Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне. Пейзажный английский стиль в ландшафтном дизайне

Очень популярный в оформлении садовой территории пейзажный стиль. Модное возвращение к истокам природы, переоценка её изящности и красоты. Так же этот стиль в преображении участка называется английским. Основная его задумка — близость к природе.

Особенности пейзажного стиля:

  • плавность линий дорожек. Нет прямых и острых углов,
  • использование натуральных материалов в декоре. Максимальная близость к природе,
  • отсутствие симметрии и видимости вмешательства человека. Приветствуется асимметрия,
  • спокойная цветовая гамма, не приемлемость пестрости, кричащих оттенков и буйства красок,
  • свободно растущие кустарники и деревья. Нет стриженных газонов, топиарного и фигурного моделирования.

Как создать пейзажный стиль в своём саду

Начинают с проложения дорожек. Это первый шаг для кардинальных изменений или преображения садового участка. Все дорожки от одного строения к другому, водоемам, цветникам идут плавно, без четких диагоналей. Они созданы не только для преодоления расстояний по кратчайшему пути, но и для любования пейзажем вокруг. Извилистость и плавность линий — это притягательность на участке. Дизайнеры уделяют много внимания этой особенности стиля. Успешное следования правилам в обустройстве тропинок — половина успеха, которую интересно обыгрывают и создают естественный сад. Выбранный пейзажный стиль можно охарактеризовать «чем неправильней, тем интересней».

И хотя основное направление стиля — это естественность, о правилах, вопросах композиции, инженерных нюансах забывать не стоит. Небрежность должна быть только в визуальном восприятии. Отсутствовать должны четкие, прямые линии, которые делят на зоны и отсеки участок. Именно плавные линии помогают объединить все элементы и связывают их воедино. Если на участке, все-таки, присутствует четкость и прямолинейность, то садоводы смягчают и добавляют небольшой радиус. Излишние завитки и намеренное создание «серпантина» не приветствуется. Всего должно быть в меру.

Альпийская горка

Построение цветников, в частности альпийских горок, это один из наиболее частых и любимых видов цветочного оформления. И требует соблюдения следующих правил:

  • имитация естественного горного ландшафта не допускает симметрии, четких схем и спиралей. Необходима природная естественность.
  • использование камней разной формы, размеров, фактур и видов. Допускается сочетание не более 3 видов в одной композиции, чтобы не перегружать пейзаж.
  • применение покупного, хорошего камня для фасадной части. Приветствуется красивая форма и оттенок. Остатки кирпичей и камня, найденного в саду, лучше не использовать. Альпинарий потеряет свою декоративность. Максимум такой материал подойдет для подготовки основания и при условии, что такие не будут видны. Хороший камень — залог красивой альпийской горки.
  • грамотное расположение альпинария в саду. Часто используют красивое парадное место, которое хочется подчеркнуть.
  • при посадке растений используется те, для которых будет достаточно место для полноценного роста и развития.
  • соотношение размеров участка с сооружением. Альпийская горка имеет внушительные размеры, небольшая территория для нее не подойдет.
  • помещая композицию у забора или стен дома также необходимо учитывать высоту строение и альпинария.

Зная и соблюдая все вышеперечисленные особенности можно самостоятельно создать на своем участке альпийскую горку.

Цветовое сочетание

Начинающие садоводы стремятся использовать все цвета радуги для оформления клумбы. Это типичная ошибка. Красота цветника не зависит от используемого количества растений. Для получения живописного ансамбля необходимо сразу выбрать максимально привлекающие цвета и придерживаться только их. В пейзажном стиле используется природные цвета и оттенки, которую зачастую сдержанные, не кричащие. Еще одной ошибкой новичков является использование крашенных инертных материалов. Их применение перебивает сами растения и природное стилевое направление. Такие материалы используются очень аккуратно и в минимальном количестве.

В пейзажном стиле акцент делается на одной задумке, не стоит стремиться разместить все возможные композиции одновременно. Подчеркивается сильная сторона, с которой садовод умеет обращаться. Выбрав что-то одно и уже на этом строить создание всей общей композиции. Они, как часть целого сада, позволят преобразить кардинальным образом и весь участок.

Очень важно ухаживать и следить за газоном. Он является огранкой всех композиций. Неухоженный, заросший, местами пожелтевший газон способен испортить даже самый красивый цветник. На таком фоне любая композиция будет смотреться не так интересно и выигрышно. Любой сад — это 3D модель, сочетание всех компонентов. Они все должны быть взаимосвязаны и отличаться презентабельным видом. Не портя при этом одни вещи, относительно других.

Зона отдыха

Для оформления зоны отдыха можно использовать декоративный шатёр, в основе которого находится цветочная подвеска из живых или искусственных веток. Последний вариант прослужит очень долго и позволит формировать направление цветов, за счет гибкости. В шатре станут уместными мягкие подушки для сидения и антуражные элементы. Допустимо создание фото зоны из легкой ширмы с ромбовидной раскладкой, украшенной живыми или искусственными цветами. Такая асимметричность — классика жанра для подобного оформления. Ромбы заметны в пейзажном стиле в оформлении заборов, садовых . Этот орнамент присутствует и в форме дорожек, где чередуется плитка и зеленый газон. Зону беседки или альтанки украшают фонариками, что является незаменимым элементом для английского стиля. Положив во внутрь фонарика цветы (живые или искусственные) их можно сделать изюминкой оформления.

Водоём

Вода не является обязательным элементом пейзажного стиля, как в японском и китайском садах. Но присутствие искусственного или природного водопада, прудика и мелкой речки делает участок еще более приближенным к природе. Наиболее гармоничной работой дизайнера или садовода считается та, руку которой не видно. Эдакая иллюзорность природной хаотичности. На первый взгляд кажется, что за таким садом никто не ухаживает, но это не так. Продвигаясь по самобытной дорожке, которая ведет к перекинутому через ручеек мостику, взгляду открывается холмистый рельеф, таинственный уголок сада, романтичная беседка и т.д. Выглядеть все должно максимально естественно.

Выбор растений

Растения используются, в основном, характерные для своей местности. Экзотическим представителям могут доверить небольшие акценты. Как пример можно использовать настоящие английские усадьбы, с элементами ковки в каменном заборе, сдержанными цветниками и асимметрично посаженными деревьями и кустарниками. В таком варианте растения высажены без четкой схемы, ярусами. Большинство из них использованы в цветниках, клумбах, живых изгородях, на альпийских горках. В качестве солитера садят растения медоносы, чтобы привлеченные пчелы и бабочки задавали особый тон. Важным моментом является непрерывное цветения. Растения подбираются в одной композиции цветущие в разное время, друг за другом.

Живые изгороди ни в коем случае не поддаются регулярной и формовой стрижке. Они создаются из кустарников и деревьев, и выглядят естественно. Зонируют участок тоже с помощью растений, они могут обвивать арки, живые изгороди и заборы. Чаще всего выбор падает на розы из английской селекции. В цветочных ансамблях используют , из-за их неприхотливост, и минимального ухода. Важны красивые цветы и листва, и длительность их цветения. В идеале — это весь сезон или круглый год.

Обыгрывается сочетание каллов, бересклета, вяза, клена, жимолости. Не обходится в пейзажном стиле без розмарина. Это классический житель английского стиля. Ароматное растение высаживают в рокариях и , декорируют садовые дорожки. Приветствуются все виды и сорта. морозостойкая и горный падуб (возможно использование листопадного, мутовчатого, каролинского) радуют посетителей и в период первых заморозков. Их партнерами выступают и цинния. Благодаря схожести с виноградом, магонию применяют для декорирования живых оград. Растения должны быть по-английски сдержанными и аристократичными.

Определиться какой стиль ландшафтного дизайна выбрать для дачного участка задача довольно сложная. Каждый человек, который мечтает о своем участке или уже является владельцем дачи, загородого дома лелеет в своих мечтах идею о прекрасном саде. Чтобы реализовать свою мечту нужно правильно определить перед собой задачи, которые необходимо решить. А самое важно выбрать силь ландшафта своего будущего участка. В решении этой проблемы Вам поможет наша статья.

Условно стили делят на 2 типа: регулярные и пейзажные.

Регулярный стиль - получил свое распространение во Франции. В таком стиле должно быть все строго, но в маленьком саду сложно оформить регулярный стиль, т. к. такой сад предусматривает долгие прогулки по лабиринтам. Во Франции такой стиль прилегал к изысканным фонтанам и прекрасной архитектуре.

Пейзажный стиль намного проще, по отношению к регулярному. Характеристика пейзажного стиля заключается в том, что он натуральный, в нём подразумеваются неправильные формы. Для людей выбравших такой стиль - это место где можно отдохнуть от городского шума и суеты.

Регулярные стили

1) Французский стиль ландшафтного дизайна формировался в эпоху классицизма. Гуманисты этого времени стремились к чёткости форм и линий, уравновешенности композиций, симметрии и геометрической правильности контуров, пропорциональности и простоте. Создатель Версаля садовод-архитектор Андре Ленотр может считаться основателем французского стиля в садово-парковом искусстве. Если в Версале вы не были, то менее удалённый Петергоф позволит представить себе торжественность и величие, характерные для французского стиля.

Для ландшафтов в этом стиле характерны просторные террасы, спокойные водоёмы без водопадов, дорожки, вымощенные искусственно состаренным камнем, стриженые растения. Впрочем, в парках XVIII века, просторных и светлых, часто использовались невысокие лестницы, широкие ступени или просто наклонные плоскости вместо них. Идея французских парков часто сводилась к подчёркиванию изящества дома или дворца. Вместо оград такой стиль предлагает использовать рвы с водой, зрительно не ограничивающие пространство и зачастую неожиданно возникающие перед гуляющими гостями. За этот эффект неожиданности рвы-ограды получили когда-то название «ах-ах». Сейчас на смену трудоёмким каналам пришли изящные кованые решётки.

В регулярном паркостроении каждая мелочь продумана. Скамейки, беседки, мостики, парковые скульптуры, фонтаны, бордюры и даже уличные вазы находятся в оптимальных с точки зрения ландшафтного архитектора местах.

Но, пожалуй, главной приметой французского стиля можно считать аллеи. Они могут быть параллельными или расходиться лучами от композиционного центра, могут пересекаться (почти всегда под прямым углом) или упираться в берег водоёма, но именно они будут организовывать симметрию пространства, отличающую регулярный стиль от любого другого.

Аллеи французского парка обязаны быть широкими, просторными, безупречно прямыми. Центральная аллея должна выходить к главному зданию композиции, она, как правило, формируется с помощью плотной посадки одного вида деревьев. Те из вас, кто бывал в старинных усадьбах, скорее всего, видели вековые липы, грабы, ясени или особенно прекрасные осенью клёны. На коротких аллеях изящно выглядит рябина, да и в целом можно отметить, что экзотические деревья при разбивке парка во французском стиле уступают пальму первенства отечественным породам деревьев.

Второй выход аллеи традиционно выводил на свободное пространство с максимальной обзорностью. В настоящее время, когда найти ненужный дворец для таких дизайнерских изысков непросто, аллеи часто выводят к садовым скульптурам, беседкам или фонтанам.

Интереснейшим элементом французского стиля является лабиринт. Он становился принадлежностью не только королевских парков, но и усадеб в каких-нибудь Малых Сехновичах. Лабиринт в ландшафтном дизайне представляет собой, как правило, заросли кустарника с тропинками среди них. Планировка регулярного парка предполагает здесь, прежде всего геометрическую стрижку кустарника. Как и для других элементов французского стиля, для лабиринта требуется значительная площадь. Для их создания могли использоваться можжевельник, жимолость, хотя известны и случаи адаптации под лабиринт орешника. В XVIII веке, на который пришёлся расцвет стиля, в отечественных парках был популярен самшит, который, увы, постоянно вымерзал.

Клумбы в таких садах и парках яркие, зачастую из цветущих растений также складывается симметричный геометрический орнамент. Однако исторически клумбы в парках французского стиля являются заимствованием из голландской школы, они не становятся ведущими элементами паркового декора. А вот планировочных особенностей французский стиль у голландского не позаимствовал. Зато здесь существуют уникальные элементы - боскеты, которые по сути являются клумбой, но из деревьев. Они представляют собой компактную посадку деревьев (иногда на расстоянии всего 30-50 см), образующую замкнутое пространство. Территорию внутри такой посадки иногда называют «зелёным кабинетом». Боскет может быть обрамлением фонтана или скульптуры.

2) Итальянский стиль. Данный стиль ландшафтного дизайна создается по законам регулярного стиля. Он представляет собой небольшой сад возле дома часто в окружении подстриженной живой изгороди. Поверхность такого сада геометрически разбивается прямыми или диагональными дорожками. В центре сада часто располагают фонтан или водоем, который окружает цветник или вымощенная площадка.

Итальянский сад можно назвать настоящим художественным произведением, в котором соединяются в гармонии природа и искусство. Итальянский сад часто расположен на довольно сложном рельефе. В случае, если сад не имеет перепадов высоты, то делают насыпные террасы и подпорные стенки, облицованные камнем или украшенные скульптурами, нишами или балюстрадой. Также используют украшенные лестницы и пандусы, чтобы террасы были связаны между собой и составляли единую композицию. Много камня - это одна из важных отличий итальянского стиля. Из него делают ограду, лестницы и пандусы для соединения террас, а также изготавливают фонтаны, каскады, павильоны в парке, балюстрады и т.д. Также каменными могут быть декоративные элементы, например, скамейки, вазоны и статуи. Из камня выполняют мощение площадок, дорожек и аллей. В центре или по оси сада располагаются характерные для итальянского сада фонтаны, ручьи и некоторые другие водные композиции. Шум воды как бы вносит некоторую динамику в сад и становится его музыкальным сопровождением. Огромное значение для устройства итальянского сада имеет растительность. Самыми популярными являются деревья с широкой кроной - кипарис и дуб. Для зеленой изгороди используют лавр, мирт или самшит. Составляющие зеленого массива - это в основном дубы, тополь, каштан, плодовые деревья, ильм, маслины. Для групп используют хвойные породы - кипарис и итальянскую сосну. В перголах применяются вьющиеся розы, плющи и виноград. Цветы итальянский стиль использует ограниченно, поскольку их размещение должно быть хорошо и четко спланировано.

Одной из основных черт итальянского сада является непременное использование фигурной стрижки кустов. Есть множество деревьев и кустарников (хвойных и лиственных), которые быстро растут и отлично переносят стрижку: туя, барбарис, ель обыкновенная, дерен и др. Часто итальянский сад характеризуется использованием живых изгородей и растительных бордюров как фон для фонтанов, декоративных ваз или скульптур. Также в итальянском стиле используется сочетание как абстрактных, так и геометрических форм. Главное в данном случае - это фантазия и смелый творческий подход.

3) Мавританский или мусульманский стиль. Характерной чертой этого стиля является использование нескольких квадратов, центром композиции является фонтан или водоем, а уже вокруг него в геометрической последовательности высаживаются растения и разбиваются дорожки. Бассейны и фонтаны часто облицовывают мрамором или декоративным стеклом, стоит помнить, что вода в исламе - священна, это очищение и жизнь, без нее райский сад просто себе невозможно представить. Обрамлением такого сада служат галереи, которые обвиты розами или диким виноградом. Характерной особенностью такого сада является уголок ароматов, куда высаживают пряные травы - такое райское местечко обязательно придется по вкусу хозяевам, которые обожают специи и необычные ароматы. Во дворе распространено плиточное или мозаичное мощение - это одновременно просто и изысканно.

Пейзажные стили

1) Английский стиль. Этот стиль базируется на естественности, это гармоничное сочетание трудов человека с дарами природы. Здесь нет места симметрии, геометрическим линиям и формами, чаще всего главную роль играет не дом, а именно сад, здание же скрыто за густыми порослями или обвито диким виноградом. Живописные водоемы, извилистые дорожки, высаженные ярусами растения - все это пейзажный стиль. Если у вас неровный участок, не стоит беспокоиться, ведь этот стиль подразумевает чередование возвышенностей, склонов и плоских участков. Для водоемов стоит создать естественное обрамление - высадить околоводные растения, посыпать почву песком или галькой, дорожки стоит вымостить диким камнем или спилами стволов деревьев. Вдоль тропинок высаживают невысокие кустарники, а вот цветов в английском саду немного - чаще всего это полевые цветы и ненавязчивые садовые - ромашка, календула, астра, колокольчик, причем их высаживают не клумбами, а хаотичными группами.


2) Японский стиль. Японский сад - это действительно один из самых загадоч-ных садов, и во многом эта загадка заключается в его про-стоте. Поэтому он так привлекателен. Японский стиль - это еще и особая философия, и она влияет на жизнь хозяина сада, активно помогая ему. В деле избавления от стрессов, обретения внутренней гармонии японскому саду нет рав-ных: здесь все элементы стиля выверены веками именно для такой цели. Это сад легкого ухода (хотя сначала кажется сложным). Но вместе с тем он и один из самых «професси-ональных».


Тут очень важны чувство меры и вкус, потому что японский сад - произведение ландшафтного искусства. А поэтому, чтобы такой сад органично выглядел в наших условиях, не нужно буквально копировать все его элементы. Не пытайтесь создать его точно таким, каким он тради-ционно бывает в Японии, а применяйте мотивы, приемы, символизм этого сада, пользуясь своими изобразительными средствами. Чаще всего сад в таком стиле занимает небольшую площадь, его красота - в символизме. Здесь будут уместны каменные скульптуры и фигурки, обрамляющие водоем, легкая беседка, природная растительность. Особое место в японском саду занимает цветущая сакура - воплощение красоты и стойкости. Прекрасно уживется в нашем климате и бонсай - карликовое дерево, хвойные растения и низкие кустарники. Не стоит забывать и о камнях - хаотичные нагромождения и затейливые композиции дополнят японский сад.



3) Китайский стиль. Имеет схожие черты с японским. Основная особенность в иерархии элементов в декоре: подчинение одного другому. Еще одна особенность - использование учения фэн-шуй: соблюдение гармонии между элементами ландшафтного дизайна и между природой и человеком. В этом видее гармонично соблюдается баланс между водой и сушей, гармония чистых участков с высаженными растениями. Часто используются элементы в японском стиле: деревья, имеющие нестандартную форму, статуи идолов или мифических героев, выложенные декоративные скалы.

На первом плане в таком саду - вода и камни, а уж потом архитектура. Цветы играют только мимолетную роль, органично впишутся хвойные деревья, бамбук, низкорослые кустарники, а вот газон может отсутствовать вовсе. Обязательно стоит построить деревянную островерхую беседку для чайных церемоний на открытом воздухе, через водоем протяните мостик, по периметру участка можно повесить китайские фонарики.

Современные стили

1) Стиль кантри. Сад в стиле кантри обладает сельским шармом, это но-стальгический крестьянский сад. Главный его девиз - естественность и непринужденность. Сады в таком стиле распространены повсюду в мире; и в каждой стране у сельского сада свой колорит. Для кантри характерна некоторая не-брежность, жизнерадостность, пестрая смесь ярких красок. Это сад, где растет много всего и присутствует много ак-сессуаров. Но небрежность здесь на самом деле очень проду-мана. Сад кантри не требует сложного ухода и может быть устроен на участке любой величины, но оптимальный - от 6 до 12 соток. Нет специальных требований к форме и расположению участка, однако желательно, чтобы он находился не в лесу.


Уютный деревенский стиль: собственно, именно в поисках этого неповторимого уюта многие люди и покупают дачи. Характерная черта этого стиля - использование простых и незамысловатых форм и естественных материалов. Текстура и цвет декоративных элементов должна походить на материал, из которого построен дом - это может быть камень, дерево или кирпич. Сад наполнен разными красками - здесь уместны клумбы с яркими цветами - мальвами, пионами, флоксами, календулой бархатцами, георгинами и прочими.


В таких композициях нет визуальных ограничений. Мебель желательно сделать самостоятельно - в крайнем случае, стулья можно сделать из пеньков, а стол из нескольких досок. Можно украсить участок глиняными горшками, плетнем, старыми расписанными ведрами или бочками - главное не бояться проявлять фантазию и тогда ваш дачный участок будет действительно необычным и очень уютным.

2) Модерн - один из самых изящных и загадочных стилей, а при-шел он в сад из интерьера. Сложившийся в начале XX века стиль модерн оказал такое сильное влияние на культуру в целом, что просто не мог не проявиться и в садовом испол-нении. Главная изюминка стиля модерн - линия.


Линии мо-дерна - плавные, текучие, завораживающие, дугообразные. Кажется, что они перетекают сами в себя. Стиль -не из са-мых простых, поскольку здесь как нигде связи зон между со-бой и сада с домом должны быть совершенными. Грамотно выполненный сад в таком стиле похож на музыку Есть в нем что-то от японского сада: та же элегантность, осмыслен ность. Участок в стиле модерн - в основном декоративный, но, несмотря на кажущуюся простоту, он требует тща-тельного ухода. Оптимален участок средних и больших раз-меров - от 10 соток, форма - лучше всего сложная, непра-вильная. Участок не должен быть слишком сухим. - Ремонт, отделка помещений

Вначале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века.

В Англии к началу XVIII века сформировалось новое сословие – буржуазия. Как известно, возникновение буржуазии связано с развитием производства. Люди, именуемые «буржуа», не могли похвастаться многовековой родословной, однако обладали ярко выраженными деловыми и организаторскими качествами, которые позволили им сконцентрировать в своих руках реальные средства и знания, необходимые для дальнейшего развития общества. Именно буржуазия начала XVIII века создала такую среду, в которой стремление к знаниям стало модным. Не случайно, XVIII век получил название «Эпоха просвещения». В обществе возникает интерес к истории, античной символике, культуре и национальным особенностям других стран, широко обсуждаются философские идеи, выдвигаемые Дидро, Вольтером, Ж. Ж. Руссо. Духовные стремления общества «Эпохи просвещения» выразил Руссо в лозунге «Назад, к природе!». Все направления искусства того времени пропагандировали идею «естественного человека на фоне естественной природы».

Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.

Хрестоматийный пример такого стиля – знаменитые сады в местечке Стоу (Stowe, Buckingham). Их создатель – Чарльз Бриджман (Charles Bridgeman), а впоследствии – другой известный мастер – Уильям Кент (William Kent).

Считается, что знакомство с пейзажными парками Китая способствовало окончательному формированию пейзажного стиля в Европе. Однако знакомство европейцев с культурой Китая началось еще в XIII веке и связано с именем Марко Поло, что не помешало развитию регулярного стиля. К тому же в пейзажных парках XVIII века идеи китайского садоводства мало использовались. Как дань моде в парках строились беседки, пагоды, мостики, павильоны в китайском стиле, т.е. воспринималась только внешняя сторона восточного садового искусства. Восприятие европейцами философских идей востока, основанных на глубоком символизме, лаконичности и кажущейся простоте, становится возможным гораздо позднее, к началу XX века, что нашло отражение в современной архитектуре и ландшафтном искусстве.

Видимо, возникновение пейзажных парков в Европе произошло бы и без знакомства с традициями Востока, в силу исторического развития общества.

Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:

    Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов – подражание природному ландшафту.

    Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.

    Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.

    Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.

    Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.

    Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.

    Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства.

Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления к самосовершенствованию.

Садово-парковое искусство стран Востока

В отличие от европейских садов, в которых нашли отражение социальное устройство общества, идеи и настроения правящей элиты, в садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с господствовавшей в той или иной стране религией, создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира. Глубокий символизм, характерный для садов Востока, являлся способом передачи знаний от поколения к поколению.

Каждый владелец сада стремится облагородить свой участок согласно моде и собственным предпочтениям. Пейзажный стиль - традиционный и всегда современный дизайн сада, который предусматривает естественное расположение растений и минимальное вмешательство человека в природный ландшафт.

История и разновидности пейзажного стиля

Пейзажный (природный) стиль в ландшафтном дизайне зародился в XVIII веке в Англии в противовес модному тогда регулярному парковому стилю, царившему во Франции.

В отличие от строгих прямолинейных очертаний и тщательной стрижки растений в регулярном стиле, который подчеркивал цивилизованное укрощение растительной среды, природный стиль имитировал естественные пейзажи, навевая мысли о гармонии, царящей в природе. Пейзажный стиль распространился оп Европе и затем по миру, обретая новые особенности в зависимости от местных природных условий и вкусов.

В настоящее время можно выделить несколько разновидностей пейзажного стиля: собственно оригинальный английский ландшафтный дизайн, лесной стиль, романтический стиль, стиль Natur Garden. Все они сходны в том, что не приемлют строгих прямых линий, ровных плоскостей и строгих геометрических фигур.


Особенности пейзажного стиля

Для создания сада с природным ландшафтом необходим участок не менее 12-14 соток. Небольшой садик не сможет в полной мере передать полноценной гармоничной картины и вместит лишь фрагменты пейзажного стиля.

Сад должен выглядеть естественно, но это не означает запущенность и неухоженность растений. Приближаясь к максимальной естественности, природный стиль упорядочивает формы дорожек, расположение и беседок.

Создать сад в пейзажном стиле можно как на холмистой местности, так и на равнине. Выбор растений при этом будет различным, но основные принципы проектирования сада будут одинаковыми:

  1. Плавные линии. Природный стиль в не терпит прямых линий, острых углов и симметрии. Дорожки должны быть извилистыми и ассиметричными. Берега водоёмов не должны быть идеально ровными.
  2. Натуральные материалы в декоре. Преимущество отдаем дереву и камню. Можно использовать глиняные статуи и кованые светильники. Современные пластиковые украшения и фигуры не впишутся в природный дизайн.
  3. Узнаваемые растения. Сад должны наполнять те растения и кустарники, которые характерны для данной местности. Не рекомендуется использовать экзотические цветы и неизвестные травы.
  4. Спокойная цветовая гамма. Красоту ландшафта подчеркнут спокойные краски. Это зелёный, фиолетовый, белый, бледно-розовый, серебристый. Природный ландшафт не нужно искусственно украшать пёстрыми цветами, которые внесут неестественное буйство красок и кричащие оттенки.
  5. Свободный рост растений. Конечно же, кусты нужно подстригать, газоны косить, а цветы прореживать. Но нет необходимости фигурного моделирования растений, создания искусственных топиариев.

Создание пейзажного стиля в саду

Начать оформление сада в пейзажном стиле нужно с зонирования участка и проектирования дорожек. Все дороги к дому, водоёмам, клумбам и беседкам должны быть округлыми и плавными. Прямолинейность диагоналей исключена. Дорожки создаются для любования окружающей природой, а не для преодоления расстояния по самому короткому маршруту. Поэтому рекомендуется организовать извилистые тропинки с раздвоениями. Дорожки лучше делать из камней или гравия. Красиво смотрятся песчаные тропинки, обрамлённые дикорастущими травами.

Газон в саду должен быть аккуратно подстрижен. Желательно использовать традиционный травяной газон, аккуратность которого будет компенсировать «нерегулярность» растений, создавая ощущение ухоженности.

Клумбы и цветники являются неотъемлемой частью пейзажного стиля. Для получения живописного ландшафта нужно подобрать природные сдержанные цвета и оттенки. На клумбах будут выигрышно смотреться розовые и жасминовые кусты. Вдоль дорожек можно разместить сирень или самшит.

Выбирая многолетники, стоит обратить внимание на шалфей, герань, и лилии. Весенний сад украсят тюльпаны, нарциссы и подснежники. Сажать растения нужно плотнее друг к другу, чтобы создать видимость естественности.

Натуральность саду можно придать и небольшими лужайками, которые засаживаются полевыми травами или земляничными кустами. Чтобы придать саду благородства и утончённости, можно посадить декоративные яблони, груши, каштаны.

Зону отдыха с беседкой и скамейками можно отделить туями или серебристой ивой. Беседка должна располагаться в самом отдалённом уголке сада, желательно рядом с водоёмом. Сад в природном стиле предусматривает затенённость зоны отдыха, поэтому в непосредственной близости к беседке можно посадить голубую ель или дуб. Кусты малины рядом с зоной отдыха внесут нотку романтизма.

Скамейки изготавливаем из камня или дерева. Подойдут и кованые конструкции с витыми узорами.

Водоём не является обязательным элементом природного стиля, но пруд или извилистая речка придаст саду особое очарование. Рядом с водоёмом хорошо смотрится каменная кладка, увитая вьюнком или плющом. Уместно будет наличие в саду искусственного или запруды. Водоём можно украсить лилиями и кувшинками. Не рекомендуется помещать на водную гладь искусственные цветы или фигуры птиц: все неживое испортит общую картину сада.

Популярными в пейзажном стиле являются затянутые ряской пруды, которые населены карасями или цветными карпами кои. Если пруд большой, то можно поселить в саду лебедей или уток, главное, чтобы домики птиц были незаметны. Но имейте в виду, что уход за живностью потребует больших хлопот!

Украшение стен дома – это одна из важных составляющих пейзажного ландшафта. Стены строения можно скрыть за лозами винограда или хмеля душистого. Крыльцо дома хорошо украсит клематис или настурция.

Под окнами рекомендуется высаживать ароматные цветы, такие как розы, фиалки, . Прекрасно смотрится композиция из мальв и дельфиниума, если расположить её вдоль дорожки к дому. В непосредственной близости к жилищу можно разместить садовые скульптуры: мраморные статуи и глиняные фигуры.

У входа в дом можно поместить большие деревянные кадки с цветами, глиняные горшки с низкорослыми кустарниками.

Птичьи гнёзда и кормушки очень подойдут к этому стилю. Гнёзда можно изготовить самостоятельно из тонких веток ивы и разместить в сиреневых или жасминовых кустах.

Пейзажный стиль не допускает глухих заборов и высоких ограждений. Идеально впишутся в ландшафт кованые резные решётки, увитые розами или плющом. Подойдут живые изгороди, созданные из многолетнего кустарника или виноградных лоз. Забор должен иметь декоративный характер и служить дополнительным украшением сада.

Заключение

Сад, оформленный в природном стиле, создаст неповторимое настроение единения с природой. Воссоздать гармонию природы на собственном приусадебном участке - вполне посильная задача. Достаточно учесть особенности ландшафта и правильно подобрать растения, и вы получите прекрасное место для отдыха от городской суеты.

Читайте о других стилях ландшафтного дизайна у нас на сайте ( стиль, стиль , стиль и ).

Ландшафтный стиль – это совокупность художественных приемов, система устойчивых и единообразных трактовок форм, которые определяют общий вид вашего сада, определенное сочетание и использование элементов растительности, видов декора.

Ландшафтные стили — полный список

Навигация 16 стилей:

Стили садово-паркового искусства, как и , можно разделить на исторически сложившиеся и относительно новые, современные. Начнем с первых.

Английский или пейзажный ландшафтный дизайн

Как можно судить по названию, сложился этот способ оформления садового участка в Англии, в начале XVIII века.
Главная идея стиля – любовь и бережное отношение к естественной флоре, общность человека и природы.
Английский почерк – это баланс между легкой небрежностью, даже запущенностью и домовитостью, ухоженностью сада.
Достигается гармония за счет таких критериев:

  • плавность контуров и линий, отсутствие прямых и острых углов;
  • единство садового участка и дома;
  • вертикальное озеленение;
  • мощеные камнем, извилистые дорожки, имитирующие тропы;
  • опрятные газоны как место для пассивного отдыха;
  • использование растений различной высоты для создания рельефности и живописных коридоров;
  • обилие многолетних растений;
  • природный внешне водоем или ручей;
  • клумбы в виде цветочных «ковров» и холмиков;
  • буйство красок, цветовые контрасты.

Пейзажный сад, стилизованный под «дикий» уголок природы, начинается сразу за дверью дома, на фасаде и калитках, увитых плющом, виноградом и рамблерами – плетистыми, известными в мире английскими розами.

Английский сад – фестиваль цветов. Среди самых популярных можно выделить: розы, бегонии, лобелии, маки, алый шалфей, разноцветный дельфиниум.

Атрибуты истинно английского ландшафта – деревянные или каменные скамейки, расположенные в конце дорожек, вазоны с цветами, керамические плиты, вмонтированные в аллейки, романтичная беседка, маленькие мостики, кованые фонари.
Характерная особенность – наличие одного или двух старинных предметов: статуя, лавочка.
Расцветка – зелень с вкраплениями серебристого, белого, пунцового, сиреневого оттенков.

Голландский стиль в ландшафтном дизайне


Представление о нем можно получить, рассматривая картины мастеров голландской школы. Ему присущи пасторальность, яркая цветистость, образцовый, холеный вид. Доминанты голландского стиля:

  • партерный газон, центр сада и гордость владельца;
  • живая изгородь;
  • малое количество деревьев (предпочтение отдается цветам и кустарникам);
  • миксбордеры вдоль садовых дорожек;
  • деревенский декор, забавные статуэтки;
  • клумбы в повозках.

Перед фасадом дома, скрытого лианами, красуется очень нарядный газон, окруженный цветниками и декоративными кустарниками – сердце сада. Для его создания подойдут кустистые, с узкими листьями злаки, образующие густой, шелковистый покров. Газон акцентируют штамбовым деревцем, топиаром, небольшим фонтаном или крошечной клумбой с цветами – камассией, гиацинтами, крокусами. Окружает партерный газон живая стриженая изгородь или миксбордер, смешанный цветник со скрупулезно подобранными культурами.
Самой большой популярностью пользуются луковичные: тюльпаны, лилии, нарциссы. Среди фаворитов также дельфиниум, мордовник, наперстянка.

Непременное условие голландского сада – открытость, чтобы им могли любоваться прохожие. Поэтому сплошные заборы не устанавливают, а довольствуются изгородью из можжевельника, самшита, кизила либо ограждением из редких кованых прутьев.
Дорожки засыпают щепой либо галькой, обустраивают площадки, на которых ставят павильоны, элементы декора. А вот скамейки зачастую «врезают» прямо в миксбордер, в живое ограждение.

Голландский сад немыслим без украшений хенд-мейд: во-первых, это повозки, «груженные» цветами. Во-вторых, декоративные мельницы и колодцы, а также колеса, деревянные ведра и бочки, даже комоды и чемоданы, приспособленные под мини-клумбы. Скульптуры чаще забавные, пробуждающие улыбку: каменные лягушки, гномы, вороны, русалки.
Палитра голландского сада – сочная зелень с яркими вспышками алого, синего, белого цвета.

Кантри в ландшафтном дизайне (деревенский стиль)


Простодушная естественность – основа деревенского сада. Он не декларирует идею единения с природой, он и есть сама природа.
Свободный дизайн деревенского стиля не означает, впрочем, полное отсутствие правил. Вон они:

  • простота и легкая хаотичность;
  • дорожки, посыпанные гравием или вымощенные камнями с зазорами, покрытыми травой;
  • наличие плодовых деревьев и огородных грядок;
  • цветы, растущие не только на клумбах;
  • ползучие, вьющиеся растения на заборах;
  • декор из «деревенских» предметов – фрагменты плетеного тына, телеги и колеса, глиняные горшки и кувшины, бочки;
  • плоды в роли цветов – тыквы, физалис, кисти винограда и рябины;
  • объединение садовых и диких культур в одни группы.

Вид деревенского участка – это золотая середина между естественной запущенностью и хозяйственным уходом, красотой и пользой.
Плодовые деревья и кусты, грядки обязательны, в этом, можно сказать, самобытность стиля. Яблони или сливы лучше расположить не кучно и в строгом порядке, а в разных уголках участка. Формировать из грядок полноценный огород тоже не стоит, можно ограничиться пряными, полезными травами.

Дорогие, экзотические цветы не впишутся в ландшафт, пышущий сельской непосредственностью. Но не обойдется такой сад без подсолнухов и мальв, космеи, ромашки, календулы и бархатцев.
Там, где сумрак, можно посадить тенелюбивые хосты, фактурного вида папоротники.
Цветы на подобном участке растут не на клумбах, а просто на свободных лужайках, вблизи плодовых деревьев и между овощными грядками.

Атрибуты деревенского кантри-сада – деревянная или лозовая мебель безыскусного вида, скворечники, качели, грубоватые, ручной работы изгороди, потешное огородное пугало.
Разнообразие кантри-декора практически безгранично: можно использовать деревенскую посуду и утварь, всевозможные кадушки, дышла и коромысла, оформив их цветами.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне


Первый в мире парк появился в округе Сучжоу – китайскому ландшафтному искусству тысячи лет. Зиждется оно на положениях феншуй. Движение воды и ветра, главных стихий в даосском миропонимании, рождает энергию ци, которая должна пронизывать и дом, и сад. Если планировка не учитывает эти премудрости, не регулирует потоки ци, сад не может называться китайским, сколько пагод в нем ни поставь.

Китайцы уверены: энергия ци свободно циркулирует лишь по природным, нерукотворным линиям и контурам. Поэтому в саду не может быть симметрии, параллелей, прямых углов.
Кроме этого, китайский сад подчиняется следующим правилам:

  • все предметы должны составлять единые, завершенные композиции;
  • сад обязан оздоравливать, быть «залом» для занятий цигун и медитации;
  • из любого места должен виднеться новый пейзаж, создавая впечатление безграничности ландшафта;
  • вода присутствует в ипостасях покоя и движения;
  • наличие чайной беседки в укромном закутке тоже обязательно;
  • наконец, многообразие растений – еще одно кредо даосского парка.

Сад в Поднебесной – модель мира, а значит, выглядит так, как будто сосны, бамбук, валуны и ручьи появились сами, много лет назад.
Такой сад обязан создавать впечатление безграничности, а также полноты и насыщенности. Куда бы вы ни повернули, отовсюду должна открываться новая грань красоты.
Ручей с бегущий водой и прудик с водой стоячей – непременные спутники китайского парка. Заботливо отобранные камни располагаются в одном, выбранном по правилам феншуй участке. Особенно ценятся камни необычного цвета и формы.
Законченность композиции предполагает садовую ограду, которая, однако, повторяет все излучины рельефа и стремится слиться с кустами и деревьями. Ведут в китайский сад деревянные врата, увенчанные мудрым афоризмом.

Чайный домик округлой формы ставят на возвышении, откуда хорошо просматриваются дали.
Флора в китайском саду – сплошная символика. Каждое дерево что-нибудь значит: сосна – силу духа, персик – счастье, можжевельник – здоровье, пихта – долголетие… Любят в Китае жасмин, хризантемы и пионы, чайные розы, георгины, ирисы.

Колониальный стиль в ландшафтном дизайне


Колониальное садовое искусство совместило традиции Старого Света с практикой туземцев, жителей колоний. Приметы колониального сада:

  • простые, утилитарные материалы;
  • веранда или терраса как отправная точка сада;
  • растения и топиар в больших кадках;
  • белый деревянный заборчик;
  • несколько сентиментальных скульптур;
  • вольность, легкая рассеянность, сквозящие в манере оформления.

Сад в колониальном стиле начинается на веранде, увитой плюющем и хмелем. Садовые дорожки на голландский манер посыпают щепой или покрывают деревянным настилом, плитняком.
Украшают участок небольшими скульптурами из камня, алебастра, керамики или дерева – это кролики и утки, пухлощекие ангелочки, херувимы и амурчики.

В комплект колониального сада может входить и фонтан – небольшой, стилизованный под рукомойник, расположенный у стен веранды.
Арки и перголы, если есть для них место, предпочтительно кованые, садовая мебель – из струганных досок, ротанга, лозы или бамбука.
Не забудьте про кресло-качалку и гамак.

Растения в саду колониального типа чаруют пестрым разнообразием. В кадках, вазонах, контейнерах, урнах цветут, сменяя друг друга: гиацинты, нарциссы, пионы, лилии, флоксы, бегония, душистый табак и горошек, гвоздики, гортензии. Посуду, в которой они произрастают, можно перемещать, заносить во время холодов на веранду или в дом.

Определенное место отводят съедобным и лекарственным растениям – шалфею, эхинацее, лимоннику, майорану. Среди деревьев превалируют плодовые, ведь в первое время колониальные сады были не столько местом отдыха, сколько источником фруктов и овощей.

Мавританский ландшафтный дизайн


Мавританский сад – воплощенная сказка, оазис, полный красок, звуков и ароматов. Пышность и роскошь – его главные параметры.
К отличительным свойствам такого ландшафта относятся:

  • обособленность, закрытость;
  • принцип чор-бак в основе планировки;
  • классические нормы, симметрия;
  • клумбы в форме квадратов, иногда кругов;
  • бассейны и фонтаны, облицованные арабской мозаикой;
  • обязательное наличие фруктовых, сладко пахнущих деревьев;
    душистые цветы и травы;
  • лежанки, скамейки в тени.

Восточный сад спрятан от посторонних взглядов за каменным забором. Это квадрат, разделенный на четыре равные части (правило чор-бак). С ролью границ между квадратами справляются дорожки, кусты, реже каналы.
Внутри каждого «пазла» – водоем, фонтан или даже бассейн. Персики, айва, абрикосы и груши теснятся рядом с жасмином и розами, намекая на райские кущи. Чего не хватает?
— Правильно, птиц. По мавританскому саду разгуливают павлины, а на деревьях висят клетки с канарейками и попугаями.

Кроме роз для восточных садов характерны тюльпаны, гиацинты, лилии, произрастающие в продолговатых цветниках.

Журчание воды, птичьи трели, благоухание цветов и плодов должны быть осязаемы в любой точке мавританского дендрария.

Детали мавританского ландшафта – удобные, широкие ложа со множеством подушек, беседки в форме шатров, навесы из тонких, воздушных тканей и стеклянных бусин, мозаика.
Палитра – сочная зелень, пурпурный, желтый, фиолетовый цвета.

Стиль прованс в ландшафтном дизайне


По сути, это стиль французских деревень – милый, душевный, грубоватый и изысканный одновременно.
Концептуальные особенности французского сада:

  • фруктовые деревья со сформированными в виде пальметт силуэтами;
  • каменные террасы, подпоры из старого, шероховатого туфа, песчаника или ракушечника;
  • множество цветов пастельных оттенков;
  • грядки с прованскими травами;
  • беседки «под старину» с такой же мебелью;
  • перголы и шпалеры;
  • каменный колодец и (или) фонтан;
  • узкие мощеные тропки, проложенные дополнительно к широким основным дорожкам.

В основном французские виноградники расположены на склонах, поэтому сады, как правило, укреплены террасами и подпорными, из камня, конструкциями. Собственно, достаточно пары широких ступеней, чтобы напомнить об этой традиции.

Покрытая ползучими растениями корявая каменная кладка – фирменный знак прованского стиля, в котором каждый предмет окутан легкой вуалью архаики.

Растения выбирают с листвой различных, но мягких оттенков – яблони, оливы, липы, абрикосы, платаны, дубровник, виноград.
Основные дорожки покрывают керамической плиткой, прямоугольной либо квадратной, дополнительные посыпают белым песком.
Тень во французском саду создают перголы, служащие поддержкой для глициний и клематисов.
Вода на юге – истинная ценность, поэтому некрупный фонтан из дикого камня обязан «прописаться» на участке.
«Изюминка» французских садов – источники, вмонтированные в кладку подпорных стен. Раньше присутствовал также колодец, но сегодня его заменяют бассейном, бортики которого декорируют керамическими вазами с цветами.

Цветов много: гортензии, дельфиниум, лаватера, космея, люпин… Не в меньшем почете пряные травы: лаванда, иссоп, розмарин, чабрец, анис, душица, мята, тимьян.
Для колорита в грядки добавляют тыквы и декоративную капусту.

Создание уголка французской деревушки – дело тонкое, ведь многим растениям придется искать адекватную замену. Главная же трудность – расположить фруктовые и декоративные деревья, кустарники, цветы и травы правильными ярусами, чтобы сад оставался цельной, красочной картиной круглый год.

Беседка и садовая мебель чаще всего деревянные, с патиной и трещинками. Для пущего уюта на стульях и скамьях раскладывают подушки, а вход в альтанку прикрывают кисеей.
Оттенки прованского сада – нежно-зеленый, белый, розовый, небесно-голубой и, конечно же, лавандовый.

Регулярный (классический, формальный) стиль


Прекрасные эталоны такого ландшафта – ансамбли Петергофа, Версаля, Сан-Суси, Тюильри, Гайд-парк и другие комплексы.
Регулярный стиль, иногда его называют ландшафтным барокко , возник во Франции, стержень его концепции – «человек – архитектор природы».

Классицизм, в лоне которого сформировался этот садовый дизайн, проповедовал рационализм и ратовал за логику, ясность пропорций. Немудрено, что регулярному стилю, в частности, свойственны:

  • зеркальная симметрия, прямые аллеи, безупречная геометрия клумб и газонов;
  • главный партер – прямоугольный газон, оформленный античной статуей, изысканным цветником, вазами, цветным песком и гравием;
  • фонтаны, скульптуры и клумбы как центры композиций;
  • боскеты – зеленые «комнаты», окруженные стенами из ровно подстриженных деревьев и кустов;
  • обилие рабаток вдоль дорожек – вытянутых клумб образующих сложный узор;
  • искусственнее пруды идеально правильной, геометрической формы;
  • классические беседки и бельведеры на пересечении аллей, выполняющие роль смотровых площадок, откуда можно любоваться садом;
  • строгих силуэтов топиары, вазоны с цветами;
  • античные статуи или скульптурные композиции.

Все малые архитектурные формы в саду – от фонтанов и скульптур до садовых скамеек – поставлены в тщательно выбранных точках, на перекрестках дорожек, чтобы подчеркивать симметрию территории. Кроме перечисленных предметов, в классических садах широко используют колонны и каменные шары, кованые перголы и арки, четко очерченные, живые бордюры.

Особая роль в регулярном ландшафте принадлежит невысоким деревьям и кустарникам с плотными кронами, которые отлично держат заданную садовниками форму, это: кипарисы, туи, бересклеты, липы, спиреи, клены. Из цветов предпочтения отдается тюльпанам и лилиям, цикламенам.
Оттенки классического сада, кроме естественной зелени – белый, голубой, бледно-желтый.

Ландшафт в стиле «русская усадьба»


Проникнуться духом это стиля можно, читая русскую классику. Жаль только, что русский размах, свойственный старым садам, не воплотить на небольшой территории. Кроме масштабов, усадебный стиль выделяют такие акценты:

  • обтекаемые формы и плавные линии;
  • старые липы, дубы с крупными стволами и раскидистыми кронами;
  • тенистые, укромные уголки;
  • античные скульптуры;
  • искусственный пруд;
  • лужайки с дикой растительностью;
  • павильон или ротонда;
  • живые изгороди, приподнятые цветники;
  • кованые фонари.

Атмосфера русского сада спокойна и задумчива, в нем хорошо уединяться с книгой, грезить о любви.

Обустраивая сад-усадьбу, следует избегать слишком правильных форм и несвойственной русскому менталитету педантичности.

Лавочки, качели и беседки – неяркого цвета, чаще всего белые.
Не стоит увлекаться экзотическими цветами, а газонам лучше предпочесть лужайки, покрытые клевером и одуванчиками. Обязательно должно быть несколько хвойных деревьев, среди которых, конечно же, ель – эмблема русского леса.

В числе аксессуаров, кроме упомянутых, также вазоны, старые, замшелые статуи, кованые решетки.
Гамма русского сада – акварельная, без крикливых компонентов, в ней превалируют белый, небесный, розовый, лиловый и кремовый оттенки.

Средиземноморский (итальянский) стиль садового дизайна


Это южный вариант ландшафта, курорт у дома.
Выразительные штрихи:

  • игра света и тени;
  • патио как центр композиции;
  • тропические растения в керамических кадках;
    бассейн;
  • перголы и зонты;
  • широкие, крашеные белой краской скамейки;
  • мощеные мозаикой дорожки и площадки;
  • каменные террасы или широкие ступени.

Средиземноморский сад – синтез камней, терракоты, растений, окружающих воду в бассейне. Планировка строгая, ведь родина классических канонов – Средиземноморье, Эллада и Рим.
Патио покрывают керамической плиткой; для тентов используют белую, голубую, желтую парусину.
Озеленяют территорию пальмами в кадушках, кипарисами, магнолиями, акацией, серебристыми оливами, миндалем и фисташками. Проявляют топиарное мастерство, подстригая кроны в виде шаров и пирамид. Культивируют крокусы, гиацинты, вьющиеся розы, львиный зев и левкои, лилии, примулы. А также сухоцветы – бессмертник, кермек, декоративные луки и злаки.

Впишутся в концепцию итальянского сада перголы, увитые плющом и нависающие над аллеями, гроты.

Аксессуары и декор – вазоны в форме амфор, цветочные кашпо на фоне белых стен и ставен, коринфские колоны и портики, имитация античных развалин.
Цвета сада – оттенки песка и моря.

Японский ландшафтный дизайн


Традиционный сад в Японии – часть мировоззрения, территория не для веселья, а для раздумий и созерцания. В нем нет случайностей, эстетики ради эстетики: все компоненты символизируют определенные стихии, выражают инь и янь.
Японским садам чужды западный рационализм с его прямолинейностью, неестественной симметрией и геометрией.
По сути, это слепок, игрушечная копия масштабного пейзажа, в котором присутствуют реки и горы, высокие деревья и низкие кустарники.

Приметы японского сада:

  • асимметрия как основа планировки;
  • множество камней от довольно больших валунов до мелкого гравия, группы из них (сады камней);
  • кроны деревьев, сформированные в виде холмов;
  • разнообразие водоемов: ручей, пруд, каменная чаша с водой;
  • мощеные, пошаговые тропы;
  • «сухие» ручьи;
  • мох, папоротники;
  • изгороди из бамбука, ворота;
  • беседка — чайный домик.

Японский сад отличается укромностью – чаще всего он скрыт за стенами, благодаря чему, а также валунам и гротам, ассоциируется с убежищем.

Все водные объекты в японском саду имеют природный облик – то есть, это не фонтаны и не бассейны.

Одна из важных характеристик японского сада – его внесезонность, он планируется так, чтобы способствовать размышлению и созерцанию в любое время года. Сад должен радовать глаз и ранней весной, и поздней осенью, и даже зимой. Для этого используют не только вечнозеленые растения, но и японские фонарики в ветках, деревья с извилистыми стволами, причудливые корни и коряги.

Атрибуты сада в японском стиле – скамейки из грубо распиленного дерева или из камня, изящные, выгнутые мостики над ручьями, канаты.
Дорожки в таком парке непростые, они символизируют жизненный путь и покрыты плоскими, каждый на шаг, камнями.
Типичная флора – сосна и клен, вишня, бамбук. Непременно следует включать растения, листья которых приобретают алый, пунцовый, багряный цвет.
Гамма японского сада – серо-зеленый, белый, коричневый, красно-коричневый, карминовый; переходы от цвета к цвету нерезкие, размытые.


Несмотря на то, что направление подразумевает лаконичность и предельную упрощенность, реализовать идею минимализма в саду довольно сложно. Ведь её предстоит воплотить, применяя минимальное количество инструментов.
Принципы такого сада:

  • использование перепадов рельефа для разделения на зоны;
  • простор, обособленность предметов;
  • ступени, лестницы;
  • прямые, как стрелы дорожки;
  • геометрический правильный водоем.

Садовые аксессуары и декор минималистического сада перекликаются с хай-теком, но менее разнообразны. Это, в частности, полированные шары из металла, камня или бетона, строгие, но эффектные светильники-диоды, окрашенный гравий, негромоздкая уличная мебель из пластика либо алюминия.

Отсыпки гравием и щебнем могут вовсе заменять газоны. Деревья и кустарники отличаются графичностью форм – это платаны, ели и туи, колоновидный можжевельник.

Для вертикального озеленения используют хмель, актинидию, дикий виноград. Для покрытия почвы подойдут осоки и папоротники, мхи и злаки.
Цветы?
— Без них не обойдется даже минимализм, однако ярких растений должно быть немного, две — три культуры. Циннии, петунии, астры, хризантемы высаживают в деревянные или пластиковые ящики, что подчеркивает урбанистический дух стиля.
Краски минимализма – серый, серебристый, белый, бежевый, светло-коричневый.

  • упор на структуре сада, на малых архитектурных формах;
  • плавные, дугообразные, волнистые линии;
  • использование современных материалов;
  • обилие акцентов;
  • контрастность цвета и текстур, чередование хорошо освещенных участков и затемненных;
  • асимметричные клумбы и цветники.

Модерн ближе к пейзажному стилю с его отрицанием правильных, неприсущих живой природе очертаний. Но свобода стиля не безгранична, скорее даже – хорошо дозирована.

Центральной точкой сада-модерн является . Растительность высаживается группами, в середине которых что-нибудь необычное, экзотический кустарник, например, или деревце с оригинального цвета листьями, яркими ягодами, причудливым стволом.
Для создания контрастов сочетают высокий дуб и приземистую иву, обычные породы с карликовыми. Широко используются ползущие растения вроде дикого винограда, плюща и клематиса.

Вычурности, загадочности, которых требует стилистика, добавляют ирисы, лилии, настурции, маки, ландыши, нарциссы, пестрые суккуленты и разлапистые папоротники.

Подробности сада-модерн – четких абрисов цветочные контейнеры, крупные, бетонные либо терракотовые плиты, фактурный садовый паркет, фигурки птиц, жуков и бабочек. А еще кованные решетки с растительным узором, вмонтированные в беседки, лавочки, фонари и ограды.

Расцветка сада – бежевый, шоколадный, серебристый, розовый, бордовый, синий тона.

Хай-тек в ландшафтном дизайне


Да, модный этот стиль пробрался и в природу, подчинив её новейшим технологиям. Такой ландшафт отличают:

  • выразительные, рубленые формы, четкие границы, прямые углы;
  • полированные камень и дерево;
  • крупные детали из стекла, металла, отделка композитными материалами;
  • прямые или зигзагообразные аллеи;
  • очень ухоженный, гладкий газон;
  • опоры для вертикального озеленения;
  • чеканной формы водоем в бетонной окантовке;
  • прямые, будто клавиши ступени;
  • современные светильники как средство декора и ландшафтная подсветка;
  • ограждения в виде кубов, прямоугольников, шаров.

Хай-тек не предусматривает ярких цветников, призывая отказаться от пышных клумб, обилия красок.
Для озеленения выбирают не очень высокие деревья и кустарники с жесткими, плотными кронами – самшит, ели, можжевельник, платаны.
Живую изгородь формируют из барбариса, боярышника, кизильника. На газонах разбивают небольшие, своеобразные клумбы из папоротников, хостов, суккулентов.

Прямые дорожки аккуратно и плотно покрыты бетонной плиткой, деревянными плашками либо посыпаны белым, крашеным гравием.

Искусственных прудов может быть несколько, автономных или соединенных между собою, обязательно правильных форм, с бетонными «берегами».

Однако, сад в стиле хай-тек вовсе не лишен декора. Его украшают шарами и шароподобными вазами из полированного камня и зеркального металла, абстрактными монументами, светодиодными лампами.
Ровной, «космической» подсветкой оснащают контейнеры для растений, бортики бассейна и ступени к нему, футуристические скульптуры.
И также в числе аксессуаров – сферические беседки из металла или древесины, искусственные камни, компакт-диски на ветках.

Общий колорит – смесь серого, шоколадного, серебристого, синего, фиолетового. Разбавляют сдержанную палитру мазками красного, рыжего, черного цвета.

Экостиль в ландшафтном дизайне (натургарден)


Ландшафтный дизайн в стиле эко – модное сегодня увлечение. Суть затеи – в минимальном вторжении в природную среду ради сохранения максимальной натуральности пейзажа.
Натургарден – локальная, самодостаточная экосистема, в которой все элементы связаны и поддерживают друг друга. Его признаки:

  • материалы естественного происхождения, типичные для данной местности;
  • подлинность, нерукотворность рельефа;
  • сочетание садовых цветов с дикорастущими, растений и камней;
  • природные лужайки, покрытые не газонной травой, а дикой, полевой;
  • неровные, прерывистые дорожки, небрежно, с зазорами выложенные камнями;
  • лесные деревья и кустарники.

Основа эко-сада – флора, характерная для местности. И не только потому, что это отвечает критерию максимальной естественности. Но и потому, что такие растения устойчивы к вредителям и не требуют средств химической защиты.

Дорожки покрывают камнем, дерном или галькой – они должны быть не прямые, но и не слишком извилистые, чтобы не выделяться из среды.

Атрибуты экологического дизайна – примитивная на вид мебель из дерева, лозы или ротанга, каменный очаг или кострище, шалаш либо навес. Пни и коряги, спиленные деревья в эко-саду заменяют скамейки и статуи, а небольшое болотце, окаймленное камышами, – фонтан.

Декор садика неброский: фонари, например, из бутылок, подвешенных к деревьям, кормушки для птиц, поделки из лозы или пеньки. Украсит эко-участок и домик для жуков, улей.

Растительность подбирают таким образом, чтобы она приносила пользу фауне, ладила с букашками и птицами. Это, например, цветы-медоносы, привлекающие пчел, кусты, где заведутся ежики, ягоды, которыми будут кормиться пернатые.
Палитра экологического сада – неяркие, природные тона.

Сад – продолжение дома, и выбор его стиля вы осуществляете не тогда, когда покупаете семена цветов и саженцы деревьев. А намного раньше, когда решаете, каким будет , его обстановка. Ведь согласитесь, трудно представить сад в регулярном стиле, примыкающий к дому в стиле хай-тек. Или восточный, исламский ландшафт с английским коттеджем…
Впрочем, совершенно не обязательно пытаться воплотить ту или иную ландшафтную затею, используя все, от А до Я ресурсы стиля. Порой достаточно немногих или всего несколько стилевых элементов, чтобы сад приобрел эффектный, запоминающийся облик.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: