно получать от них больше ресурсов и достигать более сложных целей. Лидеры, чуткие к собственным эмоциям и эмоциям участников команды, создают более эффективную рабочую и творческую среду, что позволяет достичь бОльших успехов. Исследования показали, что более эмоциональные и внимательные к чужим эмоциям бизнесмены зарабатывают больше денег.

Доказано, что во многих случаях эмоции в большей степени определяют мышление , деятельность и достижения, чем интеллектуальные способности. Решения могут приниматься не на основе логических рассуждений, рациональности, обоснований и доказательств, а на основе эмоций, которые вызывает ожидаемый результат этого решения.

Например, человек, выбирающий новый автомобиль, может купить его не за характеристики, надежность, безопасность, соотношение цена/качество…, а за его цвет, удобное сиденье, красивую подсветку в салоне…, которые вызывают у него позитивные эмоции.

Эмоции тесно связаны с образом мышления и воображением . Если в ситуации обращать внимание на ее вредных последствиях, то будут возникать негативные эмоции, и наоборот. И если представлять хорошую ситуацию, приводящую к улучшению состояния, то возникнут позитивные эмоции, и наоборот. Поэтому человеку, хорошо управляющему своим интеллектом, мышлением и воображением, легче управлять и своими эмоциям, возбуждая в определенных ситуациях одни эмоции и подавляя другие.

Эмоции очень важно уметь распознавать и оценивать учителям (педагогам, преподавателям, тренерам…) при обучении других людей, особенно детей, т.к. они плохо осознают и управляют своими эмоциями.

Эмоции и реакции ученика позволяют учителю выбрать наиболее подходящий, правильный стиль обучения и содержание передаваемого опыта. Это значительно влияет на уровень доверия между учеником и учителем. А доверие влияет на приверженность ученика к учителю и веру в истинность передаваемого им опыта. Это является главным фактором того, будет ли ученик применять этот опыт в своей деятельности или нет, что является главное целью процесса обучения.

Возникновение эмоций

Каждая эмоция обязательно имеет источник – внешний или внутренний стимул, оказавший воздействие на систему и изменивший ее состояние. Такими источниками могут быть:
- материальные системы (вещи, предметы, техника, инструменты, люди, животные, растения…)
- ментальные образы (мысли, идеи, воспоминания…)
- условия, ситуации, обстоятельства в среде
- правила, процессы, принципы, законы, нормы…
- ценности (свобода, гармония, комфорт…)
- собственное состояние (мимика, положение тела, движения, голос…)

Наиболее часто эмоции возникают в следующих случаях:

При восприятии текущих условий , оказывающих важное воздействие на систему и формирующих переживание.

При вспоминании ситуации, вызвавшей эмоции в прошлом. Такую ситуацию можно вспомнить самостоятельно, специально или когда оказались в аналогичной ситуации. Также воспоминания могут возникнуть, когда в текущей ситуации есть элементы, вызывающие ассоциации с той ситуацией. Причем эмоции и внутренние процессы могут стать аналогичными с теми, которые были испытаны в прошедшей ситуации: частота сердцебиения, дыхание, давление…

При моделировании ситуации в воображении , когда представляешь условия и процессы, которых в реальности не было, и оцениваешь их влияние на свое состояние.

5. . Т.к. эмоции содержат информацию о произошедшем, происходящем или возможном изменении состояния, то их можно использовать при принятии решений. Это позволит определить наиболее эффективный и успешный путь достижения целей. А управляя своими и чужими эмоциями можно сформировать определенное поведение, которое поможет действовать в нужном направлении.

Модель Гоулмана включает следующие способности ЭИ:

1. личные (внутренние):

- самосознание – способность определять и идентифицировать свое состояние, эмоции, личные ресурсы, желания и цели;

- саморегуляция – способность контролировать и управлять своими эмоциями, с их помощью изменять личное состояние, принимать решения и выполнять действия;

- мотивация эмоциональное напряжение и сконцентрированность, помогающие определять важные цели и эффективно их достигать;

2. социальные (внешние):

- эмпатия – осознание эмоций и потребностей других людей, умение слушать, а не просто слышать;

- социальные навыки – искусство вызывать у других определенную реакцию, управлять отношениями и эмоциями других людей, организовывать эффективное взаимодействие...

Эта модель является иерархической, предполагающей, что одни способности базируются на других. Например, самосознание необходимо для саморегуляции – невозможно управлять своими эмоциями, не умея их идентифицировать. А умея управлять эмоциями, можно легко мотивировать себя и быстро переходить в нужное состояние…

Развитие эмоционального интеллекта

Это повышает чувствительность к своим и чужим эмоциям, позволяет управлять ими и мотивировать себя для повышения личной эффективности и успешности.

Развитие эмоционального интеллекта базируется на следующих принципах :
расширять зону комфорта, попадать в новые условия, в которых могут возникнуть новые эмоции, например, посещать новые места, путешествовать…;
анализировать и осознавать эти новые эмоции сразу при их возникновении;
повторять ситуации, в которых возникают эмоции, чтобы лучше определить их влияние на деятельность, свою реакцию при их возникновении и пробовать управлять ими;
сознательно прекращать негативные эмоции в известных ситуациях, которые их вызывают;
сознательно возбуждать эмоции в обычных ситуациях, в которых эти эмоции не возникали;
определять эмоции других людей. Для этого можно изучить, как эмоции выражаются (например, изучить книгу П. Экмана, У. Фризена «Узнай лжеца по выражению лица»), или просто спрашивать, что ощущает человек, когда предполагаете, что у него возникла эмоция…
возбуждать эмоции у других людей. Например, с помощью историй, анекдотов, метафор… Нужно определять соответствие между воздействием и возникающей эмоцией, осознанно повторять это воздействие, чтобы появлялась одна и та же эмоция у разных людей.

Для эффективного развития эмоционального интеллекта можно применить следующие методы :

Обучение
В любом возрасте, в любой области, в любое время, важно продолжать свое обучение и самообучение. Причем чем оно дороже, чем более профессиональны и успешны учителя/тренеры/наставники, у которых учишься, тем большее влияние это обучение окажет на все сферы жизни и на личные качества, включая ЭИ. При этом в первую очередь желательно изучать общие, гуманитарные науки (философия, психология, естествознание, биология…), чтобы лучше знать мир и свое место в нем, в том числе, получая знания об эмоциональных процессах. А после осознания себя, своего таланта и предназначения, выбирать узкую область развития, свою профессию, соответствующую призванию, и становиться признанным экспертом именно в ней.

Чтение качественной литературы
Для развития в любой сфере крайне важно, как можно больше читать книги, практические руководства, журналы, статьи... Но еще важнее – анализировать и применять на практике информацию из них. Также важно выбирать качественную литературу – популярные, светские, новостные материалы в подавляющем большинстве случаев никак не влияют на развитие, а только отбирают время и засоряют память. Книги и пособия, написанные профессионалами, признанными экспертами, оказывают совсем другой эффект: они сообщают важную, проверенную информацию, позволяют сформировать личные принципы, поведение, цели, расширить парадигму, но главное – мотивируют начать действовать. Поэтому для развития ЭИ важно выбрать качественные книги, например, Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект».

Ведение дневника
Самоанализ – одна из главных способностей ЭИ. А материализация мыслей при самоанализе своих и чужих эмоций, делает этот процесс наиболее эффективным. В дневник можно записывать любые ситуации, вызвавшие эмоции, описывать свои ощущения, идентифицировать и классифицировать эмоции, делать выводы, как можно было бы отреагировать в подобной ситуации в следующий раз. Для удобного ведения дневника Вы можете воспользоваться сервисом Личные дневники .

Развитие качеств
Можно улучшать отдельные компоненты ЭИ – качества, описанные в моделях ЭИ, такие как самосознание, саморегуляция, эмпатия и т.п. Как их улучшать описано в методе Развитие личных качеств .

Путешествия
Это наиболее эффективный способ расширения зоны комфорта, т.к. попадаешь в совершенно новую среду, которую даже не представляли себе. И это может дать наиболее сильные, яркие, новые эмоции, о которых раньше и не слышали. Ими можно научиться управлять и использовать в прежних, знакомых условиях, что даст дополнительную мотивацию, энергию для выполнения обычных дел и достижения новых целей. Путешествия также могут привести к изменению системы ценностей, что также меняет эмоции и их влияние на деятельность. Например, побывав в бедных странах, можно начать больше ценить привычные вещи: еду, воду, электричество, технику…, получать больше удовольствия от их использования, начать рациональнее, экономнее ими пользоваться.

Гибкость
При принятии решений можно использовать не только свой опыт, свою точку зрения, но и учитывать мнение тех, на кого это решение может повлиять, искать компромиссы. Это позволит избежать возникновение негативных эмоций и, вследствие экологичности решения, может вызвать положительные эмоции у всех, кто участвовал в его принятии и реализации. Противоположность этому подходу называется ригидность, когда действуешь только на основании своего опыта. Тогда высока вероятность того, что решение будет неэкологичным и нанесет непредсказуемый вред.

Общение
Очень часто эмоции возникают при обычном общении. Общаясь с новыми знакомыми или со старыми друзьями на новые темы, можно испытывать и новые эмоции. Оценивая и управляя ими при разговоре можно существенно изменить его результаты. Например, при переговорах, если вспылить, то можно потерять потенциальных клиентов или партнеров. А если у собеседника вызвать сильные позитивные эмоции, то можно от него получить гораздо больше ресурсов, чем ожидалось, например, больше денег от спонсора.

Творчество
Создание чего-то нового, уникального гарантирует позитивные эмоции. А создание шедевров, чего-то, что будет пользоваться интересом, спросом, за что другие будут благодарить – это, пожалуй, главный источник самых сильных, позитивных эмоций, которые человек может испытать в своей жизни. Чем более грандиозное творение создаешь, тем более новые и сильные эмоции возникают.

Победы, награды, успех
Новые эмоции часто возникают при достижении целей, участии в соревнованиях, тренировках перед ними или даже обычных спорах. А момент победы и получения награды всегда возбуждает сильные позитивные эмоции. И чем важнее победа, чем труднее ее было достичь, чем больше ресурсов на это потрачено и чем больше вознаграждение, тем более сильные эмоции возникают.

Все эти методы создают эмоциональный опыт , являющийся фундаментом для управления эмоциями. Без этого опыта невозможно сознательно возбуждать или тормозить эмоции. Он создает ясную картину того, какие эмоции могут возникнуть в ответ на определенные изменения, как они могут повлиять на состояние и деятельность, и что можно предпринять, чтобы избавиться от вредных и возбудить полезные эмоции.

Развитие эмоционального интеллекта дает возможность мотивировать и убеждать других людей на более глубинном, ценностном уровне, чем это можно сделать словами и делами. Это значительно улучшает отношения, что ускоряет достижение общих целей и самореализацию.

Идеальное развитие ЭИ приводит к появлению эмоциональной компетентности – способности осознавать и управлять любыми, даже неизвестными эмоциями в любых условиях. Она позволяет определять влияние на деятельность новых, не испытываемых ранее эмоций, даже если никогда о них не слышали, и управлять ими. Также она позволяет контролировать эмоции любой, даже самой высокой интенсивности, уменьшать или увеличивать ее до нужного уровня. Она также является защитным барьером, который не дает «взорваться» и нанести вред.

Для определения текущего уровня развития своего ЭИ можно воспользоваться следующими тестами :
Коэффициент эмоционального развития
Эмоциональный интеллект
Распознавание эмоций
Отношение к другим

Т.к. все эмоциональные процессы существенно влияют на деятельность системы, то важно уметь управлять этими процессами, чтобы улучшать свое состояние, развиваться, эффективно действовать, успешно достигать целей и самореализоваться.

Сводится к следующим основным процессам:
- возбуждение полезной эмоции, т.е. переход из спокойного в активное состояние;
- погашение вредной эмоции, т.е. переход из активного в спокойное состояние;
- изменение интенсивности эмоции.

Эти процессы относятся и к самой системе, т.е. управление личными эмоциями, и к другим системам, т.е. управление чужими эмоциями.

Эффективное управление эмоциями возможно только тогда, когда осознаешь их, можешь сознательно определить момент их возникновения и правильно их идентифицировать. Для этого необходимо накапливать эмоциональный опыт, многократно оказываться в ситуациях, которые возбуждают определенную эмоцию. Без этого управление может привести к неадекватному изменению их интенсивности (например, хотели погасить эмоцию, а она наоборот усилилась), может быть совершенно бесполезным или даже принесет вред.

Важную роль в управлении эмоциями играет воображение . Чем лучше оно развито, тем более реалистичные и масштабные образы и ситуации оно может создать, в которых эмоции будут наиболее яркими и интенсивными. Улучшить свое воображение можно с помощью тренинга воображения .

Также на управление эмоциями влияет память . Чем лучше она развита и чем больше в ней эмоционального опыта, тем более яркие воспоминания из нее можно получить. Улучшить свою память можно с помощью тренинга памяти .

Т.к. эмоции тесно связаны с волей , то чем она сильнее, тем легче управлять эмоциями. Поэтому одним из способов управления эмоциями является развитие воли, упорства и самодисциплины. Улучшить их можно с помощью метода Тренировка самодисциплины .

При управлении эмоциями важно придерживаться следующих принципов :

Если в данный момент испытываешь одну эмоцию и хочешь возбудить другую, то необходимо сначала погасить текущую, перейдя в спокойное состояние, и только после этого возбуждать необходимую.

Необходимо сознательно управлять их внешним выражением : мимикой, движениями рук, ног, тела в целом, его положением, жестами, голосом… Например, чтобы возникла радость, обычно достаточно просто улыбнуться. Чтобы погасить гнев, можно замереть, вздохнуть и сделать обычное, спокойное выражение лица.

Для возбуждения эмоций необходимы стимулы. Их можно получить по следующим каналам:

- визуальный : увидеть источник эмоций (например, красивый пейзаж), представить его в воображении, перейти в определенные условия, ситуации, посмотреть фильм, картину…;

- аудиальный : чужие и свои слова, мысли (внутренний голос), громкость голоса, темп речи, музыка, звуки…;

- кинестетический : мимика, движения и положение тела, жесты, дыхание…

Конгруэнтное , согласованное использование одновременно всех этих каналов позволяет наиболее быстро возбудить даже самую сильную эмоцию. Причем для максимальной эффективности рекомендуется использовать их в такой же последовательности: визуальный (нарисовать в сознании картинку), аудиальный (добавить слова, музыку…) и затем кинестетический (сделать соответствующее выражение лица, занят определенную позу...)

Например, можно одновременно представить или вспомнить ситуацию, в которой испытывали радость, включить радостную музыку, проговаривать «мне весело, радостно, классно» и активно пританцовывать, то можно испытать очень сильную радость, возможно даже восторг.

Но если, используя все каналы, по одному из них, например, кинестетическому, будет противоречивая эмоция (не конгруэнтно), то общее состояние может не измениться или даже стать противоположным желаемому.

Например, если хочется испытать радость, представляешь картину, слушаешь музыку, но тело очень вялое, выражение лица грустное, печальное или даже злое, то и эмоции могут возникнуть негативные, а не позитивные.

Таким образом, чтобы возбудить определенную эмоцию, можно вспомнить ситуацию, в которой она возникала в прошлом. Вспомнить детали, что окружало, какие действия выполняли, какие слова и звуки слышали, что ощущали в теле, какие были мысли… Если же опыта переживания необходимой эмоции нет или он забыт, то и эмоцию таким способом нельзя будет возбудить. Тогда можно сознательно создать условия, в которых эта эмоция может возникнуть, и получить недостающий эмоциональный опыт.

Также чтобы возбудить определенную эмоцию, можно представить визуальный образ (картину) ситуации, в которой эта эмоция могла бы возникнуть в реальности. При отсутствии эмоционального опыта трудно определить в какой воображаемой ситуации какая эмоция возникнет. Тогда нужно накопить этот опыт – переходить в новые условия, участвовать в новых ситуациях, которые могут дать новые эмоции. Приобретя такой опыт, можно будет определить базовые элементы условий и ситуаций, которые возбуждают определенную эмоцию, и использовать их в воображении.

Например, если во многих ситуациях, когда возникала радость, присутствовал определенный человек или получали определенный ресурс, то можно в воображаемой ситуации использовать аналогичные элементы и эмоция снова возникнет.

Для возбуждения чужих эмоций , нужно сделать так, чтобы эти же каналы начали работать у другого человека. Например, чтобы он вспомнил какую-то ситуацию или представил ее. Для этого можно использовать открытые вопросы, истории или метафоры, которые создадут определенный образ в сознании человека или вызовут воспоминания.

Например, чтобы человек испытал радость, можно у него спросить: «А каким был твой самый счастливый день в жизни?». Или можно сказать: «А помнишь, когда ты впервые оказался на море, помнишь каким счастливым ты тогда был…». Или: «А представь, что ты находишься в самом райском месте на земле, рядом с тобой самые близкие тебе люди… Что бы ты тогда ощущал?» Тогда у человека сразу возникнут образы и воспоминания, которые вызовут эмоции.


Чтобы погасить эмоцию, необходимо перейти в спокойное состояние с помощью следующих методов:
- расслабиться, прекратить движения, удобно сесть или лечь;
- сосредоточиться на своем дыхании, начать медленнее и глубже дышать, задерживать его на несколько секунд после вдоха...;
- изменить голос, уменьшить его громкость, говорить медленнее или совсем перестать говорить на короткий период;
- представить или вспомнить ситуацию, в которой испытываешь максимальную безопасность, комфорт, уют, тепло.

Чтобы погасить чужие эмоции , можно попросить выполнить эти действия (ни в коем случае не заставить, если конечно не дошло до аффекта с вредными последствиями). Например, можно спокойным голосом сказать: «Успокойся, сделай глубокий вдох, присядь, попей воды…». Если человек не хочет успокаиваться, то можно попробовать переключить его внимание. Например, опять же, можно рассказать историю, метафору, задать открытый вопрос…


Чтобы научиться изменять интенсивность конкретной эмоции, можно применить следующий метод:

1. Полностью осознать эту эмоцию, идентифицировать, классифицировать, определить ощущения, которые она вызывает в теле, какие действия она мотивирует, определить ее источники, вспомнить ситуации, в которых она возникала, или оказаться в такой ситуации, чтобы ярко ее испытать. Для этого потребуется эмоциональный опыт.

2. Использую шкалу от 1 до 100%, представить какой бы эта эмоция была при максимальной интенсивности (на 100%). Представить какие ощущения были бы в теле, какие действия хотелось бы выполнить, насколько интенсивно действовать...

3. Определить текущий уровень этой эмоции в данный момент по шкале.

4. Двигаясь маленькими шагами (по 5-10%) вверх по этой шкале, изменять интенсивность этой эмоции в теле. Для этого можно просто представлять, как значение на шкале увеличивается и повышается ее интенсивность. Или можно представлять/вспоминать ситуации, в которых эта эмоция была более интенсивной. Важно, чтобы изменения ощущались и в теле, изменялась активность. Если будут затруднения при переходе к большей интенсивности, то можно уменьшить шаг, например, увеличивать интенсивность на 2-3%.

5. Дойдя до максимальной интенсивности, нужно начать уменьшение интенсивности до 0, используя шаг 5-10%. Для этого также можно представлять движение вниз по шкале или представлять/вспоминать ситуации с меньшей интенсивностью этой эмоции.

6. Затем нужно снова дойти до 100%, потом снова до 0%... И продолжать этот процесс до тех пор, пока не будет получаться быстро изменять интенсивность эмоции с ее реальным выражением в теле.

7. Для закрепления навыка можно выполнить переход к определенной интенсивности, например, на 27%, на 64%, на 81%, на 42%... Главное, чтобы было ясное ощущение эмоции в теле.


Для управления настроениями достаточно знать их причины и принимать меры для их устранения (для избавления от плохого настроения) или создания (чтобы сделать настроение хорошим). К таким причинам обычно относятся:

- внутренние процессы и состояние : болезненное или здоровое, бодрое или сонливое…

Например, имея плохое настроение, можно выяснить, что болеешь. Тогда для поднятия настроения достаточно будет принять лекарства, сходить к врачу… и вылечиться.

- окружающая среда : комфорт или беспорядок, шум или тишина, чистый воздух или неприятные запахи, приятные или раздражающие люди…

Например, если за рабочим местом беспорядок, дискомфорт, то может быть плохое настроение. Тогда можно прибраться, навести красоту и чистоту.

- отношения : настроение других людей передается и человеку.

Например, если встретил друга и приятно с ним пообщался, то настроение улучшается. А если встретил человека со злым выражением лица, который еще и нахамил на пустом месте, то настроение может ухудшиться. Тогда можно просто прекратить контакт с таким человеком и пообщаться с кем-то, кто приятен.

- мысли и образы : вспоминая или представляя в воображении ситуации, они возбуждают соответствующие эмоции. Поэтому для улучшения настроения можно представить или вспомнить случай, который вызвал позитивные эмоции.

Например, вспомнить смешной случай или счастливый момент в своей жизни. Или представить поездку на красивом автомобиле, о котором давно мечтаешь. Или, например, спортсмен, думая перед соревнованием о возможных травмах, поражении и т.п., будет иметь плохое настроение. Тогда можно подумать о победе, награде и т.п., чтобы настроение улучшилось.

- желания и цели : достигая важную цель настроение может быть хорошим, а если есть нерешенные проблемы, то оно может ухудшиться.

Например, чтобы поднять настроение можно поставить себе цель, которую очень хочется достичь. Или можно решить давнюю проблему, которая доставляла дискомфорт или мешала двигаться к желанной цели.

Также существенным плюсом управления эмоциями является успешность во всех сферах жизни. Ведь в этом случае полностью отсутствует вред при сильных эмоциональных «вспышках» и всегда есть энергия для достижения любой цели.

В любом случае, даже если эмоции не использовать для развития и самореализации, то они все равно необходимы для обычной жизни, чтобы быть в хорошем настроении, тонусе, быть счастливым, испытывать радость даже от мелочей и делиться своими эмоциями с близкими людьми.

Развивайте свои эмоции и управляйте ими, тогда Ваш успех, Ваше счастье и Ваша самореализация будут неизбежны.

Как много может проявить эмоций наше лицо

Физические ощущение людей в различных эмоциональных состояниях одинаковы. Уже подтвержден тот факт, что расовые принадлежности и этнические истоки человека не влияют на ощущения в период переживания эмоций. Специалистами был проведен опрос более тысячи респондентов, проживающих в различных странах и местностях. Опрошенные рассказали о возникающих чувствах в периоды различных эмоциональных состояниях. По итогам эксперимента было установлено что у всех любовь вызывает тепло по всему телу, а негативные эмоции напротив вызывает затекания, блоки и напряжения человека, а страх и беспокойство чувствуются сдавливанием в грудной клетке.

Данный эксперимент изменил мнение людей о эмоциях человека и подтвердил многие древние подходы отношения человека к себе и окружающему миру. Был сделан вывод об обратной взаимосвязи между мозговыми импульсами и ощущениями - именно тело человека дает сигнал мозгу о том, как распознавать ощущения которые у него возникают.

Эмоции - это сложная волновая энергетическая конструкция, которая через восприимчивость тела человека подсказывает происходящие и предполагаемые реакции в аурическом поле на различные окружающие события и изменения. Только наш ум воспринимает все эти отклики у каждого индивидуально и по разному. Есть условное деление людей на эмоциональных и не эмоциональных. Эти ощущения и реакции очень сильно отличаются друг от друга. Обычно, люди эмоциональные считают себя не эмоциональными и наоборот. Зная механику эмоциональности и такого воздействия можно очень сильно скорректировать свою жизнь в различных сферах взаимодействия и более корректно принимать решения для себя. Но все это сможет подсказать вам только специалист на основе вашей индивидуальной энергетики.

Вы когда-нибудь задумывались, какие ощущения в теле вызывают различные эмоции? Где в теле отражается, например, гнев или любовь? Что чувствует тело, когда испытываешь обиду? Как отзывается в теле эмоция отвращения? Ученым эти вопросы показались очень интересными и они провели исследование, цель которого заключалась в выявлении участков тела, которые максимально активны в момент возникновения той или иной эмоции.

Тепловая карта эмоций

Под активностью в данном случае имеются ввиду любые телесные ощущения: тепло, покалывание, зуд и другие. Обращаем ваше внимание, что «тепловые карты эмоций» построены на субъективных ощущениях испытуемых. Реальные замеры температуры ничего не показали. Что в общем-то не удивительно, ведь эмоции возникали на очень короткое время.

В эксперименте принимали участие около тысячи человек. Им демонстрировали различные стимулы - преимущественно видеосюжеты и картинки, которые должны были вызывать у испытуемых определённые эмоциональные ощущения и чувства. После демонстрации стимула определяли повышение или понижение активности в разных участках тела.

В результате эксперимента получились карты, показывающие какие участки тела наиболее активны в момент переживания той или иной эмоции. В последствии эти карты получили название «тепловых карт эмоций». Такое название «прилипло» скорее всего из-за визуального сходства. В реальности же холодные цвета, как черный, синий, голубой - означают наименьшую активность, а теплые: желтый, оранжевый, красный - наибольшую.

Глядя на эту карту эмоций, первое, что приходит на ум - словосочетание «светится от счастья» не далеко от реальности! Поговорка «От любви до ненависти - один шаг!» тоже попала прямо в яблочко. А депрессия - это действительно пустота в душе... В злости максимально активны руки - возможно потому, что объекту злости очень хочется дать в глаз. Удивительно, правда? Получается, что подсознательно, люди без всяких экспериментов всегда знали какие участки тела активируются в ответ на соответствующую эмоцию. Это как раз тот случай, когда наши предки интуитивно знали и, более того, пользовались этим знанием, а мы только сейчас подтверждаем и до всего этого доходим.

А если вам интересно - ниже представлена карта волновой зарисовки проявления энергии эмоций, можно сравнить ее с тепловой.

ГДЕ И КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ?

Известно, что любая эмоция представляет собой сложную систему взаимодействия энергетического восприятия и биохимических веществ в разных органах организма человека. Любая эмоция – это энергия, и, по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает. Поэтому можно подавить выражение эмоции внешне, но нельзя её уничтожить внутри, если она не корректна для себя и окружающих. Амплитуда ее конечно со временем затихает, но она остаётся жить определенным пластом глубоко в человеке, будучи непроявленной, и не исчезает до тех пор, пока не будет выражена корректно вовне. Ниже представлена общая схема, где и как проявляет себя невыраженная и некорректная эмоция в человеке.


Например, когда начальник доказывает подчиненным, что они - глупые и непригодные для интеллектуальной работы, в организме униженных, благодаря посылу негативных эмоций, начинаются мощные биохимические изменения, а при сопротивлении и подавлении - даже на порядок выше. Мозг, оценивая степень опасности, для сохранения обиженного человека в целом, запускает защитную дофамин-энергетическую систему. Дофамин - гормон радости и комфорта, а опустошение его запасов в ближайшем будущем означает тяжёлую депрессию. Таким образом выбрасывается в кровь большое количество адреналина - самого древнего и простого сигнального механизма и происходит внешнее "защитное" удовлетворение, которое в итоге медленно "пожирает" жизненный потенциал униженного. Обычно ответная реакция приводит к необходимости доказать обратное или вообще ничего не делать - при этом не первая и не вторая реакция считается не правильной. Самое лучшее, что в такой ситуации делать, и не только на работе - это быть нейтральным, знать себя и свои возможности и не реагировать на искусственный сброс или раздражитель, хоть в современном мире это и не легко.

В различных случаях люди проявляют крайнюю активность и возбуждение или впадают в прострацию, а в другом - ведут себя очень сдержанно. При этом именно у второй группы адреналин в этот момент превышает допустимую норму в семь раз. Если такому человеку вовремя не "спустить пар" или не оказать помощь, то через две-три недели он потеряет иммунитет, заболеет какой-нибудь болезнью, а того хуже, при накопленни эмоционального давления можно заработать инфаркт или язвенную болезнь.

Так сложилось, что правое полушарие мозга отвечает за отрицательные эмоции, а левое - за положительные - это по количеству контролируемых нейронов (у левши - наоборот). То есть, когда у человека плохое настроение, ему необходимо активизировать левое полушарие. Для этого лучше затеять какую-нибудь игру типа шахмат, можно разгадывать кроссворд или лучше пофлиртовать. Но традиционно у нас левую половинку мозга активируют при помощи банального спиртного.

Интересно, что вместе с дофаминами алкоголь стимулирует другие левополушарные центры, в частности центр, отвечающий за болтливость. Так что алкоголики живут строго по учебнику нейрофизиологии. Кстати, потребность поговорить бывает так велика, что психологи не раз отмечали случаи, когда двое пьяных, говорящих на разных языках, часами вели содержательные для обоих беседы.

Что происходит с нами при сдерживании себя, ограничении в выражении чувств и эмоций?

Незаметно для нас это приводит к тому, что:

  • Происходят потери жизненной энергии.
  • Формируются неврозы.
  • Истощается иммунитет
  • Возникает внутренние духовные тягостное ощущения.
  • Делаем не то, что нам определено.
  • Доказываем ненужное.
  • Протестуем не к месту.
  • Страдаем и всегда оправдываемся.
  • Недополучаем и не дадаем себе и близким любви и нежности, которые мы просто не умеем корректно выражать.
  • Болеем и «глотаем обиды», вместо того чтобы дать отпор, научиться говорить "ДА" и "НЕТ".

Заблокированная энергия «циркулирует» внутри нашего тела в поисках выхода. Человек продолжает испытывать импульсы невыраженных эмоций, но борется с ними. В результате тело, вместо того чтобы приносить радость и удовольствие, приносит боль и страдание, «зарабатывает» психосоматические болезни.

Эмоции, чувства и производное от этого - настроение человека на поверку оказываются биохемической реакцией молекул тела на энергетическое эмоциональное воздействие. Исследуя, было подтверждено, что «нежность» у человека обитает в голове, а страх - в животе. Кстати, ненависть можно «заесть» вкусной едой, а любовь «подогреть» плиткой шоколада - но это все обратные пищеварительные компенсации, которые не желательно использовать - от них только идет сбой гормонального фона, что приводит к набору излишнего веса.

Возможно, этот список в этом посте выглядит слишком сокращенным. В нём нет многих известных эмоций и чувств: ярость, тоска, вина и других. Мы рассматриваем сейчас базовые эмоции. Остальные эмоции являются «скрытыми» - как бы «скрыты» и вытекают из базовых. Под любой «скрытой» эмоцией всегда есть базовая. Базовая всегда более аутентична и имеет гораздо большую энергетику, чем любая "скрытая". Поэтому при всём возможном многообразии чувств и эмоций рекомендуют в начале всегда выявлять именно базовую эмоцию.

Мы боимся показать людям свои истинные эмоции, и даже самому себе в них признаться бывает страшно...

Подходим к зеркалу. Внимательно смотрим на годами сложившиеся черты лица. Какую эмоцию они выражают? Подняты брови? Удивлённо или от испуга? А может сдвинуты? От ярости? Уголки рта опущены? В печали? Или улыбка годами застыла на устах? А улыбаются ли тогда глаза? Или только губы? А может глаза широко раскрыты? В испуге? Губы вывернуты наружу? От отвращения? Или напряженно втянуты, превратившись в тоненькую линию? От злости? Щёки надуты? Как у ребёнка который вот-вот расплачется? Или лицо осунулось и мышцы напряглись? От боли и страдания? Присмотримся…Это выражение лица человека который хочет оскалиться? А может разреветься? Будем внимательны к себе.

Каждый человек в целях сохранения своего эмоционального здоровья должен корчить рожи своему отражению в зеркале не менее 3-х минут ежедневно!

ПОПРОБУЙТЕ!

Всем привет! Сегодня я расскажу Вам об интеллект-картах. Впервые я с ними познакомилась при прохождении одного тренинга.

Для получения доступа к новому занятию требовалось выполнить домашнее задание. И одним из пунктов было составление интеллект-карты пройденного урока.

Сначала мне показалось это бессмысленным. Но сделав несколько карт, я поняла на сколько гениален этот способ.

Теперь чтобы вспомнить некоторые моменты урока нет смысла смотреть его заново. Достаточно взглянуть на карту и сразу все необходимое всплывет в памяти. Это действительно здорово!

Но давайте обо всем по порядку. Я расскажу что, зачем и как.

Что такое интеллект-карты

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.

Структура карты:

  • Центральная идея: вопрос, предмет исследования, цель;
  • Ключевые темы: структура, заголовки;
  • Подтемы: детализация ключевых тем.

Для создания интеллект-карт используются ключевые слова, картинки, символы. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому предлагаю несколько примеров интеллект-карт:

Примеры интеллект-карт

Существует множество способов создания карт, как простых, так и сложных.

Одна из статей на блоге посвящена методу 6 шляп. Если Вы еще ее не читали, то Вам .

И еще парочка примеров:



Используйте оба полушария мозга

Чем интеллект-карты лучше традиционных заметок?

Этому методу, созданному Тони Бьюзеном, учат финских школьников младшего возраста. И Финляндия имеет лучшие показатели успеваемости среди европейских стран.

Этот способ делать заметки является игровым, веселым и приятным в использовании. Нужно просто перечислить несколько ключевых слов, а затем организовать их логически, что может повлечь возникновение новых идей, а также способствует большей вовлеченности сотрудников во время совещаний.

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.

Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество.


При создании обычных заметок Вы используете только левое полушарие, а при создании интеллект-карт Вы задействуете оба полушария.

Ментальная карта объединяет текст с изображениями. Можно провести параллель с разницей между и фильмом: легче запомнить фильм, так как он состоит из образов и звуков.

Хотите больше узнать об интеллект-картах и увеличить свою продуктивность с помощью них, тогда вам сюда .

Сфера применения

Карты можно использовать для:

  • запоминания содержания книг и курсов,
  • создания заметок,
  • поиска новых идей,
  • решения сложных проблем,
  • запоминания речей,
  • структурирования идей,
  • запоминания фильмов,
  • для тренировки памяти
  • для развития творческих способностей,
  • для организации мероприятий,
  • для запуска проекта.

Если Вы блогер, то Вы можете использовать карты при создании курса или электронной книги, для записи новых идей для статей, для составления плана работы над блогом, для проведения презентация.

Вы также можете использовать интеллект-карту в качестве бонуса за подписку. Кроме этого, Вы можете создавать карту, чтобы запомнить основные идеи из .

Как сделать интеллект карту

Для создания карты Вам понадобятся лист бумаги, карандаши или цветные ручки. Заодно отвлечетесь от компьютера.

Вы всегда начинаете с центра страницы. Это сердце вашей ментальной карты. Вы можете написать слово, символизирующую вашу проблему, например, «отпуск 2015» или нарисовать картинку, символизирующую ее.

Нужно ли хорошо рисовать, чтобы создать карту? Нет! Это ошибочное мнение. Вы создаете mind map для Вас. Главное, чтобы Вы могли распознать, что нарисовано!

Вокруг центральной идеи Вы отмечаете ключевые темы. Используйте цвета!

Ваш мозг любит цвета и запомнит лучше информацию! Используйте только одно слово в каждой теме!

Нужно писать не предложения, а понятия, ключевые слова! Больше рисуйте, небольшая картина стоит тысячи слов! Иногда вы можете даже полностью заменить слова картинками.

Например, вместо того, чтобы писать «телефонный звонок», Вы можете нарисовать телефон, Ваш мозг лучше запомнит изображение.

Возможно, первая карта не будет идеальной, но со временем Вы станете мастером в этом деле. Кстати, данный метод можно использовать для создания .

Создание карты мыслей — увлекательное задание, но стоит заранее отвести определенный лимит времени на эту деятельность, иначе Вы можете потратить больше времени, чем это необходимо, и добавить лишние элементы на карту.

Если Вы считаете, что рисовать Вы не способны, то и это не проблема. Существуют специальные сервисы, с помощью которых Вы в два счета создадите интеллект-карту онлайн бесплатно.

Об одном из них я рассказываю в видео.

Интеллект-карта это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.


Автор этой методики английский писатель и популяризатор науки Тони Бьюзен.

Будучи еще студентом, он обратил внимание, что традиционные методы запоминания и конспектирования (по порядку) малоэффективны. Они требуют много времени усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Он не открыл ничего нового, только систематизировал уже имеющиеся в психологии знания о законах мышления.

Наиболее эффективное и плодотворное имеет нелинейный характер. Оно начинается с возникновения центрального образа, идеи и распространяется в разные стороны, за счет активизации нейронов головного мозга. Процесс возбуждения распространяется от одной нервной клетки к другой, захватывая все новые отделы головного мозга, и активизируя различную информацию, хранящуюся в памяти. Такое мышление Бьюзен назвал радиантным мышлением («радианта» - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока). В основе этого мышления – ассоциации (связи, возникающие между очагами возбуждения в коре головного мозга.

Ассоциативность нашего мышления – свидетельство того, что процесс обработки информации в нашем мозгу имеет нелинейную форму. Произвольно зарождающиеся мысли никогда не представляют собой стройную логическую цепочку, они как бы распространяются в разные стороны от центральной мысли или образа, перескакивая с одного представления на другое, «цепляя» все новые ассоциации, иногда совершенно неожиданные. В результате этого мысль нередко уходит далеко в сторону от первоначальной посылки, приводит к совершенно неожиданным выводам. Процесс обучения мышлению, как правило, сводится к попыткам упорядочить наше мышление, сделать его последовательным и линейным.

Вспомните, как нас учили в школе решать задачи. Как правило, решение задачи представляло собой некий алгоритм, то есть четкую последовательность умственных действий. Необходимость организации мышления как процесса последовательных операций подчеркивает и логика – древняя наука о правилах мышления, возникшая еще в эпоху античности. Любое интеллектуальное занятие (написание сочинения, реферата, курсовой работы, статьи) должен предварять четкий план, пункты которого отражают последовательность изложения материала. Все это - отражение линейной формы организации информации и, в определенной степени, противоречит характеру нашего мышления. Нередко составление плана отнимает больше усилий, чем решение самой проблемы. Недаром дети (да и не только) не любят этого занятия. А заставить студентов составлять план до написания курсовой, а не после бывает практически не возможно. Не удивительно, ведь сложно планировать то, о чем еще не думал.

Т. Бьюзен доказывает, что стремление построить линейный алгоритм решения проблемы только мешает мышлению, снижает интеллектуальный потенциал и мнемические способности человека. Мы не будем столь категоричны, все же метод алгоритма, как способ решения мыслительных задач зарекомендовал себя как достаточно эффективный. Но, если говорить о действительно творческом мышлении, то следует признать, что подчиняется оно другим законам, и в нем процесс генерирования ассоциаций играют важнейшую роль.

Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенногоявления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение.Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.

Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:

1.объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

2. основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

3. ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

4.ветви формируют связанную узловую систему.

Упражнение по составлению интеллект-карты



Основные правила составления интеллект-карт

Всегда используйте центральный образ.

Как можно чаще используйте графические образы.

Для центрального образа используйте три и более цветов.

Чаще придавайте изображению объем; а также используйте выпуклые буквы.

Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).

Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики. Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте.

Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.

Ассоциируйте

Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.

Используйте цвета.

Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.

Используйте печатные буквы

Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями

Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.

Соединяйте линий с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.

Делайте главные линии плавными и более жирными.

Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.

Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными (для вас).

Старайтесь располагать слова горизонтально.

Вырабатывайте собственный стиль.

Соблюдайте иерархию мыслей.

Используйте номерную последовательность в изложения мыслей (нумеруйте ветви цифрами в зависимости от их важности).

Добавляйте пустые линии.

Задавайте себе вопросы.

Дополняйте карту рисунками.

Всегда помните о безграничной ассоциативной способности вашего мозга.

Совершенствуйте достигнутое

Пересматривайте свою интеллект-карту.


Приветствую всех читателей сайт. С вами как всегда Екатерина Калмыкова. И сразу у меня к вам вопрос: систематизируете ли вы свои мысли и если да – то как? Есть ли у вас какой-то способ наводить порядок в голове? У меня есть - я использую ментальные карты. И в этой статье я поделюсь с вами своим опытом по их составлению и покажу свои примеры интеллект карты.

Понятие ментальной карты


Нарисованный мной пример достаточно прост и нагляден. Обычно схема выглядит гораздо разветвленнее, так как может фиксировать огромное количество связей между предметами.

Благодаря использованию таких карт человек лучше и легче воспринимает большой объем информации, потому что нашему мозгу тяжело воспринимать информацию в виде простыни текста или кучи таблиц. Намного проще если та же самая информация будет представлена в визуальной форме, которая разбавляется цветом, дополняется рисунками и основана на ассоциациях.

Преимущества использования ментальных карт

1. Отличные помощники в освоении нового материала. Процесс происходит намного быстрее, веселее и эффективнее.

2. Супер планировщики. С ними очень легко составить план на день, написать список задач, выделить самые важные пункты и т.д.

3. Хранилище мыслей. Записывайте все, что приходит вам в голову при работе с картой. Как правило, ваш мозг посылает вам интересную и полезную информацию касательно той задачи или идеи, которую вы визуализируете.

4. Замечательная напоминалка. Здесь нельзя не вспомнить русскую пословицу «что написано пером, того не вырубишь топором». Что внесено на карту, то сложно будет проигнорировать. Значит вероятность исполнения задачи намного выше.

5. Интеллект-карты подходят для больших проектов, за которые первоначально страшно браться. Но как только вы начинаете визуализировать, все раскладывается по полочкам. Весь мега проект как клубок постепенно разматывается, и перед вами возникает упорядоченная карта последовательных действий.

Как создать ментальные карты

Я бы выделила два способа создания ментальных карт (mind maps): ручной и программный.

Для ручного способа вам достаточно взять бумажный лист, лучше альбомный, ручки, карандаши, фломастеры.

Программный способ — это использование компьютерных программ. Рассматривая оба способа, можно заметить, что у них есть как свои плюсы, так и минусы. Используя определенную программу, вы с легкостью можете исправить свою mind map, что-то в ней изменить и вам не придется перерисовывать ее полностью.

Также гораздо удобнее носить ментальную карту на электронном носителе нежели альбомный лист. Минусом работы в программе является ее шаблонность, ограничения в рисовании и визуальном выражении своих мыслей.

Программы для создания ментальных карт

Программы перечисленные ниже с легкостью можно найти в Интернете, при этом обратите внимание они бывают как платными, так и бесплатными. Поэтому выбирайте себе помощника по нраву.

Я выделю следующие:

— Mindmeister. Как работать в этой программе и примеры карт можно посмотреть .

— FreeMind. Я достаточно часто использую именно эту программу. В ней просто и быстро можно создать карту памяти. Подробнее о работе в программе читайте в статье.

Правила создания ментальных карт

При создании ментальных карт необходимо придерживаться нескольких простых правил.

  1. Используйте одну ментальную карту для выражения мыслей или идей по одной тематике.
  2. Лучше всего располагать лист горизонтально (будь то бумажный лист или лист на мониторе компьютера), так как глаз человека именно так лучше всего воспринимает информацию. Вспомните как располагается информация в телевизоре, на классной доске в школе или на мониторе.
  3. В центр, как правило, помещается главный предмет (задача, идея), который постепенно обрастает логическими связями и взаимосвязанными веточками. Это могут быть цели, подцели, пункты, подпункты и т.д.
  4. Все связи желательно выделять разными цветами, использовать значки, символы, картинки. Таким образом вы оформляете все визуально, используя свои ассоциации. Все графические элементы помогают изобразить понятную ментальную карту. Здесь важно не перестараться. Карта должна упростить восприятие представленной информации, а не наоборот. Ментальная карта должна получиться яркой и выразительной, но в то же время простой.

Где можно использовать с помощью интеллект-карты

На мой взгляд, интеллект-карты можно использовать в разных областях деятельности. Майндмэппинг полезен многим категориям: руководителям, сотрудникам любой компании, учителям, журналистам и т.д. Помимо этого, его можно использовать и в нашей повседневной жизни для решения бытовых задач.

Можно выделить следующие области применения:

1. Разноплановые задания на работе. Проекты, целью которых является разработка, внедрение чего-либо. Различные организационные мероприятия.

2. Проекты в своей личной жизни. С помощью интеллект-карт можно спланировать организацию банкета, планирование отпуска или выезд на дачу))

3. Списки задач.

4. Организационные структуры компаний и организаций.

5. Проектирование структуры сайтов, интерфейсов программ.

6. Структурирование текстов. Делать содержание, план выступления, повестку доклада.

7. Презентации в виде интеллект-карты.

8. Конспектирование лекции

Ошибки при использовании ментальных карт

Когда вы будете в первый раз создавать ментальную карту, обратите внимание на самые распространённые ошибки, возникающие при работе:

  1. Слишком сложная и сильноветвистая ментальная карта. Такая карта только запутает, а не разъяснит все.
  2. Одинаковые рисунки и цвета для различных ветвей.
  3. Отсутствие картинок и иконок
  4. Двусмысленность и хаотичность. Все элементы должны быть взаимосвязаны

На самом деле, я давно знакома с ментальными картами. Просто не знала про существование определенных программ и научного понятия. Всегда в институте на лекциях, чтобы все успеть записать и запомнить, я рисовала только мне понятные кружки, стрелки, фигуры. Это и были мои mind maps, которые помогли мне закончить институт с красным дипломом. Сейчас же будучи уже не студентом я активно использую ментальные карты в повседневной своей работе. Очень часто использую интеллект-карту перед написанием статьи на блог.

Наверняка, и вы используете нечто подобное?

Надеюсь после прочтения статьи вы сможете облегчить себе составление интеллект-карт: выбирайте наиболее удобную вам в работе программу и вперед!

И еще хочу познакомить вас с крутецкой книгой Х.Мюллер «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей». Очень интересная и полезная книга. Скачивайте, изучайте и применяйте на практике! Скачать ЗДЕСЬ!

Не забывайте: лучшая благодарность мне — это репост статьи 🙂

С уважением, Екатерина Калмыкова



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: