Минеральное питание растений конспект урока. Минеральное питание

6 био - 16

Тема

Цель

расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

Задачи:

- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере : организовать деятельность учащихся по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.

В ценностно-ориентационной сфере :

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры ; осознание ценности совместной деятельности

Оборудование

учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Вид урока:

комбинированный.

Форма работы

    лабораторная работа

    КОЗ

    Работа в группах

    фронтальная

Индивидуальная

Ход урока:

    Организационный момент.

    Мотивационный момент.

    А что такое питание?

    Для чего организмам нужны питательные вещества?

    Энергия?

    Что является источником энергии для растений?

Питание - процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах - световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя - в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.

Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

    Каковы же особенности питания растений?

    В каких питательных веществах нуждается растение?

    Откуда растение берет неорганические вещества?

    А органические вещества?

    Почему у растений два способа питания?

    Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.

    Формирование знаний, умений, навыков:

Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений

Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.

    Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия . А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.

Для начала ответим на некоторые вопросы:

    Что является органом почвенного питания?

Корень

Роль корня в почвенном питании растений.

    Каковы основные функции корня?

Удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

    Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

Зона всасывания

    Каковы особенности ее строения?

Наличие корневых волосков

    Что собой представляют корневые волоски?

Это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.

    Какой в этом смысл?

Зона всасывания использует для питания новые участки почвы

    Что произойдет если повредить корневые волоски?

Растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду

    Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

Пересаживать растения с комочком почвы

- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения

Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.

Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация , т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.

Корневое (почвенное) питание это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.

    Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?

Воду и минеральные соли.

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:

Удобрения

Органические: Минеральные:

2. Комплексные 1.Простые:

Торф - азотные

Навоз - калийные

Помёт - фосфорные

Перегной 3. Микроудобрения

Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.

Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.

Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.

Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.

Роль удобрений в росте и развитии растений.

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

Выход из этой ситуации - Вносить удобрения в почву. Но какие?

Давайте познакомимся с классификацией удобрений.

Азот

    Для роста растения

    При недостатке азота замедляется рост растений.

    Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.

    Сокращается вегетационный период.

    Уменьшается содержание белка и снижается урожай.

Калий

    Поддерживает водный режим

    Повышает морозо- и засухоустойчивость

    Повышает устойчивость к заболеваниям.

    Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.

    Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.

Фосфор

    Ускорение развития и плодоношения

    Усиление роста

    корней

    Повышение
    зимостойкости

    Задержка цветения и созревания.

    Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.

    При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений-фиолетовые оттенки.

Существует две группы удобрений Органические и минеральные.

К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.

Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе.

Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.

Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)

Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.

    Первичное закрепление знаний. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.

    Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.

    А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?

    Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?

    Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.

Итоги исследования:

    Домашнее задание. Дальнейшую стажировку вы продолжите дома. (слайд 21)

О бязательный уровень - прочитать в учебнике стр. 29-31, 38, 62 и выучить опорный конспект.

Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.

    На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?

    На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

    У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?

    На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?

    Рефлексия

    Домашнее задание

Технологическая карта урока «Минеральное питание растений»

УМК «Биология 5-9 классы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г»


Выполнил: учитель биологии МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Дмитриева» Тишина О.Ю.

2014 г.

Тема урока: «Минеральное питание растений»

Тип урока : урок открытия нового знания.

Деятельностная цель : формирование способности учащихся делать логические выводы об особенностях минерального питания на основе имеющихся знаний об обмене веществ и органах растения;

Образовательная цель : раскрыть сущность понятия «минеральное питание» путем выявления особенностей строения и функций корня, познакомить учащихся с классификацией удобрений; раскрыть значение удобрений для роста и развития растений; изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности растений

Планируемые образовательные результаты :

Предметные

1. Научиться выделять признаки минерального питания, объяснять роль минеральных и органических веществ в жизни растений.

2. Учиться понимать биологические термины: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические удобрения, минеральные удобрения.

Метапредметные

1 . Познавательные :

а. учиться строить высказывания;

б. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2 . Коммуникативные :

а. учиться слушать и понимать речь другого человека;

б. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

в. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли;

г.учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.

3. Регулятивные :

а. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности, оценивать результаты своей деятельности;

б. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные

    формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.

    развивать познавательный интерес к предмету;

    воспитывать бережное отношение к природе.

Основные понятия, изучаемые на уроке : минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения.

Учащийся должен знать: значение минерального питания для жизни растений, правила внесения удобрений, влияние азота, калия, фосфора на рост и развитие растений; определения: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения; классификацию удобрений.

Учащийся должен уметь: характеризовать процесс поглощения растениями раствора минеральных веществ, анализировать и обобщать теоретический материал, давать определения понятиям: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения

Обеспечение урока : учебники, печатные тетради, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки, таблица «Внутренне строение корня», коллекция минеральных удобрений.

Вид используемых на уроке ИКТ средств : технология презентаций

Методы обучения : проблемно-поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, исследовательский, практический, работы в группах.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения,личностно-ориентированная технология, мастерская построения знаний, исследовательская, критического мышления.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Обеспечение мотивации учащихся, формирование и принятие целей урока (постановка учебной проблемы).Актуализация субъектного опыта учащихся.

Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем живым организмам, которые отличают их от тел неживой природы. Какие свойства живых организмов вам известны?

Каких понятий не достаёт в этой схеме?

Что объединяет данные понятия? (работа со схемой)

К числу основных свойств организма относится и тот процесс, который вы легко сможете определить, просмотрев анимацию и постарайтесь назвать тему нашего урока. (демонстрация ЭОР№1)

Учитель добавляет, что речь пойдет также о питании растений, а именно, минеральном питании.

Запишите тему нашего урока « Минеральное питание растений». (запись темы урока в тетрадь)

    Сформулируйте проблемный вопрос к данной теме.

Каким же образом растение, у которого нет системы пищеварения, получает необходимые неорганические соединения?

На этот вопрос мы с вами и ответим сегодня на уроке.

    Подумай, с чем нам нужно будет познакомиться на уроке.

Что для этого нам нужно будет знать?

Что такое питание? Его значение.

Питание - слово у каждого из вас на слуху, по несколько раз в день мы его слышим.

С чем ассоциируется у вас это слово?

Питание – это процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни. (запись термина в тетрадь)

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Перечисляют известные им признаки жизни; работают в парах; посматривают анимацию. Называют, что к числу основных свойств живого относится процесс питания; озвучивают тему урока «Минеральное питание растений»; записывают тему урока в тетрадь; формулируют проблемный вопрос, составляют план действий:

1.Определить

Особенности минерального питания растения

2.Выявить особенности строения корня, связанные с выполняемыми функциями.

3.Определить условия для лучшего функционирования корня

Отвечают на вопрос учителя.

Называют ассоциативные

слова, связанные с понятием «питание».

Познавательные: формулирование цели и проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: учатся культуре общения, формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах Л ичностные: смыслообразование и личностное самоопределение.

Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала.

Содействие усвоению учащимися способов, средств, которые приведут к определенному выводу.

Растения не имеют специальной пищеварительной системы: питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны.

Проанализируйте рисунок. (Демонстрация ЭОР №2)

С помощью, каких органов осуществляются питания растения? Какие виды питания характерны для растений?

Ответ запишите в рабочую тетрадь в виде схемы

Если самостоятельно не можете ответить, обратитесь к странице 82.

Каким образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?

Откуда поступает вода в растения?

Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы?

Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения. Эта модель демонстрирует поступление растворенных веществ в растение или минеральное питание растений.

Выполните задание №55 в печатной тетради, стр.31

Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображенному в учебнике на стр.83 (рис.65)

Объясните понятие «корневое давление».

Запишите в рабочую тетрадь определение корневого давления, пользуясь текстом на странице 93

Предположите, как экспериментально можно доказать наличие корневого давления.

Для подтверждения ваших действий посетим виртуальную лабораторию в электронном приложении, где выполним лабораторную работу по инструкции в электронном приложении «Корневое давление у растений».

Сделайте выводы (запись выводов в рабочую тетрадь)

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Подумайте, что измениться, если почву поливать холодной водой?

Мы убедились, что вода и растворенные в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?

Как вы думаете, почему с давних времен человек с трепетом и заботой относится к почве?

Как вы понимаете термин «плодородие»? (запись термина в тетрадь)

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года. Почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы восполнить недостаток элементов питания?

Что такое удобрения?

На какие группы делятся удобрения? Для работы по данному вопросу обратитесь к тексту учебника стр.84. Представленный материал отразите в виде схемы.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её

Изучают рисунок ЭОР

Работают с текстом учебника, находят ответ на поставленный вопрос, пишут его

Изучают модель растения, выполняют задания в тетради; высказывают свои предположения, находят термины в учебнике

Высказывают свои предположения;

выполняют виртуальную лабораторную работу

письменно делают выводы в тетрадь по результатам работы

высказывают свои предположения

Записывают определение термина в тетрадь

Работают с текстом учебника, составление схемы

Предметные :учатся понимать смысл биологических терминов, давать характеристику биологическим процессам.

Личностные: личностное самоопределение. Коммуникативные: учатся культуре общения, умению самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

Познавательные : учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Установление правильности и осознанности изученного материала.

Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?........... Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!(В. Жак)

Тестовое задание «Волна»

Начертите линию и отметьте на ней 10 отрезков.

Решите, правильны или неправильны суждения. Если суждение, верно, то волна идет сверху линии, если нет то снизу.

1.Растения являются автотрофами (+)

2. Питание растений бывает только почвенное (-)

3.Корневые волоски находятся на всём протяжении корня. (-)

4. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.(-)

5. Клетки корневого чехлика недолговечны.

6. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.(+)

7.В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями.(+)

8.Подействием корневого давления водные растворы опускаются вниз (-)

9. Удобрения делятся на органические и минеральные(+).

10. К органическим удобрениям относятся фосфорные удобрения (-)

Учитель показывает получившуюся волну

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке

Ребята. Мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).

Учащиеся после обсуждения всего, что происходило на уроке, выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+».

Рефлексивный тест.

    Я узнал(а) много нового.

    Мне это пригодится в жизни.

    На уроке было над, чем подумать.

    На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

    На уроке я поработал(а) добросовестно.

Я, прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые вы поставили мне за урок.

Закончить урок мне хочется русской пословицей: “Человек без родины, что дерево без корней”

Литература

Литература для учителя и для учащихся:

    Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В.Пасечник. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014. - 207

    Электронное пособие к учебнику Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс М.: Дрофа

    Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология». Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс/ В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2013

    Рохлов В, Теремов А, Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М. АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432с.: ил. (серия «Занимательные уроки»)

    Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 160 с.

Электронные ресурсы:

(коллекция ЦОРов федерального центра информационно образовательных ресурсов)

6 био - 16

Тема

Цель

расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

Задачи:

- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере : организовать деятельность учащихся по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.

В ценностно-ориентационной сфере :

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры ; осознание ценности совместной деятельности

Оборудование

учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Вид урока:

комбинированный.

Форма работы

    лабораторная работа

    КОЗ

    Работа в группах

    фронтальная

Индивидуальная

Ход урока:

    Организационный момент.

    Мотивационный момент.

    А что такое питание?

    Для чего организмам нужны питательные вещества?

    Энергия?

    Что является источником энергии для растений?

Питание - процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах - световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя - в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.

Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

    Каковы же особенности питания растений?

    В каких питательных веществах нуждается растение?

    Откуда растение берет неорганические вещества?

    А органические вещества?

    Почему у растений два способа питания?

    Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.

    Формирование знаний, умений, навыков:

Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений

Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.

    Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия . А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.

Для начала ответим на некоторые вопросы:

    Что является органом почвенного питания?

Корень

Роль корня в почвенном питании растений.

    Каковы основные функции корня?

Удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

    Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

Зона всасывания

    Каковы особенности ее строения?

Наличие корневых волосков

    Что собой представляют корневые волоски?

Это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.

    Какой в этом смысл?

Зона всасывания использует для питания новые участки почвы

    Что произойдет если повредить корневые волоски?

Растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду

    Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

Пересаживать растения с комочком почвы

- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения

Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.

Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация , т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.

Корневое (почвенное) питание это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.

    Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?

Воду и минеральные соли.

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:

Удобрения

Органические: Минеральные:

2. Комплексные 1.Простые:

Торф - азотные

Навоз - калийные

Помёт - фосфорные

Перегной 3. Микроудобрения

Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.

Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.

Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.

Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.

Роль удобрений в росте и развитии растений.

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

Выход из этой ситуации - Вносить удобрения в почву. Но какие?

Давайте познакомимся с классификацией удобрений.

Азот

    Для роста растения

    При недостатке азота замедляется рост растений.

    Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.

    Сокращается вегетационный период.

    Уменьшается содержание белка и снижается урожай.

Калий

    Поддерживает водный режим

    Повышает морозо- и засухоустойчивость

    Повышает устойчивость к заболеваниям.

    Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.

    Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.

Фосфор

    Ускорение развития и плодоношения

    Усиление роста

    корней

    Повышение
    зимостойкости

    Задержка цветения и созревания.

    Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.

    При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений-фиолетовые оттенки.

Существует две группы удобрений Органические и минеральные.

К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.

Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе.

Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.

Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)

Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.

    Первичное закрепление знаний. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.

    Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.

    А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?

    Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?

    Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.

    Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования.

Итоги исследования:

    Домашнее задание. Дальнейшую стажировку вы продолжите дома. (слайд 21)

О бязательный уровень - прочитать в учебнике стр. 29-31, 38, 62 и выучить опорный конспект.

Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.

    На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?

    На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

    У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?

    На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?

    Рефлексия

    Домашнее задание

Все мы знаем, что нам нужно кушать молочные продукты. Прекрасно понимаем, почему это нужно делать. Ведь там же кальций, которые делает наши кости и зубы прочными, сильными и здоровыми. И такие же примеры можно привести с другими минеральными веществами в нашем организме. А что же растения? Они же тоже живые, и тоже нуждаются в этих же элементах. На этом уроке мы предлагаем вам узнать, как же они их кушают и зачем они, все-таки, нужны.

Питание - поглощение организмом химических веществ для получения им энергии и «строительного материала».

Растения для питания используют энергию солнечного света. При помощи фотосинтеза они запасают ее в форме сложных органических соединений. Растения не получают энергию из веществ, входящих в состав почвы.

Фотосинтез - процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света.

Минеральное питание растений - это совокупность процессов поглощения из почвы, передвижения по телу и усвоения растениями минеральных веществ.

Опыты Соссюра

В XIX веке французский ученый Соссюр занимался детальным анализом химического состава растений. Состав золы всех растений оказался приблизительно одинаковым. Так ученый обнаружил фосфат кальция в золе всех рассмотренных растений. При выращивании растений на дистиллированной воде ученый обнаружил в них ровно столько минеральных соединений, сколько было в семенах. Таким образом он доказал, что почва является источником только минеральных веществ для растения. А источником углерода для построения органических веществ является атмосфера.

Через корни растения поступает вода и растворенные в ней минеральные соединения (азот, калий, фосфор и т.д. (см. Рис. 1)).

Рис. 1. Периодическая система химических элементов (желтым выделены основные необходимые растениям элементы)

Если растение не получает хотя бы какого-то из необходимых ему химических элементов, то процессы его жизнедеятельности могут резко нарушиться (см. Рис. 2). Другие химические элементы, даже при получении их в избыточном количестве, не способны заменить недостающие.

Рис. 2. Последствия дефицита серы у левого растения

Например, атомы химического элемента азота входят в состав любого белка и еще многих соединений. Соединения азота необходимы растениям в большом количестве при быстром росте. В связи с этим в почву вносят азотные удобрения (см. Рис. 3).

Рис. 3. Азотные удобрения

Соединения фосфора способствуют скорейшему созреванию плодов, а калия - быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к стеблям и корням.

Нитраты

Нитраты - соли азотной кислоты, необходимые для жизни растений. Попадая в организм человека, нитраты превращаются в соли - нитриты, которые пагубно действуют на гемоглобин крови, что приводит к отравлению или смерти.

Растения перерабатывают нитраты. И чтобы сельскохозяйственная продукция их не содержала, нужно не злоупотреблять азотными удобрениями.

Водоросли, а также некоторые мхи усваивают питательные вещества с помощью всей поверхности тела или через корни. Вода и минеральные соли обычно поступают через корневые волоски (см. Рис. 4), что увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частичками почвы.

Рис. 4. Корневые волоски под микроскопом

Из клетки корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем и в сосуды корня. И далее в верхние органы растения. Этот процесс обеспечивается корневым давлением.

Влияние условий полива на рост колеуса

Возьмите 2 средних размера растения колеуса (см. Рис. 5). Поставьте их в теплое, светлое место и 3 дня не поливайте. Затем поливайте регулярно. Одно из растений поливайте каждый день утром и вечером, расходуя для каждого полива по 50 мл воды. Второе растений поливайте 3 раза в неделю, расходуя для каждого полива по 200 мл воды. Наблюдайте за ростом и развитием растений.

Рис. 5. Колеус

Опыт: у комнатного растения срезается стебель на высоте 10 см от земли, а на оставшийся пенек надевается резиновая трубочка, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если горшок с растением полить теплой водой, то через верхний конец стеклянной трубочки начнет выделять жидкость. Если полить горшок с растением очень холодной водой, то жидкость через стеклянную трубочку выделяться не будет. Это связано с зависимостью скорости поглощения воды корнем от ее температуры.

Растение будет нормально расти и развиваться только в том случае, если в окружающей его среде имеются все необходимые минеральные вещества.

Почва (см. Рис. 6) - это верхний слой литосферы Земли, образовавшийся в результате разрушения горных пород и жизнедеятельности организмов.

Плодородие - способность почвы обеспечивать растение необходимыми минеральными веществами и влагой, поддерживая их жизнедеятельность. Определяется наличием в почве гумуса (перегноя).

Рис. 6. Почва

Каждый урожай уносит с собой часть органических и минеральных веществ почвы. Это приводит к ее истощению. Поэтому в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Удобрения - вещества, предназначенные для улучшения питания растений и повышения плодородия почвы.

Органические удобрения - это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или часть отмерших организмов животных, растений (торф, перегной).

Минеральные удобрения: азотные (аммиачная селитра, аммиачная вода), фосфорные (суперфосфат, преципитат), калийные (зола, сильвинит).

Азотные удобрения способствуют увеличению вегетативной массы растения. Фосфатные - ускоряют развитие растений, улучшают качество урожая. Калийные - увеличивают накопление питательных веществ в клубнях и др. частях растений.

Микроудобрения - это удобрения, содержащие соединения химических элементов, необходимых растениям только в небольших количествах (медь, кобальт, цинк, бор, железо).

В разные периоды жизни растения нуждаются в различных наборах минеральных веществ, и удобрения поэтому вносятся в различные сроки, в зависимости от потребностей и вида растений.

Избыток любого из удобрений может повредить растениям и потребителям сельскохозяйственной продукции.

Методы выращивания растений

В современных теплицах применяются методы гидропоники и аэропоники.

Гидропоника - выращивание растений в питательном растворе, содержащем все необходимые вещества.

Аэропоника - выращивание растений, при котором сосудистая корневая система находится в воздухе, откуда получает все необходимые минеральные вещества.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Sbio.info ().
  2. Plantphys.bio.msu.ru ().
  3. Blueberry.ru ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 160, задания и вопросы 4, 6 ().
  2. Что такое корневое давление?
  3. Что такое минеральное питание растений? Какие вещества необходимы для его осуществления?
  4. * Подготовьте небольшое сообщение об используемых сейчас удобрениях. Поделитесь этой информацией со своей семьей.

Елена Кумейко
Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы»

Конспект урока по биологии (6 класс) :

Минеральное питание растений из грунта .

Цели и задачи урока :

-сформировать понятия : органическое и минеральное удобрение , питание растений ,корневые волоски, сосуды,проводящая ткань, определить роль корня и корневой системы в питании растений ;

Закрепить знания о строении корня и стебля, умение узнавать органы растений , устанавливать причинно-следственные связи между процессами и функциями органов растений ;

Формировать навыки ухода за растениями и бережного отношения

к природе;

Воспитывать самоорганизацию, умение работать в команде,воспитывать интерес к предмету и природе, бережное отношение к почве , как природному ресурсу.

Оборудование : комнатные растения , таблицы “Корень и его зоны”, макет корня, учебник, компьютер.

Тип урока : урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы : проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала, иллюстративно- демонстративный.

Основные биологические понятия урока : минеральное (почвенное ) питание , корень, стебель, лист, корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, органическое и минеральное удобрение .

ПЛАН УРОКА :

I. Организационный этап.

II. Актуализация изученного материала.

Беседа. В растениеводческих хозяйствах никогда не станут много лет подряд сеять на одном участке земли одно и тоже растение . Надо обязательно менять культуру. Почему?Есть ли еще какой выход?

Обсуждение с учащимися проблемы. Почва , которая используется человеком для выращивания культурных растений , требует восстановления состава, т. к. питательные вещества уносятся растениями . Поэтому человек вносит удобрения.

Какая вегетативная часть ?

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Какая вегетативная часть растения отвечает за питание растений ?

Работа с таблицей «ЗОНЫ КОРНЯ»

Слайд №1. Зоны корня.

Как минеральные вещества поступают в растение ?

Какие органические вещества вы знаете?

Как они поступают в растение ?

Чем питание растений отличается от питания других организмов ?

Какие функции выполняет корень?

Что такое корневой волосок? Каково его значение?

III. Изучение нового материала.

Учитель :Наша задача определить из чего состоит почва ?

Кто и что участвует в почвообразовании ?

Слайд 2. Мы безмерно богаты :

Ведь в станицах и селах

Почвы самые лучшие

Их зовут черноземы!

Посмотрите фильм и узнаете состав почвы .

ПРОСМОТР ФИЛЬМА «ПОЧВА »

Учитель :

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается , теряет питательные вещества .

Чтобы восполнить недостаток элементов питания , в почву вносят удобрения .

Минеральные – искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают : азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения, которые содержат микроэлементы : бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения . выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Слайд№3. Таблица минеральных удобрений .

Органические –это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет) или отмершие части организмов животных или растений (перегной,торф) .

Слайд№5. Схема «Автотрофы и гетеротрофы»

(Сообщения учащихся об организмах, участвующих в почвообразовании ).

IV.Закрепление изученного материала.

1. Давайте поиграем в игру :Верю,-не верю!

«Верю» говорят учащиеся «да» , «не верю» хлопок руками.

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2. Почва возникла вместе с живыми организмами.

организмами.

3. В состав почвы входят : глина, песок,

4. Состав воздуха в почве и в атмосфере не одинаковый.

одинаковый.

5. Гумус необходим для питания растений .

6. В почве обитают только мелкие животные.

7. Почвенные животные слепые .

8. Дождевые черви улучшают плодородие.

2. Работа учащихся с карточками-тестами. (6 учащихся) .

Вопросы тесты.

1. Калийное удобрение-это :

А) минеральное удобрение ;

Б) органическое удобрение.

2. В почвообразовании принимает участие :

А) воздух;

В) камень;

Г) дождевой червь.

3. Навоз-это :

А) неорганическое удобрение;

Б) слой почвы ;

В) органическое удобрение.

4. Азотные удобрения лучше вносить :

А) осенью;

Б) весной.

5. Питание растений зависит от поверхности корневых волосков :

3. Остальные учащиеся работают с учебником.

Используя параграф 25 необходимо найти ответы на вопросы :

1. Как отразится на растении недостаток минеральных веществ ?

2. Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?

V.Подведение итогов урока .

VI.Домашнее задание.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: