Что такое легитимный. Что означает понятие "Легитимность в политической власти" и "Легитимность" в общем смысле

"легитимность" имеет политико-правовой смысл, означающий положительное отношение граждан, больших общественных групп (в том числе и иностранных) к действующим в каждом конкретном государстве институтам политической власти, признание правомерности их существования.

Легитимность выражается в добровольном признании населением власти в стране. Народ согласен подчиняться такой власти, поскольку считает её авторитетной, принимаемые ею решения справедливыми, а порядок управления, сложившийся в государстве, лучшим в данный момент. Естественно, в любой стране были, есть и будут граждане, которые нарушают законы; которые несогласны с действующей властью и порядком ее управления и выступают против нее. Абсолютной поддержки не добиться никогда, да это и не нужно. Легитимной будет считаться , которая поддерживается большинством членов общества.

Легитимность - это доверие народных масс, принятие ими власти сквозь призму общественного сознания, оправдание её действий с моральной зрения. Граждане выражают одобрение власти, исходя из своих представлений о добре, справедливости, нравственности, справедливости, чести и совести. Легитимность обеспечивает повиновение без принуждения, а если при его достижении допускается применение силы, то в качестве оправдания таких мер.

Выделяют следующие типы легитимности: традиционный, харизматический и рациональный.

Традиционная легитимность формируется на основе веры общества в неизбежность и необходимость подчинения действующей власти, которая приобретает с течением времени статус обычая, традиции к подчинению власти. Данный вид легитимности присущ наследственным типам правления, например, монархии.

Харизматическая легитимность, в результате сформировавшейся веры людей, и признание ими выдающихся качеств отдельно взятого политического лидера. Этот образ, который наделен исключительными человеческими качествами (харизмой). Он переносится обществом на всю систему политической власти. Авторитет лидера безоговорочно принимается людскими массами. Такой тип легитимности в большинстве случаев возникает во время революций, когда происходит ломка ранее существовавших идеалов. Люди, не имея возможности опереться на бывшие нормы, ассоциируют веру в лидера с надеждами на светлое будущее.

Рациональная легитимность возникает в случае признания обществом справедливости, законности тех демократических процедур, на которых формируется система политической власти. Данный тип рождается благодаря осознанному пониманию каждым членом общества наличия сторонних интересов, что в конечном итоге предполагает необходимость создания правил поведения, соблюдение которых дает возможность для достижения собственных целей.

В последнее время участились случаи, когда народы тех или иных стран выражают недоверие властям своих государств, при этом в прессе фигурируют такие термины, как "легитимность" и "нелегитимность". Для многих остается непонятным, что означают эти понятия.

Легитимность: что это такое?

Термин "легитимность" происходит от латинского слова legitimus, которое переводится как "законный, согласный с законами, правомерный". В политической науке этим термином обозначают добровольное признание народом за права принимать решения, касающиеся всего народа. В научной литературе можно найти полные ответы на вопросы: "Термин “легитимность” - что это такое? Как понимать выражение “легитимность власти”?" Итак, это политико-правовой термин, который означает одобрительное отношение граждан страны к институтам власти. Естественно, что в таких странах верховная власть является легитимной. Однако когда этот термин впервые вошел в употребление, то обозначал совершенно другое. Это было в начале 19-го века во Франции, в годы узурпации власти Наполеоном. Какая-то группа французов желала восстановить единственно законную власть короля. Вот это стремление монархистов и называлось термином “легитимность”. Что это больше соответствует значению латинского слова legitimus, сразу же становится очевидным. В то же самое время республиканцы стали использовать этот термин как признание данного государства и установленной на его территории власти другими государствами. В современном понимании легитимность - это добровольное принятие власти народными массами, которые составляют большинство. Причем это одобрение в первую очередь связано с моральной оценкой: их представлениями о благородстве, справедливости, совести, порядочности и др. Чтобы завоевать доверие масс, власть старается внушить им идею о том, что все ее решения и действия направлены на благо народа.

Великий немецкий социолог и философ Макс Вебер ввел типологию легитимности власти. Согласно ей существуют традиционная, харизматическая и рациональная легитимность.

  • Традиционная легитимность. Что это такое? В некоторых государствах народные массы слепо верят, что власть - это святое, и подчиняться ей - неизбежность и необходимость. В подобных обществах власть получает статус традиции. Естественно, что подобная картина наблюдается в тех государствах, в которых руководство страной передается по наследству (королевство, эмират, султанат, княжество и т. д.).
  • Харизматическая легитимность формируется на основе веры людей в исключительные достоинства и авторитет того или иного В подобных странах возможно образование так называемого Благодаря харизме руководителя народ начинает верить всей политической системе, царящей в стране. Люди испытывают эмоциональный восторг и готовы во всем неукоснительно подчиняться ему. Обычно такой складывается на заре революций, смены политической власти и т. д.
  • Рациональная или демократическая легитимность формируется ввиду признания народом справедливости действий и решений лиц, стоящих у власти. встречается в сложно организованных обществах. В данном случае легитимность имеет нормативную основу.

Идея легитимного государства исходит из двух и легитимность. Государство такого типа, по сути, имеет полное право требовать от своих граждан послушания, поскольку в этих обществах на первом месте стоит власть закона. Следовательно, независимо от личностей отдельных членов правительства народ должен подчиняться действующим в данном государстве законам. Если же граждан не удовлетворяют эти законы, и они не желают повиноваться им, то у них есть несколько выходов: эмиграция (отъезд из данного государства в другое), свержение власти (революция), неподчинение, которое чревато наказанием, предусмотренным в законодательстве этой страны. Легитимное государство является механизмом передачи от одного поколения к другому права выбора.

Любое человеческое общество, неважно, состоит ли оно из многих миллионов или всего из нескольких человек, не может существовать без определенной структуры власти. Люди самой природой запрограммированы на формирование иерархической структуры, в которой одни играют руководящую, а другие – подчиненную роль.

Но если среди животных вопрос выбора вожака решается просто – кто более силен и агрессивен, тот и будет главным – то для людей основополагающим понятием является легитимность, т.е. правомочность существующей властной структуры.

Что такое легитимность? Значение слова.

Социальные науки называют легитимность сущностным свойством власти, т.е. тем, без чего власти попросту не существует или она остается лишь номинальной. Слово «легитимность» образовано от латинского «legitimus» , что означает «законный, правомерный» и означает степень признания власти другими людьми.

Легитимная власть без возражений признается всем подвластным ей народом, ее распоряжения не вызывают сопротивления и беспрекословно выполняются. Чем ниже легитимность власти, тем больше она вынуждена опираться на принуждение для реализации функций управления.

История понятия

Понятие легитимности, законности власти является одним из древнейших в человеческом обществе, однако сам термин возник относительно недавно, около двухсот лет назад. Во Франции произошла буржуазная революция, позже названная Великой, и население разделилось: одни признавали власть революционного Конвента, а позже – Наполеона, провозгласившего себя императором, другие же были уверены в незаконности этих властей и боролись против них, стараясь восстановить власть свергнутого короля.

Наполеону на длительное время удалось утвердить свое правление, усмирив несогласных. Несмотря на то, что с точки зрения закона его приход к власти, а значит, и сама власть, была достаточно сомнительной, все же ее признавало практически все население страны, а значит, эта власть была легитимной в глазах французов.

Правила легитимности Д. Битема

Английский политолог Д. Битем разработал структуру легитимности власти.


Согласно его концепции, власть обладает легитимностью, когда:

— соответствует правилам, принятым в обществе, или установленным с ее приходом;

— правила, оправдывающие ее установление, ссылаются или философское мировоззрение, разделяемое как властью, так и управляемым народом;

— существуют доказательства консенсуса отношений власти и народа.

Вначале легитимность была синонимом законности. Сегодня же это понятие означает признание населением права на власть, которое не всегда базируется на законных основаниях. Не следует путать легитимность с легальностью – соответствием власти существующим законным нормам.

Теория легитимности Макса Вебера

Согласно фундаментальной теории немецкого философа и экономиста Макса Вебера, для легитимации власти необходимо наличие двух основных факторов: признания ее таковой через существующие государственные институты и обязанности населения подчиняться этой власти. Вебер выделил три базовых вида легитимности:

— традиционная, базирующаяся на давнем обычае – к примеру, монархическая наследуемая власть либо власть старейшин, патриархов и т.д.;

— харизматическая, основанная на выдающихся личностных качествах – власть лидера, вождя, пророка, нередко не подкрепленная законом и формализированная задним числом;

— рациональная, в основе которой лежит законная процедура получения власти через выборы, которые могут быть демократическими (через волеизъявление управляемых) либо технократическими (получаемой благодаря проявленным способностям).


В реальности ни один из типов легитимности не может существовать в чистом виде. Государственная власть у любого народа приобретает свои, характерные для страны формы, представляющие собой смесь разных типов легитимности.

Тем не менее, наибольшее распространение сегодня получила рациональная форма демократической власти, которая, в свою очередь, может иметь разные источники своей легитимности.

Источник легитимности

Рациональная власть может базироваться на нескольких источниках (основаниях) легитимности в глазах населения:

— идеологических принципах, убеждающих граждан, что эта форма власти наилучшим образом отвечает их благополучию;

— доверии к механизму получения власти, традициям и нормам, существующим много десятков или даже сотен лет;

— позитивным личным качествам субъектов, олицетворяющих власть (президента, канцлера, премьера);

— рациональном расчете граждан на определенные факторы в отношении ;

— силовом принуждении со стороны государственных органов или политической машины;

— влиянии зарубежных источников силы.

Понятно, что власть не может быть одинаково легитимной для всех. Чем меньше людей ее признает, тем чаще и сильнее власть вынуждена прибегать к силовым методам. Современное общество все чаще склонно рассматривать легитимность действующего субъекта власти через призму собственного благополучия, т.е. насколько эффективно действует власть, чтобы его обеспечить.


В этом аспекте власть может рассматриваться либо как субъект, ее олицетворяющий, либо как вся система, обеспечивающая преференции одним слоям общества за счет других. Ухудшения благополучия рядовых членов общества способствует делегитимации власти, давно потерявшей в глазах населения сакральный смысл.

от лат. "легитимус" - законный) - законность политической власти, ее общественное признание, одобрение большинством населения и согласие подчиняться власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЕГИТИМНОСТЬ

от лат. Legitimus - согласный с законами, законный, правомерный). Смысл понятия «Л.» переводится на рус. язык как правомочность власти. История понятия «Л.» восходит к средним векам, когда складывается понимание Л. как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Преимущественно Л. трактовалась как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже около середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. Указанный термин ввел в политологию и детально его разработал М. Вебер. Нем. социолог и политолог указывал на то, что любая власть нуждается в собственном самооправдании, признании и поддержке. Именно признание власти, вера в ее справедливый характер, согласие со сложившимся разделением прав и обязанностей составляет, по Веберу, основу Л. Подчинение основной «массы» господствующим группам базируется на преимущественно эмоциональном характере принятия власти. Т. о., Л. отражает в основном субъективно - иррациональное отношение лиц и структур подвластных к самой власти. В XX столетии категория «Л.» активно использовалась в западной политической науке. Прежде всего она применяется для характеристики политической стабильности и анализа эффективности деятельности политических институтов. В амер. политологии понятие Л. усиленно разрабатывалось С. Липсетом («Политический человек») и Л. Биндером («Иран. Политическое развитие в меняющемся обществе»), во франц. политической науке М. Дюверже. В конце 60-х - начале 70-х гг. проблема Л. исследовалась в тесной связи с теорией господства представителями «Франкфуртской школы», прежде всего Ю. Хабермасом («Проблемы легитимации позднего капитализма»), а также К. Эдером, К. Оффе и М. Фуко. Л. не только теоретическая проблема современной политологии, но и острейшая практическая задача любых властных систем. Отсутствие широкой Л. институтов власти неизбежно ведет к отказу подвластных признать любые акты власти, независимо от их рациональности, к политической нестабильности, напряженности и усилению конфликтов. Наиболее проблематично обеспечение широкой Л. власти в период трансформации социальных систем, перехода от одного политического режима к другому, когда старые способы обоснования власти разрушены и отвергнуты большинством, в новые еще не созданы и не работают. В такой ситуации власть начинает «буксовать» - решения принимаются, но не выполняются. Как показывает опыт, законодательное расширение исполнительной ветви власти не способствует ее эффективности, преодолению кризиса властных институтов. Выход из состояния «безвластия» возможен на пути поиска и создания широкой Л. власти, необходимым условием которой являются в демократическом обществе свободные выборы на многопартийной основе.

Литература: Ожиганов Э. Н. Понятие «легитимации» в теории политической системы // Развитие политических систем в современном мире. М., 1981; Ожиганов Э. Н. Политическая теория Макса Вебера. Рига, 1986; Шпакова Р. П. Легитимность политической власти: Вебер и современность // Советское государство и право, 1990, № 3.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности , тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Легитимное действие - это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить. Действие перестаёт быть легитимным, когда субъекту действия приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить своё право поступать так, как он поступил [ ] .

Легитимный, -ая, -ое (спец.). Признаваемый законом, соответствующий закону. || сущ. легитимность, -и, ж. Л. власти. (Словарь Ожегова, Толковый словарь русского языка)

Кроме того, легитимность - политико -правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны , больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Легитимность СССР и нелегитимность РФ

    ✪ Биржа Bitstamp - Eвропейское качество и Легитимность.

    ✪ Разведопрос: Борис Юлин о государстве и легитимности власти

    Субтитры

Политическая легитимность

Применительно к политической легитимности известный английский политолог Дэвид Битэм (David Beetham) разработал «нормативную структуру политической легитимности»:

Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. Легитимность не следует смешивать с также существующим в политологии понятием легальность власти. Легальность власти - юридическое её обоснование, её законность, соответствие существующим в государстве правовым нормам. Легитимность, в отличие от легальности, не является юридическим фактом, но - социально-психологическим явлением. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не признаваться народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафия, которая также, в принципе, может восприниматься народом (или его частью) как легитимная либо нелегитимная.

Легитимность - это доверие и принятие власти общественным сознанием , оправдание её действий, потому она связана с моральной оценкой. Граждане одобряют власть, исходя из своих моральных критериев, представлений о добре, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то - оправдать принуждение, применение силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий (легитимация), обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т. д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на «своих» и «чужих».

Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Соответствующая типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером . Согласно ей, три типа легитимности соответствуют трём источникам правомерности политической власти : традиция , харизма и рационально-правовая основа. Вебер подчёркивал, что речь идёт не об отнесении любого реального режима к какому-то из типов, а об абстракциях (так называемых «идеальных типах»), в конкретных политических системах сочетающихся в той или иной пропорции.

В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.

  • традиционная легитимность , формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что придаёт власти высокую стабильность и устойчивость;
  • рациональная (демократическая) легитимность , возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создаёт возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.
  • харизматическая легитимность , складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделённого исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только ещё формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением часто оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: