Немецкая политологическая школа разработка проблем. Франция и ее «специфическая проблема

Внешняя политика Парижа: нужны трезвость оценки и вера в будущее

Во внешней политике постоянство всегда преобладает над динамикой. Правление Франсуа Олланда только подтверждает это правило: поддержание статуса «великой державы» возводится в абсолют, обнаруживая боязнь упадка «прежней» Франции. Французская внешняя политика, по словам министра иностранных дел Лорана Фабиуса, преследует четыре цели: участие в сохранении мира и безопасности в глобальном масштабе, предотвращение глобальных экологических катастроф, содействие продвижению европейского проекта и оздоровление французской экономики. Эти амбиции едва ли способны скрыть глубокий кризис идентичности, вызванный экономической и социальной ситуацией во Франции, одним из симптомов которого является всплеск евроскептицизма.

Результаты выборов в европейский парламент в мае 2014 г. можно считать закономерным развитием тенденций, проявившихся еще в 2005-м, когда французы на референдуме сказали «нет» европейской Конституции. Подобные вызовы нельзя оставлять без внимания ввиду опасности ослабления национального и европейского единства.

Другими словами, назрела необходимость решить ту «специфическую французскую проблему», которая заключается в неспособности как правых, так и левых сократить государственные расходы и провести структурные реформы. Еще большее значение имеют психологические барьеры, а именно пессимизм и отсутствие веры в будущее, парализующие волю французов. В январе 2014 г. в ходе социологического исследования 85% респондентов признались, что, по их мнению, Франция находится в состоянии упадка. По идее внешняя политика, предполагающая «осмысление и практическое решение международных вопросов», должна способствовать исправлению ситуации. Если говорить об осмыслении международных вопросов, для адекватного восприятия мира нужны трезвость оценки и способность ее транслировать. Практическое решение международных проблем требует последовательности курса и способности к адаптации, чтобы с их помощью обратить себе на пользу процессы глобализации и предотвратить последствия трансформации внешних угроз. И осмысление, и практика должны основываться на некоей общей идее. Попробуем внести свой вклад в ее разработку, наметив приоритетные направления в анализе и прогнозировании для целей внешней политики.

Приоритетные области действия

Франция занимает в Европе центральное место. Это остается ее главным козырем. Со времен плана Шумана (май 1950 г.) Европа, и в частности Германия, играют важнейшую роль во внешней политике Франции. Однако, если верить отчету France Strategie, «к середине 2014 г. угроза распада Европы остается вполне реальной». Одним из факторов, несущих такую угрозу, являются глубокие расхождения между Францией и Германией. Действительно, «разность мощи» двух стран за последние десять лет только возросла. О немецкой модели часто говорят для того, чтобы подчеркнуть неспособность Франции к структурным реформам. В Германии доля экспорта в ВВП выросла с 24% в 1995 г. до 52% в 2013 году. Улучшение торгового баланса страны достигнуто за счет Франции, Италии и Великобритании. Из европейских государств — членов НАТО Франция и Англия несут на себе основное бремя расходов на нужды альянса (больше 50%). С 2010 г. две страны связаны Ланкастерским соглашением, фактически осуществляя совместное руководство (co-leadership) вопросами обороны в Европе. Нет сомнений в том, что т. н. brexit, то есть возможный выход Великобритании из Евросоюза, не замедлит сказаться на балансе европейских институтов и отрицательно отразится на восприятии ЕС в мире. Кроме того, Франция автоматически лишится своей центральной роли в Европе; поэтому этот вопрос будет решающим в ближайшие годы.

Африка, огромный континент, переживающий глубинные преобразования, имеет для Парижа огромное значение вследствие разных стратегических, экономических и миграционных факторов. Экономическое развитие Черной Африки, особенно районов, богатых энергетическими ресурсами, открывает новые возможности и создает конкуренцию между иностранными инвесторами. Франция проявляет живой интерес к военному сотрудничеству, осуществляя его через серию оборонных соглашений: недавно, несмотря на урезание военного бюджета, проведены полномасштабные военные операции в Ливии, Кот д’Ивуаре, Мали, Центрально-Африканской Республике, продемонстрировавшие отличную боевую готовность французских войск. С началом военной операции в Мали французское общественное мнение осознало всю серьезность положения в Сахеле: дестабилизация обстановки представляет угрозу не только для стран Сахельского региона, но и для европейских государств — пусть Парижу и не удалось убедить своих партнеров в том, что их безопасность, среди прочего, зависит от этой далекой территории.

Правда, развитие событий в Ливии после франко-британской военной операции 2011 г. заставляет задуматься о политических последствиях «точечных» акций такого типа. Появление в 2006 г. организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» внесло коррективы в традиционные представления о границе, будто бы четко разделяющей Африку на северную и «черную». События в Ливии, смена режима в Тунисе в ходе «арабской весны» вынуждают внимательно следить за развитием Марокко и Алжира. Алжирский вопрос, будучи своего рода табу, остается важнейшим элементом французской внешней политики, хотя неопределенность будущего Алжира после ухода Бутефлики и внезапные изменения курса Парижа и Алжира по отношению друг к другу способны подорвать связи между двумя странами.

Еще одним приоритетным направлением внешней политики следует считать Ближний Восток. С 1967 г. Франция стремится оказывать влияние на участников израильско-палестинского конфликта, признавая права обеих сторон. Вместе с тем ее арабская политика всегда основывалась на идее поддержания торговых обменов со странами Персидского залива, продажи оружия и закупки энергоресурсов; сегодня будущее французских военных технологий отчасти зависит от поставок оружия в эти страны. С 1995 г. Франция развивает связи с Объединенными Арабскими Эмиратами, в Абу-Даби появилась постоянная военная база. С Саудовской Аравией, Катаром и Кувейтом подписаны соглашения о военном сотрудничестве, предусматривающие в первую очередь совместные учения и подготовку во Франции офицерского состава этих стран. Став хозяином Елисейского дворца, Франсуа Олланд начал укреплять связи с Эр-Риядом. Некоторый отход от подобной линии французская дипломатия допускает только в двух вопросах (связанных между собой): ядерная программа Ирана и гражданская война в Сирии. Париж делал ставку на скорое падение Башара Асада, но вынужден был смириться с крахом своих планов, когда Вашингтон, учтя российскую инициативу о нейтрализации сирийского химического арсенала (сентябрь 2013 г.), отказался от военного вмешательства в сирийские дела. Именно на ближневосточном направлении можно в обозримом будущем ожидать заметной эволюции внешнеполитического курса Парижа; это касается прежде всего переговоров с Ираном, войны в Сирии и израильско-палестинского конфликта.

Отношения с тремя супердержавами

Отношения с Вашингтоном — краеугольный камень французской внешней политики. За последнее десятилетие они прошли путь от оппозиции американской интервенции в Ираке — в этом Париж был солидарен с Берлином и Москвой — до тесного сотрудничества по целому ряду вопросов. Две страны тесно сотрудничают в борьбе с терроризмом: откровения Эдварда Сноудена вызвали гораздо большую реакцию в Германии, нежели во Франции. С момента возвращения в военные структуры НАТО в 2008 г. Париж остается верным союзником Вашингтона; само возвращение лучше других событий символизирует эволюцию внешнеполитического курса при президенте Саркози. Однако решение Барака Обамы не вмешиваться в сирийский конфликт показывает неготовность Америки идти на поводу у Парижа. На переговорах по соглашению о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП) будут задействованы серьезные политические ресурсы для пересмотра рамок трансатлантического диалога. Ввиду слабости экономики Париж на этих переговорах находится в менее выигрышном положении, чем Германия. Тем не менее одной из краткосрочных целей Франции должно стать отстаивание своих позиций по некоторым вопросам.

В 2014 г. Париж и Пекин отметили 50-летие установления дипломатических отношений. Как и в случае с Алжиром, инвестиции в КНР обеспечиваются государственными гарантиями. Именно Китай выступает главным объектом «экономической дипломатии», за которую так ратует французский МИД: речь идет не только о содействии французскому бизнесу в КНР, но и прежде всего о привлечении во Францию китайских инвесторов и туристов. Однако можно отметить эволюцию данной политики в трех направлениях. Во-первых, стремление Парижа сохранить modus vivendi между Китаем и Соединенными Штатами в наши дни едва ли осуществимо дипломатическими средствами. Во-вторых, во французской «Белой книге» 2013 г. заявлены гораздо менее амбициозные задачи в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чем в 2008 году. Наконец, пытаясь скорректировать свою восточную политику, традиционно ориентированную на Китай, Париж развивает стратегические отношения и с другими странами региона: Индией (которой он поставляет самолеты «Рафаль»), Японией, Австралией, Кореей, Индонезией, Сингапуром и Вьетнамом.

Под воздействием сирийского и украинского кризисов изменился характер отношений Франции с Россией. Вопреки дежурным заявлениям о российско-французской дружбе отношения переживают спад, связанный с глубокими расхождениями в оценке мировых событий. Согласно российской точке зрения, американо-британская интервенция в Ираке привела лишь к возобновлению извечного конфликта суннитов с шиитами и нарушила хрупкое равновесие в регионе. Москва считает, что она, в отличие от Парижа и Берлина, остается верной той позиции, которую заняла во время американо-британского вторжения в Ирак в 2003 году. Что же касается Парижа, то его действия в Ливии Россия расценивает как интервенцию, а позицию по Сирии называет «авантюристической». По мнению Москвы, политика Франции отражает интересы Саудовской Аравии и Катара. Франция, со своей стороны, указывает на ужесточение режима Владимира Путина и поддерживает антироссийские санкции, введенные после аннексии Крыма и дестабилизации обстановки на востоке Украины. Очевидно, что Парижу в ближайшем будущем придется задействовать серьезные дипломатические ресурсы для того, чтобы уравновесить германское влияние на отношения Европы с Россией и другими восточноевропейскими странами.

«Горизонтальные» вопросы

Экономическое положение Франции остается весьма тревожным, угрожая макроэкономическому равновесию зоны евро. Аналитики характеризуют ситуацию следующим образом: «Франция является страной-должником с дефицитом текущего баланса и без видимых перспектив на преодоление данной тенденции, причем бÓльшая часть держателей государственного долга проживают за пределами страны». Одним из путей разрешения кризиса может стать приведение позиций Франции и Германии к некому общему знаменателю, поскольку единая валюта нежизнеспособна без действенного экономического управления. Как и в другие ключевые моменты своей истории (вспоминается план Пинэ—Рюеффа 1958 г.), Франция не сможет обойтись без финансового оздоровления экономики, если она дорожит своей независимостью, которая с 1958 г. остается девизом ее внешней политики. Но после введения евро финансовое оздоровление Франции возможно только в координации с экономической политикой партнеров. Евро — символ всего европейского проекта; он стал признанной мировой валютой, налагающей на страны ЕС определенную дисциплину, которую Франции придется соблюдать, если она не хочет поставить под угрозу европейское строительство.

Чтобы воспользоваться возможностями, которые предоставляет глобализация, открытая экономика должна быть полностью интегрированной в глобальные потоки: в «Индексе глобальной интеграции», подготовленном институтом McKinsey, Франция занимает седьмое место. Потоки данных приобретают первостепенное значение для всякой экономической деятельности; их направление и контроль над ними представляются отныне наиважнейшей задачей. В последнее время получила распространение проблема «цифрового суверенитета». Так же как и евро, цифровая информация является фактором, обуславливающим глубокие преобразования всей системы — преобразования, которые больше нельзя рассматривать только в национальных рамках. Вызывает тревогу маргинализация Европы на мировом рынке цифровых технологий. Существует риск, что в недалеком будущем любые данные и информация станут поступать в Европу через страны-посредники, не относящиеся к числу европейских государств. Европа должна как можно скорее взять в руки разработку цифровых технологий и занять предназначающуюся ей нишу — между Соединенными Штатами, которые после разоблачений Сноудена потеряли моральный авторитет в этой сфере, и авторитарными режимами, которые стремятся подчинить интернет своей власти. Одной из задач Парижа должно стать развитие «цифровой» дипломатии. Для осуществления этой идеи надо, во-первых, прислушаться к требованиям гражданского общества о демократизации внешней политики и использовать в публичной дипломатии те возможности, которые дают информационные и коммуникационные технологии (TIC); во-вторых, выработать концепцию управления интернетом, сообразующуюся с индустриальной политикой страны в сетевой сфере.

Политика независимости Франции, проводимая генералом де Голлем, основывалась на двух принципах: развитии ядерного оружия и создании энергетики, включающей мирный атом. Франция сумела построить диверсифицированную энергетическую систему. Однако ее энергетическая политика не может оставаться в национальных рамках; отныне она должна выстраиваться и проводиться на общеевропейском уровне, в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями. В отличие от сферы цифровых технологий, в области энергетики Европа имеет ряд крупных компаний, работающих на мировом рынке. Энергетическая политика Европы обусловлена тремя факторами: забота об окружающей среде, конкурентоспособность и безопасность. На этом пути встречаются успехи и неудачи. Борьба с изменением климата является приоритетным направлением современной французской дипломатии, но представляет лишь один из аспектов энергетической тематики.

Подготовка и проведение внешнеполитического курса зависят от множества факторов. В завершение нашей статьи обозначим три из них.

Во-первых, во Франции с 1918 г. существует тесная связь между обороной и финансами, мощью и бессилием — именно здесь следует искать истоки нынешних споров об объеме военных расходов. Эти дискуссии, затрагивающие самую суть дипломатического позиционирования страны, свидетельствуют также и об осознании властями угроз, исходящих извне. Европейские лидеры, желая получить свою долю «мирных дивидендов», значительно урезали расходы на оборону, это касается и Франции, хотя в несколько меньшей степени, чем других стран. Но европейским лидерам приходится иметь дело с новыми формами развития конфликтов. Главной задачей внешней политики остается обеспечение национальной безопасности: никогда нельзя останавливаться на достигнутом и считать ее полностью выполненной. Сегодня Франция благодаря своему вооружению все еще располагает некоторыми преимуществами перед другими государствами.

Во-вторых, нужно отметить постоянство, иначе говоря, устойчивость, французской внешней политики. В связи с этим вспоминается отрицательное отношение к глобализации во Франции, которому способствуют, с одной стороны, отсутствие у французов экономической культуры, а с другой — потеря французской элитой традиционной национальной культуры. Мы видим «девальвацию национальной истории» в сочетании с «новым типом отношения к прошлому», для которого характерны поверхностность, эмоциональность и морализаторство. Таким образом, может появиться «эмоциональная дипломатия», абсолютно несовместимая с традиционным типом внешней политики, сложившимся с течением времени.

И последнее. «Специфическая французская проблема», по всей видимости, связана с эволюцией элит и их притязаниями. Элите, в отличие от других слоев населения, глобализация выгодна; при этом определенная часть элиты открыто отвергает ограничения, которых требует идея национального сплочения. Проблема заключается не в отношении элиты к глобализации, а в ее отношении к Франции. Упадок Франции, который столько раз предсказывали, наступит только вслед за упадком элиты. Как это случилось в 1940 году.

Тома Гомар — доктор исторических наук, специалист по международным отношениям, руководитель программы по изучению России и СНГ Французского института международных отношений (IFRI). Преподавал в Университете Париж-1, а также в Королевском колледже в Лондоне и в Институте военных исследований ЕС в Париже. Является преподавателем Высшего военного училища Сен-Сир ВС Франции. В 2001 г. был приглашен в МГИМО. Автор книг: ’Двойная разрядка: французско-советские отношения в период с 1958 по 1964 г.’ (2003), ’Российско-французские отношения с точки зрения Москвы’ (2002), а также многочисленных статей по российской проблематике. Создатель электронной коллекции экспертных статей о России и странах СНГ — ’Russie. Nei. Visions’ на английском, французском и русском языках на базе IRFI.

  • Специальность ВАК РФ09.00.02
  • Количество страниц 200

ГЛАВА X. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДНЫХ ЭТАПОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ14

§ I. Классики марксизма-ленинизма, международное коммунистическое движение о переходных этапах революционного процесса.14 -

§ 2. Учет национальных особенностей классовой борьбы в концепции переходных этапов.40

ГЛАВА П." ПЕРЕДОВАЯ ДШКРАТЙЯ"- ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП

НА ПУТИ К СОЦИАЛИЗМУ63

§ I. Объективные причины появления концепции" передов ой демократий".63 -

§ 2. Общая характеристика" передовой демократии81 -

§ 3. Необходимостьюза народа Франции -решающее условие продвижения кциализму.123

Рекомендованный список диссертаций

  • Проблемы антимонополистической демократии в Мангеймской программе ГКП 1984 год, кандидат исторических наук Крышкин, Евгений Федорович

  • Некоторые проблемы борьбы коммунистической партии Великобритании за широкий антимонополистический союз (70-е начало 80-х годов) 1983 год, кандидат философских наук Власова, Ирина Борисовна

  • Борьба партии большевиков за студенчество в трех российских революциях 1984 год, доктор исторических наук Олесич, Нинэль Яковлевна

  • Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции "демократического социализма" в Португалии 1984 год, кандидат юридических наук Якушик, Валентин Михайлович

  • Исторический опыт Великого Октября: общее и особенное в аспекте современной идеологической борьбы 1984 год, доктор философских наук Малафеев, Леопольд Федорович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка Французской Коммунистической Партией концепции переходных этапов революционной борьбы»

Научная и политическая актуальность темы." Одним из центральных вопросов стратегии и тактики коммунистических партий развитых капиталистических стран является проблема отыскания формы подхода или перехода к социалистической революции.

Появление новых форм подхода или перехода в современных условиях связано с укреплением и ростом революционных сил, преээде всего мировой системы социализма, с дальнейшим обострением общего кризиса капитализма, усилением рабочего и демократического движения внутри развитых капиталистических стран.

Одной из таких форм подхода или перехода в этом регионе является борьба за экономическую и политическую демократию. Борьба за демократию здесь может стать той объединительной основой, на которой соединятся различные потоки антимонополистического движения. Ее использование в целях победы социалистической революции строится на правильном учете основных тенденций мирового революционного процесса, на сочетании текущих, каждодневных задач с задачами социалистической революции.

Коммунистические и рабочие партии, в отличие от правых и "левых" оппортунистов, - отмечалось в Итоговом документе Мевду-народного Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 года,-не противопоставляют борьбу за глубокие экономические и социальные требования, за передовую демократию, борьбе за социализм, а считают ее частью этой борьбы. Радикальные демократические преобразования, которые будут достигнуты в борьбе против монополий, против их экономического господства и политической власти, будут способствовать осознанию все более широкими массами необходимости социализма"*.

I. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий.

Документы и материалы. - М.:Политиздат, 1969, с.306.

Значительный опыт в разработке программы глубоких демократических преобразований накоплен Французской коммунистической партией. Действуя в условиях страны, имеющей богатые демократические традиции, мощное рабочее и демократическое движение, Французская коммунистическая партия внесла весомый вклад в разработку демократических программ. Серьезные теоретические исследования проводят французские коммунисты и в современных условиях.

Интерес к исследуемой проблеме объясняется также и прочными историческими связями, существующими между СССР и Францией, революционным рабочим движением этих стран. Как отмечал на конференции, посвященной 60-летию Французской коммунистической партии, академик А.Г.Егоров: "Диалектика истории такова, что проверенный и обогащенный в огне первой в мире победоносной социалистической революции, углубленный теоретической мыслью Ленина опыт Парижской коммуны. был использован Французским рабочим движением в процессе борьбы за создание и укрепление Французской компартии, в руководстве классовой борьбой"*. Особого внимания заслуживает период с 1958 по 1970 гг., когда французскими коммунистами была разработана концепция передового демократического строя, как переходного этапа на пути к социализму. В этот период в результате серьезного теоретического анализа появились такие важные программные документы, как "Манифест Французской Коммунистической партии", "Правительственная программа ФКП"2.

1. Вопросы истории КПСС, 1981, № 3, с.142.

2. Manifest du Parti communiste pour democratie avancee, pour une Prance socialiste. - Paris: Editions Sociales, 1969, Parti communiste francais. Programme pour un gouvernement democratique

DvUnion populaire. Changer de cap. - Paris: Editions sociales, 1971.

Необходимо отметить решающую роль французских коммунистов и в появлении "Совместной правительственной программы левых сил"*.

В эти годы французские коммунисты уделяли большое внимание изучению экономических и социальных проблем государственномонополистического капитализма, дали развернутую характеристик 2 ку современного этапа его развития.

Опыт, накопленный французскими коммунистами при разработке концепции "передовой демократии»," имеет и мезэдународное значение. В современных условиях большинство коммунистических партий развитых капиталистических стран ориентируется на прохождение промежуточных этапов революционной демократической борьо бы на пути к социализму.

Цель исследования и степень разработки данной проблемы. Автор поставил перед собой цель на основе анализа документов

1. Programme commun de gouvernement du Parti communiste francais et du Parti socialiste. - Paris: Editions sociales, 1972.

2. Traite marxiste d^Economie politique. Le capitalisme monopo-liste d4Etat. - Paris: Editions Sociales, 1971.

3. См.: Проблемы мира и социализма, 1973, $ 4, с.65; Проблемы мира и социализма, 1978, I*3 3, с.33; Hew program of the Party.-New York . 1970; Виммер Э. Ленинизм и перспективы нашей борьбы.-Проблемы мира и социализма, 1978, № 9, с.И

17; Франсис Р. Христиане и антимонополистический фронт в Бельгии. -Проблемы мира и социализма,1979, № 8, с.68-72; Енсен И. Программные задачи и конкретная ситуация. - Проблемы мира и социализма, 1978, № II, с.16-21; Сааринен А. За демократический поворот. - Проблемы мира и социализма, 1979, № 2, с. 20-25; Касвен Ханс И. Коммунисты Норвегии против монополий. -Проблемы мира и социализма, 1979, № 2, с.64-70; Potere,Politica Stato. Ciam. Pino. Roma, v 1967; Барма JI. Развитие, реформы, революция. - Проблемы мира и социализма, 1978, I? 4, с. 24-28.

Французской коммунистической партии раскрыть ее вклад в разработку переходного демократического строя на пути к социализму. Основными задачами исследования являются:

Рассмотрение проблемы общего и особенного в концепции передовой демократии.

Изучение объективных условий, определяющих необходимость данного переходного этапа борьбы.

Раскрытие содержания строя передовой демократии, характеристика его места и роли в революционном процессе.

Анализ Союза широких антимонополитических слоев, как важнейшего условия продвижения к социализму.

Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских взглядов по данной проблеме.

За последнее время советскими учеными проделана большая работа по изучению стратегии и тактики коммунистической партии Франции в условиях третьего этапа общего кризиса капитализма. Этому способствуют отношения дружбы и сотрудничества, существующие мевду КПСС и Ш1. Как отмечалось в Совместном коммюнике делегации КПСС и ФКП по итогам визита партийной делегации ФКП в Советский Союз в январе 1980 года: "Между советскими и французскими коммунистами существуют братские отношения дружбы и интернациональной солидарности, основанные на независимости, равноправии и невмешательстве. Обе партии считают, что различия в позициях и существующие расхождения не могут служить препятствием для их сотрудничества в достижении основных целей, являющихся для них общими."*

Среди трудов советских исследователей необходимо, презде всего, вццелить кандидатские диссертации В.С.Антипова*, О.А.Бур О Л R гало, Г.И.Носенко0, JI.А.Никитина, Ш.М.Окропиридзе, статьи и с монографию Р.С.Варфоломеевой.

Довольно подробно эта проблема освещается в монографии А.И. 7

Перминовой. Наряду с работами, специально посвященными проблеме соотношения борьбы за демократию и за социализм в политике ФКП за исследуемый период, данный вопрос рассматривался во многих научных трудах советских ученых, как один из вопросов исследования. о

Здесь необходимо отметить докторские диссертации А.Д.Залевского,

1. Антипов B.C. Разработка Французской Коммунистической партией проблемы сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм. -Канд. дисс. , Л. ,1970.

2.Бугало О.А. Некоторые актуальные проблемы борьбы Французской Коммунистической партии за демократию и социализм. - Канд. дисс.,М.,1976.

3. Косенко Г.И. Борьба Французской Коммунистической партии за подлинную демократию и подвод масс к социалистической революции. /1958-1968/ - Канд.дисс.,Киев, 1968.

4. Никитин Л.А. Некоторые вопросы стратегии и тактики Французской Коммунистической партии на современном этапе. - Канд. дисс.,М.,1974.

5. Окропиридзе Ш.М. Разработка и обоснование Французской Коммунистической партией перехода Франции к социализму. - Канд. дисс., М.,1969.

6. Варфоломеева Р.С. Борьба Французской Коммунистической партии за мир, демократию и социализм. 1945-1970. - М.:Мысль, 1972.

7. Перминова А.И. Боевой авангард трудящихся Франции. - М.: Мысль, 1980.

8. Залевский А.Д. Проблема подвода масс к социалистической революции в странах капитала. - Докт.дисс., Киев, 1973.

Н.Г.Крутько, кандидатские диссертации В.А.Зерецкого, В.С.Левоняна^, Я.Мацейчика^, монографии А.Малькова^, С.И.Черненко^, ряд 7 коллективных работ.

Здесь проблема соотношения борьбы за демократию и социализм изучается, как общая для всех высокоразвитых капиталистических стран. В той или иной мере она анализируется и в работах советских историков, экономистов, социологов; в частности, в коллек

R 9 тивном труде История Франции, работах Э.А.Арсеньева, Ю.В.Бори

1. Крутько И.Г. Место и роль современных демократических движений в борьбе за переход к социализму развитых капиталистических стран. - Докт.дисс., Минск, 1970.

2. Зарецкий В.А. Проблемы демократической альтернативы социально-экономической политике монополий в деятельности компартий развитых капиталистических стран Западной Европы. - Канд. дисс.,М.,1974.

3. Левонян B.C. 0 соотношении демократических и социалистических задач в современной революционной борьбе пролетариата зоны развитого кащтшш:зма - Канд.дисс., Киев, 1973.

4. Мацейчик Я. Современное Международное Коммунистическое движение о путях перехода к социализму стран развитого капитализма. - Канд.дисс.,М.,1973.

5. Мальков А. Исторический опыт КПСС - проблемы подготовки пролетарских революций в развитых капиталистических странах.-Ростов-на-Дону, 1974.

6. Черненко С.И. Пути подхода и перехода к социалистической революции в современную эпоху. - Днепропетровск, 1971.

7. Борьба Коммунистических партий за демократию и социализм.-М.гМысль, 1968; Проблемы современного коммунистического движения.-М.:Мысль,1972; Политические битвы в странах капитала. - М.:Международные отношения, 1969.

8. История Франции. В трех томах. - М.:Наука, 1972.

9. Арсеньев Э.А. Франция: проблемы и практика. - М.:Политиздат, 1978. т? я д соваА, Г.Г.Дилигенского, В.Ф.Коломийцева, В.И.Кузнецова,Р.Ф.

Матвеева, Н.И.Молчанова0, М.М.Перовича, Г.М.Ратиани0, В.П.Смир

1. Борисов Ю.В. Новейшая история Франции /1917-1964/. - М.: Просвещение, 1966.

2. Дилигенский Г.Г. Рабочий класс на капиталистическом предприятии. -М.: Наука, 1969.

3. Коломийцев В.Ф. Рабочий класс и профсоюзы. - Франция в борьбе против монополий /1968-1981/.- М. :Профиздат, 1981.

4. Кузнецов В.И. Франция: экономика государственно-монополистического капитализма. - М.,1968.

5. Матвеев Р.Ф.В поисках точки опоры /Политическая теория и практика французской монополистической буржуазии/.-М.: Международные отношения, 1965.

6. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. - М.Международные отношения, 1972.

7. Петрович М.М. Государственно-монополистический капитализм во Франции. - Киев: Наукова думка, 1969.

8. Ратиани Г.М. Франция: судьба двух республик. - М.: Мысль, 1980.

9. Смирнов В.П. Новейшая история Франции. - М.:Высшая школа, 1979.

10.См.также: Франция /Экономика и политика стран современного капитализма/Под ред.Ю.И.Рубинского. - М.:Мысль, 1973; Доморацкая Э.И., Маклаков В.В. Государство и экономика /ор- . ганизационно-правовые аспекты/. - М.:Наука, 1981; Очнев

Ю.М. Государственное программирование развития экономики на примере Франции. - М.:изд.МГУ, 1979; Черников Г.Н. Финансовая олигархия во Франции. - М.,1966.

10 коммунистического движения, относящиеся к этому периоду*.

В вышеперечисленных работах дается общая характеристика строя "передовой демократии"; раскрывается сущность глубоких демократических реформ, осуществляемых в ходе его развития анализируются объективные и субъективные предпосылки появления данной концепции. Однако в них отсутствует теоретический анализ в свете дальнейшего развития марксистско-ленинской теории социалистической революции недостаточно раскрывается переходный характер данного этапа революционной демократической борьбы, совершенно не рассматривается изменение позиции §КП по этому вопро.су, определившееся в середине 70-ых годов. Следует отметить, что специальных исследований, посвященных анализу пере

I. Мировое коммунистическое движение. - М.: Политиздат, 1982; Ленинская теория социалистической революции и современность. - М.:Политиздат , 1972; Проблемы коммунистического движения. - М.:Мысль, 1979.

Красин Ю.А. В.И.Ленин и проблемы марксистской теории социалистической революции. Докт.дисс.,М.,1965; его же. Ленин. Революция. Современность. - М.:Наука, 1967; его же. Диалектика революционного процесса. - М.Политиздат, 1972; Теория социалистической революции: ленинское наследие и современность. -М.:Мысль, 1977.

Красин Ю.А. Лейбзон Б.М. Революционная теория и революционная политика. - М.:Политиздат, 1979; Ковалев A.M. Ленинская теория социалистической революции и современность. Докт.дисс., М.,1963; его же. Марксистско-ленинская теория социалистической революции и современность. М.: Изд.МГУ, 1967; его же.

Социальная революция. - М.:Высшая школа, 1969; Содержание и закономерности мирового революционного процесса. - М.: Изд. МГУ, 1974. ходного демократического демократического строя в советской литературе не имеется.

Хронологические рамки исследования - 60-70-е годы - обусловлены периодом ориентации Французской коммунистической партии на прохождение данного переходного этапа революционной демократической борьбы с ХУ по ХХП съезд Французской коммунистической партии. Причем основное внимание уделяется периоду 1968-1974 гг., когда были достигнуты крупнейшие успехи в этой борьбе.

Научная новизна и достоверность исследования. Опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма и документы Французской коммунистической партии, диссертант провел всесторонний анализ строя передовой демократии.

Методологической и теоретической основой диссертации является марксистско-ленинская теория социалистической революции и, в частности, анализ классиками марксизма-ленинизма переходных форм революционного процесса. При разработке проблемы изучался опыт международного коммунистического движения,особое внимание в диссертации уделяется анализу документов Коммунистического Интернационала, Международных Совещаний коммунистических и рабочих партий 1957, I960, 1969 годов, Конференции Коммунистических партий Европы 1976 г., Программы Коммунистической партии Советского Союза, ХХШ-ХХУ1 съездов КПСС.

Основными источниками при написании диссертации явились" документы Французской Коммунистической партии, в частности, материалы Х1У-ХХ1У съездов ФКП, Национальных конференций, Пленумов ЦК ФКП. В качестве источника использовались работы ее видных деятелей Генеральных секретарей и членов Политбюро ФКП: Мориса Тореза, Вальдека Роше, Жана Дюкло, Жоржа Марше, Жоржа Коньо, Этьена Фажона и др. Большой материал был получен на основе изучения периодической печати ФКП за данный период: газет L" HUMANITE" , "L"HUMANITE- DIMANCHE" » Журналов "CAHIERS % COMMUNIS!®", "ECONOMIE ЕТ POLITIQUE", "NOUVELLE CRITIQUE", " REVOLUTION", "FRANCE NOUVELLE;-;." При написании диссертации использовались и материалы, опубликованные в советской печати, газетах "Правда", "За рубежом", журналах "Проблемы мира и социализма", "Коммунист", "Научный коммунизм", "Новое время" и др. В подборе литературы для диссертации большую помощь оказал библиографический указатель "Французская Коммунистическая партия в борьбе за интересы трудящихся"* .

При анализе источников, по нашему мнению, необходимо проводить различие /хотя оно, конечно, очень часто условно/ документов, которые содержат, в основном, теоретические положения, от документов политического характера. Таким теоретическим документом у ФКП является, прежде всего, "Манифест ФКП", принятый в Шампаньи в 1968 г. Проблемы теории содержатся и в резолюциях съездов, хотя здесь они пересекаются с политическими вопросами. Явно политический характер носили, например, Правительственные программы ФКП и Компромиссно-политический /как результат соглашения с другими левыми партиями/ Совместная Правительственная программа. Вполне понятно, что марксистско-ленинская терминология в этих качественно разнородных документах применяется далеко не одинаково.

Практическая ценность исследования. Выводы и обощения диссертации, приведенный в ней фактический материал могут.быть

I. Французская Коммунистическая партия в борьбе за интересы трудящихся /1966-1976/. - М., 1978. использованы преподавателями научного коммунизма при изучении тем "Марксистско-ленинская теория социалистической революции и современность", "Основные принципы стратегии и тактики коммунистических и рабочих партий", разделов, разоблачающих содержание буржуазных и оппортунистических теорий, искажающих содержание и закономерности развития революционного процесса.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на^Щра-ницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, спика источников и литературы. В первой главе "Методологические вопросы переходных этапов революционной демократической борьбы" исследуется проблема соотношения общего и особенного в концепции передовой демократии. Во второй *~1 ""Передовая демократ^"- переходный этап на пути к социализму" раскрывается исторические предпосылки и объективные причины появления концепции передовой демократии, на основе анализа документов ФКП дается общая характеристика строя передовой демократии, проводится анализ основных составных частей союза антимонополистических сил. В заключении формулируются основные выводы по диссертационной работе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

  • Формирование революционной демократии Среднего Поволжья на пролетарском этапе освободительного движения в России 1984 год, кандидат исторических наук Закиев, Рустэм Мирфатыхович

  • Общие закономерности и особенности перехода от докапиталистических отношений к социализму 1983 год, доктор философских наук Жандосов, Жумамбек Кенжебаевич

  • Критика современных фальсификаций диалектики исторической необходимости и возможности социализма 1984 год, кандидат философских наук Фогт, Ульрих

  • Проблемы управления обществом в теоретическом наследии основоположников научного коммунизма 1982 год, доктор философских наук Гаевский, Борис Аркадьевич

  • Русская революционная демократия 60-70-х годов XIX века в освещении современной французской буржуазной историографии 1984 год, кандидат исторических наук Секиринский, Сергей Сергеевич

Заключение диссертации по теме «Теория научного социализма и коммунизма», Цыганков, Игорь Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разрабатывая концепцию передового демократического строя, французские коммунисты опирались на основные положения классиков марксизма-ленинизма о переходных этапах революционного процесса, на опыт, накопленный в этой области международным коммунистическим движением.

Необходимость данных этапов объясняется усилением неравномерности развития капиталистических государств в эпоху империализма. В развитых капиталистических странах эта неравномерность проявляется в несоответствии уровня зрелости объективных предпосылок и субъективного фактора социалистической революции. Ориентация на переходный этап революционной демократической борьбы объясняется также появляющейся при этом возможностью мирного перехода к социализму.

Переходный этап революционного процесса, по мнению классиков марксизма-ленинизма, представляет из себя борьбу двух противоборствующих тенденций, когда ведущий процесс или имеется или проявляется лишь в конечном счете.Будучи по своей сущности многовариантными, они могут,стать началом, "низшей" фазой социалистической революции или находиться (наряду с основными формами) в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Успех борьбы на этом этапе определяется подавляющим преобладанием революционных сил над силами контрреволюции, внешней поддержкой победившего социализма.

Учитывая общие закономерности развития революционного процесса, французские коммунисты принимали во внимание

In и специфические черты его проявления в условиях современной Франции.

Данная специфика характеризуется еще более тесным сближением борьбы за демократию и социализм в условиях третьего этапа общего кризиса капитализма, а также национальными особенностями развития французского общества:высокой степенью развития классовой борьбы трудящихся масс, богатыми демократическими традициями, значительным влиянием на политическую жизнь страны мелкой буржуазии и крестьянства.

В рассматриваемый период Французская Коммунистическая партия выдвигала в качестве первоочередной задачи установление строя передовой демократии. Речь идет о переходном этапе революционной демократической борьбы, в ходе которого значительно ограничивается экономическое и политическое господство монополий, повышается политическое и организационное единство народных масс, укрепляется руководящая роль рабочего класса и его авангарда Коммунистической партии, создаются условия для перехода к социализму. Основной движущей силой этого процесса, по мнению ФКП, является антимонополистический блок, включающий рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию и служащих, средние слои города, мелкую и среднюю немонополистическую буржуазию. В ходе его развития возникает возможность еще до решающей фазы социалистической революции вырвать из-под господства монополистической буржуазии некоторые рычаги государственной власти, развивать революционный процесс, действуя не только снизу, но и сверху; создаются новые органы народной власти, являющиеся выразителем воли блока антимонополистических сил.

Передовая демократия, как считали французские коммунисты в рассматриваемый период, есть наиболее вероятный переходный этап на пути к социалистической революции. Строй передовой демократии находится еще в рамках капитализма.Он не ставит задачей покончить с частной собственностью на средства производства, уничтожить эксплуатацию человека человеком, не предусматривает слом буржуазной государственной машины. Однако он выходит за рамки традиционной буржуазной демократии, имея переходный характер: в нем бок о бок существуют качественно разнородные элементы. Б области экономики, например, идет ожесточенная борьба между общественным сектором, находящимся под управлением блока антимонополистических сил и действующим в интересах прогресса и сохраняющимся монополистическим сектором и поддерживающими его силами. В этом смысле передовая демократия является комплексным политико-экономико-социальным процессом.

Ориентация на установление строя передовой демократии связана с усложнением революционного процесса, вступлением в революционную борьбу новых социальных слоев, отставанием в созревании субъективных предпосылок социалистической революции, усилением единого механизма эксплуатации и угнетения государства - монополии и носит условный (необязательный) характер. В современных условиях, по мнению ФКП, в высокоразвитых капиталистических органах демократические и социалистические задачи настолько сблизились, что переход к социализму может начаться сразу с разрешения основного противоречия между трудом и капиталом. Ориентация на установление стро$ передовой демократии должна отвечать делу развития классовой борьбы трудящихся.

Основным содержанием этапа передовой демократии является осуществление комплекса глубоких демократических реформ. Это реформы переходного типа. Они носят демократический характер, не ликвидируя основ эксплуатации человека человеком, но это преобразования, непосредственно вторгающиеся в сферу собственности и власти, решающим образом подрывающие экономическое и политическое господство монополистического капитала. Они проводятся в жизнь при решительной поддержке демократического правительства, возросшей активности народных масс, носят комплексный характер, затрагивая все сферы общества.

Задача значительного ограничения господства монополий, по мнению ФКП, над жизнью страны, не могла быть решена в узких рамках традиционной буржуазной демократии. Необходим переход основных рычагов государственной власти в руки демократических сил. Государство передовой демократии следует рассматривать, как революционно-демократическую власть переходного типа. Власть в руках народа явится мощным средством дальнейшего развития революции. Она нанесет удар по крупному капиталу через национализацию, путем борьбы против спекуляции и саботажа, других контреволюционных действий буржуазии, выполняя роль организатора демократических сил.

Успех демократической борьбы зависит от прочного союза между всеми демократическими партиями и организациями. Ведущее место в этом союзе должно принадлежать Коммунистической партии.

Как считала ФКП, не являясь еще демократией социалисjj тической, передовая демократия подорвет экономическое и *з

ISi политическое господство буржуазии, приведет к усилению классовой борьбы, поднимет политическое сознание трудящихся масс, упрочит ведущую роль рабочего класса и его авангарда - Коммунистической партии, поставит на повестку дня вопрос об окончательном разгроме сил реакции, о переходе к социализму. В ходе ее развития упрочатся классовые союзы. Здесь возможны будут частичные изменения. С одной стороны, отпадут временные попутчики, не выдержавшие испытания революционной борьбой, с другой - за счет подрыва массовой базы буржуазных партий в революционную борьбу вступят новые слои.

Ориентация на передовую демократию не отменяет необходимости свершения социалистической революции и установления диктатуры пролетариата, которые являются общими закономерностями на пути перехода от капитализма к социализму.

Осуществленная в середине 70-х годов стратегическая переориентация ФКП не отменяет возможности появления данных переходных этапов революционной борьбы. В то же время опыт, накопленный ФКП,свидетельствует о том, что успех борьбы за передовую демократию зависит, в первую очередь, от правильного подчинения демократических задач задачам социалистической революции, от развития массового народного движения, от силы и авторитета Французской Коммунистической партии.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Т. П. Новикова

1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФРАЗЕОЛОГИИ

Разработка проблем фразеологии имеет свою историю, характеризующуюся преемственностью между разными поколениями языковедов. По мнению ученых, становление и развитие фразеологии языка как научной дисциплины были теоретически предопределены двумя факторами. С одной стороны, появления специальных теоретических работ и первых сборников фразеологических материалов уже существовала описания фразеологизмов в общих словарях, которая не прерывается до сих . С другой , до того, как накопленные лексикографические факты, касающиеся фразеологизмов, получили свое научное объяснение, разрабатывается о словосочетании, которое имеет непосредственное к истории формирования основных понятий фразеологии.

Бабкин А. М. Лексикографическая разработка русской фразеологии. М.-Л., Наука, 1964.

Бабкин А. М . Русская фразеология, ее развитие и . Л., 1970.

Ларин Б. А . Очерки по фразеологии // Уч. зап. ЛГУ. Сер. филол. наук, № 198. Л., 1956.

Молотков А. И . Основы фразеологии русского языка. Л., 1977.

По мнению большинства исследователей, третий показатель всегда присутствует в значении ФЕ и является в нем ведущим.

Таким образом, ФЕ – это устойчивое и воспроизводимое сочетание слов, характеризующееся семантической спаянностью компонентов, устойчивостью значения, которое содержит коннотативный компонент, придающий оценочную и эмоционально-экспрессивную характеристику.

Амосова Н. Н . Основы английской фразеологии. Л., Изд-во ЛГУ, 1963.

Архангельский В. А. Устойчивые фразы в современном русском языке. Ростов-на-Дону, 1964.

Гак В. Г. Системность в лексике и лексических значений слов.// Актуальные проблемы лексикологии. , 1971.

Жуков В. П. Семантика фразеологических оборотов. М., 1978.

Кириллова Н. Н. К вопросу об определении фразеологизма. Вопросы филологии, ЛГУ, 1976.

Комлев Н. Г . Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969.

Кунин А. В. Фразеология современного английского языка. М., 1972.

Назарян А. Г. Фразеология современного французского языка. М., 1987.

3. К ВОПРОСУ ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ

КОМПОНЕНТОВ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Известно, что слово, становясь компонентом ФЕ, обретает фразеологически связанное значение. Под фразеологической связанностью понимается семантическая обусловленность в постоянном, действительно стабильном, а не просто часто регистрируемом контексте. Фразеологическое значение слова противопоставляется прямому (т. е. наименее связанному) тем, что, во-первых, оно самостоятельно не отражает денотат, во-вторых, оно реализуется только в сочетании с другой, строго определенной лексемой; в-третьих, связь между фразеологическим значением и материальной формой не является взаимообусловленной. рушится всякий раз, когда изменяется указательный . Например, tête de fer означает «упрямая », tête de chat – «разбитая мостовая», tête de gifles – «мерзкая физиономия».

Таким образом, если коррелятивно устойчивая связь между материальной формой и прямым значением является необходимым условием существования слова, то связь между материальной формой и фразеологическим значением является таким же условием для компонента.

В переменном словосочетании функционирует в своем денотативном значении; в связанном словосочетании слово превращается в компонент ФЕ, в его денотативное .

Некоторые исследователи указывают на случаи вычленения фразеологически связанного значения одного из компонентов в отдельную смысловую единицу, т. е. лексикализацию фразеологического значения. Это происходит, когда какой-нибудь компонент, являясь составным элементом нескольких разных фразеологических единиц, имеет одно и то же значение. Связь его с другими составляющими «своей» же фразеологической единицы слабеет, но одновременно происходит связи между фразеологическим значением и материальной формой данного компонента. В результате он приобретает способность употребляться без указанного минимума в своем же фразеологическом значении. дистрибуции свидетельствует о возросшей самостоятельности этого значения. Так, предполагают, что развитию нового лексического значения в лексеме tête – «выражение лица» способствовали такие фразеологизмы, как faire la tête – «важничать, дуться», faire une tête – «скорчить рожу», se faire une tête – «придать своему лицу определенное значение», tête de bois – « , тупое ».

Случаи окказионального употребления компонента вне фразеологизма в коммуникативном процессе довольно часты, но, мнению большинства исследователей, их нельзя считать самостоятельными, так как компонент, хотя и находится в новом лексическом окружении, продолжает оставаться элементом «своего» фразеологизма, который присутствует в том контексте.

Кириллова Н. Н . К вопросу об определении фразеологизма. В сб.: Вопросы фразеологии, № 5. Изд-во ЛГУ.

Кунин А. В. Английская фразеология. М., 1970.

Назарян А. Г ., Арутюнова Ж. М . Тематическая фразеологических единиц французского языка. М., 1984.

Скорик Л. Г . О структурно-семантических особенностях фразеологических единиц с компонентом-обозначением продуктов питания./ Современный фразеологический язык в его динамическом аспекте. М., 1987.

Смирнова В. И . Фразеологические единицы, образованные членами лексико-семантической группы с общим значением атмосферных явлений природы. М., 1980.

Соколова Г. Г. Состав компонентов фразеологических единиц французского языка. Л., 1984.

Филиппаки Н. Р . Состав компонентов фразеологических единиц, содержащих собственное личное (на материале французского языка). // Современный фразеологический в его динамическом аспекте. М., 1987.

Черданцева Т. З . Язык и образы. М., 1977.

Фирсова Ю. А . Фразеологические единицы с топонимическим компонентом в немецком языке: лингвокультурологический . , 2002.

Фролова И. Е . О номинативной фразеологизмов с соматическими компонентами , hals, neck в русском, немецком и английском языках // . Изд- Саратовского университета, 1999. Вып. 4.

4. НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ

ВО ФРАЗЕОЛОГИИ

Для выражения мысли о том, что нельзя достичь определенного результата, не жертвуя чем-либо, использует ФЕ On ne fait pas l’omelette sans casser les oeufs, а русский язык предпочитает « рубят – щепки летят».

Имена собственные в составе ФЕ теряют свои основные признаки, становясь нарицательными. И каждая лингвокультурная общность связывает с тем или иным именем свои представления. Так, во французском языке имя Jean (Gros Jean) связано с представлением о недалеком наивном человеке: Jean-farine – « -простак»; quand Jean bête est mort, il a laissé bien des héritiers – «дураков на свете много», «дураков не сеют, не жнут, сами родятся».

Во фразеологической системе любого языка имеется целый пласт ФЕ, отражающий отдельные исторические события, связанный с историческими личностями: prêt à un coup de Yarnac – «держать камень за пазухой»; faire Charlemagne – «выйти из игры после выигрыша» (букв . поступить, как Великий); lettre de Bellerofont – « Беллерофонта», т. е. лживое, вероломное .

В основе многих ФЕ лежат ассоциации, связанные с национально-культурными реалиями литературного, фольклорного характера.

Таким образом, именно идиомы, составляющие фразеологии, наиболее ярко отражают национально-культурный аспект фразеологического состава языка. Рассмотрение национально-культурной специфики идиоматики, по мнению многих исследователей, предполагает ее двухступенчатый анализ, опирающийся на использование социолингвистических и лингвистических принципов с исходным тезисом «от культуры к языку» «от языка к культуре».

Многие фразеологизмы восходят к античной : franchir / passer le Rubicon «перейти Рубикон» – связан с походом Юлия Цезаря; brûler les vaisseaux «сжечь корабли»; victoire à la Pyrhus «пиррова победа» - намек на греческого царя Пирра, который в 279 году одержал римлянами победу, стоившую ему огромных потерь; trancher / couper le noeud Gordien «разрубить » и т. д.

Таким образом, фразеология, как и язык в , хранит не только национальные, но и интернациональные фоновые знания. В специальной литературе нередко отмечается, что полное совпадение в плане содержания и в плане выражения ФЕ разных языков наблюдается не так часто из-за реализации в ФЕ особенностей каждого из этих языков. Например, полностью эквивалентны, как по компонентному составу, так и по содержанию и грамматической структуре ( + + ) французский фразеологизм jouer avec le feu и русский «играть с огнем»; или travailler comme un boeuf «работать как »; la lune de miel «медовый » и т. д.

Но чаще всего фразеологические эквиваленты французского и русского языков имеют лексические и грамматические различия. Наличие во фразеологизмах грамматических различий связано со спецификой языков (несовпадение приемов, способов передачи синтаксических отношений, разные нормы сочетаемости слов. Например, ne pas desserer les dents «не раскрывать рта, упорно молчать»; se serrer le ventre «затянуть потуже пояс » и т. .

Лексико-семантические различия большинства межъязыковых фразеологических эквивалентов французского и русского языков также отражают специфику строя этих языков. Например, ФЕ dormir comme un sonneur и «спать как пожарник» одинаковы по значению «спать безмятежно, спокойно», т. к. различающие их компоненты sonneur и «пожарник » имеют общую сему «профессия человека» и относятся к одной ЛСГ.

Назарян А. Г. Об истоках французской фразеологии / Вопросы романо-германской фразеологии. М., 1981.

Назарян А. Г. Почему так говорят по-французски (Происхождение и толкование идиоматических выражений). М., 1961.

Нижник Н. Ф. Национальное своеобразие французской фразеологии // Актуальные проблемы романистики. Язык. . Культура. Изд-во Саратовского ун-та, 1999.

Соколова Г. Г. Французская ХХ века (Национально-культурный аспект) // Актуальные проблемы романистики. Язык. Общество. . Изд-во Саратовского ун-та, 1999.

Райхштей А. Д. Сопоставительный анализ немецкой и русской фразеологии. М., Высшая , 1980.

В 70-80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация.
В недрах феодального общества выросли и созрели формы нового, капиталистического уклада. Однако феодально-абсолютистский режим задерживал развитие капитализма, сельского хозяйства, промышленности и торговли. Французская буржуазная революция 1789-1794 годов была решительной схваткой «третьего сословия» с феодализмом. Она разрушила феодально-абсолютистский строй и расчистила почву для капиталистического развития. Хотя в исторических условиях своего времени французская буржуазия XVIII века выступала как передовой, революционный класс, только народные массы придали революции ту силу и размах, без которых была невозможна ее победа. Народ был главным действующим лицом революции, ее движущей силой. Народ вынес на своих плечах всю тяжесть борьбы с феодальной контрреволюцией, он двигал революцию вперед; творческое участие народных масс в революции сказывалось во всем, в том числе и в области народного образования. Народные массы были заинтересованы в организации просвещения, они тянулись к знаниям. В продолжение многих столетий феодалы и духовенство держали народ в темноте и невежестве. Еще в 1790 году 53% мужчин и 73% женщин во Франции были неграмотны.
Вопросы школьного строительства на новых основах вызывали всеобщий интерес. На выдвигаемые в этой области проекты и предположения прямое воздействие оказывали идеи французских просветителей (Руссо в особенности) и французских материалистов (Гельвеций, Дидро). Вокруг проектов реорганизации народного образования шла острая классовая борьба.
Представители прогрессивной тогда буржуазии выдвинули в период 1789-1794 годов ряд передовых идей в области народного образования. Однако они почти не были осуществлены. После контрреволюционного переворота 9 термидора (27 июля 1794 г.), когда к власти пришла крупная реакционная буржуазия, утвердилась та система народного образования, которая отвечала ее интересам.
Трудящиеся были лишены в это время тех немногих завоеваний в области народного просвещения, которые были все же достигнуты в годы революции.
Наиболее прогрессивными проектами по реорганизации народного образования, созданными во время буржуазной французской революции, были проекты Кондорсе и Лепелетье.

Проект Кондорсе. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) был видным философом, экономистом, математиком, физиком, а также одним из руководителей партии жирондистов. Он представил свой проект в организованный Законодательным собранием Комитет общественного образования.
Кондорсе провозгласил, что образование народа - это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; преподавание религии должно быть отменено.
Кондорсе предлагал следующую школьную систему:
1) Первичная (начальная) школа с четырехлетним курсом. В нее обязаны поступать все мальчики и девочки без различия сословий и профессии родителей. Эти школы открываются во всех местах с населением в 400 человек. Программа обучения: чтение, письмо, элементарные сведения по грамматике и арифметике, начатки геометрии, знакомство с сельским хозяйством и ремеслами, с общим состоянием производства в стране. Кроме того, в них изучаются основы общественного строя и морали. Иначе говоря, в школе всеобщего обучения намечалась широкая общеобразовательная программа и трудовое обучение.
2) Школа второй ступени (вторичная) с трехлетним курсом. В нее поступают оканчивающие первичную школу. Вторичная школа открывается в каждом городе или округе, насчитывающем не менее 4000 жителей. Программа обучения: математика, естествознание, элементарные сведения по торговле, принципы морали и обществоведение. Каждая школа должна иметь библиотеку и кабинеты с моделями машин, с коллекциями по естествознанию, с набором ремесленных инструментов, приборы для метеорологических наблюдений.
3) Институты-учебные заведения с пятилетним курсом, где завершается среднее образование и молодежь получает некоторую профессиональную подготовку для непосредственного участия в жизни. Кондорсе предлагал открыть лишь 110 институтов на всю страну, т. е. этот вид образования оставался фактически недоступным для народа. В институтах, по мнению Кондорсе, изучают науки, полезные каждому человеку и гражданину вне зависимости от профессии, и определенные профессиональные знания по сельскому хозяйству, по механике, военному делу, медицинские сведения.
4) Лицеи - высшие учебные заведения (одиннадцать на всю Францию) - учреждаются взамен схоластических университетов, являвшихся оплотом феодальной реакции для избранных, для верхушки буржуазного общества.
Таким образом, Кондорсе выдвигал в своем проекте идею единой светской школы, в которой все школьные ступени взаимосвязаны друг с другом административно и программно, ибо институты управляют школами своего департамента, а лицеи - институтами своего округа. Всей же системой учебных заведений должен руководить Национальный институт наук и искусств - административный и исследовательский центр.
Обосновывая свою систему, Кондорсе указывал, что человеческий разум способен под влиянием образования к бесконечному развитию, что от успехов науки зависит движение человечества вперед.
Проект Кондорсе был в целом прогрессивен, но в ряде его положений отражены не интересы народа, а интересы восходящей буржуазии.
Так, Кондорсе ничего не предлагал для решения вопроса о материальном обеспечении учащихся, а в то время малоимущие родители не имели возможности учить детей и содержать их, не включая в трудовую жизнь. Вместо религии был введен курс буржуазной морали, который должен был закрепить основные нормы поведения в новом, буржуазном государстве.
Но в проекте Кондорсе выражены и передовые требования: исключено изучение религии, отстаивается реальная школа, подчеркивается большое значение физико-математических наук, признано равенство мужчин и женщин в области образования.
Проект Кондорсе был заслушан в Законодательном собрании, но не был там принят. Его передали в Конвент.
30 мая 1793 года Конвент принял декрет, в основу которого был положен проект Кондорсе. По этому декрету признавалась обязанность государства давать знания, необходимые всем гражданам в пределах начальной школы, но ничего не говорилось о бесплатности и обязательности обучения, о равенстве полов в правах на образование, о светском характере обучения. Начальные школы намечалось открывать в населенных пунктах с числом жителей от 400 до 1500. Таким образом, жирондисты сами отказались от многих прогрессивных идей проекта Кондорсе.

Проект Лепелетье. Когда жирондисты были изгнаны из Конвента, власть полностью перешла к якобинцам, наиболее революционной в то время партии. Якобинцы провели ряд мер, отвечающих требованиям народных масс (борьбе со спекуляцией и др.), по-иному поставили и вопросы народного образования. Комитет общественного образования был переизбран. В это время большой популярностью пользовался проект Лепелетье, который с энтузиазмом был встречен «Якобинским клубом», парижскими секциями, положительно оценен многими депутатами Конвента. Этот успех объяснялся двумя обстоятельствами: во-первых, Лепелетье, учитывая слабые стороны проекта Кондорсе, стремился в соответствии с желанием трудящихся сделать образование доступным народу, во-вторых, личностью самого автора. Хотя Луи Мишель Лепелетье (1760-1793) принадлежал к аристократической семье, он по искреннему убеждению примкнул к якобинцам и голосовал за казнь короля, за что был убит офицером королевской гвардии.
После смерти Лепелетье составленный им проект был представлен братом в комиссию по подготовке нового закона об образовании, во главе которой стоял вождь якобинцев Робеспьер. В проекте Лепелетье, этом наиболее прогрессивном документе своего времени, ясно выражено желание установить подлинную общедоступность школы и всемерно прийти на помощь «гражданам-пролетариям, единственное достояние которых заключается в труде». «Бедный ребенок, - писал Лепелетье, - вы ему предлагаете образование, но прежде дайте ему кусок хлеба». Именно с этих позиций он остро критиковал проект Кондорсе. В этом проекте, указывал Лепелетье, всеобщее начальное образование лишь декларировано, на самом же деле следует обеспечить возможность получить это образование малоимущей части населения.
Лепелетье, горячий последователь французских просветителей, отстаивал решающую роль воспитания в деле создания нового человека. С этой целью он предлагал организовать дома национального воспитания, которые содержатся на средства государства, в них получают подготовку все дети: мальчики с 5 до 12 лет и девочки с 5 до 11 лет. Эти «дома» с контингентом до 600 детей должны организовываться по одному на район в городах и по одному на кантон в деревнях. Следуя за Руссо, Лепелетье считал, что помещенные в интернатах дети будут изолироваться от нежелательного влияния среды. «Дома» могут быть размещены в конфискованных дворянских замках и зданиях монастырей. Одним из источников для их содержания должен быть прогрессивный подоходный налог, тогда «дети бедных будут воспитываться за счет богатых». Кроме того, производительный труд самих детей будет дополнительным источником средств на содержание «домов».
В «домах национального воспитания» должно быть обращено внимание на физическое воспитание детей, но не следует все ограничивать только гимнастическими упражнениями, необходимо планомерно организовать физический труд на полях и в специальных мастерских. Обслуживающего персонала в «домах» не должно быть: делать все будут сами дети. Работа закаляет тело, укрепляет мышцы и, самое главное, воспитывает «благоприятную привычку к труду».
Лепелетье выдвигал и широкую программу умственного образования: в «домах» должны изучаться письмо, счет, элементы геометрии, мораль, общественное устройство (изучение «Декларации прав человека и гражданина»), рассказы из истории свободных народов и французской революции, основы сельского хозяйства и домоводства.
В итоге, по мнению Лепелетье, будет подготовлено новое молодое поколение, новые граждане, «сильные, трудолюбивые, дисциплинированные и честные», горячие патриоты.
Проект Лепелетье был, несомненно, революционным и демократическим, но в то же время он являлся мелкобуржуазной утопией. Лепелетье рассчитывал, что организация «домов национального воспитания» осуществит «революцию, кроткую и мирную», исправит пороки общественного неравенства путем воспитания бедноты на средства богачей, что было утопичным. И в то же время проект Лепелетье намечал пути решительной демократизации образования в интересах народа.
В Конвенте проект был подвергнут критике; в частности, указывалось на те трудности, которые возникнут при его реализации. 13 августа 1793 года проект Лепелетье был принят, однако со следующей поправкой: помещать детей в «дома национального воспитания» не обязательно, наряду с «домами» следует открывать школы и для приходящих детей. Но и это решение было отменено в октябре того же года. Судьба проекта Лепелетье свидетельствует о том, что широкие начинания Конвента во многих областях, в том числе и в области народного образования, не доводились до конца. В. И. Ленин объясняет это тем, что Конвент для проведения этих мероприятий «не имел должной опоры, не знал даже, на какой класс надо опираться для проведения той или иной меры».
Не был решен и практический вопрос о развертывании сети начальных школ. Хотя в декабре 1793 года Конвент принял декрет об обязательном начальном образовании, но к середине 1794 года вместо намеченных к открытию 23 тысяч школ функционировало лишь 8 тысяч.

Школа в период термидорианской реакции. Педагогические идеи Гракха Бабёфа. После переворота 9 термидора то немногое, что было достигнуто в области народного образования, подверглось отмене со стороны новых властей. Так, в конце 1794 года была отменена обязательность начального обучения, а через год и его бесплатность.
При этом подчеркивалось, что большей части молодых граждан не следует стремиться к более широкому образованию. Разрешено было открывать частные школы, обслуживавшие детей буржуазии. Среднее образование давалось в так называемых центральных школах (одна на 300 тысяч жителей). В программе этих школ, готовивших детей буржуазии к «промышленной деятельности», было уделено большое внимание реальным знаниям: физике, математике и естествознанию.
В это же время открылась знаменитая высшая Центральная школа общественных работ, вскоре переименованная в Политехническую школу, которая сыграла позже выдающуюся роль в деле развития физико-математических наук.
Вся школьная система перестраивалась таким образом, чтобы ограничить образование для детей из народа.
В период термидорианской реакции усилилось недовольство трудящихся сложившейся обстановкой. В 1795-1796 годах группа революционеров во главе с Гракхом Бабёфом стала готовить восстание («Заговор равных») с целью свержения Директории и восстановления конституции 1793 года. Бабёф ставил задачей добиться полного социального равенства граждан. По словам Энгельса, Бабёф сделал заключительные выводы из идей французской демократии периода революции.
Бабёф и его последователи ставили целью установление коммунистического строя в результате революционного захвата власти. Однако они представляли себе будущий строй как уравнительный коммунизм: Комитет, подготовлявший восстание, разработал и ряд педагогических вопросов, связанных с воспитанием нового человека. Правильно организованное воспитание рассматривалось Комитетом как основа социального равенства. Воспитание должно быть национальным, охватывать всех будущих граждан, оно должно быть организовано новой государственной властью, быть подлинно всеобщим и равным, т. е. одинаковым для всех детей. Основная задача воспитания - развить горячий патриотизм, любовь к революционному отечеству. Новые люди будут широко умственно образованы и хорошо физически развиты. В сельских местностях должны быть организованы «воспитательные коммуны», где дети будут изолированы от общества и вырастут настоящими гражданами-коммунистами.
Однако у Бабёфа наряду с очень ценными идеями имеются ошибочные положения, явившиеся результатом исторической ограниченности его воззрений. Он не понимал значения промышленности, роли пролетариата, отрицательно относился к городу, недооценивал значения науки в развитии общества.
Педагогические воззрения Бабёфа и предложения Комитета «Заговора равных» по вопросам воспитания сложились под большим влиянием Руссо и Лепелетье.
Педагогические идеи, выраженные в ряде проектов по реорганизации народного образования в период французской буржуазной революции 1789-1794 годов, оказали огромное влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли в ряде стран мира, но, победив, буржуазия отказалась от всего подлинно передового, что содержалось в этих проектах.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

1. Выявите основные направления исследований современных ведущих политологических школ

Англо-американская - разработка проблем _______________
Немецкая - разработка проблем ____________________ функционирования гражданского общества и правового государства политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры
Французская - разработка проблем _________________ функционирования гражданского общества и правового государства политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры

2. Демократия – процесс принятия решений, осуществляемый через _______________________ систему противоборствующих сил.

Ответ: общественно-политическую?

3. [__________________ методологический подход требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т.д.).

Ответ: антропологический

4. В зависимости от участия в осуществлении власти политические партии подразделяются на правящие и _______________________

Ответ: оппозиционные

5. Объектами анализа _________________ политологии являются политические системы государств во всей их целостности.

Ответ: сравнительной

6. Соотнесите личности политических и общественных деятелей и некоторые важные черты разработанных ими философско-политических доктрин

Хотя любая государственная власть имеет Божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить Божественной воле, поскольку правители забывают о заповеди Христа, справедливости и общем благе. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.
Главные признаки государства, отличающие его от всех других форм человеческого общения, – "правовое управление" и суверенитет. Жан Боден Николо Макиавелли Августин Блаженный Фома Аквинский
Нравственные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых – интересы государства. Жан Боден Николо Макиавелли Августин Блаженный Фома Аквинский
Развил концепцию теологического разграничение духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Выступал за самостоятельность каждой из властей, обосновывал качественную разницу двух «градов», фактически ставил духовную власть выше светской. Жан Боден Николо Макиавелли Августин Блаженный Фома Аквинский

7. О каком стиле лидерства писал 33-й президент США (1945–1953 гг.) Г. Трумэн: «Суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения» Лидер – ____________

Ответ: - торговец

8. Выделите три характерных признака гражданского общества:

9. Объектами анализа _________________ политологии являются политические системы государств во всей их целостности.

Ответ: консерватизма?

10. Изречение «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность» соответствует идеологии _______________

Ответ: консерватизма?

11. Определите соответствие описания типу избирательной системы:

пропорциональную означает, что _________
смешанная – при ней ______ избранным в тот или иной орган считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов вместо многомандатных создаются маломандатные округа; в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители мандаты распределяются в четком соответствии числу поданных голосов
мажоритарная характеризуется тем, что ________ избранным в тот или иной орган считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов вместо многомандатных создаются маломандатные округа; в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители мандаты распределяются в четком соответствии числу поданных голосов

12. В конституционной системе разделения государственной власти Президент РФ аккумулирует в своих руках функции главы

13. В основе рыночной экономики лежит практически поведенческая жизненная ориентация, ставящая во главу угла самоценность личности, которая называется

14. Государство и его бюрократические учреждения понимаются как классовые. инструменты, призванные осуществлять общественную координацию в интересах экономически господствующего класса, в рамках

15. Понятием «политический режим» как функциональной стороной любой политической системы охватывается

16. Легитимная политическая власть – это власть, которая

17. Ориентация на уничтожение государства и освобождение личности от любых форм экономической, политической и духовной власти органически присуща

18. Административно-территориальные части унитарного государства обладают

19. Наиболее точно отражает суть лидерства определение:

20. Агрессивная толпа отличается

21. Характерной чертой закрытой системы рекрутирования политической элиты не является

22. В качестве синонима понятию «оппозиционная элита» соответствует понятие

23. Условие, ограничивающее избирательные права граждан по какому-либо критерию (возрасту, полу и т.д.), называется

24. Одну из своих работ именем библейского мифического существа, отождествив его с государством, назвал

26. Среди условий, предопределяющих харизму лидера, решающее значение имеет

27. Стиль реагирования в конфликте, построенный на изменении своей позиции, сглаживании противоречий называется

28. К исходным принципам демократии не относится

29. Политология окончательно оформилась в самостоятельную академическую науку

30. Субъектами этнополитических конфликтов являются



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: