Методы оценки эффективности логистической деятельности. Оценка эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций

Страница 1 из 3

Логистическая система предприятия обеспечивает необходимый набор услуг при максимально возможном уменьшении ассоциированных расходов, обусловленных выполнением логистических операций. Из-за этого логистическая политика разрабатывается с учетом двух факторов – желаемого уровня логистического сервиса и минимальной величины логистических расходов на его достижение, а цель логистического менеджмента состоит в установлении баланса между этими двумя составляющими, выгодного как потребителю, так и генератору материального потока.

Эффективность логистической системы – это показатель (или система показателей), который характеризует уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне общих логистических расходов.

С точки зрения потребителя, который является конечным звеном логистической цепи , эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслуживания его заказа.

Возрастающая заинтересованность в повышении эффективности всей логистической цепи выдвигает повышенные требования и к системе оценочных показателей, которая в данном случае должна обеспечивать интегральную оценку логистических процессов.

Следует отметить, что в специальной литературе нет единого мнения по вопросу определения эффективности функционирования логистической системы. Чаще всего основным критерием такой эффективности считают минимизацию логистических расходов. Без сомнения, ориентация на минимизацию расходов является актуальной, но при условии достижения необходимого уровня логистического сервиса. Из-за этого распространенной стала многокритериальная оценка эффективности функционирования логистической системы.

Наиболее распространены следующие критерии оценки: расходы, удовлетворение потребителей/качество, время, активы.

Расходы. Фактическая величина расходов, связанных с выполнением определенных логистических операций в наибольшей мере отражает результаты логистической деятельности. Размер затрат, как правило, выражают или общей денежной суммой расходов, или денежной суммой в расчете на единицу продукции (удельные расходы), или удельным весом в объеме продаж. За границей анализ логистических расходов обычно осуществляется в процентном соотношении к ВНП (для страны в целом) или объему продаж готовой продукции фирмы (отрасли).

Удовлетворение потребителей/качество. Следующая группа логистических показателей относится к обслуживанию потребителей. Эти показатели характеризуют способность фирмы достичь полного удовлетворения запросов своих клиентов.

К итоговым показателям этой группы относятся совершенный заказ, удовлетворение потребителей и качество продукции.

Среди современных подходов к оценке совокупной эффективности всех операций, направленных на удовлетворение потребителей, все больший интерес вызывает концепция совершенного заказа. Совершенный заказ – это самый высокий критерий качества логистических операций, поскольку «совершенный заказ» выступает мерилом общей эффективности всей интегрированной деятельности фирмы, а не отдельных функций. Этот показатель характеризует, насколько равномерно и бесперебойно происходит выполнение заказа на всех этапах, т.е. насколько налажен весь многоэтапный процесс управления заказом и не возникают ли в нем сбои.

Совершенный заказ – это организация работы, которая отвечает следующим нормативам:

1) полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям;

2) доставка в необходимый потребителям срок с допустимым отклонением ±1 день;

3) полное и аккуратное ведение документации по заказам;

4) идеальное соблюдение согласованных условий поставок (качественная установка, правильная комплектация, готовность к использованию и отсутствие повреждений).

Сегодня наилучшие логистические организации демонстрируют уровень совершенного заказа в 55-60% всех своих операций, тогда как большинству других не удается достичь и 20%.

Удовлетворение потребителя оценивается его восприятием сроков выполнения заказа (длительности функционального цикла), элементов совершенного выполнения заказа и способности фирмы реагировать на состояние заказа и выдвигаемые запросы (претензии). Важными показателями удовлетворения потребителей являются:

– доставка к назначенному сроку – доля заказов, выполненных к назначенному сроку или раньше;

– расходы гарантийного обслуживания – уровень средних фактических расходов на гарантийное обслуживание в доходе;

– время реакции на претензии потребителей и их удовлетворения: время реакции на претензии – средний срок между поступлением заявки от клиента и его контактом с соответствующим представителем компании; время удовлетворения претензий – средний срок до полного удовлетворения требований клиента.

Качество продукции характеризуют: частота повреждений продуктов, стоимость поврежденных продуктов, количество претензий, количество возвратов товаров от потребителей, стоимость возвращенных товаров.

Развитие логистических систем осуществляется в взаимосвязи с эволюцией концепции логистики. В соответствии с этапами развития и внедрения логистики (см. Раздел 1) выделяют стадии развития логистических систем. На первой стадии развития логистическое управление связано только с выполнением отдельных задач в сферах снабжения или сбыта (складирование, транспортировка), на последующих стадиях системы логистики охватывают функциональные области логистической деятельности, затем их контроль распространяется на все логистические процессы предприятия от закупки материальных ресурсов к обслуживания потребителей, создается локальная Микрологистическая система, адаптируется к динамичной внешней среды. Также выделяют стадию развития логистических систем предприятий, осуществляющих деятельность на глобальном уровне и соответственно создают глобальные логистические сети. Характерной тенденцией развития логистических систем является передача части функций специализированным фирмам (логистическим провайдерам).

В практической деятельности системы логистики отдельных предприятий находятся на разных стадиях развития. Переход к более высокой стадии развития может проходить от нескольких месяцев до нескольких лет. С целью внедрения логистики и ее совершенствования в хозяйственной практике на фирмах промышленно развитых стран организуют консультативные отделы. Они проводят диагностику состояния логистики на предприятии, исследования в области логистики, разрабатывают предложения по ее совершенствованию, проводят занятия по изучению проблем логистики, опыта других фирм.

На сегодня отсутствует единый взгляд ученых и практиков по критериев оценки продуктивности деятельности логистической системы и эффективности обслуживания потребителей.

Рассмотрим более подробно основные подходы к оценке эффективности логистических систем ведущими специалистами по логистике.

Крикавский Е.В. оценки эффективности логистических систем видит в определении уровня производительности интегрированного цепи поставок через качественные и количественные характеристики. К качественным характеристикам он относит: удовлетворение клиента (уровень удовлетворения клиента); эластичность (уровень реакции цепи поставок на изменения спроса); уровень интеграции перемещения информации и сырья; эффективное управление риском (степень минимизации риска); эффективность поставщика (процент своевременных поставок и качество поставок), а к количественным характеристикам: производительность (максимизация производительности, максимизация привлечения средств); расходы (уменьшение расходов); возможности реагирования (уровень реализованных заказов, частота несрочных поставок, время реализации заказа, уменьшение дублирования функций, частота возвратов, рентабельность логистических затрат); максимизация продаж; максимизация прибыли; возврат от инвестиций.

Джонсон Д. указывает на то, что практически невозможно оценить все аспекты функционирования логистической системы, а потому предлагает осуществлять системный анализ на основе:

Анализа выгодности потребителя как системного анализа маршрутов, позволяет проанализировать выгодность каждой остановки на маршрутах и эффективно перераспределить время;

Анализа эффективности товарных составов, определяется их основными функциями, а также показателями эффективности и производительности, которые затем сопоставляются с расходами на зарплату, оборудование, складской пространство и с финансовыми инвестициями. Эти сопоставления проводятся как отдельно по функциям, так и для всех функций вместе;

Анализа транспортных расходов;

Анализа консолидации грузов, проявляется в определении транспортных расходов и объединении малых партий груза в большие;

Анализа доходности продукта как расчета "реальных затрат и доходности для производителя от распределения каждого отдельного наименования продукта вдоль всего цепи распределения (транспортировка, обработка, хранение, обработка заказов и т.п.) до конечного потребителя";

Определение эталона, который предусматривает анализ показателей эффективности от четырех до шести конкурирующих фирм с целью определения метода сравнения фирм при выполнении ими различных задач и / или процессов;

Анализа нормативной базы и отраслевых стандартов.

В работе известных американских исследователей в области логистики Бауэрсокс Д. и Клоса Д. измерения эффективности логистической системы ориентируется на определении двух групп логистических показателей: внутренних и внешних. Внутренние показатели они делятся на следующие категории: расходы, обслуживание потребителей, производительность, управление активами, качество. Эти показатели должны отразить эффективность осуществления основных логистических операций внутренних процессов. То есть они нужны для управленческого контроля за всеми аспектами деятельности предприятия. Потребность во внешних показателях видят в выявлении и реализации ожиданий потребителей, как основного ориентира логистической системы.

Основными инструментами анализа эффективности логистических процессов Сковронек Ч. и Сариуш-Вольский С. считают методы экономического анализа, позволяющие: оценивать фактическое состояние логистических явлений и процессов; устанавливать и выявлять источники и причины проблем; уточнить краткосрочные прогнозы развития конкретных явлений и процессов; формулировать выводы и предложения, которые обеспечат рост эффективности хозяйствования. Экономический анализ логистических процессов они предлагают осуществлять по трем тематическим блокам: анализ материальных и информационных процессов (анализ процесса закупки, анализ запасов, анализ складских процессов, анализ процессов продаж); управленческий анализ логистических процессов (собственное производство или закупка, источников закупок, эффективность транспортного обслуживания, эффективность складских инвестиций, выбор каналов дистрибуции) анализ логистических затрат (анализ затрат на продвижение, анализ затрат на запасы, анализ затрат на информационные процедуры) .

Веселовский М. вопрос эффективности рыночно-экономической деятельности предприятия предлагает рассматривать на основе формулировки положений и основ формулы эффективности системного логистически-маркетингового управления. В рамках системы эффективности он выделяет пять компонентов структуры эффективности, которые являются одновременно основными элементами системы управления, то есть подсистему целей, подсистему расходов, подсистему средств, подсистему эффектов и подсистему стоимости для клиента. Основными детерминантами системной формулы эффективности логистически-маркетингового управления предприятием он определяет:

Комплексность потребностей покупателей и многомерные стратегические эффекты (ориентация на создание преференций клиентов, рост адаптацийности деятельности, на процессы, на взаимодействие, на инновации, на качество, на время, на место, на готовность и надежность системы);

Предпосылки развития интеграции в системе маркетинга и логистики;

Процесс формирования эффективности (процессы трансформации, координации, интеграции и создания стоимости).

Эффективность логистически-маркетингового управления предприятием Веселовский М. выражает в виде следующей формулы:

где S - эффективность логистически-маркетингового управления:

SWD - стратегическая добавленная стоимость при логистически-маркетингового управления;

kZL _M - расходы логистически-маркетингового управления .

Мейер С. предложил характеристику и идентификацию целевых критериев эффективности и успеха логистически-маркетинговых систем, выделяя классические и новые критерии оценки и управления системами. Как классические критерии называет: расходы, время и качество, а как новые критерии, принимает такие категории как: готовность и скорость приспособления ("Agilität») - скорость с которой предприятие может приспосабливаться к оптимальной структуры затрат, способность реакции - то есть скорость, с которой предприятие может реагировать на неплановые требования со стороны потребителей, а также "схудлисть" (исключение ненужных расходов) - исключение всех ненужных расходов относительно всех существенных средств.

Миротин Л.Б. важнейшим показателем оценки эффективности функционирования логистических систем считает прибыль, который, по его мнению способен отобразить результаты всей логистической деятельности. Саму эффективность логистической системы он рассматривает как показатель (или система показателей), характеризующих уровень качества функционирования системы при заданном уровне общих логистических затрат. Она должна определить: границы логистической системы, ее звенья, основные ресурсы, используемые, основные виды продукции логистической системы, ожидаемые или желаемые результаты, критерии результативности системы, процесс оценивания, регулирования обратной связи и планирования улучшения. Ученый выделяет основные факторы и показатели, отражающие эффективность функционирования логистических систем по логистическими функциями, которые представлены в таблице 3.3.

Таким образом, единого мнения у ученых по решению вопроса оценки логистических систем нет, однако можно выделить ряд критериев эффективности, получили наибольшее распространение. Основным среди этих критериев является уровень логистических затрат, однако не менее важным является ориентация предприятия на потребителя и достижения необходимого уровня логистического сервиса. Наибольшее распространение получили такие критерии оценки как: расходы, удовлетворение потребителей / качество, время и активы. Факторы или показатели их оценки представим в таблице 3.4.

Таблица 3.3. Основные факторы и показатели, отражающие эффективность функционирования логистических систем по логистическими функциями

Логистическая функция

Фактор и показатель

Логистическое администрирование

Выработка на одного работника. Трудоемкость и зарплатомисткисть. Уровень квалификации персонала

Обработка

и оформления

Продолжительность оформления заказа.

Качество обслуживания заказу потребителя.

Расходы на принятие заказа.

Ассортимент услуг.

Количество отказов.

Уровень удовлетворения заявок

Планирование производства

Объем расходов сырья и материала. Объем производимой продукции. Производительность. Себестоимость продукции

Закупка продукции

Оптимальный размер закупки. Объем заказываемой. Периодичность размещения заказов. Срок выполнения заказа. Количество поставщиков. Расходы на закупку

Поставка продукции

Время поставки. Частота поставок. Безотказность поставок. Интервал поставок

Складирования и хранения продукции

Складировании. Количество поставок на склад. Запасы в пути.

Уровень механизации складских работ. Коэффициент оборота продукции на складе. Коэффициент использования площади складов. Затраты на складирование и хранение

Сбыт продукции

Объем реализованной продукции. Скорость товарооборота. Количество потребителей. Коэффициент реализации

Доставка заказа

Выполнение заказов.

Применение транспортных концепций.

Унификация и стандартизация тары.

Коэффициент использования транспортных средств.

Суммарные простой транспортных средств.

Объем перевозок.

Время доставки.

Тарифы транспортировки.

Потери груза

Таблица 3.4. Факторы (показатели) оценки наиболее распространенных критериев оценки

эффективности логистических систем

Критерий оценки эффективности

Фактор (показатель) оценки

Отражают общей денежной суммой расходов, денежной суммой в расчете на единицу продукции, или долей в объеме продаж. Стремятся к снижению их уровня

Удовлетворение потребителей / качества

Оценивается длиной функционального цикла, уровнем совершенства выполнения заказа и способности предприятия реагировать на претензии, предъявляемые потребителем. Важным показателем является доставка до назначенного срока, расходы гарантийного обслуживания, время реакции на претензии потребителей и их удовлетворение

Есть степени способности предприятия быстро реагировать на претензии потребителей. Ключевыми показателями продолжительности выполнения заказа являются: длительность производственного цикла, продолжительность внесения соответствующих корректировок в оперативные планы; продолжительность выполнения производственного плана и степень соблюдения календарных планов выпуска продукции

Предметом их оценки является эффективность использования капитала вложенного в сооружения и оборудование, а также оборотный капитал. Ключевыми показателями использования активов является точность прогнозов, старения запасов, загрузки мощностей и т.д.

Необходимо отметить, что оценка логистической системы проводится как на стадии ее проектирования, планирования, а также оцениваются и уже действующие системы. В процессе оценки необходимо сравнивать потенциальные или полученные выгоды с затратами на реализацию проекта. Выгоды выражаются в совершенствовании обслуживания, снижении издержек, улучшения использования активов и т. Под совершенствованием обслуживания понимают увеличение доступности и повышение качества услуг, развитие сервисных возможностей, способствует привлечению потребителей. Снижение затрат возможно как разовое сокращение капитала (например, распродажа излишних складских помещений, грузоперерабатывающие, транспортного и другого оборудования) и снижение текущих расходов благодаря новым технологиям грузопереработки, снижению затрат на хранение, содержание и эксплуатацию транспорта и др. Полученные значения сравниваются с критериями (нормативными значениями) эффективности логистической системы. Например, трогов уровень обслуживания определяют нормативами продолжительности функционального цикла, доступность запасов, ассортимента дополнительных услуг. Особое внимание в последнее время уделяется времени реагирования на запросы потребителей, полноте выполнения заказов, точности отгрузки и состояния грузов. Критерии должны охватывать всю логистическую процесс, а не только отдельные логистические функции.

С целью оптимизации логистической системы и согласования интересов участников логистических цепей разных уровней часто в качестве показателя ее эффективности рассматривают соотношение между совокупными логистическими затратами и уровнем обслуживания (выполнения заказа).

Рассмотрим другие подходы к оценке эффективности логистических систем. Для этого объединим в три группы показатели, используют разные авторы:

1. Показатели, характеризующие функционирование логистических систем :

- Коэффициент связи "поставщик - потребитель" (КПС) - отображает эффективность связи данного потребителя с тем или иным поставщиком. Вычисляется как отношение количества ресурсов (сырья, материалов и др.), Поступивших к потребителю за отчетный период от данного поставщика (0г), к общему количеству ресурсов, поступивших к потребителю (0: Кпс = 0г- / 0

- Коэффициент готовности к поставке (К "г") - определяется как отношение (в процентах) количества выполненных заказов данным предприятием (Зе) с количеством заказов, поступивших на данное предприятие (3), или как отношение объема поставляемого в объема заказываемой со стороны потребителей: Кгп = 3/3. Увеличение коэффициента готовности к поставке до величины, приближается к единице в некоторых случаях является экономически нецелесообразным для предприятия-поставщика, так как затраты растут быстрее, чем доходы (рис.3.12).

Объем и расходы

Рис. 3.12. Влияние коэффициента готовности к поставке на прибыль предприятия

- Показатель количества звеньев логистической системы - среднее количество торговых звеньев (посредников), через которые проходит материальный поток от производителя до конечного потребителя ресурсов (готовой продукции).

2. Показатели эффективности логистической системы с точки зрения потребителя:

1) качество обслуживания;

2) цена обслуживания.

Также используется итоговый показатель, характеризующий способность фирмы достичь полного удовлетворения потребителей, он называется "совершенное заказ". Этот показатель характеризует, насколько равномерно и бесперебойно происходит выполнение заказа на всех этапах, при этом организация логистической деятельности должен соответствовать следующим нормативам :

Полная доставка всех товаров по всем заказными товарным позициям;

Доставка в необходимый потребителю срок с допустимым отклонением 1 день:

Полное и аккуратное ведение документации по заказу;

Безупречное соблюдение согласованных условий поставки (установка, комплектация, отсутствие повреждений).

3. Показатель эффективности логистической системы с точки зрения ее участников (поставщика, посредника, производителя). В этом случае критерием эффективности логистической системы является максимизация прибыли на единицу логистических затрат при условии обеспечения требуемого качества сервиса. На основе предложенного критерия используется агрегированный показатель эффективности функционирования логистической системы - рентабельность логистических затрат :

где П - годовая прибыль; влоги - логистические расходы.

Уровень развития (совершенства) логистических систем можно оценивать по степени интеграции логистических процессов, а именно:

Фрагментарный уровень (интеграция на уровне отдельных логистических процессов, функций);

Функциональный (интеграция охватывает отдельные функциональные области);

Системный (интеграция охватывает логистическую деятельность предприятия);

Интеграция на уровне цепи поставок (с охватом всех участников логистической сети).

Введение

В нынешнем мире тема оценки эффективности логистической деятельности актуальна тем, что в логистике деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. Для оценки финансового положения организации используют оценку эффективности логистической деятельности на основании доступной информации. При помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платёжеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных обстоятельствах рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, организации, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.

Целью данной работы является исследование оценки эффективности логистической деятельности ОАО «GTL». Объектом изучения выступает ОАО «GTL»

Предметом исследования выступили теоретические и методические вопросы организации логистической деятельности на предприятии и способы повышения эффективности логистической деятельности предприятия.

В процессе выполнения работы использовались методы наблюдения и соотнесения, методика организации логистической деятельности на предприятии.

Важная роль оценки показателей эффективности работы организации в подготовке информации для планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Оценка показателей является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчивается оценкой показателей эффективности работы предприятия. Оценка показателей позволяет увеличить уровень планирования, сделать его детально точным. Большая роль отводится оценке в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства.

Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

1. Рассмотреть методы оценки эффективности логистической деятельности.

2. Рассмотреть методы анализа эффективности зонирования.

3. Проанализировать затраты на маршрутизацию складского хозяйства

Глава 1. Оценка эффективности логистической деятельности

Методы оценки эффективности логистической деятельности.

В любой компании существует логистическая система. Даже если компания не имеет собственного отдела логистики или отдела транспорта, она осуществляет логистическую деятельность. Главная задача логистической деятельности состоит в том, чтобы обеспечить своевременное и полное удовлетворение потребностей покупателей при минимальных затратах.

Для любой компании, уровень логистических затрат довольно высок. Эффективность логистической системы компании определят такие важные аспекты, как своевременное пополнение товарных запасов, а также своевременное и полное удовлетворение потребностей клиентов. К числу наиболее распространенных причин срыва заказов покупателей можно отнести следующие:

· несвоевременная поставка продукции (с опозданием на 1 день и более);

· поставка неполной партии товара;

· поставка товара в неполной комплекции;

· поставка товара ненадлежащего качества или нанесение вреда качеству товара при его транспортировке.

Таким образом, эффективность логистической деятельности следует определять не только по стоимостным критериям. Учитывая множество аспектов, которые влияют на эффективность логистической деятельности компании, можно выделить ряд критериев ее оценки:

1. Общие логистические издержки. К ним можно отнести затраты на транспортировку, складирование, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, управление заказами и пр. Довольно часто из-за неэффективной логистической деятельности компания может нести вынужденные финансовые потери. Например, при транспортировке произошла кража; несоблюдение правил крепления крупногабаритных грузов привело к существенной потере качества. Подобные издержки также стоит относить к затратам логистической деятельности, поскольку их величина негативно влияет на прибыльность и общие результаты работы компании.

Разрешить вопрос высоких затрат на логистику помогут следующие действия:

· Внедрение прогрессивных методов контроля за передвижением транспорта (GPS-навигация);

· Оптимальное размещение продукции на складе, дальнейшее развитие многоуровневых стеллажей для хранения;

· Переход к системам адресного хранения товаров на складе;

· Обучение и нормирование труда на транспорте и в складском хозяйстве;

2. Качество логистического сервиса является, пожалуй, наиболее сложным критерием для оценки. Не всегда можно точно определить, предоставили ли вы клиенту качественную услугу. Возможны также оценочные суждения работы менеджмента компании, которые не отражают действительное качество услуг. Поэтому мы к данному критерию можем отнести:

· Качество продукции.

· Совершенный заказ.

Совершенный заказ можно считать наиболее универсальным показателем логистического сервиса. Он определяет то, насколько равномерно, бесперебойно и своевременно выполнялся заказ покупателя на всех этапах логистической деятельности. Косвенными критериями качества совершенного заказа могут служить полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям, доставка в необходимый потребителям срок, соблюдение согласованных условий поставок, а также качественное ведение документации по поставленной партии товаров.

· Удовлетворение потребителя. На степень удовлетворения потребителя вместе с вышеперечисленными показателями (качество продукции и качественное выполнения заказа) влияет и качественное обслуживание на всех этапах работы.

3. Продолжительность логистического цикла. Под логистическим циклом подразумевается общая продолжительность времени на закупку товаров, доставку на склад поставщика, продажу и доставку товаров потребителю. В упрощенном представлении такую продолжительность можно назвать общим временем обслуживания заказа покупателя.

Данный критерий оценки логистической деятельности очень важен для любой компании. В условиях конкуренции ключевыми факторами любого поставщика остаются цена, качество и соблюдение графика поставок. Причем если поставщик систематически срывает договорные сроки поставок, то это грозит для него не только штрафными санкциями, но полным разрывом отношений. Скорость выполнения заказа покупателя служит усилением конкурентоспособности на рынке.

4. Производительность. Это показатель результативности логистической деятельности. Он определяет количество предоставленных логистических услуг с помощью имеющихся технических средств, транспорта и оборудования. Производительность можно оценить при помощи ряда показателей:

1. количество удовлетворенных заказов потребителей на единицу времени;

2. средний уровень загрузки транспортных средств, которые осуществляют доставку товара потребителям;

3. соотношение затрат на логистику к общему объему реализованной продукции;

4. отношение затрат на логистику и общих инвестиций в логистические средства (транспорт, оборудование, технические средства и пр.).

5. Возврат вложенных средств в логистику. К основным направлениям инвестирования в логистику предприятий относят:

6. складское хозяйство (сюда входят все имеющиеся склады длительного и временного хранения товаров);

7. транспорт;

8. транспортную инфраструктуру (включает железнодорожные и автомобильные подъездные пути, подразделения по ремонту и сервису транспорта);

9. телекоммуникационные средства (к ним относят системы GPS, операторов и транспортных аналитиков).

Чем более развита система логистики в компании, тем ниже удельные затраты на логистику. И в этом ее эффективность. Однако если вложенные средства в транспорт, транспортную и складскую инфраструктуру не позволяют снизить затраты на логистику, то нет смысла инвестировать. Поэтому важно оценить уровень расходов на логистику до инвестирования и после. Если вы почувствовали разницу (в виде снижения затрат на логистику), значит вложенные средства приносят прибыль.

Важным этапом развития любой логистической деятельности компании является оценка ее эффективности. Только оценив работу логистический системы по всем критериям (расходы, качество обслуживания, продолжительность логистического цикла, а также окупаемость инвестиций), можно выбрать правильное направление ее совершенствования. Это позволит получить бесспорное преимущество на рынке в виде эффективно работающей логистики.

Общий вид формул для оценки эффективности:

Таблица 1.

(3) Удельный вес расходов на закупку материальных ресурсов в общей стоимости материальных ресурсов (4) Удельный вес транспортных затрат в структуре общих затрат на закупку материальных ресурсов (5) Доля затрат на приобретение материальных ресурсов в структуре затрат на снабжение или в структуре общих логистических издержек или (6) Коэффициент соотношения темпов роста затрат на приобретение материальных ресурсов (7)

По данным формулам можно наиболее точно оценить эффективность логистической деятельности.

Логистика: конспект лекций Мишина Лариса Александровна

8. Эффективность логистической системы

Ученые в области логистики считают, что на данный момент не существует универсальной модели оценки эффективности логистической системы, способной учитывать все переменные, все нюансы и все возможные ситуации.

Тем не менее один параметр, который может связать всю логистическую систему с учетом всех переменных, нюансов и ситуаций, существует – это прибыль. Если выстроить цепочку продвижения материалопотока, то в ней возможно участие тех фирм, которые будут получать прибыль.

Создание этих фирм вызвано сложившейся экономической ситуацией.

Прохождению каждой логистической операции сопутствуют издержки, которые несут конкретные элементы логистической системы.

Принцип классификации логистических операций может быть положен в основу классификации издержек. От вида логистической системы, задач управления и оптимизации в определенных логистических цепях и каналах зависит выделение тех или иных издержек или группы издержек. Общая сумма издержек с учетом затрат на логистическое администрирование создает общие логистические издержки в рассматриваемой логистической системе.

Зачастую для достижения цели оптимизации структуры или управления логистической системой в составе общих логистических издержек принимаются во внимание прибыли от замораживания материальных ресурсов, незаконченного производства и готовой продукции в запасах, а также урон от недостаточной степени качества снабжения, производства, распределения готовой продукции потребителям логистического сервиса. Обычно этот ущерб оценивается как возможное уменьшение масштаба продаж, уменьшение сегмента рынка, потеря прибыли. С другой стороны, все издержки можно классифицировать по следующим категориям: постоянные, переменные, общие, средние, предельные издержки. При анализе доходов фирмы различают следующие их разновидности: валовой, средний валовой, предельный доход.

Оценка эффективности работы системы может быть осуществлена путем сопоставления доходов и издержек. При этом применяются два подхода. В первом случае эффективность определяется в среднем за определенный интервал времени путем сравнения валовых доходов и издержек.

Во втором случае эффективность определяется для определенного состояния рынка и производственно-сбытовой системы методом сопоставления предельных затрат и предельных издержек.

Если при определенной величине материального потока размер дополнительного валового дохода, получаемого в результате введения логистической системы, превосходит размер затрат на создание и введение этой системы, то можно продолжать работу. Изменяя масштабы материального потока и изучая размер достигаемой при этом эффективности, можно вывести его оптимальный с точки зрения эффективности объем.

Если определяется, что для данного масштаба материального потока неизменные издержки полностью покрываются, а временные издержки перекрываются лишь частично, то предприятие может оставаться на рынке, а в логистической деятельности нужно ответить на вопрос, как необходимо реорганизовать и оптимизировать работу предприятия, чтобы добиться увеличения доходов и уменьшения переменной части издержек с целью превышения доходов над расходами.

Из книги Модели управления персоналом автора Померанцева Евгения

2.3. От чего зависит эффективность системы управления организацией и ее персоналом? Для построения эффективной модели управления организацией и ее персоналом, а также в процессе ее совершенствования необходимо учесть некоторые требования к данному процессу:

Из книги Логистика: конспект лекций автора Мишина Лариса Александровна

10. Технология работы логистической системы Существует несколько главных принципов построения и работы логистических систем.1. Системный подход. Транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и т. д. как логистические функции

Из книги Управление персоналом автора Доскова Людмила

11. Принципы и законы управления логистической системой Логистическое управление является реализацией системного подхода к производственно-сбытовой деятельности.Системный подход в экономике представляет собой комплексное исследование экономической системы как

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

12. Цели системы управления персоналом, этапы организационного проектирования системы управления персоналом Субъектами управления персоналом выступают лица и подразделения аппарата управления организации, осуществляющие функции управления работниками. Ими являются

Из книги Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. Версия 3.0 автора Мамонтов Андрей Анатольевич

8. Построение системы отношений с клиентами (CRM-системы) Важным вопросом является выбор системы управления отношениями с клиентами - потенциальными участниками выставки, обеспечение прозрачности работы менеджеров по продажам, оперативное совмещение управленческого и

Из книги Менеджмент автора Цветков А. Н.

Личная эффективность Новое офисное пространство Развитие деловой активности в стране дает негативный побочный эффект. Растет загруженность дорог, что заметно усложняет передвижение по улицам городов. Но PR-менеджеру по роду своей деятельности приходится встречаться

Из книги Большая книга директора магазина автора Крок Гульфира

Вопрос 148 Что такое эффективность вообще и эффективность менеджмента в частности? Ответ Эффективность – универсальная характеристика результативности любой деятельности. Измеряется соотношением результата к затратам на его получение. Эффективность может быть

Из книги Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI автора Ветлужских Елена Н.

Как измерить эффективность системы мерчандайзинга Поскольку система мерчандайзинга – одна из главных составляющих успешной работы магазина, важно постоянно оценивать ее эффективность и следить за ней.Когда мы говорим об оценке эффективности системы мерчандайзинга,

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Глава 4 Принципы, влияющие на эффективность системы совокупных доходов Чтобы разработанная вами (вашими специалистами) система компенсационных доходов [далее я использую более простой для восприятия термин «система мотивации и оплаты труда», подразумевая под этим

Из книги Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления автора Завалкевич Леонард

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Эффективность менеджмента Подавляющее большинство нормальных людей, более или менее смутно представляют, что крах фирмы может оставить их без работы, а развал общества вообще выбьет из колеи. И, тем не менее, продолжают с вызывающей зависть настойчивостью делать все для

Существует несколько методов оценки. Любой из них, предполагает сравнение результатов деятельности того или иного направления логистики с намеченными ранее целями и анализ затрат, продуктивности или сервиса. Рассмотрим их более подробно.

Метод затрат. Он основан на том, что фирма устанавливает стоимостной критерий для каждой отдельной функции логистики на предприятии. Стоимостной критерий может также устанавливаться на единицу веса, поставляемого или отгружаемого продукта, поставку в целом или конкретный заказ. Путем сравнения затрат в комплексе и по всем направлениям в соответствии со стоимостными критериями и поставленными целями определяется расхождение по конечным результатам. Это дает возможность внесения необходимых поправок и дополнений в деятельность службы логистики.

Метод продуктивности. Оценка эффективности деятельности службы логистики при его применении носит количественный характер и выражается, как правило, в физических единицах измерения, например, отгрузка продукции в тоннах, выполнение какого -то количества заказов, поставок партий товаров в соответствующей комплектации

Количественные характеристики на “входе” сравнивают с результатами на “выходе”. В расчет принимаются человеко-часы, затраченные на выполнение определенного объема работ; количество персонала, участвующего в выполнении этих работ; количество и технические параметры задействованной техники на конкретном объеме работ; используемые площади складских помещений. Оценивается общий объем работ в соотнесении к единице продукции.

Метод сервиса. По этому методу критерием выступает оценка оказываемых услуг по следующим параметрам: времени (протяженность оказания услуг); точности (исполнение в срок); последовательности (соблюдение графика технологического процесса); размеру убытков (количество повреждений конечной готовой продукции в результате погрузки-разгрузки, транспортировки и складского хранения).

Качество сервиса приобретает все большее значение в условиях возрастающей конкуренции, как на внутренних, так и на международных рынках. Совокупность результатов оценки услуг различных фирм позволяет выявить приоритет того или иного предприятия в эффективности функционирования службы логистики.

Стандарты оценки эффективности.

Практика выработала стандарты, в соответствии с которыми компании оценивают деятельность службы логистики и их менеджеров. К ним относятся;

  • 1. Постоянный контроль запасов товаров в текущем году и нахождение возможности их сокращения на складах предприятия и в системе распределения.
  • 2. Обслуживание потребителей, но уровне 92% доступности продукта и готовности его к отгрузке в течение 5 дней со дня принятия заказа.
  • 3. Постоянное поддержание расходов на деятельность службы логистики на предприятии на уровне 3,5% от объема продаж в текущем году.
  • 4. Доля всех видов транспортных расходов до 2,5% от объема продаж в текущем году и 2,4% в следующем году.
  • 5. Сокращение различных повреждений товаров при погрузке-разгрузке до 10% от объема продаж в текущем году.
  • 6. Поддержание высокой точности исполнения заказов по времени и необходимой комплектации товаров на уровне 98%.

Повышение эффективности управления логистикой

Фирмы стремятся различными средствами и путями повысить эффективность управления логистикой, например, ориентированием на достижение намеченных целей, повышением заинтересованности сотрудников, использованием аналитических средств.

Ориентирование на достижение намеченных целей предполагает использование технических систем инжиниринга для проектного планирования и контроля результатов принятых решений. Такие системы существуют в виде пакетов и компьютерных программ. В настоящее время разработаны системы по конкретным направлениям деятельности отдельных служб предприятия: “рабочее место бухгалтера”, “рабочее место менеджера”.

Повышение заинтересованности сотрудников предполагает мотивацию к наилучшему выполнению доверенной работы. Важно создать нормальный жизненный и рабочий микроклимат в коллективах, чему способствует удовлетворение работой, поощрение за оригинальность принятых решений, за добросовестный труд и преданность фирме.

Использование аналитических средств позволяет моделировать процессы -- экономические (происходившие ранее на фирме, а также опыт других компаний), имитационные (ситуации, которые возможно возникнут в будущем, и варианты выхода из этих ситуаций). Экономические и имитационные модели должны быть легко доступны сотрудником фирмы и разработаны в виде компьютерных программ.

В повышении эффективности управления службой логистики на фирме значительную роль играет и соблюдение перечисленных ранее стандартов. Путем сопоставления их с полученными результатами в количественном выражении, сравнением с планируемыми оценивается деятельность сотрудников службы логистики.

Методические подходы к повышению эффективности логистической деятельности предприятия. В современных условиях можно выделить три подхода к повышению эффективности логистической деятельности предприятия.

Первый, усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия.

Второй - достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.

При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта, заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т.д.

Все эти цели сами по себе, несомненно, важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремится уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может приводить к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т.п. Производство же стремится работать без дефицита, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок ГП. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это повышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных в складировании. В результате каждая логистическая сфера предприятия повышает эффективность собственной деятельности в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы предприятия. Перечислим основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия.

На практике интегрировать всю логистику в рамках предприятия довольно трудно по нескольким причинам:

  • 1) большое разнообразие различных видов логистической деятельности, логистических операций;
  • 2) географический разброс различных подразделений предприятия;
  • 3) отсутствие специалиста, имеющего нужные знания, энтузиазм, способности и авторитет;
  • 4) отсутствие общих систем контроля и недоступность интегрированной информации. Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем. Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно: интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов с ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и ГП.

При наличии общих систем контроля за логистическими процессами необходимо проводить анализ взаимозависимости между отдельными видами деятельности. Существуют ситуации, когда сокращение затрат на один вид деятельности влечет увеличение затрат на другой, но при этом общие логистические издержки сокращаются. Целенаправленное использование эффекта снижения общих логистических издержек возможно только в интегрированной логистике.

Третий подход представляет собой повышение эффективности логистической деятельности предприятия на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.

Критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия. Но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно. Поэтому, в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат:

СП + СОБ min,

где СП - издержки производства;

СОБ - издержки обращения.

Эффективность логистической деятельности, организуемой по соответствующему каналу, может быть определена по формуле:

где R - норма прибыли процесса товародвижения;

S - торговая выручка предприятия;

CТД - издержки товародвижения.

Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности логистики следует считать: интеграцию складирования, транспортировки и системы создания запасов в единый механизм; экономическое обеспечение снабжения, производства, и сбыта; определение наиболее экономичных размеров отгрузок; выбор способов перевозок и видов транспорта; выработку оптимальных схем складирования и тактики восполнения запасов.

При оптимизации логистических процессов необходимо учитывать ряд проблем комплексного характера к выдвижению и решению следующих вопросов:

в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения, компенсируются как увеличением выручки от возросшего объема продажи, так и экономией на издержках содержания товарных запасов?

допустить ли предприятию снижение уровня обслуживания при уменьшении издержек товародвижения и одновременное увеличение риска сокращения выручки или отдать предпочтение заключению максимально возможного числа сделок за счет роста издержек товародвижения и содержание больших постоянных товарных запасов?

насколько целесообразно (с учетом используемого вида транспорта, маршрута перевозки и других факторов) складировать товар по месту производства, на рынке сбыта или в каком-либо другом пункте?

избрать ли с целью снижения издержек товародвижения тактику производства товаров на постоянном “экономичном” уровне или складировании излишков в периоде низкой конъюнктуры или варьировать объем производства применительно к спросу даже при более высоких удельных затратах на производство продукции?

Важное значение для оптимизации процессов товародвижения имеет использование взаимосвязи между транспортными расходами и издержками содержания товарных запасов, возникающих при перемещении товаров.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: