Сообщение о храмах афинского акрополя. Афинский Акрополь: краткое описание комплекса, история и отзывы

Мы все в 5 классе изучали историю Древнего мира. Мы помним фотографии и рисунки Акрополя на страницах наших учебников.

Тогда мы не задумывались, что тысячи лет назад на этом месте люди жили и умирали, строили планы и дома, любили и страдали.

Афинский Акрополь был колыбелью современной европейской цивилизации. Величие предков достойно уважения. Но полностью ощутить это можно только увидев своими глазами место, где рождались легенды.

Верхний город

Согласно древнему мифу основателем был рожденный древнегреческой богиней земли Геей, получеловек-полузмея — царь Кекроп.
Пораженный красотой здешних мест, он основал древний город.

Но тогда города без божественного участия не могли существовать. Микенам и Агросу покровительствовала Гера, Фивам – , а Деметра курировала Элевсин.

За почетное звание покровителя нового города бились дочь Зевса – Афина и владыка всех морей и океанов Посейдон. Кекроп устроил соревнование, суть которого заключалась в том, что кто преподнесет городу лучший подарок, тот и будет владеть землей .

В состязании первым принял участие Посейдон. В жаркой и засушливой местности нет лучшего подарка, чем прохладная вода. Ударив трезубцем о скалу, он сотворил водопад. Но воды его были солены, и бесполезны для жителей.

Афина же подарила городу оливковое дерево, дарующее тень, и .
Кекроп счел дар Афины лучшим, и боги согласились с ним.

С тех пор любимая дочь Зевса стала покровительницей Афин. И в ее честь Кекроп возвел первое святилище. А город, обидевший Посейдона, до сих пор периодически испытывает засуху.

Город был основан на 156-метровом холме с плоской вершиной. Отсюда открывался изумительный вид на море и окрестности. Изначально на нем, помимо святилища божественной покровительнице, располагались постройки политического и хозяйственного значения, такие как государственная казна, склад оружия и др.


Населяли акрополь в основном правители и знать. Простые же люди и ремесленники строили свои жилища у подножья холма. В случае опасности население укрывалось за крепостными стенами.

Акрополь, в переводе с греческого, значит «верхний город». Каждый греческий город в те времена имел свой собственный акрополь. Но всемирную известность получил именно Афинский.

Это не только символ столицы , но и символ всей страны. Сооружение представляет собой сложный архитектурный ансамбль, занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но постройки, которые мы можем видеть сейчас, не были здесь первоначально. За всю историю Афинский акрополь не раз подвергался разрушительным набегам.

Те храмы, которые сохранились до нашего времени, были возведены примерно в середине 5 века до н. э. Произошло это после того, как окончательно разгромив персов, греческие полисы наконец-то объединились и создали Афинский морской союз под предводительством Афин.
Тогда было решено выделить деньги на восстановление разрушенного персами Акрополя.

Храмы были сожжены до основания, поэтому их просто выстроили заново. Центральное место отвели храму Афины Паллады – Парфенону.

Также на территории Акрополя находятся , храм Эрехтейон с его знаменитым портиком Кариатид, Бравронейон и множество других.

Каждый из храмов уникален, и представляет интерес не только для специалистов и историков, но и для обычных туристов, для которых история не просто слово. Но прошедшие сквозь тысячелетия эллинские храмы последнее время подвержены сильному разрушению.
Причиной этому стало изменение атмосферы. Из-за выбросов выхлопных газов повысилось содержание серы в воздухе. Мрамор медленно превращается в известняк. К тому же железные конструкции, соединяющие мраморные части, окисляясь, разрушают благородный камень.

В Акрополе идет непрекращающаяся реставрация. Поэтому впечатление туристам могут подпортить строительные леса. Пока ученые не найдут способ противодействовать химическому разрушению камня, часть скульптур заменена копиями. Оригиналы размещены в Музее Акрополя.

Афины начинаются с Акрополя

В каком бы местечке Греции вы ни остановились, не побывать в Афинском Акрополе просто неразумно. Греция не такая уж большая страна и добраться до Афин не составит труда, к тому же способов доехать до столицы великое множество.

Афинский акрополь – это музей под открытым небом. При его осмотре придется много ходить и забираться на гору. Поэтому собираясь на экскурсию, не забудьте про удобную обувь, головные уборы. Учитывайте, что ступени и камни, по большей части, скользкие.

Как организовать себе экскурсию решать придется самому. Экскурсионных программ великое множество. Все включают в себя, как правило, посещение Акрополя, и несколько других достопримечательностей.

Купить экскурсию можно как в небольших агентствах, раскиданных по всему городу, так и через интернет. Можно приобрести ее и у своего туроператора. Стоимость программ варьируется в немыслимом диапазоне. Все зависит от того, что включили организаторы в экскурсию, а также включено или нет питание, какой вид транспорта и т.д.

Не менее интересно будет, если вы самостоятельно себе организуете ее. К тому же ощущение свободы, и то, что вы предоставлены сами себе, добавит остроты, и превратит обычную экскурсию в небольшое приключение.

В центре Афин находится два холма. На одном расположился Акрополь. Другой холм называется Ликавитос, и прославился он тем, что с него открывается невероятный вид на город. У подножья обоих холмов раскинулась плотная застройка старых Афин. Ошибиться с направлением в поисках Акрополя невозможно.

Общественного транспорта в Афинах предостаточно, но передвигаться быстро удобнее все-таки на метро.
Станция метро, с которой легко добраться до Акрополя, называется «Акрополи» и находится она на красной ветке.
От станций метро Тиссио и Монастрираки до археологического памятника тоже можно добраться пешком.

Билеты на проезд следует приобретать в кассах метро или автоматах. Разовый билет стоимостью в 1,4 евро позволит вам проехать на любом виде транспорта в любом направлении в течение 90 мин. Билет на сутки стоит 4 евро.

Поднявшись из метро на поверхность, Вы увидите величественные древние постройки. Акрополь настолько мощный, что современный город просто теряется на его фоне.

Место притока туристов, как и во всем мире, привлекает торговцев.

Поэтому вокруг множество закусочных, кофеен и сувенирных магазинчиков. Голодным остаться туристу не получится. Но водой следует все-таки запастись заранее, так как здесь она бессовестно дорога — от 0,5 евро, и чем выше вы поднимаетесь в гору, тем выше цена на бутылочку обычной воды.

Археологический памятник принимает туристов в летний сезон: в рабочие дни с 8-00 до 18-30, а в выходные и праздники с 8-30 до 14-30. В июле и августе лучше спланировать посещение на утренние часы.

Днем впечатление может испортить беспощадная жара. Кроме того, будьте готовы к тому, что кроме вас там будут толпы туристов — этого не избежать.

Если посещение Акрополя запланировано не в составе экскурсии с русскоговорящим гидом (которая может быть неоправданна дорога), то заранее закачайте программу Мобильный гид в свой гаджет, или захватите путеводитель.

В противном случае Вы будете обречены лицезреть развалины, абсолютно ничего не представляя об их богатой истории. Если повезет, можно примкнуть к экскурсии на русском языке.

На входе – стенд с правилами поведения на территории памятника. Главное, из которых, – не трогать камни!

Входной билет в Афинский акрополь стоит 12 евро. Билет действителен в течение 4 дней.

Им можно воспользоваться также при посещении еще шести достопримечательностей: театра Диониса, Римской Агоры, Древнегреческой Агоры, Храма Зевса, библиотеки Адриана и древнего кладбища – Керамик.

Воздержитесь от покупок сувениров на территории памятника.

Абсолютно те же сувениры, прочие безделушки и предметы непонятного предназначения можно приобрести — у подножья Акрополя, причем в три раза дешевле.

Греки дружелюбный народ, еда у них вкусная, порции просто огромны.

К тому же любое уважающее себя заведение в конце трапезы принесет вам комплимент от заведения, в виде рюмочки или , а детям – десертик. Поэтому разницы, в какой таверне поесть, с этой точки зрения нет.

Чтобы совместить полезное с приятным, посетите еще и Центральный рынок Афин. Находится он недалеко от Акрополя.

Рынок открыт: с понедельника по субботу с 8-00 утра до 18-00 вечера. Расположен он всего в 500 метрах от станции метро Монастрираки.

Вы насладитесь не только местным колоритом, но и перекусите по весьма демократичным ценам. В тавернах можно плотно подкрепиться на 10-15 евро. И выбрать симпатичные от 1 евро.

Ну а теперь, получив все ценные советы, направляемся в верхний город Афин.

Пропилеи

Монументальный вход в Акрополь – Пропилеи находятся в западной части Акрополя.

Возведены они на крутом склоне. Изначально попасть сюда можно было по широкой тропе, которую потом римляне покрыли ступенями.

Пропилеи представляют собой два портика, один направлен в сторону Акрополя, а другой в сторону города.

Потолки портиков выкрашены в синий цвет и расписаны золотыми звездами. С внутренней стороны расположены ионические колоны и павильоны. В древности там размещались картинная галерея и библиотека.

Храм Ники Аптерос

Изящный мраморный храм, посвященный Богине Победы, постоянной спутнице богини Афины.


Внутри находилась статуя Ники, которая не сохранилась. Но современники утверждают, что в одной руке Ника держала шлем, а другой плод граната. Примечательно, что у этого изображения Ники отсутствуют крылья, хотя принято ее было изображать крылатой, что даёт повод некоторым ученым предполагать, что статуя изображала всё-таки Афину, а не Нику.
Аптерос в переводе с греческого как раз и значит «бескрылая», а Ника – «победа».

Древнегреческий писатель Павсаний утверждал, что богиню лишили крыльев, чтобы она не могла покинуть город. Фризы украшены рельефными изображениями с изображениями богов. Храм расположен справа от Пропилей, снаружи Акрополя и хорошо сохранился.

Храм был отреставрирован в последний раз в 2000 году, и сейчас виден из любой точки центра города, а когда темнеет включается подсветка, что придает сооружению фантастически красивый вид.

Парфенон

Храм богини Афины — — занимает центральное место в Афинском акрополе и назван в честь богини девственницы. Это — самое знаменитое строение на территории Акрополя.

Представляет собой классический прямоугольный храм обрамленный колоннами.

Древние архитекторы решили проблему оптического эффекта кривизны колонн. Они сделали средние части немного утолщенными. Угловые колонны наклонили к центру. И на расстоянии колонны теперь кажутся идеально прямыми.

Интересен тот факт, что правитель Перикл, руководивший возведением храма израсходовал на строительство 450 серебряных талантов. Эта сумма для тех времен была невероятной. На сооружение триеры (древнегреческого боевого корабля) требовался всего 1 талант. Таким образом, стоимость храма равнялась стоимости целого древнегреческого флота.


Возмущенный таким расточительством народ предъявил соответствующие претензии правителю. На что тот ответил, что храмом через века будут гордиться потомки. И предложил нести все расходы самостоятельно, при условии, что и вся слава будет принадлежать только ему одному. Но мудрые греки предпочли всё же отнести расходы на городскую казну.

Фриз фасада богато украшен барельефами. На нём изображены и сцены единоборств, и сцены из реальных войн, например — Троянской, и мифы – рождение Афины.

Легенда гласит, что появление Афины было весьма необычно. Первая жена Зевса была предсказательницей. И предрекла, что сначала родит ему дочь, а потом сына. Сын станет властелином вселенной.

Боясь, что собственное чадо рано или поздно свергнет его с трона, он проглотил беременную жену. Вскоре у Зевса разболелась голова. Он попросил Гефеста разрубить ее и посмотреть, что там происходит. Гефест помог, и из головы Зевса выскочила Афина Паллада в доспехах.

В древности в Парфеноне не только отравлялись священные обряды, но и хранилась казна Морского Афинского союза и архив города. Сокровищница примыкала к стенам Парфенона с западной стороны.

Скульптор, украшавший храм, – знаменитый Фидий — изваял из слоновой кости и золота 13-метровую статую Богини. Она занимала центральное место в храме.

Афина на одной руке держала крылатую Нику, в другой – копье. На груди Афины – маска Медузы. У ног ее – щит, а возле копья – змея. Голову украшал величественный шлем. Вся статуя была грозна и торжественна.

Долгое время историки описывали ее как эталон красоты. Оружие и одежда были изготовлены из золота, а открытые части тела из слоновой кости. Глаза богини Фидий сделал из драгоценных камней. Золото, пошедшее на ее изготовление, также было и своеобразным золотым запасом государства.
Статуя погибла во время пожара в Константинополе, куда ее перевези в 5 веке.

Очень жаль, что до наших дней этот шедевр не сохранился. Но по описаниям современников было воссоздано несколько копий. Самая достоверная из которых, «Афина Варвакион», выставлена в Национальном музее в Афинах.

Следует заметить, что статуя стоила жизни своему создателю. Он увековечил на рисунках, украшающих ее, себя и Перикла, изобразив героями сцен сражений. На что народ бурно отреагировал – обвинил его в богохульстве и бросил в тюрьму. В тюрьме великий скульптор скончался.

Эрехтейон

На месте, где некогда происходил спор между Посейдоном и Афиной за право на покровительство городу, и где позднее был похоронен отец-основатель Кекроп, греки возвели .

Рядом с храмом и растет то легендарное оливковое дерево – дар Афины городу. Храм посвящен Афине, Посейдону и царю Афин – Эрехтею. В честь него и назван храм.

Архитектору пришлось постараться, так как возводился храм на довольно неровной поверхности. Поэтому строение асимметрично и состоит из двух помещений на разных уровнях.

Восточная часть возведена в честь Афины Паллады. Она имеет отдельный вход. В ней же хранилась ее древнейшая скульптура, согласно мифу, упавшая с неба. Скульптуру жрицы облачали в одежды сотканные ими — «пеплос». А перед Афиной горел неугасаемый золотой светильник.
С трех сторон пристроены портики различной формы.

Западное помещение храма славит Посейдона и царя Эрехтея. Оно тоже имеет отдельный вход. Алтари посвящены не только богам, но и смертным Эрехтею и его брату.

В этой части храма был источник с соленой водой, образовавшийся как раз когда Посейдон ударил по соседней скале трезубцем. След от удара можно увидеть до сих пор. Также интересно посмотреть и след от молнии Зевса, которой он поразил Эрехтея, и могильные плиты усыпальницы человека-змеи Кекропа.

Портик Кариатид

Портик Кариатид является частью архитектурного ансамбля храма Эрехтейона, но это настолько уникальное сооружение, что он выделен в отдельную достопримечательность.

Портик на корзинах держат статуи прекрасных девушек. Говорят, что это жительницы древнего города Карий, жрицы богини Артемиды. Были они весьма красивы и имели в своем обычае танцевать во славу богини Артемиды с корзинами полными цветов или фруктов на голове.

В настоящее время портик держат шесть копий античных статуй. Оригиналы же разнесены по музеям мира. Одна находится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.
Идея использовать скульптуры девушек вместо колонн дошла и до наших дней, и кариатиды стали архитектурным элементом.

Музей Акрополя

Музей Акрополя находится в 300 метрах от него. Само по себе здание уже уникально. Вряд ли оно останется незамеченным туристами.

На общем фоне музей просто ультрасовременен. Построен прямо на месте раскопок. Результаты трудов археологов можно увидеть через стеклянный пол на первом этаже. Площадь музея впечатляющая – 226 тысяч кв. м. Описывать множество экспонатов нет смысла. Но коллекция античных статуй точно запомнится.

Очень удобно расположено кафе – прямо на крыше музея.

Бесподобный вкус прекрасно гармонируют с невероятным видом, открывающимся с крыши музея.

Стоимость входного билета 5 евро. Работает он все дни кроме понедельника с 8 утра до 10 вечера.

В далекие, ставшие легендарными времена, когда ахейские цари возводили «крепкостенные» дворцы, сложенные из громадных каменных глыб, а их дружины нападали на Крит и побережье Эгейского моря, в Аттике, на Акрополе - скалистом холме высотой 156 м. расположенном в ценфе равнины, орошаемой рекой Илиссом и его притоком Эриданом, - возник город Кекропия, будущие всемирно известные Афины…
На руины Акрополя лучше всего смотреть ранним летним утром или вечером. На рассвете первые лучи солнца, скользя по склонам гор Парнета и Эгалея, окрашивают в розовато-фиолетовый цвет скалы Саламина, пробегают по вершинам Пникса и Ареопага и надолго задерживаются на Акрополе. Вечернее солнце золотит и воспламеняет Парфенон; ясный воздух придает живые движения теням, и кажется, что руины так же прекрасны, как некогда были прекрасны только что построенные храмы. В середине дня Акрополь залит ярким светом, удлиняя черные тени капителей и перекрытий колонн. В этот час солнце горит как расплавленный металл, слепя глаза. А в те редкие в Афинах дни, когда небо темнеет, как перед бурей, храмы на горе становятся тусклыми и серыми, как пепел ушедших столетий…

По преданию Афины основал легендарный царь Кекроп. Ему греки приписывали установление моногамного брака, основание 12 городов, запрещение человеческих жертвоприношений и установление культа Зевса- Громовержца, Зевса Олимпийского. С именем другого легендарного царя - Эрихтония (или Эрехтея. хотя в отождествлении двух этих имен есть большая путаница), сына бога-кузнеца Гефеста и богини Земли Геи, связано установление в Аттике культа богини Афины и переименование Кекропии в ее честь, начало монетной чеканки, введение состязаний на колесницах. Потомком Эрихтония был царь Эгей, сын которого. Тесей, убил Минотавра и освободил Афины от тяжелой дани Криту. Тесей, ставший после своего возвращения с Крита царем Афин, считается основателем афинской демократии.
В далекие легендарные времена уводят нас предания о том, как возник.
…град велелепный Афины,
Область царя Эрехтея, которого в древние века Матерь Земля родила, воспитала Афина Паллада.
И в Афины ввела, и в блестящий свой храм водворила. Гомер. Илиада

Еще во II тысячелетии до н.э. территория Акрополя совпадала с первоначальной территорией Афин и была обнесена оборонительными стенами. Особенно мощные укрепления были устроены с западной, пологой стороны холма. Здесь был воздвигнут Эннеапилон - «Девятивратие», бастион с девятью воротами. За стенами находился древний дворец афинских царей - «дворец Эрехтея». Позднее в этом дворце появилось святилище богини Афины, а еще позднее все постройки светского характера нашли себе другие места, и Акрополь превратился в средоточие религиозной жизни древних Афин. За ним закрепилось название Священной скалы - здесь располагались многочисленные святилища, посвященные богине Афине, покровительнице города.
Афины, названные по имени дочери Зевса Афины, служили главным центром культа этой богини. Согласно греческой мифологии, Афина вышла в полном вооружении из головы Зевса. Это была любимая дочь бога-громовержца, которой тот ни в чем не мог отказать. Вечно девственная богиня неба, она вместе с Зевсом посылала гром и молнии, но также - тепло и свет. Афина - это богиня- воительница, отражающая удары врагов; покровительница земледелия, народных собраний гражданственности; воплощение чистого разума, высшей мудрости; богиня наук и искусства. Поднимаясь на холм Акрополя, древний эллин словно вступал в царство этой многоликой богини.

Создание величественного ансамбля Акрополя связано с победой греков в греко-персидских войнах. Представители всех греческих городов, собравшиеся в 449 г. до н.э., приняли план застройки Священной скалы, предложенный Периклом. Грандиозный архитектурно-художественный ансамбль должен был стать достойным памятником великой победе. Богатство Афин и их главенствующее положение предоставляли Периклу широкие возможности в задуманном им строительстве. Для украшения знаменитого города он черпал средства по своему усмотрению и в храмовых сокровищницах, и даже в общей казне государств Афинского морского союза.
Целые горы белоснежного мрамора, добываемого поблизости, доставлялись к подножию Акрополя. Лучшие греческие зодчие, ваятели и живописцы считали за честь работать во славу общепризнанной столицы эллинского искусства. В строительстве Акрополя участвовало несколько архитекторов. Но, согласно Плутарху, всем распоряжался Фидий. Во всем ансамбле чувствуется единство его замысла и единое начало, наложившее свою печать на детали всех главнейших памятников.
Холм, на котором воздвигались памятники Акрополя, неровен по своим очертаниям. Строители не стали вступать в конфликт с природой, но, приняв ее такой, какая она есть, облагородили ее своим искусством, создав ансамбль, в своей стройности более совершенный, чем природа. Гармоничные постройки Акрополя царят над бесформенной глыбой скалы, словно символизируя победу разума над хаосом. На неровной возвышенности ансамбль воспринимается постепенно. Каждый памятник живет в нем собственной жизнью, каждый глубоко индивидуален, и красота его открывается взору по частям, без нарушения единства впечатления.

Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилей - торжественного входа на Акрополь, с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными ионической колоннадой. Поражая воображение, величавая стройность Пропилей сразу же вводила посетителя в мир красоты, утверждаемый человеческим гением. По ту сторону Пропилей вырастала стоявшая на площади Акрополя гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины- воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь Зевса олицетворяла военное могущество и славу своего города. От подножия статуи взору открывались обширные дали, а мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие на солнце высокий шлем и копье богини-воительницы.
За площадью поднимались колонны Парфенона, великого храма, под сенью которого некогда стояла другая статуя Афины, тоже изваянная Фидием: статуя Афины-девы, Афины Парфенос. Как и Олимпийский Зевс, это была хризоэлефантинная статуя, то есть сделанная из золота и слоновой кости. На ее изготовление пошло около 1200 кг драгоценного металла. Сегодня лишь свидетельства древних авторов, дошедшая до наших дней уменьшенная копия, да монеты и медальоны с изображением Афины дают нам представление об этом шедевре Фидия.

Некогда блиставшие белизной пентеликонского мрамора колонны Парфенона за прошедшие столетия словно покрылись благородной патиной. Окрашенные в коричневато-золотистые тона, они рельефно выделяются на фоне синего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады (Градохранительницы) и обычно назывался просто «Храм» или «Большой храм».
Парфенон был построен в 447-438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия. В согласии с Периклом он пожелал воплотить в этом главнейшем памятнике Акрополя идею торжествующей демократии. Проект храма был тщательно продуман. Книга о работе Иктина и его помощника Катликрата, к сожалению, утеряна, но сам факт ее существования указывает на большую предварительную теоретическую работу. Этим в значительной степени объясняется быстрота постройки, граничившая, по мнению Плутарха, с чудом: храм был построен всего за 9 лет. Отделочные же работы продолжались до 432 г. до н.э.
Вершина античного зодчества, Парфенон уже в древности был признан самым замечательным памятником дорического стиля. Невооруженным глазом практически невозможно заметить, что в его облике… практически отсутствуют прямые линии Колонны Парфенона (восемь по фасадам и семнадцать по бокам) слегка наклонены внутрь при небольшом выпуклом искривлении горизонталей цоколя и перекрытия. Эти едва уловимые для глаза отступления от канона имеют решающее значение. Не изменяя своим основным закономерностям, тяжеловесный дорический ордер приобретает здесь непринужденное изящество, что и создает могучий архитектурный образ безупречной ясности и чистоты.

Эрехтейон - второй по значению памятник Акрополя. В древности он был главным храмом, посвященным богине Афине. И если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон скорее храм жреческий. Здесь совершались главные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини.
Все главные святыни Афин были сосредоточены в стенах Эрехтейона. Сам храм построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. По преданию, боги предоставили право решить этот спор старейшинам Афин. Судьи присудили отдать победу тому из богов, чей дар окажется более ценным для города. Посейдон ударил трезубцем и из скаты Акрополя забил соленый источник. Афина ударила копьем - и на Акрополе выросло оливковое дерево. Этот дар показался афинянам более полезным. Таким образом Афина вышла победительницей в споре, а оливковое дерево стало символом города.
В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время его спора с Афиной. Так как эта святыня должна была всегда находиться под открытым небом, в перекрытии портика были устроены отверстия, сохранившиеся до сих пор. Рядом находился вход в расположенную под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением легендарного царя и героя, покровителя Афин Эрехтея (или Эрихтония - этих двух мифологических героев иногда разделяют, иногда отождествляют), по имени которого храм получил свое название.
Под северным портиком храма сохранялась могила Эрехтея, а в западной части - колодец с соленой водой. Он считался тем самым источником, который создал Посейдон, и. по преданию, сообщался с морем. Перед Эрехтейоном со времен глубокой древности росла священная олива, выросшая от удара копья богини Афины, а в углу у западного фасада храма располагался Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним сегодня возвышается всемирно известный портик кариатид - архитектурный символ Эрехтейона. Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры - служительницы культа Афины, избиравшиеся из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрех- тейоне.
Богиня Афина выступает на Акрополе и еще в одной своей ипостаси - Афины Ники, богини победы. Первое святилище Ники на Акрополе было разрушено персами во время греко-персидских войн. В 448 г. до н.э., по случаю мира, закончившего войну с персами. было принято решение о постройке на Акрополе нового храма Афины Ники, или, как его еще называли, храма «Бескрылой Победы»: хотя богиня победы Ника всегда изображалась крылатой, Афина Победительница не могла, да и не должна была иметь крыльев.
Стоявшие рядом Пропилеи и храм Афины Ники взаимно дополняли друг друга. Их архитектурная связь создавала неповторимый ансамбль входа на священную скалу Акрополя. Храм построил архитектор Калликрат в 427-424 гг. до н.э. Это изящное небольшое сооружение, построенное из мрамора, имеет размеры 5,6×8,3 м. Перед храмом Афины Ники стоял алтарь под открытым небом, предназначенный для жертвоприношений.
Во времена турецкого владычества храм Ники был разобран и использован для строительства укреплений. В 1830-х гг., после обретения Грецией независимости, турецкое укрепление было аккуратно разобрано, и храм Ники сложили заново. В 1935-1940 гг. его снова реконструировали, и теперь он предстает во всей своей красе - разумеется, с поправкой на всеразрушаюшее действие времени. А оно, как известно, неумолимо, и сегодня памятники Акрополя, пережившие войны, перестройки и человеческий вандализм, подвергаются техногенным опасностям: уже несколько десятилетий кислотные дожди и ядовитый смог разъедают белый мрамор древних храмов. Существует множество планов спасения Акрополя, но пока ни один из них не реализован, так что реставраторы, вероятно, еще долгое время не останутся без работы.

Акрополь в Афинах это визитная карточка Греции, сюда съезжаются туристы со всего света. По количеству продажи билетов и посещаемости он не уступает Колизею в Риме.

Не смотря на прошлые войны и природные катаклизмы, он простоял две тысячи лет (и еще простоит столько же) и до сих по поражает воображение своей величественностью и совершенством форм.

Подобные сооружения строили не только в , но и на территории Малой Азии (), в и Древнем Риме. Акрополь — это возвышенная часть города (строится на холме). Он служил убежищем для знати на случай войны. На его территории строились дворцы, правительственные здания, храмы божеств-покровителей. Не смотря на перенесенные катаклизмы, Афинский Акрополь сохранился лучше всех из ныне существующих. По сей день ведутся активные работы по его реставрации.

История

Еще во времена архаики были заложены первые храмы. В VII-VIдо н.э. началась активная застройка холма. Он служил царской резиденцией. В 447 г. до н.э. началась перестройка комплекса знаменитым скульптором того времени Фидием. Комплекс получил тот архитектурный облик, который известен нам сейчас. Постепенно величайший памятник культуры ветшал, Афины превратились в провинциальный город Римской Империи.

Панорамная прогулка по улица возле Акрополя в разы интереснее, чем сами руины (:

В Византийский период храм богини Афины, покровительницы города (Парфенон) стал христианской церковью. С наступлением турок в XV веке весь храмовый комплекс был превращен в мечеть, а затем в склад боеприпасов и арсенал. В XIXвеке Греция стала независимой страной, с этого момента стал активно восстанавливаться древний облик Акрополя. Застройка, произведенная на территории в Средние Века и Новое Время, была ликвидирована.

Все скульптуры, которые находятся на территории Акрополя в Афинах заменены копиями, оригиналы хранятся , и Музее Акрополя.

Как выглядит Акрополь

К сожалению, в настоящий момент — это руины . Да, ведутся крупные работы по его восстановлению отдельных его объектов, но до завершения работ очень далеко.

Высота холма, на котором построен памятник, 300 метров. Забравшись на него, вам откроется прекрасный вид на Афины. Акрополь состоит из 21 элемента, которые связаны между собой в один архитектурный ансамбль.

Храм Парфенон в Афинах

Парфенон — ключевой храм Акрополя, сохранился лучше всех. Создан из белого мрамора, со временем он пожелтел. Считается самым древним зданием в мире, ведь его возраст насчитывает две тысячи лет! Его история — история и культура всей Греции.

В Театре Диониса до недавнего времени ставили древнегреческие комедии и трагедии, но сейчас он частично закрыт на реконструкцию (должна завершиться в 2015 году).

Архитектура храма Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, а еще в нем было найдена масса реликвий, которые хранятся в музеях всего мира.

Фотографии

Полезная информация

Приезжайте к открытию или за несколько часов до закрытия, чтобы не стоять в большой очереди за билетом и прогуляться по комплексу без сильной жары. Запаситесь водой, придется забираться на 300-метровый холм. На подъеме вас ждет довольно крутая лестница, будьте осторожны.

Входной билет стоит 12 евро, его можно приобрести на месте. Для студентов и пенсионеров скидки. Очередь большая, но движется она очень стремительно. Билет действует четыре дня. Если не хватит сил посмотреть все сразу, всегда можно вернуться. В зимнее время по воскресеньям вход бесплатный.

Время работы: с 8:00 до 20:00 часов, в понедельник выходной.

Быстрее всего можно добраться на метро. Доезжайте до станции «Акрополи», оттуда следуйте указателям, которые на каждом шагу.

Акрополь на карте

Acropolis of Athens, Athens 105 58, Греция

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69, 5 м в длину и 30, 9 м в ширину, высота колонн - 10, 5 м; построен в 447 году - освящен в 438 году; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450 год). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326 году), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Парфенон

Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как культовый центр, но и как памятник искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

АКРОПОЛЬ (ГРЕЦИЯ)

Сегодня мы совершим экскурсию в Афинский Акрополь.

Переводится с греческого, как «верхний город». В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укреплённую часть. Эта находящаяся на возвышенном месте укреплённая часть города служила защитой во время опасности. Поэтому именно на акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Такие акрополи были во многих древних городах. Известны, к примеру, древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Но самым знаменитым является, безусловно, Афинский Акрополь!

Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции. Афинский Акрополь внесён в список Всемирного наследия. Поэтому, наверное, излишне и говорить, что, приехав в Афины даже на очень короткий срок, нужно обязательно посетить Акрополь и увидеть, как говорится, воочию всё это великолепие.

В связи с этим мы и решили сегодня пригласить вас на увлекательную прогулку по величественному и древнему Акрополю. Это чудо древности расположено на скале высотой 156 метров над уровнем моря. Скала эта природного происхождения и имеет плоскую вершину. Примечательно, что весь сложный архитектурно-пространственный комплекс Афинского Акрополя максимально учитывает окружающую природу. Давайте же прогуляемся по этой древней крепости.

Подойдя к Акрополю, в районе южной стены мы увидим, что скала, на которой возведён Акрополь, укреплена каменными стенами. Эти стены огромны, их толщина — пять метров! Такие стены были вокруг всего комплекса, но до наших дней сохранился лишь их фрагмент, который мы и видим.

Это очень древние стены! Они были воздвигнуты в XIII веке до н. э. Согласно легенде, эти величественные стены возвели существа сверхестественной силы — Киклопы. Древние греки верили в это. А сегодня, глядя даже на фрагмент этих гигантских стен, мы тоже готовы поверить, что стены таких размеров могли возвести только мифические существа-силачи!

Вообще надо отметить, что первые укрепления на скалистом отроге этой скалы появились ещё задолго до наступления классического периода. В те далёкие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего, это было место обитания правителя. Но в конце второго тысячелетия до нашей эры Акрополь приобретает уже исключительно культовое значение!

Согласно мифам, деревянное изображение богини Афины, покровительницы сил земли и воинственной защитницы города, было низвергнуто Зевсом на Землю и упало прямо на Акрополь! Поэтому именно здесь и были возведены храмы в честь богини! Но, к сожалению, почти все они были уничтожены персидским царём Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 годах до н. э. Об этом даже свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот.

Вновь отстроен Акрополь был лишь в так называемый золотой век Перикла. Этот афинский стратег, заключив перемирие со Спартой, получил возможность заняться обустройством столицы. Под руководством величайшего из греческих скульпторов Фидия к концу V века до н.э. Акрополь был отстроен вновь. Причём новый Акрополь был невероятно красив и грандиозен!

Давайте подойдём поближе. Перед нами с западной части комплекса предстают Пропилеи.

Это главный, торжественный вход на Акрополь! Эти ворота были возведены в 437-432 годах до н.э. Давайте мысленно перенесёмся далекий V век до н.э. и посмотрим, что же представляли собой Пропилеи в то время, а заодно и увидим, что здесь происходило. Итак, мы в далеком прошлом! Перед нами не спеша по широкой каменной лестнице к Пропилеям поднимаются афиняне. Смотрите, по боковым проходам идут пешие граждане, а по центральному проезжают всадники и колесницы! Тут же ведут и жертвенных животных.

Обратите внимание на сами Пропилеи! Они сделаны из пентеликонского мрамора. Видите, какой это красивый материал. Сегодня этот мрамор выглядит уже не так. Но ничего не поделаешь, время берет свое. А в те времена ворота просто поражали своим великолепием! Вы заметили, что Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. Поднимите голову и посмотрите на потолки портиков. Видите эти квадратные углубления? Это кессоны! Они расписаны золотыми звездами по синему фону! Очень красиво, не правда ли! А видите, там, где склон холма резко повышается, построена поперечная стена с пятью проходами. Так вот центральный из этих проходов предназначен только для торжественных процессий! В обычное время он закрыт бронзовыми воротами. Кстати, эти врата являются границами святилища. Жаль, что до наших дней многое не сохранилось!

Да, Пропилеи просто великолепны! Вы не забыли, что мы с вами в далеком прошлом? Вспомнили? Тогда посмотрите налево. Видите это довольно крупное здание, которое примыкает к Пропилеям? Это Пинакотека, картинная галерея. Здесь выставлены портреты героев Аттики! А теперь посмотрите направо. Видите выступ на скале? Знаете, это тот самый выступ, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII веке до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на остров Крит! Вспомнили легенду? А помните, что это было ошибкой, и Тесей, на самом деле был жив! Да, судьба порой играет с людьми злые шутки! На выступе небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа».

А знаете, почему «Бескрылая победа»? Дело в том, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит»! Вы только посмотрите, какой это необыкновенно изящный мраморный храм! Стоящий на трехступенчатом постаменте, этот храм со всех сторон опоясывает скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Но эту скульптурную ленту фриза мы можем видеть только, переносясь в воображении в те далекие времена. До наших дней она, как вы понимаете, не сохранилась. Если мы, все в том же прошлом, зайдем внутрь храма, то увидим прекрасную скульптуру Афины-Ники! Величественная богиня в одной руке держит шлем, а в другой — плод граната, символ победоносного мира! Жаль, но сегодня эту великолепную статую тоже уже нельзя увидеть. Она, к сожалению, тоже была разрушена.

Но давайте продолжим наше путешествие в прошлом по Акрополю. Давайте, вслед за афинянами войдем в Пропилеи. Миновав их, мы оказались на самой вершине скалы. Посмотрите, прямо перед нами возвышается огромная бронзовая статуя Афины Промахос, то есть Афины-Воительницы. Видите золоченый кончик ее копья? Афиняне уверены, что он в ясные дни служит ориентиром для судов, подплывающих к городу. Сразу за статуей, обратите внимание, на открытой площадке находится алтарь, а слева воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершают обряды поклонения покровительнице города — богине Афине. Если мы подойдем к кому-нибудь из жителей и спросим об этом месте, то нам расскажут древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов.

Мы узнаем, что, согласно мифу, победителем в этом споре должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Тогда Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре все же Афина! Она ударила копьем, и в этом месте выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Поэтому именно здесь и находится алтарь. Кстати, обратите внимание, что одна из частей храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею. Эта часть так и называется — Эрехтейон. Не удивляйтесь, что только часть храма. Тогда была только часть, но позднее это название перешло на весь храм. И сегодня мы знаем это сооружение как Эрехтейон.

Наибольший интерес в Эрехтейоне представляет Портик Дочерей - шесть скульптур прелестнейших девушек поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. В византийское время их стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века, имея разрешение турецкого правительства, вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках - плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. А лорд Байрон "посвятил" грабителю этих бессмертных сокровищ свое стихотворение "Проклятие Афин". Знаменитые Эльгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее, а статуя на храме заменена копией.

Посмотрите на Эрехтейон внимательно. Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. Такой интерьер, мраморные рельефные фризы, оригинальные портики, самый известный из которых — портик кариатид, можно увидеть только в прошлом, так как до наших дней они не дошли: мраморные рельефные фризы разрушены полностью, а портики очень повреждены. Но, согласитесь, что и в наши дни, даже с поврежденными портиками, Эрехтейон все равно прекрасен! Это - жемчужина древнегреческой архитектуры!

Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагается выше, чем западная. Кстати, помните легенду, рассказанную нам жителями Афин, о споре между Афиной и Посейдоном?

Согласно легенде, за право покровительства городу и его жителям боролись два могущественных божества - Посейдон и Афина. Олимпийские боги для разрешения этого спора предложили соперникам сделать подарок городу. Посейдон ударил в скалу своим трезубцем и из неё забила ключом морская вода - символ морского могущества города, которое дарил ему бог моря, а из места куда ударила копьем Афина, взошло оливковое дерево. Боги признали подарок Афины гораздо более ценным и отдали народ под ее покровительство, а город назвали ее именем.

А теперь посмотрите на пол в храме, видите эти неровности? Это следы от удара трезубцем Посейдона! А видите колодец внутри храма? В этом колодце соленая морская вода. Это и есть тот источник, который по легенде Посейдон даровал городу! Да, после всего увиденного вы теперь вряд ли скажете, что мифы — это вымысел! С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагается святилище нимфы Пандросы. Именно там внутри открытого дворика вы можете увидеть священную оливу, ту самую, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города.

Надеемся, вы не забыли, что мы с вами все еще в прошлом? Тогда продолжим путешествие по Акрополю. Видите торжественное шествие, направляющееся к самому величественному храму Акрополя, к Парфенону?

Это праздник Великих Пана-финей! Кульминационный момент этого торжества происходит у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где жрецам передается новая одежда для статуи Афины. Да, Парфенон — это самое главное и самое культовое место в Акрополе. Этот храм также посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма.

Посмотрите, насколько прекрасен этот храм!

Он отличается удивительной гармонией! Его ступени, наружная колоннада, фронтоны, фризы и метопы — все безукоризненно и великолепно! Все здание было воздвигнуто из местного белого мрамора. Парфенон — это шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения! Давайте поднимемся по его мраморным ступеням. Кстати, обратите внимание на колонны храма. Видите, колонны сужаются кверху. Это не оптический обман, это так и есть на самом деле. Такой архитектурный прием помогает зрительно увеличить колонны в высоту, и кажется, что они устремляются высоко в небеса и почти касаются небес!

Как мы и говорили, все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Поэтому сегодня Парфенон уже не выглядит белоснежным. Но, тем не менее, и сегодня его называют «гимном» Древней Греции и «красотой простоты»!

Давайте войдем в Парфенон. Посмотрите, в пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находится колоссальная, из золота и слоновой кости культовая статуя Афины! Сегодня она не сохранилась, но в прошлом мы можем ее увидеть. Видите, одежда и шлем богини выполнены из чистого золота, а волосы и щит сделаны из золотых пластин. Посмотрите на ее глаза! Они сделаны из драгоценных сапфиров! На правой руке Афины держит фигуру богини победы Ники, у левого плеча — копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придают статуе величавую торжественность. Да, это настоящая богиня! Вот она — великая покровительница великого города!

статуя Афины Парфенос

Скульптурные группы на фронтонах храма изображают деяния этой богини. На восточном — рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил тому голову топором. На западном — известный уже нам спор между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. Да, к великому сожалению, не все, что было создано древними мастерами, и что могли лицезреть афиняне далеких времен, сохранилось до наших дней. Давайте теперь вернемся из нашего путешествия во времени. Давайте посмотрим на великий Акрополь сегодня. Согласитесь, что все равно то, что осталось и сохранилось — это тоже просто великолепно! Да, Акрополь — это воистину эталон гармонии, естественности и красоты!

Вот еще пара фотографий с Акрополя:

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики . Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия.
В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста. Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.
Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль, на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

В 6 - ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта - апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид, выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса, но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга, деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата - дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя.

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия.

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс, а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар, приносящий в жертву Дионису козу, а справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: