Социальное действие по М. Веберу

Социальное действие.

Признаки социального действия

Социальное действие и социальное взаимодействие

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер . В первую очередь, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделœением следующих признаков:

· нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).

· волентаричность (ᴛ.ᴇ. связь с волей субъекта͵ обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)

· наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие воспринимается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделœением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др.
Размещено на реф.рф
индивидов. Анализ действия как системы: воспринимается как открытая система (ᴛ.ᴇ. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Вы читаете данный текст, текст главы учебного пособия. Как вид активности чтение связано с определœенными затратами энергии, нормальным функционированием головного мозга, определœенными мыслительными операциями, позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. При этом эти психофизические процессы не являются предметной областью социологии, хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий тест, должна быть рассмотрен социологически?

Прежде всœего, внимание должно привлечь побуждение человека к определœенной активности, то, что выступает непосредственной побудительной причиной действия, его мотивом. Тут можно предположить связь с желанием или обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство. В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему побуждений и план определœенных действий вместе с образом желаемого результата͵ целью. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем если речь идет о любознательности как таковой, то результатом будет само получение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая и чтение, выступает как средство.

Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантов поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, "любопытствовать" или послушать музыку... Результаты выбора определœены были оценкой ситуации: насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообще не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целœенаправленную активность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источника информации - как объект приложения ваших усилий.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, чтение книги связано с решением неких жизненных проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих, то есть соответствует основным признакам социального действия . Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).

При этом читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с кем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе связанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферу действия социального института образования, а значит, ваша активность организована и ограничена определœенными нормами. Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуете определœенные способы мышления, демонстрируете способность работы с различными знаковыми системами как элементами культуры. Вместе с тем, сама включенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что вы разделяете определœенный набор существующих в обществе ценностей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ваше действие чтение, возможно лишь в рамках общества с определœенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что существует достаточно длительная традиция исследований социального действия в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описание становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь общества.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всœегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия . Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, - в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого поведения . Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики .

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целœенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия : во-первых, связанный с целœеполаганием, выработкой целœей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целœеполаганию, ᴛ.ᴇ. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целœей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата . В самом широком значении средство - это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия - синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта͵ средств - цели и характеру объекта. В динамическом аспекте действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта на базе возрастания потребностей.

Механизм реализации действия помогает описать так называемая "всœеобщая функциональная формула действия": потребности - их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия - их операционная реализация в ходе координируемой определœенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.

Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальном действии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий и таким образом уже выступает теоретическим инструментом социологического исследования. При этом для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем, крайне важно дальнейшее членение элементов этой модели. И прежде всœего в более детальных характеристиках нуждается субъект действия.

Субъект действия должна быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (к примеру, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности - особое состояние субъекта͵ порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всœех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии - это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение - это является уже потребностями социальными.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, к примеру, здоровье человека или сплоченность группы.

Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта͵ определяет его уровень притязаний , ᴛ.ᴇ. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями . Ценностные ориентации - это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Οʜᴎ связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса . В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта͵ а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес должна быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, ᴛ.ᴇ. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.

Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, ᴛ.ᴇ. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений - стимулов . Стимулы - дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определœенных действий.

Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации.

Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации исходя из уровня потребностей.

1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом индивида . Сюда входят, прежде всœего, мотивы обеспечения жизненных благ . В случае если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всœего на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания . Οʜᴎ фиксируют стремление человека к определœенному роду занятий. Для человека в данном случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа . Οʜᴎ выражают стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе.

2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм . Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или "чести мундира".

3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла . Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.

Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а множество мотивов. Даже в частном примере, с которого начата глава, можно предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает положительное отношение к действию.

Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения, к примеру, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного их вида. К примеру, мотивы обучения изменяются исходя из года обучения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, важнейшие характеристики мотивации действий - это множественность и иерархичность мотивов, а также их определœенная сила и устойчивость.

В исследовании мотивации используются различные методы: опросы, эксперименты, анализ статистических данных... Так, результаты лабораторных экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик, вы, вероятно, имеете в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее для вас крайне важно сть сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем выше способность сконцентрировать на этом делœе внимание, личные способности и организаторские таланты. В случае если вернуться к экспериментам лабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции - это психологическая характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом, всœе более становится междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов людей о мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых вопросов. К примеру, вряд ли принœесет пользу прямой вопрос: "Устойчивы ли ваши профессиональные ориентации?" Больше информации можно получить, задав вопрос: "Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?" При этом, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.

Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целœеполагания и целœеосуществления. Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате действия рационально , в случае если в рамках наличной информации субъект способен к расчету целœей , средств и результатов действия и стремится к их максимальной эффективности . Связь между объективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, что из двух определœенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целœей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта͵ это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на базе оценки их эффективности для достижения цели. Οʜᴎ инструментально подчинœены ей, но больше связаны с ситуацией.

Действия такого типа, целœерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всœего, целœерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что воспринимается как средство, теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целœеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Вместе с тем, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целœей средствами, утрату изначальных целœей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.

При этом данный вид целœеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целœеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целœей и расчленения целœей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.

В результате работы самопознания, постоянного доминирования определœенных мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а также в связи с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель может возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план - целостный, свернуты и потенциальный. В соответствующих ситуациях он обеспечивает мгновенное принятие решений. Такой механизм целœенаправленности обеспечивает формирование и производство целостной, неповторимой личности.

Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целœенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределœенности, создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемой ситуации.

Целœенаправленность должна быть определœена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. При этом во всœех случаях целœеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всœегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целœей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целœеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, ᴛ.ᴇ. сам овладеть миром.

Инструментом такого овладения может стать и время, в случае если человек умело распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всœегда соотносит свои действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает активное отношение к нему, отказ от восприятия времени как самостоятельной силы, принудительно разрешающей проблемы. Основное свойство времени - быть последовательностью событий - человек использует, располагая свои действия в некотором произвольно не нарушаемом порядке, разводя "сначала - потом" в своих действиях и переживаниях. Используется и основная структура времени: "прошлое - настоящее - будущее". Так, настоящее, "теперь" для субъекта не мгновение, а период, когда выбор еще не сделан. Ориентация в прошлое, будущее или настоящее меняет ключевое звено в этой структуре.

Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное удаление от всœех "частностей", и постепенное приближение к ним. Такая модель будет "рабочей" в исследовании различных видов деятельности, будь то промышленное производство или научное творчество; в решении задач управления, касаются ли они стимулирования работников или организации рабочего времени руководителя... Это возможно потому, что индивидуальные, уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, которые мы рассмотрели в этой главе. Их набор составляет своего рода формулу. Учитывая зависимость отзначений, которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, и должна быть описано бесконечное многообразие социальных действий.

Социальное действие. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальное действие." 2017, 2018.

Можно ли отыскать на Земле совершенно изолированного от других человека? Очевидно, нет, так как человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Более того, одно лишь знание о присутствии где-то других людей может весьма существенно изменить поведение индивида. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Попытаемся проследить их развитие, останавливаясь на наиболее важном примере, а именно - социальном действии.

Понятие "социальное действие" - одно из центральных в социологии.

Действие вообще - это поступок, энергия, процесс ввиду личностно значимой цели. Оно всегда характеризуется набором свойств, имеет смысл и значение.

Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

Сущность социального действия

Сущность социального действия . Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него".

Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет по крайней мере две особенности:

· во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным.

· во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.

Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действиями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещные объекты. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Характерен в этом отношении пример, приводимый М. Вебером: случайное столкновение двух велосипедистов может быть не более чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последующая за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта - это уже социальное действие. Очевидно, что провести четкую грань между социальными и несоциальными, так называемыми природными, или естественными, действиями крайне сложно.

Еще сложнее определить осознанность, рациональность поведения, которая составляет неотъемлемую черту социального действия. Многие поступки людей бывают совершенно неосознанными, автоматическими, например поведение человека в результате приступов гнева, страха, раздражения, когда он действует не задумываясь о происходящем. Даже если такие действия направлены на: других людей, в соответствии с теорией М. Вебера их нельзя считать социальными. Другое дело, если индивид действует обдуманно, ставя перед собой цели и добиваясь их реализации, изменяя при этом поведение других людей. Такие действия можно считать социальными., Однако многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и целесообразности, скажем, в действиях политика, борющегося со своими соперниками, во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях. В связи с этим полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.

Социальное действие - это достаточно сложное явление. Оно должно включать в себя:

1) действующее лицо;

2) потребность в активизации поведения;

3) цель действия;

4) метод действия;

5) другое действующее лицо, на которой направлено действие;

6) результат действия.

Социальные действия, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией.

Мотивация

Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Другими словами, мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие

Важность изучения генезиса и структуры социального действия, а также сопоставления отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия, или, наоборот, согласованности действий подчиненных и т.д. Любая социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий ее членов. Таким образцом социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.

Социальное действие – любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и пр.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.

Некоторые исследователи отождествляют социальное действие с социальным взаимодействием. Так, Ю.Е. Волков считает, что социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Такое утверждение является неверным. Социальное действие предполагает социальное взаимодействие, но оно может быть и односторонним, т. е. остаться без ответного действия. Например, человек, попавший в беду и зовущий на помощь других людей, надеется, что он будет услышан, и ему помогут, т. е. ждет взаимодействия. Но он может быть не услышан, и его социальное действие останется односторонним актом.

В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй – М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. Основными признаками социального действия (по Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1) целерациональное – это осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;

2) ценностно-рациональное – это действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);

3) традиционное – это действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо перестанавливать свои ноги. Мышление подключается лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности в передвижении. По мнению Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и других наук, но не социологии;

4) аффективное – действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому анализу.

Т. Парсонс предложил свою «общую систему человеческого действия», которая включает в себя «социальную систему», «систему личности», «систему культуры». Каждая из перечисленных подсистем имеет в общей системе социального действия свое функциональное значение. Социальная система решает проблемы социального взаимодействия и интеграции общества; культурная система – сохранения и воспроизводства образов: личностная система – исполнение целедостиженческих функций.

Дальнейшее развитие теория социального действия получила в трудах таких социологов как А. Турен, Ф. Знанецкий, Ю. Хабермас, Дж. Александер, П.Л. Бергер и др. Современные исследователи в своих концепциях стремятся учитывать одновременно объективные факты и субъективные мотивы социального действия, а так же новейшие научно-технические достижения и реальные изменения произошедшие в последние годы в гражданском обществе, в мировых культурах и цивилизациях. При этом приоритет отдается мотивационно-деятельностной компоненте социального действия.

17. В чем суть социального взаимодействия?

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, процесс обмена действиями между двумя и более акторами. Социальное взаимодействие – одно из ключевых понятий в социологической теории, так как все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других – «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального взаимодействия всегда находилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли такие ученые-социологи как М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.

М. Вебер считает, что источником социального действия и взаимодействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качества как осознанность, рациональность и ориентированность на других.

По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению. При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х годов XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов. Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат; или напротив – желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение.

Дальнейшее развитие теория социального взаимодействия и интерпретация через концепцию социального обмена получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.

Понятие «социальное действие (деятельность)»свойственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие - проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), которые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму своего интереса. Живя в обществе подобных себе, соответственно имеющих свои интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В этом случае действие приобретает характер социального действия, т. е. характерными признаками социального действия (деятельности) являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае - жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С точки зрения К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир, который реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В соответствии с ней действие становится социальным, когда оно:

является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;

социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным, т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными.

Два последних типа действия, по существу, не являются социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия в полном смысле слова являются социальными действиями, имеющими определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М. Вебер, выступает постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности, по Веберу, - судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом, особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно этой концепции, реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:

субъект - актор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;

ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор - это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;

совокупность сигналов и символов, посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;

система правил, норм и ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо которых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет соответствующие им четыре основные функции. Первую из них составляет адаптация, нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функция заключается в цeлeдocтижeнии. Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция - третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметр действующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию своих акторов, что и составляет четвертую функцию.

Суть этой функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций - накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на эти нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Эта функция не сразу бросается в глаза, поэтому Т. Парсонс назвал ее латентной.

Мотив - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку, которое подталкивает человека к действию. Определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности соответствующий интерес. Для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в соответствии с которыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия включает в себя индивидуальную цель и ориентацию на других, их возможную ответную реакцию. Поэтому конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности.

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься эти две стороны единого целого, многообразные объективные условия и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды:

материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);

познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);

ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);

коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.;

художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);

спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

Социальное действие - это система взаимосвязанных актов и поступков, ориентированных на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей и воздействующих на них.

В самом общем виде структуру человеческой деятельности (см.

Деятельность) можно разделить на единичные акты, повторяющиеся акты (поступки) и сами действия (творческая реализация единичных актов и поступков, направленных в конкретное русло). Таким образом, человеческие действия содержат в себе составные части (например, принятие решения, реализация действия, контроль за его осуществлением), которые объединены в осознанный процесс.

Человеческие действия являются: 1)

преднамеренными, т.е. всегда обладают определенным смыслом для того, кто их воспроизводит; 2) зависящими от ранее поставленных задач; 3) зависящими от ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта. Наличие такой внутренней логики означает, что действия и поступки людей поддаются как обыденному истолкованию, так и научному исследованию, в том числе в рамках социологической науки.

Необходимость в выделении понятия «социальное действие» можно объяснить следующим образом. Поскольку многие поступки людей становятся объектом социологического анализа, может возникнуть иллюзия, что любые действия человека являются социальными действиями. Однако это не так. Если поступки индивида вызваны потребностями, связанными с какими-либо неодушевленными предметами или явлениями природы, либо с потребностями, реализация которых не подразумевает како- го-либо участия других людей, то оно не может быть названо социальным действием. Действия людей становятся социальными только тогда, когда они находятся в связи с действиями других людей и могут испытывать влияние поведения других. При этом подразумевается, что для данных поступков можно выявить определенную мотивацию индивида или группы, т.е. социальное действие является осознанным со стороны действующего и его осуществление вызвано теми или иными потребностями и интересами. Таким образом, субъектом социального действия является действующий субъект (актор), а объектом социального действия является тот, на кого направлена деятельность.

Понятие «социальное действие» непосредственным образом связано с концепциями мотивации, потребностей, ценностных ориентаций (как регуляторов действий), норм и социального контроля.

Это понятие введено в научный оборот М. Вебером (1864-1920) для обозначения действия индивида, направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей.

В своей «понимающей» социологии он говорит о том, что предметом социологического исследования должно быть действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом и ориентированное на других людей. При этом социальные институты и социальные группы могут рассматриваться только как способы организации действий отдельных индивидов, но не в качестве субъектов действия, поскольку только мотивы и установки индивида можно истолковать однозначно.

М. Вебер выделил четыре идеальных типа социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

Целерациональное действие подразумевает высокую степень ясности и осознанности своей цели со стороны действующего субъекта; при этом средства для достижения цели выбираются рационально, с точки зрения целесообразности и ориентации на успех, а также учитывающего отношение общества к этому виду деяельности. Это, по Веберу, наиболее важный тип социального действия, так как он служит моделью, с которой соотносятся все остальные его вцды. С методологической точки зрения целерациональное действие является самым понятным, его проще всего истолковать, его мотивы максимально очевидны. По мере убывания рациональности действие становится все менее понятным, его непосредственная очевидность становится все меньшей.

Ценностно-рациональное действие подразумевает, что действующий субъект ориентируется не на возможные последствия, а в первую очередь на свои сознательные убеждения, и выполняет то, что, как ему кажется, требуют от него его ценности: этические, эстетические, религиозные. Иными словами, ценностнорациональное действие может не быть ориентированным на успех, но зато всегда осуществляется в соответствии с нормами или требованиями, которые действующий считает предъявленными к себе. То есть целью и результатом такого действия является само действие, подразумевающее выполнение «заповедей».

Аффективное действие подразумевает, что действующий ориентируется на чувства и аффективное восприятие действительности. Поскольку такие действия наполняются смыслом через эмоции, рациональный расчет у подобного действия обнаружить затруднительно.

Традиционное действие означает ориентацию на соблюдение сложившихся норм, правил, привычек, т.е. действующий может не задумываться о его смысле. Традиционные действия могут быть лишены непосредственной практической целесообразности. Цель данного типа социального действия - символизировать определенные социальные отношения, служить формой их наглядного выражения и закрепления.

Ф. Знанецкий (1882-1958), развивая идеи М. Вебера, обратился к разработке структуры социального действия. По Зна- нецкому, в социальном действии в качестве объекта и субъекта выступают осознающие себя и сознательно действующие индивиды или группы людей. При этом социальные действия подразделяются на приспособление (изменения происходят без угроз и применения насилия) и оппозицию (изменения происходят под воздействием угроз и репрессий).

Знанецкий также пришел к выводу о том, что основой для формирования и оценки социальных действий являются ценности, но оговаривается, что это справедливо только для стабильной социальной системы.

Т. Парсонс (1902-1979), работая над типологией социальных систем, обращался как к проблемам классификации социальных действий, так и к дальнейшей разработке их структуры. Парсонс выделил три исходные подсистемы действия», культурную, личностную и социальную, и ввел понятие «элементарное действие. Элементарное действие является базовой единицей системы действия и включает в себя следующие компоненты: действующее лицо, цель, ситуацию и нормативную ориентацию. В теории социального действия Парсонса действие рассматривается так, как оно представляется самому действующему лицу, т.е. субъективно. Действие производится в определенных условиях; при этом оно, как и в концепции М. Вебера, может различаться по типу целеполагания: цели социального действия могут быть произвольными, случайными или выбранными на основе какого-либо знания.

Американский социолог Дж. Александер, рассматривая социальное действие на макроуровне, приходит к выводу о том, что оно зависит от трех ключевых компонентов: культуры, индивидуальности, социальной системы. Это перекликается с идеями Т. Парсонса.

Ряд авторов, в том числе и сам М. Вебер, разделяют социальное действие и социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие можно определить как обмен действиями между двумя и более акторами, в то время как социальное действие, хотя и ориентируется на внешнюю среду, может в ряде случаев остаться односторонним. Таким образом, социальное взаимодействие складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий.

Более того, сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия. Так, по мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие - это социокультурный процесс, т.е. такой взаимный обмен коллективным опытом и знаниями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

Наибольшее развитие теория социального действия и социального взаимодействия получила в рамках таких подходов, как концепция социального обмена (Дж. Хомане), символический интеракцио- низм (Дж. Мид), феноменология (А Шюгц), этнометодология (Г. Гарфинкель).

В концепции социального обмена социальное взаимодействие рассматривается как ситуация, в которой каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. Для представителей символического интеракци- онизма во взаимодействии особое значение приобретает не столько само действие, сколько его интерпретация через символы, связанные с этим действием. В рамках феноменологического подхода обращение к смыслу действия непосредственным образом связано с изучением жизненного мира деятеля, а следовательно, и субъективной мотивации тех или иных действий. Для этнометодологов особую важность приобретает раскрытие «истинных смыслов» тех или иных социальных действий.

Среди современных концепций анализа социальных действий особый интерес представляет концепция хабитуса, разработанная П, Бурдьё. Согласно этой концепции, хабитус является социальной предрасположенностью агентов (активно действующих субъектов) поступать определенным образом. Это своеобразная «схема откликов» на жизненные события, которая формируется в результате предшествовавшего жизненного опыта. Таким образом, социальное действие на ходится в локальной системе координат хабитуса. Бурдьё говорит, что хабитус является устойчивой структурой и сам себя защищает от кризисов, т.е. он отрицает ту новую информацию, которая способна поставить под сомнение уже накопленную. Следовательно, человек делает выбор мест, людей и событий, поддерживающих ту устойчивую среду, к которой хабитус приспособлен. Человек, совершая социальное действие, имеет те или иные потребности. И он выбирает, какие именно социальные институты из всего многообразия действующих в сфере удовлетворения данной потребности подходят в рамках его хабитуса, т.е. включается процесс «социального распознавания». Мы ощущаем, как что-то позволяет нам вступать в контакт или же мешает, дает нам возможность совершить одноразовое социальное взаимодействие либо участвовать в нем регулярно, а также позиционировать себя в той или иной роли.

В современную эпоху для формирования и оценки социальных действий ценностных ориентаций и установок, как полагал Знанецкий, недостаточно - в постоянно меняющемся обществе подобная основа не может считаться устойчивой. Принимаемые информационные потоки требуют гибкой и динамичной реакции, ориентации на непосредственный опыт «здесь и сейчас». Поэтому с позиции современной социологической теории наряду с ценностными ориентациями и традиционными регуляторами социальных действий приходят социальные практики - программы в условиях неопределенности, гибкие сценарии согласованных поступков и акций.

Здесь уместно привлечь внимание к теории структурации Э. Гидденса, отрицающей парсоновскую трактовку действия. Он предлагает пользоваться понятием «agency» (агентность), что близко идеям западноевропейских марксистов 1970-х гг., согласно которым человек всегда субъект, и он волен поступать так или иначе или не действовать вообще. По Гидденсу, агентность - это не ряд дискретных актов, соединенных вместе, а непрерывный поток поведения, «поток реальных или планируемых вмешательств телесных существ в постоянный процесс события-в-мире». Агентность - осознанный, целенаправленный процесс, сопровождаемый «мониторингом» субъекта действия своего поведения, ситуации и т.д. (Э. Гидденс, 1979).

Социальное действие является одним из базовых социологических понятий. Специфика социологического подхода в использовании данного понятия заключается в способах классификации человеческих действий, а также в спосо-. бах их операционализации.

Операциональное определение социального действия состоит из описания направленного процесса (На что направлен? Кем направлен? В каких условиях направлен? Каков выбор программы действия? Как происходит реализация действия? Как происходит контроль за результатами?).

Следовательно, классификация человеческих действий в социологии может быть сделана по следующим основаниям: способу функционирования (произвольные и непроизвольные); степени включенности эмоционально-волевых компонентов (волевые, импульсивные); прагматическому основанию (управляющие, мнемические, исполнительные, утилитарно-приспосо- бительные, перцептивные, умственные, коммуникативные); степени рациональности (целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные, традиционные).

Многообразие социальных действий можно свести к четырем основным группам: 1)

действие, направленное на стабилизацию (нормативное поведение); 2)

целенаправленное действие, связанное с изменением данной социальной системы или условий деятельности (инновация); 3)

действие, преследующее цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности (социальная адаптация); 4)

девиантное действие, предполагающее исключение личности, группы или какой-либо другой общности из нормативно одобренных норм права и морали (социальная девиация).

Таким образом, современная трактовка социального действия обогащает и превосходит представления и аргументацию Т. Парсонса и Дж. Мида, которые остаются своего рода идеальными образцами, показывающими полярные подходы к обоснованию действия. Получая свое развитие в современном ракурсе, теория социального действия создает новые модели, которые все больше тяготеют к индивидуалистическому истолкованию действия как процесса в противовес его холисти- чески однопорядковому подходу.

Основная литература

Вебер М. Основные социологические понятия // Изб. произв. М., 1990. С. 613-630

Давыдов Ю.Н. Действие социальное. Действие целерациональное. Действие ценностно-рациональное // Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.

Давыдов Ю.Н. Действие социальное // Социологическая энциклопедия. Т. 1. М., 2003. С. 255-257.

Действие // Большая психологическая энциклопедия. М., 2007. С. 128.

Дополнительная литература

Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М., 1996.

Бурдьё Л. Начала. М.: Аспект Пресс, 1995. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. Волков В.В. О концепциях практик(и) в социальных науках // СОЦИС. 1997. № 6.

Ионии Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Логос, 1998.

Каген М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002.

Смелзер Н.Д. Социология // СОЦИС. 1991. N° 8. С. 89-98.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. A.

Социальное действие — это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей.

В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия.

Так, по мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек1 имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Понятие «социальное действие» было введено в социологию М. Вебером для обозначения действия индивида (отдельных обособленных индивидов), направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на других людей. Основными признаками социального действия (по М. Веберу) является осознанная мотивация и ориентация на других. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

  • 1) целерациональное действие — осознанное действие, направленное на достижение определенной цели. В этом действии цель является основным мотивом;
  • 2) ценностно-рациональное действие — действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определенную ценность. Следовательно, в этом типе социального действия основным мотивом является ценность (этическая, религиозная, идеологическая, культурная и др.);
  • 3) традиционное действие — действие, совершаемое в силу привычки, традиции, как бы автоматически, например, мы идем по улице и не задумываемся о том, как необходимо переставлять свои ноги. Мышление «подключается» лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности в передвижении. По мнению М. Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и других наук, но не социологии;
  • 4) аффективное действие — действие, детерминированное эмоциями и по этой причине также не осознаваемое, т. е. не подлежащее социологическому анализу.

Т. Парсонс предложил свою общую систему человеческого действия, которая включает социальную систему, систему личности, систему культуры . Каждая из перечисленных систем (подсистем) имеет в общей системе социального действия свое функциональное значение. Социальная система решает проблемы социального взаимодействия и интеграции общества; культурная система — сохранения и воспроизводства образов; личностная система — исполнение целедостиженческих функций.

Предложенная Т. Парсонсом структурно-функциональная теория социального действия в значительной степени «ограничивает» (предопределяет) деятельность индивида существующей институциональной системой, за что она (теория) неоднократно подвергалась аргументированной критике.

Дальнейшее развитие теория социального действия получила в трудах таких социологов, как А. Турен, Ф. Знанецкий, Ю. Хабермас, Дж. Александер, П. Л. Бергер и др. Современные исследователи в своих концепциях стремятся учитывать одновременно объективные факты и субъективные мотивы социального действа, а также новейшие научно-технические достижения и изменения, произошедшие в последние годы в гражданском обществе, в мировых культурах и цивилизациях. При этом приоритет отдается мотивационно-деятельностной компоненте социального действия.

Так, активный сторонник концепции постиндустриального общества французский социолог А. Турен вводит в теорию социального действия понятие «социальный субъект », под которым на социальном уровне он понимает социальные движения. П. Л. Бергер считает, что между дюркгеймовской объективной детерминированностью социального действия и веберовской субъективной мотивацией социального действия в сущности нет противоречий. Просто оба эти феномена существуют одновременно, обусловливая и объясняя друг друга: «общество определяет нас, а мы, в свою очередь, определяем общество» . По мнению Дж. Александера, социальное действие детерминировано тремя основными составляющими: культурой, индивидуальностью и социальной системой.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: