Положения даосизма. Философские направления: даосизм

Дао — это путь познания вещей. Даосизм является традиционным китайским учением с примесью философии и религиозных воззрений, наряду с Конфуцианством, дзен и буддизмом. В понятие даосизма включены шаманские и магические практики, учение о бессмертии и изгнании злых духов, ритуалы предсказаний и целительные методики цигун.

Суть даосизма

Восточный мистицизм оказал большое влияние на весь мир. Корни даосизма уходят в глубь веков, первые письменные артефакты датируются вторым веком до нашей эры. Так говорит о даосизме википедия. Как переводится слово «дао»? Это некая безликая сила, управляющая миром. Она находится везде и нигде. Также «дао» переводится как «путь», который определяет направление жизни человека. Таким образом, кратко суть даосизма можно охарактеризовать как веру в управление безликой силой, сотворившей мир и поддерживающей всё сущее и веру в бесконечное блаженство в состоянии покоя и бездействия.

Основоположник даосизма — Лао Цзы. Основные идеи учения — обретение внутренней гармонии и покоя через следование по священному пути дао. Даосизм — это не религия в чистом виде, а набор духовных практик. Несмотря на отсутствие догматов религиозного поклонения, существует множество монастырей, в которых даосы уединились от суеты мирской жизни. Это становится понятным, если учесть основополагающую идею даосизма о состоянии внутреннего покоя как достижения духовного совершенства. В суете будней покоя достичь невозможно, а по поверьям даосов внутренний покой может даровать долгую жизнь.

На заре становления даосизма отсутствовали какие-либо ритуальные и обрядовые церемонии. Последователи Лао Цзы искали правильный путь и смысл своего существования. С течением времени даосизм претерпел изменения, но основная идея сохранилась. Это учение временами испытывало гонения официальных властей, что побуждало даосов скрываться и образовывать тайные братства. Дао проповедует подавление страстей и желаний, что не всегда находило отклик в сердцах людей.

Есть ли у даосов своя священная книга? Да, она называется «Дао дэ цзин», что обозначает «Книга пути и достоинства». В этом трактате красной нитью проходит мысль о невмешательстве человека в действие высшей силы, ибо воля небес превыше всего.

Путь достижения счастья

Философия даосизма дает некий рецепт достижения блаженства и счастья в этом земном воплощении. Для этого следует встать на путь Дао, обрести силу Дэ и пребывать в полном бездействии У-вей. Что такое полное бездействие? Это состояние созерцательности, наблюдения за происходящим без какого-либо вмешательства. Это созерцательное отношение ко всему, что происходит в жизни.

Даосы считают, что ни один добрый поступок не способен сделать человека счастливым. Он может обрести счастье только через внутренний покой и медитативное состояние. Именно в медитациях можно постичь смысл мироздания и обрести блаженство. По мнению основателя учения человек должен культивировать в себе три основных качества:

  1. сострадание (ци);
  2. умеренность (цзянь);
  3. душа (шэнь).

По мнению даосов сострадание (любовь) заставляет сердце активно работать, то есть, разгонять кровь. Это оздоравливает организм. Умеренность во всем тоже способствует здоровью, а также позволяет разумного расходовать жизненную энергию. Развитие души — это путь самосовершенствования, без которого невозможно достичь блаженства.

Основные идеи даосизма:

  • принцип невмешательства;
  • неделание;
  • спонтанность;
  • превращение вещей.

Даосы утверждают, что постоянным принципом мироздания является перемена, все остальное — преходящее. Переменой управляет закон Дао. Нельзя сопротивляться переменам, нужно позволить им случаться в жизни. Если человек осуществляет какие-либо действия или желает чего-то, он нарушает естественный ход событий и препятствует переменам осуществиться.

Обратите внимание! Даосизм учит не вмешиваться в естественный ход вещей и не предпринимать попытки исправить совершенный мир.

Попытки что-либо изменить в своей жизни рассматриваются даосами как покушение на совершенство мира, ведь совершенство можно постичь лишь в состоянии созерцания. Желания, по мнению дао, — путь к беспокойству и несчастьям. Человек не должен стремиться к чему-либо, но не должен и препятствовать этому случиться. Например, даос не стремится к богатству, но не препятствует ему прийти в жизнь.

Инь и ян

Что символизирует знак инь и ян? Некоторые считают его символом дня и ночи или добра и зла. На самом деле это основополагающий символ дао, в котором заключено единство противоположностей — темного и светлого начала. Темное принадлежит женской душе, светлое — мужской. Женская суть выражается в пассивности, мужская — в активности. Только единство двух начал может сформировать гармонию и блаженство, только в единстве противоположностей заключена мощь энергии ци.

По мнению даосов переизбыток одного из качеств приводит к неразумному течению жизни. Оба принципа должны находиться в гармонии и равновесии, только в этом случае жизнь будет плодотворной и эффективной. Однако в данном символе заключена идея космических принципов движения, которые осуществляют перемены в физическом мире.

Постоянство перемен символизирует замкнутый круг. Точки внутри каждой половинки знака символизируют взаимопроникновение, волнистая разделяющая линия обозначает отсутствие четких границ между принципами.

Принцип инь и ян можно встретить в китайском искусстве, национальной медицине и даже науке. Это основополагающий принцип дао, который утверждает, что:

  1. противоположности притягиваются и дополняют друг друга;
  2. все находится в процессе постоянных перемен.

Человек, следуя по пути Дао, должен постоянно находить баланс между инь и ян. Это равновесие энергий, которое приводит к балансу и гармонии. Только баланс и равновесие энергий могут даровать человеку внутреннюю гармонию и абсолютное здоровье.

Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Его взгляды изложены в произведении "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ") .

В отличие от традиционно-теологических толкований дао как проявления "небесной воли" Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.

Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т.д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. "Небесное дао,- утверждал он,- напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято".

В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. "Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты... Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао... Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов... Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны".

Все неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т.д.), согласно даосизму, это отклонение от дао и ложный путь. Влияние естественного вообще (в том числе и естественного права) на общественную и политико-правовую жизнь в целом, по данной концепции, осуществляется на путях такого следования дао, которое скорее означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с учетом каких-то позитивных требований дао.

Резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию. "Где побывали войска, - говорил он, - там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы". Победу следует отмечать похоронной процессией".

Однако восхваляемое даосизмом недеяние означало вместе с тем и проповедь пассивности. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии. Поворачиваясь спиной к прогрессу, Лао-цзы призывал к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового.

Эти аспекты даосизма существенно притупляли его критицизм по отношению к реально существовавшим социально-политическим порядкам.

При том, что Дао и единение с Дао - это недеяние, возникает вопрос: как же представлял себе Лао-цзы государственное управление? Этот вопрос имеет более глубокое значение: нужно ли управлять народом? Если народом управлять, - это значит вмешиваться в естественный ход событий, нарушая спонтанность самопроявления Дао. Но если им не управлять, то государство может просто рухнуть. Вспомним ситуацию, которая сложилась в Китае на момент создания "Дао дэ цзина": бесконечные войны, конфликты и интриги между царствами. Даже между философскими школами не было мира, каждый философ стремился принять участие в управлении страной и давать советы правителю. "Дао дэ цзин" не является книгой о том, как управлять государством, но сам характер трактата позволяет сделать плавный и незаметный переход от рассуждении о некой субстантивной абстракции и вездесущей пустоте к искусству управления через недеяние. Но недеяние, которое не есть безделье, а как действие, взятое в целом, охватывающее все планы и предшествующее всякому определенному действию. Это есть не решительное наступление только на конечные цели, а наступление из истока самого Дао.

Прежде всего, Лао-цзы уравнял два понятия: "мудрец" и "правитель". Действительно, человеку, не познавшему Дао, нельзя доверить управление государством, это сакральное действо, сходное с функциями самого Дао, только в меньшем масштабе. На истинного правителя распространяются качества мудреца. Он незаметен, нетребователен. Он ставит себя словесно ниже народа, когда собирается встать над ним как государь: "Лучший правитель - тот, о котором народ не знает". Государь правит не через приказы, а через умы, через "сердце народа". Мало того, он следует "сердцу народа", и тогда он оказывается "своим" для каждого человека. Таким образом правитель-мудрец может создать внутри своего государства общность, единство всех людей "внутри тела культуры".

Действие посредством недеяния (увэй) государя является труднопостижимым. Недеянием достигается самопроявление всех существ, но не самовольного, а истинного: "Если владетели и царь могут следовать недеянию Дао, то десять тысяч вещей сами же преобразуются. В мировоззрении китайцев это действие носит магический характер. Гармония государя и Дао направляет на правильную дорогу ход не только государственной жизни, но также природы и всех вещей.

Один из парадоксов "Дао дэ цзина" - править не надо, надо просто быть. Если правитель следует Дао и своими словами, мыслями, поступками "овеществляет" это Дао, то сам он избавлен от необходимости что-то предпринимать. Проще говоря, правит не человек, но Дао, которое через конкретную личность ведет мир к гармонии. В этом смысле уникален как высший властитель и универсален как человек, транслирующий Дао в народ. Он избавлен от ошибок, желаний и стремлений, вернее его стремления ничем не отличаются от "стремлений" Дао. Правитель "пренебрегает собой и потому сберегает себя", преследуя личные цели. В этом заключен своеобразный даосский эгоизм. Так, даос Ян Чжу (4 в. до н.э.) заявил, что мудрецы древности не пожертвовали даже одним волоском, чтобы овладеть Поднебесной. За такое пассивное отношение к судьбам страны его не замедлили осудить конфуцианцы. Они советовали просвещать людей, видели в этом залог устранения хаоса. Даосы отрицали и порицали стремление к науке, знаниям. Истинная мудрость - удел немногих, и народу совсем не обязательно знать механизмы мудрого управления, важнее быть сытым и счастливым. Люди не должны ощущать управления, правитель достигает порядка через свою Благую мощь - Дэ.

Философия даосизм была открыта Желтым императором Хуан ди. Свои корни учение берет из шаманизма. Одно из главных понятий в даосизме – принцип равновесия и связи женского и мужского начала инь-янь. В «инь» заключены все пассивные и негативные качества, а в «ян», наоборот, все хорошее. Одно без другого попросту не может существовать, поскольку в жизни возникнет хаос. Благодаря даосам были созданы такие популярные течения, как фэн-шуй, цигун и многие боевые искусства.

Идеи даосизма

Основывается это учение на том, что все вокруг подчиняется Дао – мировой гармонии. Чтобы воссоединиться с Дао нужно слиться с ним воедино. В жизни человека нравственные ценности и пороки должны находиться на одном уровне. Именно в этом, по мнению Востока, заключается смысл и счастье человеческой жизни. Поскольку Дао не познаваемое, то о чем может разговаривать человек, называется дэ. Благодаря этому понятию Дао проявляет свою потенциальную энергию и действие.

Основные идеи даосизма указывают, что разум человека является составляющей, которая совершенно не совпадает с его природой. Это учение основывается на отторжении от разума, что позволит достичь полного безразличия. В даосизме сознание олицетворяет собой способ индивидуализации человека, благодаря которой можно познать внутренний мир и приблизиться к Дао. Нравственные и этические идеи даосизм также советует полностью избегать.

Восточные философы считают, что не стоит искать, в чем смысл жизни и как найти ее начало и конец. Человек рождается из небытия, туда он и должен уйти. Благодаря осознанию этого понятия можно достичь гармонии между небом и землей. Чтобы попасть в мировой поток, человек должен отказаться от желаний и страстей. Это учение отрицает существование социальных институтов общества, власти, знаний, культуры и других составляющих жизни обычного человека. В общем, каждый двигается по определенному Пути-дао. Он сначала развивается, а затем погружается в небытие, это нужно для того, чтобы возродиться и начать все по-новому. Именно, таким образом, согласно восточной философии даосизма можно достичь бессмертия. Для этого нужно:

  1. Питание духа . В каждом человеке находится божественная сила, которая соответствует небесным духам. Они являются определенными надзирателями, которые подсчитывают хорошие и плохие дела, сделанные человеком, и определяют продолжительность его жизни. В общем, питание духа подразумевает совершение добрых дел.
  2. Питание тела . В эту категорию входит сразу несколько понятий. Во-первых, соблюдение строгой . В идеальном варианте человек должен питаться слюной и вдыхать только эфир росы. Во-вторых, нужно регулярно совершать упражнения. В-третьих, важен секс. Философия Древнего Китая даосизма утверждает, что путь к бессмертию очень долгий и трудный и доступен он не для всех.

Можно выделить несколько форм даосизма:

В современном мире даосизм распространен на территории всего Китая. Это учение тесно переплетается с разными религиями и в первую очередь с буддизмом и конфуцианством.

По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император(Хуан ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате«Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрецЛао-цзы. В отличие от Конфуция источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».

Идеи даосизма

Основная идея даосизма - утверждение о том, что все подчиняетсяДао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао - это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию -дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнетбессмертия. Для этого необходимо, во-первых,питание духа : человек - это скопление многочисленных духов - божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа - это совершение добродетельных поступков. Во-вторых, необходимопитание тела : соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика. Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственныйэликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитыйЦинь-ши-хуанди , который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.

В рамках даосизма возникаетконцепция недеяния - отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь - тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.

Индуи́зм - сана́тана-дха́рма , что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон» .

Индуизм - это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале .

В индуизме складывается идеяТримурти - индуистской триады главных богов -Брахмы, Шивы иВишну. Каждый бог выполняет присущую ему функцию. Брахма считается творцом мира, Вишну - его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого временного цикла. Культовое значение Брахмы незначительно. Во всей Индии существуют всего два посвященных ему храма. Вишну и Шива пользуются огромной популярностью и образуют два мощных течения, получивших названия вишнуизм и шиваизм.

Иудаи́зм -религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества. Главная идея иудаизма -идея богоизбранности евреев. Бог один, и он выделил один народ - евреев, чтобы помогать им и передавать свою волю через его пророков.

История древних евреев и процесс формирования религии известны в основном по материалам Библии, ее наиболее древней части -Ветхого Завета. В начале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог. В одной из общин таким богом былЯхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место.

Религии в Америке

До начала европейской колонизации коренное население Америки (разные группы индейцев, а также эскимосы) придерживалось различных местных культов. Среди многих индейских народов сохранялись тотемистические верования. Заметную роль играли магические представления. У индейских народов, создавших классовые общества (ацтеки, майя, инки и др.), существовали более высокие формы религиозных верований. Среди духов и божеств стали различать высших и низших. Большое развитие получило жречество.

Со времени европейской колонизации (т е. с конца XV в.) в Америку стало постепенно проникать христианство. В Среднюю и Южную Америку, где в основном орудовали испанские и португальские конкистадоры, христианство проникало в форме католицизма, в Северной же Америке, находившейся под контролем англичан, французов и голландцев, наряду с католицизмом внедрялся и протестантизм.

В настоящее время подавляющее большинство населения Америки -христиане. В Южной Америке резко преобладают католики. Они составляют большинство населения во всех странах. Католицизм является основной религией также во всех странах Центральной Америки и в Мексике.

В странах, ранее принадлежавших Испании и Франции (Куба, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика, Гаити и др.), а также в теперешних французских колониях (Гваделупа, Мартиника) большинство жителей придерживаются католицизма.

В странах же, длительное время находившихся под господством Великобритании (Ямайка, Барбадос и т. д.), основная масса жителей - протестанты.

Традационные верования сохранились главным образом в глухих, изолированных районах. В то же время во многих населенных индейцами и неграми районах сложились синкретические культы, сочетающие элементы христианства и старых верований.

Венесуэла

Культ Марии Лионсы, (далее КМЛ, culto de Maria Lionza). КМЛ – замечательный образец не двоеверия даже, а скорее многоверия, и несмотря на некоторые внешние христианские атрибуты, в нем намного больше индейского и африканского язычества, чем христианства. Прежде всего, о том, кто такая Мария Лионса. Это Богиня природы, земли, плодородия, хранительница вод, лесов и животных. Нивары называли ее Яра, и одно из толкований названия штата Яракуй – «жилище Яры». Яра превратилась в Марию скорей всего во времена насильственного насаждения католицизма, когда индейцы продолжали почитать свою Богиню в образе одного из католических скульптурных изображений девы Марии. Но при этом всегда четко осознавалось, что Мария Лионса, и дева Мария, которая тоже занимает важное место в этом культе – это совершенно разные личности.

Религио́зный синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός - соединение, объединение) - соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии

— другое мощное направление древнекитайской философской мысли.

В основе системы даосизма лежит понятие «дао» («путь») — первоначало, безличный мировой закон, путь постижения природы и ее закономерностей. Дао — это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небытие) вечно, все остальное преходяще . Дао — это первичное небытие, которое не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделяли дао противоречивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством.

Необходимо иметь в виду, что даосизм формировался в значительной степени как оппозиция конфуцианству. Согласно историческому преданию, Лао-цзы, будучи главным хранителем архивов при дворе Чжоу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Однако со временем он разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать. И именно это разочарование стало причиной того, что он создал учение, которое нашло отражение в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и его проявлениях» ), созданной в V — IV вв. до н. э.

Указанное противостояние даосизма и конфуцианства находит проявление в трактовке понятия «дао», которое играет ведущую роль как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал дао как следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии и математике. Другими словами, дао рассматривается в конфуцианстве как социальное явление. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном аспекте дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Естественность и простота — вот что лежит в основе философии даосизма. Многие из этих идей будут впоследствии развиты многими западными философами.

Основатель даосизма

Его основателем считается китайский философ Лао-цзы (или «Старый мастер / философ»). Крупным представителем этого направления считают также мыслителя Чжуан-цзы, жившего в IV веке до н. э.

По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате «Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрец Лао-цзы. В отличие от источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».

Идеи даосизма

Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию — дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия. Для этого необходимо:

  • Во-первых, питание духа : — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков.
  • Во-вторых, необходимо питание тела : соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика.

Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственный эликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитый Цинь-ши-хуанди , который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.

В рамках даосизма возникает концепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.

Формы даосизма

Можно выделить три основные формы даосизма:

Философский — обслуживал потребности образованной верхушки общества, которые искали в нем возможность самовыражения мысли и ;

Мистический — привлекал необразованные массы, которые шли к даосским монахам за помощью, советом, рецептом. Именно в этой форме даосизма сложился гигантский пантеон богов: каждый человек, совершавший добродетельные поступки, мог быть обожествлен;

Протонаучный - занимается исследованием законов природы и использованием их в медицине, астрономии, математике и т.д. Официальной наукой в Китае было , однако китайцы известны как первооткрыватели многих технических достижений: пороха, стекла, фарфора, компаса и т.д. Многие из этих открытий были сделаны монахами-даосами, пытавшимися создать эликсир бессмертия и совершивших попутно значительные научные открытия. Создали даосы и так популярное сегодня учение фэншуй (геомантия), дыхательную гимнастикуцигун, а также боевые искусства, в частности ушу.

Даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости, что обусловливало популярность даосизма, особенно во времена бедствий и политических кризисов. Так случилось в конце II в. н.э., когда под предводительством даосских монахов произошло мощное народное восстание, которое получило название восстания "Желтых повязок". Лидером восстания был даосский маг Чжан Цзюэ. Он провозгласил своей целью свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства; 184 г. был объявлен началом нового 60-летнего цикла — эпохи

«Желтого неба», которая принесет людям счастье и навсегда покончит с эрой «Синего неба», ставшего символом зла и несправедливости. В знак своей приверженности новым идеям повстанцы надевали на головы желтые повязки. Восстание было подавлено правительственными войсками. Оставшиеся в живых повстанцы бежали на север, где, объединившись с другой даосской сектой, образовали теократическое государство даосских пап , просуществовавшее в Китае до середины XX в.

В Средние века по всему Китаю была создана сеть даосских монастырей. Однако за пределами своей общины даосы влияния не имели. Даосизм не создал централизованной организации, но некоторая аморфность позволила ему проникать во все структуры китайского общества. Даосизм постепенно реформировался под влиянием других религий, существовавших на территории Китая.

В настоящее время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах. Здесь активно действуют даосские храмы, монастыри, которые посещают сотни тысяч верующих.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: