Функции политической элиты. Роль и функции элиты в современном обществе
Термин «элита» происходит от французского «elite» - лучшее, отборное, избранное. С XVI в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», к высшей знати. В научный оборот он был введен на рубеже XIX-XX вв. Равнозначными понятиями являются: правящий слой, правящая верхушка, правящие круги. Как целостная система взглядов теория элит сформировалась благодаря трудам Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.
Правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.
Классики теорий элит заложили основу для исследования проблемы. Исходной точкой анализа являлось признание существующих в обществе естественных и социальных различий между людьми, их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические процессы. При любой форме власти организованное меньшинство осуществляет руководство большинством общества, т. е. существование элиты признается неизбежным.
Если элитарность общества - это реальность, то уместно поставить вопрос: кто составляет элиту? В теориях элит сформировалось два подхода:
Ценностный объясняет существование элиты неким превосходством. (Г. Моска: элита создается на основе ума, способностей, богатства; Л. Боден: элиту составляют люди с моральным и интеллектуальным превосходством). В элиту входят люди с наивысшим чувством ответственности, т. е. элита рассматривается как модель достоинств (в ней - самые мудрые, порядочные, компетентные люди). Но в реальной жизни политическая элита - это часто циничные, коррумпированные люди. Таким образом, ценностный подход уязвим.
Структурно-функциональный подход базируется на особой важности функции управления в обществе, отсюда проистекает исключительная роль людей (т. е. элиты), эти функции вы-
полняющих. Но и этот подход уязвим, здесь очевидная тавтология. На вопрос «кто обладает властью?» ответ дается: те, кто возглавляют институты власти. Кроме того, абсолютизируются формальные механизмы власти.
Любая элита осуществляет власть. А осуществление власти зависит во многом от способа воспроизводства правящего класса. Г. Моска выделял три способа: наследование, выборы, кооптацию. Любая элита стремится к сохранению и воспроизводству власти путем наследования (это - аристократическая тенденция). Но в обществе всегда есть политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов (демократическая тенденция). Если верх берет аристократическая тенденция, то происходит «закрытая кристаллизация» элиты, которая ведет к закрытости, окостенелости, вырождению. Если верх берет демократическая тенденция, то элита пополняется наиболее способными людьми из других социальных слоев и тогда ей присущи динамизм, энергия, жизнеспособность.
В теориях элит уделяется большое внимание исследованию проблемы высокой степени автономии элиты в обществе. Р. Михельс акцентировал внимание на том, что так как прямая демократия невозможна, то для принятия и реализации решений необходимы особые организации - партии, профсоюзы. А развитие любой организации идет по своим внутренним законам: формируется особый управленческий слой, формируется иерархия. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, заботится в первую очередь о сохранении своего положения. Эту тенденцию Р. Михельс назвал «железным законом олигархии».
Дискуссионным вопросом в теориях элит является проблема характера правящей элиты с точки зрения ее сплоченности. Часть элитистов (вслед за Р. Миллсом) считают, что элита - это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу господства. Экономическая, политическая и военная элиты составляют единую властвующую группу. Другая часть - сторонники плюралистической теории элит - считают, что элита - это не единая сплоченная группа. В обществе существует несколько элит, каждая из них осуществляет господство в своей сфере и не способна доминировать во всех областях общественной жизни.
Еще одной проблемой, рассматриваемой в теориях элит, является определение места элиты в классовом обществе. С точки зрения последователей марксизма элита - это верхушка экономически господствующего класса, которая осуществляет руководство обществом для поддержания той системы, которая дает ему привилегированное положение. С точки зрения либе-
ральной концепции (К. Манхейм) политика является равноправной сферой жизни общества, поэтому элита стоит над системой классов, выполняя необходимые для общества функции.
Таким образом: элита рассматривается исследователями как особая группа, которая имеет способности и возможности влиять на общество, она занимает господствующее положение, достаточно автономна от общества, обладает механизмами о воспроизводства и легитимации своей власти.
Структура элиты. Так как любая элита - это группа людей, причем достаточно многочисленная, она не может быть абсолютно однородной. При выделении структурных элементов элиты можно руководствоваться разными критериями. Например:
По объему властных функций элита делится на три группы:
1) высшая. К ней относятся ведущие политические руководители, люди, занимающие высшие посты во всех ветвях власти. К этой группе относятся президент и его окружение, руководители правительства, главы высших судебных органов, лидеры влиятельных партий, спикер парламента, главы крупных парламентских фракций;
2) средняя. К ней относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, сенаторы, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и движений (не самых влиятельных);
3) административная. К ней относятся члены правительства, высший слой государственных служащих.
По территориальному признаку элита делится на центральную и региональную.
По стилю руководства элита делится на «львов» и «лис» (Н. Макиавелли, В. Парето). Под термином «львы» понимаются руководители, для которых характерен консерватизм, грубые силовые методы руководства. Под термином «лисы» - мастера политических комбинаций, демагогии. Кроме того, пестроту структуры элиты усиливает еще ряд явлений - так называемые неформальные измерения. Среди них:
Политические кланы - устойчивые неформальные объединения в правящем слое, ведущие борьбу за власть (или охраняющее ее). Этот структурный элемент сочетает, как правило, черты патриархального семейного (кровнородственного) или земляческого коллектива и современных политических организаций. Политические кланы особо сильны в обществах, где интегратором общественных функций является не столько национальный рынок, сколько государственная власть. Взаимодействие политических кланов может развиваться и мирно и в форме острых конфликтов.
Элементы, формально к элите не относящиеся, но оказывающие закулисное влияние на принятие решений. Это могут быть члены семей видных политиков, друзья, соученики. Наличие в элите такого структурного элемента порождает явление фаворитизма, как правило осуждаемого обществом (если фаворитизм становится слишком влиятельной силой).
Таким образом, сложность структуры вызывает конкурентную борьбу внутри элиты, но тем не менее она остается относительно сплоченной группой. Сплоченность элиты диктуется общей заинтересованностью ее состава в сохранении сложившейся общественно-политической системы, в рамках которой элита осуществляет власть, близостью социального статуса, образовательного уровня, задачей удержания власти.
Политическая элита выполняет следующие социально необходимые функции:
а) во многом определяет политическую волю социальных групп и разрабатывают механизмы реализации этой воли;
б) формирует политические цели своей социальной группы, программные документы;
в) регулирует деятельность по политическому представительству какой-либо социальной группы.
г) является основным резервом руководящих кадров.
Но как достичь создания эффективной для общества политической элиты с учетом ее стремления к обособленности, закрепления своей власти и возможностей удовлетворения узких групповых интересов? Где способы формирования наиболее квалифицированной, результативной элиты; механизмов ее своевременного и качественного обновления; предотвращения (или хотя бы смягчения) тенденции отчуждения элиты от общества и превращения ее в замкнутую господствующую привилегированную касту?
В поисках ответа на эти вопросы исследователи сформулировали принципы формирования элиты, которыми должны руководствоваться избиратели: Наиболее важные из них:
а) обеспечение социальной представительности элиты. Необходимо стремиться к тому, чтобы в состав правящей элиты входили люди из разных социальных слоев общества, что является некоторой гарантией смягчения социальной замкнутости;
б) обеспечение организационной представительности элиты. Если члены элиты делегируются туда от организации (партии, профсоюза, общественного движения), под контролем «материнской группы» их деятельность будет более эффективна;
в) должен существовать плюрализм элит, который обеспечивает конкуренцию элит. В этом случае в условиях демократических выборов элита вынуждена нести гораздо большую ответственность за свои действия перед обществом, так как больше от него зависима и при стремлении сохранить власть вынуждена считаться с его интересами.
Политическая элита -- это порождение и элемент политической системы социально-классового дифференцированного общества. Политическая элита -- это часть властного механизма, обеспечивающего социальное господство. Обладая навыками политического управления, элиты подготовлены для эффективного представления социально-классовых интересов. Их важнейшей функцией является актуализация интересов данного класса, слоя с помощью политической власти, формирование воли класса и непосредственное руководство претворением этой воли в жизнь. Отношения господствующего класса и правящей элиты представляют сложное взаимодействие. Защищая определенные классовые интересы, элита имеет относительную самостоятельность, потому что она носитель непосредственных властных полномочий. В особых ситуациях элита может принимать решения, против которых выступает большинство ее класса, так как, обладая необходимой политической компетенцией, она лучше понимает и совокупные интересы класса, и общегосударственные интересы.
Таким образом, имея собственную социальную базу, политическая элита как властвующая сила является проводником не только узко социального интереса, но и выступает как проводник всеобщего интереса. Она все время мотивирует свою деятельность заботой об общем благе. И на самом деле важнейшая функция элиты -- не только реализация интересов социально-господствующих слоев, но и достижение общегосударственных целей.
Политическая элита вырабатывает государственную политику, формирует политическую стратегию и стремится к ее успешной реализации. Для элиты важно интегрировать различные интересы и волеизъявления в единую результирующую волю и тем самым расширить свою социальную базу. Итоговые решения политической элиты -- это результат согласования и корректировки курсов, учет пестрой палитры социальных позиций на общегосударственном уровне. В конечном счете власть элиты сильна и стабильна, если ее решения рациональны, их реализация эффективна, а в обществе достигнут баланс социальных интересов.
Существенным моментом в деятельности элиты является защита ценностей, идеалов, характерных для данного общества, и обеспечение консенсуса.
Роль правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты.
Стратегическая функция - разработка стратегии и тактики развития общества, определение программы действий.
Коммуникативная - предусматривает эффективное выражение в полит программах интересов и потребностей различных соц. групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.
Организаторская функция - необходимость организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кто в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.
Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур.
Функция рекрутирования (выдвижения) из своей среды политических лидеров. Политики государственного масштаба не могут появиться ниоткуда. Они, как правило, связаны с определенными сегментами самой элиты: законодательной, исполнительной, региональной, партийной и др.
Эффективность выполнения элитой обозначенных функций напрямую зависит от степени внутренней сплоченности входящих в нее групп. В рамках внешне единой элиты поддаются выделению:
Группы, различающиеся по объему своих полномочий и уровню компетенции:
высшая элита - ведущие политические руководители (президент, глава правительства, парламента, руководители крупнейших партий), их ближайшее окружение. Именно этот численно небольшой слой людей принимает все важнейшие решения;
средняя элита (примерно 3-5% населения страны) - люди, занимающие выборные общественные должности (парламентарии, сенаторы), региональные лидеры (губернаторы, мэры крупных городов);
местная элита - ведущие политические фигуры местного уровня. Нижний структурный уровень элиты часто обозначается термином "субэлита";
административная элита - высший слой государственных служащих - чиновники министерств, департаментов и других государственных органов. Эта элита менее зависима от результатов выборов, а поэтому менее проницаема для общественного давления и контроля.
Группы, различающиеся по степени своей интегрированности в политическую систему:
правящая элита характеризуется реальным обладанием рычагами и механизмами осуществления властных решений;
оппозиционная элита при интегрированности в систему власти (оппозиция может быть представлена в парламенте) выражает взгляды, расходящиеся со взглядами доминирующей группы. Представители этой элиты могут быть отнесены к лояльной или умеренной оппозиции;
контрэлита - исключена из системы властных отношений и отвергает существующую политическую систему. Это так называемая нелояльная, непримиримая оппозиция.
Группы, различающиеся по характеру своего влияния на массы:
наследственная элита, имеющая влияние в силу фактора "крови";
ценностная элита - базирует свое влияние на интеллектуальном и моральном авторитете;
функциональная элита: в качестве источника влияния выступает наличие профессиональных знаний и способностей, необходимых для выполнения управленческих функций основополагающим принципам жизнедеятельности государства.
Из вышесказанного следует, что политическая элита должна обладать уверенностью в себе, быть способной к решительным и, возможно, болезненным для общества мерам, но ее автономность при принятии решений не абсолютна. Элита проверяется с двух сторон: со стороны социально-господствующих сил и общества. И только в той степени, в какой элита в состоянии обеспечить баланс столь конфликтных интересов и проводить эффективную политику, она может длительное время оставаться у власти.
Выберите верные суждения о функциях политической элиты в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Стратегическая функция политической элиты заключается в создании концепции назревших реформ.
2) Политическая элита управляет политически пассивным населением через силовые структуры и другие институты принуждения.
3) Прогностическая функция политической элиты предусматривает осуществление на практике выработанного курса, проведение политических решений в жизнь.
4) Интегративная функция заключается в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, сплочении различных слоёв населения, гармонизации и согласовании социальных интересов.
5) Коммуникативная функция предусматривает умение реагировать на изменение настроений различных групп, обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, изучение, сбор и отражение в политическом курсе интересов и потребностей различных социальных слоёв и групп.
Пояснение.
Функции политической элиты многообразны, сложны и связаны с большой ответственностью. Самыми существенными из них являются следующие:
1) Руководство и управление обществом. Политическая элита – основной резерв руководящих кадров для политического, экономического, административного, культурного и т.п. управления. Контролируя самые разнообразные ресурсы, политическая элита имеет возможность влиять на условия жизни людей.
2) Стратегическая функция. Политическая элита разрабатывает стратегии и тактики развития общества, определяет политическую программу действий, разрабатывает концепции назревших реформ. Эта функция в полной мере реализуется на высшем уровне политической элиты.
3) Мобилизующая функция. Для реализации стратегического курса политической элите необходимо организовать массы на воплощение политических решений в жизнь.
4) Коммуникативная функция. В политических программах элиты должны найти отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп и слоев общества. Политическая элита должна уметь видеть особенности настроений различных социальных общностей, реагировать на изменения общественного мнения и вовремя принимать соответствующие им решения. Эта функция также должна обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, к которым относятся СМИ, PR-службы, социологические центры и т.п.
5) Интегративная функция. Она призвана обеспечить стабильность общественной жизни, снимать острые противоречия и конфликты. Для этого действия политической элиты должны быть направлены на сплочение различных слоев населения, гармонизацию и согласование социальных интересов, достижение консенсуса и сотрудничества с политическими оппонентами.
Необходимо отметить, что содержание и границы функций, которые призвана выполнять политическая элита, определяются конституцией страны, другими нормативными актами. На содержание функций также значительное влияние оказывает политический режим данного государства.
Введение
Тема данной контрольной работы «Сущность и функции политической элиты. Особенности эволюции политической элиты современной России».
Данная работа имеет значительную актуальность. Роль высшей политической элиты в любом государстве трудно переоценить. Отличительной особенностью нашей страны является то, что в силу исторического развития политическая элита играет особую роль в жизни общества. Если эволюционное развитие государства в его классическом понимании, характерное для Запада и США характеризуется изменениями в обществе, инициируемыми потребностями «снизу», то есть общество строит государство, то в России наблюдаются противоположные тенденции. Практически все российские революции и все успешные российские модернизации представляли собой «революции сверху». Отсюда доминирующая роль политической элиты в жизни общества нашей страны в процессе ее исторического развития.
Несмотря на то, что в российском обществе в 1990-е годы произошли глобальные социально-экономические изменения, прошедшие под лозунгом демократизации, в том числе и в элитообразовании, политическая элита остается важнейшим фактором политического процесса. Более того, в современном обществе наблюдается значительное укрепление позиций политической элиты. Это обусловлено тенденциями современного развития, которое характеризуется использованием новых политических технологий и инструментов, позволяющих увеличить влияние на массовое сознание и низким политическим и экономическим интересом в массах. Данные тенденции противоречат особенностям демократического государства, где народ правит через выборные органы. В этом противоречии заключается проблема контрольной работы.
Цель контрольной работы - рассмотреть сущность политической элиты и особенности ее эволюции в современной России.
Исходя из поставленной цели, в процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия политической элиты, рассмотрев исторический аспект темы;
Рассмотреть какие функции выполняет политическая элита в современном обществе;
Изучить структуру и типологическое многообразие политических элит;
Проанализировать особенности эволюции политической элиты в современной России.
Сущность политической элиты. Концепции элит
Термин элита в переводе с французского означает лучшие, отборные, избранные группы или представители какой-либо части общества.
Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории серьезного социологического обоснования не получили.
Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX -- начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски (1858--1941), Вильфредо Парето (1848--1923) и Роберта Михельса (1876 - 1936).
В 1896г. в «Основах политической науки» Моска писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».
Моска считал, что важнейшим критерием вхождения в элиту является способность к управлению другими людьми, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство.
Парето исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство -- элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). В своем труде «Трактат по общей социологии» он разделил элиту на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую -- контрэлиту -- людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.
Парето также использует типологию элиты Маккиавели, который подразделял правящих на «львов» и «лис». Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит -- «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и “львов” (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).
Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами.
Во второй половине 20 века сложилось несколько подходов к исследованию проблемы политической элиты. Основные из них: макиавеллистский, ценностный, структурно-функциональный и либеральный.
С позиции структурно-функционального подхода (Г.Лассуэл, С.Липсет, Б. Головачев) к политической элите относятся те личности и группы людей, которые обладают высоким социальным положением в обществе и занимают ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных).
Сторонники ценностного подхода (X. Ортега-и-Гассет, Ж. Тощенко, Н.Бердяев) считают, что элита, не только организованное управляющее меньшинство, но и наиболее творческая и продуктивная часть общества, наделенная высокими интеллектуальными и нравственными качествами.
Представители макиавеллистского подхода (Дж.Бернхэм) считают, что элита - это привилегированное меньшинство, которое наделено особыми способностями к управлению различными сферами общества, и прежде всего экономической и политической. При этом нравственная оценка качеств и способностей элиты, ее способов достижения власти игнорируется. Главной считается управляющая, административная функция элиты, ее руководящее и господствующее положение по отношению к подчиненной ей массе.
Либеральный подход элитарности общества (Шумпетер, Миллс) отличают демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. Элита - властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей. Элита достигает своего высокого положения в острой конкурентной борьбе и выступает защитницей либеральных демократических ценностей.
Обобщив все точки зрения, можно сделать вывод, что элита -- это, прежде всего статус и интеллект, неординарность мышления и поступков, культура и прочность нравственных позиций. Это реальная, а не мнимая возможность прямо или опосредованно распоряжаться материально-техническими ресурсами и людским потенциалом страны, это, наконец, власть, обеспечивающая возможность участия в решениях, имеющих по меньшей мере общегосударственное значение. Представленная модель элиты, конечно, идеал, своеобразный ориентир, это своеобразная установка на то, что должно быть.
Политическая элита -- это не просто группа высокопоставленных должностных лиц и политиков с определенными деловыми, профессиональными, политико-мировоззренческими и моральными качествами. Это социальная общность, концентрирующая в своих руках значительный объем политической, прежде всего государственной власти, обеспечивающая выражение, субординацию и воплощение в управленческих решениях коренных интересов различных классов и слоев общества и создающая соответствующие механизмы реализации политических замыслов и концепций. Таким образом, ведущими признаками элиты являются:
Относительная самостоятельность по отношению к обществу;
Высший социальный статус в политической сфере и престижность социального положения;
Политическая власть и ориентированность на власть;
Относительное совпадение целей и интересов,
Групповое сознание;
Сила воли и харизматичность, тяготение к лидерской роли;
Способность к принятию важнейших государственных решений и готовность нести ответственность за них;
Чувство принадлежности к касте избранных.
Все вышеизложенное позволяет дать следующее определение политической элиты: политическая элита -- это относительно самостоятельная, привилегированная группа политических деятелей и высших руководителей государства и общества, обладающих выдающимися профессиональными, социальными и психолого-личностными качествами, обеспечивающими возможность реализации принципиальных кардинальных решений.
Политическая элита (от фр. elite — избранное) — это относительно небольшая, внутренне сплоченная социальная группа, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших для общества политических решений и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом.
Любые политические системы элитарны. Элита существует как социальная группа, объединенная вокруг власти, и контролирующая процесс государственного управления. Элита обладает высокой сплоченностью и внутригрупповой совместимостью. Отношения элиты с массами строятся на принципах лидерства и авторитетного руководства. Легитимность власти элиты отличает ее от олигархии.
Элита неоднородна. На основании специализации в ней можно выделить ряд подгрупп (субэлит).
Элементы правящей элиты .
1. Политическая элита — представители господствующего класса, руководители государства, правящих политических партий, парламентские деятели.
2. Экономическая элита — крупные собственники, руководители государственных предприятий, менеджеры высшего звена.
3.
Бюрократическая элита — часть правящей группы: высокопоставленные чиновники.
4.
Военная элита — высшие чины силовых ведомств.
5. Идеологическая элита — лидеры идейных течений, деятели науки, культуры.
6. Политические лидеры - носители определенных социально-психологических качеств, позволяющих оказать личностное влияние на людей и в силу этого действовать в политике относительно самостоятельно.
Признаками политической элиты являются:
Высокий социальный и профессиональный статус.
- Высокий уровень доходов.
- Организаторские способности (опыт управления, компетентность).
- Автономия (относительная самостоятельность).
- Особое самосознание (сплоченность и наличие общей воли, осознание преимуществ своего положения, ответственности и т.п.).
Основные функции элиты :
А) выявление и представительство групповых интересов;
б) выработка и реализация государственной политики;
в) обеспечение общественного согласия на основе ценностей политической культуры общества.
Виды элит
В зависимости от источников власти элит их можно разделить на:
— наследственные, имеющие право на какие-либо сословные привилегии (дворянство, представители царских династий);
— ценностные, представленные лицами, занимающими престижные и влиятельные общественные и государственные позиции, а также обладающие известностью и авторитетом в обществе (писатели, журналисты, звезды шоу-бизнеса, известные деятели науки);
— властные, образуемые лицами, обладающими властными полномочиями;
—функциональные, состоящие из квалифицированных профессиональных управленцев и чиновников.
По месту в системе власти элита может быть правящей и оппозиционной.
По преобладающим принципам обновления и пополнения элиты делятся на открытые, которые рекрутируются из различных слоев общества, и закрытые, пополняемые из собственной среды.
Элиты могут различаться по степени социальной представительности (вертикальные связи) и внутригрупповой сплоченности (горизонтальные связи). По этим двум критериям можно выделить четыре вида элит:
1. Стабильная демократическая (высокая представительность и групповая интеграция).
2. Плюралистическая (высокая представительность и низкая групповая интеграция).
3. Властная (низкая представительность и высокая групповая интеграция).
4. Дезинтегрированния (низки оба показателя).
Существует две основные системы рекрутирования (пополнения) элит:
— система гильдий (характеризуется закрытостью, пополнением из нижестоящих слоев самой элиты, наличием большого числа формальных требований к претендентам);
— антрепренерская система (отличается высокой конкуренцией за посты и первостепенной значимостью личностных качеств и компетентности претендентов).