Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика

И изучения, а также большое количество теорий. Одной из самых распространенных является теория диалектики, или, согласно научному определению, теория о развитии всего сущего в мире и философский метод, основанный на ней. При помощи диалектики ученые могут теоретически изучать разные аспекты реальной действительности (материю, дух, сознание и познание), а также их развитие. Диалектика в философии показывает отражение этого процесса через собственные (диалектические) законы, категории и принципы - в отличие от метафизики, которая изучает конкретный предмет в конкретный момент времени и в конкретном состоянии.

Специалисты отмечают, что основную проблему данной теории можно сформулировать так: «Что такое развитие?». Диалектика отвечает - развитием называется один из важнейших признаков материи и общее ее свойство. Причем, и это очень важно, имеется в виду развитие не только механическое (увеличение в размерах), но и интеллектуальное, подразумевающее переход материи на очередную ступень организации. Диалектика в философии также обозначает развитие как своеобразное движение, но при этом уточняет - без этого движения развитие не возможно. Диалектика действует в соответствии с несколькими законами, то есть определенными объективными, от человека и его воли не зависящими, повторяющимися связями между всеми сущностями действительности и внутри этих сущностей. Эти законы общие, необходимые и стабильные, охватывающие все сферы действительности и раскрывающие основы взаимосвязей движения и развития в самой их глубинной сфере. Что касается метафизики, то развитие (как и его законы) она ни в коей мере не затрагивает.

Диалектика в философии руководствуется в первую очередь смысл которого заключается в том, что в реальной действительности все сущее представляет собой единство противоположных начал, находящихся при этом в постоянной борьбе. Самым ярким примером действия диалектического закона является день и ночь, молодость и старость, зима и лето, и означает это не только единство и борьбу данных начал, но и их постоянное внутреннее движение и развитие. Второй закон диалектики - переход в качественные изменения изменений количественных. Прежде всего, необходимо отметить, что понятие качества означает наличие стабильной системы определенных связей и характеристик предмета, в то время как количество - это определенные параметры предмета, например, его величина и вес, размер и объем. В отличие от метафизики, диалектика в философии утверждает, что в реальной действительности существует возможность изменения качества при количественных изменениях. Примером действия этого закона служит нагревание воды, когда увеличение количественных параметров (температуры) постепенно приводят к изменению качественного параметра воды (она станет горячей). Что касается то его суть заключается в простом определении: все новое, приходящее на место старого, это старое отрицает, но постепенно само становится предметом отрицания еще более нового. Примеры действия этого закона - смена поколений, ежедневный процесс отмирание клеток организма и образование новых.

Некоторые ученые считают, что диалектика является важной частью, на которой базируются структура и Ее основные принципы - принципы всеобщей связи, системности и причинности, а также принцип историзма. С точки зрения как диалектики, так и философии всеобщая связь - это целостность окружающего мира, внутреннее его единство и взаимосвязанность. Кроме того, это обязательно взаимозависимость всех компонентов окружающего мира и реальной действительности, то есть всех предметов, явлений и процессов. Если говорить о причинности, то данный пункт и для всей философии, и исключительно для диалектики означает наличие связей, единых, переходящих одна в другую, таких, где одна порождает другую и дополняет ее. Можно отметить, что диалектика и являются двумя половинами одного большого процесса исследования.

Тема:№ 3. ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика

2. Исторические формы диалектики. Диалектика как учение о развитии. Диалектика как метод

3. Понятие «закон» в философии. Основные законы диалектики.

4. Закон единства и борьбы противоположностей, его сущность и значение.

5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Мировоззренческое и методологическое его значение.

6. Закон отрицания отрицания. Синтез в развитии.

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.

Понимание действительности в развитии – важнейший аспект диалекти-ческого воззрения на мир. Диалектика есть «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонностей виде ». Знание законов развития позволяет людям целенаправленно изменять мир в соответствии с объективными тенденциями и потребностями человеческой цивилизации. В чём состоят основополагающие идеи диалектики?

Философским открытием стала мысль о том, что окружающий человека мир, да и он сам со временем претерпевают некоторые изменения, но находятся в развитии. Это открытие породило массу сложных проблем. Что такое развитие? В каком направлении оно происходит? Развивается ли мир в целом, или же развитие свойственно только отдельным объектам? В чём источник развития? Существуют ли какие-либо его всеобщие законы, и если да, то каковы они? В истории философии не было единодушия в ответах на эти и подобные им вопросы.

Диалектика раскрывает космический закон бесконечного развития, преобразования и взаимосвязи всего сущего.

Родоначальником диалектики считается древнегреческий философ Гераклит. «Все течет, все изменяется», - писал он. - «В мире нет неподвижного: холодное – теплеет, теплое охлаждается, влажное высыхает… Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие и небытие – связаны между собой, они связывают, обусловливают друг друга». Причем, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей. Взгляды древнегреческих философов (Гераклит, Сократ, Платон) имели характер ценных, стихийных диалектических догадок. Само понятие «диалектики» впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ . «Диалектикой» он именовал метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении .

В схоластической философии средневековья диалектика преимущественно трактовалась, как умение изощренно логически рассуждать в спорах.

Наиболее стройной теорией диалектики является идеалистическое учение Гегеля. Ведущим началом развития Гегель признавал принцип противоречия , он сформулировал главные законы развития и основные категории диалектики. Как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга.


Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Диалектика предстает как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

В современной западноевропейской философии воспроизводятся различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Такова, например, экзистенциалистическая версия диалектики. Ее приверженцы (С.Къеркегор, Ж.-П.Сартр и др.) в понимании диалектики исходят из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия и трактуется преимущественно в духе погружения одинокого индивида в область личного сознания. Погружение индивида в личные переживания связанные с пограничными ситуациями, которые вызывают страдание, чувство вины, ожидание смерти, страх; характеризуются сложной динамикой чувств, мыслей, действий. Т.о. экзистенциализм ограничивает диалектику только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой.

Неотомисты (последователи учения религиозного философа Фомы Аквинского) Ж.Маритен, Э.Жильсон и др. видят диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира.

В подобных концепциях содержатся ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя, в общем, такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.

Современная материалистическая философия под диалектикой понимаетфилософское учение о развитиии взаимодействии противоположностей .

Понятие «развитие» предполагает направленные, качественные, необратимые изменения сложных системных объектов. В зависимости от направленности и характера (качества) развитие разделяют на две группы.

К первой группе относятся: прогресс, регресс, одноплоскостное и цикличное развитие.

Прогресс – вид развития, при котором наблюдается переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным формам.

Регресс – вид развития, при котором наблюдается переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным формам.

Цикличное развитие осуществляется по замкнутому циклу, в котором могут быть фазы прогресса и регресса. Однако система возвращается в исходное состояние – в нулевую точку цикла.

Ко второй группе относятсяэволюция и революция.

Эволюция – вид развития, который предполагает плавное, постепенное изменение системы в сторону совершенствования.

Революционный вид развития предполагает резкое, быстрое, скачко-образное изменение системы.

Диалектика исходит из того, что всё в мире находится во взаимной связи, в нем нет ничего в готовом виде, все предметы и явления беспрерывно изменяются, переходят из одного состояния в другое, возникают и исчезают, развиваются. Причем, развитие происходит как бы по разворачивающейся спирали, каждый виток которой повторяет предыдущий на более высоком уровне развития. Один из крупнейших представителей немецкой философии XIX в. Ф.Энгельс писал: «Для диалектической философии нет раз навсегда установленного, безусловного... На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней». Причем, под развитием здесь понимается непрерывный процесс возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему . Таким образом, мир, представляет собой бесконечный процесс движения, обновления, отмирания старого и возникновения нового. Источником развития , согласно диалектике, является борьба внутренних противоположностей, присущих самим предметам и явлениям.

Диалектика выступает как метод познания . Метод – это система правил и приемов, выработанных для познания и практики. Определенный метод в значительной степени обусловлен природой явлений и предметов, которые исследуются. Поэтому каждая область знания и сфера практики применяет свои специфические методы: одни методы в физике, другие в истории, третьи в медицине и т.д. Например, чтобы определить химический состав какого-либо вещества необходимо применить метод химического анализа; в физике этот метод применить уже нельзя.

Наряду с конкретными методами существуют всеобщие методы познания и преобразования мира. К таким методам познания относится диалектика . Она возникла в результате обобщения достижений различных наук и практики человечества. В отличие от методов познания конкретных наук, диалектика дает ключ к пониманию не отдельных областей действительности, а всех сфер природы, общества и мышления, к пониманию мира в целом.

Диалектика выступает как метод познания лишь по отношению к самой философии. По отношению к другим наукам она является методологией.

Методология – это наука о методах. Если естественные науки изучают саму действительность, то философия изучает процесс познания этой действительности. Таким образом, философия учит познавать, показывает, какими методами можно познать действительность.

Противоположным диалектическому методу является матафизический метод познания. Метафизический метод познания, который исходит из того, что все предметы и явления материального мира существуют независимо друг от друга, не связаны друг с другом; развитие происходит по замкнутому кругу, повторяя ранее уже пройденное. Метафизика признает механическое движение, а также простое увеличение и уменьшение чего-либо.

Итак, диалектика основана на нескольких фундаментальных идеях:

Все в природе, обществе, мышлении подлежит непрерывным изменениям и развитию.

Явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью.

Существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.

2 . ПОНЯТИЕ “ЗАКОН”. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Знание о том, что все в мире движется издавна вызывало у мыслящего человека вопросы.: Как возникает движение? Вечно оно или вызвано первотолчком? В какой форме происходит развитие? Имеет ли оно определенную направленность или же сталкивающиеся друг с другом предметы в процессе движения препятствуют тому, чтобы развитие имело какое-то определенное направление?

Если присмотреться к развитию мира, можно заметить, что в процессе движения существует известная упорядоченность. Упорядоченно движутся звезды. Времена года следуют друг за другом в определенном порядке. Развитие растений и животных тоже имеет определенную последовательность. Между вещами и явлениями имеют место определенные взаимосвязи, отмеченные признаком повторяемости. Такого рода взаимосвязи называются законами.

Закон – это существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь между предметами и явлениями существующего мира.

По сфере своего действия законы развития мира делятся на частные, общие и всеобщие.

Частные законы – это законы, выражающие связи и отношения, характерные для определенного круга однотипных явлений, их изучают конкретные науки. Это законы, которые исследуют такие науки, как физика, химия, биология…

Общие законы – законы, действующие в определенной форме движения материи (для природы в целом – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения).

Всеобщие законы – это законы, которые действуют во всем материальном мире. Это законы диалектики. Эти законы носят объективный и всеобщий характер. Это следующие законы:

Закон единства и борьбы противоположностей,

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные,

Закон отрицания отрицания.

Исследовать развитие – это, значит, дать ответ на три главных вопроса: как, почему и в каком направлении осуществляется процесс развития. Ответы на эти вопросы нашли свое отражение и в форме трех основных законов диалектики.

3 . Сущность закона единства и борьбы противоположностей.

Закон взаимодействия противоположностей выражает самую суть процесса развития. На то есть несколько причин, Прежде всего, надо заметить, что противоположные свойства, тенденции и аспекты окружающего нас мира: свет и тьма, рождение и смерть, высокое и низкое, правое и левое, мужское и женское, прошлое и будущее, любовь и ненависть, свое и чужое, доброе и злое – играют фундаментальную роль в жизни природы, космоса и деятельности человечества, развивающегося общества. Анализ этих пар бинарных оппозиций, их своеобразное осмысление и разрешение составляют внутренний мотив развёртывания любого мифа и целых мифологических систем у различных народов. Во-вторых, научный анализ окружающего мира с самого момента зарождения рациональной человеческой мысли приводил к следующему важному выводу: вся структура и динамика как космического целого, так индивидуального человеческого существования с необходимостью выводят на фундаментальные пары противоположностей. Эти пары очерчивают крайние точки, как бы логические пределы того, что мы можем о различных формах и проявлениях бытия помыслить, к чему нам надо стремиться и чего избегать. Это противоположности плоскости и точки, покоя и движения, ассоциации и диссоциации атомов, ассимиляции и диссимиляции веществ, наследственности и изменчивости, личного и общественного, войны и мира, доброго и злого, достойного и недостойного.. Здесь нетрудно видеть, что эти базовые пары категорий лежат в фундаменте всего спектра наук – от логики и физики до политологии и педагогики. В-третьих, философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бытии и познании. Начиная с Платона, философский разум в отличие от рассудка связывался со способностью к диалектическому мышлению. Диалектическое мышление исследовало различные взаимоотношения, в которых мог8ут находиться основополагающие противоположности мировой жизни. Не только борьба противоположностей, но их ритмическое чередование и взаимный переход друг в друга постепенно выдвигаются в центр философского внимания..

Учение о совпадении противоположностей станет одной из самых ярких черт философии Николая Кузанского, а их антиномическая интерпретация в «Критике чистого разума» принесут славу И. Канту. Наконец Гегель предприметсвою величественную попытку построить целую философскую систему на базе учения о диалектике противоположностей, их взаимоотрицании и синтезе. Философия не могла обойти проблему противоречий и ещё по одной причине. Дело в том, что возникновение и разрешение противоречий составляет самую суть движения нашего логического мышления.

Наконец, с Х1Х в., когда предметом научного изучения стали сложно-организованные развивающиеся системы, стало понятно, что их теоретическое познание невозможно без выявления источников и движущих сил их развития в виде тех или иных конституирующих противоположных систем и тенденций. Экономику нельзя понять без противоречий присущих самому товару. Историю любого общественного организма нельзя реконструировать без выявления противоборства политических сил и социальных групп, имеющих полярные общественные интересы.

Закон единства и борьбы противоположностей показывает, что все в мире находится в непрерывном движении и развитии, что основой развития является взаимопроникновение и борьба противоположных сторон, сил, находящихся в данном предмете или явлении. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает и характеризует источник и внутреннее содержание развития в природе, обществе и мышлении. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие, в чем состоит источник развития.

Предметам и явлениям окружающего мира свойственна известная устойчивость, определенность. Без этого качества в мире ничто не могло бы существовать. Это фиксированное, пребывающее равенство предмета самому себе мы называем тождеством . Тождество отражает в понятии покоящееся бытие предмета , означает сохранение предмета в некотором постоянном виде (оно положительно по своему характеру, выражает консервативную сторону предмета). Но мы знаем, что каждый объект природы, общество и отдельный человек находятся в непрерывном изменении. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» – говорил Гераклит, выразив в афористической форме текучесть, подвижность, непостоянство всего существующего. Любой предмет в каждый данный момент уже не тот, чем он был прежде, следовательно, его устойчивость, равенство самому себе лишь относительны; предметам свойственно внутреннее различие.

Различие представляет собой как бы внутреннее беспокойство предмета, бесконечное стремление выйти за рамки самого себя, испепелить себя в изменчивости. Это постоянное убегание от себя не имеет какой-либо границы, Оно выражает, поэтому негативную, отрицательную природу предмета; оно стремится его сокрушить, разрушить установившееся тождество. Но поскольку предмет продолжает пребывать, сохраняться, то это бесконечное убегание от себя есть в то же время возвращение к тождеству с самим собой. Таким образом, тождество выступает как предел различия , как борющаяся, противоположная сторона предмета.

Тождество и различие – две стороны одного и того же отношения в предмете. Все предметы и явления существующего мира выступают как единство тождества и различия . Например, в живых организмах эта связь выражается в единстве наследственности и изменчивости.

Противоположности – это различные стороны одного и того же пред-мета, которые взаимопредполагают друг друга, не могут существовать друг без друга, взаимопроникают друг друга, и в то же время противоположны друг другу, взаимоотрицают, взаимоисключают друг друга. Например, противоположностями являются полюса магнита, процессы ассимиляции и диссимиляции, в историческом процессе антагонистические (непримиримые) классы, производительные силы и производственные отношения, производство и потребление, анализ и синтез, абстрактное и конкретное, логическое и историческое, возможность и действительность и т.д. .

В вещах и процессах объективной реальности противоположности проникают друг в друга, образуют множество сочетаний и переходов. Стоит проявить одну из них, как тут же о себе даёт знать другая. Отношения между ними носят диалектический характер, они способны переходить друг в друга, меняться местами. Когда противоположности одновременно исключают, предполагают и обуславливают друг друга, тогда речь идёт о диалектическом противоречии, которое

Каждая противоположность предполагает «своё другое»состояние. Так, устойчивость предполагает изменчивость и, наоборот, изменчивость предполагает устойчивость. Усиление или ослабление одной из них ведёт к изменению её роли и таким образом меняет удельный вес и значение другой противоположности.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, характери-зующееся их единством и борьбой.

Противоречивость предметов и явлений носит всеобщий, универсальный характер. В мире не существует предметов и явлений материального мира, которые не раздваивались бы на противоположности.

Основными сторонами противоречия являются его противоположности. Противоположности образуют одну внутреннюю противоречивую сущность предмета или явления. Таким образом, сущность любой вещи противоречива, хотя и едина. Причем, противоположности существуют не рядом, а каждая содержит в себе свою противоположность. В этом суть диалектического единства противоположностей.

Единство противоположностей – это их закономерная связь, выражающая обоюдную принадлежность к одной и той же сущности. Единство противоположностей выступает условием существования предмета как целостного материального образования. В единстве противоположностей выражена функция качественной определенности данного предмета или явления.

С другой стороны, противоположности постоянно находятся в состоянии борьбы , так как они противоположны.

Источником самодвижения, саморазвития всего сущего является борьба внутренних противоположностей. Подтверждением этому служит открытие в естествознании энергии ядра. Источником общественного развития является борьба противоположных классов, противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

В своем развитии противоречие проходит следующие этапы:

1. Становление противоречия (этап тождества ). На этом этапе развития преобладает единство противоположностей, борьба только намечается, находится в не проявленном состоянии.

2. Развитие или развёртывание противоречия (этап различия ). На этом этапе развития противоречия борьба противоположностей развёртывается и обостряется.

1. Разрешение противоречия (этап противоположности ). Разрывается единство противоположностей (происходит скачок), борьба же не прекращается, а достигает наивысшей степени и предмет переходит в другое качественное состояние.

Таким образом, главную, ведущую роль в процессе развития и в диалектической взаимосвязи единства и борьбы противоположностей играет борьба. В.И.Ленин по поводу этого писал: «Единство противоположностей условно, временно, преходяще. Борьба взаимоисключающих противопо-ложностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение ». (Полн. собр.соч. т.29, с. 317).

Возникновение противоположностей свидетельствует о том, что различие уступает место противоречию. Противоречие развивается до конфликта. Конфликт – это та стадия развития противоречия, где оно должно разрешиться. Развитие различия, противоположности, противоречия на разных уровнях бытия в мире имеет свою специфику, отличается по времени своего развития, а также по остроте конфликта. Различают внутренние и внешние, основные и не основные, главные и не главные, антагонистические и неантагонистические противоречия.

К внутренним противоречиям относятся: внутривидовые, внутриго-сударственные, внутрисемейные, внутрисистемные противоречия. Их особенность заключается в том, что они имеют единое основание . К внешним противоречиям относят те, которые возникают между явлениями разной природы, где каждое располагает своим основанием. Например, противоречия между природой и обществом, обществом и человеком, человеком и другим человеком.

Основное противоречие характеризуется тем, что его временный интервал равен времени существования носителя или носителей этого противоречия. Примером основного противоречия является противоречие жизни и смерти, раба и господина, рабочего и капиталиста, производства и потребления.

Все виды противоречий так или иначе разрешаются, обеспечивая развитие своих носителей, движение их к новому качеству.

1. Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через:

Законы диалектики;

Принципы.

Главная проблема диалектики - что такое развитие?

Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние - основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве - в каждый момент дви­жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди способов понимания диалектики развития - законов, категорий, принципов - основополагающими являются законы диалектики.

Закон - это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

Охватывают все сферы окружающей действительности;

Раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

Переход количества в качество;

Отрицания отрицания.

3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета - движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы - изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи­телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;

Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

Содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы);

Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

Мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество - тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера - единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) - скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества - меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

Смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

"эстафета поколений";

Смена вкусов в культуре, музыке;

Эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Отрицание старых форм новыми - причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

Развитие - только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

Исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

Принцип всеобщей связи;

Принцип системности;

Принцип причинности;

Принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов - предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

Внешние и внутренние;

Непосредственные и опосредованные;

Генетические и функциональные;

Пространственные и временные;

Случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи - внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

Вечность, неуничтожимость истории, мира;

Его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Сущность и явление;

Причина и следствие;

Единичное, особенное, всеобщее;

Возможность и действительность;

Необходимость и случайность.

ДИАЛЕКТИКА - научно-философский метод мышления, познания, основанный на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и их непрерывного развития. В качестве источника развития диалектика утверждает «единство и борьбу противоположных начал». Как метод мышления и научная концепция противостоит метафизике.

Диалектика (Ильичёв, 1983)

ДИАЛЕКТИКА [греч. διαλεκτική (τέχνη)- искусство вести беседу, спор, от διαλέγομαι - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и и основанный на этом учении метод творчески познающего . Диалектика есть философская теория, и научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Таким образом, диалектика выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую функции. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень, - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы и законов...

Диалектика в механической картине мира

ДИАЛЕКТИКА В МЕХАНИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА. В Новое время заявила о себе новая форма теоретической деятельности - наука, т.е. деятельность, цель которой - не обыденно-эмпирическое, но собственно теоретическое знание об инвариантах природных процессов, а непосредственный предмет - способы, средства и формы определения и меры этих инвариантов: механика, астрономия, начала химии, медицины и др. Пытливые умы просвещенных монахов, алхимиков, магов и профессоров-богословов средневековых университетов подготовили ряд глубоких теоретических гипотез о свойствах веществ и сил природы, проявляющих себя с убедительным постоянством при закономерно повторяющихся взаимодействиях природных явлений...

Диалектика (НФЭ, 2010)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОДУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ. Первые дошедшие до нас образы (содержательные формы) теоретической деятельности традиционно принято делить на два вида. Первый вид - это представления о началах бытия, сохранившие надреальные по содержанию и мифологические по традиционной форме принципы их осознания, потому и наделяющие творящей силой всеобщие искусственные, идеально-реальные средства меры, выделения, определения и объяснения всеобщих смыслов бытия (понятия, символы, знаки, числа, геометрические фигуры, имена и т. п.), например, Пифагор и . При этом обычно приходится относить к первому разряду и отдельные, но тоже претендующие на определения начал (архэ) бытия образы духовного истока, порядка и меры даже у натурфилософов-ионийцев ( Фалеса, логос Гераклита и др.), антропоморфные их определения у Анаксагора ( ), Эмпедокла (дружба и вражда), идеи и благо у Платона и т. д...

Диалектика (Рапацевич, 2006)

ДИАЛЕКТИКА - первоначально (в Древней Греции) искусство спорить, умение добиваться истины путём раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий; в марксистской философии диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, философская теория и метод познания и преобразования предметов, явлений действительности в их противоречивом самодвижении. Марксистская диалектика исходит из признания вечного движения и изменения всех явлений природы, общества и мышления, их взаимной связи и взаимодействия.

Диалектика как логика разрешения противоречий

ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ. Из-за идеологических (в частности религиозных) противоборств, весьма острых и в 17 веке, оставался надолго не понятым первый прорыв к преображению традиционно эмпиристских условий решения задачи единства и тождества противоположных атрибутов бытия - духа и тела, рационального и чувственного, всеобщего и отдельного (как особенного и единичного). Этот самый смелый и на целых два столетия самый продуктивный прорыв осуществил Б.

Диалектика (Грицанов, 1998)

ДИАЛЕКТИКА - философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в античности - искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин "Д." впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской Д.

Принципы диалектики

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ - принцип развития, всеобщей связи, тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства логического и исторического. Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму - развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).

Законы диалектики

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ - законы, определяющие, с точки зрения сторонников теории диалектики, процесс развития. К основным законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания. Эти законы раскрывают соответственно источник, механизм и направление развития. «Ядром» диалектики называют закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, находящиеся в единстве и взаимодействии, борьбе между собой. Противоположность - это форма, стадия различия, при которой какие-то свойства, признаки, тенденции, присущие объекту как системе, взаимно отрицают, исключают друг друга. Противоречие - это такое отношение между противоположными сторонами, при котором они не только взаимоисключают, но и взаимообусловливают друг друга...

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Что такое диалектика?

    ✪ Диалектика на простых примерах

    ✪ Диалектика Гегеля и марксизм (Полная версия)

    ✪ (ÜberMarginal) Диалектика для самых маленьких

    ✪ Разведопрос: Михаил Васильевич Попов - введение в науку логики

    Субтитры

История развития понятия

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика. В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах. Хотя для европейца их экзотическая форма не совсем привычна, но она - форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознание всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них - противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в смыслочувственно-телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов переживания и действия.

Диалектика в античности

Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Гераклит и другие греческие философы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского , который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов , которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма , не исключая и морали .

Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики » как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Аристотель в учении о четырёх причинах - материальной, формальной, движущей и целевой - утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью.

В диалоге «Софист» Платон излагает учение о родах сущего. Анализируя соотношение понятий бытия , движения и покоя , Платон говорит о несовместимости покоя с движением; поскольку же и движение, и покой существуют, то, значит, бытие совместимо и с тем, и с другим. Таким образом, имеется три рода: бытие, покой, движение.

Каждый из этих трёх родов есть иное по отношению к остальным двум родам и тождественное по отношению к самому себе. В связи с этим возникает вопрос о соотношении родов тождественного и иного с родами покоя и движения: совпадают ли они между собой или различаются?

Поскольку и покой, и движение как тождественные каждый себе причастны тождественному , и при этом они различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с тождественным . Поскольку и покой, и движение как иные по отношению к другим родам причастны иному и при этом различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с иным . Таким образом, покой и движение отличны от тождественного и иного.

Поскольку из существующего одно существует само по себе, а другое лишь по отношению к чему-то, и при этом иное существует лишь по отношению к чему-то, то иное не совпадает с бытием , которое охватывает как безусловное (то, что существует само по себе), так и относительное (то, что существует по отношению к чему-то).

Платон делает вывод о пяти несводимых друг к другу родах сущего - бытии, покое, движении, тождественном и ином.

Диалектика в традиционной китайской философии

В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями инь и ян , восходящими к древним представлениям о взаимодействии пассивной женской силы - инь и активной мужской - ян . С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, «Ян» - светлое, «Инь» - темное; «Ян» переходит в «Инь» - жесткое размягчается [ ] ; «Инь» переходит в «Ян» - темное светлеет и т. д.

Наполняющие Вселенную и порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы Ян и Инь, о которых говорится в книге «Ицзин», обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности.

Диалектика в Средние века

Господство монотеистических религий в средние века перенесло диалектику в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте. У неоплатоников (Плотин , Прокл) словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться. У Николая Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом и так далее .

В немецкой классической философии

Диалектика в марксизме

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс , которые перевели её в материалистическую плоскость. Маркс материалистически понимает диалектическое развития истории, как оно описано у Гегеля. С его точки зрения все это - наука история, которую он пытается построить по научному методу.

Сознание понимается Марксом как свойство материи отражать саму себя, а не как отдельная, самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается самостоятельно. Диалектика же выступает в качестве отражения законов развития этой материи. Поэтому отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову, Следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма. Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля:

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Последователями Маркса, главным образом, советскими , была создана особая философская школа - диалектический материализм . Существо этого философского подхода заключалось в том, что философия в старом смысле упразднялась, уступая место научному методу. Таким образом, задача марксиста-философа заключалась в материалистической систематизации гегелевской диалектики .

Из всей прежней философии само­стоятельное значение сохраняет… учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории.

Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 25.

В диалектическом материализме в 1960-1980-е гг. некоторые из ведущих идей Гегеля именовались «принципами», другие - «законами». Эта систематизация включала следующие положения:

В советское время единственной допустимой формой диалектики считалась материалистическая диалектика , и к попыткам неортодоксального её развития относились с подозрением [ ] . После распада СССР материалистическая диалектика в значительной степени потеряла своё распространение, хотя ряд авторов продолжает оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев , А. Ф. Лосев , З. М. Оруджев , Э. В. Ильенков , В. А. Вазюлин и другие.

Диалектика сегодня

В XX веке исследованием диалектики как в историческом плане (диалектика в античности и в немецкой классической философии), так и в теоретическом занимался Николай Гартман .

Некоторые современные философы, такие как Люсьен Сев и Жан-Мари Бром вновь обращаются к диалектике, рассматривая исключительно по отношению к человеческому действию, деятельности. Они отрицают диалектику природы и существование научных законов, существующих вне человеческого действия. Однако, после Второй мировой войны, ряд философов (Ричард Левонтин , Стивен Гулд , Александр Зиновьев , Патрик Торт) широко используют диалектику в своих работах, рассматривая её и как предмет изучения. В XXI веке имеются работы Бертелла Олмана, Паскаля Шарбонна и Эвариста Санчес-Паленсиа, в которых диалектика вводится в науку, наряду с диалектическим материализмом Маркса и Энгельса.

Таким образом, диалектика позволяет делать внятными и доступными противоречия в науке (антагонистические тенденции), так сказать, необычные и парадоксальные ситуации, которые встречаются в наблюдениях и научных экспериментах.

Строго говоря, содержание диалектики меняется с прогрессом науки, ибо, в некотором смысле, это содержание есть сама наука, основанная на принципах абстракций. Вот изложение диалектических принципов, первоначально сформулированных Энгельсом (1878), в интерпретации Ж. М. Брома: (Принципы диалектики, 2003): 1. Движение и изменение. 2. Взаимодействие (или взаимозависимость) 3. Противоречие как сила созидания 4. Переход от количества к качеству (цепи и разрывы). 5. Отрицание отрицания: тезис, антитезис и синтез (принцип развития по спирали). Заметим, что Жорж Политцер (1936) совмещает принципы 3 и 5. Это не вызывает неудобства, так как содержание принципов ещё не было определено… Изменение наших научных знаний ведет к постоянному пересмотру содержания этих принципов.

Материалистическая диалектика нашла ряд подтверждений в биологии (Ричард Левонтин, Стивен Гулд). Живые организмы своим физико-химически детерминированным развитием (см. Пригожин) и определенным содержанием информации, подчинены бесконечным изменениям в своем метаболизме и эволюции. В этом смысле, концепция диалектики природы, предложенная Энгельсом, может быть использована.

Согласно Эваристу Санчес-Паленсиа, диалектика позволяет разрешать противоречия в науке, необычные и парадоксальные, во всех видах знаний, включая прикладную математику, однако в первую очередь социологию и психологию. Фактически, по его мнению, диалектика не является логикой со своими точными законами, а более общим каркасом, в который вписываются эволюционные явления.

Критика и оценки диалектики

Николай Гартман

…в диалектике есть что-то тёмное, непрояснённое, загадочное. Тех, кто были в ней сильны, во все времена было совсем немного, это были единицы. В древности - три или четыре головы, способных к умозрению. В Новое время во всяком случае не больше - по крайней мере таких, которые создали что-нибудь заметное… Определённо существует нечто вроде диалектического дара, который можно развить, но которому нельзя научиться. Примечательно, что и сами диалектически одарённые головы не раскрывают тайну диалектики. Они владеют и пользуются методом, но передать то, как они это делают, они не могут. Наверняка они сами этого не знают. Это - как творчество художника. Сам творящий не ведает закона, по которому творит; но он творит по нему… Гениальные и конгениальные следуют этому закону слепо и безошибочно, как лунатики. :652

В области философских систем Гегель явил нам поучительный феномен высокого штиля. Многократно оспоренная диалектика - внутренняя форма его мышления - выходит к нам из его творений и захватывает пронизывающей предмет силой. При этом знание о её сущности всегда было и осталось ограниченным. Он воспринимал её как высший модус «опыта», но эти скупые указания не открывают нам тайны этого опыта. Мы должны искать её в его предметных исследованиях, то есть в целостности его жизненной работы. :636-637

Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок». :636-637

Карл Поппер

См. также

Примечания

  1. Диалектика / Михайлов, Ф. Т. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мысль , 2010. - 2816 с.
  2. Диалектика - БСЭ - Яндекс.Словари (неопр.) . Проверено 28 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  3. Диалектика // Современная энциклопедия. 2000. (неопр.) . Проверено 19 декабря 2014.
  4. Сократ // : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров
  5. Джохадзе Д. В.  Античный диалог и диалектика // Философия и общество. 2012. № 2. С. 23-45.
  6. Философия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  7. Энциклопедия (неопр.) . Проверено 30 апреля 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  8. Платон . Софист
  9. Диалектика Платона // Асмус В. Ф. Античная философия
  10. Китай - БСЭ - Яндекс.Словари (неопр.) . Проверено 30 апреля 2013.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: