Отсутствие мотивации. Отсутствие смысла жизни и жизненной энергии: что делать, если нет мотивации

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка.

Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка.

Как же сформировать у школьника желание учиться?

Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?

Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Почему это происходит, кто виноват и в чем причины давайте разберемся вместе.

В интернете, да и книжных магазинах имеется большое разнообразие на эту тему, да и у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях.

Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы.

Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4. Среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.

Мотивация с точки зрения науки

Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация» .

Произошло это слово от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции.

Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается.

То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения.

И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.

Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны, но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Психологический аспект, открывающий завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки.

Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал.

Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться.

Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

С чего все начинается?

Ошибка родителей №1.

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста.

Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо.

Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2.

Ребенка рано отдают в школу.

Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст ). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука.

Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела.

Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху.

Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3.

Дети не посещают детский сад.

Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4.

Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5.

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №6.

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Ошибка родителей №7.

Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8.

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.).

Ошибка родителей №9.

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Ошибка родителей №10.

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына - это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Формирование побуждения к действию.

Как это сделать на практике?


Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.

Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться.

Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.

2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр.

Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс.

Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе.

Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный.

При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).

5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо».

Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся.

В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок.

Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.

Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью.

Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое.

Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно.

А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый.

Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше.

Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа.

Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов.

В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей.

Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.

Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку , а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

14) Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы.

В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

15) Сдача ЕНТ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать.

Ваша задача – помочь определиться с выбором , сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать.

Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться.

Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности . Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность . Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ:

Я учусь в институте, являюсь сыном, бытовые условия вполне нормальные. У меня отсутствует мотивация в жизни. Я не могу понять зачем жить. Занимаясь любимым делом я не понимаю для чего я это делаю, это касается всего, чем я занимаюсь. Раньше была цель - жить правильно. С определённым кругом лиц добиться успеха. Но оказалось что "правильность" ни кому кроме меня не нужна, а успех найден пацанами в водке! Тогда я стал жить ради и для семьи. Но и тут я как- бы не нужен. Т.е. все мои действия для достижения общей цели опять, так и не замечены. Если глобально, то народ России (большая его часть), в целом не к чему здравому не стремится. Ели бы знал чем себе помочь, помог бы. Я нахожусь в поиске чего-то конкретного, в смысле цель, мотив жизни. когда я достигаю поставленых целей я счастлив. Но всякий раз я задаю себе вопрос - для чего я это делаю? И не нахожу ответ.

Не могу описать своё психологическое состояние. В данны момент я чувствую себя хорошо (физически). Дело в том, что мне 18 лет и у меня артрит (с 13-ти лет), это меня беспокоит. Ведь пока я молодой всё вроде хорошо, а что будет в 40? Хотя я уже испытал почти все "неприятности" связаные с моим заболеванием. Т.е. я не мог двигатся из-за болей в суставах. Но самое страшное что это генетика (маркёр HLAB-27). Всевозможные препораты мне не помогали, или эффект был незначителен. Мне повезло, нашли человека (Професор Югов), он помог мне бороться с болезнью. Методика основана на травных сборов и отваров, из них и естественно диета. Один минус - отвар нужно пить постоянно (3 р. в день). В принципе мне, как ни каму известно, что значит ходить, не чувствовать боль... Жить. Но я не вижу суть, смысл жизни. Настроение меняется с изменением общества. Ниже приведённые проявления, происходят когда я один и начинаю задумываться о себе, своей жизни и т.д. Я думаю, что окружающие по возможности замечают эмоц.проявления моего я, но чаще я стараюсь скрывать свою грусть. Я не говорю о своей проблеме с окружающими меня людьми. Чувство разбитости бывает регулярно после плохого сна. Сны я не помню, иногда мне кажется, что сны мне не снятся. Спать днём мне очень нравится, можно сказать - меня тянет спать днём. Апетит в принципе нормальный. Тут так - у меня диета. Это значит, что мне нельзя употреблять: соль, острые продукты, алкоголь, наркотики и т.д. Вообщем, я привык и это меня не заботит. Иногда я устраиваю празники и употребляю запрещённые продукты. Но то, от чего мне плохо я стараюсь не употреблять вообще. Я очень люблю работать, особенно если работа мне нравится. Может в этом смысл? А вот с вниманием и памятью проблема. Хотя если я сконцентрируюсь на чём-либо то я сделаю всё как надо, главное что бы это мне нравилось. К людям отношение такое - если человек правильный, здравомыслящий, тогда с ним приятно иметь дело, или человек не эгоист, то он "друг". Если же он не знает предела и не правельно себя ведёт то он "враг". Какому то влиянию не подвергался. Нсколько раз в жизни у меня возникало невероятное чувство злобы, я действительно выходил из себя, готов был порвать каждого отморозка. Так-же возникало чувства что мир очень красив и раде этой красоты стоит жить, но это чувство быстро пропадает, как только видешь как мир жесток и опасен. Но чаще всего меня посещает чувство дежавю, шотя впоследнее время я не ощющал его. Вообще задумыватся о жизни я стал года три назад. А примерно год назад я пришёл в тупик. Т.е. не знаю зачем...? Я не имею постоянного сексуального партнёра. Стараюсь избегать случайных связей. Теперь я очень привередлив к партнёру. В интимных отношениях стараюсь доставить удовольствие больше партнёру чем себе. Сексуальная ореинтация традиционная. Я вообще по жизни человек традиционный. Симптом один - я постоянно обдумываю свою жизнь и пытаюсь понять её. Но это не получается. Ещё череда неудач рушит мои планы на жизнь и делает её бессмысленной. Хотя многое у меня получается но всё равно как-то не в попад. Мне сложно это сделать. Думаю что нервного срыва у меня не было. Однажды я не без повода думал что у меня спид. К счастью обошлось. Как раз с того момента я стал задумываться о жизни - зачем мы так безответственно поступаем по жини. Может это был основной толчёк к оброзованию моей проблемы. Мой отец бизнесмен, матушка в определённые моменты помогает ему, мне кажется она больше делает вид. У меня есть старший брат. Я его очень уважаю. С членами нашей семьи мы видемся регулярно. Брат хоть и не живёт с нами, но мы встречаемся на работе. А вот с дальними родственниками проблема. Мы не видимся с ними вообще, это мне очень не по душе. Я учусь в институте, в свободное время помогаю родителям на работе. В последнее время я понял, друзей у меня нет и расчитывать не на кого. Поэтому я стал больше помогать родителям. В данный же момент мне вообще ничего не надо, я как амёба. Устал.


Таких мыслей нет ведь это глупо. Жизнь стоит того что бы жить. Нужно понять зачем, если мне это удастся, то я буду очень счастлив. Да но кажется,мне не суждено этого понять. Это жизненые неудачи. Я стараюсь забыть их и двигаться дальше. НО ОПЯТЬ ТАКИ ЗАЧЕМ...

ОТВЕТ:

Компьютерный психолингвосемантический анализ Вашей анкеты позволил выделить следующие основные моменты:

1. Значимые тезисы:

Как раз с того момента я стал задумываться о жизни, зачем мы так безответственно поступаем по жизни;
Занимаясь любимым делом я не понимаю для чего я это делаю;
Я учусь в институте;
от чего мне плохо я стараюсь не употреблять вообще;
Нсколько раз в жизни у меня возникало невероятное чувство злобы;
хотя в последнее время я не ощущал его;
Спать днем мне очень нравится;
Я не могу понять зачем жить;

2. Скрытое подсознательное послание (подсознательная причина изложенной Вами проблемы):

У меня отсутствует мотивация в жизни.

"У меня отсутствует мотивация в жизни." - а Вы придумайте её себе. В этом суть жизни - каждый придумывает себе мотивацию. Вот я сейчас отвечаю на Вашу анкету именно по этой причине - я придумал себе мотивацию в жизни: отвечать на анкеты. Вот сижу и этим сейчас занимаюсь. Хотя на самом деле нужно ли это - большой философский вопрос. И если серьёзно об этом задуматься (как Вы, к примеру:), то скорее всего я приду к выводу, что это никому не нужно и лучше этого не делать (всё равно с течением времени всё проходит и заканчивается, так какая разница...). Если идти по этому рассуждению, то можно быстро придти к выводу о том, что жизнь не имеет смысла в принципе... Так рассуждает наш ум и подобные мысли приходят в голову не только Вам.


Однако природа, которая всё это затеяла с пока непонятной для нас целью, предусмотрела подобное развитие событий. И дабы человек в силу своего ума не истрибил себя тут же, придя к выводу о бесполезности жизни, вложила нам всем в подкорку свои ограничения: приказ размножаться (половой инстинкт) и приказ бояться смерти (инстинкт самосохранения). Уже само существование в нас этих приказов (инстинктов) говорит о том, что смысл в жизни есть (просто не понимаем его мы пока, не доросли ещё), и природа-мать точно также ограничивает нас от безрассудных действий, как и любая мать своего ребёнка при попытке последнего поковырять пальчиком электрическую розетку...

Поэтому придумывание себе мотивации в жизни - это способ защиты от её кажущейся бессмысленности. Всё так делают, и Вы тоже можете последовать этому примеру. Если же подобный способ кажется Вам слишком примитивным, то становитесь исследователем Реальности, наблюдайте и изучайте её - и возможно Вам откроется тот настоящий, истинный смысл нашей жизни... Если лень открывать Реальность, то приходите на приём к психотерапевту , по крайней мере один смысл жизни будет уже реализован...)

Размышляя над темой очередной статьи пришел к мысли, что не только одним продуктом и продуктами здоров будешь. Ведь концепция здоровья говорит как раз о том, что все должно быть в комплексе. Но самое главное, что нужно для любых действий - это что? Да, все просто, это мотивация! Обычно о мотивации говорят на работе или в бизнесе, но она касается любой сферы нашей жизни и здоровье не исключение.

Итак, основные причины по которым может отсутствовать мотивация.

  • Низкая самооценка;
  • Негативный опыт;
  • Отсутствие привлекательной цели;
  • Отсутствие "Волшебного пенделя";

Ну а теперь кратко пробежимся по каждой из причин и посмотрим, как можно избавится от них и тем самым увеличить свою мотивацию и начать двигаться в правильном направлении.

Низкая самооценка

Что можно сказать. Друзья, это изъезженная тема, но все же - это проблема огромного количества людей. Есть масса методик и советов, как избавиться от заниженной самооценки и я не собираюсь открывать Америку. Если вы замечаете за собой такое явление - срочно спросите интернет что делать! Ну а я могу посоветовать одну простую методику.
Каждое утро и каждый вечер вы одеваете красивую одежду, подходите к большому зеркалу и начинаете делать себе комплименты, на полном серьезе, говорите как хорошо вы выглядите, как идет вам этот наряд, со временем вы начнете замечать, какие у вас красивые черты лица и лучезарная искрящаяся улыбка! Это верный способ поднять самооценку!

Негативный опыт

Ну, во-первых, что было то прошло. Запомните это раз и на всегда. Опыт не бывает негативным, опыт это величина, взятая по модулю. И раз у вас есть какой-то опыт, просто сделайте немного иначе и вы приобретете новый опыт, уверен, он будет более положительный, чем предыдущий.

Отсутствие привлекательной цели

Конечно, если вы решает, например, пить ли коралловую воду, то если у вас нет цели по здоровью, скорее всего, вы решите сэкономить эти 700+ рублей.. И для вас это будет верным решением, потому что тратить деньги, время, энергию нужно не на какую-то вещь или продукт, а на ту цель, которую вы можете достигнуть, благодаря этому продукту. То есть, покупая машину, вы платите не за железку на 4 колесах, а за возможность комфортно передвигаться в нужных направления. Так же в любом деле, если нет цели, незачем тратить время, сначала сформируйте цель! Для меня такой целью стало поддержание своего здоровья на высоком уровне и здоровье моей семьи и всего моего будущего поколения. Найдите свою цель, запишите ее.

Отсутствие волшебного пенделя

Ну это крайняя стадия идиотизма, но как это не грустно, каждый из нас нуждается в каком-то толчке извне, даже когда уже, казалось бы решение принято, план составлен, но не хватает чего-то. Если перенести это на ситуацию со здоровьем, если вы хотите заняться своим здоровьем, но все время откладываете, просто возьмите телефон в руки и наберите номер своего знакомого коралловца. Вот вам и будет волшебный пендель!

Вот, пожалуй и все. То что здесь написано, можно спроецировать на любую ситуацию из вашей жизни. Просто подумайте, почему у вас не хватает сил или времени заниматься чем-то? Наверняка вы найдете ответ в этих четырех пунктах. Если у вас есть что дополнить - рад буду услышать в комментариях.

Если вы затеяли ремонт на кухне то кухонный уголок симфония будет хорошим решением.
Понравился материал? Сделайте доброе дело - поделитесь с друзьями в соц сетях!

Чуть ли не каждый второй клиент, приходящий на консультацию, жалуется на то, что ему не хватает мотивации сделать то или иное в жизни. Вроде бы есть желание, и даже планы порой написаны, и осталось только встать и начать делать... но вот это как раз и не получается. Как же сдвинуть себя с мертвой точки?

Для начала нужно определиться, что такое мотивация. Это желание, которое переходит в действие. То есть тут дело не только в желании, но и в исполнении задуманного.

Несмотря на то что чаще всего жалуются на полное отсутствие мотивации , на самом деле она есть у всех психически здоровых людей. Большинству из тех, кто считает, что не может собраться и реализовать планы, совсем не трудно заниматься повседневными делами. Да и для приятных мероприятий находятся время и силы. Тут дело в том, что нет мотивации для определенных занятий.

Человеку кажется, что именно перед этим конкретным делом стоит непреодолимая стена, которую не перешагнешь и не обойдешь. Будто для того, чтобы ее пересечь, нужны необычайные усилия или необходимо знать какой-то секрет.

Виды мотивации

Прежде чем идти через «стену», необходимо знать, что люди совершают усилия по нескольким причинам. Эти причины образуют разные виды мотивации. Всего четыре вида:

  1. Внешняя мотивация. Человек совершает действие, когда получает четкий сигнал извне. Например, доктор или родитель велели что-то сделать. Это и есть причина, по которой человек приступает к действию.
  2. Интроэктивная мотивация. Когда-то человек усвоил, что нужно выполнять определенные действия. Например, каждый раз убирать посуду после еды. Люди делают это автоматически, не задумываясь, потому что кто-то в далеком детстве сказал, что так должно быть. Эта инструкция запомнилась как правило, которое не подлежит обсуждению.
  3. Идентификационная мотивация. Люди делают что-то потому, что это является частью их личности. Другими словами, они отождествляют себя с данной деятельностью. Например, : для спортсмена утренняя пробежка - нечто само собой разумеющееся. Потому что «спортсмены занимаются спортом». Если не делать пробежку, ты уже отступаешь от образа, а значит, «ненастоящий» спортсмен.
  4. Внутренняя мотивация. Люди делаю что-то потому, что испытывают от этого удовольствие. Если моют посуду, то потому, что им нравится постоянная чистота на кухне. Если бегают по утрам, то потому, что это дает им чувство бодрости.

Можно с уверенностью сказать, что помогают все виды мотивации. Однако здесь у каждого свои приоритеты и предпочтения. Существует немало людей, которые замечательно действуют, если им прикажет кто-то другой, но без «кнута» им крайне сложно найти в себе силы и интерес сдвинуться с места. Других совершенно бесполезно заставлять, если они не чувствуют, что это «их дело» или не испытывают от этого удовольствия. Так что у всех собственный «код доступа» к внутренним ресурсам.

Сила эмоций

Как источник «вдохновения» может быть различный, так и «топливо» для активных дел бывает разным. Например, людей могут побуждать положительные или отрицательные эмоции. Кого-то будет вести страх: они могут бояться, что если не выполнят задуманного, то их отвергнут. Для других двигателем будет интерес к саморазвитию.

Но, как это ни печально, чаще люди мотивируют себя отрицательными эмоциями. Дела могут делаться как по маслу, а человек не испытывает особого удовольствия от них - только облегчение. Здесь можно посоветовать переориентироваться на позитивные эмоции, связанные с исследованием нового и творчеством: «Я сделаю это, потому что я стану лучше».

Кроме того, способ мотивации «избежать наказания» далеко не всегда эффективен. Постоянный негатив, с которым мы к себе обращаемся, пытаясь подтолкнуть к выполнению, со временем перестает действовать. Зачем стараться, перешагивать через себя, если в конце задания ничего особо хорошего не будет? Положительные эмоции, наоборот, придают сил для новых свершений.

Прокрастинация

Бывают случаи, когда человек, несмотря на важность грядущих дел, не может себя заставить их сделать. Грядет «дедлайн», а еще ничего не сделано, а бывает даже и не начато ничего. Вроде все человек понимает, только сам себе палки в колеса вставляет, медлит, отлынивает.

Прокрастинация - довольно сложное явление, но одну из главных ролей в нем играют неправильно сформированная оценка «затраты - результат». Обычно люди представляют себе предстоящую работу длительной, неприятной, а результат незначительным , особенно если они вышли .

Вот, мол, сижу 10 дней без сна и отдыха с проектом, а в конце мне и «спасибо» никто не скажет. Да и не нужно это никому. То, что за невыполненную работу могут уволить, волнует и мотивирует только на первых порах, а потом чем больше человек себя пугает, тем хуже работается.

Как себя замотивировать?

Этот вопрос приходит в голову не только тем, кто обращается за консультациями. У любого человека хотя бы раз в жизни была ситуация, когда приходилось делать что-то через силу. Многие вполне справляются с этим неприятным периодом самостоятельно, но вот несколько советов, облегчающих задачу.

  1. Четко представьте себе разницу между тем, что у вас есть сейчас, и тем, что будет после выполнения необходимого. Желательно, чтобы в конце вы получали преимущества перед текущим положением дел.
    Для создания мотивации нужны не только сильные эмоции. Также важна и перспектива. Мы должны двигаться в определенном направлении, желательно в сторону лучшего положения. Человек должен видеть, что все его усилия вознаградятся. Причем вознаграждение должно быть значительным, ради чего не жалко тратить силы. Без этого довольно сложно заставить себя что-то делать.
  2. Постарайтесь не мотивировать себя негативными мыслями и не давайте себе негативных установок. Мозг будет пытаться избежать негатива путем отказа от работы.
  3. Не ругайте себя за то, что не можете найти мотивации. Самобичевание и в данном случае не лучший мотиватор.
  4. Всегда вознаграждайте себя за действия. Вознаграждение должно быть действительно приятным и важным для вас. Однако если вы постоянно радуете себя одним и тем же, чувство удовольствия может притупиться. Лучше всего - разнообразные подарки, что-то, чего вы давно хотели, но не позволяли себе по разным причинам.
  5. Разбивайте большое задание на маленькие участки. В этом случае вам легче будет отслеживать и регистрировать свой успех и продвижение вперед в сторону окончания дела.

А самое главное - это начать. В большинстве случаев именно первый шаг - встать и начать делать, является самым главным и самым трудным. Дальше всё идет гораздо легче.

Вспомните, ведь большинство повседневных занятий выполняются сами собой. Мы чистим зубы, причесываемся, завариваем кофе или чай, не раздумывая, чем себя таким заинтересовать и как заставить. Когда-то мы обучились этой рутине: проснулся - почистил зубы.Повторяли последовательность день за днем. А потом навык был усвоен, и утро автоматически начинается с чистки зубов без каких бы то ни было волевых усилий.

Поэтому для того, чтобы что-то делать без мучительных колебаний, нужно просто это делать. Просто поверьте, пройдите стадию врабатывания, и результаты не замедлят ждать.

Наталья Стилсон

Фото thinkstockphotos.com

Отсутствие мотивации — это эмоциональное состояние, с которым сталкиваются практически все. Очень легко оказаться в подобной ситуации, когда мы чувствуем себя , подавленными и склонны верить всему плохому, что про нас могут сказать окружающие.

Мы все через этого проходили, и отсутствие мотивации — это абсолютно нормально, не стоит сильно переживать по этому поводу.

Главное — вовремя распознать своё состояние , и тогда вы сможете решить проблему и найти мотивацию.

1. Избегайте пространных рассуждений и сосредоточьтесь на фактах

Когда нам не хватает мотивации, мы склонны видеть мир только в серых и чёрных тонах.

Поэтому важно понимать, что мы находимся в определённом состоянии ума , из-за которого слишком много спекулируем и не видим истинную суть дела.

  • Если вы недостаточно мотивированы в отношениях со своей парой, избегайте отвлеченных мыслей и сосредоточьтесь на фактах.
  • То есть, если вы уверены в к своему партнёру, вы найдёте решение любой проблемы , и вам будет легче выйти из уныния.
  • Когда вы воспрянете духом, вы увидите, что проблема становится меньше, и это побудит вас решить ее.

2. Поймите: вы человек

Очень часто нам кажется, что одна-единственная наша ошибка может разрушить всю нашу жизнь. Позвольте сказать вам, что это не так. Вы человек, и поэтому вы должны дать себе право на ошибку.

Вдобавок, как вы собираетесь чему-то научиться, не делая ошибок?

Ошибки — это замаскированные уроки , поэтому их нужно рассматривать объективно, делать выводы и идти дальше. Когда вы чувствуете, что ошибки вводят вас в уныние, вспомните свой жизненный путь. Посмотрите, как много ошибок вы сделали, чтобы достичь успеха. Так вы сможете вернуться в рабочее состояние и продолжите двигаться к намеченной цели.

Если мотивации вас лишает какая-то большая , дайте себе возможность здраво оценить её и затем продолжайте действовать.

3. Откройте для себя ежедневную мотивацию

Невозможно быть мотивированным все 24 часа в сутки , но каждый день можно находить хотя бы немножко мотивации. Хорошая отправная точка для этого — составить список своих достижений и перечитывать его каждое утро.

Каждый день прилагайте усилия, чтобы найти новый повод для гордости.

Иногда этот список очень тяжело составить, но он очень вам поможет. Не жалейте бумаги, но дозируйте ваши достижения, чтобы каждый день получать новую дозу мотивации.

В те дни, когда вам не хватает ее, обязательно держите этот список под рукой и поработайте над ним , чтобы почувствовать себя лучше.

Когда вы закончите и поймёте, сколько всего добились в жизни, вы наполнитесь вдохновением, чтобы идти дальше.

Если в какой-то момент вы почувствуете, что у вас нет причины благодарить жизнь и наслаждаться ею, перечитайте свои заметки за предыдущие дни.

Возможно, именно то, чего вам не хватает, написано там чёрным по белому.

4. Сделайте перерыв

Очень часто мы впадаем в уныние от переизбытка информации или от отсутствия прогресса в каком-либо деле, и тогда нам нужно сделать передышку от своей рутинной жизни.

Сделать перерыв, чтобы отвлечься от вещей, которые вас огорчают — абсолютно естественно и необходимо, а вовсе не плохо. Это не означает, что нам перестало нравиться то, что мы считаем важным. Это лишь значит, что нам нужен отдых.

Если вы чувствуете упадок мотивации, сходите на , посмотрите фильм, почитайте хорошую книгу или смешной рассказ. Делайте то, что вам нравится, даже если это совсем не связано с тем, что лишает вас мотивации — например, с работой.

Это поможет зарядить вас энергией, и, когда вы вернётесь к своей рутине, вы сможете взглянуть на всё свежим, позитивным взглядом. Мотивация вернётся сама собой!

5. Признайте, что вам нужна помощь


Умение самостоятельно мотивировать и поощрять себя — это очень полезно, но порой нам лучше не оставаться одним в трудной ситуации.

Причина тому очень проста, а потому кажется нереальной: наш мозг настолько развит, что порой отказывается признавать, что ему необходима мотивация, и мешает её искать.

В отличие от депрессии, когда необходима консультация психолога , отсутствие мотивации можно побороть в компании друзей, семьи или со своим любимым человеком.

Не бойтесь просить о помощи. Вы будете удивлены, обнаружив, как много людей будут рады помочь вам.

Отсутствие мотивации: научитесь мотивировать себя

Все люди разные, поэтому точной математической формулы по самомотивации не существует. Вы должны стараться узнать себя как можно лучше.

Не жалейте времени на изучение своих страхов и желаний, чтобы понять, что вам движет, а что мешает идти. Ответы на эти вопросы дадут вам ключ к борьбе с унынием и отсутствием мотивации.

Помните, что, хотя отсутствие мотивации является естественной частью самопознания , оно не должно затягиваться. Не позволяйте себе застрять в этом состоянии.

Имейте в виду, что вы должны любить и уважать себя. Вы должны быть своим самым большим поклонником и лучшим мотиватором для самого себя.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: